Что такое культурный ландшафт? Культурный ландшафт как объект природного и культурного наследия Почему культурный ландшафт можно считать образцом рукотворного

Лекция №12

Культурный ландшафт.

История представлений о культурном ландшафте.

Концепция культурного ландшафта активно утверждалась рядом видных натуралистов:

Лев Семенович Бepг (1876 – 1950) - цель географического исследования изучение и описание ландшафтов как природных, так и культурных.

Культурный ландшафт это такой ландшафт в котором человек и произведения его культуры играют определяющую роль.

Город, деревня, парк, пруд, лесная полоса - составные части культурного ландшафта.

Концепция культурного ландшафта нашла отражение в трудах отечественных ландшафтоведов:

Александр Иванович Воейков (1842 – 1916);

Сергей Семенович Неуструев (1874 - 1928);

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский;

Владимир Иванович Вернадский;

Федор Николаевич Мильков;

Анатолий Грирорьевич Исаченко;

В. А. Николаев.

В 20-е годы XX века сформировалась немецкая школа культурного ландшафта (О. Шлютер). С тех пор в Западной Европе, и прежде всего в Германии и Франции, изучению и проектированию культурного ландшафта придается исключительное значение.

В определении Ю. Г. Саушкина «Культурный ландшафт» это ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему труда человеческого общества так изменило соотношение и взаимодействие предметов и явлений природы, что ландшафт приобрел новые, качественно иные, особенности по сравнению с прежним, естественным, своим состоянием.

При этом культурный ландшафт не перестал быть природным. Он продолжает развиваться по законам природы" .

Итак, понятие "культурный ландшафт" до середины 20 века применяется к любому ландшафту, измененному целенаправленной хозяйственной деятельностью.

Впоследствии, после работ Ф. Н. Милькова , термин "культурный ландшафт" в изложенном выше понимании был заменен термином "антропогенный ландшафт".

Под антропогенными ландшафтом подразумевают такие комплексы, в которых на всей или на большей их площади коренному изменению под воздействием человека подвергся любой из компонентов ландшафта, включая растительность" .

Среди антропогенных ландшафтов, согласно выполняемым ими социально-экономическим функциям, различают ресурсовоспроизводящие (сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные), средообразуюшие (селитебные, рекреационные), природоохранные и др.

Формирование и функционирование культурного ландшафта основывается на двух основных факторах:

1. Хозяйственная деятельность человека;

2. Исходные природные условия.

Геоэкологическая концепция культурного ландшафта

В настоящее время культурными принято называют не все антропогенные ландшафты, а только те из них, которые действительно отвечают высоким экологическим требованиям рационально о природопользования. В толковом словаре "Охрана ландшафтов" приводится следующее определение:

"Культурный ландшафт - сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды " .

Схожее определение приводит Н. Ф. Реймерс: "Ландшафт культурный - целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствам и ".

Культурному ландшафту должны быть присущи два главных качества:

1) высокая производительность и экономическая эффективность;

2) оптимальная среда для жизни людей, способствующая сохранению здоровья, физическому и духовному развитию человека "[Исаченко, 16, с. 349].

В составе современных антропогенных ландшафтов могут быть ландшафты различной степени экологическою совершенства. К истинно культурным относится лишь малая часть их. Преобладают же антропогенные ландшафты, нуждающиеся в оптимизации природопользования. Порой среди антропогенных ландшафтов встречаются акультурные, возникающие в результате нерациональной единственной деятельности, деградированные ландшафты, обобщенноименуемые антропогенным бедлендом. Это - антропогенные пустоши, эродированные, дефлированные, засоленные и заболоченные земли, загрязненные производственными и бытовыми отходами, утратившие свой экологический потенциал.

Итак понятия "культурный ландшафт", "акультурный ландшафт", "деградированный ландшафт" - понятия геоэкологические, говорящие о культуре природопользования. Превращение большинства антропогенных ландшафтов в ландшафты по-настоящему культурные - одна из важнейших задач, которая стоит перед нами.

Характерные черты культурного ландшафта

I. Гармония природной, социальной и производственной подсистем

Культурный ландшафт, как и другие природно-антропогенные геосистемы, включает три основные составляющие, три подсистемы:

1. Природную;

2. Социальную;

3. Производственную.

Названные составляющие взаимодействуют друг с другом посредством прямых и обратных связей:

1. Вещественных;

2. Энергетических;

3. Информационных.

Гармония культурною ландшафта определяется прежде всего антропогенным фактором, способностью и стремлением человека вести рациональное природопользование.

Отсюда следует, что в культурном ландшафте социальная составляющая должна обладать высокой экологической культурой.

II. Оптимальное и устойчивое функционирование.

Какой бы совершенный сельскохозяйственный ландшафт ни создали мелиораторы, но если пользователь не научился в нем по-настоящему культурно работать, деградация земель неизбежна. То же можно сказать о городских, рекреационных и других культурных ландшафтах, эксплуатация которых - большой не только физический, но и интеллектуальный и духовный труд.

Культурный ландшафт должен оптимально выполнять свойственные ему социально-экономические функции:

1. Ресурсовоспроизводящие;

2. Средообразующие;

3. Природоохранные и др.

В связи с этим необходимо постоянное поддержание социально-экологического равновесия.

Социально-экологическое равновесие определяется тем, что «Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды...» .

Поддержание устойчивого функционирования культурного ландшафта, будь он сельскохозяйственным, городским или рекреационным, невозможно без организации постоянного контроля за его состоянием.

В естественных условиях регуляция всех процессов осуществляется механизмами, выработанными в ходе длительной эволюции ландшафтной сферы. Биогеохимичсский круговорот вещества и энергии - главный фактор ее саморегуляции. В антропогенных ландшафтах не удается избежать трансформации, а нередко и полного разрушения этого крутоворота. Утраченная саморегуляция замещается антропогенным управлением. Без него культурный ландшафт существовать не может. В случае прекращения или ослабления управления, ухода и охраны со стороны человека культурный ландшафт деградирует, теряя способность выполнять заданные ему социально-экономические функции. Так происходит с заброшенными пахотными землями, превращающимися в бурьянистую залежь, дичающими без должного ухода садами и парками, населенными пунктами, дорогами и мостами, лишившимися текущего и капитального ремонта, и т. п.

Различают два основных вида управления антропогенными ландшафтами, которые являются одними из характерных черт:

1. «Мягкое управление».

2. «Жесткое управление».

