Правление императора Юстиниана. «Золотой век. Правление юстиниана в византийской империи Правление юстиниана в византии кратко

Внутреннее управление империей доставило Юстиниану не меньше забот, чем защита территории. Его внимание занимала неотложная административная реформа. Грозный религиозный кризис настойчиво требовал его вмешательства.

Законодательная и административная реформа. В империи не прекращались смуты. Администрация была продажной и развращенной; в провинциях царили беспорядок и нищета; судопроизводство, вследствие неопределенности законов, было произвольным и пристрастным. {38} Важно заметить, что одним из серьезнейших последствий такого состояния дел было очень неисправное поступление налогов. У Юстиниана были слишком развиты любовь к порядку, стремление к административной централизации, а также забота об общественном благе, ɥᴛᴏбы он потерпел подобное положение дел. Помимо ϶ᴛᴏго, для его великих начинаний ему были непрестанно нужны деньги.

Таким образом, он предпринял двойную реформу. Чтобы дать империи «твердые и незыблемые законы», он доверил ϲʙᴏему министру Трибониану великий законодательный труд. Комиссия, созванная в 528 г. для проведения реформы кодекса, собрала и классифицировала в единый ϲʙᴏд главные имперские постановления, обнародованные с эпохи Адриана. Это и был кодекс Юстиниана, опубликованный в 529 г. и вторично изданный в 534 г. За ним последовали Дигесты или Пандекты, в кᴏᴛᴏᴩых новая комиссия, назначенная в 530 г., собрала и классифицировала важнейшие выдержки из работ великих юристов второго и третьего веков, - огромный труд, законченный в 533 г., Институции - руководство, предназначенное для учащихся, - резюмировали принципы нового права. Наконец, сборник новых указов, опубликованных Юстинианом между 534 и 565 гг., дополнил внушительный памятник, известный под названием Corpus juris civilis.

/images/6/628_image002.gif">

/images/6/798_image003.gif">

Юстиниан был так горд данным великим законодательным творением, что запретил дотрагиваться до него в будущем и изменять его какими бы то ни было комментариями, а в школах права, реорганизованных в Константинополе, Бейруте и Риме, сделал его незыблемым основанием для юридического образования. И действительно, несмотря на некᴏᴛᴏᴩые недостатки, несмотря на спешку в работе, вызвавшую повторения и противоречия, несмотря на жалкий вид помещенных в кодексе отрывков из прекраснейших памятников римского права, - ϶ᴛᴏ было поистине великое творение, одно из наиболее плодотворных для прогресса человечества. В случае если юстинианово право дало обоснование абсолютной власти императора, оно же позднее сохранило и воссоздало в средневековом мире идею государства и социальной организации. Помимо ϶ᴛᴏго, оно влило в суровое старое римское право новый дух христианства и таким образом {39} внесло в закон неизвестную до тех пор заботу об общественной справедливости, нравственности и человечности.

Для преобразования администрации и суда Юстиниан обнародовал в 535 г. два важных указа, устанавливавших для всех чиновников новые обязанности и предписывавших им прежде всего скрупулезную честность в управлении подданными. При всем этом император упразднил продажу должностей, увеличил жалованье, уничтожил бесполезные учреждения, объединил в ряде провинций, ɥᴛᴏбы лучше обеспечить там порядок, гражданскую и военную власть. Это было началом реформы, кᴏᴛᴏᴩая должна была стать значительной по ϲʙᴏим последствиям для административной истории империи. Стоит заметить, что он реорганизовал судебную администрацию и полицию в столице; по всей империи он проводил обширные общественные работы, заставлял строить дороги, мосты, акведуки, бани, театры, церкви и с неслыханной роскошью отстраивал Константинополь, частично разрушенный восстанием 532 г. Наконец, путем умелой экономической политики Юстиниан добился развития в империи богатой промышленности и торговли и, по ϲʙᴏей привычке, хвастался, что «ϲʙᴏими великолепными начинаниями он дал государству новый расцвет». При этом на деле, несмотря на добрые намерения императора, административная реформа провалилась. Огромная тяжесть расходов и проистекавшая отсюда постоянная потребность в деньгах установили жестокую фискальную тиранию, кᴏᴛᴏᴩая истощила империю и довела ее до нищеты. Из всех великих преобразований удалось только одно: в 541 г. из соображений экономии был уничтожен консулат.

Религиозная политика. Аналогично тому как и все императоры, наследовавшие трон вслед за Константином, Юстиниан занимался церковью столько же вследствие того, что ϶ᴛᴏго требовали интересы государства, сколько и из личной склонности к богословским спорам. Чтобы лучше подчеркнуть ϲʙᴏе благочестивое усердие, он сурово пресле-{40}довал еретиков, в 529 г. приказал закрыть афинский университет, где еще тайно оставалось несколько языческих преподавателей, и яростно преследовал раскольников. Помимо ϶ᴛᴏго он умел управлять церковью, как господин, и в обмен за покровительство и милости, кᴏᴛᴏᴩыми он ее осыпал, деспотически и грубо предписывал ей ϲʙᴏю волю, откровенно называя себя «императором и священником». Важно заметить, что однако, при всем этом он неоднократно оказывался в затруднении, не зная, какой линии поведения ему следует держаться. Стоит сказать, для успеха ϲʙᴏих западных предприятий ему было крайне важно сохранять установленное согласие с папством; ɥᴛᴏбы восстановить политическое и моральное единство на Востоке, надо было щадить монофизитов, весьма многочисленных и влиятельных в Египте, Сирии, Месопотамии, Армении. Часто император не знал, на что решиться перед лицом Рима, требовавшего осуждения инакомыслящих, и Феодорой, советовавшей возвратиться к политике единения Зинона и Анастасия, и его колеблющаяся воля пыталась, несмотря на все противоречия, обрести почву для взаимного понимания и найти средство для примирения данных противоречий. Постепенно, в угоду Риму, он позволил константинопольскому собору 536 г. предать инакомыслящих анафеме, начал преследовать их (537-538), напал на их цитадель - Египет, а в угоду Феодоре дал возможность монофизитам восстановить их церковь (543) и постарался на Константинопольском соборе 553 г. добиться от папы косвенного осуждения решений Халкидонского собора. Свыше двадцати лет (543-565) так называемое «дело трех глав» волновало империю и порождало в западной церкви схизму, не устанавливая мира на Востоке. Ярость и произвол Юстиниана, обращенные на его противников (наиболее знаменитой его жертвой был папа Вигилий), не принесли никакого полезного результата. Стоит сказать - политика единения и веротерпимости, кᴏᴛᴏᴩую советовала Феодора, была, без сомнения, {41} осторожной и разумной; нерешительность Юстиниана, колебавшегося между спорящими сторонами, привела, несмотря на его добрые намерения, исключительно к росту сепаратистских тенденций Египта и Сирии и к обострению их национальной ненависти к империи.

Поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

Место рождения

Относительно места рождения Юстиниана Прокопий высказывается совершенно определённо, помещая его в место под названием Тавресий (лат. Tauresium ), рядом с фортом Бедериана (лат. Bederiana ) . Об этом месте Прокопий далее говорит, что рядом с ним был впоследствии основан город Юстиниана Прима , руины которого сейчас находятся на юге-востоке Сербии . Также Прокопий сообщает, что в Юстиниан существенно укрепил и произвёл многочисленные улучшения в городе Ульпиана, переименовав его в Юстиниана-Секунда. Рядом он воздвиг ещё один город, назвав его Юстинополис, в честь своего дяди.

Большинство городов Дардании было разрушено в царствование Анастасия мощным землетрясением 518 года . Рядом с разрушенной столицей провинции Скупи был построен Юстинополис, вокруг Тавресия была возведена мощная стена с четырьмя башнями, которую Прокопий называет Тетрапиргия.

Названия «Бедериана» и «Тавресий» дошли до нашего времени в виде названия деревень Бадер и Таор около Скопье . Оба этих места были исследованы в 1885 году английским археологом Артуром Эвансом , который нашёл там богатый нумизматический материал, подтверждающий важность после V века расположенных здесь поселений. Эванс пришёл к выводу, что район Скопье является местом рождения Юстиниана, подтвердив отождествление старых населённых пунктов с современными деревнями.

Семья Юстиниана

Имя матери Юстиниана, сестры Юстина, Бигленица приводится в Iustiniani Vita , о недостоверности которой сказано выше. Поскольку другой информации на этот счёт нет, можно считать, что её имя неизвестно. То, что мать Юстиниана была сестрой Юстина, подтверждают многочисленные источники.

По поводу отца Юстиниана есть более достоверные известия. В «Тайной истории » Прокопий приводит следующий рассказ:

Отсюда мы узнаём имя отца Юстиниана - Савватий. Другой источник, где упоминается это имя - так называемые «Акты по поводу Каллоподия», включённые в хронику Феофана и «Пасхальную хронику » и относящимся к событиям, непосредственно предшествующим восстанию Ника. Там прасины , в ходе разговора с представителем императора, произносят фразу «Лучше бы не родился Савватий, он не породил бы сына-убийцу.»

У Савватия и его жены было двое детей, Петр Савватий (лат. Petrus Sabbatius ) и Вигилантия (лат. Vigilantia ). Письменные источники нигде не упоминают настоящее имя Юстиниана, и только на консульских диптихах 521 года мы видим надпись лат. Fl. Petr. Sabbat. Justinian. v. i., com. mag. eqq. et p. praes., et c. od. , означающую лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus, vir illustris, comes, magister equitum et peditum praesentalium et consul ordinarius.

Брак Юстиниана и Феодоры был бездетен, тем не менее у него было шесть племянников и племянниц, из которых Юстин II стал наследником.

Ранние годы и царствование Юстина

Дядя Юстиниана - Юстин в числе других иллирийских крестьян, спасаясь от крайней нужды, пешком пришел из Бедерианы в Византий и нанялся на военную службу. Прибыв в конце царствования Льва I в Константинополь и поступив на службу в императорскую гвардию, Юстин быстро рос по службе, и уже в царствование Анастасия принимал участие в войнах с Персией в качестве военачальника. Далее Юстин отличился при подавлении восстания Виталиана . Таким образом, Юстин завоевал расположение императора Анастасия и был назначен начальником дворцовой стражи в ранге комита и сенатора .

Время прибытия Юстиниана в столицу точно не известно. Предполагается, что это произошло примерно в возрасте двадцати пяти лет, затем в течение некоторого времени Юстиниан изучал богословие и римское право , после чего ему был присвоено звание лат. candidati , то есть личного телохранителя императора. Где-то в это время произошло усыновление и смена имени будущего императора.

В 521 году, как было сказано выше, Юстиниан получает консульское звание, которое он использует для увеличения своей популярности, устраивая великолепные зрелища в цирке, которая выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить Юстиниана своим соправителем. По свидетельству хрониста Иоанна Зонары , Юстин на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении Юстиниана, прося присвоить ему звание лат. nobilissimus , что и произошло до 525 года , когда ему было присвоено высшее звание цезаря . Несмотря на то, что такая блистательная карьера не могла не иметь под собой реального влияния, достоверной информации о роли Юстиниана в управлении империей в этот период нет.

С течением времени здоровье императора ухудшалось, усиливалась болезнь, вызванная старым ранением в ногу. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем. Церемония, дошедшая до нас в описании Петра Патрикия в трактате лат. De ceremoniis Константина Багрянородного , произошла на Пасху , 4 апреля 527 года - Юстиниан и его супруга Феодора были коронованы как август и августа.

Юстиниан окончательно получил полную власть после смерти императора Юстина I 1 августа 527 года.

Внешность и прижизненные изображения

Описаний внешнего вида Юстиниана сохранилось немного. В своей «Тайной истории» Прокопий описывает Юстиниана следующем образом:

Был он не велик и не слишком мал, но среднего роста, не худой, но слегка полноватый; лицо у него было округлое и не лишённое кра­соты, ибо и после двухдневного поста на нём играл румянец. Чтобы в немногих словах дать представление о его облике, скажу, что он был очень похож на Домициана , сына Веспасиана , злонравием которого римляне оказались сыты до такой степени, что, даже разорвав его на куски, не утолили своего гнева против него, но было вынесено решение сената, чтобы в надписях не упоминалось его имени и чтобы не оставалось ни одного его изображения.

«Тайная история», VIII, 12-13

В правление Юстиниана было выпущено большое количество монет. Известны монеты-донативы в 36 и 4,5 солида, солид с полнофигурным изображением императора в консульском облачении, а также исключительно редкий ауреус весом 5,43 г, чеканенный по староримской стопе. Лицевую сторону всех этих монет занимает либо трехчетвертной, либо профильный бюст императора, в шлеме или без него.

Юстиниан и Феодора

Яркое изображение ранней карьеры будущей императрицы дано с многочисленными подробностями в «Тайной истории »; Иоанн Эфесский просто отмечает, что «она пришла из борделя» . Несмотря на мнение отдельных исследователей, что все эти утверждения являются недостоверными и преувеличенными , общепризнанная точка зрения в целом соглашается с описанием событий ранней карьеры Феодоры, данным Прокопием. Первая встреча Юстиниана с Феодорой произошла примерно в 522 году в Константинополе . Затем Феодора покинула столицу, некоторое время провела в Александрии . Каким образом произошла их вторая встреча, достоверно не известно. Известно, что желая жениться на Феодоре Юстиниан просил своего дядю присвоить ей ранг патриции, однако это вызвало сильное противодействие императрицы, и до смерти последней в 523 или 524 году , бракосочетание было невозможным.

Вероятно, с желанием Юстиниана было связано принятие в правление Юстина закона «О браке» (лат. De nuptiis ), отменившего закон императора Константина I , запрещающий человеку, достигшему сенаторского звания, жениться на блуднице.

После вступления в брак Феодора полностью порвала со своим бурным прошлым и была верной женой.

