Внутриполитическое развитие франции. Внутриполитическое развитие Франции в последней трети XIX в. Борьба партий в годы «холодной войны»

В результате общенационального кризиса, вызванного военными поражениями 1812-1813 гг., ростом недовольства бонапартистским режимом в широких слоях населения, усталостью от бремени беспрерывных 20-летних войн, в результате которых погибло до 2 млн французов, Наполеон был вынужден заявить об отречении от престола. 31 марта 1814 г. в Париж вступили русские, австрийские и прусские войска. Была реставрирована монархия Бурбонов; режим Реставрации получил наименование «Легитимной монархии». Новым королем Франции стал Людовик XVIII (1814-1824 гг.).

Реставрация ознаменовалась политической реакцией. В стране развернулся “белый террор”, вернувшиеся дворяне-эмигранты требовали расправы. Но реставрация не означала полного возврата к прошлому.

Конституция – “Хартия 1814г.” установила во Франции конституционно-монархический режим. Хартия носила компромиссный характер, тк с одной стороны, провозглашала ряд либеральных идей – отмену сословий, привилегий аристократии, свободу личности, и сам режим легитимной монархии ориентировался на закон, а не на единоличную власть, но, с другой стороны, теперь источником власти был монарх, а не народ, и старому дворянству были возвращены все титулы.

В соответствии с хартией законодательный корпус парламента был двухпалатным. Палата пэров назначалась монархом из лиц особого статуса с высоким возрастным и имущественным цензами. Палата депутатов избиралась населением, специальными электоральными коллегиями из лиц старше 40 и платящих более 1 тыс франков налогов в год. Избирателями могли быть тоже только обеспеченные. Законодательные полномочия парламента были условными. Он был вправе только просить короля об издании закона, а затем вотировать предложенные законопроекты.

Основные государственные полномочия были сосредоточены у короля. Он был главой государства, от его имени осуществлялась юстиция в стране, так как судьи назначались королем и были несменяемы. В качестве главы государства король имел право верховного помилования, ему принадлежала законодательная инициатива, он издавал и обнародовал законы, собирал и распускал парламент, издавал ордонансы, командовал армией, назначал министров.

Внутренняя политика Людовика 18:

· Восстановление титулов старого дворянства

· Возвращение эмигрантам земель, конфискованных революцией, но еще не проданных

· Удаление со службы или перевод на половинный оклад 20 тыс наполеоновских офицеров в целях сокращения расходов на армию

· Создание королевской гвардии из эмигрантов

· Трехцветное знамя республики заменено белым

· Католицизм – идеология реставрации

· Закон 1816 о полной амнистии

· 1817 – закон о восстановлении цензуры на годичный срок

· Закон 1817 г. об избирательной системе. Выборы прямые, но открытые; сохранен высокий имущественный ценз избирателей. Право участвовать в выборах – лицам старше 30 лет и платящим 300 фр. прямых налогов.

· Закон 1818 г. об устройстве армии – предоставление богатым людям возможности откупаться от службы в армии и перекладывать ее бремя на плечи младших сословий.

· Закон 1819 г. о печати и преступлениях печати (отменялась цензура и предварительное разрешение журналов, строги наказание за оскорбление короля.

2 этапа режима реставрации:

1. С 1814 по 1824 – Людовик

2. С 1824 по 1830 – Карл 10

Реставрация была следствием компромисса, достигнутого между вернувшим себе политическое господство дворянством, мечтавшим спасти те элементы феодального строя, которые еще было возможно реанимировать, и верхушкой буржуазии, не опасавшейся за те богатства и привилегии, которыми она прочно овладела в годы революции. По настоянию последней Людовик XVIII был вынужден подтвердить незыблемость земельной собственности, приобретенной в годы революции: так, в ст. 9 хартии было сказано, что «все виды собственности неприкосновенны, не исключая и так называемой национальной». Обеспечивались все обязательства государства по отношению к его частным кредиторам. Продолжал действовать Гражданский кодекс 1804 г., не было изменено административно-территориальное деление страны, установленное в годы революции. Однако указанный компромисс феодального дворянства и верхушки буржуазии, поддерживаемый иностранными штыками, все-таки оказался неустойчивым и недолговременным.

Что касается судебной и административной системы, то она сохранялась практически неизменной в том виде, в котором она сложилась в годы Первой империи.

Реставрация монархии Бурбонов была ознаменована разгулом реакции, вызвавшей массовые возмущения широкой общественности, в первую очередь армии и трудящихся масс. Воспользовавшись этим, Наполеон смог вернуть себе власть. 26 февраля 1815 г. с 1100 солдатами старой гвардии на семи кораблях он отплыл с острова Эльбы и 1 марта высадился на побережье Франции. 20 марта он вступил в Париж. В обнародованном вскоре после этого конституционном акте (который официально име-новался «Актом дополнительным к установлениям Империи») восстанавливались статьи Органического сенатус-консульта 18 мая 1804 г., касавшиеся положения императорской власти. Однако исполнительная власть ставилась под действенный контроль законодательной власти. Созданная Людовиком XVIII Палата пэров была сохранена, как и наследственность звания пэра. Палата депутатов стала избираться прямым голосованием на основе имущественного ценза; этот ценз был понижен, и число избирателей возросло до 100 тыс. человек. Полномочия палат были значительно расширены: они имели право вносить законопроекты и поправки к ним, ежегодно определять размер воинского кон- тингента, увольнять в отставку министров, объявлять осадное положение. В стране восстанавливалась свобода совести, отменялась предварительная цензура. «Гласность прений, свобода выборов, ответственность министров, свобода печати - я хочу всего этого, - говорил Наполеон. - Я человек народа; если народ хочет свободы, я обязан дать ее». Плебисцит, проведенный по поводу содержания «Дополнительного акта», дал перевес его сто-ронникам (было подано 1 532 125 голосов за указанный документ и 4 802 голоса против; число лиц, уклонившихся от голосования, было весьма значительным).

Наполеон смог удержаться у власти лишь в течение 100 дней. 18 июня 1815 г. он проиграл свое последнее сражение при Ватерлоо (в Бельгии) объединенному войску пруссаков и англичан. После сдачи английским властям он был сослан на остров Святой Елены (в Атлантическом океане), где и умер 5 мая 1821 г.

После вторичного восстановления на престоле Людовика XVIII в стране развернулась ожесточенная борьба между группировкой ультрароялистов, возглавляемых братом короля графом д"Артуа, которые не смогли приспособиться к новым условиям и открыто стремились к восстановлению абсолютизма и католицизма как господствующей религии, и сторонниками конституционной монархии, возглавляемыми Б. Констаном, которые пропагандировали неприкосновенность собственности, сво-боду торгово-предпринимательской деятельности, свободу совести, суд присяжных и т. п.

В 1824 г. после смерти Людовика XVIII королем стал граф д"Артуа, принявший имя Карла X (1824-1830 гг.). Руководящие посты в государстве полностью перешли в руки ультрароялистского дворянства. Неслучайно восшествие на престол Карла X привело к значительному усилению реакции.

В 1825 г. король издал закон о выплате в течение 5 лет всем эмигрантам, земли которых в годы революции были конфискованы и перешли к новым владельцам, компенсации в сумме 1 млрд франков. Закон тяжело отразился на государственном бюджете (в частности, пришлось уволить в отставку около 250 старых революционных и наполеоновских генералов, а также принять решение о роспуске Национальной гвардии) и вызвал массовое недовольство практически всех слоев населения. Кроме указанного закона, был издан еще ряд актов, направленных на ограничение торгово-предпринимательской деятельности, восстановление господствующего положения католической церкви, на предоставление полной свободы деятельности ордену иезуитов (в частности, им был вверен надзор за школами). Одновременно были резко ужесточены меры, направленные на борьбу с преступлениями против религии и храмов. Так, в 1826 г. был принят так называемый «Закон о святотатстве», карающий за осквернение святых даров смертной казнью с предварительным отсечением правой руки. Хотя этот закон на практике никогда не применялся и в 1830 г. был отменен, он полностью подорвал авторитет Легитимной монархии и больше всех других законов оттолкнул от нее всякие симпатии общества.