III. Сведение к минимуму деструктивных процессов;

«Мягкое управление».

"Мягкое" управление направлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путем воздействия главным образом на биоту и природные воды. Эти компоненты ландшафта легче других поддаются искусственным изменениям и служат эффективными рычагами мягкого управления.

Естественная и культурная растительность и водоемы - главные элементы экологического каркаса культурных ландшафтов, цель которого - поддержание устойчивого функционирования природно-производственных геосистем.

К мягкому регулированию ландшафта относится гидромелиорация, ориентированная на оптимизацию водных режимов земель посредством осушения, орошения и обводнения. Тысячелетия функционируют оазисы, созданные на орошаемых землях в пустынных районах. Уже в эпоху бронзы существовали Самаркандский, Бухарский и Хорезмский оазисы в Узбекистане, Мургабский и Тедженский - в Туркмении в результате искусственного осушения в цветущие сады и плантации превращены ранее заболоченные земли Колхиды, освоены под сельскохозяйственные угодья болота Полесья. Только с помощью "мягкого" регулирования (полезащитных лесонасаждений, прудов и водоемов) создан по проекту В. В. Докучаева культурный сельскохозяйственный ландшафт в Каменной степи на юге Воронежской области.

К ландшафтам мягкого антропогенного управления относят:

1. Защитные лесонасаждения;

2. Массивы искусственного залужения;

4. Лесопарки;

5. Пруды и т. п.

IV. Антропогенное регулирование, охрана и уход.

«Жесткое управление».

"Жесткое" ландшафтное регулирование производится, как правило, путем создания инженерно-технических сооружений:

1. Гидроузлов;

2. Плотин;

3. Шлюзов;

4. Каналов;

5. Защитных сооружений (дамб, волноломов, водоотводов, опорных стенок, водосливных лотков и т. п.).

Инженерно-технических сооружений способны защищать от разрушительных природных процессов города, поселки, железные и шоссейные дороги, промышленные и энергетические объекты, рекреационные комплексы и др.

Например, защита южноказахстанского города Алматы от катастрофических селей. Со дня основания в середине XIX века город неоднократно подвергался их разрушительному воздействию. Сели сходят с гор Заилийского Алатау по долинам рек Малой Алмаатинки и Большой Алмаатинки. В 60-е годы высоко в горах, в урочище Медео была возведена грандиозная противоселевая плотина высотой около 300 м. С тех пор она спасает город от катастрофических селей.

Инженерно-технические сооружения, внедряемые в ландшафт, являются в нем чужеродным образованием. Они быстро стареют, разрушаются природными процессами и сами нуждаются в постоянном уходе и охране. Экологическая и экономическая эффективность их со временем падает. Часто поддержание разрушающихся инженерно-технических сооружений обходится дороже строительства новых. Техногенные изменения способны вызвать неблагоприятные цепные реакции. Например нарушение водного баланса Аральского моря в результате неумеренного забора воды рек Амударья и Сырдарья.

Жесткое управление ландшафтом сопряжено с большими экономическими затратами и чревато зачастую неблагоприятными побочными эффектами. Прежде чем прибегать к нему, необходимо мобилизовать все резервы естественной регуляции ландшафта путем "мягкой" перестройки его структуры и функционирования. Это требование в первую очередь касается культурных ландшафтов.

V. Здоровая, экологически благоприятная среда обитания.

Культурный ландшафт должен быть непригоден для нормального, безопасного проживания в нем человека. Как бы ни был благоустроен городской ландшафт, но если его воздушный бассейн насыщен выхлопными газами автотранспорта, выбросами промышленных и энергетических предприятий, его невозможно отнести к культурным ландшафтам. Как бы ни было эффективно растениеводство, но если оно сопровождается накоплением ядохимикатов (пестицидов) и азотных соединений в нижних звеньях агроландшафтной катены, то этот ландшафт нельзя назвать культурным.

VI. Высокое художественное достоинство пейзажного облика.

Особые требования предъявляются и к внешнему облику культурного ландшафта - его пейзажу. Во французской географической литературе термины "пейзаж" и "ландшафт" используются как синонимы. В отечественной науке они не идентичны. Восприятие культурного ландшафта должно удовлетворять высоким эстетическим требованиям. Культурный ландшафт должен быть красив.

Польза эстетичного ландшафта заключается не только в поддержании физического и духовного здоровья его обитателей, но и в воспитательном потенциале. Красивый ландшафт способен растить экологически и этически совершенного человека.

Итак, главные особенности культурного ландшафта с геоэкологической позиции выражаются в следующем:

I. Гармония природной, социальной и производственной подсистем;

II. Оптимальное и устойчивое функционирование;

III. Сведение к минимуму деструктивных процессов;

IV. Антропогенное регулирование, охрана и уход;

V. Здоровая среда обитания;

VI. Высокое художественное достоинство пейзажного облика;

VII. Наличие постоянного мониторинга.

В настоящее время существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов:

  • 1. По степени культурных преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты)
  • 2. По исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т.д.). В данном случае исторические функции ландшафта определяют его специфические особенности. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие процессы и действия, необходимые для поддержания их в «рабочем» состоянии.
  • 3. По типу культуры (ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горнозаводские, военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры обладают или обладали собственным «почерком» освоения ландшафта. В соответствии с этими типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, военно-исторический (ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы).
  • 4. По природным характеристикам. В системе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные, поскольку культурный ландшафт - это результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы. Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.), характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.). Как правило, выбираются те характеристики, которые наиболее весомы в процессе созидания культурного ландшафта.

