Как характеризует базарова его поведение на дуэли. Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети. Встреча Аркадия и Евгения с Ситниковым и Кукшиной

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.

Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.



Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ХХIV)

Между идеологической дуэлью в Х главе и преддуэльным объяснением происходит целый ряд событий в жизни Базарова, существенно смягчающих жёсткий образ начала романа. Этому способствует следующее:

· спор с Аркадием в стоге сена, где Базаров, может быть, впервые остро почувствовал своё одиночество и признал свою самоломанность;

· посещение родителей, которое высветило новые, мягкие грани души героя, его бережное отношение к родителям, привычно скрытое под грубовато-ироничной маской;



· встреча с Одинцовой и нелепая сцена объяснения в любви, впервые показавшая Базарова до беспомощно страстным и не совсем понятым;

· сцена в беседке с Фенечкой, отразившая процесс усиления борьбы героя со своей натурой.

Что отличает именно эту сцену? Она интересно построена композиционно: герои несколько раз словно перехватывают друг у друга инициативу. Кроме того, именно здесь после долгого перерыва схлёстываются с ещё большей остротой «отцы» и «дети». Более ярко, чем прежде, в этом эпизоде проявляются характеры двух героев. Не так, как раньше, заканчивается этот последний из психологических поединков, и герои неожиданно оказываются на грани настоящего, физического кровопролития.

Перед этим поединком герои чувствуют себя по-разному. Базаров находится в непривычном для него состоянии смятения, обычная работа не ладится. Он испытывает досаду на самого себя после двух подряд неуклюжих действий по отношению к двум женщинам – к Одинцовой в сцене признания в любви и к Фенечке в сцене с поцелуем в беседке. Однако, как и прежде, он вполне равнодушен к Павлу Петровичу и дальнейших ссор с ним не ищет. В то же время негодование Павла Петровича против Базарова достигло высшей точки, и последней каплей стал поцелуй в беседке.

Впрочем, в отличие от прошлых споров, возникших стихийно, к этому поединку Кирсанов готовится, и в этом его исходное преимущество.

В начале сцены Базаров непривычно неуверен в себе. После первой же реплики Базарова идут слова автора: «…ответил Базаров, у которого что-то пробежало по лицу, как только Павел Петрович переступил порог двери». Раньше неопределёнными местоимениями состояние Базарова (по законам «тайной психологии») Тургенев не характеризовал.

И далее – когда Павел Петрович сказал о дуэли, автор пишет: «Базаров, который встал было навстречу Павлу Петровичу, присел на край стола и скрестил руки». Полужесты «встал было», «присел» также не характерны для Евгения. Сразу после вызова на дуэль: «Базаров вытаращил глаза».

Смятение Базарова в этот момент отражается и на его речи. Обычно он говорил грубовато, резко, отрывисто. А здесь привычные обороты типа «да уж куда ни шло!» сопровождаются более присущими Кирсанову фразами: «Очень хорошо-с», «Вам пришла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух».

В свою очередь Павел Петрович пытается сдержать своё волнение, во-первых, излишней подчёркнутой вежливостью и официальностью тона. Во-вторых, не сбросить эту маску и выдержать заданный тон ему помогает специально взятая для такого случая «красивая трость» - символ аристократического превосходства. Трость, как символическая деталь, прошла через весь эпизод. Базаров назвал её «палкой» - инструментом возможного насилия.

После признания Кирсанова «Я вас презираю» ссора достигла кульминации: «Глаза Павла Петровича засверкали… Они вспыхнули и у Базарова». Именно в этот момент Базаров овладевает собой и пускает в ход привычное оружие иронии, начиная словно передразнивать соперника, почти дословно повторяя окончания каждой реплики Кирсанова. Это не проходит незамеченным. Кирсанов говорит: «Вы продолжаете шутить…» Но на этот раз Павел Петрович не выйдет из себя, как это бывало прежде. Почему? Базаров, хоть и шутил, но не переходил границы дозволенного. Кроме того, помогла присутствовавшая рядом трость – своего рода напоминание об аристократизме, символ терпеливости, опора.

Каждый из героев на протяжении сцены старательно скрывает от другого свои подлинные чувства. Кирсанов за ширмой вежливости скрывает обиду, ревность, негодование, а Базаров за ширмой иронии – растерянность и раздражение на самого себя.

