Марк Аврелий – философ на троне Римской империи. «Старый Фриц»: беззаботный философ на троне «Рассуждения о самом себе»

лат. Marcus Aurelius Antoninus

римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета; последний из пяти хороших императоров

Краткая биография

(имя при рождении - Марк Анний Катилий Север) - римский император, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне». Марк Аврелий был потомком старинного испанского рода, его отцом был претор Анний Вера. Мальчик родился (26 апреля 121 г.) и рос в Риме, в обществе, приближенном к императору Адриану.

Марк Аврелий был обладателем превосходного образования. Учитель Диогнет обучал его искусству живописи, философии. Привитые ему философские воззрения, углубленные в ходе дальнейшего образования, влияли и на образ жизни. Так, Марк Аврелий с юных лет воздерживался от любых излишеств, сторонился развлечений, одевался в скромный плащ, выбрал местом для сна голые доски и спал, набросив на себя звериные шкуры.

Несмотря на молодые годы, еще при жизни своего покровителя Адриана Марк был кандидатурой в квесторы и, заняв эту должность 5 декабря 138 г., смог приступить к административной деятельности. В 138 г. состоялась его помолвка с дочерью Антонина Пия, тогда будущего императора. Этот человек, выполняя волю Адриана, усыновил Марка после смерти его отца. После этого его стали звать Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

В 140 г. состоялось первое назначение Марка Аврелия консулом, в 145 г. он стал им во второй раз. Когда Марку было 25 лет, его страстно увлекла философия, к миру которой его приобщал Квинт Юний Рустик, а также другие философы, которых в Рим приглашали специально для обучения Аврелия. Известно, что он изучал гражданское право под началом знаменитого юрисконсульта Л. Волузия Мециана.

Приобщение к управлению государством началось еще 146 г.: тогда Марк Аврелий стал народным трибуном. В январе 161 г. он в третий раз становится консулом, на этот раз с братом, который также был приемным сыном Антонина Пия, - Луцием Вером. Когда их приемный отец в марте того же года умер, они вместе приступили к управлению страной и оба находились у власти вплоть до кончины Луция Вера в 169 г.

О Марке Аврелии осталась память как о гуманном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести свой крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению страной, аморальность жены, дурной нрав сына, окружающую его атмосферу непонимания.

Будучи философом-стоиком, человеком, который ненавидел насилие и войны, Марк Аврелий вынужден был, тем не менее, большую часть правления провести в военных походах, отстаивая границы вверенного ему государства. Так, сразу же после кончины Антонина Пия в страну вторглись войска парфян, с которыми Аврелий воевал до 166 г. На протяжении 166-180 гг. римские войска участвовали в Маркоманской войне: в римские провинции на Дунае вторглись германцы и сарматы. Эта война еще шла полным ходом, как волнениями заявил о себе Северный Египет. Следствием перманентных военных действий стало ослабление Римской империи, население обеднело, начались эпидемии.

Во внутренней политике император Марк Аврелий наибольшее внимание уделял законодательству, судопроизводству, наведению порядка в бюрократической системе. Аврелий посещал заседания сената, лично ходил на судебные разбирательства. В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений); профессорам он обеспечил содержание за счет государственной казны.

В 178 г. римская армия под командованием Марка Аврелия предприняла успешный поход против германцев, но стала жертвой начавшейся эпидемии чумы. Это заболевание поставило точку в биографии и самого императора. Случилось это на Дунае, в Виндобоне (ныне Вена) 17 марта 180 г.

После смерти его официально обожествили. Согласно античной исторической традиции, годы его правления считаются золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из лучших римских императоров. После него были найдены и опубликованы (впервые только в 1558 г.) 12 «книг» философских записок (позднее им дали общее название «Размышления о самом себе»), отражавших мировоззрение «философа на троне».

Биография из Википедии

Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим - 17 марта 180, Виндобона) - римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета . Последний из пяти хороших императоров.

Подготовка к власти

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления - Марк Анний Катилий Север, а после второго - Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.

Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году).

Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана - Домиции Луциллы Паулины - Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.

В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлён императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Жена Антонина Пия - Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) - приходилась родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому Марку Аврелию).

Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода (будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину. Большинство детей Марка Аврелия умерли в детском возрасте, до взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина.

Он был намечен Антонином Пием в консулы на 140 год и объявлен цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.

1 января 161 года Марк вступил в своё третье консульство вместе с приёмным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично.