В документах ЮНЕСКО для оценки культурных ландшафтов применяется типология культурных ландшафтов, основанная на таких классификационных признаках, как степень культурных преобразований и жизнеспособность ландшафта. Согласно ей существует три основные категории культурных ландшафтов:

  • 1. Целенаправленно созданные (рукотворные) ландшафты. К данной категории прежде всего относятся объекты ландшафтной архитектуры - парки и сады. Они создаются по замыслу художника и их характерной особенностью является определённая планировочная композиция. В своём развитии данные объекты подчинены целеполагающей деятельности человека, в связи с чем представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта садов и парков всегда сообразуется с их эстетическими качествами. Различают три субкатегории целенаправленно созданных ландшафтов:
  • 1.1 Ископаемые - как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия. Это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции. Например Мучу - Пикчу.
  • 1.2 Реликтовые - в России это усадебные, дворцово-парковые и некоторые монастырские ландшафты.
  • 1.2 Развивающиеся - ландшафты, продолжающие своё существование благодаря деятельности человека, направленной на восстановление, сохранение и развитие его объектов и функций.
  • 2. Естественно сформировавшиеся ландшафты. В ландшафтах такого типа природные процессы в результате длительных, целенаправленных воздействий претерпевают определённые изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. Примером могут служить многие сельские и исторические индустриальные ландшафты. Такие ландшафты чаще всего формируются благодаря аборигенным (туземным) экофильным экстенсивным культурам, находящимся в гармонии с окружающей их природой и идентифицирующим свой мир как часть природы. Различают три субкатегории ландшафтов:
  • 2.1 Ископаемые - археологические ландшафты, хранящие в себе свидетельства истории, выявленные путём раскопок, и являющиеся в настоящее время экспозиционным пространством своеобразного «музея под открытым небом», т.е. вырванным из активной социально-экономической жизни.
  • 2.2 Реликтовые - в отличие от ископаемых такие ландшафты продолжают жить и развиваться, но время их расцвета уже осталось в прошлом. В основном это «угасающие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий.

Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей.

  • 2.3 Развивающиеся - такие ландшафты могут быть связаны с географически детерминированными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племён, северных евразийских народов. Эти культуры являются уязвимыми в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, и его сохранение - важнейшее условие их существования.
  • 3. Ассоциативные ландшафты. К этой категории относятся ландшафты с сильными религиозными, художественными и культурными ассоциациями, а также чисто природные ландшафты без каких-либо материальных объектов культурного наследия - мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты, нашедшие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, и сакральные ландшафты. Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т.д. При этом культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры. В целом же, для более полной характеристики ландшафта лучше проводить его типологию по нескольким классификационным признакам. Благодаря этому повысится

Уровень систематизации ландшафтного наследия и наметятся новые пути решения задач по управлению ландшафтами.

Ландшафт - это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название.
Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания агрокультур. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.

1. Географический ландшафт - конкретная часть земной поверхности с единой динамикой и структурой. Оказывает влияние и действует на все живые организмы принудительно, и те кто не способен адаптироваться должны переселяться в другой ландшафт. Таким образом появились этнические группы. Большая часть народностей и племен вписывались в ландшафт, не желая его изменить. Возникли отдельные группы рыболовов, охотников, скотоводов и так далее.


2. Природный ландшафт - связан с географическим ландшафтом, который не испытывал непосредственного влияния человеческой деятельность, либо испытывал ее, но в очень слабой степени. Компонентами этого ландшафта относится рельеф, растительный и животный мир, вода. Причем эти элементы могут быть материалом для работы. так же учитывается мифологическое отношение к природе.
3. Агрокультурный ландшафт - это ландшафт, где естественная растительность в значительной степени заменена посевами и посадками сельскохозяйственных и садовых культур.





Фруктовые деревья среди пшеницы. Македония



4. Антропогенный ландшафт - создан в ходе целенаправленной человеческой деятельности. Возник в результате непреднамеренного изменения природного ландшафта. Сюда можно отнести городские и сельские поселения. Все развития антропогенных ландшафтов контролируется человеком.

Город в восточной Швейцарии


Пригород Лас-Вегаса, США
5. Исторический ландшафт - это ландшафт, связанный с какими-либо историческими личностями или событиями. Например, свой неповторимый исторический ландшафт имеет город Белореченск
6. Социальный ландшафт - это те каналы, с помощью которых идет общение между людьми. Например, организация рельефа так, чтобы можно было возвести мост через реку, море, холму, овраги. Или другое сооружение необходимое для нормальной жизнедеятельности человека.


7. Культурный ландшафт - это совместное творение человека и природы, измененный в результате хозяйственной деятельности человеческого общества и насыщен итогами его труда. Примерами культурного ландшафта могут являться оазисы на орошаемых землях в пустыне, распаханные степные равнины с лесными полосами. Между культурным и природным ландшафтом нет резкой грани, везде сохраняется геологическое строение, черты рельефа. Культурный ландшафт подчиняется воздействию географических закономерностей - азональности и зональности. Здесь происходит целенаправленное преобразование существующего рельефа с целью максимального воспроизводства ресурсов. Для этого достижения устраняются неблагоприятные природные процессы. Создается здоровая среда для жизни человека. Рационально организовывается территория.

Ирригационная система в пустыне Wadi Rum.

Определение и типология культурного ландшафта. Согласно од­ному из руководящих документов ЮНЕСКО - Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия - куль­турный ландшафт представляет собой совместное творение чело­века и природы.

Культурный ландшафт представляет собой целостность истори­ко-культурных и природных территориальных комплексов, вклю­чающих в себя комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти и свя­занные с местами, которые хранят в себе материальные и немате­риальные свидетельства исторической памяти: памятники архитек­туры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиогра­фические источники, разнообразные объекты и предметы - при­родные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с ис­торическими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае культурный ландшафт становится объектом наследия.

Таким образом, культурные ландшафты являются территори­альными образованиями, интегрирующими все проявления куль­турной жизни.

В середине 90-х гг. XX в. специалистами ЮНЕСКО была разра­ботана первая и пока единственная типология культурных ланд­шафтов, которая является основой для номинирования/реноминирования территорий по категории «культурный ландшафт». Со­гласно принятой типологии все культурные ландшафты подраз­деляются на три основные категории: целенаправленно создан­ные, естественно развившиеся, среди которых выделяются субка­тегории реликтовых и развивающихся ландшафтов и, наконец, ассоциативные ландшафты.

В основе приведенной типологии лежат две характеристики куль­турных ландшафтов: во-первых, степень преобразования и куль­турного освоения исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциа­тивные); во-вторых, жизнеспособность сформировавшегося ланд­шафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающие­ся). Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способом их создания, а вторая - свидетельствует о степени уязвимости ландшафта.

К целенаправленно созданным (рукотворным) ландшафтам отно­сятся объекты ландшафтной архитектуры - парки и сады, кото­рые создаются по замыслу художника. Их характерной особеннос­тью является определенная планировочная композиция. В своем развитии данные объекты подчинены целеполагающей деятель­ности человека, в связи с чем представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте.

Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта садов и парков всегда сообразуется с их эстетическими качествами.

