Ключевые функции политики в обществе. Функции политики Основные направления внешней политики

Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т. д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса.

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия).

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло.

Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.

Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом.

Таким образом, функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Функции «ввода» - воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике;

Функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.

3. Свойства политики

1) Свойство проникновения Политика способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. Иными словами, наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия государства в регулировании социальных процессов (обеспечение безопасности общества, поддержание международных связей и др.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, вследствие чего ее границы имеют в определенной степени условный характер и зависят от исторического контекста, а также умения государства увидеть те групповые конфликты, которые требует его непременного вмешательства. Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства в главный источник формирования политического пространства. От характера осознания политически значимых интересов непосредственно зависит объем объектов государственно-властного регулирования, а, следовательно, и объем политической сферы. 2) Пространственные свойства политики Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следовательно, складываются свои практики, конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни. В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пределы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные процессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официальными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государственные решения. В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены с официальными центрами государственной власти и при этом не будут иметь достаточной информационной связи, то политическое пространство такой страны может стать «рыхлым», подверженным воздействию других государств и центров политического влияния. Вот почему при всех прочих условиях государства с большой территорией, для того чтобы снизить возможности сепаратизма и развала страны, должны уделять особое внимание проблемам (способам, путям) компенсации территориальной разорванности политики. 3) Темпоральные свойства политики Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности. Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций. С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в политике не только в более жестком, регламентированном режиме жизнедеятельности (например, лицам, избранным в парламент или выдвинутым в правительство, полномочия даются на строго определенный срок; граждане исполняют электоральные функции опять-таки в строго установленное время и т.д.). Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты, если его измеряют то мгновениями, то состояниями целых политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Это свидетельствует о том, что политическая реальность существует одновременно в разных временных, хрональных (от греч. hronos- время) полях, различающихся собственными диапазонами, а следовательно, и специфическими критериями оценки событий, фазами и циклами внутреннего развития. Реальная политика естьпересечение временных полей, предполагающих разную степень интенсивности изменений. Дать точную оценку происходящему (и произошедшему), прибавив достоверности собственным ощущениям, можно, лишь корректно соединяя масштабы представлений. По сути дела, только осваивая научную логику, человек способен отделить основное от наносного, рационально и непредвзято представить череду важнейших событий и тем самым прозреть будущее. 4) Морфологические свойства политики Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных кругов как основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни. Каждая из указанных групп населения выполняет специализированные функции: элиты - по представлению интересов населения и осуществлению управления государством и обществом; неэлитарные группы - по влиянию на отбор элит, контролю за их деятельностью, по воздействию на коррекцию проводимого государством курса. В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как плод соучастия управляющих и управляемых, итог контактирования профессионалов и непрофессионалов. Причем на разных стадиях и фазах политического процесса (например, при принятии решений или смене политического режима посредством выборов) может меняться характер и степень согласования их действий, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение. Таким образом, необходимость и неизбежность постоянного выявления и реализации интересов населения превращает политику в глобальный механизм представления социальных запросов и потребностей групп. При этом реально сложившиеся технологические приемы и способы такого представления интересов нередко влияют на степень их реализации больше, чем сами конкретные требования людей. 5) Процессуальные свойства политики Данная группа свойств характеризует политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, непредсказуемость последствий рационально предпринимаемых действий, наличие разнонаправленных движений и многие другие аналогичные факты, свидетельствующие об остроте и интенсивности конкуренции за государственную власть, - все эти факторы придают политике характер динамичного явления, обусловливают исключительную быстроту политических перемен, делают ее исключительно изменчивой. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняющуюся, внутренне подвижную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, возбуждение и депрессия. Подобные переломы создают возможность исключительно быстрого, а то и внезапного крушения статусов субъектов, изменения норм и правил политической игры, сужения или расширения объемов политических явлений. Можно привести немало примеров того, как в одночасье рушились казавшиеся вечными империи и режимы, как круто менялись судьбы отдельных стран и политиков. Даже в новейшей политической истории России можно увидеть, как внезапно и непредсказуемо для населения страны, росчерком пера трех руководителей прекратил свое существование СССР; как летом 1991 г. в столице внезапно появились танки ГКЧП и как через короткое время на обломках советской империи возник новый, ориентированный на демократические ценности режим и т.д.Таким образом, спроцессуальной точки зрения политика представляет собой совокупностьидейно ориентированных действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявляется в столкновениях целей и программ правящих и оппозиционных партий; курса властей, не пользующегося поддержкой населения, и народных ожиданий; противоположности поляризованных политически