Похоже, что этот психологический поединок выигрывает Павел Петрович, добившийся своего практически по всем пунктам. А Базаров после его ухода ещё более потерял присущее ему внутреннее спокойствие, недоволен собой, испытывает не присущие ему угрызения совести и нравственные переживания, открыв для себя тайную влюблённость Павла Петровича в Фенечку.

Во время самой дуэли, после выстрелов, оба соперника ведут себя достойно. Базаров исполняет свой врачебный и человеческий долг, проявляя ещё недавно ненавистное им благородство, а Павел Петрович мужественно и даже с юмором переносит боль и теряет всякое негодование по отношению к Базарову.

Эпизод дуэли играет одну из ключевых ролей в произведении. Он включает в себя кульминацию и развязку конфликта, возникнувшего между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Этот конфликт – противоборство не только двух людей, но также и двух поколений и их взглядов – «отцов и детей».

Причиной данной дуэли становится ненависть Кирсанова по отношению к Базарову.

Сначала Павел Петрович презирает Базарова за его нигилистические взгляды. Также, Павла Петровича раздражает и возмущает поведение Базарова. Евгений Васильевич не считает своим долгом уважать Кирсанова только за то, что тот является представителем аристократии, и его это оскорбляет и шокирует. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Кирсанова, становится поцелуй Базарова и Фенечки в беседке. Павел Петрович наконец получает достойный повод для вызова своего противника на дуэль.

Кирсанов приходит в комнату к Базарову и предлагает ему дуэль. Во время их разговора Базаров, как обычно, расслабленно и иронично шутит и не показывает совершенно никакого страха или неуверенности. Но каким бы равнодушным он ни казался, чувства в его душе живы. Базаров даже начинает письмо к своему отцу, и оно является его своеобразным прощанием перед возможной смертью. И это значит, что несмотря на маску безразличия, главный героя очень любит своих родителей. Но все же разум берет верх над его чувствами, и он разрывает это письмо. Базаров уверенно и равнодушно говорит сам себе, что еще долго на свете маячить будет. Он выбирает именно слово «маячить», а не «жить», ведь мы и не можем утверждать, что Базаров по-настоящему жил – испытывал эмоции, любил, радовался, боялся, как обычный человек со своими слабостями. Он все время отказывался от простой человеческой жизни ради своих нигилистических взглядов.

Наконец, настает следующий день – день дуэли. По пути в лес, в котором и будет происходить столкновение двух противоборствующих сторон, Базаров немного нервничает и даже два раза вздрагивает, что опять же свидетельствует об эмоциях героя. Он волнуется, но при встрече с противником по дуэли не выдает этого и все так же продолжает шутить. Кирсанов по-прежнему остается серьезным и не выдает чувств. Во время дуэли Базаров ранит Кирсанова и после совершает благородный поступок - и сразу же как врач бросается на помощь раненому. Но даже в такой ситуации гордость берет верх над Кирсановым, и он поначалу отказывается от врачебной помощи Базарова. Через мгновение он теряет сознание, и это странно, ведь, по словам Базарова, его рана совершенно несерьезна и не может стать причиной обморока. Скорее всего, это испуг и слабость нервов и характера. После прихода в себя, Кирсанов не желает примирения с Базаровым, хоть и стыдится своей заносчивости, а после возвращения домой, непривычно много шутит, особенно с Базаровым. При прощании перед отъездом главного героя они холодно пожимают друг другу руки, и на этом и заканчивается их противоборство.

Анализируя данный эпизод, мы видим, что Базаров на самом деле – такой же человек как и все, хоть он и носит маску неуязвимого и насмешливого нигилиста. А Кирсанов перестает препираться с Базаровым. Пусть он и продолжает презирать Базарова, но в то же время у него появляется уважение к своему противнику.

Данный эпизод неразрывно связан с другими в произведении. Он является логическим продолжением десятой главы, в которой происходит завязка конфликта между Кирсановым и Базаровым.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данный эпизод является одним из самых важных и ключевых в произведении. Он отражает не только межличностный конфликт, но и конфликт двух поколений. В столкновении абсолютно противоположных взглядов и заключается идейный смысл данного произведения.