В естественно развившихся ландшафтах природные процессы в результате длительных и целенаправленных воздействий претер­певают определенные изменения. Природные компоненты ланд­шафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего фор­мируется ландшафтный комплекс, где сложным образом пере­плетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности человека. К такому типу ландшафтов можно отнести многие сельские и исторически индустриальные ландшафты. Раз­личают три субкатегории таких ландшафтов:

1) ископаемые ландшафты, которые, как правило, включают в себя памятники археологического или палеонтологического наследия. Это могут быть остатки древних городов, курганные ком­плексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя куль­турной традиции;

2) реликтовые ландшафты, которые в отличие от ископаемых ландшафтов продолжают жить и развиваться, но время их расцвета уже осталось в прошлом. В основном это «угасающие» ландшаф­ты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители куль­туры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах усилиями представителей дру­гой культуры, использующих его для своих собственных целей;

3) развивающиеся ландшафты могут быть связаны с географи­чески детерминированными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, се­верных евразийских народов. Эти культуры являются уязвимыми в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, поэто­му его сохранение - важнейшее условие их существования.

К ассоциативным ландшафтам относятся ландшафты, вызыва­ющие сильные религиозные, художественные и культурные ассо­циации, а также мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты, нашед­шие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, и сакральные ландшафты.

Особенности культурного ландшафта. Как объект природного и культурного наследия культурный ландшафт должен обладать тремя важными свойствами, о чем зафиксировано в документах ЮНЕСКО: универсальностью, целостностью и аутентичностью.

Первое свойство - универсальность ландшафта - наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трех кон­текстах - географическом (приспособление к местным экологи­ческим условиям), историческом (исторические изменения харак­тера природопользования) и культурном (проявление духовного отношения человека к природе).

Второе свойство - целостность ландшафта - отражает завер­шенность, единство, гармоничность и сохранность всех его со­ставляющих: материальных объектов, ментальных свойств, тра­диций природопользования.

Третье свойство аутентичность ландшафта - характеризует его подлинность, достоверность. Это свойство неразрывно связано со свойством целостности.

Некоторые международные эксперты оценивают культурные ландшафты как объекты культурного наследия, исходя из следу­ющих требований к ним: а) должны быть шедевром того или ино­го вида творческой деятельности; б) являться наиболее репрезен­тативным примером и свидетельством конкретного проявления культуры; в) обладать особой ассоциативной ценностью (мемо­риальной, сакральной, художественной).

Обобщенная система критериев ценности природного и культурно­го наследия. В системе критериев ЮНЕСКО по культурному насле­дию выделяются шедевры творчества, а по природному наследию - феномены исключительной красоты и эстетической ценности.

Рассмотрим эти критерии.

1. Общественное признание объекта шедевром творения.

2. Исключительная наглядность эволюционных процессов, на­блюдаемых как ряд последовательно изменяющихся во времени и пространстве качественных состояний природных или культурных комплексов и их компонентов. Этот критерий учитывается как по отношению к культурному, так и природному наследию.

3. Исключительная выраженность, репрезентативность (полно­та представленности) природного либо культурного объекта или явления.

Этот критерий непосредственно учитывается при оценке куль­турного наследия, а именно: культурной традиции, технологии, типа застройки, форм землепользования. В отношении к природ­ному наследию этот критерий учитывается лишь косвенно, через иллюстрацию основных этапов истории Земли и важных экологи­ческих и биологических процессов. Использование этого критерия как самостоятельного применительно к любым формам наследия. Для культурного ландшафта критерий может применяться в от­ношении к его планировке, пропорциям, компонентному соста­ву, технологиям освоения территории.

4. Историческая феноменальность, или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, собы­тие или явление.

Этот критерий фигурирует при оценке и культурного природ­ного наследия.

5. Наличие условий и местообитаний, имеющих ключевое зна­чение для сохранения природного и культурного разнообразия, в том числе особо ценных природных и культурных феноменов, находящихся под угрозой исчезновения.

Данный критерий применяется только для оценки природного наследия и ориентирован на биоразнообразие. Для культурного ландшафта это критерий особенно значим, так как последний зачастую представляет собой уникальные «места обитания» ка­кой-либо культурной традиции и является средоточием различ­ных типов культуры.

6. Таксономическая уникальность, т.е. исключительная редкость определенного типа или класса объектов.

Уникальность может быть обусловлена изменением или нару­шением условий окружающей среды вплоть до уничтожения мес­тообитаний либо присущей объекту уязвимостью, либо разруша­ющим действием времени. К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты, включая реликто­вые культурные ландшафты.

Уникальность всегда предполагает высокую научную и инфор­мативную ценность.

Данный критерий однозначно выделяется как самостоятель­ный только для культурного наследия. В применении к природно­му наследию он используется в скрытой форме по всей системе критериев, то есть его заменяют понятия «выдающийся», «пре­восходный», «исключительный», «универсальный», что содержит указание на редкость явления.

7. Ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными тра­дициями.

Этот критерий используется для оценки только объектов куль­турного наследия и только в качестве дополнения к другим кри­териям.

Оценка культурных ландшафтов. При оценке культурных ланд­шафтов следует использовать сокращенный вариант описания куль­турного ландшафта, разработанного специалистами РосНИИ при­родного и культурного наследия (г. Москва). Это описание вклю­чает следующие позиции:

Наименование и основные географические параметры ландшафта;

Типологические характеристики ландшафта; основные свой­ства, определяющие ценность того или иного ландшафта; при­родных и культурных объектов слагающих ландшафта; состояние ландшафта; планировочные особенности ландшафтных компонен­тов;

Задачи сохранения и восстановления ландшафта, проблемы организации мониторинга;

Статус, правовое положение ландшафта, уровень его охраны, владение землей и недвижимостью, основные правоустанавлива­ющие документы;

Наличие фотодокументации, различная картографическая ин­формация, библиография.

Полное описание включает около 150 позиций. Этот расши­ренный вариант предполагает подробную информацию о куль­турном ландшафте.

Сокращенный вариант позволяет получить общие сведения о культурном наследии (памятниках архитектуры, археологии, дви­жимых памятниках культуры).

В заключение следует сказать, что одним из основных направ­лений использования культурных ландшафтов является эколого-культурный туризм, способствующий, с одной стороны, успеш­ному и экологически невредному развитию территории, а с дру­гой - оказывающий непосредственное влияние на формирова­ние экологической культуры и экологического сознания как у на­селения данного региона, так и у туристов, избравших данный резерват местом своего отдыха.