Функции политики в обществе обусловливают ее роль и значение как Количество их нестабильно. Чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована. Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни. Социальные функции политики, которые она выполняет в данном случае, не совсем ей свойственны. Она чересчур вмешивается во все сферы вплоть до его подмены. Благодаря такому воздействию, резко ограничиваются возможности для самореализации личности. Такое явление характерно для обществ, которые развиваются с помощью политико-идеологических методов. Они могут достичь больших успехов, несмотря на ограниченный круг ресурсов. В таких обществах применением насилия и внушением страха формируется внешняя мотивация работы. А (потребности, интересы) не учитываются совсем.

Функции политики в современном социуме тоже многочисленны. Но можно выделить лишь несколько основных, без которых общество не способно развиваться нормально.

  1. Функция обеспечения его стабильности и целостности. Суть ее состоит в том, что политика определяет на будущее проекты, ориентиры и вектор Также она обеспечивает ресурсами для выполнения запланированного.
  2. Функция мобилизации совместной деятельности и ее эффективности. Политика формулирует цели постепенного развития, которые имеют цену и значимость. Чтобы обеспечить их реализацию, она мотивирует индивида, предоставляя ему возможности для того, чтобы он с помощью власти мог удовлетворить свои социальные потребности или изменить статус в обществе.
  3. Регулятивная и управленческая функции политики. Это значит, что она выражает касающиеся власти и имеющие значимость потребности и интересы разных общественных групп. Тем самым политика с помощью принятия решений в своей сфере влияет на них и гарантирует их взаимодействие. Также воздействуя на заинтересованность отдельных групп, она посредством социального насилия и принуждения управляет процессами в обществе, регулирует их.
  4. Функция рационализации. Выражается в том, что политика создает общие механизмы и правила для представления и реализации интересов конкретного индивида или групп. Тем самым она цивилизованно предупреждает или улаживает возможные противоречия и конфликты, то есть рационализирует их.
  5. Функция Она проявляется во включении личности в в наделении ее опытом, способностями к преобразовательным действиям, к эффективному выполнению своих ролей. При этом для реализации интересов групп и индивидов открываются огромные возможности.
  6. Гуманитарная функция. Она выражается в том, что личность приобретает гарантии своих прав и свобод. Кроме того, в обществе обеспечивается мир, порядок и организованность.

Конечно, это не все функции политики. Они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Так, например, политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков

Политика

Государство

С 26. Укажите три особенности государства как главного института политической системы .

Ответ:


1) верховная власть;

2) независимость (суверенитет);

3) исключительное право издавать законы;

4) осуществлять правосудие;

5) устанавливать и взимать налоги и сборы.


С 26. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

Ответ:

  1. Поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;
  2. защита независимости и территориальной целостности государства;
  3. разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;
  4. участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

С 26. Назовите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Ответ:

Внешняя политика, межгосударственная (пример: деятельность в ООН); экономическая политика (пример: принятие антимонопольных законов); социальная политика (пример: проведение пенсионной реформы)

С 26. Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Ответ:

1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета);

2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы);

3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса);

4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев);

5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины);

6)функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН).

С 6. На­зо­ви­те любые три функ­ции го­су­дар­ства в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.

Ответ:

1) Со­дей­ствие раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния (уча­стие в раз­ра­бот­ке новых учеб­ных про­грамм, новых стан­дар­тов сред­не­го об­ра­зо­ва­ния);

2) Кон­троль за ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния (про­вер­ки школ, про­ве­де­ние еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния);

3) Ока­за­ние по­мо­щи учре­жде­ни­ям куль­ту­ры (фи­нан­си­ро­ва­ние двор­цов куль­ту­ры, биб­лио­тек и т.д.)



С 26. Назовите любые три функции политики в государстве.

Ответ:


Обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Предотвращения и регулирования социальных конфликтов;

Гуманитарная


С 26. Ука­жи­те три осо­бен­но­сти го­су­дар­ства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, и кон­кре­ти­зи­руй­те каж­дую на­зван­ную осо­бен­ность.

Ответ:

1) Толь­ко го­су­дар­ство об­ла­да­ет ор­га­на­ми при­нуж­де­ния (армия, тюрь­ма и др.)

