Томаш масарик и образование чехословакии. Политический деятель и философ Томаш Масарик: биография, особенности деятельности и интересные факты. В качестве главы государства

(и.о.)
Эдвард Бенеш

Рождение: Гёдинг , Моравия , в составе Австрийской империи Смерть: Ланы , Чехословакия Супруга: Шарлотта Гарриг (1850-1923) Дети: Алиса (1879-1966) , Герберт (1880-1915) , Ян Масарик (1886-1948), Элеонора (1890; умерла во младенчестве), Ольга (1891-1978) , Анна (умерла во младенчестве) Автограф: Награды:

То́маш Га́рриг Ма́сарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk (при рождении - Томаш Масарик), имя часто сокращается как TGM ; 7 марта 1850 года , Гёдинг , Моравия , Австрийская империя , - 14 сентября 1937 года , Ланы , Чехословакия) - чешский социолог и философ , общественный и государственный деятель, один из лидеров движения за независимость Чехословакии , а после создания государства - первый президент Чехословацкой Республики ( -).

Биография

Отец, Йозеф Масарик (1823-1907), был словаком из венгерской части Австро-Венгрии , мать, Тереза Масарикова (в девичестве - Кропачкова) (1813-1887) - немкой из Моравии . Масарик родился в простой рабочей семье. Учился в Брно , Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в стал профессором Пражского университета . Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию на тему: «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики ». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» - таков был девиз всей его жизни.

В 1902 году Масарик по приглашению американца Чарльза Крейна читает лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России Милюков П. Н. , который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году Масарик и Бенеш ещё раз встречаются в Англии в Кембридже с Милюковым П. Н. и Дмовским Р. В. в 1916 году.

Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в - и - . C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии . Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии , Италии , Великобритании , Франции , России , США , где активно агитировал общественное мнение Антанты за независимость Чехословакии именно в таких границах и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.

В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион , а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию - Чехо-войско). В марте 1918 года Масарик уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет , председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.

Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа . Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček ), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался "гуманистический" характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика - «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек , автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком». Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в , из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец , президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш . Масарик умер в 1937 году в своём имении Ланы , за год до краха Первой Чехословацкой республики.

В 1928 г. Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Т. Масарика. Монета была посвящена 10-летию независимости. Масса 10 граммов, проба 700.

В 1937 г. в связи с кончиной Т. Масарика Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 20 крон. Масса 12 граммов, проба 700.

В 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика выпустила серию памятных монет номиналом в 10 крон, в том числе с Т. Масариком.

В современной Чехии существует орден , учреждённый в честь Т. Масарика.

Произведения

  • Ideály humanitní; Problém malého národa; Demokratism v politice. Praha: Melantrich, 1990
  • Masaryk T.G. Svobodni zednari, Nase doba 1925.
  • Masaryk T.G. Katolicke povery o zednarstvi a satanismus, Svobodny zednar VIII/1934.
  • Thomas Masaryk The making of a State
  • Masaryk. T.G. Svetova revoluce, Cin, 1925
  • T. G. Masaryk «Die Weltrevolution»

Публикации на русском языке

  • Масарик Т. Г. Философия - социология - политика. Избранные тексты. М.: РУДН, 2003
  • Масарик Т. Г. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т.1-3. СПб: РХГИ, 2004

Напишите отзыв о статье "Масарик, Томаш Гарриг"

Литература

  • Masaryk osvoboditel: sborník. Praha, 1920
  • Chavez E.A. Masaryk como filósofo. México: Universidad nacional, 1938.
  • Opat J. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha: Melantrich, 1990 (на англ. яз.)
  • Soubigou A. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha; Litomyšl: Paseka, 2004
  • Lt.Gen. «Die tschechischen Legionen in Sibirien», 1930.
  • Задорожнюк Э. Г. Штрихи к портрету Томаша Гаррига Масарика // Новая и новейшая история. - 2012. - № 5. - С. 151-163.
  • Документы об антинародной и антинациональной политике Масарика / ред. Туманов М. , М., изд. Иностранной литературы, 1954 г.
  • Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. К 150-летию со дня рождения Т. Г. Масарика: по материалам международной научной конференции / отв. ред. М. Г. Вандалковская. М.: Русский путь, 2005.
  • Александр Котомкин «О Чехословацких Легионерах в Сибири 1918 −1920. Воспоминания и документы», Париж, 1930
  • Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. М.: «Индрик» , 2012. - 336 с., ил. ISBN 978-5-91674-225-1
  • Генералъ-Лейтенантъ К. В. Сахаровъ «Чешскiе легiоны въ Сибири. (Чешское предательство)», Берлинъ, 1930

Примечания

Ссылки

  • Троцкий Л.