Ордонансы Карла X, изданные в обход парламента в июле 1830 г., объявляли о роспуске палаты депутатов (последние выборы дали большинство в ней умеренной либеральной оппозиции), вносили реакционные изменения в избирательное право, запрещали избирательные собрания и митинги, ликвидировали свободу печати, сокращали законодательную компетенцию нижней палаты, увеличивали представительство ультрароялистов в составе Государственного совета. Стало очевидным, что реакционная политика Карла Х вошла в противоречия с интересами буржуазии и всего народа. Ответом на обнародование вышеуказанных ордонансов стало вооруженное восстание народных масс Парижа (27-29 июля 1830 г.). В итоге восстания режим Карла Х был сметен, сам король низложен. 30 июля 1830 г. депутаты распущенной Палаты провозгласили «временным наместником» герцога Луи-Филиппа, близкого к финансово-банковским кругам. Спустя некоторое время он был коронован в качестве нового короля Франции.

Причины июльской революции:

1. Рост тайных обществ карбонариев и масонов (с 16 века). Масоны выступали за парламентскую Францию.

2. Король Карл X (1824-30) издал в этих условиях 4 ордонанса, которые подтолкнули революцию. Ордонансы 26 июля 1830 отменяли свободу печати, введя систему предварительных разрешений для периодических изданий. Палата депутатов распускалась, при этом избирательное право предоставлялось крупным земельных собственникам. Являлись нарушением конституционной Хартии 1814.

1830 – начало Июльской монархии (до 1848).

В 1830 принимается новая Конституционная хартия – по статусу как Конституция.

Базировалась на хартии 1814, но была значительно более либеральной.

Официальным флагом стал триколор, Франция – конституционная монархия. Король правит не в силу божественного права, а по приглашению французов. Поэтому он глава исполнительной власти, действует вместе с законодательной, но не может отменять или приостанавливать законы.

Был сокращен имущественный ценз (200 франков прямого налога – избиратели, 500 – депутаты). Т.е. несколько увеличилось число избирателей во Франции. Но предприниматели, мелкая и средняя буржуазия вообще не были представлены.

Результатом Июльской революции 1830 г. было обновление уклада парламентской монархии в сторону политической либерализации. Это выразилось не только в законодательном режиме (ограничены права католического духовенства, сокращены выплаты компенсаций эмигрантам, отменена цензура печати, возрождено было местное самоуправление, принимались покровительственные меры для развития финансового и промышленного предпринимательства), но и в обновлении конституционного строя. 14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия». Ограничивались права короля, в частности в отношении возможности приостановления законов. Отменялся официальный католицизм.

Организация парламентской власти в основном была сохранена. Но согласно законам 1831 г. были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей, звание пэров было сделано пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сокращена вдвое и в силу этого почти утратила впоследствии влияние на правительство. Согласно Хартии 1830 г. создавалась новая политическая сила – Национальная гвардия (во главе которой вновь стал Лафайет). В годы Июльской монархии Франция сделала следующий важный шаг в развитии парламентаризма: правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

Причины. Июльская монархия до сих пор неоднозначно оценивается в истории. Первоначальная эйфория («монархия будет лучшей из республик!») по поводу смены власти быстро сошла на нет. Конституция осталась прежняя, но к ней были приняты важные поправки. Вместо королевской гвардии образована национальная, круг избирателей расширен вдвое (снижен избирательный ценз). Тем не менее, право голоса имело всего 200 тысяч. Реформы были недостаточными. Проблема монархии была в том, что ей приходилось бороться не только с республиканцами, но и с легитимистами (сторонниками Бурбонов), и с бонапартистами (сторонниками Луи Бонапарта). Репрессивные меры помогли стабилизировать положение и продержаться еще десять лет. Падение Июльской монархии было предопределено ее узкой социальной базой. Кроме того, упадку способствовал и династический кризис - в 1842 погиб молодой герцог Орлеанский, либеральный наследник престола, который был очень популярен. Наследником стал четырехлетний внук короля, а перспектива регентства никого не радовала.

В 1847 во Франции разразился экономический кризис. Либеральная оппозиция проводила банкеты-митинги в поддержку избирательной реформы. Расцветает социалистическая пропаганда (Блан, Прудон) и движение за либерализации торговли. Активно проявляются себя как торгово-промышленные круги, так и рабочие.

Начало. Когда в феврале 1848 правительство запретило один из банкетов, проводимых либералами, недовольные люди вышли на улицы, а Национальная гвардия отказалась их разогнать. Кабинет Гизо отправился в отставку, а потом случился инцидент со стрельбой по мирным гражданам под окнами МИДа. Возмущенные парижане начали строить баррикады, начались столкновения с войсками, 24 февраля Луи-Филипп отрекся в пользу внука и свалил в Великобританию. Королевская семья рассчитывала на регентство, однако палата депутатов под руководством республиканского крыла приступила к формированию нового правительства. Депутаты и другие политики, а также заинтересованная толпа сошлись в городскую Ратушу.

Временное правительство – это компромисс между политическими демократами (их газета – LeNational) и социальными демократами (газета LaReforme), в него вошли как старая политическая элита (Дюпон, Араго, Ламартин), так и лидеры внепарламентской оппозиции (Марраст, Флокон, социалист Блан, лидер рабочих Альбер). Статус и полномочия этого органа не были четко определены. Французы будто бы проснулись, стали организовывать политические клуб в столицы, проникать патриотическими чувствами и т.п.

Пришло время провозгласить республику, что умеренное большинство сделало с осторожностью, желая избежать террора великой революции. Они отказались сделать флаг новой республики красным, потому что это слишком социализм, но к триколору была прикреплена красная розетка. Состоялась реформа Национальной гвардии, куда теперь мог записаться любой гражданин. По требованию рабочих Временное правительство издали декрет о праве на труда (это означает, что государство обязано обеспечить работу – требование воспринималось как социалистическое). При этом были созданы национальные мастерские – строгая дисциплина, работа для всех (благоустройство города) за 2 франка в день. Это было тяжелое бермя для бюджета, но хорошо отвлекало рабочие массы. Социалисты продолжали выдвигать новые требования, например, создание министерства труда. Это вызвало ожесточенные споры и создание специальной комиссии по вопросу, в которую вошли представители разных профессий. По результатам работы был издан указ о сокращении рабочего дня до 10 часов в столице и до 11 в провинции (раньше он был вообще не лимитирован). Также были запрещены подрядные работы как форма эксплуатации трудящихся.

Отдельный вопрос – внешняя политика. Стоит ли вмешиваться вдела других государств или сохранять мирные отношения? Старания министра иностранных дел Ламартина республика заявила, что признает договоры 1815 недействительными, но не несет никакой угрозы любым другим формам правления.

Тем временем финансовая ситуация все ухудшалась. Люди стремились забирать из банков сбережения, возникала угроза банкротства банков, акции падали в цене. Пришлось подчинить Французскому банку провинциальные и ввести принудительный курс банкнот. Но этого было недостаточно, ведь казна пуста. Пришлось на год увеличить все налоги на 45%/ (т.н. сорокапятисантимный налог, потому что к каждому франку налога добавлялось 45 сантимов). Не лучшее решение проблемы, но времени на размышления у Временного правительства не было.

Социалисты просили перенести выборы в Учредительное собрание с 9 апреля на 31 мая, чтобы у тупых людей было больше времени подумать, иначе их неопытностью могут воспользоваться контрреволюционные силы. Правительство согласилось перенести, но не на май, а на 23 апреля. Рабочие со своими демонстрациями достали, и правительство решилось на попытку дискредитации Бланки, видного лидера революционной оппозиции. Однако попытка выставить его предателем с помощью фальшивых документов провалилось и только увеличила его популярность.

Учредительное собрание. Выборы прошли по плану. В них приняли участие все мужчины старше 21 года. Из 880 депутатов около 500 были близки к умеренным политическим демократам, поддерживая либерально-демократическую республику (что было равно далеко как от монархии, так и от социалистических идеалов). Около 300 депутатов называли себя консерваторами, по сути это монархисты. Социалисты и социальные демократы потерпели поражение, тот же Бланки не прошел. Рабочие попротестовали, но быстро успокоились.

4 мая Учредительное собрание начало работать и повторно провозгласило республику. Исполнительная власть была образована по образцу конституции 1795 года. У руля встали люди, которые доказали свою преданность республику и свою неприязнь к социализму. Только два министра в правительстве были социальными демократами. Радикалы, конечно, были недовольны.