Внешняя политика

Направления дипломатии

Основная статья: Византийская дипломатия

Во внешней политике имя Юстиниана связано, прежде всего, с идеей «восстановления Римской империи» или «реконкисты Запада». В настоящее время существует две теории относительно вопроса, когда была поставлена эта цель. Согласно одной из них, в настоящее время более распространённой, идея возврата Запада существовала в Византии начиная с конца V века . Эта точка зрения исходит из тезиса, что после возникновения варварских королевств, исповедующих арианство , должны были сохраниться общественные элементы, которые не признали утрату Римом статуса великого города и столицы цивилизованного мира и не согласились с господствующим положением ариан в религиозной сфере.

Альтернативная точка зрения, не отрицающая общего стремления возвратить Запад в лоно цивилизации и ортодоксальной религии, относит возникновение программы конкретных действий после успехов в войне с вандалами . В пользу этого говорят различные косвенные признаки, например, исчезновение из законодательства и государственной документации первой трети VI века слов и выражений, так или иначе упоминавших Африку , Италию и Испанию , а также утрата интереса византийцев к первой столице империи.

Войны Юстиниана

Внутренняя политика

Структура государственной власти

Внутренняя организация империи в эпоху Юстиниана в своей основе была заложена преобразованиями Диоклетиана , деятельность которого была продолжена при Феодосии I . Результаты этой работы представлены в знаменитом памятнике Notitia dignitatum , относящемся к началу V века . Этот документ представляет собой подробный перечень всех чинов и должностей гражданского и военного ведомства империи. Он даёт ясное понимание о созданном христианскими монархами механизме, который можно охарактеризовать как бюрократизм .

Военное деление империи не везде совпадало с гражданским. Высшая власть была распределена между некоторыми военачальниками, magistri militum . В восточной империи, согласно Notitia dignitatum , их было пять: двое при дворе (magistri militum praesentales ) и трое в провинциях Фракии , Иллирии и Востоке (соответственно, magistri militum per Thracias, per Illyricum, per Orientem ). Следующими в военной иерархии стояли дуки (duces ) и комиты (comites rei militares ), эквивалентные викариям гражданской власти, и имеющие ранг spectabilis , однако управляющие округами, уступающими диоцезам в размере.

Правительство

Основу правительства Юстиниана составляли министры, все носившие титул преславных , под началом которых находилась вся империя. Среди них самым могущественным был префект претории Востока , правивший самой большой из областей империи, также определявший положение в финансах, законодательстве, общественном управлении, судопроизводстве. Вторым по значимости был префект Города - управлявший столицей; затем начальник служб - управляющий императорским домом и канцелярией; квестор Священных Палат - министр юстиции, комит священных щедрот - имперский казначей, комит частных имуществ и комит патримониев - управлявшие имуществом императора; наконец три презентала -начальника городской милиции в начальстве которых находился городской гарнизон. Следующими по значимости были сенаторы - влияние которых при Юстиниане все более сокращалось и комиты священной консистории - члены императорского совета.

Министры

Среди министров Юстиниана первым следует назвать квестора Священных Палат -Трибония-министра юстиции и заведующего канцелярией. С его именем неразрывно связано дело законодательных реформ Юстиниана. Родом он был из Памфила и начал службу в нижних чинах канцелярии и благодаря своему трудолюбию и острому уму быстро достиг места начальника отделения канцелярии. С этого момента он привлекается к юридическим реформам и пользуется исключительным расположением императора. В 529 году он назначается на должность дворцового квестора. На Трибония возлагается обязанность председательства в комиссиях редактирующих Дигесты, Кодекс и Институции. Прокопий восхищаясь его умом и мягкостью обращения, тем не менее обвиняет его в алчности и взяточничестве . Восстание Ника в значительной степени было вызвано злоупотреблениями Трибония. Но и в самую тяжелую минуту император не покинул своего любимца. Хотя у Трибония отняли квестуру, но дали ему должность начальника служб, а в 535 г он опять был назначен квестором. Трибоний сохранил должность квестора вплоть до смерти в 544 или 545 гг.

Другим виновником восстания Ника был префект претории Иоанн Каппадокийский . Будучи незнатного происхождения, он выдвинулся при Юстиниане благодаря природной проницательности и успеху в финансовых предприятиях ему удалось завоевать благосклонность царя и получить должность имперского казначея. Вскоре он был возведен в достоинство illustris и получил должность префекта провинции. Обладая неограниченной властью он запятнал себя неслыханными жестокостями злодеяниями в деле побора подданных империи. Его агентам дозволялись пытки и убийства для достижения цели-увеличения казны самого Иоанна. Достигнув небывалого могущества он составил себе придворную партию и пытался претендовать на трон. Это привело его к открытому столкновению с Феодорой. В ходе восстания Ника он был замещён префектом Фокой. Однако в 534 году Иоанн вернул себе префектуру В 538 году он стал консулом затем патрицием. Только ненависть Феодоры и необычно возросшее честолюбие привели его к падению в 541 году

Среди других важных министров первого периода правления Юстиниана следует назвать Гермогена-гунна по происхождению, начальника служб (530-535); его преемника Василида (536-539) квестора в 532 году, кроме того комитов священных щедрот Константина (528-533) и Стратегия (535-537); также комита частных имуществ Флора (531-536).

Иоанну Каппадокийскому наследовал в 543 году Петр Барсимес. Начал он как торговец серебром, быстро разбогатевший благодаря купеческой ловкости и торговым махинациям. Поступив в канцелярию, он сумел завоевать расположение императрицы. Феодора начала продвигать фаворита по службе с такой энергией, что это дало повод к сплетням. На посту префекта он продолжил практику Иоанна незаконных поборов и финансовых злоупотреблений. Спекуляции хлебом в 546 году привели к голоду в столице и народному волнению. Император был вынужден сместить Петра, несмотря на защиту Феодоры. Впрочем её усилиями он вскоре получил место имперского казначея. Даже после смерти покровительницы он сохранил влияние и в 555 году вернулся в префекты претории и сохранял эту должность до 559 году объединяя её с казначейством.

Другой Петр на протяжении многих лет исполнял обязанности начальника служб и был одним из самых влиятельных министров Юстиниана. Родом он был из Фессалоник и первоначально был адвокатом в Константинополе, где прославился своим красноречием и юридическими познаниями. В 535 году Юстиниан поручил Петру ведение переговоров с королем остготов Теодатом . Хотя Петр вел переговоры с исключительным мастерством, он оказался в заключении в Равенне и вернулся домой только в 539 году Вернувшийся посол был осыпан наградами и получил высокий пост начальника служб. Такое внимание к дипломату дало повод к сплетням о его причастности к убийству Амаласунты. В 552 году он получил квестуру, продолжая оставаться начальником служб. Петр занимал свою должность вплоть до смерти в 565 году. Должность унаследовал его сын Феодор.