2) Власть го­су­дар­ства обя­за­тель­на для всех на­хо­дя­щих­ся на его тер­ри­то­рии. (Все люди на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии РФ обя­за­ны со­блю­дать за­ко­ны РФ.)

3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на право­твор­че­ство (из­да­ние за­ко­нов)

С 26. Одна из функций политики в странах современного мира заключается в сохранении целостности и устойчивости общества. Приведите любые три примера проявления этой функции.

Ответ:

1) государство гарантирует минимальный размер заработной платы для смягчения социальной напряженности;

2) гражданские институты аккумулируют и представляют общественные интересы, вступают в диалог с государством, добиваясь принятия компромиссных решений, смягчения конфликтов;

3) государство участвует в создании системы социального партнерства, призванной регулировать конфликты между работодателями и работниками.

Правовое государство

С 26. Назовите принципы правового государства.

Ответ:

Ø принцип разделения властей;

Ø принцип верховенства закона

Ø принцип неотъемлемых естественных прав человека;

Ø принцип связанности законодателя правами человека;

Ø принцип взаимной ответственности государства и личности.

С 27. Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и территориально-государственного устройства? Какие факторы способствуют формированию определенной формы государства? Приведите не менее трех факторов.

Ответ:


1. Исторические традиции;

2. культура народа, его цивилизованность;

3. религия;

4. социальный и национальный состав населения;

5. географические и природно-климатические условия;

6. экономические потребности и др.


Политический режим

С 26. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные только для демократического государства .

Ответ:


1) обеспечение прав и свобод граждан;

2) развитие парламентаризма;

3) согласование интересов социальных групп.


С 26. Подтвердите тремя конкретными примерами наличие в современной России политического плюрализма .

Ответ:

Согласно Конституции в РФ действуют различные политические партии и объединения; многопартийность – один из важнейших элементов плюрализма; в стране отсутствует единая государственная идеология, ведутся дискуссии, разрабатываются политические программы, основанные на разных идеологических принципах; наличие независимых СМИ, выражающих различные взгляды на происходящие в обществе события.

С 27. Английский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание на то, что заповеди старых деспотий начинались словами: «Не смей». В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен». Что общего в этих требованиях деспотий и тоталитарных режимов? Почему с позиций теории ценностей они не могут быть отнесены к явлениям культуры?

Ответ:

Общее в требованиях деспотий и тоталитарных режимов состоит в том, что они принудительно навязывают человеку внешнюю волю (государства, партии, группы лиц, других людей). Между тем ценности, как и культура, не могут быть внешними и принудительными: они – дело внутренней свободы человеческого самоопределения.

С 27. Прокомментируйте высказывание короля Генриха V из одной шекспировской пьес: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не мете четырех признаков этого политического режима.

Ответ:

Ø Концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы

Ø Наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь

Ø Отказ от вмешательства в частную жизнь

Ø Отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество

Ø Большая автономия политической системы по отношению к экономической

Ø Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.

С 27. Оценивая возможности развития информационного общества, академик Н.Н.Моисеев отмечал, что это будет «тотальный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информацию. Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории…концом истории биологического вида «homo sapiens». Объясните представленную академиком Н.Н.Моисеевым взаимосвязь информационного общества и его тоталитарности. Почему, по мысли ученого, «тотальный демократизм» связывается с гибелью вида «homo sapiens»?

Ответ:

Академик Н.Н.Моисеев предупреждает о той опасной силе, которая сосредоточилась практически бесконтрольно в сфере так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Человек разумный начинает теряться в потоке информации, перестает ее осмысливать, творчески перерабатывать, потребляя ее в готовом виде, становится легко управляемым.

С 27. Известный американский политолог 3. Бжезинский утверждал: «Демократия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия - это лишь сосуд, ко­торый еще должен быть наполнен содержанием... Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет «ка­чества жизни...».

Почему, по вашему мнению, автор называет демокра­тию «главным завоеванием»? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на «качество жизни», а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

Автор называет демократию главным за­воеванием Запада, поскольку ее становле­ние прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естествен­ного права через революции и граждан­ские войны, тоталитарные режимы и вой­ны мирового масштаба шло становление демократических институтов стран Евро­пы и Америки.

Само по себе провозглашение демократии не изменит качество жизни, будь то в политической, экономической или социальной областях. Необходимо длительное станов­ление демократических институтов, кото­рые во многом должны опираться на де­мократические традиции страны. При этом ее богатство отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии напрямую зависит от полити­ки государства по преодолению бедности населения.

