Духовный поиск. Духовный поиск и развитие. Духовное поиск и развитие – о чем мечтает обыватель

Духовный поиск и развитие издревле были и остаются уделом ничтожно малого количества людей. Это происходит не потому, что большая часть населения планеты, по сути, двуногие животные или, как любят говорить некоторые последователи радикальных духовных течений, «космический мусор». Основная причина низкой популярности духовного поиска состоит в том, что инстинкт выживания человека подсказывает ему, мол, для начала неплохо бы наесться досыта, иметь крышу над головой и спутника жизни для продолжения рода.

Беда лишь в том, что большинство людей не знают, когда в подобных стремлениях следует остановиться и перестать искать всё более вкусную еду, дорогостоящую крышу и идеального спутника. В действительности человеку в материальном плане не так уж много и нужно, что бы вам не врали хорошо одетые люди с рекламных плакатов. Основной генератор счастья – наш ум, а не декорации вокруг. Но понять это можно только лишь утратив доверие к социуму и тому мышлению, которое воспитывалось в наших головах с раннего детства.

С недоверия и начинается духовный поиск. Когда вы чётко уверены, что всё в мире так, как должно быть, и порядок вещей вас устраивает, вам не до духовного поиска. Именно поэтому в большинстве случаев духовные искатели оказываются бунтарями. Вспоминается художественный фильм «Остров», в котором главный герой во время молитвы в храме поворачивался к иконе боком. Бунтарство, впрочем, не означает, что перед вами духовный искатель. Против системы можно бунтовать как просто ради развлечения, так и для того, чтобы прорекламировать другую систему. Ярким примером такого бунта являются мелкие религиозные организации, выступающие против крупных государственных религий.

Всякое учение, имеющее более одного последователя, ложно. Именно поэтому духовный поиск предполагает индивидуальный путь, «через тернии к звёздам». На этом пути у вас могут быть наставники, единомышленники, но никак не абсолютные авторитеты в виде книг или гуру. Если вы нашли некий источник «Истины», то на этом ваш духовный поиск окончен. Лишь недоверие ко всему может помочь вам идти дальше.

Недоверие, впрочем, не означает, что вы становитесь нелюдимой и конфликтной личностью. В традиции духовного поиска существует такое понятие как «цветы на обочине». Это и есть те самые способности, которые обретает духовный искатель. Характер этих способностей зависит от того, в каком направлении двигался ищущий и какие практики применял.

Направление духовного поиска во многом зависит от жизненной ситуации, которая сложилась у человека. Очень часто ищущего мотивирует болезнь. Тогда духовный путь начинается с оздоровительных практик: йоги, цигуна, пранаямы или техник визуализации. Излечившись от болезни, человек понимает, что в процессе исцеления для него открылся новый, неизведанный мир, в котором всё уже не так однозначно, как казалось раньше. Бывает и так, что духовный поиск человека начинается с тяги к неизведанному – тем законам, в соответствии с которыми строится бытие. Ищущий осваивает методы, которые помогают ему расширить диапазон восприятия, пытается постичь, как устроен мир на невидимом глазу духовном уровне.

Иногда к духовному поиску человека толкает сама система, оказывая постоянное давление на его личность. Отщепенцы всех мастей, белые вороны, гадкие утята и прочие «неудачники», просто-напросто вынуждены прекратить извечную социальную гонку за собственным хвостом и обратить внимание на себя. Почему социум не принимает человека? Ответ на этот вопрос можно найти в бесчисленном количестве эзотерических книг. Отличным примером подобной литературы являются книги Ошо.

Как правило, если духовный искатель не обостряет конфликт с социумом, то, благодаря «цветам на обочине», очень легко находит своё место в системе и налаживает контакт с окружающими людьми. Здесь уместно вспомнить книгу Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», в которой главный герой сначала отказывается от всеобщей гонки за пищей, а затем изобретает уникальный способ её добычи. При этом к подобной разработке Джонатан специально не стремится, а открывает метод ловли рыбы на глубине случайно, в процессе изучения возможностей своего тела.