В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта. Современное представление о культурном ландшафте неоднозначно. Эта ситуация характерна как для мировой географической науки, так и для русской (советской) географии. В настоящее время сложилось три принципиально разных толкования термина "культурный ландшафт":

1. В традициях русской географической науки оно означает "хороший" антропогенный ландшафт, изменённый человеком по определённой программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

2. Второе определение характеризует культурный ландшафт как некую местность, которая в течение длительного исторического периода была местом обитания определённой группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей.

3. В третьем случае под культурным ландшафтом понимают ландшафт, в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от поколения к поколению в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта.

Понятие «культурный ландшафт», введенное в научный оборот в начале XX в., обрело необычайную популярность на рубеже второго и третьего тысячелетий. Оно оказалось в фокусе интересов исследователей, традиционно делившихся до сих пор на «естественников» и «гуманитариев». Следует заметить, что в классическом ландшафтоведении используются, главным образом, естественнонаучные подходы, хотя и признаётся, что освоенные человеком ландшафты во многом представляют собой продукт истории населяющих их народов, их материальной и духовной культуры.

Контексты, где фигурирует сочетание «культурный ландшафт», поражают своим разнообразием - как, впрочем, и варианты употребления базового термина «ландшафт». Поле трактовок культурного ландшафта чрезвычайно обширно - от представлений об «идеальных ландшафтах», возможных лишь в прекрасном будущем, до любых участков земной поверхности, на которые человек когда-либо обратил свое внимание. В ряде текстов термин «культурный ландшафт» вполне заменим словами «пространство», «территория», «местность», «место». В других случаях объекты, рассматриваемые в качестве культурных ландшафтов, вообще трудно привязать к какой-либо конкретной территории.

В.Н. Калуцков и А.А. Иванова дали такое определение культурного ландшафта (1998): культура этнического сообщества, сформировавшаяся в определенных природно-географических условиях, взятая в её целостности. Это определение отражает этнокультурную концепцию культурного ландшафта, хотя и не является единственным. Существуют еще аксиологическая и средовая концепции, подробно рассмотренные ранее В.Н. Калуцковым и Т.М. Красовской.

Узловые пункты развернувшихся сейчас (устно и в печати) дискуссий о содержании этого понятия Г.А. Исаченко обозначил следующим образом.

Соотношение природной и культурной составляющих в культурном ландшафте. В ряде работ, выполненных в русле гуманитарной географии, роль природных факторов в формировании культурного ландшафта сведена к фону, пейзажу - то есть внешней составляющей ландшафта (Туровский Р.Ф.). Согласно схеме В.Н. Калуцкова, природный ландшафт - такая же составная часть культурного ландшафта, как и, например, местная языковая система и местное сообщество. В работах Ю.А. Веденина и его коллег по Российскому НИИ культурного и природного наследия, наряду с признанием вклада природных процессов, явно акцентируется роль интеллектуальной и духовной деятельности в формировании культурных ландшафтов. Ю.А. Веденин и М.Е. Кулешова включают в культурный ландшафт, наряду с топонимами, архивные и библиографические источники, а также разнообразные предметы, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями.

Категория смысла в культурном ландшафте . Так, В.Л. Каганский считает культурным ландшафтом всякое земное пространство, которое определенная группа людей освоила утилитарно, семантически и символически. Действительно, человек, обживая некоторую территорию (пространство), «осмысляет» ее, наделяя системой местных географических названий, символикой, местным фольклором и т. п. При этом не всегда смыслы, придаваемые разным местам (ландшафтам), имеют сугубо позитивный характер.

Тем не менее, придание исключительной роли категории смысла при выделении и изучении культурных ландшафтов ведет, по сути дела, к безграничному расширению сферы применения этого термина. Кстати, В.Л. Каганский в своей книге, для краткости именуя «культурный ландшафт» просто ландшафтом, фактически ставит знак равенства между двумя этим терминами (а также пространством, территорией).

Существование нематериальной (духовной) составляющей у культурных ландшафтов . Представители гуманитарной географии, не говоря уже о «чистых» гуманитариях (филологах, историках, этнографах и др.), как правило, уделяют особое внимание рассмотрению духовных начал местности (genius loci ). Духовность ландшафта служит важнейшим объектом изучения в так называемой сакральной географии. Можно утверждать, что «духовная нагрузка» ландшафта характеризует его определенное состояние на фоне более стабильных во времени (как правило, природных) составляющих.

Иерархия культурных ландшафтов . Среди большого потока текстов о культурных ландшафтах очень мало работ, где рассматривались бы культурные ландшафты конкретной территории в их пространственной иерархии. Как правило, любая попытка картографирования сложных территориальных комплексов (к которым, без сомнения, относятся и культурные ландшафты) приводит к необходимости установления иерархии последних. Едва ли целесообразно механическое перенесение всего аппарата классического ландшафтоведения (включая детально разработанную морфологию ландшафта) в исследование культурных ландшафтов. Представляется, что при изучении их иерархии, а также пространственных границ и взаимных переходов плодотворно понятие природно-культурный комплекс (или природно-культурный территориальный комплекс ), уже используемое рядом авторов.

Резюмируя сказанное, Г.А. Исаченко приходит к выводу, что современное понятие «культурный ландшафт» развивается в двух основных направлениях. Одно из них находится в русле классического ландшафтоведения. Здесь акцент делается на термине «ландшафт», и культурный ландшафт рассматривается как «двуединый» комплекс, где действуют как природные (спонтанные) процессы, так и процессы, инициированные человеческой деятельностью (в том числе управляемые или контролируемые человеком). К понимаемому таким образом культурному ландшафту применимы методы динамического ландшафтоведения, то есть можно исследовать его структуру и функционирование с соответствующими потоками вещества, энергии и информации, а также картографировать в разных масштабах. При этом необходимо учитывать, что не все привнесенные человеком особенности культурного ландшафта объяснимы с рационалистической точки зрения; здесь часто присутствует «иррациональные» элементы (например, сакрального характера), которые можно понять только в рамках определенной культуры.

Второе направление можно обозначить как междисциплинарное. Здесь культурный ландшафт, исследуемый с участием представителей гуманитарных дисциплин (а нередко - только «гуманитариями»), давно уже «оторвался» от ландшафта, а нередко - и от территории. Явный акцент в таком изучении делается на термине «культура», причем изучаются в основном «порождения» людей, населяющих (населявших) конкретные ландшафты - от древних рун и саг до политических предпочтений. Речь идет, скорее, о прочтении ландшафтов и их образов (в самом широком смысле) средствами гуманитарных наук. Эти средства довольно многообразны и дают интересные результаты, но нельзя забывать, что любое «прочтение» ландшафта конкретным исследователем неизбежно несет на себе отпечаток соответствующих социокультурных установок.