Среди высших военачальников многие совмещали воинский долг с государственными и придворными постами. Полководец Ситт последовательно занимал места консула , патриция и наконец достиг высокой должности magister militum praesentalis . Велисарий, кроме военных постов, был ещё комитом священных конюшен, затем комитом телохранителей и оставался в этой должности до смерти. Нарсес исполнял ряд должностей во внутренних покоях царя-был кубикуларием, спатарием, главным начальником покоев-завоевав исключительное доверие императора был одним из самых главных хранителей тайн.

Фавориты

К числу фаворитов необходимо прежде всего отнести Маркелла - комита телохранителей императора с 541. Человека справедливого, в высшей степени честного, в преданности к императору доходившего до самозабвения. Влияние на императора он имел почти безграничное; Юстиниан писал, что Маркелл никогда не покидает его царской особы и вызывает удивление его приверженность к справедливости.

Так же значимым фаворитом Юстиниана был евнух и полководец Нарсес , многократно доказавший императору свою верность и ни разу не попавший под его подозрение. Даже Прокопий Кессарийский ни разу ни отозвался о Нарсесе дурно, называя его человеком череcчур энергичным и смелым для евнуха. Будучи гибким дипломатом, Нарсес вёл переговоры с персами, а также во время восстания Ника сумел подкупить и завербовать многих сенаторов, после чего получил должность препозита священной опочивальни , своего рода первого советника императора. Чуть позже император доверил ему завоевание Италии у готов. Нарсес сумел разгромить готов и уничтожить их царство, после чего был назначен на пост экзарха Италии.

Другой особой, о которой нельзя забыть, является жена Велисария, Антонина - обер-гофмейстерина и подруга Феодоры. Прокопий о ней пишет почти также дурно, как и о самой царице. Молодость она провела бурную и постыдную, но и, будучи замужем за Велисарием, многократно была в центре придворных сплетен из-за своих скандальных похождений. Всеобщее удивление вызывает страсть Велисария к ней, которую приписывали колдовству, и снисходительность, с которой он прощал все похождения Антонины. Из-за жены полководец многократно был вовлекаем в постыдные, часто преступные дела, которые императрица вершила через свою фаворитку.

Строительная деятельность

Разрушения, имевшие место во время восстания Ника, позволили Юстиниану перестроить и преобразить Константинополь. Император оставил своё имя в истории, построив шедевр византийского зодчества - Собор Святой Софии .

Заговоры и восстания

Восстание Ника

Партийная схема в Константинополе заложилась ещё до воцарения Юстиниана. «Зеленым»-сторонникам монофизитства благоволил Анастазий, «синие»-сторонники Халкидонского вероисповедания усилились при Юстине им же покровительствовала новая императрица-Феодора. Энергичные действия Юстиниана, при абсолютном произволе чиновничества, постоянно растущие налоги подогревали недовольство народа распаляя ещё и религиозный конфликт. 13 января 532 г. выступления «зеленых», начавшиеся с обычных жалоб императору на притеснения со стороны чиновников, переросли в бурный мятеж с требованием сместить Иоанна Каппадокийского и Трибониана. После неудачной попытки императора повести переговоры и увольнения Трибониана и двух других его министров, острие мятежа было направлено уже на него. Бунтовщики попытались свергнуть непосредственно Юстиниана и поставить во главу государства сенатора Гипатия, который был племянником покойного императора Анастасия I . К мятежникам примкнули «синие». Лозунгом восстания стал клич «Ника!» («Побеждай!»), каким подбадривали цирковых борцов. Несмотря на продолжение восстания и начало беспорядков на улицах города, Юстиниан по просьбе жены Феодоры остался в Константинополе:

Опираясь на ипподром, бунтовщики казались непобедимыми и фактически осадили Юстиниана во дворце. Только совместными усилиями объединенных войск Велисария и Мунда, оставшихся преданными императору, удалось выбить мятежников из опорных пунктов. Прокопий рассказывает, что у ипподрома было убито до 30000 невооружённых граждан . По настоянию Феодоры , Юстиниан казнил племянников Анастасия.

Заговор Артабана

В ходе восстания в Африке Прейека - племянница императора, жена погибшего наместника, попала в плен к мятежникам. Когда, казалось, избавления уже не было, спаситель явился в лице молодого армянского офицера Артабана, разбившего Гонтариса и освободившего принцессу. По пути домой между офицером и Прейектой возник роман, и она обещала ему свою руку. По возвращении в Константинополь Артабан был милостиво принят императором и осыпан наградами, назначен наместником Ливии и командиром федератов - magister militum in praesenti comes foederatorum . В разгар подготовки к свадьбе все надежды Артабана рухнули: в столице объявилась его первая жена, о которой он давно забыл, и которая не помышляла о возвращении к мужу, пока он был безвестен. Она явилась к императрице и побудила её разорвать помолвку Артабана и Прейеки и требовать воссоединения супругов. Помимо того, Феодора настояла на скором браке принцессы с Иоанном, сыном Помпея и внуком Гипания. Артабан был глубоко уязвлен сложившейся ситуацией и даже сожалел о службе римлянам.

Заговор аргиропратов

Основная статья: Заговор аргиропратов

Положение провинций

В Notitia dignatotum гражданская власть отделена от военной, каждая из них составляет отдельное ведомство. Эта реформа относится ко времени Константина Великого . В гражданском отношении вся империя была разделена на четыре области (префектуры), во главе которых стояли префекты претория . Префектуры подразделялись на диоцезы , управляемые заместителями префекта (vicarii praefectorum ). Диоцезы, в свою очередь, делились на провинции .

Сев на престол Константина, Юстиниан застал империю весьма в обрезанном виде- распад империи начавшийся после смерти Феодосия только набирал обороты. Западную часть империи разделили варварские королевства, в Европе Византия удерживала только Балканы и то без Далмации. В Азии ей принадлежала вся Малая Азия, Армянское нагорье, Сирия до Ефрата, Северная Аравия, Палестина. В Африке удавалось удерживать только Египет и Киренаику. В целом империя делилась на 64 провинции объединенные в две префектуры- Восток(51 провинция1)и Иллирик(13 провинций). Положение в провинциях было крайне тяжелое Египет и Сирия проявляли тенденцию к отделению. Александрия представляла собой оплот монофизитов. Палестину сотрясали диспуты сторонников и противников оригенизма. Армении постоянно угрожали войной Сасаниды, Балканы тревожили остготы и усиливающиеся славянские народы. Юстиниану предстояла огромная работа, даже если бы он занимался только сохранением границ.

Константинополь

Армения

Основная статья: Армения в составе Византии

Армения, разделённая между Византией и Персией и являющаяся ареной борьбы между двумя державами, имела большое стратегическое значение для империи.