Правление

Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчёркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннония, Норик, Реция и через альпийские проходы проникли в Северную Италию вплоть до Аквилеи. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведён набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Философия

Бюст Palazzo Nuovo - Капитолийского музея в Риме

Марк Аврелий оставил философские записи - 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе» . Учителем философии Марка Аврелия был Максим Клавдий.

Будучи представителем позднего стоицизма, Марк Аврелий наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные разделы философии служат целям пропедевтическим.

Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум. Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.

Аврелий Марк (121 – 180 годы) – правитель Римской империи, практический философ, один из стоиков, приверженец идей Эпиктета, автор учений по философии и риторике.

Марк Аврелий Антоний является сыном сенатора Марка Антония и испанки Луциллы. Рожден в Риме в конце апреля 121 г. от Рождества Христова. Сначала его имя было Марк Анний Север, так как его приемной семьей был брачный союз Публия Катилия Севера и Паулины Луциллы из императорской семьи. Когда его отчим скончался, он перешел под опеку А. Пия и получил имя Марка Элия Аврелия Вер Цезаря.

Мальчик хорошо учился правильным наукам, по тем временам считавшимся престижными. Постепенно Марк впитывал науку управления, которой его учил приемный отец Пий. После смерти императора Адриана молодого человека определяют квестором. С 138 года он приступает к исполнению своих обязанностей. Антонин Пий сосватал Марку свою дочь Фаустину. Они поженились в 138 году, у них родилось двенадцать детей, многие из которых умерли в раннем детстве. В живых осталось только четверо, трое из них – дочери. Императором огромной империи впоследствии стал их единственный сын Коммод.

С 145 года Марк официально занимает должность консула. Уже в зрелом возрасте он под присмотром Квинта Ю. Рустика изучает философские труды предшественников императора. Гражданское право ему преподает самый известный в то время юрист Мециан.

С 161 г. Марк Аврелий, став третьим консулом, управляет государством совместно с Луцием Вером, с 169 г. Марк Аврелий правит уже самостоятельно. Но он всегда уважительно относится к мнению сената. Занятия по юриспруденции не прошли даром: Марк продолжает совершенствовать процессуальное право, вносит коррективы в делопроизводство в соответствии с принятыми ранее традициями и нормами. Именно он разделил философскую науку на четыре основных направления: академики, стоики, эпикурейцы и перипатетики. Соответственно, преподавали их разные педагоги в греческих ВУЗах на государственные средства. Функции социальной защиты в те времена выполняли алиментарные учреждения, через которые малообеспеченным семьям, а также несовершеннолетним, не достигшим самостоятельности, выплачивалась денежная компенсация.

В войне с государством Парфия Римская империя потерпела поражение, так как ее руководитель не имел боевых качеств и военного образования. Впоследствии обе стороны конфликта заключили перемирие. Согласно мировому соглашению, составленному в 166 году, Римская империя получила Северную часть Месопотамии. Однако мир вскоре был нарушен: со стороны полноводной реки Дунай на территорию Римского государства напали германские племена. Для разгрома неприятеля было призвано новое пополнение, в боевых действиях также принимали участие гладиаторы и молодые сильные рабы. В 178 году Марку удалось победить эти воинственные племена, но следом на империю обрушилась эпидемия чумы. Через два года чума не пощадила и императора. Это произошло во время военного похода в Виндобоне, расположенном на реке Дунай (территория современной Вены). Спустя годы Марк Аврелий был официально обожествлен. Память о нем как о последнем «хорошем» правителе сохранилась в народе на века.

Основным смыслом философских рассуждений Марка Аврелия была теория стоицизма. Его еще при жизни прозвали «философ на троне», а период его царствования называют «золотым» в истории античного Рима. Он писал о том, как нужно воспринимать жизнь и как вести себя в ней с этической точки зрения, чтобы не нарушать законы морали. Его рукопись содержала двенадцать томов, названных «Рассуждения о самом себе», в которых автор выражает согласие человека с природой и выделяет три составляющие человеческого существа.

Император-философ: Марк Аврелий

Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем.
Марк Аврелий Антонин.

Фигура римского императора Марка Аврелия Антонина (Marcus Aurelius Antoninus) притягательна не только для историков. Этот человек завоевал себе славу не мечом, а пером. Спустя две тысячи лет после смерти правителя его имя произносят с трепетом исследователи античной философии и литературы, потому что Марк Аврелий оставил Европейской культуре неоценимое богатство - книгу "Размышлений о самом себе", которая по сей день вдохновляет философов и иследователей античной философии.