Таковы российские реалии культурного ландшафтоведения. Становление и развитие концепции культурного ландшафта в зарубежной научной практике связывают чаще всего с деятельностью ЮНЕСКО.

В настоящее время все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя: отдельные памятники и их ансамбли; исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры; разнообразные формы инженерного обустройства территории; природно-технические системы; биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию; другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов. Именно такие образования составляют один из наиболее сложных объектов историко-культурного наследия, относящийся к категории “культурный ландшафт”.

Национальные парки России являются одной из основных организационных форм охраны культурных ландшафтов - природно-культурных территориальных комплексов, сформировавшихся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящих из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

В качестве культурно-ландшафтных феноменов рассматриваются дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы, исторические сельские, городские и заводские ландшафты.

По определению, данному в Статье 1. Конвенции по Всемирному наследию, культурные ландшафты представляют «совместные творения человека и природы». Они иллюстрируют эволюцию в веках человеческого сообщества и поселений, происходившую под влиянием неблагоприятных и/или благоприятных физических факторов естественной среды обитания человека, а также сменяющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов, и внешних и внутренних. При отборе культурных ландшафтов должны учитываться оба фактора: значение ландшафта, как части выдающегося мирового достояния, и степень, в которой он представляет четко обозначенный геокультурный регион, а также его способность иллюстрировать существенные и отчетливые культурные элементы такого региона.

Термин «культурный ландшафт» охватывает множество проявлений взаимодействия человека с окружающей естественной средой. Во многих случаях культурные ландшафты отражают специфические технологии устойчивого землепользования, связанного с характером и возможностями природной среды, в которой они находятся, и своеобразную духовную связь с природой. Сохранение культурных ландшафтов может способствовать развитию современных методов землепользования, а также сохранять или усиливать природные достоинства ландшафта. Продолжающееся применение традиционных способов землепользования поддерживает биологическое разнообразие во многих районах мира. Таким образом, традиционные культурные ландшафты способствуют сохранению биоразнообразия.

Все культурные ландшафты, согласно принятой типологии, подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные (clearly defined or designed landscapes), естественно развившиеся (organically evolved landscapes), среди которых выделяются субкатегории реликтовых (relict or fossil landscapes) и развивающихся (continuing landscapes) ландшафтов и, наконец, ассоциативные (associatives) ландшафты.

Типология, предложенная ЮНЕСКО содержит два логических основания деления: во-первых, по степени преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциативные) и, во-вторых, по жизнеспособности сформировавшегося ландшафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся). Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способов их создания, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта. Обе они весьма важны при идентификации ландшафта и определении стратегии управления им как объектом наследия.

Целенаправленно созданные ландшафты - это, прежде всего, объекты ландшафтной архитектуры (парки и сады). Все они были созданы по замыслу художника и характеризуются определенной планировочной композицией. В своем развитии они подчинены целеполагающей деятельности человека; в них много антропогенных элементов, созданных на основе или возникших на месте природных образований. Целенаправленно созданные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, поскольку их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта всегда сообразуется с их эстетическими качествами.

В естественно развившихся ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий, претерпевают определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. К такому типу можно отнести многие сельские, в том числе мелиорированные ландшафты или исторические индустриальные ландшафты. Ландшафты "ископаемые", реликтовые и развивающиеся могут быть выделены как субкатегории не только естественно развившихся, но и целенаправленно созданных ландшафтов. "Ископаемые" ландшафты , как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия; это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции. Реликтовые ландшафты продолжают жить и развиваться, но их расцвет относится уже к истории; в основном это "угасающие" ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей. Развивающийся ландшафт , если он представляет интерес в качестве объекта наследия, может быть связан с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, северных евразийских народов. Эти культуры уязвимы именно в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, от сохранности которого зависит сама возможность их существования.

Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т. д. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры.

К наиболее важным характеристикам культурного ландшафта относятся его исторические функции и тип культуры , определяющие облик ландшафта. В частности, по историческим функциям ландшафты можно подразделить на сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и др. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие их процессы и типы действий, необходимые для их поддержания в “рабочем” состоянии.

Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти - памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники, разнообразные объекты и предметы - природные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Это положение было зафиксировано в документах ЮНЕСКО, и, очевидно, должно найти отражение в правовых и нормативных документах Российской Федерации.

Формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошла совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст "Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention" - основной руководящий документ по применению Конвенции о Всемирном наследии. Этот документ периодически дополняется и уточняется, обеспечивая согласованность подходов к выявлению, представлению и сохранению мировых культурных ценностей.

До 1992 года культурный ландшафт не рассматривался в качестве самостоятельного объекта наследия. Вместе с тем, фактически признание ценности культурного ландшафта как объекта наследия пришло значительно раньше. Некоторые позиции, связанные с сохранением культурного ландшафта были предложены в Конвенции, принятой в 1972 г., и учитывались в более ранних редакциях "Operational Guidelines...". В частности, в Конвенции дается типология объектов культурного и природного наследия; в ряду объектов культурного наследия выделяются группы зданий, исключительная ценность которых может быть обусловлена их положением в ландшафте, а также достопримечательные места (sites), которые могут рассматриваться как результат совместного творчества человека и природы. Именно последние и были впоследствии отнесены к культурным ландшафтам. Некоторые из вариантных критериев ценности наследия, перечисленные в "Operational Guidelines...", содержат или содержали признаки, отражающие существенные свойства культурного ландшафта (Приложение, табл. 1.).

Итак, культурный ландшафт в руководящих документах ЮНЕСКО понимается как результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и с достаточно высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе и традиционные для этого региона технологии устойчивого землепользования, учитывающего экологические особенности и ограничения. Довольно широко распространены культурные ландшафты, в которых заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе.

Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. "Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому - культурный ландшафт".