С точки зрения военного управления, Армения находилась на особом положении, видном из того, что в рассматриваемый период в Понтийском диоцезе с его одиннадцатью провинциями имелся всего лишь один дукс, dux Armeniae , власть которого распространялась на три провинции, на Армению I и II и Полемонийский Понт. При дуксе Армении находились: 2 полка конных лучников , 3 легиона , 11 отрядов конницы по 600 человек, 10 когорт пехоты по 600 человек. Из них кавалерия, два легиона и 4 когорты стояли непосредственно в Армении. В начале царствования Юстиниана во Внутренней Армении усилилось движение против имперских властей, которое вылилось в открытое восстание, главной причиной которого, по свидетельству Прокопия Кесарийского, заключалась в обременительных налогах - правитель Армении Акакий производил незаконные поборы и обложил страну небывалым налогом до четырёх кентинариев. Для исправления положения был принят императорский указ о реорганизации военного управления в Армении и назначении в качестве военного руководителя региона Ситы с приданием ему четырёх легионов. Прибыв, Сита обещал похлопотать у императора об отмене нового обложения, однако в результате действий смещённых местных сатрапов , вынужден был вступить в битву с восставшими и погиб. После гибели Ситы император послал против армян Вузу, который, действуя энергично, вынудил их обратиться за защитой к персидскому царю Хосрову Великому .

Во время всего царствования Юстиниана в Армении велось интенсивное военное строительство. Из четырёх книг трактата «О постройках» одна полностью посвящена Армении.

В развитие реформы было выпущено несколько указов, направленных на уменьшение роли традиционной местной аристократии . Эдикт «О порядке наследования у армян » отменял традицию, согласно которой наследовать могли только мужчины. Новелла 21 «О том, чтобы и армяне во всём следовали римским законам » повторяет положения эдикта уточняя, что правовые нормы Армении не должны отличаться от имперских.

Африканские провинции

Балканы

Италия

Отношения с евреями и самаритянами

Вопросы, посвящённые статусу и юридическим особенностям положения евреев в империи посвящено значительное количество законов, выпущенных в предшествующие правления. Один из наиболее значительных до-юстиниановких сборников законов, Кодекс Феодосия , созданный в правление императоров Феодосия II и Валентиниана III , содержал 42 закона, специально посвящённых евреям. Законодательство, хотя и ограничивало возможности пропаганды иудаизма , предоставляло права еврейским общинам в городах.

С первых лет своего правления, Юстиниан, руководствуясь принципом «Одно государство, одна религия, один закон», ограничивал права представителей других конфессий. Новелла 131 устанавливала, что церковный закон по своему статусу равен закону государства. Новелла 537 года устанавливала, что евреи должны облагаться полными муниципальными налогами, однако не могли занимать официальные должности. Синагоги разрушались; в остававшихся синагогах запрещалось читать книги Ветхого Завета по древнему еврейскому тексту, который должен был быть заменен греческим или латинским переводом. Это вызвало раскол в среде еврейского священничества, консервативные священники наложили херем на реформаторов. Иудаизм, согласно кодексу Юстиниана, не рассматривался как ересь и относился к числу лат. religio licitis , однако самаритяне были включены в туже категорию, что язычники и еретики . Кодекс запрещал еретикам и евреям свидетельствовать против православных христиан.

Все эти притеснения вызвали в начале царствования Юстиниана восстание в Палестине иудеев и близких им по вере самаритян под руководством Юлиана бен Сабара. При помощи арабов-гассанидов восстание было жестоко подавлено в 531 году . В ходе подавления восстания было убито и обращено в рабство свыше 100 тыс. самаритян, народ которых в результате почти исчез. По свидетельству Иоанна Малалы , оставшиеся в живых 50,000 человек бежали в Иран за помощью к шаху Каваду .

В конце своего царствования Юстиниан снова обратился к еврейскому вопросу, и выпустил в 553 году новеллу 146. Создание новеллы было вызвано непрекращающимся конфликтом еврейских традиционалистов и реформаторов по поводу языка богослужения. Юстиниан, руководствуясь мнением Отцов Церкви о том, что евреи исказили текст Ветхого Завета , запретил Талмуд , равно как и его комментарии (Гемара и Мидраш). Допускалось использование только греческих текстов, наказания для диссидентов были усилены.

Религиозная политика

Религиозные взгляды

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю , желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти , он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Является дискуссионным вопрос о первичности государственных или религиозных интересов Юстиниана. Известно, по крайней мере, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений .

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма , и этот император считается одним из наиболее типичных представителей такого направления.

Современные исследователи выделяют следующие фундаментальные принципы религиозных взглядов Юстиниана:

Отношения с Римом

Отношения с монофизитами

В религиозном отношении царствование Юстиниана было противостояние дифизитов или православных, если признавать их доминирующей конфессией, и монофизитов . Хотя император был привержен православию, он был выше этих разногласий, желая найти компромисс и установить религиозное единство. С другой стороны, жена его симпатизировала монофизитам.

В рассматриваемый период монофизитство, влиятельное в восточных провинциях - в Сирии и Египте не было едино. Выделялись как минимум две большие группы - не идущие на компромиссы акефалы и те, кто принял «Энотикон » Зенона .

Монофизитство было объявлено ересью на Халкидонском соборе 451 года . Предшествующие Юстиниану византийские императоры и VI веков Флавий Зенон и Анастасий I положительно относились к монофизитству, что только напрягало религиозные отношения между Константинополем и римскими епископами. Юстин I обратил вспять эту тенденцию и подтвердил халкидонскую доктрину, открыто осуждающую монофизитство. Юстиниан, продолживший религиозную политику своего дяди Юстина, пытался навязать абсолютное религиозное единство своих подданных, заставляя их принимать компромиссы, удовлетворяющие все стороны. К концу жизни Юстиниан стал жёстче относиться к монофизитам, особенно в случае проявления афтародокетства, но он умер прежде чем успел вынести законодательство, повышающее значение его догм.

Разгром оригенизма

Вокруг учения Оригена Александрийского копья ломали начиная с III века . С одной стороны, его работы встречали благосклонное внимание у таких великих Отцов, как Иоанн Златоуст , Григорий Нисский , с другой стороны, такие крупные богословы, как Пётр Александрийский, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним громили оригенистов, обвиняя их в язычестве. Путаницу в споры вокруг учения Оригена внесло то, что ему стали приписывать идеи некоторых его последователей, тяготевших к гностицизму - главными обвинениями, выдвигаемыми против оригенистов, было то, что они якобы проповедовали переселение душ и апокатастасис . Тем не менее, число сторонников Оригена росло, в их числе были столь великие богословы, как мученик Памфил (написавший Апологию Оригену) и Евсевий Кесарийский, имевший в своём распоряжении архив Оригена.

Дело с разгромом оригенизма затянулось на целых 10 лет. Будущий папа Пелагий, посетивший Палестину в конце 530-х годов , проезжая через Константинополь, сказал Юстиниану, что ереси у Оригена он не находит, но в Великой Лавре нужно навести порядок. После смерти святого Саввы Освященного защитниками чистоты монашества выступили святые Кириак, Иоанн Исихаст и Варсонуфий. Новолаврские оригенисты очень быстро нашли влиятельных сторонников. В 541 году они под предводительством Нонна и епископа Леонтия напали на Великую Лавру и избили её насельников. Некоторые из них бежали к Антиохийскому патриарху Ефрему, который на соборе 542 года впервые осудил оригенистов.