В мае случилась демонстрация парижан в поддержку поляков, страдавших под властью русского царя. Сначала все шло нормально, но потом толпа ворвалась в зал Учредительного собрания, там объявили его распущенным и принялись формировать новое революционное праивтельство. Возможно, это было стихийное выступление, а возможно, тщательно спланированная провокация. Так или иначе, Национальная гвардия пришла в Ратушу, навела порядок и арестовала радикальных лидеров Бланки, Альбера и других.

4 июня были проведены дополнительные выборы в Учредительное собрание. И тут победили представители крайних партий, монархисты и социалисты. Был избран и Луи Бонапарт, однако он отказался от мандата. Многие депутаты усматривали проблему в национальных мастерских, которые были очагами политической агитации. Вышел декрет о закрытии этих мастерских, рабочие могли вступить в армию или отправить осушать болота в провинции. Декрет появился в печати 23, и на площади Бастилии собралась толпа протестантов. Начавшийся спонтанно мятеж осудили все, кроме социалистов.

Исполнительный комитет ушел в отставку, Париж был объявлен на осадном положении. 26 июня восстание было окончательно подавлено генерал Ковеньяком, погибло 11 тысяч человек. Было сформировано новое правительство. Была немного ограничена свобода печати и установлен контроль над демократическими клубами. Потом и продолжительность рабочего дня была увеличена до 12 часов. Несмотря на все это, выборы в местные органы прошли спокойно. Наконец, 4 ноября прошли голосования за новую Конституцию, которая и была принята (она не включала в себя право на труд, кстати).

Законодательная власть принажала однопалатному Законодательному собранию, избираемому н а 3 года на основе всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года. Исполнительная власть принадлежала президенту (это явное американское влияние). Президент избирался не парламентом, а всенародным голосованием на 4 года (без права переизбрания), наделялся огромной властью: формировал правительство, назначал и смещал чиновников, офицеров, руководил вооруженными силами. Президент был независим от Законодательного собрания, но не мог распустить его или отменить прннятые собранием решения. Это порождало неизбежный конфликт между президентской властью и парламентом. Обещанное рабочим право на труд в конституции было заменено правом на общественную благотворительность.

Выборы были назначены на декабрь. Республиканцы выдвинули генерала Кавеньяка. Мелкобуржуазные демократы, назвавшие себя Горой, выдвинулю Ледрю-Роллена. Пролетариат голосвал за Распайля, который сейчас был в тюрьме. Однако победил Луи-Наполеон Бонапарт, собравший три четверти всех голосов.

После выборов было сформировано новое правительство во главе с монархистом, а административный аппарат отчищен от республиканцев. Однако они все еще работали в Учредительном собрании, поэтому его хотелось поскорее распустить.

Весной 1849 наметился подъем демократического движения. Рабочие и мелкая буржуазия окончательно осознали, что от власти большого капитала им ждать нечего, и объединились в блок «Новая гора». Ее возглавили буржуазные демократы (Ледрю-Роллен), выдвинувшие прогрессивную программу.

В мае 1849 прошли выборы в Законодательное собрание. Половину голосов собрала «партия порядка», около 30% - «Новая гора». Республиканцы окончательно проиграли. Очевидно, что между двумя партиями-победительницами будет конфликт. Поводом стала внешняя политика: неконституционное вторжение Луи-Наполеона в Италию. В июне Ледрю-Роллен выстпил с требованием немедленно вернуть войска. Состоялось несколько демонстраций, но буржуазия сдалась при первых же столкновениях. Оппозиционные газеты были закрыты, политические собрания запрещены на год. Кроме того, образование передано в руки католической церкви, а всеобщее избирательное право отменено (введен ценз оседлости, направленный против рабочих).

Поражение «Новой горы» устранило республиканскую угрозу полностью. Из-за этого «партия порядка» начала раскалывать обратно на легитимистов, орлеанистов и бонапартистов. В этих условиях Наполеон откровенно нацелился стать императором. Созданное в его поддержку «Общество 10 декабря» всюду вербовало сторонников. 2 декабря 1851 года произошел переворот, власти захват вооруженный. Законодательное собрание распущено, в столице осадное положение. Вся власть передавалась на 10 лет в руки президента. Чтобы подсластить пилюлю, было объявлено о восстанавлении всеобщего избирательного права. В Париже протестовали в основном рабочие, студенты и радикальная интеллигенция, а в провинциях часть крестьянства. Ровно через год Луи-Наполеон Бонапарт провозгласил себя Наполеоном III, императором. Вторая республика прекратила свое существование.

Политическое развитие

Выборы в Учредительное собрание в октябре 1945 г. В июле 1945 г. Временное правительство приняло решение о всеобщих выборах в Национальное собрание и наметило их на октябрь. Де Голль назначил также на день выборов всеобщий референдум. Избирателям предлагалось ответить на вопрос «Хотите ли Вы, чтобы избранное сегодня собрание было Учредительным?» Отрицательный ответ выразил бы желание избирателей вернуться к политической системе Третьей республики, базирующейся на Конституции 1875 года. Положительное голосование означало бы, что французский народ ратует за разработку новой конституции страны. Для тех избирателей, которые намеревались ответить «да», имелся второй вопрос «Хотите ли Вы, чтобы государственные власти до введения в действие новой конституции были организованы в соответствии с положениями проекта закона, помещенного на обороте избирательного бюллетеня?» Отрицательный ответ означал бы избрание полностью суверенного Учредительного собрания. Положительное голосование должно было подтвердить согласие с правительственным законопроектом, который предусматривал ограничение деятельности Учредительного собрания семью месяцами. Основной задачей собрания должна была стать разработка новой конституции. Правда, оно получало также некоторые законодательные полномочия.

В стране началась первая послевоенная предвыборная кампания. Де Голль и его сторонники призывали ответить положительно на оба вопроса. Их поддержали СФИО и МРП. В результате на референдуме, прошедшем 21 октября 1945 г., большинство французов дали положительный ответ. По первому вопросу «за» высказались 96,4%, по второму - 63,6% голосовавших.

Одновременно с референдумом по пропорциональной системе прошли выборы в собрание, которое стало Учредительным. Налицо был большой успех партий, завоевавших авторитет в годы Сопротивления. На первое место вышла ФКП, получившая 159 мандатов. Социалистическая партия провела 146 депутатов, ЮДСР и примыкающие группировки - 42, партия МРП - 150, радикалы получили 29 мандатов. Еще 53 депутата представляли различные правые группировки, выступившие под маркой «умеренных».

Учредительное собрание единогласно предоставило де Голлю право сформировать новый кабинет. Однако при этой процедуре возникли сложности. Коммунисты, получившие самое большое число мест в собрании, справедливо потребовали себе одно из трех главных министерств: внутренних дел, иностранных дел или военного. Де Голль был согласен включить в состав правительства представителей всех политических сил страны. Однако требование коммунистов он выполнить отказался. В результате инцидент был разрешен путем компромисса. ФКП получила портфель министра вооружений, его отдали Шарлю Тийоиу. Но существовало также министерство вооруженных сил, которое возглавил сторонник де Голля, недавно вернувшийся из немецкого плена Эдмон Мишле. Соратники генерала получили еще несколько портфелей. Одним из четырех государственных министров при премьере стал Луи Жакино, остальные трое - Морис Торез от ФКП, Венсан Ориоль от СФИО, Франсиск Гэ от МРП. Жак Сустель был назначен министром колоний. Поль Джакоби - министром народного образования. Пост министра информации де Голль предложил известному писателю Андре Мальро. В кабинет вошли еще три коммуниста, четыре социалиста, четыре представителя МРП, два члена ЮДСР и один радикал.

В конце 1945 г. Учредительное собрание приступило к выполнению своей основной задачи - разработке проекта новой конституции.

Отставка де Голля и образование трехпартийной правительственной коалиции. Всеобщий референдум 5 мая 1946 г. В январе 1946 г. генерал де Голль добровольно покинул пост главы Временного правительства из-за расхождения во взглядах по вопросам государственного устройства Франции с представителями левых партий страны. После этого вплоть до конца существования Временного режима у власти стояла трехпартийная правительственная коалиция, включавшая представителей ФКП, СФИО и МРП. Кабинет сначала возглавил социалист Феликс Гуэн (январь - июнь 1946 г.), а затем один из лидеров МРП Жорж Бидо (июнь - ноябрь 1946 г.).

Весной 1946 г. Учредительное собрание закончило разработку новой конституции. 19 апреля ее проект был одобрен: 309 голосов, главным образом коммунистов и социалистов, против 249.