& О П Ы Т

Особенности историко-культурного и природного наследия

как основа экологического каркаса территорий

(по Е.В. Евдокимовой)

При рассмотрении территории как ресурса одним из основных ее свойств является способность обладать наследием, в этом случае территория выступает как вместилище природного наследия, что обусловливает особую функцию, которую она выполняет в геосистемных и социокультурных процессах. В данном контексте ценность территории определяется степенью насыщенности объектами наследия, закономерностями пространственного распределения, особенностями исторического развития территории, преемственностью сформировавшихся объектов наследия, их устойчивостью и изменчивостью. Современные подходы к пониманию наследия выделяют его как совокупность природных и культурных элементов, через которые социальные группы признают свою самобытность и обязуются передавать ее будущим поколениям.

В последнее время наблюдается переход от локальных объектов к охраняемым территориям наследия. Сегодня признано появление новых категорий наследия - культурных ландшафтов, промышленного наследия, культурного туризма, устных традиций.

Можно выделить несколько иерархических уровней системной организации региона, складывающихся в единый каркас: первый, самый низкий - локальные объекты наследия, дисперсного распространения, создающие фон и отдельные места сгущения; второй - территории наследия - историко-культурные и природные, играющие роль центров, ядер и выполняющие функции стабилизатора, объекты культурного ландшафта, имеющие определенную площадь; третий - элементы линейного распространения, играющие соединительную роль элементов кристаллической решетки; четвертый - явления наследия, часто представляющие собой надстройку, атмосферу, заполняющую отдельные площадные и линейные объекты определенной нагрузкой.

С точки зрения наследия культурный ландшафт выступает в двойственной роли: с одной стороны, представляет собой объект наследия, включающий культуру как аспект ландшафта, с другой стороны, и сам может рассматриваться как система. Отдельные культурные ландшафты различаются соотношением культурного и природного слоев, элементов традиционной и инновационной культуры, соотношением между наследием и современной культурой. Обычно выделяют четыре типа комплексов: городской, сельский, усадебный и монастырский.

Культурный ландшафт формируется как совокупность исторических моментов адаптации человеческих общностей к природной среде данной территории с использованием ее ресурсов при существующих уровнях развития производительных сил и духовной культуры. Устойчивость определяется сохранностью элементов предыдущих культур и постоянством природной среды, а изменчивость - либо изменением технологий (развитием, привнесением извне), экологическими катастрофами природного и антропогенного характера, а также сменой культур, связанной с миграционной активностью населения или увеличением антропогенной нагрузки (высокий естественный прирост, концентрация населения на определенной территории, возникновение различных типов поселений, эксплуатация природных ресурсов и др.).

Культурный ландшафт является основой устойчивого развития территорий, сочетая в себе наследие в природной среде, может находиться в устойчивом равновесии, так называемом динамическом равновесии культурного ландшафта. Отсутствие такого равновесия ведет к деградации культурного ландшафта. Таким образом, можно выделить три состояния культурного ландшафта: развитие, стабильность и деградация. Это напрямую зависит от степени сохранности объектов наследия. При этом историко-культурное и природное наследие является опорным каркасом культурного ландшафта, а объекты наследия выступают ядрами концентрации.

Таким образом:

1) любая территория обладает историко-культурным наследием, способным вернуть ее на прежний уровень или привести к развитию с изменением качества среды;

2) сохранение наследия гарантирует преемственность в адаптации человека к тем условиям, в которых существовали предыдущие поколения;

3) изменения приводят к заранее неизвестным результатам, они могут быть катастрофическими, наследие может исчезнуть;

Культурный ландшафт как объект

культурного и природного наследия

(по Ю.А. Веденину, М.Е. Кулешовой)

Культурный ландшафт - объект Всемирного наследия . Статус культурного ландшафта как объекта наследия был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 году, хотя тенденции к его появлению появились уже 20 лет назад. Тогда, в 1972 году, была принята Конвенция о всемирном наследии, в которой в качестве объекта охраны рассматривались достопримечательные места как результат сотворчества человека и природы. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде предметов или информации. В случае если оно является доминирующим фактором, определяя весь жизненный уклад населения данной местности, являясь условием формирования специфической архитектуры, археологии, этнологии, топонимики, фольклора и в целом всех сторон культурной жизни - в этом случае культурный ландшафт сам становится объектом наследия.

До 1992 года согласно документам ЮНЕСКО объекты всемирного наследия распределялись по трём категориям: объекты культурного наследия, объекты природного наследия и смешанная группа. Введённое понятие "культурный ландшафт" было формально отнесено к категории "культурное наследие", и рекомендуемые для включения в Список всемирного наследия объекты проходят процедуру оценки только на соответствие критериям ценности объектов культурного наследия, исключая природные ценности. Это послужило причиной появления многих противоречий, так как в объектах всемирного наследия очень часто трудно отделить культурную составляющую от природной. Само понятие "культурный ландшафт" означает, что он является результатом совместного творчества человека и природы и отражает процессы эволюции общества, происходящие под влиянием природных, социальных, экономических и культурных процессов. А в качестве объекта наследия к культурному ландшафту предъявляются ещё и дополнительные требования. Так, он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный район и с высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе характер взаимоотношения человека и природы, например, традиционные технологии природопользования, учитывающего местные экологические особенности и ограничения. Кроме того, во многих культурных ландшафтах заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе.

В связи с этим с 1992 года стали проводиться процедуры по реноминации объектов всемирного наследия. Так, на 1 января 2000 года в списке объектов всемирного наследия значилось 638 единиц из 112 стран, из которых 480 относились к культурному наследию, 128 - к природному, 30 - к смешанной группе. Из этого списка было отобрано 13 объектов, отвечающих требованиям культурного ландшафта. 10 из них прежде относились к категории "культурное наследие", 3 - к смешанной группе.

В последнее время претендентов на получение нового статуса становится всё больше и больше. Так, например, от Скандинавии в предварительный перечень новых, рекомендуемых для включения в Список всемирного наследия, объектов представлено 20 единиц, из них 9 могут получить статус культурного ландшафта. Хорошие перспективы по расширению списка "культурных ландшафтов" имеются у Южной Америки. Так, культурный ландшафт уже представлен в составе категории "объекты культурного и природного наследия" в Перу, а также он может быть заявлен в качестве самостоятельной номинации от таких стран, как Чили и Венесуэла. Из российских объектов на получение статуса культурного ландшафта предлагаются Кенозерский национальный парк (по одной из классификаций - в качестве естественно сформировавшегося развивающегося ландшафта), музеи-заповедники Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и "Бородино" (как ассоциативный культурный ландшафт). Реноминации подлежат Соловецкий музей-заповедник с его природным окружением (как естественно сформировавшийся реликтовый ландшафт) и дворцово-парковые ансамбли окрестностей Санкт-Петербурга (в качестве целенаправленно созданного ландшафта).