При поддержке епископов Леонтия, Домициана Анкирского и Феодора Кесарийского Нонн потребовал от Иерусалимского патриарха Петра вычеркнуть из диптихов имя Антиохийского патриарха Ефрема. Это требование вызвало огромное волнение в православном мире. Опасаясь влиятельных покровителей оригенистов и осознавая невозможность осуществления их требования, Иерусалимский патриарх Пётр тайно призвал архимандритов Великой Лавры и монастыря Святого Феодосия Геласия и Софрония и повелел им составить сочинение против оригенствующих, к которому бы прилагалось прошение о сохранении в диптихах имени Антиохийского патриарха Ефрема. Это сочинение патриарх послал самому императору Юстиниану, приложив к нему своё личное послание, в котором подробно описал все злоучения и беззакония оригенистов. Константинопольский патриарх Мина, а особенно представитель Римского папы Пелагий горячо поддержали обращение насельников Лавры Святого Саввы. По этому поводу в 543 году в Константинополе прошёл собор, на котором были осуждены Домициан Анкирский, Феодор Аскида и ересь оригенизма в целом. .

Пятый Вселенский собор

Примирительная политика Юстиниана по отношению к монофизитам вызвала недовольство в Риме и в Константинополь в 535 году прибыл папа Агапит I , который совместно с ортодоксальной партией акимитов выразил резкое неприятие политики патриарха Анфима , и Юстиниан вынужден был уступить. Анфим был смещён, и на его место назначен убеждённый православный пресвитер Мина .

Сделав уступку в вопросе о патриархе, Юстиниан не отказался от дальнейших попыток примирения с монофизитами. Для этого император поднял известный вопрос о «трех главах», то есть о трех церковных писателях V века, Феодоре Мопсуестийском, Феодорите Киррском и Иве Эдесском, относительно которых монофизиты ставили в упрек Халкидонскому собору то, что вышеназванные писатели, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были на нём осуждены. Юстиниан признал, что в данном случае монофизиты правы и что православные должны им сделать уступку.

Это желание императора вызвало возмущение западных иерархов, так как они видели в этом посягательство на авторитет Халкидонского собора, после которого мог последовать аналогичный пересмотр решений Никейского собора . Также возник вопрос, можно ли анафематствовать умерших, ведь все три писателя умерли ещё в предыдущем столетии. Наконец, некоторые представители Запада держались того мнения, что император своим указом совершает насилие над совестью членов церкви. Последнее сомнение почти не существовало в восточной церкви, где вмешательство императорской власти в решение догматических споров закреплено было долговременной практикой. В итоге, указ Юстиниана общецерковного значения не получил.

С целью повлиять на положительное решение вопроса, Юстиниан вызвал тогдашнего папу Вигилия в Константинополь, где тот и прожил более семи лет. Первоначальная позиция папы, который по прибытии открыто восстал против указа Юстиниана и отлучил от церкви константинопольского патриарха Мину, изменилась и в 548 году он издал осуждение трех глав, так называемый ludicatum , и таким образом присоединил свой голос к голосу четырёх восточных патриархов. Однако западная церковь не одобрила уступки Вигилия. Под влиянием западной церкви папа начал колебаться в своем решении и взял обратно ludicatum . В таких обстоятельствах Юстиниан решил прибегнуть к созыву Вселенского собора, который и собрался в Константинополе в 553 году.

Результаты собора оказались, в целом, соответствующими воле императора.

Отношения с язычниками

Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах . Это имело преимущественно символическое значение, так как к моменту события эта школа утратила лидирующее положение среди образовательных учреждений империи после того, как был основан в V веке при Феодосии II Константинопольский университет . После закрытия школы при Юстиниане афинские профессора подверглись изгнанию, часть из них переселилась в Персию , где встретили в лице Хосрова I почитателя Платона ; имущество школы было конфисковано. Иоанн Эфесский писал: «В том же году, в котором св. Бенедикт разрушил последнее языческое национальное святилище в Италии, а именно храм Аполлона в священной роще на Монте Кассино , была также разрушена твердыня античного язычества в Греции». С этих пор Афины утратили окончательно свое былое значение культурного центра и превратились в глухой провинциальный город. Полного искоренения язычества Юстиниан не достиг; оно продолжало скрываться в некоторых малодоступных местностях. Прокопий Кесарийский пишет, что преследование язычников велось не столько из желания утвердить христианство, сколь из жажды прибрать к рукам золото языческих храмов

Реформы

Политические взгляды

Юстиниан без споров наследовал престол, сумев заранее искусно устранить всех видных соперников и приобрести расположение влиятельных групп общества; церкви (даже римским папам) он нравился своим строгим православием; сенаторскую аристократию он приманил обещанием поддержки всех её привилегий и увлек почтительной лаской обращения; роскошью празднеств и щедростью раздач он завоевал привязанность столичных низов. Мнения современников о Юстиниане были весьма различны. Даже в оценке Прокопия, служащего главным источником для истории императора, встречаются противоречия: в одних сочинениях («Войны» и «Постройки») он восхваляет превосходные успехи широких и смелых завоевательных предприятий Юстиниана и преклоняется перед его художественным гением, а в других («Тайная история») резко чернит его память, называя императора «злым глупцом» (μωροκακοήθης) . Все это сильно затрудняет достоверное восстановление духовного образа царя. Несомненно, в личности Юстиниана негармонично переплетались умственные и нравственные контрасты. Он замышлял обширнейшие планы увеличения и усиления государства, но не обладал достаточными творческими силами для того, чтобы их цельно и полно построить; он претендовал на роль реформатора, а мог только хорошо усваивать не им выработанные идеи. Он был прост, доступен и воздержан в своих привычках - и вместе с тем, вследствие самомнения, выросшего из успеха, окружил себя напыщеннейшим этикетом и небывалой роскошью. Прямота и известное добросердечие исказились у него мало-помалу коварством и лживостью правителя, принужденного постоянно отстаивать удачно захваченную власть от всякого рода опасностей и покушений. Благожелательность к людям, которую он проявлял нередко, портилась частой местью врагам. Щедрость по отношению к бедствующим классам совмещалась в нём с алчностью и неразборчивостью в средствах добывания денег для обеспечения представительства, соответствующего его понятиям о собственном достоинстве. Стремление к справедливости, о которой он постоянно говорил, подавлялось непомерной жаждой господства и вырастающим на такой почве высокомерием. Он заявлял притязания на безграничный авторитет, а воля у него была в опасные минуты часто слабая и нерешительная; он подпадал под влияние не только сильной характером жены своей Феодоры, но иногда даже ничтожных людей, обнаруживая даже трусость. Все эти добродетели и пороки мало-помалу объединялись около выступавшей на первый план, ярко выраженной склонности к деспотизму. Под её влиянием его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Все это приводило к результатам очень смешанного достоинства, и ими одними трудно объяснить, почему Юстиниан сопричислен к разряду «великих», а царствование его приобрело такое крупное значение. Дело в том, что, помимо указанных свойств, Юстиниан обладал замечательным упорством в проведении принятых начал и положительно феноменальной трудоспособностью. Он хотел, чтобы каждое мельчайшее распоряжение, касающееся политической и административной, религиозной и умственной жизни империи, исходило от него лично и всякий спорный вопрос в тех же областях к нему возвращался. Лучше всего истолковывает историческую фигуру царя тот факт, что этот выходец из темной массы провинциального крестьянства сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи, завещанные ему традицией великого мирового прошлого: римскую (идею всемирной монархии) и христианскую (идею царства Божия). Объединение обеих в одну теорию и проведение последней через посредство светского государства составляет оригинальность концепции, которая сделалась сущностью политической доктрины Византийской империи; дело Юстиниана является первой попыткой формулировки системы и её насаждения в жизни. Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя - такова была мечта, которую лелеял царь с самого начала царствования. Оружием намеревался он возвратить утерянные старые римские территории, затем - дать общий закон, которым обеспечено будет благосостояние жителей, наконец - утвердить веру, которая соединит все народы в поклонении единому истинному Богу. Таковы три основания, на которых Юстиниан рассчитывал построить свое могущество. Он незыблемо верил в него: «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона»; «кто же может истолковать тайны и загадки закона, как не тот, кто один может его творить?»; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа». Даже среди высокородных императоров не было человека, который бы в большей степени, чем Юстиниана обладал бы чувством императорского достоинства и преклонением перед римской традицией. Все его указы и письма преисполнены воспоминаниями о Великом Риме в истории которого он черпал вдохновение