С 27. Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) пи­сал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой приро­ды вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяют­ся в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель­ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чем заключается ее сущность? Приведите три примера, подтверждающих вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

Ответ:

Монтескье является одним из разработ­чиков теории разделения властей как необ­ходимого условия поступательного разви­тия государственной власти. Принцип раз­деления властей означает распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали. Равенство законодательной, исполнитель­ной и судебной властей проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.

В качестве примеров опасного сосредото­чения власти в руках одного органа или од­ного человека могут быть приведены: Узур­пация власти Наполеоном I во Франции привела к забвению демократических задач, обозначенных революцией, и гибели импе­рии. До этого безраздельная власть якобин­цев поставила Францию на грань нацио­нальной катастрофы. В XX веке диктатура пролетариата в СССР привела к деспотиз­му власти и трагедии миллионов людей.

С 27. Кардинал Ришелье (1585-1642) - всесильный пер­вый министр Франции, является автором небольшого трактата - «Политическое завещание». В нем он поды­тоживает свой опыт в управлении делами государства и, в частности, приходит к таким выводам:

«Все политики согласны с тем, что если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей.

Разум не позволяет освободить его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчи­нения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобож­ден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повин­ностей...

Я знаю, кроме того, что многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных и что некоторые подданные попали в рабство к врагам по­тому, что излишне желали свободы под властью их при­рожденного монарха».

Согласны ли вы с точкой зрения кардинала Ришелье на проблему управления государством? Свой ответ аргу­ментируйте. Может ли государство, управляемое так, как советует Ришелье, выполнять все свои функции? Свое мнение обоснуйте.

ОТВЕТ:

Ришелье яро отстаивает тоталитарный режим, как эффективный способ манипуляции населением, способ мобилизации при решении государственных проблем, источник пополнения казны. Форму правления, которую отстаивает Ришелье – абсолютная монархия. Данная форма правления имеет свою многовековую историю, но не способна выполнить такие функции государства как: социальную –защиту интересов всех слоев населения; правовую – законы ориентируются только на правящий класс; внешнеполитическую – преследуются цели на международной арене правящего класса.

С 27. В стра­не Z су­ще­ству­ет един­ствен­ная по­ли­ти­че­ская пар­тия, ко­то­рую на­зы­ва­ют «го­су­дар­ствен­ной», ибо она дей­ству­ет как ин­стру­мент для все­о­хва­ты­ва­ю­ще­го кон­тро­ля вла­сти над об­ще­ством, по­ве­де­ни­ем граж­дан. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся по­ли­ти­че­ская си­сте­ма стра­ны Z? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го от­ве­та.

Ответ:

тип по­ли­ти­че­ской си­сте­мы - то­та­ли­тар­ная.

ар­гу­мен­ты:

В стра­не дей­ству­ет толь­ко одна по­ли­ти­че­ская пар­тия;

Пар­тия кон­тро­ли­ру­ет го­су­дар­ствен­ную власть:

Го­су­дар­ство кон­тро­ли­ру­ет все сферы об­ще­ства.

Формы правления

С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Ответ:

В президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;

В президентской республике членов правительства назначат президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства;

В президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.


Функции политики - это основные направления ее влияния на общество

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества . Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности . Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции . Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации . Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации . Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция . Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.

Выделим основные функции политики в обществе . К ним относятся:

Управленческая (политическое руководство обществом);
интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
теоретико-прогностическая, цель которой - выработка концепции, курса развития общества;
артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
социализации личности - функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

38.Партии в Украине: партийный спектр Украины.

Итак, на сегодня партийная система Украины характеризуется как переходная от атомизированы со значительным количеством начисленных маловлиятельных партий в стабильной системы поляризованного плюрализма.

Современный правый политическое движение в Украине активизировался в ноябре 1990 года, когда министерством юстиции Украины было зарегистрировано Украинскую республиканскую партию. На заре независимости, в 1991 -1992 годах казалось, что политическое господство перейдет от коммунистов к политическим партиям национальной ориентации, а сегодня они даже не представлены в парламенте самостоятельной силой.