Путь к трону и к философии

Марк Аврелий родился в 121 году в знатной римской семье и получил имя Анний Север. Уже в юности будущий император получил прозвище Справедливейший.

Очень скоро его, спокойного и не по годам серьезного, заметил сам император Адриан. Интуиция и проницательность позволили Адриану угадать в мальчике будущего великого правителя Рима. Когда Аннию исполняется шесть лет, Адриан жалует ему почетный титул всадника и дает новое имя — Марк Аврелий Антонин Вер.

На заре карьеры будущий император-философ занимал должность квестора - помощника консула в юридическом государственном архиве.

В 25 лет Марк Аврелий увлекся философией, его наставником в этом был Квинт Юний Рустик, знаменитый представитель римского стоицизма. Он познакомил Марка Аврелия с трудами греческих стоиков, в частности Эпиктета. Увлечение эллинистической философией стало причиной того, что Марк Аврелий писал свои книги на греческом языке.

Кроме философских записок, Марк Аврелий писал стихи, слушательницей которых была его жена. Исследователи сообщают, что отношение Марка Аврелия к жене было так же непохожим на традиционное для Рима отношение к женщине как к бесправному существу.

ВЬЕН Жозеф Мари
Марк Аврелий, раздающий хлеб людям (1765) Музей Пикардии, Амьен.

Император-философ

Марк Аврелий становится римским императором в 161 году, в 40 лет. Начало его правления было относительно мирным для Империи, возможно, поэтому у императора Марка Аврелия было время не только для упражнений в философии, но и для реальных дел, имеющих значение для всего римского народа.

Государственная политика Марка Аврелия вошла в историю как удивительная попытка создать "царство философов" (здесь для Марка Аврелия авторитетом стал греческий философ Платон и его "Государство"). Марк Аврелий возводит на высокие государственные должности видных философов своего времени: это Прокл, Юний Рустик, Клавдий Север, Аттик, Фронтон. Одна из идей стоической философии - о равенстве людей - постепенно проникает в сферу государственного управления. В годы правления Марка Аврелия разрабатывается ряд социальных проектов, направленных на помощь бедным слоям общества, на образование для малообеспеченных граждан. Открываются приюты и больницы, работающие за счет государственной казны. Под финансированием Рима действовали и четыре факультета Афинской Академии, учрежденной Платоном. В годы гражданских волнений в Империи Император принял решение привлечь к обороне и рабов...

Однако император не был понят широкими слоями общества. Рим привык к жестоким поединкам гладиаторов в Колизее, Рим желал крови, хлеба и зрелищ. Привычка Императора дарить жизнь побежденному гладиатору оказалась не по вкусу знати Рима. К тому же статус императора все же требовал боевых походов. На счету Марка Аврелия успешные войны против маркоманов, парфян. А в 175-м году Марку Аврелию пришлось подавить мятеж, устроенный одним из его генералов.

Закат

Марк Аврелий оставался одиноким гуманистом среди привыкшей к крови и роскоши римской знати. Хотя на его счету тоже есть подавленные восстания и успешные войны, император Марк Аврелий не гнался за славой или богатством. Главное, чем руководствовался философ, - это общественное благо.

От чумы пришла к философу в 180 году. По свидетельству его врача, перед смертью Марк Аврелий произнес: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его губы тронула улыбка.

Самым знаменитым изображением Марка Аврелия является бронзовая статуя, изображающая его верхом на коне. Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на . Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы, вероятно, в войнах с маркоманами. Вместе с тем Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах — сандалии. Это намек на его увлечение эллинской философией.

Смерть Марка Аврелия историки считают началом конца античной цивилизации и ее духовных ценностей.

Бронза. 160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи.
Иллюстрация ancientrome.ru

Марк Аврелий и поздний стоицизм

В чем же заслуги римского императора Марка Аврелия перед мировой философией?

Стоицизм - это философская школа, созданная греческими мыслителями: Зеноном Китийским, Хризиппом, Клеанфом в 4-м веке до н.э. название «Стоя» (stoá) происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец, бесстрашно встречающий превратности судьбы. Для стоиков все люди, независимо от знатности рода, были гражданами единого космоса. Главным принципом стоиков было - жить в согласии с природой. Именно для стоиков характерно критическое отношение к самому себе, а так же поиск гармонии и счастья внутри себя, независимо от внешних обстоятельств.

Среди греческих стоиков известны Эпиктет, Посидоний, Арриан, Диоген Лаэртский. Римская философия, относящаяся к поздней Стое, кроме Марка Аврелия называет знаменитого Сенеку.