Юстиниан первый отчетливо противопоставлял народной воле «милость Божию», как источник верховной власти. С его времени зарождается теория об императоре, как «равном апостолам» (ίσαπόστολος), получающем благодать прямо от Бога и стоящем над государством и над церковью. Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получают уже характер крестовых походов (везде, где император будет господином, воссияет правая вера). Всякий акт свой он ставит «под покровительство св. Троицы». Юстиниан - как бы предвозвестник или родоначальник длинной цепи «помазанников Божьих» в истории. Такое построение власти (римско-христианское) вдохнуло в деятельность Юстиниана широкую инициативу, сделало его волю притягательным центром и точкой приложения многих других энергий, благодаря чему царствование его достигло действительно значительных результатов. Он сам говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир». Много зол Юстиниан оставил не излеченными, много новых бедствий породила его политика, но тем не менее величие его прославила почти при нём возникшая в различных областях народная легенда. Все страны, воспользовавшиеся впоследствии его законодательством, возвеличили его славу.

Государственные реформы

Одновременно с военными успехами Юстиниан занялся укреплением государственного аппарат и усовершенствовал налогообложение . Эти реформы были настолько непопулярными, что привели к восстанию «Ника», что чуть не стоило ему трона.

Были произведены административные реформы:

  • Соединение гражданской и военной должностей.
  • запрещение платы за должности, повышение окладов чиновникам свидетельствуют о его стремлении ограничить произвол и коррупцию.
  • Чиновнику запрещалось покупать землю там где он служил.

За то, что он часто работал по ночам, его прозвали «бессонным государем» (греч. βασιλεύς άκοιμητος ).

Юридические реформы

Одним из первых проектов Юстиниана была инициированная им чуть больше чем через полгода после вступления на престол масштабная юридическая реформа.

Используя талант своего министра Трибониана , в г. Юстиниан приказал полностью пересмотреть римское право , поставив целью сделать его таким же непревзойденным в формально-юридическом плане, каким оно было тремя столетиями раньше. Три основные составляющие римского права - Дигесты , Кодекс Юстиниана и Институции - были завершены в г.

Экономические реформы

Память

В старой литературе часто именуется [кем? ] Юстинианом Великим . Православной церковью считается святым, также почитается некоторыми [кто? ] протестантскими церквями .

Итоги правления

Итог правления дяди пытался охарактеризовать император Юстин Второй

«Мы нашли казну разоренной долгами и доведенной до крайней нищеты, и армию до такой степени расстроенной, что государство предоставлено беспрерывным нашествиям и набегам варваров»

По мнению Диля вторая часть правления императора ознаменована серьёзным ослаблением его внимания к государственным делам. Поворотными этапами в жизни царя стали заболевание чумой, которое Юстиниан перенес в 542 г, и смерть Федоры в 548 г. Однако есть и положительный взгляд на итоги правления Императора.

Образ в литературе

Панегирики

До нашего времени дошли литературные произведения, написанные при жизни Юстиниана, в которых прославлялось либо его правление целиком, либо отдельные его достижения. Обычно к ним относят : «Увещевательные главы к императору Юстиниану» дьякона Агапита, «О постройках» Прокопия Кесарийского , «Экфрасис святой Софии» Павла Силенциария , «На землетрясения и пожары» Романа Сладкопевца и анонимный «Диалог о политической науке».

В «Божественной комедии»

Прочее

  • Николай Гумилев . «Отравленная туника» . Пьеса.
  • Harold Lamb. «Theodora and the Emperor» . Роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). «Юстиниан и Феодора» . Рассказ.
  • Михаил Казовский «Топот бронзового коня», исторический роман (2008)
  • Кей, Гай Гэвриел , дилогия «Сарантийская мозаика» - император Валерий II.
  • В. Д. Иванов . «Русь изначальная». Роман. Экранизация этого романа - фильм

Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в или году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов »-булгар и «скифов »-славян . В году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии . Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет , оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта года, несмотря на то что в году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в году император издал лишь 18 документов. В году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в году, по просьбе шейха арабов -Гассанидов аль-Харита (al-Harith) , способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея . Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена . Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине , в году император созвал в столице Собор , который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского , Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского , в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав » – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию , откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне . Затем, в году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия , с административным центром в Равенне , всё-же была возвращена империи. В году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране . В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около года яиц шелкопряда из Китая , до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

Наследие

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни ] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский , М., 1884., Chronographia , , Bonnae, 1831:
    • см. малую часть на http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/M.phtml?id=2053
  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ , 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия , М.: "Вече," 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, "The "Justinianic" Plague," Byzantion , № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS , № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire , Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora , 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon , № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS , № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion , № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium , Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias , Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century , Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity , London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione , Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans , Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle , I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance , Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin , № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian , Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association , 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., "The "Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion , № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius" works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS , № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius , New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power , London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion , № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity , Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries , Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint , Belmont, 1982.
    • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий - император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
  • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian"s Financial Policies," Phoenix , № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam , New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS , 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War , 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium , London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion , № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and "The Lives of the Eastern Saints" , Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom , Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion , № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD , 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian , London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP , № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian , London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century , Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR , № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign , Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire , Madison, 1928, repr. 1964:
    • см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php
  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger , I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian , Crestwood, 1991.