На вопрос Что послужило поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? заданный автором Марина Лоскутова лучший ответ это Базаров - нигилист, разночинец, выражающий самую современную для того времени мысль об утилитарно-материалистическом устройстве общества. “Нигилист. Это от латинского Nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. . который ничего не признает”, - так охарактеризовал Евгения Николай Петрович.
Противник Базарова, Павел Петрович, представляет “век минувший" век николаевского правления. Даже в деревне он носит модный галстук, лаковые полусапожки, что, казалось бы, непрактично в таком месте. Вся его жизнь соткана из различных “принсипов”, которые в корне расходятся с мировоззренческими взглядами Базарова.
Принципиальным в споре был вопрос о русском народе. Базаров презирает мужика из-за его невежества, но ни в коей мере не желает признать своего отхода от земли, от народа; с гордостью говорит, что дед его “землю пахал”. состояние имения Николая Петровича дает повод полагать, что Павел Петрович, как и его брат, был очень далек от понимания истинных потребностей народа. Между тем в конце романа Тургенев говорит, что и Базарова мужики считали гороховым шутом, не способным понять их жизнь. Таким образом писатель показывает, что мнения обоих героев далеки от истинного понимания народной жизни.... мирным путем разрешить противоречия не удается-дуэль... Хотя Кирсанов чувствует долю истины в утверждениях противника, но аристократические привычки мешают ему с ним согласиться.
Финал романа подчеркивает утопичность идей обоих героев. Базаров умирает, признав несостоятельность и безжизненность своих взглядов, а Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время.

Ответ от Амазонка [гуру]
да, Павел Петрович Кирсанов не любил Базарова, но поводом к дуэли послужили НЕ разногласия между ними, А то, что Базаров поцеловал Фенечку.
вот отрывок из краткого содержания романа "Отцы и дети":
"От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого» . Он особенно негодует еще и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*. Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. "
(краткое содержание)

Во многих произведениях русской литературы есть эпизоды дуэли: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Чаще всего дуэль является кульминацией действия романа. Идейно-композиционная роль дуэли в романе «Отцы и дети» - это кульминация во взаимоотношениях «Отцов» и «детей».
Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем соответствует заключительной фазе основного конфликта романа.
Павел Петрович настроен серьезно и ведёт себя соответственно. Он выражается высоким стилем речи. Базаров же просто подыгрывает Павлу Петровичу. В сцене вызова на дуэль использована художественная деталь – трость. Она для Базарова является стимулом согласиться участвовать в дуэли, так как если бы Базаров ответил отказом, то Павел Петрович просто ударил бы его тростью, что, конечно, очень оскорбило бы Базарова. В характере Павла Петровича есть такая особенность – он постоянно боится быть высмеянным. Эта черта характера находит своё воплощение в его репликах. Автор комментирует сцену вызова на дуэль с иронической интонацией.
Базаров в соответствии с литературной традицией перед дуэлью пытался подвести итоги прожитой жизни, пытался даже написать письмо родителям, но разорвал его, не веря, не осознавая реальную опасность, грозящую его жизни.
Автор начинает описание утра поединка изображением природы. В этом эпизоде проявляется контраст между пейзажем, появлением мужика с лошадьми и предстоящей дуэлью: мужика рано встать заставила работа, а Базарова и Павла Петровича – их собственная глупость.
Автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли. Это проявляется большей частью в контрасте поведений Базарова и Павла Петровича. Базаров «ерничает», «паясничает», для него эта дуэль – игра. Павел Петрович же наоборот ведёт себя чересчур серьёзно.
Обмениваясь репликами, участники дуэли произносят фразы на разных иностранных языках, в этом проявляется их желание противопоставить себя друг другу.
Автор во время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека.
В кульминационный момент дуэли Базаров продолжает иронизировать: «Он прямо в нос целит, …, и как щурится старательно, разбойник!». Павел Петрович серьёзен как никогда, он ведёт себя, как истинный дуэлянт: старательно целится и щурится. Фраза: «Струйка крови потекла по его белым панталонам» производит эффект сцены из красивого, романтичного французского романа.
Обморок Павла Петровича и поведение «усовершенствованного» лакея придаёт иронический характер развязке дуэли.
Оба героя после дуэли, во время ожидания дрожек, чувствуют себя подавленными. Они понимают бессмысленность своего поединка. Второе появление мужика с лошадьми подчеркивает глупость дуэли Базарова и Павла Петровича.
После дуэли в поведении героев появились сдержанность и подчеркнутая вежливость по отношению друг к другу. При отъезде из имения Кирсановых Базаров чувствует себя скверно. Отъезд Базарова – развязка в конфликте «отцов» и «детей».

