Кто есть верующий? По какому признаку можно отличить верующего человека от неверующего Как определить что человек верующий

Продолжаем цикл духовных бесед с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Отче, мы все погрязли в осуждении… Что это за напасть?

– В «Лествице» прп. Иоанн Синайский отожествляет осуждение с клеветой и практически ставит знак равенства между ними.

– Почему так?

– Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Когда мы даем оценку другому человеку, наше мнение, как правило, субъективно, потому что мы смотрим на ситуацию сквозь призму своих страстей. Мы вроде бы с «благими намерениями» осуждаем, но на самом деле клевещем. Преподобный советует стараться не отвлекаться на недостатки других людей, а больше себе внимать.

В целом, если человек ведет правильную духовную жизнь, ему некогда заниматься грехами других людей, потому что у него самого работы непочатый край и нет времени и сил анализировать недостатки других.

Когда человек не занят внутренним деланием, он замечает: Иван такой-то, Мария такая-то… Он всю свою энергию тратит на то, чтобы других пересуживать.

– Получается, что осуждение – это показатель, верующий ли человек на самом деле или только номинально…

– Действительно, именно наше отношение к другим людям выдает то, насколько мы верующие. Люди крепкой веры более склонны себя осуждать, потому что они все время заботятся о том, чтобы достойно предстать перед Богом, а если вера слабая, то они не себя, а других осуждают.
К примеру, в теленовостях наблюдается сплошное осуждение: все плохие и все плохо.

Неосуждение других не означает, что мы, христиане, елейные и никак не должны реагировать на происходящее вокруг нас зло. Следует лишь осознавать, что зло начинается в душе каждого из нас. Побеждая в себе даже самую маленькую страсть, мы наносим сокрушительный удар по мировому злу. Вот почему прп. Серафим учит: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи».

Если один человек падает в грех, тогда и другие люди, которые слабее его, опускаются еще ниже, а когда он поднимается, то и окружающие тянутся за ним. Никого не осуждать научиться непросто. Этому можно научиться лишь по мере видения каждым человеком своих грехов.

– Золотое правило «Не судите, да не судимы будете».

– Вот именно! Интересный факт: в русском языке клевета и ложь – синонимы. А в «Лествице» прп. Иоанна эти понятия различаются. Клевету преподобный отожествляет с осуждением, а ложь – это сознательное желание причинить вред и боль другому человеку. Если клевета и осуждение несут отпечаток неосознанного действия, человек при этом руководствуется «благими намерениями», то ложь – это крайняя степень нечестия, когда люди лгут осознанно.

К сожалению, если посмотреть на мир глазами монаха, беспристрастно, то кругом сплошная ложь. Осознанная или неосознанная. Из нее, конечно же, хочется вырваться.

Преподобные старцы говорят: если у вас хватает сил исполнять заповеди Божии в миру, среди всей его неправды – живите в миру, а если нет – уходите в монастырь.

Исходя из собственного опыта, скажу: монашество – это желание вырваться из плена лжи.

Беседовала Наталья Горошкова

В России есть интересный закон, согласно которому защищаются чувства верующих. Формально это звучит так: "совершение публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих"

Однако есть ли точное определение, кто такие «верующие»? В действительности нет. Кто угодно может назвать себя верующим и на этом основании «оскорбиться» чем угодно. Вначале их оскорбляют какие-то пляски, потом спектакли, книги, картины.

Но корректно ли это вообще, а в особенности в рамках их религии? В данном случае хотелось бы обратить внимание на основной аспект. Россия - светское государство, и поэтому никто не обязан почитать или соблюдать «сакральность» или «каноны» неких культов, дабы не оскорбить их адептов. Для многих т.н. верующих другая вера или безверия – это оскорбление их чувств.

Поэтому, чтобы уж точно определить верит человек или же нет, необходимо обратиться к «священной книге». В данном случае речь пойдет о библии, поскольку очевидно, что закон в основном связан в России с православием. Итак, согласно библии, для православных есть несколько элементарных тестов, пройдя которые они могут с легкостью сказать: мы верующие.

Доказательства веры в бога можно получить после прохождения всего лишь 5 тестов.

Тест № 1

Любой верующий, согласно евангелию, может передвигать не только предметы, но и горы. Причем в буквальном смысле этого слова.