Преобладающее место в политической жизни страны в проекте отводилось однопалатному парламенту - Национальному собранию, обладавшему широкими полномочиями и контролировавшему деятельность правительства. Национальное собрание должно было избирать президента республики, который не имел реальной власти.

На 5 мая был назначен общенациональный референдум, на котором французский народ должен был высказаться «за» или «против» нового основного закона страны. Коммунисты и социалисты призывали французов дать положительный ответ. Практически все остальные политические объединения советовали отвергнуть проект. В результате так и получилось. Незначительным большинством - 51,6% против 45,8% - участники референдума отклонили новую конституцию.

Выборы в Учредительное собрание в июне 1946 г. Речь де Голля в Байё. Всеобщий референдум 13 октября 1946 г. 2 июня 1946 г. во Франции снова были проведены выборы в Учредительное собрание. Первыми тремя партиями страны, как и на предыдущих выборах, стали ФКП, получившая 153 мандата, СФИО - 128 мест и МРП, завоевавшее на этот раз 166 мандатов.

Учредительное собрание сразу приступило к разработке конституции. Тем временем генерал де Голль посчитал нужным представить Франции свое видение ее будущего политического устройства. 16 июня 1946 г. в речи, произнесенной в нормандском городе Байё, он сформулировал свою основную конституционную идею. Она заключалась в том, что исполнительная и законодательная власти должны быть разделены и что самыми широкими полномочиями должен обладать глава исполнительной власти. «Именно на него, - подчеркивал де Голль, - нужно возложить миссию назначать министров, и прежде всего премьер-министра, который возглавляет политику и работу правительства. Глава государства должен утверждать законы и принимать декреты, потому что именно посредством их на граждан возлагается ответственность по отношению к государству. Он обязан возглавлять заседания совета министров и таким образом постоянно осуществлять свое влияние, без которого нации не обойтись. В его компетенцию нужно включить функцию арбитра в различных политических ситуациях. Он может их выполнять посредством консультаций или, в сложных условиях, предложить всей стране вынести свое суверенное решение на референдум. Наконец, ему должно принадлежать право, если его родина находится в опасности, быть гарантом национальной независимости и пактов, заключаемых Францией». Иными словами, генерал высказался за установление во Франции сильной исполнительной власти.

Однако де Голль не получил поддержки. Учредительное собрание разработало проект, который явился результатом компромисса между ФКП, СФИО и МРП. Парламент делился теперь на две палаты - Национальное собрание и Совет республики. В руках первой палаты, как в годы Третьей республики, была по существу сосредоточена вся власть. Большинством голосов - 440 против 106 - Учредительное собрание одобрило новый проект. На 13 октября был назначен новый всеобщий референдум. Основные политические партии Франции выступили с кампанией в поддержку проекта. В итоге 13 октября 52,5% участвовавших в голосовании ответили «да». Отвергли конституцию 45,5% голосовавших. 27 октября она вошла в силу.

Конституция 1946 года и выборы в Национальное собрание. Согласно Конституции 1946 года, Франция провозглашалась «независимой, светской, демократической и социальной Республикой». Как и предыдущая Конституция 1875 года, новая конституция устанавливала в стране республику парламентского типа правления.

Глава исполнительной власти, президент республики, избираемый парламентом сроком на семь лет, не обладал широкими полномочиями. Он намечал кандидата на пост премьер-министра, публиковал законы в пределах 10 дней, которые следовали за передачей правительству окончательных вариантов законов, утвержденных Национальным собранием. В случае, если президент республики не публиковал закон, это делал председатель Национального собрания.

Как глава государства президент республики являлся официальным представителем Франции в отношениях с зарубежными странами и международными организациями. Он ратифицировал и денонсировал все договоры Франции с иностранными государствами, аккредитировал и принимал послов.

Парламент Франции (законодательная власть), согласно Конституции 1946 года, делился на две палаты - Национальное собрание и Совет республики (Сенат). Национальному собранию (нижняя палата парламента), избираемому всеобщим голосованием сроком на пять лет, принадлежало исключительное право принимать законы. Помимо этого Национальное собрание осуществляло контроль за деятельностью правительства.

Кандидат на пост главы правительства - председатель совета министров - выбирал членов кабинета и доводил его список до сведения Национального собрания. От него кандидат в председатели кабинета должен был получить «доверие» по программе и политике, которую он намеревался проводить. Оно выражалось публичным голосованием простым большинством голосов. Вопрос о «доверии» правительству глава кабинета мог поставить в Национальном собрании практически при решении любой политической проблемы. Кабинету могло быть отказано в «доверии» абсолютным большинством депутатов.

Верхняя палата парламента - Совет республики (Сенат) - имела право лишь высказывать свое мнение по вопросам законодательства. Совет республики мог давать заключения о текстах законов, принятых Национальным собранием в первом чтении. Сенат участвовал в ратификации международных договоров и пересмотре конституции. Он избирался косвенным голосованием сроком на шесть лет с обновлением наполовину каждые три года.

Новая конституция провозглашала все демократические права, записанные в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 года. К ним добавлялись также социальные права: на труд, отдых, социальное обеспечение, образование. Торжественно декларировались равенство мужчин и женщин, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на забастовку в рамках законов.

Конституция 1946 года заменила наименование «Французская империя» на термин «Французский союз». Она провозгласила равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших в этот союз.

10 ноября 1946 г. прошли выборы теперь уже в Национальное собрание страны. Большого успеха опять добились коммунисты. Они получили 182 мандата. Социалистическая партия провела в нижнюю палату парламента 102 депутата, МРП - 173. Радикалы и ЮДСР получили соответственно 43 и 26 мандатов.

Так завершилось формирование нового режима страны, который получил название Четвертой республики. По существу Франция вернулась к довоенной политической системе. Ее отличительной чертой вновь стали французская классическая многопартийность и министерская нестабильность. За двенадцать лет существования Четвертой республики в стране сменилось двадцать четыре правительства (см. Приложение).

автора Терещенко Юрий Яковлевич

4. Государственно-политическое развитие Основными направлениями государственного и политического развития страны в 1920-е гг. были образование Союза ССР, принятие первой союзной Конституции, укрепление советской демократии, борьба с антибольшевистскими течениями,

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

3. Общественно-политическое развитие Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции – развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества,

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Политическое развитие В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, летом того же года Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А. А. Громыко, а осенью Н. А. Тихонова на посту Председателя Совета Министров СССР сменил Н. И. Рыжков.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Политическое развитие 26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах В. В. Путин был избран президентом России, получив 52,5 % голосов избирателей. 7 мая 2000 г. состоялась церемония вступления его в должность. Председателем правительства стал М. М. Касьянов.Программа

автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

10.5. Социально-политическое развитие СССР в 30-е гг Тоталитарная системаВ итоге социально-экономических и политических преобразований советское общество к концу 30-х гг. стало социально однородным. «Эксплуататорские» классы и группы были ликвидированы. В 1937 г. 97,4 процента

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Политическое развитие в XIV в К началу XIV в. на Руси складывается новая политическая система. Столицей становится город Владимир. Великий князь "Владимира стоял во главе княжеской иерархии и имел ряд преимуществ. Поэтому князья вели яростную борьбу за ярлык на

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНГЛИИ Укрепление английской монархии в эпоху раннего Нового времени связано с династией Тюдоров (1485–1603), утвердившейся на престоле после завершения войн Алой и Белой Роз. Победив в битве при Босворте Ричарда III, граф Ричмонд короновался как Генрих

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

3. Общественно-политическое развитие Проблема иностранцев и переселенцев Германия оказалась в фокусе миграционных процессов, форсируемых глобализацией. По числу проживающих в ней иностранцев ФРГ занимает третье место в Европе после Люксембурга и Швеции. В ФРГ в 2004 г.

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

30. Политическое развитие От победы горожан до триумфа короляВ ходе революции 1383- 1385 гг. крупная феодальная знать была временно разгромлена, так как приняла сторону кастильцев и потерпела поражение в войне. Влияние графов при дворе Фернанду I сменилось, судя по всему,

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Политическое развитие В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае-июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет.