На вопрос Отцы и дети. Помогите написать анализ дуэли Базарова и Кирсанова в романе "Отцы и дети" заданный автором Fantasy лучший ответ это Дуэль как композиционный приём использовалась многими авторами в их произведениях: «Гамлет» Шекспира, «Выстрел» , «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова… Дуэль – кульминация конфликта героев, разрешение их внутреннего разногласия и недовольства друг другом. Дуэль вносит напряжённость и драматизм в сюжет, и чаще всего она прерывает какую-то сюжетную линию или открывает новые стороны характера героя, помогает лучше понять его.
Споры Базарова и Павла Петровича перешли во взаимную ненависть, теперь нужен был лишь повод, чтобы продолжить этот конфликт, но уже не на словах, а на «деле» . Этим поводом стала Фенечка. Павел Петрович стал случайным свидетелем поцелуя Базарова и Фенечки, и его ненависть к нигилисту Базарову дополняется раздражением и даже злостью к человеку, посмевшему тронуть женщину, в которую тайно влюблён сам. Итак, Павел Петрович вызывает Евгения Базарова на дуэль.
Эпизод от начала до конца пронизан иронией автора. Комичны уже переговоры врагов о правилах дуэли: они будто обсуждают предстоящий обед или бал. Несмотря на неожиданность вызова, Базаров невозмутимо спокоен и вежлив; Павел Петрович хотя и взволнован, но старается быть любезным. Базаров принимает вызов, он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость, ну, а с практической точки зрения – это дело другое» . Тогда почему же он принимает вызов? Ведь следуя аристократическому обычаю, он нарушает принципы нигилизма.
Оказывается, Базаров не мог отказать, ведь у Кирсанова в руках была тяжёлая трость, и даже при мысли о возможном оскорблении «вся его гордость поднялась на дыбы»: «Отказать было невозможно, ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда… Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка» .
И тем не менее дыхание смерти коснулось Базарова, он пришёл в волнение, даже пытается написать письмо отцу, но нигилист в его душе побеждает, мелькает мысль: «Нет, я ещё долго на свете маячить буду» . «Маячить» , т. е. скитаться без какой-то цели смысла. Это слово отражает душевное состояние героя – ведь только недавно он был отвергнут женщиной, которую полюбил, но не смел признаться в этом самому себе.
Несерьёзность, нелепость, придающие дуэли облик игры, заключаются в отступлении от правил: у героев нет секундантов.
Утро дуэли «было славное, свежее» . И. С. Тургенев, рисуя чудесный пейзаж, подчёркивает, что природа не подчиняется событиям человеческой жизни: интриги, неурядицы преходящи, природа же вечна.
По пути к месту поединка Базаров со «свидетелем» Петром встречают мужика, гнавшего «двух степенных лошадей перед собою» . В этой сцене явно прослеживается контраст между народом и аристократией, представленной в образе Павла Петровича, и между народом и демократией, представленной в образе Базарова. Базаров и сам осознаёт эту разницу: «Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере, за делом, а мы? »
Павел Петрович попытался предусмотреть все формальности дуэли, Базаров же относится к поединку иронично: «Я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее» .
Кульминация дуэли – ранение Кирсанова. Писатель подчёркивает его слабость тем, что он теряет сознание, хотя рана несерьёзная. Базаров же поступает благородно: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор» . Но и в этот драматический момент автор иронизирует: смешно, например, состояние перепуганного Петра.
Как видим, дуэль не смогла разрешить конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров уезжает из имения Кирсановых. Перед отъездом главного героя «Павел Петрович пожал ему руку» , но Базаров остался «холоден, как лёд» , т. к понимает, что Кирсанову хочется «повеликодушничать» .
Между героями есть много общего: оба самолюбивы, категоричны, горды, но и по-своему привлекательны: умны, порядочны и искренни, каждый переживает свою жизненную драму. И всё же это герои-антиподы, что и подтверждает эпизод дуэли.