В целом, в настоящее время существует два подхода к решению проблемы оценки культурных ландшафтов. Один подход - это механическое соединение критериев ценности культурного и природного наследия и рассмотрение в качестве объекта наследия только культурного ландшафта с упразднением предыдущих номинаций культурного и природного наследия. Второй - адаптация данных критериев к задачам оценки культурного ландшафта с рассмотрением его в качестве самостоятельной номинации как природно-культурной целостности с сохранением ранее существовавших номинаций культурного и природного наследия.

Свойства культурного ландшафта . Как объект наследия ландшафт должен обладать тремя важными свойствами, о чём зафиксировано в документах ЮНЕСКО - универсальностью, аутентичностью и целостностью. Обладающий универсальностью ландшафт наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трёх контекстах - географическом (приспособление к местным экологическим условиям), историческом (исторические изменения характера природопользования) и культурном (проявление духовного отношения человека к природе). Вторым важным свойством культурного ландшафта является его целостность, то есть завершённость, единство, гармоничность и сохранность всех его составляющих - и материальных объектов, и ментальных свойств, и традиций природопользования. Под аутентичностью культурного ландшафта понимается его подлинность, достоверность, неразрывно связанная со свойством целостности.

Типология культурных ландшафтов . В настоящее время существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов:

1. По степени культурных преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты)

2. По исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т. д.). В данном случае исторические функции ландшафта определяют его специфические особенности. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие процессы и действия, необходимые для поддержания их в "рабочем" состоянии.

3. По типу культуры (ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горнозаводские, военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры обладают или обладали собственным "почерком" освоения ландшафта. В соответствии с этими типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, военно-исторический (ландшафты полей сражений), горнозаводской, архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы).

4. По природным характеристикам . В системе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные, поскольку культурный ландшафт - это результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы. Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т. д.), характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т. д.). Как правило, выбираются те характеристики, которые наиболее весомы в процессе созидания культурного ландшафта.

В целом же, для более полной характеристики ландшафта лучше проводить его типологию по нескольким классификационным признакам. Благодаря этому повысится уровень систематизации ландшафтного наследия и наметятся новые пути решения задач по управлению ландшафтами.

Культурный ландшафт и особо охраняемые территории . Концепция культурного ландшафта является принципиально новым подходом к сохранению культурного и природного наследия. Поскольку в ней важное место отводится сохранению природного ландшафта, то её некоторые идеи легли в основу концепции биосферных резерватов, принятой ЮНЕСКО в 1995 году и получившей название "Севильская стратегия биосферных резерватов". Суть биосферного подхода - это учёт взаимосвязи между сохранением биоразнообразия и потребностями развития местного населения, что является ключевым фактором эффективного управления национальными парками, природными резерватами и другими особо охраняемыми территориями. Основной целью биосферных резерватов является сохранение традиционного образа жизни местного населения, включая традиции природопользования и сакральную деятельность; сохранение и практическое применение накопленных веками знаний в различных областях - метеорологической, биологической, строительной, сельскохозяйственной, биологической, кулинарной, медицинской и т. п.; поддержание устойчивости природной и культурной среды; обеспечение продуктивного взаимодействия между природным и культурным разнообразием. При этом за биосферными резерватами закреплены 3 основные функции:

1) консервационная - сохранение биоразнообразия, а также ландшафтного (включая культурное) разнообразия;

2) функция развития - регулирование взаимоотношений между природой и человеком на всех уровнях экосистем - от относительно нетронутых природных комплексов до урбанизированных территорий;

3) функция логистики - экологическое образование и профессиональная подготовка, научные исследования и мониторинг.

Таким образом, биосферные резерваты, как и культурные ландшафты, являются моделью гармоничных взаимоотношений между человеком и Природой, способствующих устойчивому развитию цивилизации. Отличие же этих двух форм сохранения культурного и природного наследия заключается в том, что концепция культурного ландшафта имеет более высокий уровень понимания современных проблем человеческой цивилизации, главным образом экологических. Её сутью является осознание человечеством важности восстановления и сохранения экологического баланса между современной цивилизацией и природой - единственного условия самого существования социума. Таким образом, основным объектом охраны становится исторически сложившийся культурный ландшафт с явно выраженной природной основой. В России одной из важнейших форм сохранения культурных ландшафтов являются музеи-заповедники, где в основном сохраняются целенаправленно созданные (рукотворные) или ассоциативные культурные ландшафты. Это могут быть районы исторической застройки в городах, имеющих длительную историю существования, царские дворцово-парковые ансамбли, бывшие дворянские усадьбы с окружающими их угодьями, культовые сооружения, монастырские комплексы.

Культурный ландшафт и стратегия защиты окружающей среды . Культурный ландшафт является частью географического природно-территориального комплекса и включает в себя, кроме природных компонентов, ещё и компоненты культурной среды. Взаимодействие природной и культурной составляющих определяет инвариантность культурного ландшафта - свойственный ему индивидуальный и уникальный характер. Снижение качества природных компонентов (воздушного и водного бассейнов, почвенного и растительного покровов, недр, животного мира) и преобразующей природу антропогенной деятельности (промышленной, строительной, транспортной, сельскохозяйственной и прочей) способствует снижению качества и культурного ландшафта. Поскольку человек ежедневно пребывает в ландшафте, состояние которого - важнейшее условие физического и психологического здоровья человека и в целом цивилизации, то сохранение качества культурного ландшафта является одним из главных направлений стратегии охраны окружающей природной и историко-культурной среды. Кроме того, ландшафт рассматривается как территориальная ячейка экологически сбалансированного развития, и в свете современных тенденций в области охраны природного и культурного наследия он является моделью устойчивого развития. В связи с этим решение проблем по сохранению ландшафтов должно иметь международный уровень.

Таким образом, при разработке стратегии охраны окружающей среды очень важное место занимает сохранение наследия как одного из главных факторов устойчивого развития. Именно культурные ландшафты в сочетании с уникальными природными комплексами составляют единый природно-культурный каркас мира, страны, региона и являются условием сохранения и устойчивого развития биосферы.

Ключевые понятия и термины: культурно-исторические ресурсы, памятники истории и культуры, культурное наследие, памятник, ансамбль, достопримечательное место, природное наследие, Список Всемирного Наследия, национальное наследие, концепция адекватного туризма, адекватный туризм, культурный ландшафт.