Односоставные и двусоставные предложения. Простое двусоставное предложение Когда предложение двусоставное или односоставное

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

    умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;

    развитие речевых навыков;

    воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.

Предложения – это достаточно сложная единица языка, особенно потому, что существует немало ее разновидностей, которые отличаются по разным признакам. Так, односоставные и двусоставные предложения противопоставляются по количеству членов, которые входят в основу. Ученик 8 класса должен внимательно изучить данную тему и хорошо в ней разобраться.

Чем отличаются односоставные и двусоставные предложения

В двусоставном предложении классическая грамматическая основа, состоящая их подлежащего и сказуемого, а в односоставном есть только один из главных членов.

При этом между односоставными и неполными предложениями нельзя поставить знак равенства, поскольку второй член не пропущен, смысл синтаксической единицы ясен и без него. Таким образом односоставные предложения являются полными по своей структуре.

Типы односоставных предложений

В зависимости от того, чем выражается главный член, односоставные предложения разделяются на разные типы. Так, если главным членом является сказуемое, они могут быть определенно- и неопределенно личными. Отличаются эти типы синтаксических единиц тем, что в определенно-личном предложении сказуемое стоит в первом или во втором лице, а в неопределенно-личном – не только в третьем лице, но и во множественном числе.

Есть также безличные предложения , в которых сказуемое стоит в безличное форме, может быть составным, когда основной частью является наречие, или выражаться словом “нет” в сочетании с отрицательными частицами не и ни.

Еще один тип односоставного предложения, у которого главным членом является сказуемое, – обобщенно-личное , в котором действие относится ко всякому лицу. А самой простой формой глагольного предложения является такое, в котором в роли сказуемого выступает инфинитив.

Предложения, у которых единственным главным членом является подлежащее, называются номинативными и не делятся ни на какие типы. Обычно они состоят из единственного слова и не имеют распространяющих конструкций. В редких случаях к ним присоединяется определение, но никогда – дополнение и обстоятельство, так как эти члены предложения относятся к сказуемому.

Многие лингвисты считают, что односоставных предложений с главным членом-подлежащим не существует, по их мнению номинативные предложения двусоставны, просто в них опущен глагол-связка.

Что мы узнали?

По количеству главных членов, входящих в основу, все предложения в русском языке делятся на двусоставные и односоставные. А разница между односоставным и двусоставным предложением заключается в том, что в двусоставном есть и подлежащее, и сказуемое, а в односоставном – только какой-то один, или подлежащее, или сказуемое. Если в односоставном предложении есть только подлежащее, то оно называется номинативным, а предложения только со сказуемым делится на разные типы в зависимости от того, чем это сказуемое выражено. В любом случае односоставное предложение нельзя считать неполным.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

Предложение считается двусоставным, если его предикативное ядро представлено двумя позициями — подлежащего и сказуемого, и односоставным, если структура предложения предполагает лишь одну позицию главного члена.

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения.

Двусоставные предложения - это тип простого предложения, грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого.

Односоставные предложения

Односоставные предложения — предложения, в которых есть один главный член предложения: только сказуемое или только подлежащее: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, он может являться как подлежащим, так и сказуемым. Это главный член предложения. Лес. Утро. Они отвечают на вопросы существительных.

Отличительная особенность глагольных односоставных предложений — бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

  • определенно-личные ;

    Определенно-личное предложение — односоставное предложение с главным членом — сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения. Сказуемое обозначает действие говорящего или его собеседника.

    Если в предложение можно подставить местоимения я , ты , мы , вы и смысл от этого не изменится, то это определенно-личное предложение.

    Люблю вкусно поесть. В этом предложении сказуемое выражено глаголом в форме 1-го лица. Можно дополнить предложение местоимением я .

    Уважайте котов! В этом предложение сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

    Давай поедем в Гондурас! В этом предложении сказуемое также выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

  • неопределенно-личные ;

    Неопределенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, которое обозначает действие или состояние неопределенного лица. Сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.

    Тебе будут платить стипендию.

    По улицам слона водили.