Главное в духовном поиске, как уже писалось выше, – не останавливаться. Можно ещё добавить, что не следует относиться к тому, чего вы достигли, слишком серьёзно и трепетно. Как только вы решаете, что стали не просто рядовым ищущим, а человеком, достигшим на духовном пути неких успехов, эти самые «успехи», становятся кандалами на ваших метафорических ногах, идущих по духовному пути.

Точность и достоверность копий Библии давно стали предметом наиболее частых критических выпадов скептиков. Однако в 1947 году в Кумранских пещерах бедуинский пастух Мухаммед эд-Диб случайно обнаружил свитки практически всех книг Священного Писания, датированные 1 веком до нашей эры. С целью определить, сколько ошибок появилось в Библии за 1000 лет, ученые сравнили данные свитки с более поздними их копиями. Спустя некоторое время были опубликованы результаты исследований, которые потрясли всех: за тысячу лет Библия не претерпела никаких существенных изменений, способных повлиять на ее суть!

Оказалось, что у евреев труд по переписыванию Библии считался особым священнодействием. Существуют сведения, согласно которым в случае, когда в ходе работы переписчик случайно ставил чернильное пятно, весь свиток подлежал уничтожению. Данное правило выполнялось, даже если ошибка была допущена в самом конце книги, на создание которой были затрачены многие месяцы. По окончанию работы переписчик был обязан сверить количество слов и букв в оригинале и переписанном им отрывке. В случае, когда обнаруживались несоответствия, он должен был тщательно искать, в каком именно месте была допущена ошибка.

Переписчики считали, что в Библии каждое слово является Божьим Словом, поэтому боялись его исказить. Таким образом, благодаря их скрупулезности и настойчивости с уверенностью можно заявить, что Книга, которую мы сегодня держим в руках, не вымысел человека, а подлинное Божье Слово, записанное пророками. Следует отметить, что 24 000 давних рукописей Нового Завета также вынуждают отбросить какие-либо сомнения относительно его достоверности.

Говоря о точности Библии, следует отметить, что обозначенные в ней факты на тысячи лет опережали научные открытия. К примеру, в быт. 1. 12 говорится о происхождении видов. Интересно, что такие понятия, как хромосомы и генетический код, которые открывают возможность перехода от вида к виду (тем самым опровергая теорию эволюции) стали известны науке лишь в прошлом столетии. Например, современники Иова считали, что Землю в ее текущем положении, удерживают слоны, киты либо гигантские черепахи. Однако праведнику Иову Бог открыл следующее: «Он…повесил землю ни на чем» (Иов 26: 7). И лишь в 17 веке Исааком Ньютоном были открыты законы гравитации.

Ученые древности не имели единой точки зрения относительно самой формы Земли: одни считали ее квадратной, другие треугольной, третьи – плоской. Но 2500 лет тому назад в одной из книг Библии (Ис. 40:22) было сказано, что «Он есть Тот, Который восседает над кругом Земли». И только в 16 веке испанский моряк Фернан Магеллан доказал, что Земля круглая.

Исаак Ньютон приходит к следующему заключению: «Библия содержит в себе больше доводов, нежели вся светская история вместе взятая».

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Духовный поиск Сейчас в мире много людей, которые взяли на себя нишу быть проповедниками и утверждают, что их путь к Богу самый лучший. Для этого они создают свои религиозные течения. Зачастую такие люди являются прекрасными ораторами. В большинстве случаев знание, которое они дают людям, не имеет серьёзной основы и рассчитано на доверчивых, наивных людей. Мотивы такой деятельности могут быть самыми разными.
Но тем, кто по-настоящему хочет прийти к Богу и искренне встать на духовный путь, не следует впадать в уныние, а в своём поиске полагаться на критерии, о которых речь пойдёт ниже.

Есть четыре главных критерия истинности духовного пути.

Первый критерий – это время.
С уверенностью можно утверждать, что духовный путь, проверенный временем, может претендовать на истинность. Сейчас в мире существуют несколько истинных духовных путей к Богу: христианство, индуизм (например, вайшнавизм как основное его течение), ислам, иудаизм, буддизм. Они проверены временем, так как существуют тысячи лет.

