Меркулов сергей дмитриевич. Биография От Бакунина шарахались лошади

Сергей Дмитриевич Меркуров (иногда Меркулов)- русский художник и скульптор - родился в Александрополе (ныне Гюмри, Армения) 26 октября (7 ноября) 1881 в семье предпринимателя. Учился в Киевском политехническом институте (1901–1902), затем на философском факультете Цюрихского университета, одновременно постигая искусство ваяния в мастерской скульптора А.Мейера; позже занимался в мюнхенской Академии художеств (1902–1905). Работал в Париже; испытал большое влияние искусства символизма, а также скульптурной архаики (Месопотамия, Древний Египет). Вернувшись в Россию (1909), жил в Москве. Был членом АХРР.

С.Д.Меркуров за работой над статуей Л.Толстого

В своей зрелой манере придерживался своего рода «академического» модерна, не пускаясь в рискованные эксперименты, но сохранив характерные черты этого стиля: культ «вечных тем», в особенности темы смерти, драматический контраст фигуры и материала (каменного блока). Предполагая стать философом, Меркуров и в ранние образы вносил мотив тяжкой, мучительной думы (статуя Ф.М.Достоевского, 1911–1913, установлена как памятник в рамках плана «монументальной пропаганды» в 1918; фигура-олицетворение Мысли, 1913, ныне на могиле автора на Новодевичьем кладбище; оба памятника – гранит).

Многократно снимал посмертные маски, в том числе со знаменитых писателей и политиков (Л.Н.Толстого, В.И.Ленина, А.Белого и других). Среди его постреволюционных работ широко известен величаво-суровый памятник К.А.Тимирязеву (1922–1923).

Однако наибольшую славу ему принесли монументы вождей, тоже величаво-суровые (траурная группа Смерть вождя, гранит, 1927, Центральный музей Ленина, Горки Ленинские; статуя Ленина, украшавшая зал заседаний Верховного Совета СССР до его перестройки, мрамор, 1939, Кремль; памятники Ленину в Волгограде, Магнитогорске, Ульяновске и целом ряде других городов).

По эскизам Меркурова были созданы три самых крупных на территории СССР памятника И.В.Сталину: первый по величине – монумент в Ереване, другие два возвышались на входе в Канал имени Москвы и на ВДНХ).

В 1937 году, ставшем в сознании многих символом репрессий, на канале им. Москвы по проекту Меркурова были установлены две гранитные монументальные скульптуры Ленина и Сталина. На их сооружение ушло около двадцати железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, причем отдельные глыбы весили до ста тонн. На работе было занято 670 гранитчиков и около пяти тысяч рабочих. Большую часть строителей составляли заключенные.

В 1939 г. мраморная скульптура Сталина по проекту Меркурова украсила Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

После войны Меркуров создал еще одну статую вождя, на этот раз из кованой меди, для мемориала в Ереване (высота 49 м вместе с постаментом; 1951). Грубая «ассиро-вавилонская» мощь этих образов (все они были демонтированы в период «оттепели») по-своему точно и откровенно выразила «сверхчеловечески»-жестокий дух сталинской эпохи, признававшей лишь одного Героя. За «Ленина» для Кремля и «Сталиных» для ВДНХ и Еревана скульптор был в 1941 и 1951 удостоен Сталинских премий.

Но главным делом Меркурова в последние десятилетия жизни были многочисленные, порой гигантских размеров, статуи Ленина и Сталина. Чаще всего это тоже мощные гранитные глыбы, сохраняющие тяжеловесную нерасчлененность, заполированные до зеркального глянца и спорящие своим надчеловеческим пафосом с монументами древневосточных владык.

Работы Меркурова предопределили стиль официального советского надгробия (гранитные бюсты-гермы Я.М.Свердлова, Ф.Э.Дзержинского, М.В.Фрунзе, М.И.Калинина, А.А.Жданова на Красной площади у Кремлевской стены, конец 1940-х – начало 1950-х годов).

«Мысль». Гоббро, порфир. 1911-13. В 1955 установлена на могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1953 вышли в свет его "Записки скульптора". В родном городе мастера был открыт его музей (1984).

После смерти мастера в Баку был установлен горельеф-памятник “Расстрел 26 бакинских комиссаров”, над созданием которого он много лет (1924-1946) трудился.