Сегодня к этим партиям можно отнести к 30 политических партий, которые с политическими партиями начала XX века объединяет идейный и духовный связь - борьба за независимую, соборную, независимую Украину. Эти партии заявляют, что стоят на страже украинской национальной идеи, украинской государственности, национальной демократии. Национализм для них - совокупность идей, взглядов, политической практики национально-освободительных движений, соперничающих за право коренной нации на создание собственного национального государства, как Всеукраинское объединение "Батькивщина", ВО "Свобода", Конгресс украинских националистов, Народный Рух Украины, Народный Рух Украины за единство, Партия Христианско-Демократический Союз.

Современный левое движение в Украине восстановился 1991 года, когда Министерство юстиции зарегистрировало Коммунистическую партию Украины. Однако 30 августа 1991 года, после провала путча Государственного комитета по чрезвычайному положению. Президиум Верховной Рады Украины запретила деятельность КПУ. Но уже в октябре 1991г. на обломках КПУ возникла Социалистическая партия Украины. Наиболее системно вопросы общей политики выражены в 12 партий левого направления: Прогрессивная социалистическая партия Украины; Коммунистическая партия Украины; Демократическая партия Украины; Социал-демократическая партия Украины; Республиканская партия Украины; Партия регионов; СДПУ (О); Всеукраинская политическая партия "Братство"; Социалистическая партия Украины (СПУ); Партия защитников Отечества; Партия пенсионеров Украины; Коммунистическая партия рабочих и крестьян.

В многопартийной системе современной Украины в центристских партий можно отнести к 50 партий. Большинство партий этого направления считают себя сторонниками либерализма - идеологии свободы предпринимательства и торговли, парламентского строя, плюралистической демократии, широких свобод в политической, экономической и других сферах жизни общества.


39.Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.

Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Полити́ческое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Постепенное расслоение номенклатуры, формирования зародышей предпринимательского класса, освобождение массового сознания от патерналистских, эгалитарных и национально-романтических иллюзий создает благоприятную почву для появления предпринимательской и современной политической и административной элиты. Общенациональным лидером считается президент как высшее должностное лицо в государстве.

В Украине всегда существовала проблема национальной политической элиты, способной решать сложные государственно задачи в конкретной исторической ситуации.

Коммунистический режим уничтожил не только национальные слои, но и социальную почву для воспроизведения национальной элиты, способной по-современному мыслить и действовать. Роль элиты в тоталитарном обществе выполняла номенклатура, черты которой в значительной степени не соответствовали современной элитарной модели, существовавшей в демократических цивилизованных странах.

Исключительно бюрократический механизм формирования номенклатурных кадров не предусматривал спроса на профессиональных политиков с высокими интеллектуальными качествами, а в основном был ориентирован на лиц, преданных системе, определенном номенклатурном клановые и способных к тонким аппаратных манипуляций.

Правящая элита в Украине на этом этапе общественного и государственного развития оказалась несостоятельного к быстрым комплексных реформ из-за того, что:

1) состояла в основном из выходцев социально-классовых групп, которые объективно боялись потерять власть;

2) не обладала кадрами, которые отличались высокой активностью, решительностью и современной управленческой компетентностью;

3) испытывала сильного сопротивления со стороны антигосударственных и антиреформистських сил;

4) расстройство механизмов общественного контроля привел к углублению моральной деградации части ее представителей, оказалось в распространении таких явлений, как клептократия, коррупция и нарциссизм;

5) определяющим в политическом курсе был принцип «главное не реформы, а сохранение государственности и национально-культурное возрождение».

Элиту этого периода можно назвать идеологической том, что ее деятельность в основном направлялась на разъяснение необходимости реформ, а не на их решительно осуществления. Этой элите не удалось осуществить основных реформистских приоритетов: принять новую конституцию, вывести страну из экономического кризиса, провести административную реформу.

На смену идеологической элите пришла технократическая элита, представители которой рекрутированы из промышленно-предпринимательских кругов центральных и южных регионов Украины, а также прагматическое ориентированных политиков разных политических сил. Доминантой политического курса технократической элиты стала реализация национальной идеи в государственно-политическом и экономическом аспектах.

40.Политическая этика: определение и содержание.

Политическая этика - это область, аспект общей этики, исследует моральные принципы политики и власти (в широком смысле), профессиональной этике субъектов политической деятельности (в узком смысле).

Этика ответственности - это когда главным является не процедура, а последствия.

Юридическая этика в целом исследует юридический процесс, который включает даже те моменты, когда отсутствуют действия юриста. То есть на основе законов логики, особенно юридической логики, можно вывести закономерности юридической этики, дойти ожидаемого результата. Иными словами, юридическая этика обосновывает существование и вне сознания, чувствами и профессиональной деятельностью юриста, хотя основой является эффективность реализации юристом норм права.