Второй критерий – проверка жизнью людей, которые идут тем или иным духовным путём. Чтобы исследовать этот критерий нужно читать, слушать о жизни таких людей (Святых). Проследив их жизненный путь, необходимо понять как они жили, чему они учили и какой пример оставили в наследие по себе.

Третий критерий – путь передачи знания.
Например, вайшнавизму характерна цепь ученической преемственности.

Четвёртый критерий – неизменность.
Духовное знание – самое серьёзное и важное знание и поэтому должно доходить к нам и передаваться в изначальном виде из авторитетных источников (без умозрительного философствования, искажённых толкований отдельных личностей). Оно должно иметь незыблемые постулаты и принципы, которые всегда остаются одинаковыми независимо от времени.

Такие основные критерии. Напоследок стоит подчеркнуть, что каждый духовный путь, отвечающий этим критериям, имеет присущий ему неповторимый духовный вкус отношений человека с Богом. Понять свой духовный путь можно общаясь с людьми, которые идут ими. Со временем вы поймёте, что ваше. Бог в сердце подскажет как вы можете прийти к нему. Важны искренность и чистота устремлений.

Только никогда не считайте, что ваш путь лучше других. Просто это ваш путь, тот, который вам ближе к сердцу. А людей, идущих к Богу, как и вы, только иными путями – следует уважать, ценить и любить.

Не требуйте справедливости к себе, отдавайте ее от себя во вне.
Юрий Бурлан

Я не помню, когда появилось желание заняться самопознанием и духовным развитием личности. Я не считала, сколько специализированной литературы я прочитала, гонимая страстным желанием познать себя, узнать, что такое высшая сила, есть ли бог на свете, и как с этими вопросами жить мне. Я проглатывала информацию, не боясь поперхнуться. Но я ни разу не задала себе вопрос, чего стоит мой духовный поиск. И однажды этот вопрос возник сам по себе. Вот тут и началось самое интересное.

Духовное поиск и развитие – о чем мечтает обыватель

Мысли о духовности – эдакий индикатор готовности человека узнать нечто большее о мире и о себе, чем он знал до сих пор.

Вот и предновогодний ажиотаж – самое время поразмышлять о духовности. Ведь это не только время подвести итоги, сбросить с себя тонны практически уже прошлогодних горестей, но и время ощутить единство – со своим окружением, с другими людьми. Однажды в последний день года, сидя в ресторанчике, и ощущая себя «белым человеком», женщиной (уже почти сытой, довольной, но все же одинокой женщиной), я поняла, что радость, не разделенная ни с кем, вместо эйфории приносит такой же силы разочарование.

Я, как и любой другой человек, хотела всего лишь вписаться в систему человечества. Мне, как и многим другим субъективистам и интровертам по натуре, часто вписаться мешает концентрация на внутренних ощущениях, которая, порой, вводит в меня состояние тотальной обособленности своего «Я» (мира внутри) от мира снаружи.

В тот Новый год я почувствовала это. Я собрала все бутылки итальянского шампанского, которые мне достались в качестве презентов к празднику, открыла телефонную книгу и начала всех поздравлять в надежде, что к кому-нибудь смогу приткнуться со своими бутылками. В итоге все они были выпиты в клубе, в котором я никогда до этого не была, в компании, которую я до этого никогда не видела (за исключением одной знакомой). Было весело.

Проблема субъективистов – иллюзорное духовное самопознание

Таким, как я, бывает сложно не выпасть из жизни из-за ее постоянного шума. Надо ли говорить, что медитации, философия, религия, различные околонаучные и околорелигиозные течения, которые способны помочь нам отрешиться, «остановиться на бегу и увидеть, как цветут цветки сакуры», любимы такими, как я.

Сначала это приносит колоссальное облегчение, но потом – незаметно – иллюзорный духовный поиск превращается в бесконечный процесс поглощения информации ради информации. Рост личности ради роста. Твой внутренний свет постепенно начинает угасать. А выстроенная тобой концепция – рушиться. Наступает кризис, совершенно необъяснимый, с одной стороны, и совершенно очевидный, с точки зрения системно-векторной психологии.