В качестве иллюстраций можно привести ряд цитат, которые позволят нам почувствовать силу духа единственного в истории Рима императора-философа. Следует помнить, что автор в своих сочинениях обращается в первую очередь к самому себе. Стоицизм в целом нельзя назвать нравоучительным учением, хотя он таким и видится на первый взгляд. Однако стоик считал своим долгом начинать перемены с себя, поэтому записи Марка Аврелия ближе к личному дневнику, чем к поучению.

  • Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.
  • Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.
  • Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
  • Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
  • Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

С детства будущий император Рима, Марк Аврелий Антонин (121-180 гг.), жил и воспитывался в высших слоях римского общества. Он получил великолепное по тем временам домашнее образование. Оно заключалось в основном в обучении искусству красноречия - риторике, греческой и латинской грамматике. Помимо этого один из его учителей, философ Диогнет, обучал его философии и живописи. Под его влиянием юный Марк отказался от роскоши и излишеств, привычных для людей его круга, римских патрициев. Он даже спал на голых досках, покрываясь зверинои шкурой.

В те времена в обычае римских бездетных императоров было усыновление знатных патрициев и назначение их наследниками престола. Так случилось и с Марком Аврелием. Бездетный император Адриан усыновил дядю Марка, Тита Аврелия Антонина, с тем условием, чтобы он в свою очередь усыновил своего племянника Марка и его родственника Луция Вера. Уже в 17 лет Марк Аврелий был назначен на высокую и ответственную государственную должность квестора. В 19 лет Марк становится консулом Римской империи и получает звание цезаря. Все эти годы он не прекращает заниматься философией - особенно большое влияние на него оказывали сочинения стоиков Зенона Китийского, Сенеки и Эпиктета. В 161 г. Марк становится императором Рима и до 169 г. правит империей вместе с Луцием Вером, а затем, вплоть до смерти, единолично.

Марк Аврелий был, наверное, единственным в истории человеком, воплотившим мечту Платона о том, чтобы государством управляли философы. Его так и прозвали - «Философ на троне». Любовь к философии и философствованию как лучшему средству, помогающему понять, осмыслить себя, свои действия, всю свою жизнь император Марк сохранил и пронес через всю свою жизнь. Свой главный философский труд «Размышления» он написал в течение десяти последних лет своего правления. Записи в этой книге Марк Аврелий делал не для читателей, а для себя самого - у них даже есть подзаголовок «К самому себе».

Автор книги не ставил себе целью создание какой-либо оригинальной философской системы, он хотел осмыслить этическую сторону человеческой жизни в ее общих (рождение, судьба, общество, смерть) и конкретных сиюминутных проявлениях. Марк Аврелий не стремился встать на сторону одной из четырех главных в то время философских школ - платонической, перипатетической, эпикурейской и стоической. Он даже распорядился создать в Афинах и взять на государственное содержание четыре соответствующие философские кафедры. Но, читая его «Размышления», нельзя не прийти к выводу, что все-таки наиболее близким ему был стоицизм. Что же импонировало Марку в стоицизме?

Как правитель целой империи, со всеми ее бедами и неурядицами, постоянно окруженный огромным количеством людей, ждущих от него государственных, общественных, юридических, экономических решений, постоянно втягиваемый в групповые или личностные разбирательства и интриги, Марк Аврелий Антонин понимал, что сохранить целостность своей личности, сохранить уважение к самому себе он может только поднявшись духовно над мелочами жизни, которая течет по своим законам, предписанным ей необходимостью. Именно такое отношение к жизни и проповедовал стоицизм.

«Размышления» Марка Аврелия стали, быть может, первым философским сочинением, написанным не из принципиально декларированных стремлений к знанию, к добродетели или к «осчастливливанию» всего человечества, а просто из желания помочь самому себе остаться человеком в обстоятельствах, очень мало тому способствовавших. Весь пафос философских размышлений Марка Аврелия направлен на то, чтобы искать истину, понимание жизни не где-нибудь, а в себе самом. Каждый человек отвечает за себя прежде всего перед собою же, перед своей совестью и душой: «Нет ничего более жалкого, чем тот, кто все обойдет по кругу, кто обыщет, по слову поэта, "все под землею" и обследует с пристрастием души близких, не понимая, что довольно ему быть при внутреннем своем гении и ему служить искренно. А служить - значит блюсти его чистым от страстей, от произвола, от негодования на что-либо, исходящее от богов или людей».