Правовая этика свойственна не только специалистам в области права, но и тем лицам, которые находятся в определенных правовых отношениях. Например, гражданин Украины, пересекая границу в качестве туриста, следовательно, Этика права выполняет своеобразную функцию. Она рассматривает не право, я. человека в праве, анализирует ценностное отношение человека к праву. Это отношение предполагает такую ​​оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуально выбрана и внутренне свободный, оценку, которая имеет нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре и зле, о долге перед другими и перед собой.

41.Политическая идеология: понятие и типология.

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённогообщественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка.

Политическая идеология - сложное и противоречивое духовное образование. Она призвана раскрыть специфику двух видов развития - политического и идеологического - и одновременно показать их взаимодействие, влияние политики на идеологию и идеологии на политический процесс. Научное осмысление сущности идеологии началось тогда, когда получили развитие идеологии либерализма, консерватизма, а впоследствии и марксизма. Никогда политика без идеологии не существовавшую (и не будет существовать), ибо идеология необходимым структурным элементом политики. В

1) Возникновение политической идеологии связывается с необходимостью легитимации власти (Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето). То есть с помощью идеологии чиновники обосновывают законность и справедливость существующих социальных институтов, общественного строя и своей власти в обществе. Благодаря идеологии уже на уровне идей возникает взаимном элиты и масс.

2) К. Маркс и Ф. Энгельс в своей совместной работе "Немецкая идеология" отмечали, что идеология - это: а) идеалистическая концепция, согласно которой мир предстает как воплощение мыслей, принципов; б) тип мышления, когда осознается зависимость личных идей от материальных идей (интересов) классов; в) ложное, иллюзорное отражение действительности в политических, философских, религиозных, нравственных и других формах. Итак, согласно тезису Маркса, идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих и оценивают социальную действительность с позиций интересов конкретных классов, скрывая отношения господства и подчинения.

3) К. Мангейм (1893-1947) в своем труде "Идеология и утопия" не разделял марксистскую ортодоксии и отмечал, что общественное бытие не сводится к экономическим отношениям в сфере материального производства. Поэтому идеология - это не обязательно сознательное надувательство. Идеология - это обоснование, апология (защита) существующего строя. Она способна соединять людей, аккумулировать их политическую энергию, и, при определенных условиях, возможные идеологические диверсии.

4) Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет во второй половине XX в. требовали отказа от "идеологии", поскольку идеология не может содержать объективных реальных знаний. Такие знания дает только наука, а идеология выражает субъективные социально-классовые интересы

5) Р. Арон отмечал, что идеология выражает историческую перспективу, стремление будущего. Поэтому идеология не может быть истинной или ложной. Это проект будущего, в который постоянно вносятся коррективы. Поэтому идеология скорее непрерывный диалог, чем-то окончательно доказано, утверждено.

9) Идеология - результат массового сознания (неоанархисты).

В науке существует множество политических идеологий.

Традиционно выделяют 5 основных идеологий:

консерватизм,

либерализм,

социал-демократия,

коммунизм,

национализм.

Консервати́зм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Либерали́зм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека . Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.

Социал-демократия - социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы .

Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства .Коммунизм - общее название учений, провозглашающих целью отмену частной собственности и освобождение человека и общества от экономического и социального гнёта.

Национали́зм (фр. nationalisme ) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях сгосударственной властью.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. В современных обществах количество функций может быть различным. Как сфера руководства и управления общественными процессами политика может касаться различных областей деятельности человека.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т.д. политику. Рассмотрим основные функции политики в современном обществе .

  • 1. Управленческая, регулятивная функция. Политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их, используя социальное принуждение и насилие. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений.
  • 2. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
  • 3. Функция политической социализации. Политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
  • 4. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика систематизирует общественное взаимодействие, обеспечивая их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.
  • 5. Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
  • 6 Рационализаторская функция. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества. при этом, основные функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество, к которым относятся :

  • - поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
  • - разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
  • - авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • - предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • - конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции разъясняет английский политолог Р.Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимо-действие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций, это:

  • - поддержание классового или социального господства;
  • - защита основополагающих прав человека;
  • - привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • - обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Конечно, это не все функции политики. Количество их нестабильно, они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Так, например, функции налоговой политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

При этом, чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована.

Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни.

власть партийный государство политика