Из книги Краткая история аргентинцев автора Луна Феликс

Политическое развитие Перонизм был оригинален и в политике. В нем явно присутствовали авторитаризм, популизм и склонность к однопартийной системе. Существовало официальное политическое движение, состоявшее из Мужской перонистской партии, Женской перонистской партии

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

Политическое развитие Выборы в Учредительное собрание в октябре 1945 г. В июле 1945 г. Временное правительство приняло решение о всеобщих выборах в Национальное собрание и наметило их на октябрь. Де Голль назначил также на день выборов всеобщий референдум. Избирателям

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Политическое развитие РФ в 2000–2008 гг 4.1. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина. Деятельность и.о. Президента РФ В. В. Путина. 31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и о передаче полномочий премьер-министру В. В. Путину. В соответствии с Конституцией В. В. Путин был

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Политическое развитие Европы в IX–XI вв Завершение складывания системы феодального землевладения и присвоение магнатами публично-правовых функций привели к распаду крупных политических образований там, где они имели место (Франция), и замедлили их формирование в других

В 1969 г. на досрочных выборах президентом был избран ближайший сподвижник де Голля Жорж Помпиду (1969-1974).

Жорж Помпиду родился 5 июля 1911 г. в семье сельского учителя, получил филологическое образование в Высшей нормальной школе, в 1935-1944 гг. преподавал древнегреческий, латинский и французский языки в парижских лицеях. В 1945 г. он был одним из сотрудников кабинета де Голля, а в 1948 г. стал директором личного кабинета генерала. Такой же пост Помпиду занял и в 1958 г., когда де Голль вернулся к власти. Затем некоторое время он занимал должность генерального директора банка Ротшильда. В апреле 1962 г. де Голль назначил Помпиду премьер-министром.

Помпиду явился продолжателем прежней политической линии, однако осуществил некоторые коррективы, смягчив её. Было ослаблено государственное регулирование экономической жизни, расширено социальное законодательство. Несколько изменён был внешнеполитический курс, прежде всего в отношениях с США и Великобританией. Франция не возражала против принятия в 1973 г. Великобритании в ЕЭС.

Выборы 1973 г. продемонстрировали определённые изменения в расстановке политических сил. Произошло сближение левой оппозиции - коммунистов и социалистов, которые завоевали 45 % голосов избирателей. Заметно ослабла позиция правящей коалиции (ЮДР и независимые республиканцы), в первом туре им удалось набрать 35 % голосов. Только коалиция с «движением реформаторов» во втором туре позволила сохранить в парламенте большинство. Однако ЮДР утратила право самостоятельно формировать правительство.

В 70-е гг. разразился мировой экономический кризис, совпавший с энергетическим. Мир стоял на пороге новой эпохи. Для Франции ситуация усугубилась неожиданной смертью в апреле 1974 г. Жоржа Помпиду.

В стране были объявлены внеочередные президентские выборы. Президентом Франции на 7-летний срок был избран Жискар д’Эстен (1974-1981) - лидер группировки независимых республиканцев и ряда других мелких партий, которые получили общее название «Союз за Французскую демократию» (СФД).

Валери Жискар д’Эстен родился 2 февраля 1926 г. в семье влиятельного финансового чиновника. Он окончил два самых престижных высших учебных заведения Франции - Политехническую школу и Национальную школу администрации. Женитьба на наследнице знаменитой оружейной фирмы Шнейдеров ввела его в круг титулованной аристократии. В 1956 г. он был впервые избран в парламент, а в 1959 г., приобретя репутацию хорошего специалиста по финансовым вопросам, вошёл в состав правительства. С 1962 по 1974 г. (с перерывом в 1966-1969 гг.) он был министром экономики и финансов.

Правительство возглавил новый лидер послевоенного поколения голлистов - Жак Ширак. Но в 1976 г. из-за разногласий он подал в отставку и занялся реорганизацией ЮДР.

Новый президент провозгласил курс на построение «либерального общества». Приверженец неолиберализма д’Эстен полагал необходимым ограничить государственное планирование в экономике, акцент был смещён в сторону рыночных методов. При этом осознавалась необходимость смягчения социальных контрастов. Правительство повысило заработную плату, увеличило пособия по безработице, пенсии. Были выделены дополнительные ассигнования на строительство школ и детских учреждений, снижен с 20 до 18 лет возрастной ценз для участия в выборах.

Учитывая большие перемены в нравах и общественном мнении, правительство реформировало законодательство, касавшееся семьи и положения женщин.

Изменения наблюдались и во внешней политике. Франция стала активной сторонницей расширения европейского интеграционного процесса. В 1974 г. был учреждён Европейский совет, в который вошли главы государств и правительств западноевропейских стран. С 1979 г. депутатов Европейского парламента от всех стран, в том числе и от Франции, стали избирать всеобщим голосованием. Франция вошла в единую европейскую валютную систему.

Французское правительство пошло на укрепление экономических, политических и военных связей с США. Не вернувшись в военную организацию НАТО, французские войска стали принимать участие в манёврах НАТО. Было облегчено проникновение американских капиталов во французскую экономику.

Франция продолжала расширять сотрудничество с Советским Союзом. Были подписаны франко-советские соглашения в области промышленности, энергетики, туризма.

Смена внутриполитического курса страны естественным образом сказалась и на партийно-политической системе Франции.

Перестройку во французской партийно-политической системе отразили парламентские выборы 1978 г. На смену десятку парламентских групп, которые определяли в течение двух десятилетий парламентские блоки, пришло деление политических сил на две крупные противостоящие друг другу избирательные коалиции - левую и правую.

Многопартийность сменилась биполярной системой двух главных правых и двух левых партий. Левое крыло составил альянс коммунистов и социалистов. Генеральным секретарём Коммунистической партии в 1972 г. стал Жорж Марше. Социалистическая партия, в которую вошли мелкие радикальные группировки, избрала нового лидера - Франсуа Миттерана и закрепила за собой ведущие позиции. В 1972 г. Коммунистическая партия и Социалистическая партия перед лицом консолидации правых сил выработали и приняли совместную программу.

Серьёзные изменения происходили и в правом крыле. Голлист- ская партия ЮДР после смерти де Голля стала постепенно утрачивать влияние и в середине 70-х гг. вступила в полосу кризиса. В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде было принято решение о реорганизации её в новую партию - «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Главой новой партии стал Жак Ширак. Независимые республиканцы в 1978 г. трансформировались в «Союз за французскую демократию» (СФД). Обе партии имели примерно равное влияние и общую цель - не допустить перехода власти в руки левого альянса.

В 70-е гг. на политической арене Франции возникла ультраправая партия «Национальный фронт», возглавил её бывший ультраколониалист Жан-Мари Ле Пен.

Таким образом, во Франции сложилась политическая система, фактически укрепившая деление французского общества на правых и левых, традиционное для Франции на бытовом уровне со времен Французской революции. Во втором туре президентских выборов избирателям предстояло определиться между правым и левым кандидатами.

С середины 70-х гг. Франция оказалась в условиях радикальных перемен. Начался мировой экономический структурный кризис, совпавший с энергетическим (1974-1975 и 1980-1982). Начался новый этап НТР с её компьютерами, мини-процессорами, генной инженерией, биотехнологиями, обострившимися условиями международной конкуренции и новыми социальными проблемами. Фактически наступила новая эпоха - эпоха постиндустриального технократического общества, которая требовала новых идей, инициатив и решений.

В мае 1981 г. состоялись очередные президентские выборы. Во втором туре друг другу противостояли Жискар д’Эстен и Франсуа Миттеран. В итоге избиратели отдали предпочтение кандидату левых сил. Впервые в истории Пятой республики президентом стал социалист.

Франсуа Миттеран родился 26 октября 1916 г. в семье государственного чиновника. Учился на юридическом и филологическом факультетах Сорбонны и в Высшей школе политических наук в Париже. Участвовал во Второй мировой войне, в 1940 г. попал в плен, бежал, вернулся во Францию и стал участником Сопротивления. В 1944 г. был назначен генеральным секретарём по делам военнопленных во Временном правительстве, возглавляемом де Голлем. В 1945 г. стал одним из основателей партии «Демократический и социалистический союз Сопротивления». Был избран депутатом Национального собрания и оставался им вплоть до 1958 г. После основания Пятой республики Миттеран стал одним из главных лидеров левой оппозиции. В 1971 г. выступил в качестве одного из основателей Французской социалистической партии (ФСП), был избран её первым генеральным секретарём и выдвинул идею союза партии с другими левыми объединениями.