Нельзя сказать однако, что Марк Аврелий заботился лишь о себе. В его размышлениях все время сквозит вопрос - как сочетать цели и задачи своей собственной жизни с жизнью других людей, общества, целого государства: «Считай себя достойным всякого слова и дела по природе, и пусть трогает тебя не последующая брань или молва, а только то, прекрасно ли сделанное и сказанное - не отказывай сам себе в достоинстве. Потому что у всех свое ведущее, и собственными устремлениями они распоряжаются. Так что не смотри на это, а шествуй прямо, следуя природе собственной и общей - у них обеих одна дорога».

Человеческая природа - разум, справедливость - как считал Марк Аврелий, всегда сочетается с природой общей, основанной на божественном разуме. Следовательно, что противно общей природе, обществу, не может быть хорошо для одного человека, и наоборот - так римский император смотрел на соотношение частного и общественного в жизни. Марк Аврелий писал, что необходимо критически оценивать свои собственные помыслы и деяния: «На что я сейчас употребляю свою душу? Всякий раз спрашивать себя так и доискиваться, что у меня сейчас в той доле меня, которую называют ведущее, и чья у меня сейчас душа - не ребенка ли? А может быть подростка? или еще женщины? тирана? скота? зверя?» «Если кто может, - говорил он, - уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе тот, кто коснеет во лжи и неведении».

Марк Аврелий пытался понять, может ли человек вынести тяготы жизни, из которых наитяжелейшая - это неизбежность смерти. «Ни с кем не случается того, что не дано ему вынести» - такова стоическая позиция философа, для которого даже смерть есть одно из действий природы, вводящей человека в жизнь и выводящей его из нее: «Словно комедианта отзывает с подмостков занявшийся им претор». И потому необходимо дорожить каждым моментом жизни «сейчас», не откладывать дела и осмысление себя на потом, будто впереди у тебя вечность.

В правление императора Марка Аврелия на Римское государство обрушивалось множество бедствий - наводнения, чума, вторжение парфян с Востока, Но сами римляне вспоминали его правление как «золотой век», ибо этот «философ на троне» не отгораживался от забот своих граждан, а занимался каждодневными делами и делал это насколько мог разумно и прислушиваясь к разумным советам других, не расслабляясь и не возвеличивая себя, ибо понимал, что «Александр Македонский и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же». Потому, может, и был он признан «идеальным правителем», в честь которого многие последующие императоры либо себе брали, либо сыновьям своим давали имя Антонина, оставившего своим потомкам завещание: «Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник добра, который способен бить, не иссякая, если до него постоянно докапываться».

Омский государственный технический университет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (вариант 10)

Выполнил

студент гр. РИБ-223:

2015 г.

План работы:

    Философия Марка Аврелия.

    Основные добродетели (согласно философам-стоикам)

    Актуальность суждений Марка Аврелия Антонина.

    Заключение.

    Марк Аврелий Антонин – «философ на троне»

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (121–180) показался мне очень интересной личностью, ведь он одновременно и философ-стоик, и римский император (с 161), и воитель. Это, наверное, единственный римский монарх, оставивший после себя потомкам книгу размышлений.

« Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. Марк Аврелий относился к своей матери с глубоким почтением и считал, что обязан ей "благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, а также и простым образом жизни, далеким от всякого роскошества"(1)

После смерти отца, его усыновил император Антонин Пий и дал ему имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.Марк Аврелий получил прекрасное домашнее образование. Философии и живописи его обучал Диогнет. По словам самого Марка, Диогнет освободил его от суеверий. Он заставлял его упражняться в сочинительстве и размышлениях, писать диалоги. Под влиянием прочитанных философских трактатов, Марк стал спать на голых досках и накрываться звериной шкурой.

О жизни Марка Аврелия вплоть до 161 почти ничего не известно. «После смерти императора Антонина Пия, Марк Аврелий в 161 был провозглашен императором. Он сразу же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий другому приемному сыну Антонина Пия, Луцию (Луций Вер (161–169)). Это был первый случай совместного принципата в Римской империи.»(1)В период совместного правления решающее слово принадлежало Марку Антонию. Луций Вер отличался склонностью к разгульной жизни.

Все правление Марка Аврелия сопровождалось целым рядом военных конфликтов: восстание в Британии; нападение германского племени хаттов; захват парфянами Армении.Кроме войн, империю подрывали и другие бедствия. Так, возвращавшиеся с победой над Месопотамией, войска занесли в империю смертоносную эпидемию, которая унесла жизни многих людей. Затем последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения. Непростое время для угасающей империи и ее императора!