Отрывок, характеризующий Масарик, Томаш Гарриг

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

МА́САРИК Томаш Гарриг (Tomáš Garrigue Masaryk ; 1850, Годонин, Богемия, - 1937, Лани, близ Праги), чешский мыслитель и политический деятель, первый президент Чехословацкой республики.

Будучи с начала 1880-х гг. виднейшим борцом за чешское национальное, культурное и государственное возрождение, Масарик всю жизнь оставался последовательным сторонником либерального национализма, считал, что нельзя быть одновременно христианином и антисемитом. Уже в 1882 г., став экстраординарным профессором философии Пражского университета, он отмежевался от взрыва антисемитски окрашенного чешского шовинизма и способствовал разоблачению вызвавшей его фальшивки Вацлава Ганки, который выдал несколько сочиненных им самим стихотворений за якобы обнаруженные им памятники чешской эпической и лирической поэзии 13 в. Принципиальный отказ Масарика основывать чешские национальные устремления на ложной романтике вызвал враждебное отношение к нему местных ультрапатриотов (из-за чего ему многие годы отказывали в звании ординарного профессора). Он неуклонно оставался верен этой позиции и в работе «Чешский вопрос» (1895) противопоставил реакционному шовинизму убеждение в возможности возрождения чешского народа лишь на основе гуманистического идеала, исключающего угнетение других народов и неприязнь к ним. Особенно настойчиво отстаивал Масарик этот тезис по отношению к евреям, в которых он видел единую, хотя и утратившую языковое единство, нацию («Научный и философский кризис современного марксизма», 1898).

Видя свой долг в искоренении антисемитизма в чешском народе, Масарик в 1899 г. резко осудил кровавые наветы на евреев, потребовав пересмотра Гильзнера дела . Его не испугали шумные демонстрации антисемитски настроенных пражских студентов, направленные против него (на некоторое время Масарик вынужден был даже оставить чтение лекций в университете). В своей газете «Час» и опубликованном в 1900 г. сборнике статей он продолжал настаивать на невиновности Л. Гильзнера и разоблачать фальсифицированный характер суда над ним. Масарик всегда считал антисемитов мракобесами, от которых нужно защищать не только евреев, но и христиан, и, став в 1907 г. депутатом австрийского рейхсрата, обличал в нем в равной мере антисемитизм немецких шовинистов и старочехов (в частности, в связи с делом Бейлиса /см. М. М. Бейлис /). В качестве президента Чехословакии (1918–35) Масарик настаивал на уравнении евреев в правах со всеми другими гражданами и обеспечении им статуса особой национальной группы, а следовательно, права беспрепятственно сохранять и развивать свои религиозные и культурные традиции. Так как в Чехословакии имелось значительное немецкое меньшинство, а большая часть чешских и моравских евреев усвоила немецкую культуру, наделение евреев статусом национального меньшинства не на языковой основе способствовало ослаблению немецкого элемента в стране. Благодаря Масарику Чехословакия между двумя мировыми войнами была едва ли не единственной страной в Центральной и Восточной Европе, где антисемитизм почти не проявлялся.

Еще в начале 20 в. Масарик под влиянием Ахад х а-‘Ама , которому он посвятил отдельный очерк (1905), проникся симпатиями к сионизму и видел в нем главным образом движение за духовное и моральное возрождение еврейского народа. Политические цели сионизма стали ему понятнее, когда он, находясь в годы Первой мировой войны в эмиграции (Женева, Париж, Лондон, Чикаго, Вашингтон, Бостон и другие), познакомился со многими еврейскими лидерами - Л. Д. Брандайзом , C. С. Вайзом , Дж. У. Маком , Л. Маршаллом , Н. Соколовым и позднее Х. Вейцманом . Масарик был первым главой государства, посетившим в период мандата Эрец-Исраэль, где он выразил сочувствие еврейскому поселенческому движению и проявил интерес к первым шагам

Томаш Масарик является для Чехии настоящим героем. Он был лидером движения, которое ставило своей целью добиться для Чехословакии независимости. Создав государство, он стал его первым президентом и управлял формацией с 1918 по 1935 год.

Добиться всего этот легендарный человек смог благодаря своим незаурядным качествам. Из статьи можно узнать больше о его семье, учебе, жене, общественной деятельности и политических взглядах. Чешский социолог и философ во многом изменил жизнь своего народа, за что его прозвали «батюшкой».

Семья философа

Родился Томаш Масарик 07.03.1850 г. в Моравии (в то время Его семья относилась к простым рабочим. Отца звали Йозеф (годы жизни 1823-1907). По национальности он был словаком из Венгрии. Имя матери - Тереза (годы жизни 1813-1887). В девичестве она носила фамилию Кропачкова, а по национальности была немкой родом из Моравии.

Йозеф Масарик не имел земли и даже собственного дома. В молодые годы он нанимался работать в большие хозяйства, а после рождения Томаша стал кучером. Проживала семья в служебном доме. Йозеф не ходил в школу, поэтому читал с трудом. При этом он был очень гордым человеком с сильным характером, не боялся перечить своим нанимателям. Поэтому ему приходилось постоянно менять работу, переходя с одного владения в другое.

Сам Томаш вспоминал, что отец был способным, но простым человеком, поэтому главной в доме была мать. В молодые годы Тереза работала кухаркой в богатых домах, горничной в Вене. Поскольку ее родное село было полностью онемечено, она разговаривала и писала только по-немецки. Намного позже, когда все ее сыновья стали она старалась разговаривать с ним на словацком, но получалось у нее плохо.

В семье разговаривали на немецком языке, однако отец часто переходил на словацкий, так же, как и Томаш во дворе, играя со своими сверстниками.

Период учебы

В шестилетнем возрасте Томаш Масарик пошел учиться в сельскую школу. Он проявил хорошие успехи в учебе, поэтому учитель посоветовал родителям отдать его в среднюю школу. Они так и поступили. Мальчик закончил ее в 1863 году и вернулся домой. Здесь он стал помогать учителю, обучаться музыке, читать. В учительскую семинарию принимали только с шестнадцати лет, а Томашу было только четырнадцать, поэтому мать решила отослать его в Вену, чтобы устроить учеником слесаря.

В доме мастера мальчик выполнял поручения по хозяйству. Однажды один из учеников украл и продал его книги. Это стало последней каплей, и молодой Масарик сбежал домой. Родители решили отдать его в ученики кузнецу. Так прошел еще один год.

Роль сельского священника в жизни Томаша

В жизни каждого великого человека бывают моменты, которые определяют его дальнейший путь. Не избежал подобного и Томаш Масарик. Интересные факты о его жизни были бы неполными без упоминания о сельском священнике. Именно Франц Сатора давал мальчику читать свои книги, обучал его латыни и убедил родителей, чтобы те позволили сыну учиться дальше. Священник помог юноше с экзаменами, и тот смог поступить во второй класс немецкой гимназии. Так, в пятнадцатилетнем возрасте он переехал в город Брно.

Родители не высылали юноше денег, поэтому он был вынужден стать репетитором, а позднее и домашним учителем для сына полицмейстера. В гимназии юноша обучался бесплатно и пользовался большим авторитетом среди других гимназистов. В это же время в нем укоренились идеи о возрождении чешской нации. Из-за конфликта с директором Томаш так и не окончил эту гимназию.

Как у Масарика появилось второе имя

Полицмейстер, сына которого обучал Масарик, пошел на повышение и переехал в Вену. Он и помог молодому человеку поступить в столичную гимназию. Ее парень окончил в 1872 году в возрасте двадцати двух лет. Далее он смог окончить университет в Вене, обучаясь одновременно на филологическом и философском факультетах. Еще через несколько лет он станет доцентом Венского университета по философии.

Во время учебы в аспирантуре молодой человек познакомился с американкой Шарлоттой Гарриг. Она была дочерью нью-йоркского банкира. Отец был против их отношений и дал свое разрешение на брак только после того, как Масарик отказался от приданного. Молодые люди жили скромно, используя доходы Томаша. Так появилось имя Томаш Гарриг Масарик. Он взял себе второе имя в честь своей жены. Шарлотта родила ему четырех детей и выучила чешский язык.

Жена не обеспечила своего избранника деньгами, но во всем ему помогала. Даже однажды отсидела несколько месяцев в австрийской тюрьме за мужа. Да и семья Шарлотты все же не оставила дочь ни с чем. Когда чета Масариков жила в США, Томаш работал у своего тестя, общался в кругах бизнесменов и политиков, включая одного из президентов США

Чешский вопрос

Из-за своих политических взглядов Томаш Масарик не мог надеяться на должность профессора в Вене. Для него стало спасением, когда в 1882 году имперская администрация позволила открыть в Он переехал в Чехию и занялся просветительской деятельностью, в том числе выпуская журнал «Атениум».

В Чехии на то время существовало две основные партии - младочехи и старочехи. Представители обеих организаций приняли в штыки деятельность и мысли философа. Его долгое время не хотели принимать, но со временем Томаш смог доказать правоту своей точки зрения и добился такого авторитета в обществе, что обе партии желали бы внести его имя в свои списки. Таким образом, они надеялись набрать как можно больше голосов на выборах в имперский парламент.

Масарик же стремился поставить перед общественностью вопрос о создании чешского государства с собственным языком и культурой. При этом он никогда не был против немецкой культуры, считая, что обогащение разными культурами сделает из чехов еще более развитую и многогранную нацию.

С 1891 года политик много раз избирался в парламент (чешский и имперский). Он возглавлял Партию реалистов, а затем Народную чешскую партию.

Противостояние

В начале Первой мировой войны политика осудили и приговорили к смертной казни, обвинив его в государственной измене. В Чехии прекратилась на время его деятельность. Томаш Масарик был вынужден покинуть родные места.

Он был против австрийской политики относительно войны. Масарик видел и понимал насколько тяжело чехам воевать против славян. Именно поэтому он создал антиавстрийское подполье.

При этом Томаш Гарик Масарик неоднозначно относился к России. Он не видел в ней настоящего союзника в создании чешского государства, хотя много раз бывал там, общался с Максимом Горьким, Львом Толстым.

Политик видел союзников в Британии, Франции, США. Именно эти державы признали создание Чехословацкого национального совета, который возглавил Масарик.

В 1917 году он жил в Киеве, где располагался его Совет. Политик часто ездил в Москву и Петроград, ему довелось быть свидетелем того, как большевики пришли к власти во всех трех упомянутых городах.

В качестве главы государства

Томаш Масарик и образование Чехословакии нераздельно связаны между собой. Еще при жизни его имя стало обрастать культом личности - он считался духовным лидером свободной Чехословакии.

Политический деятель был поклонником англо-американской культуры. Он хотел создать либеральную многопартийную демократию. Президентство Масарика носило гуманистический характер. Он допускал внедрение в политику государства национальных меньшинств.

Политик возглавлял государство до 01.04.1934 года пока его не поразил инсульт. Через год, будучи в возрасте восьмидесяти пяти лет, он передал правление своему ученику и последователю Э. Бенешу. 14.09.1937 году закончилась его биография: Томаш Масарик умер, а еще через год перестало существовать созданное им государство.

Память о политике

Как уже упоминалось, еще при жизни у Томаша Масарика было прозвище - его называли «батюшкой». В память о нем были выпущены монеты, названы многие улицы, в Годонине существует музей, посвященный этому великому человеку, а в Израиле город и площадь в Тель-Авиве носит его имя.

В современной независимой Чехии даже есть орден, который учрежден в память о великом общественном и политическом деятеле государства.

Томаш Гарриг Масарик

Чехо-словак

Томаш Гарриг Масарик - выдающийся чешский политик, философ, историк, литератор родился в Годонине (на юге Моравии) Отец словак - кучер, мать чешка - служанка. Тем не менее, он окончил Венскии университет, в 18/6 г. стал доктором философии. В 1878 г. женился на американке из Бруклина - Ш. Гарриг, фамилия которой стала частью его имени, и перешел из католичества в протестантизм. Масарик последовательно боролся за независимость родных Чехии и Словакии. Он стал лидером чешских реалистов, выступал за федерализацию Австро-Венгрии, а затем - за независимость Чехии (1892). Симпатизируя идеям социализма, Масарик считал, что путь к нему идет не через революцию, а через духовное и нравственное совершенствование каждого члена общества. Не чужды ему были идеи славянской взаимности и большие симпатии к России. Долгим были путь и борьба за независимость родной страны. Он много сделал для достижения этой цели уже в эмиграции во главе тайного общества "Маффия, завоевав непререкаемый политический и моральный авторитет. После распада Австро-Венгрии 14 ноября 1918 г. Масарик был избран президентом независимой Чехословакии и занимал этот пост до 193 5 г. Умер и похоронен в своем имении Ланы.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Другие биографические материалы:

Хевеши М.А. Чешский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М ).

Маслин М.А. Чешский и словацкий философ, политический и общественный деятель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Прасолов С.И. Докторскую посвятил вопросу о самоубийствах, как массовом социальном явлении (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966 ).

Вопросами внешней политики занимался мало (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Масарик (Masarik) Ян (1886-1948), чехословацкий государственный деятель, сын Томаша Масарика.

Смодлака (Smodlaka) Иосип (1869-1956), югославский политический деятель, друг Т. Масарика.

Исторические лица Чехословакии (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Grundzüge einer konkreten Logik. W., 1887;

Russland und Europa, B. 1–2. N.Y., 1913–18.

Литература:

Novy L. Filosofie T.G. Masaryk. Praha, 1962;

T.G.Masaryk (1850–1937), v. 1–3, 1989–90.

Tomáš Garrigue Masaryk

Глава Первой Чехословацкой республики Томаш Гарриг Масарик
Президент Чехословакии
14 ноября - 14 декабря
Глава правительства Карел Крамарж
Властимил Тусар
Ян Черны
Эдвард Бенеш
Антонин Швегла
Ян Черны
Франтишек Удржал
Ян Малипетр
Милан Годжа
Предшественник должность учреждена
Преемник Милан Годжа (и.о.)
Эдвард Бенеш
Вероисповедание евангелизм
Рождение 7 марта (1850-03-07 ) […]
Гёдинг , Моравия , в составе Австрийской империи
Смерть 14 сентября (1937-09-14 ) […] (87 лет)
Лани , Чехословакия
Имя при рождении чеш. Tomáš Jan Masaryk
Отец Йозеф Масарик [d]
Мать Тереза Масарикова (Кропачкова) [d]
Супруга Шарлотта Гарриг (1850-1923)
Дети Алиса (1879-1966) , Герберт (1880-1915) , Ян Масарик (1886-1948), Элеонора (1890; умерла во младенчестве), Ольга (1891-1978) , Анна (умерла во младенчестве)
Партия
  • Младочехи ( )
Образование
  • Венский университет
Учёная степень доктор философии
Автограф
Награды
Место работы
  • Венский университет
  • Карлов университет
  • Королевский колледж Лондона
Томаш Гарриг Масарик на Викискладе

Биография

Отец, Йозеф Масарик (1823-1907), был словаком из венгерской части Австро-Венгрии , мать, Тереза Масарикова (в девичестве - Кропачкова) (1813-1887) - немкой из Моравии . Масарик родился в простой рабочей семье - отец, происходивший из бедных фермеров, одно время состоял камердинером, затем управляющим имением Натана Редлиха (хотя был долгое время неграмотным и освоил чтение и письмо благодаря своему сыну), мать служила поварихой. Родители хотели чтобы сын изучил кузнечное дело и стал слесарем, однако Томаш продолжал учебу. Учился в Брно , Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в стал профессором Пражского университета . Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию на тему: «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики ». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» - таков был девиз всей его жизни.

В 1902 году Масарик по приглашению американца Чарльза Крейна читает лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюков , который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году. Масарик и Бенеш ещё раз встречаются в Англии в Кембридже с П. Н. Милюковым и Р. В. Дмовским в 1916 году.

В 1910 году Томаш Масарик посетил Льва Толстого в Ясной Поляне, и имел с ним несколько бесед, об этих встречах упоминается в "Дневниках" Льва Толстого.

Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в - и - . По словам коммуниста В. Копецкого , он считал, что «если бы было создано самостоятельное чешское государство, то это было бы таким курьёзом, что на него могли бы приезжать любоваться негры из Африки» . C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии . Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии , Италии , Великобритании , Франции , России , США , где активно агитировал общественное мнение Антанты за независимость Чехословакии именно в таких границах и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.

В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион , а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию - Чехо-войско). В марте 1918 года Масарик уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет , председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.

Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа . Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček ), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался "гуманистический" характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика - «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек , автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком».

Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в , из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец , президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш . Масарик умер в 1937 году в своём имении Ланы , за год до краха Первой Чехословацкой республики.

Память и признание

В Годонине открыт музей Масарика. Его имя носят Масариков университет в Брно, многие улицы, проспекты и вокзалы. Самый большой автодром Чехии назван трассой имени Масарика . Также его имя носит населённый пункт на севере Израиля - Кфар Масарик и площадь в центре Тель-Авива .

В 1928 г. Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Т. Масарика. Монета была посвящена 10-летию независимости. Масса 10 граммов, проба 700.

В 1937 г. в связи с кончиной Т. Масарика Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 20 крон. Масса 12 граммов, проба 700.

В 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика выпустила серию памятных монет номиналом в 10 крон, в том числе с Т. Масариком.

В современной Чехии существует орден , учреждённый в честь Т. Масарика.

Портрет Масарика изображён на современной банкноте номиналом в 5000 чешских крон .

Произведения

  • Ideály humanitní; Problém malého národa; Demokratism v politice. Praha: Melantrich, 1990
  • Masaryk T.G. Svobodni zednari, Nase doba 1925.
  • Masaryk T.G. Katolicke povery o zednarstvi a satanismus, Svobodny zednar VIII/1934.
  • Thomas Masaryk The making of a State
  • Masaryk. T.G. Svetova revoluce, Cin, 1925
  • T. G. Masaryk «Die Weltrevolution»