Духовные поиски – через черный ход не войти

Так в чем же причина кризиса? Не зная причину, почему, точно понимаешь, что если не получаешь нужного результата – значит, действуешь не теми способами, идешь не тем путем.

Для начала разобраться бы, что такое духовность. Вычеркиваю все, что поисковик выдает по типу «духовный человек должен жить не в душе, а в духе» и прочие философские высказывания. Впервые по-настоящему задумываюсь над тем, зачем мне нужно самопознание и духовное развитие личности (по-кожному, с точки зрения пользы (для себя) и выгоды (для других)).

Духовность как новое содержание меня – возможность по-новому ощутить себя в мире. Быть и внутри, и снаружи сбалансированным. Ощутить единство, целостность мира, но, не концентрируясь на внутренних ощущениях, а выползая из своей внутренней ракушки наружу.

Духовность – философская абстракция с конкретным результатом

В системно-векторной психологии духовное постижение – это путь, приводящий яркого и законченного индивидуалиста, субъективиста и интроверта к экстравертации. То есть способности ощутить единым целым себя с миром, не отдаляя свое «Я» от мира снаружи. Не концентрироваться внутри себя (например, во время медитации или чтения эзотерической литературы), а активно созидательными действиями реализовывать себя среди людей.

Зачем это нужно? В первую очередь, чтобы не ощущать в себе черную дыру и вписаться в этот мир. Не в последнюю очередь – чтобы создавать правильные мысли, а не получать чужие.

Мы часто забываем о том, что мы не существуем отдельно от других людей. Мы и есть система. Но когда начинаешь ощущать мир целостно, до тебя постепенно доходит, что ты, твой сосед, друг, родственник – это коллективное психическое. Психическое, обрамленное в оболочки. Стоит чуть больше, изнутри, понять себя, как механизм этого понимания перекидывается и на других – так же, изнутри, начинаешь видеть, что движет каждым человеком в действительности.

Результат – чуть ярче краски, чуть богаче звуки, чуть вкуснее общение, чуть больше включенности в жизненный поток и чуть больше кайфа от жизни. Легче вписаться в нее, при этом не нужно судорожно внушать себе, что ты любишь людей. Но и ответственность у тебя уже совсем другая. Если мы целостны, то каждый из нас несет ответственность за поступки остальных, в том числе негативные.

Духовное поиск и развитие – чудаки не от мира сего

Невесело. Непросто. Но в этом, согласно системно-векторной психологии, и состоит духовное развитие личности. В стремлении жить (как чудаки) не для себя, а для других.
Чтобы в своих масштабах повторить супругов Кюри, решивших не патентовать радий и не зарабатывать на своем открытии, потому что оно, открытие, принадлежит человечеству.

Человечество развивается (вопреки пессимистам, считающим, что оно деградирует). Усиливается концентрат коллективного психического и вместе с ним растет потенциал, с которым каждое новое поколение появляется на свет. И у нас, у людей, есть выбор, какой заряд, «+» или «–», прибавить к мощнейшему запалу, зреющему в психическом (в одном котле) и проявляющемуся в каждом из нас в частности.

Без вопроса «есть ли Бог» – системный взгляд на духовность

Размышляя на тему духовности системно, приходишь к нескольким выводам.

Во-первых, духовность не равнозначна эзотерическим практикам, медитациям и всему тому, что вырабатывает привычку мастерски отключать определенные участки мозга. Духовность – состояние, в котором ты чувствуешь себя частью целого, живешь для других и несешь ответственность за всех, не только за себя. Тело – внешняя оболочка – это ресурс, и максимум, что ты можешь сделать с ним – это научиться держать его в тонусе и хорошо себя чувствовать, чтобы оно не отвлекало от настоящей духовной работы над собой, от самопознания и духовного развития личности.

Во-вторых, жить надо на всю катушку, максимально выкладываясь и отдавая миру то, что у тебя внутри. Ведь все, что ты делаешь для других, ты делаешь в первую очередь для себя.

И, наконец, деградации как таковой нет, есть разные объемы психического и желания, которые сложно наполнить в современном мире в условиях всеобщей дезориентации. Что может сделать каждый? Сориентироваться. Научиться ощущать себя частью целого.