Парадокс: Марк Аврелий всю жизнь был склонен к размышлениям, но большую часть своего правления провел в военных походах

«В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем. С 170 по 174 он находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 наместник Сирии полководец Гай Авидий Кассий, имевший широчайшие полномочия на Востоке, воспользовался слухами о смерти Марка Аврелия и объявил себя императором. Мятеж был быстро подавлен, Кассий убит, однако император был вынужден покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями. На пустующие земли к северу от Дуная римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи.

Марк Аврелий в 176 вернулся в Рим. Он тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов. Поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы.

В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем и вновь отправился на дунайском рубежи. Там в 180 Марк Аврелий внезапно умер (возможно, от чумы). Это был последний из «пяти добрых императоров» в Риме.»(2)

Правление Марка Аврелия называли последним «золотым веком» Рима. Ни одного своего императора римляне не провожали в последний путь с такой скорбью и уважением. Народ был уверен, что после смерти Марк Аврелий вернулся в обитель Богов.

Историк Илья Барабаш так писал о правлении императора: «Его повеления возмущали очень многих соотечественников. Как же! Он посылает гладиаторов на войну, чтобы они не умирали бессмысленно под крики толпы. Он приказывает стелить маты под снаряды для выступлений гимнастов. Он лишает римлян зрелищ! Он слишком милосердно относится к рабам и детям бедноты. И слишком много требует от сильных мира сего! Он не вероломен даже к врагам и даже ради военных побед. Он сумасшедший!.. А он просто философ, философ-стоик, считающий, что человек по сути своей свободен и никакие проблемы не могут заставить его поступить против совести.»(3)

    Философия Марка Аврелия Антонина.

Марк Аврелий был одним из последних представителей Поздней Стои. Его единственное произведение, его философский дневник – «К самому себе». В этом произведении он предстает перед нами и мудрым учителем, и внимательным учеником. Его размышления сосредоточивались в области практической этики, гносеологии и, в меньшей мере, космологии. « Счастье заключено в добродетели – философском согласии со всеобщим разумом. Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие». Все предопределено от века, мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий. Однако философ заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: человек должен сделать себя достойным божественной помощи. С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности.»(6)

Я считаю, что ключевым для философов-стоиков можно считать суждение Марка Аврелия Антонина:«Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся. А остаток пройди, от всей души препоручив богам всё твое, из людей же никого не ставя ни господином себе, ни рабом». Он считал главной целью в жизни поиск и самоусовершенствование, и этот поиск основан на самодостаточности человека. Все люди, согласно этой философии, равны. Все происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление природы, которая и есть Бог – активное, разумное началом, проходящее через весь мир и объединяющие его в единое целое. Человек должен активно сотрудничать с миром, то есть с богом, ибо в мире все происходит согласно его естественным законам. Это – принцип принятия или великодушия. Марк Аврелий считал. что деятельность на пользу людям – в любом, даже самом простом и обычном деле - поднимает, возвышает человека, дает ему счастье. Ведь счастье, согласно стоикам – это жизнь в согласии с природой, приспособление к окружающим условиям, разумное самосохранение, спокойствие духа и свобода от страстей. И именно Марку Аврелию принадлежат слова: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним»

Продолжает эти мысли и следующее суждение: « Если обстоятельства как будто бы вынуждают тебя прийти в смятение, уйди поскорее в себя, не отступая от лада более, чем ты вынужден, потому что ты скорее овладеешь созвучием, постоянно возвращаясь к нему.»

Согласно философу, если во внешней среде возникают неразрешимые проблемы, человек должен искать выход из ситуации внутри себя. Бесполезно изливать свои чувства вовне,искать помощи у окружающих, это не поможет, а только усугубит проблему. Внутренний, духовный мир человека – вот источник для любого развития. Нужно проговаривать проблему внутри себя, рассматривать ее с разных сторон, вживаться в нее, и выход найдется. Так и в музыке – сложное созвучие, тревожащее душу и сложное для воспроизведения, должно проникнуть в мышление и чувства, наполнить человека изнутри. И тогда человек легко им овладеет. «Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе самодостаточно, если действует справедливо и тем самым хранит тишину,»- так говорит Марк Аврелий в своем дневнике. 3. Основные добродетели (согласно философам-стоикам)

«Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть . Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом. В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это - лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек - часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом - значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.»(8)