Использованные материалы

  • Страница исторического портала Хронос :
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас ; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии , М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь .
  • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors :
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых :
  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых , М.: Изд-во Эксмо, 2005, 783-784.
  • Андреев, А. Р., История Крыма , Глава 4: «Готы и гунны на Крымском полуострове. Херсонес – провинция Византии. Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Аварский каганат, тюрки и проболгары. III - VIII век.»:
    • Who was a Christian in the Holy Land Юстина и Савве Освященном The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History

      В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

Юстиниан I или Юстиниан Великий это период в истории Византии, когда государство находилось на пике своего политического и экономического развития. В VI в. власть императоров Византии не являлось наследственной. В реальности выглядело, так что наиболее предприимчивый человек, не обязательно знатного рода, мог оказаться на престоле.

В 518 г. Анастасий умер и его место занял Юстин, дядя Юстиниана. Он правил до 527 г., сам Юстиниан помогал ему в этом. Именно дядя дал будущему императору хорошее христианское воспитание. Привез его в Константинополь. В 527 г. Юстин умер и на престол вступил Юстиниан - он стал императором византийским.

Правление Юстиниана

Когда новый император оказался у власти, то положение пограничных областей было незавидным. У Юстиниана в руках была только Восточная часть бывшей Римской империи. А от в бывшей Западной Римской империи уже не было единого государства. Там образовались варварские королевства - остготы, вестоты, вандалы и другие.

А внутри страны был настоящий хаос. Крестьяне сбегали со своих земель, не имели возможности ее обрабатывать, да и не хотели этого делать. Чиновники вообще никем не контролировались, они совершали большие поборы с населения. Экономика империи была в упадке - финансовый кризис. Преодолеть все эти трудности мог только очень решительный и независимый человек. По сути, таким человеком оказался Юстиниан. Он был из семьи бедных крестьян, ничем не избалован, при этом он являлся очень набожным человеком. Его решения смогли изменить положение Византии и возвысить ее.

Самой уникальной и важной реформой в политике Юстиниана была реформа права. Он создал свод законов. Для этого он обратился к хорошим юристам. Именно они и подготовили новый документ «Кодекс Юстиниана». Он провозглашал равенство всех граждан перед законом.

Затем случилось восстание «Ника» - это произошло меже болельщиками цирка, они не сошлись во мнении о политике правительства государства. Начались массовые столкновения. Юстиниана даже был готов оставить трон. Но тут проявила мудрость его жена Феодора. Она призвала мужа, навести порядок и проявить строгость в решениях. Армия Юстиниана устроила страшную резню в стане восставших, есть сведения о том, что погибло 35 тыс. чел.

Юстиниан построил ряд замечательных архитектурных памятников. Это Собор Святой Софии, построенный в столице в Константинополе. А также в Равенне Сан-Виталевская церковь. Это важнейшие исторические памятники. В них отражается истории великой Византии. И мы можем лицезреть ее в настоящее время. Видеть все культурные и религиозные традиции это государства.

Отношение Юстиниана к церкви

Как было уже сказано выше, Юстиниан был человеком очень набожным. Истинный христианин. Для него главным было осуществлять духовное воспитание своих подданных. Единый закон он уже установил. Теперь жаждал поставить в стране единую веру. Он очень любил богословие. Считал себя его посланником, и свято верит, что то, что он говорит это слова Бога. Юстиниан охранял церковные каноны. Не позволял никому их нарушать. Но с другой стороны он постоянно диктовал церкви новые правила, догмы. Церковь становилась органом государственной власти императора.

Многие законы гласили о церковном порядке, государь очень много давал денег церкви в качестве благотворительности. Занимался лично строительствами храмов. Преследовал еретиков, в 527 г. закрыл школу в Афинах, потому что получил сведения о наличии там преподавателей язычников. Юстиниан, кстати, мог без чьего-либо ведома назначать или снимать с сана епископов, а также создавал законы от имени церкви, которые ему были нужны.

Правление Юстиниана стало расцветом духовенства. У них было много прав и льгот. Они следили за деятельность чиновников. Могли решать дела о взятке самостоятельно. Это приводило к вступлению в сговор за определенное вознаграждение.

Жена Юстиниана Феодора

Феодора, так же как и Юстиниан происходила не из знатного рода. Характер у нее был жесткий. Она все сделала, чтобы Юстиниан женился на ней. Современники утверждают, что Феодора имела огромное влияние на императора. Она очень часто указывала Юстиниану, как вести политику, какие решения принимать. И он, как ни странно ее слушался. Императору всегда хотелось присоединить Западные земли. Императрица же считала, что нужно навести порядок на Востоке империи. Там были постоянные религиозные распри. Эти противостояние очень вредили стабильности государства. Феодора не раз указывала Юстиниану, что на восточных землях нужно проводить политику веротерпимости. Он ее послушал. Это был очень мудрый политический курс. Он давал положительный результат. Но Юстиниан постоянно разрывался в этом направлении. Он хотел угодить Феодоре, но и стремился в тоже время придерживаться политики по присоединению Запада. Народ в стране больше интересовали забавы. Они ходили в цирк, там соединялись в партии и устраивали беспорядки. Духовность в жителях Византийской империи куда- то исчезала.

Юстиниан I Великий – император Византии с 527 по 565 год. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.

Юстиниан был реформатором и полководцем, который совершил переход от античности к средневековью. При нем была отброшена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигает своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в ее прежних границах, которая должна была превратиться в христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад (территории павшей Западной Римской империи).

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

После заключения мира на Востоке с Персией, Юстиниан обезопасил себя от удара с тыла и дал возможность Византии развернуть кампанию для вторжения в Западную Европу. В первую очередь Юстиниан решил объявить войну германским королевствам. Это было разумное решение, ведь в данный период между варварскими королевствами ведутся войны, и они были ослаблены перед вторжением Византии.

В 533 году Юстиниан отправляет армию на покорение королевства вандалов. Война проходит успешно для Византии и уже в 534 году Юстиниан одерживает решительную победу. Затем его взор пал на остготов Италии. Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии.

Юстиниан захватывает Италию и практически все побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году персы разорвали мирный договор и готовились к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия может не выдержать войны на два фронта.

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вел разумную внутреннюю политику. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение. При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путем повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днем и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине правления, сделала казну государства практически пустой, его амбиции не смогли должным образом проявиться.

Император Юстиниан оставил после себя огромный архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии. Это здание считают символом «золотого века» в империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане. Этим император добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчетами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн., а возможно и больше.

Достижения империи при Юстиниане

Как уже говорилось, наибольшим достижением Юстиниана считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие войн казна государства истощалась, и это приводило к бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана сделать огромное архитектурное достижение – постройка Собора Святой Софии.

Наибольшим юридическим достижением было издание новых законов, которые должны были действовать по всей империи. Император взял римское право и выбросил из него устаревшие указания, и тем самым оставил самые необходимые. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Огромный прорыв произошел в военном деле. Юстиниану удалось создать наибольшую профессиональную наемную армию того периода. Эта армия принесла ему множество побед и расширила границы. Однако она и истощила казну.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа.