«Единицы измерения информации» - Алфавит – конечный набор знаков, из которых конструируются сообщения на данном языке. Информация в вычислительной машине представляется в двоичном коде (0 и 1), (да, нет)… Измерение информации. Бит - минимальная единица измерения информации. Байт - единица количества информации в системе СИ. Информационный объем.
«Информация и знания» - Информация и знания. Сообщения. Новизна. Текстовая Графическая Числовая. Приведите примеры какой-нибудь информации, которую вы получили сегодня? Знаешь, сколько звезд сияет Над тобой во тьме ночной? Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
«Понятие информации» - Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени. Все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признаком. Понятие информации является ключевым понятием информатики. Единицы измерения информации. Различают две формы представления информации - непрерывную и дискретную.
«Тест по информатике «Информация»» - Компьютер. Тактильную информацию человек получает. Информация. Критерии оценки. Правило в учебнике русского языка. Устройство предназначено для ввода информации. Средство хранения информации. Новые, неизвестные мне раньше факты. Взаимопроверка. Ответы к проверочной работе.
«Измерение информации» - Свойства информации. Алфавитный подход. Произошедшее событие. Алфавит из 256 символов используется для представления текстов в компьютере. Возможные события. Вероятностный подход. Решение задач. Алфавит – множество символов, используемых для записи текста. Измерение информации. Информация. Подходы к измерению информации.
«Свойства информации» - Информация (лат. Роль языка в жизни человека очень велика. Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени. Свойства информации. Релевантность – способность информации соответствовать нуждам потребителя. Понятие информации. Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Понятие информации Информатика 10 класс Учитель Соболева Г.В.
Что такое информация? Информация (от лат. informatio , разъяснение, изложение, осведомленность) - сведения о чем-либо независимо от формы их представления. Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Понятие информации в частных науках Теория информации (результат развития теории связи) (К. Шеннон) Информация – содержание, заложенное в знаковые (сигнальные) последовательности
Понятие информации в частных науках Кибернетика (исследует информационные процессы в системах управления) (Н. Винер) Информация – содержание сигналов, передаваемых по каналам связи в системах управления
Понятие информации в частных науках Генетика (изучает механизмы наследственности, пользуется понятием «наследственная информация») Информация – содержание генетического кода – структуры молекул ДНК, входящих в состав клетки животного и человека
Понятие информации в частных науках Нейрофизиология (изучает информационные процессы в механизмах нервной деятельности животного и человека) Информация – содержание сигналов электрохимической природы, передающихся по нервным волокнам организма
Философские концепции информации Атрибутивная концепция: информация – всеобщее свойство (атрибут) материи Функциональная концепция: информация и информационные процессы присущи только живой природе, являются её функцией Антропоцентрическая концепция: информация и информационные процессы присущи только человеку
Вопросы Какие существуют основные философские концепции? Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной? Благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым? В каких биологических науках активно используется понятие информации? Что такое наследственная информация? К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике? Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции её можно будет отнести?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Кодирование текстовой информации"
Презентация «Кодирование текстовой информации»9 классАвтор: Горина В. С., учитель информатикиУчебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса, М.: "БИНОМ. Лаборатория з...
Презентация «Кодиирование звуковой информации»9 классАвтор: Горина В. С., учитель информатикиУчебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса, М.: "БИНОМ. Лаборатория з...
Презентация "Кодирование звуковой информации"
Презентация раскрывает понятие звука и принцип кодирования звуковой информации. Составлена в соответствии с материалом учебника 10 класса Н.Д. Угриновича....
Понятие информации
Цель урока : выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам и формам, научить учащихся выбирать понятные формы представления информации
Задачи :
образовательная - выработать умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком; сформировать умение определять формы представления информации;
развивающая - формирование представление об основных идеях и методах представления информации; демонстрация роли информации в познании действительности способствовать расширению кругозора учащихся; формирование интереса к предмету; развитие памяти и мышления;
воспитательная - воспитание информационной культуры учащихся; воспитание самостоятельности, дисциплинированности, внимательности.
Тип урока : комбинированный
Основные понятия; информатика, информация, информационный подход.
Методические рекомендации. Информация, рассматриваемая как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. Информация является товаром, имеющим огромную ценность, и становится одним из стратегических ресурсов государства. Сформировать правильное представление о таком сложном явлении не так просто. Сложность формирования понятия «информация» объясняется такими факторами:
- во-первых, понятие есть форма мышления, отражающая предмет или явление в его общих и существенных признаках, то есть является категорией формальной логики;
- во-вторых, информация - понятие абстрактное, и оно не может быть выражено какими-либо конкретными понятиями, входящими в конкретную область познания, то есть необходимо привлекать философские категории;
- в-третьих, работа с понятиями затрагивает мышление, для этого необходимо использовать понятийный аппарат возрастной и педагогической психологии.
Также отметим, что еще А.П. Ершов подчеркивал, что адекватному усвоению понятий мешает «наша недостаточная способность мыслить абстрактными категориями, вне связи с конкретными, известными нам вещами и предметами. А это жизненно необходимо в постоянно усложняющемся мире. Абстрактное мышление вовсе не состоит только в том, чтобы доказывать теоремы, но прежде всего в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой, в способности обобщать опыт, накопленный в какой-то одной деятельности, и переносить его на другую, в искусстве умело пользоваться аналогиями и ассоциациями. Именно такого рода мышление превращает реальности мира в некую знаковую систему, которая закладывается в мозг и формирует интеллект человека».
Ход урока
I . Организационный момент
II . Теоретический материал урока ( ЦОР INF_10_ogr_inf.oms (11) )
Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 8 класса. Вспомним определение: информатика - это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассматриваемых современной наукой. Для нас более актуальным будет описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.
Итак, нам даны два определения:
информатика - это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;
информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
- Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?
В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.
Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе. Информация - это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация - это высоко-абстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация». Информация не существует сама по себе - она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях.
Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельности и в процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.
Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из трубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.
Коммуникативная концепция понятия «информация» является самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Профессор В.И. Тюпа в онтологии коммуникации подчеркивал: «Личность - это чистый смысл и, подобно всякому смыслу, активизируется лишь при встрече с иным смыслом, для чего ей, собственно говоря, и потребна межличностная среда вещей - знаков. Встречные взаимо-актуализации смыслов (а не механическое перемещение информации) и составляют содержание коммуникативных процессов».
Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.
III . Закрепление изученного материала
- Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления? (Для описания сложных явлений, которые не являются предметами, имеющими вес, размер и форму, достаточно сложно дать четкое определение. Например, дерево мы сможем описать однозначно, потому что мы его видим, можем потрогать. А для описания понятия «информация» нам нужно соотнести ее с чем-то определенным. Если информация проявляет себя лишь в информационных процессах, то возникает ощущение, что она является результатом, например, обработки данных.)
- Какие еще сложные понятия вы знаете? (В физике сложным понятием является энергия.)
- Какие подходы для описания понятия «информация» существуют? (Существует много разных подходов к описанию понятия «информация», но наиболее признанные - это коммуникативный, атрибутивный и функциональный.)
- Какие из представленных подходов вам нравятся и почему?
- Приведите примеры, в которых какие-либо явления и (или) процессы связаны с понятием информация. Например: информационная нагрузка, информационный кризис, информационная среда и т. д. - Перечислите характерные особенности информатики как отрасли, как науки, как прикладной дисциплины.
IV . Подведение итогов урока
1 . Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации данных информационных процессов.
2. Содержание понятия «информация» может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или сообщения.
3. Существуют три основных подхода к описанию понятия «информация»: коммуникативный, функциональный, атрибутивный.
Домашнее задание : Теория §1 задания 7-8
Информация - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. - Вот какое определение информации даёт нам известный всем сайт - Википедия. Но, согласитесь, этого недостаточно для понимания значения слова "информация".
На данный момент нас интересует толкование этого термина именно с философской точки зрения. Итак, в философии существует 3 концепции понятия информация: Атрибутивная, Функциональная и Антропоцентрическая.
1. Согласно атрибутивной
концепции, информация - это объективная внутренняя
свойствовсех материальных объектов, она содержится во всех без исключения
элементахи
системахматериального мира. Иными словами, информация является неотъемлемым
атрибутомматерии.
Информация, согласно этой концепции, содержится в форме свойственных материальным объектам структур (такая информация получила название структурная, потенциальная, априорная, внутренняя информация, информация "в себе"). С этим подходом связано определение информации как отражение разнообразия.
2.
Появление функциональной
концепции связано с развитием кибернетики - науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Кибернетика формулирует принцип неразрывной связи информации с управлением, с функционированием самоуправляемых и самоорганизующихся систем.
Информация, по Винером - это "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств".
Многие ученые считают информационные процессы органическими качествами живых систем, которые отличают их от неживой природы, непременной субстанцией живой материи, психики, сознания.Информация выступает в качестве универсального "жизненной силы", которая управляет метаболическими процессами в живых существах, организует отражение среды и адаптацию к нему, обеспечивает хранение и передачу наследственных признаков, которые формируют популяцию, биоценозы и биосферу в целом, определяет биологическую эволюцию.
3. Антропоцентрическая
концепция основана на логико-семантическом подходе, при котором информация трактуется как
знание
, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Информация должна иметь
смысл
.