Переход власти в руки левых сил означал изменение внутриполитического курса страны. Социалисты во главу угла поставили идею создания «социально ориентированной рыночной экономики», где главная роль принадлежала бы государству. Важнейшим мероприятием стало проведение крупной национализации. В 1986 г. были национализированы 36 частных банков и 5 финансово-промышленных групп. Под контроль государства перешло 84 % авиационной и ракетной, 63 % цветной и 54 % химической промышленности. В результате произошло увеличение государственного сектора вдвое. Франция стала самой крупной на Западе страной по масштабам государственного сектора в экономике.

Были проведены крупные реформы в сфере налогообложения, отменены налоги для лиц с минимальной заработной платой и введены дополнительные налоги на крупные состояния. Был снижен пенсионный возраст до 60 лет, а размер пенсий доведён до 75 % от зарплаты. С четырех до пяти недель возросла продолжительность оплачиваемого отпуска. Была сокращена рабочая неделя, увеличен минимум заработной платы.

Эти мероприятия имели неоднозначный отклик во французском обществе. Оживления экономики нс произошло, падал курс национальной валюты, начался отток капитала из страны (уже к концу первого года реформ было вывезено около 80 млрд франков).

Необходимо было вносить изменения во внутриполитический курс. Правительство социалистов вынуждено было принять меры консервативного характера. Это был именно тот путь, который в новых условиях избрали ведущие страны Запада. Было объявлено о переходе к политике жесткой экономии, что естественно вызвало недовольство в стране.

В такой обстановке в марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы, которые завершились поражением левых сил. Поскольку большинством в Национальном собрании стали обладать правые, то правительство возглавил лидер ОПР Ж. Ширак. Во Франции впервые сложилась ситуация «сосуществования», когда глава государства и премьер-министр оказались из противоположных политических блоков.

Жак Ширак попытался решительно изменить положение в социально-экономической сфере. В стране началась форсированная денационализация бывшей государственной собственности. Уже к началу 1988 г. в частные руки было передано 50 % акционерного капитала государственного сектора. Были предприняты меры в области кредитной, налоговой системы. С 1987 г. правительство полностью отменило введенный социалистами налог на крупные состояния. Такие зигзаги в развитии страны не привели к каким-либо ощутимым положительным результатам. Доверие избирателей к правительству правых пошатнулось.

На президентских выборах 1988 г. Ф. Миттерану на волне недовольства удалось победить Ж. Ширака и затем добиться победы левых на парламентских выборах. Однако социалисты продолжили консервативную политику, признав, что не видят ей альтернативы. Миттеран отказался от идеи крупных социальных экспериментов. Однако этот «средний» курс не обеспечил Франции экономического подъёма. Очевидным становился факт, что успешное развитие в условиях постиндустриального общества возможно в рамках идей неоконсерватизма.

Каждый из сменяющих друг друга президентов Франции в последней четверти XX в. имел дело с одними и теми же глобальными и национальными проблемами. Они по-разному пытались найти им разрешение. Однако вектор эволюции французского общества неуклонно смещался вправо.

На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Правительство возглавил Эдуард Балладюр. Это было второе «сосуществование» левого президента и правого премьер-министра. Между Балладюром и Миттераном сложились корректные отношения. К этому времени президент был тяжело болен и практически не вмешивался в работу кабинета министров.

Четвертый президент Пятой республики Миттеран умер в Париже 8 января 1996 г. Он занимал самый высокий пост в стране 14 лет (дольше всех других президентов Пятой республики) и вошёл в историю Франции как самый выдающийся политик послеголлистской эпохи.

Важнейшей задачей правительство считало ускорение развития французской экономики. В рамках этого курса была проведена приватизация более 20 крупнейших финансово-промышленных групп и банков. Были повышены налоги, заморожена заработная плата государственных служащих, сокращены бюджетные расходы на социальные нужды. Таким образом, правительству Балладюра удалось в короткий срок добиться ощутимых результатов. Была приостановлена инфляция, возросли темпы роста промышленного производства, был ограничен въезд в страну иммигрантов, что позволило сократить безработицу.

Успехи правительства правых сил и ослабление в лагере социалистов (политика такого масштаба, как Ф. Миттеран, в лагере социалистов не было) предопределили победу на президентских выборах 1995 г. Ж. Ширака.

Жак Ширак родился 29 ноября 1932 г. в семье банковского служащего. Окончил Высшую школу политических наук и Национальную школу администрации. Начал политическую карьеру в 1962 г., когда был принят на должность технического секретаря в кабинет премьер-министра Жоржа Помпиду. В 1967 г. был избран депутатом Национального собрания. В 1969-1974 гг. занимал посты министров - по связи с парламентом, сельского хозяйства и внутренних дел. С 1976 по 1995 г. занимал пост председателя основанной им партии «Объединение в поддержку республики», с 1977 по 1995 г. был мэром Парижа.

В 1997 г. состоялись внеочередные парламентские выборы, которые принесли успех Социалистической партии. Правительство возглавил Лионель Жоспен. Его кабинетом были предприняты важные меры в социально-экономической области: до 35 часов сокращена рабочая неделя, повышен минимальный уровень оплаты труда; были сделаны уступки в вопросе прав меньшинств. Популярность социалистического правительства не вызывала сомнений. Быстро развивались электроника, информатика, связанные с ними отрасли промышленности. В 1997 г. объём промышленного производства на 55% превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный.

Изменился облик Франции. Страну пересекли современные автострады и скоростные железные дороги. В 1994 г. начал действовать железнодорожный тоннель под Ла-Маншем - одно из величайших технических достижений XX в. В Париже и других крупных городах появились современные архитектурные сооружения.

Опросы, проведенные в конце 1998 г., показали, что население положительно относится к существованию левого правительства с правым президентом.

Тем не менее в сентябре 2000 г. по инициативе Ж. Ширака в стране был проведён референдум по вопросу о сроке полномочий президента, итогом которого стало решение сократить срок с 7 до 5 лет (и президент, и парламент стали избираться на один срок). Выравнивание сроков полномочий представителей различных ветвей власти должно было содействовать преодолению заложенных в Конституции противоречий между президентским и парламентским режимами. Особенно эти противоречия проявлялись в периоды «сосуществования» между президентом и премьером разной партийной принадлежности.

Во внешней политике в 90-е гг. продолжалось сближение Франции с США. Военные силы Франции, по существу, начали возврат в структуры НАТО. Франция приняла участие в военной операции государств НАТО в Косово в 1999 г. и поддержала военное присутствие США в Афганистане.

Основным партнёром Франции в Европе продолжала оставаться Германия. В 1996 г. обе стороны заключили соглашение о франко-германском сотрудничестве.

В президентство Ж. Ширака продолжилось укрепление франко-российских связей. Он семь раз посетил Москву, встречался с Б. Ельциным, а затем с В. Путиным и считал Францию и Россию «привилегированными партнёрами».

Франция оставалась активным участником процесса европейской интеграции. С 1 января 2002 г. 12 из 15 стран Европейского союза, среди них и Франция, перешли на единую европейскую валюту - евро. Вместе с тем специалисты отмечали специфику положения Франции в системе международных отношений. Она состояла в лавировании Франции между стремлением к гегемонии и ограниченностью собственного экономического и военного потенциалов.

В IX в. во Франции наступил период раздробленности. Каролинги утратили всякое влияние в стране. В 987 году после смерти бездетного Людовика V Каролинга на совете знати новым королем был избран граф Парижский Гуго Капет (отсюда название династии - Капетинги ). Его отец был самым могу-щественным феодалом Франции.

Первые Капетинги не имели контроля даже над своим доменом (коро-левским феодом). Страну потрясали междоусобные войны. Росло понимание, что эти войны могут прекратить короли. Позиции королей стали укрепляться. В борьбе против герцогов и графов королей поддержали города (они хотели безопасности). Затем королей поддержали священники, крестьяне и рыцари.

Наибольший вклад в дело объединения Франции внесли 4 короля: Филипп II Август, Луи IX Святой, Филипп IV Красивый и Луи XI.

Король Филипп II Август (1180-1223) воспользовался тем, что король Англии Ричард Львиное Сердце был занят в крестовом походе, начал войну с Англией и отвоевал Нормандию. У короля стало крупное земельное владение во Франции, он создал и большое войско.

Король Луи IX Святой (1226-1270) участвовал в последних крестовых походах. Это не помешало ему укреплять Французское королевство. Король стал чеканить обще-французские монеты и создал обще-французский суд, в который мог обратиться любой феодал Франции, которому угрожали войной. До решения суда в течение 40 дней запрещалось начинать войну.