  • обобщенно-личные ;

    Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, действие которого потенциально относится к любому лицу.

    По форме такие предложения похожи на определенно-личные или неопределенно-личные.

    Слезами горю не поможешь. Это предложение по форме является определенно-личным.

    Дареному коню в зубы не смотрят. Это предложение по форме является неопределенно-личным.

    Не все лингвисты выделяют обобщенно-личные предложения в отдельную категорию. В ЕГЭ такие предложения не встречаются.

  • безличные .

    Безличное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия субъекта действия (подлежащего). В таком предложении нет и не может быть подлежащего.

    Сказуемое в таких предложениях может быть выражено:

    а) предикативным наречием или сочетанием предикативного наречия (нельзя , можно , нужно и др.) и неопределенной формы глагола

    На ноль делить нельзя.

    Коту скучно сидеть взаперти.

    В комнате холодно.

    б) безличным глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени (или сочетанием такого глагола и неопределенной формы глагола)

    Очень хочется шоколада.

    Хотелось уехать далеко-далеко.

    в) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток) в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени

    После отмены перехода на зимнее время зимой темнеет совсем рано.

    г) неопределенной формой глагола

    Всем встать!

    д) словом нет.

    Нет правды на земле. (А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери») В этом предложении сказуемое — слово нет .

Субстантивное односоставное предложение

Главный член выражен формой существительного . Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

  • номинативные;
  • генитивные;
  • назывные .

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.).
Генитивные предложения, кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А. Н.).

Двусоставные предложения

Двусоставные предложения — это один из типов простого предложения. Грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого. В основной разновидности двусоставных предложений входят согласование подлежащего и сказуемого в числе, роде и лице.

Двусоставное просто предложение состоит из подлежащего и сказуемого.

Начнём с подлежащего:

  • Подлежащее — главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое:

  • Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который характеризует подлежащее и грамматически зависимый только от него.

Сказуемое обозначает действие, признак, состояние предмета речи и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет.

Различают глагольное и именное сказуемое.

Глагольное сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет?, а именное- что такое предмет? каков он? По структуре глагольное сказуемое бывает простым (один глагольный компонент) и составным (инфинитив в сочетании с вспомогательным глаголом); именное — составным (имя в сочетании с глагольной связкой или без неё).

Сказуемое является простым глагольным, если в его состав входят:

  • частицы;
  • сочетания одного и того же глагола в инфинитив и спрягаемой форме с частицей не;
  • сочетания двух однокоренных глаголов с частицей не при выражении значения невозможности;
  • повторяющиеся сказуемые чтобы обозначить длительное действие;
  • повторяющиеся спрягаемые формы: с частицей так;
  • сочетания двух разных глаголов в одинаковой спрягаемой форме.

Составное глагольное сказуемое образуется аналитически — из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфинитива.

Составное именное сказуемое — это сказуемое, в котором есть глагол-связка, выражающий грамматическое значение сказуемого, и именной части.

Следует различать односоставные предложения и двусоставные неполные.

Неполное предложение — это предложение, в котором опущен один из членов предложения (главный или второстепенный).

Такие предложения часто встречаются в разговорной речи.

Что тебе подарить?
— Щенка.

Второе предложение в этом диалоге является неполным. Его значение понятно из контекста. В этом предложении пропущено сказуемое подари и дополнение мне . Полное предложение звучало бы так: «Подари мне щенка».

Если в двусоставном предложении пропущено подлежащее или сказуемое, то такое двусоставное неполное предложение можно перепутать с односоставным.

Признаки неполного предложения

  • Ощущается пропуск слова. При этом пропущенное слово можно восстановить из предыдущих предложений или из ситуации речи.

О пропуске члена предложения может свидетельствовать тире. Рассмотрим предложение «Мама хочет пойти на балет, а папа — на футбол ». Во второй части этого предложения пропущено сказуемое хочет пойти . Однако предложение с тире может быть и полным. Например, предложение «Васька — кот » полное.

  • В предложении есть второстепенные члены, которые могут относиться только к пропущенному члену предложения.

— Ты куда?
— Я в магазин.

Во втором предложении обстоятельство (в ) магазин может относиться только к пропущенному сказуемому иду или пойду

  • В предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме ед. числа в прошедшем времени. Исключение составляют безличные глаголы(например, полагается, запрещается, светает) и личные глаголы в безличном значении (например, темнеет ).

Новичок оказался хорошим боксером. Пришел и сразу всех победил. он . Это двусоставное неполное предложение.

Соседский кот целый день спит. Иногда просыпается и просит есть. Во втором предложении пропущено подлежащее он . Это двусоставное неполное предложение.

Иногда только из контекста можно понять, является ли предложение односоставным или двусоставным неполным. Рассмотрим предложение «Играют на пианино », употребленное в разных ситуациях.

— Что это за музыка?
— Играют на пианино
.
Второе предложение односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Чем занимаются ваши дети?
— Играют на пианино.

Второе предложение двусоставное неполное, так как речь идет о детях одного из собеседников.

Предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме множ. числа в прошедшем времени, тоже может быть односоставным неопределенно-личным или двусоставным неполным в зависимости от контекста.

В нашей квартире темно, потому что напротив построили дом.
Вторая часть этого сложного предложения — односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Что вы сделали за прошлый год?
— Построили дом
.
Из контекста понятно, что дом построил говорящий (и, вероятно, его семья), поэтому это предложение не может быть неопределенно-личным. Это двусоставное неполное предложение.

Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин «Медный всадник»)

Предикативный центр двусоставных предложений состоит из двух главных членов – подлежащег о и сказуемого (укр. підмета і присудка). Подлежащее и сказуемое могут быть распространены второстепенными членами. Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами образует состав (или группу) подлежащего. Соответственно сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами образует состав (или группу) сказуемого. Например: Сытый и выбритый Воробьянинов бойко торговал билетами (И. Ильф, Е. Петров). Состав подлежащего образуют подлежащее Воробьянинов и два согласованных определения сытый и выбритый , которые относятся непосредственно к подлежащему. Состав сказуемого образуют сказуемое торговал , дополнение билетами и обстоятельство образа действия бойко.

Группы подлежащего и сказуемого взаимопроницаемы. Нередко члены предложения одного состава могут находиться на “территории” другого. Например: Мечталотец Востриковособственномсвечномзаводе (И. Ильф, Е. Петров).

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом предикативными отношениями. Именно в системе форм главных членов выражается объективно модальное значение, то есть соотнесённость того, о чём говорится в предложении (содержания) с действительностью.

Двусоставные предложения – основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения.

П о д л е ж а щ е е (укр. підмет) – главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет, признак которого назван в сказуемом . Предметное понимание подлежащего понимается очень широко: это может быть и лицо, и одушевлённый или неодушевлённый предмет, явление, отвлечённое понятие. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, а также словосочетанием. Наиболее часто в роли подлежащего выступают существительные и местоимения. Например: Война выдвинула его на высокую командную должность. Но оказалось, хозяином он не сделался (В. Гроссман); Жить – Родине служить (пословица); Служили два товарища .

Подлежащее с лексическим значением приблизительности времени, количества предметов может быть выражено и не именительным падежом: Прошло около часа . (Ср.: Прошёл час ); Прошло около сорока человек . (Ср.: Прошло сорок человек ).

С к а з у е м о е (укр. присудок) – главный член двусоставного предложения, выражающий признак предмета, названного подлежащим . Наиболее типичная форма сказуемого – глагол в личной форме, обозначающий действие или состояние субъекта, названного подлежащим. По структуре различают три типа сказуемого:1. Простое глагольное. 2.Составное (составное глагольное и составное именное). 3. Сложное.

В простом глагольном сказуемом значения выражаются одним словом, в составном – два слова: а) связка и именная часть; б) вспомогательный глагол и инфинитив. Сложное сказуемое состоит из трёх слов: а) три глагола; б) два глагола и имя.

Простое глагольное сказуемое (укр. простий дієслівний присудок) выражается глаголом в изъявительном, повелительном или сослагательном наклонениях, а также инфинитивом. Примеры: С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна…(М. Шолохов); Ты посмотри на него!; Птица словно бы услышала и поверила ему (Г. Семёнов); А он давай выспрашивать .

Простое глагольное сказуемое может быть осложнённым повторением одной и той же глагольной формы, или сочетанием двух глагольных форм, или сочетанием глагольной формы с модальными и экспрессивными частицами (так, знай (себе), ну и, таки и др.). Примеры: Тоскуют брошенные пашни, и вянет, вянет лебеда (С. Есенин); Знать не знаю этого человека; А Иван Васильевич знай себе молчит .

Простое глагольное сказуемое может быть также выражено фразеологическим сочетанием , по значению равным одному слову. Например: Он выжил из ума ; Я пришёл к убеждению , что вы правы; Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое (А. Пушкин); Наставь его на разум , Василиса Игнатьевна! (А. Островский).

Составное глагольное сказуемое (укр. дієслівний складений присудок) – это такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива . В роли вспомогательного глагола могут выступать:

1. Фазисные глаголы , обозначающие начало, продолжение, конец действия, названного инфинитивом: бросить, кончить, начать, начинать, остаться, перестать, продолжать, стать и т.п.: Мы бросили удить и начали грести к берегу (К. Паустовский); Уже ты стал немного отцветать (С. Есенин); Перед грозой рыба переставала клевать (К. Паустовский).

2. Глаголы с модальным значением , выражающие различные оттенки модальности: а) возможность (невозможность), долженствование, предрасположенность к действию: Примеры: Ах, если б вас могла я ненавидеть (А.Пушкин); Она не могла нарадоваться на неё и нахвалиться ею (Г. Семёнов); Он сумел начать всё сначала; б) желание, решение или стремление. Примеры: Я хочу идти вперёд… (Л. Толстой); Путники пожелали остановиться ; в) мыслительные процессы, различные психические переживания. Примеры: Он любил искать и неожиданно находить ; Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно (М. Лермонтов). 3. Фразеологические сочетания с модальным значением (быть не в состоянии; гореть желанием и т.п.). Примеры: Я был не в состоянии выполнить вашу просьбу; Гости изъявили желание выйти в сад.

Составное именное сказуемое (укр. іменний складений присудок)– это такое сказуемое, которое состоит из основной, именной, части и глагольной связки . В основной части могут употребляться: имя существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие (именная форма глагола), а также изредка наречие: Он был учителем ; Он талантливый ; Ты не такой ; Я зайду первым . Мой друг зачислен в университет; Кони наготове и т.д. Связка бывает словесно выраженной и словесно не выраженной, то есть нулевой. Наличие нулевой связки в составе сказуемого выявляется при помощи построения парадигмы предложения. Например: Николай настоящий спортсмен – Николай был настоящим спортсменом – Николай будет настоящим спортсменом .

Связочные элементы составного именного сказуемого. Среди связочных элементов составного именного сказуемого выделяют:

а) незнаменательные (отвлечённыё) связки: был – будет – был бы – будь – пусть будет и т.д., является. Например: Эти счастливые дни были быстротечны и легки как воздух ;

б) полузнаменательные связки (с более конкретным значением): кажется, становится, стал, оставался, оказался, считается, называется, выглядит, слыть: В последнее время он сделался вовсе молчаливый (А. Иванов);

в) знаменательные связки. В роли таких связок выступают, как правило, глаголы с полным лексическим значением, обозначающие или движение, или состояние предмета: ходить, сидеть, работать, вернуться, идти и т.д.: Несколько дней Иван Петрович ходил угрюмый.

Именные компоненты составного именного сказуемого

1. Существительное и сочетание существительного с прилагательным . Например: Место сбора – плац (М. Шолохов); Наш сосед до конца жизни оставался авантюристом . Часто в сказуемом существительные употребляются вместе с прилагательными, реже – с другими определяющими компонентами, образуя с ними неразделимое смысловое целое: Мой друг – человек талантливый; Весна – пора пробуждения . Употребление существительного без определительного компонента в подобных случаях или невозможно, или совершенно меняет содержание (Ср.: Мой друг – человек; Весна пора ). Основная смысловая нагрузка в подобных предложениях заключается именно в определительном компоненте. Существительное здесь может быть опущено или его можно заменить другим словом. Например: Мой друг – (человек) талантливый ; Весна – пора (время) пробуждения .

2. Прилагательное . В именной части сказуемого может использоваться три формы прилагательного: а) краткая ; б) полная в именительном падеже ; в) полная в творительном падеже . Все три формы допускаются только при незнаменательной связке: Моя подруга была болтливая была болтлива была болтливой ; Моя подруга - болтливая болтлива . (Творительный падеж с нулевой связкой не употребляется). В современном русском языке краткая форма реализуется, как правило, только в роли сказуемого. Употребление её в функции определения обычно исключается. Характерно, что в сказуемом полную форму практически всегда можно заменить краткой, но не наоборот. Нередко краткая форма употребляется лишь как единственно возможная. Это в том случае, если:

1) обозначается признак, характерный только для определённого условия: Пиджак мне широк (а не “широкий вообще); К подчинённым строг (а не “строгий” вообще); 2) указывается

на временное состояние (речь идёт о тех прилагательных, которые способны обозначать как временное, так и постоянное качество лица): Сосед болен гриппом (в настоящее время, а не вообще) и Сосед – человек больной (речь идёт о постоянном состоянии, то есть в данном случае о хронически больном человеке); Сегодня он – сыт, весел, зол, спокоен и т.д. Кроме того, есть группа прилагательных, употребление которых возможно либо только в краткой форме, либо краткая и полная формы которых существенно расходятся по смыслу и воспринимаются чуть ли не как разные слова: рад, прав, волен (Ср.: волен поступить каким-то образом – вольный человек ), виден (Ср.: пруд виден из далека – видный учёный ) и т.д. Нередко по нормам языка допускаются как полная, так и краткая формы. В этом случае следует помнить о том, что краткая форма больше характерна для письменной речи. К тому же она отличается большей категоричностью выражаемой оценки. В разговорной же речи чаще доминирует полная форма: Зимы у нас холодные (а не «холодны»); Девушка симпатичная (а не «симпатична»).

3. Причастие . Причастие в роли именной части сказуемого встречается часто, особенно это характерно для кратких страдательных причастий прошедшего времени: Дверь была открыта ; Город разрушен ; Пострадавшим выражено сочувствие. При полузнаменательных связках обычно употребляются полная форма в творительном падеже: История оказалась вымышленной ; Задача осталась нерешённой . Действительные причастия в роли именной части сказуемого употребляются очень редко: Студент нынче пошёл думающий .

4. Местоимение . Именная часть сказуемого может быть выражена также местоимением. Употребление местоимений в этой синтаксической функции сходно с употреблением существительных и прилагательных. Например: Что это?; Мы не такие и т.д.

5. Числительное . Употребление числительных в составе сказуемого является или следствием сокращения количественно-именного сочетания, или это порядковое числительное (порядковое прилагательное): На улице мороз сорок (сорок градусов); Мой дом третий справа.

6. Наречие . В качестве именной части сказуемого могут выступать наречия. Например: Ему было невтерпёж ; Его сестра давно замужем ; Все двери настежь .

7. Инфинитив. Функцию именной части сказуемого может выполнять также инфинитив: Содействовать вашим замыслам – значит помогать самому себе; Наша задача выполнить план. (Ср.: Наша задача – выполнение плана).

Сложное сказуемое (укр. складний присудок) – это такое сказуемое, которое состоит из трёх или более слов и представляет собой как бы осложнённое составное глагольное или составное именное сказуемое . Сложное сказуемое называют ещё трёхчленным сложным сказуемым. Сложное сказуемое может состоять из одних глаголов (Я хочу начать учиться самостоятельно) и может сочетать в своём составе глаголы и имя решил стать учителем ).

Связь сказуемого с подлежащим. Сказуемое, как правило, согласуется с подлежащим. Если подлежащее выражено существительным, то сказуемое ставится в З-м лице единственного или множественного числа, а в прошедшем времени согласуется в роде и числе: Идутдожди осенние; Заряокликает другую (С. Есенин); Вчера выпалснег.

Если подлежащее является неизменяемым существительным, то форма числа сказуемого зависит от реального значения подлежащего: Новое пальтокуплено в универмаге .

Если подлежащее выражено количественным числительным или инфинитивом, сказуемое употребляется в единственном числе, а в прошедшем времени и в сослагательном наклонении – в среднем роде: Четыределится на два без остатка; Участвовать в презентации было приятно .

Если подлежащее выражено местоимением кто, кто-то, кто-нибудь, кое-кто , то сказуемое

ставится в единственном числе, независимо от реального значения местоимения: Ктоидёт по улице?; Кто-топостучал в окно . Однако если местоимение кто является подлежащим придаточной части, то сказуемое при нём может стоять во множественном числе (когда в главной части подлежащее имеет форму множественного числа). Например: Это были те самые люди , ктовстретились мне в городе .

Если подлежащее выражено сочетанием существительных (местоимений) в творительном падеже с предлогом, то сказуемое употребляется во множественном числе: Борис с другомсвернули с дороги . Если сказуемое стоит в единственном числе, то это указание на то, что подлежащим является не сочетание слов, а только существительное (местоимение) в именительном падеже: К ночи Извеков с Володей, с корзинами и пакетами добрался до Петровки.

Вопросы и задания

І. Почему двусоставные предложения относят к основному структурно- семантическому типу простого предложения, обладающему наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения? Перестройте приведённые ниже односоставные предложения в двусоставные, а двусоставные в односоставные. Сравните их.

1.Сижу за решёткой в темнице сырой…(А.Пушкин). 2. Я по первому снегу бреду…(С. Есенин). 3. Лодку унесло в море. 4. Кто-то ходит во дворе.

ІІ. В приведённых ниже предложениях определите группы подлежащего и сказуемого. Укажите способ выражения главных членов. Обратите внимание на то, какие второстепенные члены предложения обычно группируются вокруг подлежащего и какие – вокруг сказуемого. При анализе сложные предложения разбейте на части.

1.Возле села, на берегу реки толклись несколько парней и девчонок (А. Иванов). 2.Лето стояло засушливое, дождей не было, с утра до вечера палило в небесном мареве солнце…(Г. Семёнов). 3.Уважал его Буранный Едигей, Елизарова, и тот отвечал ему тем же (Ч. Айтматов). 4.Пьян от запаха цветов капитан мертвецки, но и ихний капитан тоже в доску пьян (В. Высоцкий). 5. У двери паспортного отделения стоял столик, и седой, в усах, чиновник выдавал билетики с номерами, изредка, как школьный учитель, поглядывая через очки на небольшую разноплеменную толпу (В. Набоков). 6. И вместе трое все в него впряглись (И. Крылов).

ІІІ. Какие типы сказуемого вы знаете? Приведите примеры предложений с названными вами типами сказуемого. Что значит осложнённое глагольное сказуемое? Приведите примеры.

ІV. Найдите сказуемые и определите способ их выражения. Что значит сложное (трёхчленное) сказуемое? Выделите предложения с такими сказуемыми.

1.Избыток лет бесповоротных не лечит слабостей иных (А. Твардовский). 2. Часть матросов со «Смелого», под командой Марченко, ушла драться с Корниловым (К. Паустовский). 3.Два кривых костыля в капитальную стену забиты (К. Симонов). 4.Он умел быть верным самому себе (М. Горький). 5. Дверь была тоненькая и хлипкая, а крючок проволочный (М. Горький). 6. Я б не стал курить махорку, а достал бы я «Казбек» (А. Твардовский). 7.Человек на любом месте должен оставаться человеком (Д. Гранин). 8.Мой друг хотел научиться летать.

V. Какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом? Какие вы знаете связочные элементы составного именного сказуемого? Приведите примеры предложений с составным именным сказуемым, где именная часть выражена названными вами частями речи.

VІ. Приведите примеры согласования сказуемого с подлежащим. В чём оно проявляется?