"Истинно говорю вам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: перейди отсюда туда", и она перейдет. И ничего невозможного не будет для вас." - (Матфея, 17:20)

Надо помнить, что горчичное зерно – это, для примитивных племен, наименьшая мера из возможных. Т.е., для искренне верующего человека не составит труда силой мысли сдвинуть гору. Ну, поскольку гор не так много, как людей зовущих себя верующими, можно попросить их силой мысли сдвинуть, например, мешочек горчичных зерен. Это уж точно не составит труда для неистово верующего человека, а также докажет всему миру величие его веры.

Тест № 2

Верующий в бога, как говорит все то же евангелие, умеет разговариваться на любом языке, поскольку он распространяет это слово, в том числе среди непросвещенного люда.

"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;" - Марка 16:16-17

Так что для доказательства веры наши верующие должны написать хотя бы коротенькое предложение на каком-нибудь экзотическом языке. Например, на тайском. Ведь это, по идее, не должно составить труда для него.

Тест № 3

Оказывается, христианские верующие, подобно факирам, могут управлять змеями

"будут брать змей" - Марка 16:18

И, как ни странно, эта цитата как раз имеет реальные попытки. Например, некоторые протестанты (пятидесятники) в Америке практикуют подобные деяния. В прошлом году пастор Уолфорд проделывал подобный трюк. Однако его укусила гремучая змея, и он скончался в больнице. Возможно, это произошло постольку, поскольку он был не православной веры? Ведь всем известно, что только православие – это истинное учение Христа. Ведь не просто так чиновники из партии власти защищают верующих от оскорблений.

Поэтому можно смело пробовать. Такое не составит труда для любого адепта истиной церкви. Тем более что, опять-таки, православие подтвердит свое доминирование над иными конфессиями.

Тест № 4

Истинно верующие люди не могут ощущать на себе воздействие яда.

"и если что смертоносное выпьют, не повредит им" - Марка 16:18

Тут все проверяется элементарно. Верующий может на выбор продемонстрировать величие Христа народу. К сожалению, до этого пятидесятники еще не доходили.

Тест № 5

И, наконец, последнее. Верующие христиане умеют исцелять больных простым прикосновением руки. Прямо как в библии!

"возложат руки на больных, и они будут здоровы" - Марка 16:18

Все просто, а главное безопасно. Просто приложите руку на больного, и он сразу выздоравливает. Прямо представляется зрелище, как какой-нибудь неистовый фанатик одним прикосновением излечит, например, рак.

За сим можно закончить. И помните, что когда вам говорят, что вера не нуждается в доказательствах, вы всегда можете обвинить такого человека в богохульстве, поскольку в «книге книг» прямо указывается на то, что верующие могут доказать свою веру. Тем более что сказать «я верующий» может каждый, в том числе неверующий или «неправильно верующий».

Поэтому, если человек заявляет, что он, будучи верующим, оскорблен определенными вещами, то попросите его доказать, что он действительно является верующим, а не обманщиком (подойдет любой тест). Ведь основание «мне не нравится» не достаточно для запрета, а веры, по закону, может хватить для такого основания.

У нас в Сети появился серьезный оппонент - Андрей Кальмуцкий. Он назвал и показал признаки среднестатистического православного жителя СНГ Украины, России, Белоруссии и Молдавии…

Но для начала дадим слово самому Андрею. Цитирую:

Православный верующий… Носит на шее крестик (иногда еще и ладанку). 2. Ходит в церковь: - на пасху, -покрестить ребенка, -освятить автомобиль, - иногда перед экзаменом или на поминки. 3. Никогда не читал библию, хотя постоянно собирается это сделать. 4. Из заповедей Моисея знает 3-4 пункта. 5. Не стирает в Воскресение, хотя всегда согласен побухать. 5. Верит в существование рая и ада, хотя тяжело представляет, что это такое. 6. Верит в разные суеверия, гороскопы и экстрасенсам. 7. С удовольствием отмечает праздники Купалы, Нептуна и Хеллоуин. 8. Находит всякие причины, чтобы не поститься или из алкоголя переходит только на Кагор 9. Любит покритиковать конкретных представителей духовенства, при этом постоянно использует христианскую атрибутику и безоговорочно доверяет мнению представителей духовенства, сказанное ему лично. 10. Никогда не задумывается о противоречиях писания и науки - полностью доверяет обеим точкам зрения. 11. Думает, что католики - это те, кто верит только в божью матерь, а иудаизм не имеет с христианством ничего общего. 12. С удовольствием хочет познать йогу, тантризм и другие восточные учения, считая их очень таинственными и загадочными. 13. С удовольствием готов совершить прелюбодеяние, если понравится партнер. 14. Имеет дома иконы и библию, как правило выставляет их на виду рядом с фен-шуйнами жабами и статуэтками Будды. И т.д. Может я не прав - писал со своих знакомых (я не брал во внимание богобоязненных старушек, которые постоянно крутятся возле церкви и поучают всех как надо правильно креститься). Возможно, просто, такие люди окружают именно меня, но думаю таких сейчас большинство. Один товарищ мне рассказал, что поехал святить машину в церковь (на подоле в Киеве). Его священник очень напугал - сказал, что если не будет приходить туда каждое воскресение, то святой дух отлучит и его и его авто от церкви. Самым интересным мне показался его вопрос ко мне: Подскажи в какой церкви я могу посвятить машину навсегда (пусть даже дороже) и меня бы никто автоматически не отлучал бы от церкви, ведь меня в детстве крестили. Я, конечно, не смог ему ответить без юмора, но он воспринял это очень серьезно (не буду приводить свой ответ, это сюда не в тему). Я просто здесь хотел описать среднестатистического украинского христианина. Но мое мнение - субъективно, возможно, я в чем-то не прав.

Три приема истинно православной аргументации в споре:
1. Обвинить оппонента в содомии. 2. Обвинить его в осуждении ближнего. 3. Обвинить его в расколе, в ереси. 4. В жидомасонском заговоре.

Мой коммент… Андрей, кое что сказал и вправду бывающее среди нас. Но, и ошибся вот в чем: он назвал непрактикующих, номинальных православных. То есть, тех захожан, которые называют себя православными называют, по роду, нации, по традиции, но в церковь не ходят. Я не называю их таковыми. Это не верующие, но захожане. Так их впредь и именовать надо.

Они появляются в церкви на пасху и посвятить кое что. Покрестить, повенчать, похоронить. Но, это не вера, а народный фольклор, в котором есть проблески и положительных моментов. Но, как правило, они тонут в море отрицательных языческих суеверий.
Практикующие же православные, в основном бабушки, Библию рядом с феншуйными жабами не держат. Они бедны и не ездят в юго-восточные страны за амулетами. Это просто факт. Да, Библию читают редко, но читают. В основном Новый Завет. Вот, за это я готов поручиться, что читают.

Да, мы не совершенны. Есть у нас и дикости и разного рода заносы и перекосы. Но, все же, работая над собой, мы стремимся стать лучше, чище и возвышенней. Вера отеческая наша Православная, является для нас источником жизненного вдохновения, души спасения.
Считаю также… что спор, полемика с атеистами, есть одной из нужных и в свою очередь интересных и прекрасных сторон, нашего совершенства, развития богословской мысли, да и вообще высоты нашего сознания. Если мыслим, то мы живы!

Как бы, и что бы мы там ни говорили, а религия есть одна из прекраснейших сторон человеческой жизни, возвышающая нас над остальным животным миром. И доказывать спорить в этом долго не нужно. Лишь посмотрите на религиозные здания, храмы мира. Это взорвавшаяся и застывшая в камне поэтико-музыкальная симфония из камня, форм, цвета и красок. Творчество, есть подсознательный ответ человека, на призыв Бога. Бог Творец и человек, как бы соучастник божественного творчества. Искусству, может вдохновить лишь Тот, кто творчески вызвал от небытия к бытию Вселенную

С лужа в церкви с 1981 года, моей задачей было наблюдать за жизнями тысяч верующих. В результате этого, я пришел к выводу, что есть верующие, которые считают себя таковыми, но в то же время разделяют мирские ценности. Однако эти мирские верующие немного отличаются от понятия «плотской христианин», которое подразумевает явные грехи плоти и эмоций (см. 1 Коринфянам 3:1-4). Из этих двух типов, мирской верующий, как и «мирское христианство» (понятие, кстати, противоречивое, и поэтому употребляется неверно), является более тонким понятием, потому что такой человек «приукрашен» духовностью и внешним спокойствием, но его фундамент зиждется на мирских ценностях.

Ниже приведены 10 признаков мирского верующего:

1. Вы принимаете важные решения, не узнав Божью волю.

Многие верующие люди – атеисты на практике, потому что принимают важные решения, такие как брак, переезд на новое место, смена работы или церкви, не вопросив Господа, не посоветовавшись со служителями и не обратившись к Писанию.

2. Вас больше заботит мнение других, чем Бога.

В наш век «селфи», внешность, статус и популярность среди друзей порой имеют большее значение, чем понимание страха Господнего, который есть начало мудрости (Пр. 9:10). Если мы больше озабочены тем, что люди думают о нас, чем следование Божьими путями, мы мирские.

3. Вы ведомы деньгами, а не Духом Святым.

Всякий раз, когда вы ставите деньги выше Бога, вы поступаете по-мирски. Поэтому немало так называемых верующих много работают; после этого у них редко хватает времени для участия в своей церковной общине. Иисус сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33).

4. Вы посещаете церковные служения преимущественно для общения.

Основная цель посещения служений для мирского верующего – это встреча с друзьями, в то время как библейские последователи Христа ставят за цель встретиться с Господом в контексте общения с другими верующими, и услышать, что Дух говорит церкви.

5. Вы разделяете ценности массовой культуры.

Мирские верующие исповедуют мирские ценности, когда дело доходит до знакомств, добрачного секса, манеры одеваться, музыки, речи и т.д. Это напоминает мне старую поговорку: «Если это выглядит как утка и крякает как утка, значит это и есть утка!» Если внутри вы разделяете систему ценностей этого мира, то у вас плотский образ мышления, а не духовный.

6. Бог является лишь частью вашей жизни.

Истинные последователи Христа не делают Бога просто частью жизни. Он и есть их жизнь! (Кол. 3:1-4).

7. Ваш образ жизни не заключается в поиске Бога.

Мирские верующие могут произносить короткие молитвы здесь и там, которые, как правило, нацелены для благословения их мирского образа жизни, но они не ищут Божьего лица в молитве с постоянством и не наполняют себя Писанием.

8. Ваша жизнь не является свидетельством Евангелия для других.

Мирские верующие не берут на себя бремя, чтобы приобретать других для Христа. Многие из них не привели к Богу ни одного человека за последние 5-10 лет! Причина в том, что они настолько сосредоточены на этом мире, что не имеют ощущения вечности. К сожалению, во многих случаях неспасенные родственники, друзья и сотрудники не видят разницы между такими верующими и неверующими.

9. Вы не взращиваете учеников.

Сегодня в Теле Христа есть люди, которые покаялись много лет назад, но не заинтересованы в том, чтобы взрастить хотя бы одного ученика. Если в настоящее время вы не наставляете кого-то и не помогаете ему становиться зрелым во Христе, то вы сознательно не подчиняетесь великому поручению, данному нам Иисусом (Матф. 28:19). Даже если вы имеете звание пастора или старшего служителя, это еще не означает, что вы взращиваете учеников.

10. Вы не практикуете библейское управление финансами.

Печально, что многие в Теле Христа не верят в то, что их деньги принадлежат Богу. Откуда мне это известно? По той причине, что они отдают десятину и пожертвования только тогда, когда им это удобно. Они живут так, словно сами отвечают за свою жизнь, деньги и благосостояние. Даже те, кто отдает десятину, должны понимать, что Бог претендует на владение 100% ваших денег, а не только на 10%. Если вы тратите деньги так, будто они ваши собственные, то вы не практикуете библейское управление финансами. Вы поступаете как мирской верующий, а не как истинный христианин.

Автор — Джозеф Маттера / charismanews.com
Перевод — Алина Рябошапка для

Джозеф Маттера международно известный автор, футурист, толкователь культуры, теолог и активный деятель, чья миссия – оказывать влияние на лидеров, которые имеют влияние на страны. Он возглавляет несколько организаций, включая Коалицию Апостольских Лидеров в США (uscal.us). Также ведет блог под названием «Пульс» в журнале Charisma.