Король Филипп IV Красивый (1285-1314) увеличил территорию королевства: захватил графство Шампань. Королю постоянно были нужны деньги. Он взял деньги взаймы у евреев и выгнал их из страны. Взял деньги в долг у ордена тамплиеров и обвинил его магистра в связях с дьяволом. Руководители ордена были сожжены на костре. Король стал собирать налоги с церковных земель, что вызвало возмущение папы римского. Чтобы получить поддержку французов, король созвал в 1302 г. Генеральные штаты , которые представляли интересы всех трех сословий. Позже Генеральные штаты стали органом представительной власти, который имел право одобрять введение новых налогов.

Сбылось проклятие магистра ордена тамплиеров. Вскоре после казни ма-гистра ордена тамплиеров умер король Филипп IV Красивый, а после его смерти недолго правили его сыновья. Пресеклась династия Капетингов (1328 г.). Совет знати выбрал нового короля из семьи Валуа. В это время в Англии королем был Эдуард III, внук Филиппа IV. Он считал, что имеет больше прав на французский престол, чем Валуа. Династия Валуа были потомками брата Филиппа IV Красивого. Таков был повод к Столетней войне (1337-1453 гг.)

Война шла с переменным успехом. Англичане и их союзники бургундцы захватили большую часть Франции. Перелом в ход войны внесла фран-цузская девушка Жанна д Арк, которая встала во главе французской армии под Орлеаном и добилась его освобождения от власти англичан. Эта победа воодушевила французов, которые стали одерживать победы. Бургундцы перешли на сторону короля Франции. Англичане ушли из Франции.

После победы в Столетней войне Францию охватил подъем. Этим восполь-зовался король Луи XI , который завершил дело объединения страны. Он пос-сорил между собой своих врагов: они начали войну против герцога Бургун-дии, главного противника объединения страны. Герцог погиб, Бургундия потерпела поражение. Затем король разбил поодиночке своих ослабевших врагов.

Создание единого Французского королевства ускорило развитие страны. Франция страна одним из сильных государств в Европе.

Политическое развитие Испании в VIII -ХV вв.

В VIII в. территорию Пиренейского полуострова завоевали арабы, они разгромили Вестготское королевство и подчинили своей власти местное христианское население. Пиренейский полуостров стал частью Арабского халифата. В 750 г. в халифате произошел переворот. Омейяды бежали на Пиренейский полуостров и создали свое государство. В X в. его правитель присвоил себе титул халифа. Так возник Кордовский халифат .

Омейяды поощряли развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли, построили ирригационную систему в засушливых районах. В многолюдных городах Кордовского халифата (в Кордове проживало 500 тыс.чел., таких городов тогда в Европе не было) процветали ремесло и торговля. Кордовский университет был самым знаменитым в Европе. Однако христиане, не желавшие менять веры, были обложены податями. Христианам такая политика халифов не нравилось. Они постоянно обращались к папе римскому с просьбами организовать крестовые походы и освободить их землю от арабов - мавров. Ослабляли халифат и мятежи наместников, которые отказывались повиноваться халифу.

Реконкиста (обратное завоевание) началась в 718 г., с момента арабского завоевания. Она активизировалась при Карле Великом. В IX в. в ходе реконкисты франки опирались на единственное государство христиан на севере полуострова –Астурию. В X в. крестоносцы смогли отвоевать у арабов крайний север полуострова. Астурия, Леон и Галисия были объединены в королевство Леон.

В первой половине XI в. в Кордовском халифате началась междоусобная война, в итоге которой он распался (1031 год). Этим воспользовались крестоносцы и начали наступление на Кордову. Им удалось захватить более половины полуострова (Толедо, Мадрид). Вскоре между бывшими союз-никами началась междоусобная война. Страна басков вместе с соседней областью Гарсией была провозглашена королевством Наваррой. В 1057 г., после непродолжительного подчинения Наварре королевство Леон выде-лилось и объединилось с Кастилией в королевство Кастилию. В 1076-1134 г. королевство Наварра было соединено с Арагоном, но потом снова стало самостоятельным. Из Испанской марки было создано маркграфство Барселона, или Каталония.

Призванные севильским эмиром из Африки Альморавиды благодаря победам в 1086 г. и 1108 объединили арабскую Испанию. Но на помощь христианам пришли крестоносцы. Король Арагона заключили брачный со-юз с наследницей Кастилии и временно (до 1127 г.) соединил оба коро-левства, приняв титул императора Испании. В 1118 г. он завоевал Сарагосу и сделал ее своей столицей. Позже наследница короля Арагона вышла замуж за правителя Каталонии.

В 1147 г. Альморавиды, свергнутые Альмохадами, обратились за помощью к христианам. Против Альмохадов, подчинивших южную Испанию, успешно сражались испанские рыцарские ордена, которые одержали победу при Лас-Навас-де-Толоза (16 июля 1212), за которой вскоре последовало падение власти Альмохадов.

В начале XIII в. начался новый этап Реконкисты. Король Кастилии завоевал Кордову, Севилью и Кадикс. Мусульмане тысячами переселялись в Африку и в Гранаду, или Мурсию, но и эти государства должны были признать главенство Кастилии. Оставшиеся под кастильской властью му-сульмане принимали религию и обычаи победителей; многие богатые и знатные арабы, приняв крещение, переходили в ряды испанской арис-тократии.

Между участниками Реконкисты вновь вспыхнула война, так как они не смогли мирно поделить захваченные у арабов земли. Бушевали и междо-усобные войны. Дворянам, городам и сельским общинам удалось получить особые права. Стали собираться кортесы.

Реконкиста продолжалась и в XIV в. В начале XV в. представители королевской династии в Леоне захватили власть в Кастилии. Но здесь междоусобицы удалось прекратить только королеве Изабелле. В 1469 г. она заключила брачный договор с королем Сицилии Фердинандом. После смерти отца в 1479 г. он стал королем Арагона. Так было создано Испанское королевство, у которого было два правителя.

Вскоре начался заключительный этап Реконкисты. В 1492 г. Гранада сда-лась после того, как Изабелла и Фердинанд пообещали мусульманам, что мавры и дальше могут свободно проживать в Гранаде. Но правители Испании нарушили свое обещание: они решили укрепить свою власть, изгнав из страны евреев и арабов. Они пригласили инквизицию (специальный суд церкви). В едином королевстве стали созываться кортесы , представительные органы власти. Они должны были утверждать новые налоги.

Так на карте Европы появилось еще одно крупное королевство.

Кризис XIV в.

В начале 1340-х гг. в Азии началась пандемия чумы. Из Турции она пришла в Европу. За 5 лет умерли 30 млн.чел. Самые большие потери были во Франции - 8 млн.чел. «Черная смерть» вызвала серьёзные последствия во всех сферах жизни общества. Стало не хватать работников-крестьян, поэтому после мощных восстаний крестьян феодалы Западной Европы согласились на выкуп крестьянами своих повинностей.

В Центральной и Восточной Европе таких восстаний не было, поэтому там установилось крепостное право.

В политической сфере произошло усиление королевской власти (все сплотились вокруг королей перед лицом «черной смерти»). Стали уста-навливаться абсолютистские порядки. В Европе наступил третий период Средневековья.

  • 5. Феномен нации и национализма и его особенности в странах Европы и Америки.
  • 8. Внутриполитическое развитие Англии в первой половине XIX в. Проблема демократизации политического устройства. Партии. Рабочее движение.
  • 9. Внутриполитическое развитие Франции в первой половине XIX в. Реставрация. Идейная и политическая борьба. Июльская революция и ее значение.
  • 10. Германия в 1815-1848 гг.: государственное устройство, политические течения, национальная проблема.
  • 11. Проблема объединения Италии в 1820-60 гг.
  • 12. Внутренняя политика сша в первой половине XIX в.
  • 13. Революция 1848 г. Во Франции
  • 14. Революция 1848 г. В Германии
  • 15. Революция 1848 г. В империи Габсбургов
  • 16. Революция 1848 г. В Италии
  • 17. Внутренняя политика Англии в 1850-60-е гг.
  • 18. Внутренняя политика Франции в 1850-60-е гг.
  • 19. Объединение Германии
  • 21. Образование Австро-Венгрии. Государственное устройство и национальный вопрос в Австро-Венгрии во второй половине XIX в.
  • 22. Гражданская война и Реконструкция в сша
  • 23. Франко-Германская война 1870-71 гг. И Парижская коммуна
  • 24. Общие закономерности экономического развития стран Европы и Америки во второй половине XIX - начале XX вв.
  • 26. Общие закономерности и особенности государственного и внутриполитического развития стран Запада во второй половине XIX - начале XX вв. Эволюция партийно-политической системы в странах Запада
  • 29. Основные межгосударственные противоречия и конфликты в конце XIX - начале XX вв.
  • 30. Колониальная экспансия стран Запада в 1870-90-е гг. И ее причины
  • 31. Великодержавные интересы и национальные проблемы на Балканах в начале XX в. Боснийсккий кризис. Балканские войны 1912-13 гг.
  • 35. Внешняя политика Бисмарка в 70-е - 90-е гг.
  • 36. Внутренняя и внешняя политика Германии в начале XX в.
  • 37. Особенности социально-экономического развития Англии в последние десятилетия XIX - начале XX вв.
  • 38. Англия в 1870-90 гг. Политические партии, внутриполитический курс
  • 39. Внутренняя политика Англии в начале XX в. Ирландский вопрос. "Ллойд-джорджизм"
  • 40. Внешняя и колониальная политика Англии в конце XIX - начале XX вв.
  • 41. Особенности социально-экономического развития Франции в конце XIX - начале XX вв.
  • 42. Политическое развитие Франции в 1870-90 гг. Конституция III республики. Расстановка политических сил. Внутриполитические кризисы
  • 43. Внутренняя политика радикальных кабинетов во Франции в начале XX в. Антиклерикальные реформы. "Левый блок"
  • 44. Внешняя и колониальная политика Франции в последней четверти XIX - начале XX вв.
  • 45. Социально-экономическое развитие сша в последней четверти XIX - начале XX вв. И его особенности
  • 48. Внешняя политика сша в конце XIX - начале XX вв. Политика "большой дубинки" и испано-американская война
  • 50. Внутренняя политика Италии в 1870-90 гг. XIX в.
  • 51. Внутриполитическое развитие Италии в начале XX в. Социальный реформизм Джолитти
  • 52. Внешняя и колониальная политика Италии в конце XIX - начале XX в.
  • 54. Испания в последней трети XIX - начале XX вв.: социально-экономическое положение, внутренняя и внешняя политика
  • 55. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX - начале XX вв.
  • 56. Июльские кризис и начало Первой мировой войны. Цели и планы двух военных блоков. Война и общественное мнение
  • 57. Первая мировая война: ход военных действий в 1914-1916 гг.
  • 58. Первая мировая война: ход военных действий в 1917-1918 гг. Вступление в войну сша
  • 59. Дипломатическая борьба и тайные переговоры в годы Первой мировой войны
  • 60. Внутриполитическое и экономическое развитие стран Запада в годы Первой мировой войны
  • 9. Внутриполитическое развитие Франции в первой половине XIX в. Реставрация. Идейная и политическая борьба. Июльская революция и ее значение.

    Реставрация Бурбонов - Людовик XVIII. Политическая реакция - "белый террор", аресты, увольнения, преследования. Конституция - Хартия 1814 г. конституционно-монархический режим. Неприкосновенность личности, гражданское равенство, свобода печати и совести. Вся исполнительная власть у короля, у него же законодательная инициатива. Законодательный корпус - палата пэров и палата депутатов (выборы с высоким имущественным цензом). Господство крупных землевладельцев и верхушки буржуазии. Возвращение земель дворянам-эмигрантам, признаны розданные Наполеоном титулы. Протекционизм, повышение косвенных налогов.

    Оппозиция . Умеренная либеральная оппозиция - "доктринеры", интересы крупной буржуазии и либерального дворянства - Ройе Коллар - сохранение принципов Хартии 1814 г. Левые либералы - Бенджамен Костан - за конституционную монархию вроде английской, за личные свободы и экономический либерализм, необходимость имущественного ценза. 1821 г. общество карбонариев - кто за республику, кто за Орлеанов, были и бонапартисты. Неудачное восстание 1822 г. подавлено.

    Карл X (1824-1830) . Брат умершего короля, ультрареакционный правитель. Продворянская политика и нарушение равновесия - закон о денежном возмещении эмигрантам 1825 г. Роспуск национальной гвардии. Закон о святотатстве. Промышленная депрессия после 1826 г., рост безработицы и цен. 25 июля король подписал ордонансы - роспуск Палаты депутатов, ограничение избирательного права и свободы печати.

    Июльская революция 1830 - "Три славных дня" . Демонстрации и вооруженное восстание, баррикады, переход части правительственных сил к восставшим. 29 июля с боем взят Тюильри. Карл X бежал в Англию. Опять столица решила исход революции. Власть перешла Временному правительству - Лаффит и Лафайет. Сохранение монархии - Луи Филипп Орлеанский стал новым королем. Революция дала толчок к либеральным реформам и выступления в других странах.

    Июльская монархия . Буржуазная монархия. Хартия 1830 г. Отмена права вето, избирались теперь и пэры, свобода печати, снижен имущественный и возрастной ценз. Господство "финансовой аристократии". Усиление бюджетного дефицита, рост государственного долга. Выход из орбиты влияния Священного союза, сближение с Англией (до 1840-х).

    10. Германия в 1815-1848 гг.: государственное устройство, политические течения, национальная проблема.

    Венский конгресс сохранил раздробленность Германии на 37 монархий и 4 вольных города - это выгодно другим державам. Союзный сейм - единственный общегерманский орган - решения не обязательны к исполнению. Самые влиятельные - Австрия и Пруссия (частично). Большой экономико-политический разрыв между Восточной и Западной Пруссией. Восток - юнкерство и эксплуатация, пополнение рядов землевладельцев буржуазией, сближение буржуазии с дворянством.

    Оппозиция: Против восстановления феодальных порядков выступило мелкобуржуазное студенчество - Йена и Гисен (вартбургское выступление 1817 г. и "Всегерманский студенческий союз" - разгромлен после убийства Коцебу). 1819 г. - Карлсбадские постановления о введении строгой цензуры и запрещении студенческих организаций, создание специальной следственной комиссии.

    1830-е гг. массовые волнения в Саксонии (Лейпциг, Дрезден), Саксония и Ганновер согласились на конститционные порядки, в Брауншвейге и Гессен-Касселе ушли реакционные монархи, конституция. Бавария, Баден и Вюртемберг - уже была конституция, введение свободы прессы - кампания за единство Германии. Гамбахская демонстрация 27 мая 1832 г . в Пфальце - лозунги конституции и объединения.

    Буржуазный либерализм . Буржуазия была разной по силе в разных государствах, но везде боролась с дворянами. Общенационального движения не было, страх перед монархией заставлял искать соглашения. Петиция 1831 г. фабриканта Ганземана - общепрусский ландтаг, ликвидация сословных привилегий дворянства при выборах. Попытка сформировать союз буржуазии и юнкерства. Требование национального объединения - иначе трудно выходить на мировой рынок, требование колоний. Фридрих Вильгельм IV прусский не оправдал их надежд. Газетная кампания за реформы.

    Мелкобуржуазно-демократический радикализм . Мелкая буржуазия настроена решительнее - неопределенные республиканско-демократические идеи. Действие из эмиграции из-за репрессий. Литературное течение "Молодая Германия" (центр в Париже). Политическое равенство и демократическая свобода, но не равенство социальное. Были и "истинные социалисты" - за переход к социализму от полуфеодального абсолютизма. Неустойчивое социальное положение этих слоев определило путаные взгляды.

    Рабочее движение . Борясь за место на мировом рынке, фабриканты усиливали эксплуатацию - закон 1839 г. об ограничении рабочего дня для детей не соблюдался. Еще в 1840-е сохранялось движение разрушителей машин. "Немецкий народный союз" (с 1833 г. в Париже) призывал к свержению абсолютизма и объединению страны. "Союз справедливых" за уравнение - Вильгельм Вейтлинг.

    Накануне революции . Напряженность возросла, усилилась оппозиция в Пруссии, в 1845 г. почти все провинциальные ландтаги - за введение конституции. Оппозицию возглавила рейнская буржуазия - Кампаузен и Ганземан. 1847 г. съезд либералов. Демократические круги призывали к прямому восстанию.

    Кризис 1845-47 лишь обострил обстановку. Волнения и кровавые стычки. Король в 1847 г. вынужден созвать Соединенный ландтаг с право вотировать займы и налоги, но без законодательных функций - действовал с апреля по июнь.

    "