Памятник-горельеф С. Меркурова "Расстрел 26 бак. комиссаров". Гранит. Установлен в 1958г., демонтирован в середине 1990-ых г.г.

Принято относиться с пренебрежением, но нужно учитывать время, на которое пришлись годы его творчества. Величественные монументы Меркурова как нельзя лучше отражали ту суровую эпоху, от которой сейчас остались одни воспоминания.

Советскому скульптору Сергею Дмитриевичу Меркурову принадлежит рекорд, который вряд ли когда-нибудь будет побит. Невозможно даже приблизительно установить, сколько памятников и бюстов было произведено в его мастерской, где работала целая артель формовщиков и резчиков по камню. Известно только, что счет этим памятникам идет на сотни.

Между тем в 1908 - 1909 годах скульптор работал в Ялте. Почему же в этом городе нет его памятников? Или они есть, но мы о них не знаем?


Под вой волков


Сергей Меркуров родился в ноябре 1881 года в городе Александрополе (ныне Гюмри в Армении) в семье состоятельного коммерсанта. В 1901 году он окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических манифестациях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование на факультете философии Цюрихского университета. Вскоре он увлекся ваянием и поступил в Мюнхенскую академию художеств. С 1905 года Сергей Дмитриевич жил и работал в Париже, где познакомился с Огюстом Роденом , сыгравшим большую роль в становлении молодого скульптора.

В 1907 году Меркуров, полный надежд и замыслов, вернулся на родину, но все сложилось не совсем так, как он ожидал. В октябре умер католикос (патриарх) армяно-григорианской апостольской церкви Мкртич I Хримян, и Меркурова попросили сделать его посмертную маску. Воспоминания скульптора о том, как это происходило, нельзя читать без содрогания: «Епископы заперли за мной двери. Я очутился один с покойником. За стенами монастыря - душу надрывающий волчий вой. Под эту музыку подошел я к патриаршей кровати. Открываю простыню: предо мной старик в красной, изорванной на локтях фуфайке. Большая борода. Орлиный нос. Голова откинута. Невозможно в этой позе снять маску. Беру покойника под мышки и усаживаю его. Заливаю гипсом всю голову. Жду, пока окрепнет гипс. Только сейчас замечаю, что забыл проложить нитку для разрезания формы на два куска. Так форму не снимешь. Приходится заднюю часть формы ломать долотом и молотком на куски здесь же, на голове. Наконец, освободил. От волнения я залил и бороду - форма отделилась от лица и повисла на бороде. И вдруг... Мутный взгляд двух широко открытых глаз с укоризной смотрит на меня. От ужаса ноги мои ослабели. Я сел покойнику на колени. Держу висящую на бороде форму и смотрю в его глаза. Только потом я сообразил, что гипс от кристаллизации согревается; под теплым гипсом замерзшее лицо оттаяло и глаза открылись. Когда я пришел в себя, оказалось, что от нервного шока у меня отнялись ноги».

За всю жизнь Меркуров сделал около трехсот посмертных масок, но так и не смог привыкнуть к виду мертвого человека. «Всю жизнь передо мной в грозном величии стояла смерть, - писал он, - в ней кончалось все: и красота, и безобразие, и талант, и бездарность; ужаснейшая загадка, перед которой я мальчишкой ночью просыпался в холодном поту».

Однако случилось так, что Меркуров поначалу был вынужден посвятить себя мемориальной скульптуре - созданию художественных надгробий, лелея мечту когда-нибудь заняться сооружением памятников, подобных роденовским.

Некоторое время Меркуров жил в Тифлисе, а затем перебрался в Ялту в надежде на то, что в этом городе ему удастся приблизиться к осуществлению своей мечты. Но и в Крыму Меркурову пришлось ваять лишь надгробия, в том числе на могиле композитора В. Калинникова.

В апреле 1909 года в Москве, на Пречистенском бульваре, был открыт памятник Гоголю , исполненный скульптором Н. Андреевым. Он буквально расколол общественность - одних потрясла гениальность образа, другие были разочарованы согбенной фигурой больного писателя. Меркуров от памятника был в восторге, именно таким он видел этого, по выражению Ильи Репина , «мученика за грехи России».

Осенью 1910 года скульптор переехал в Москву, надеясь создать памятник Достоевскому , но судьба будто нарочно возвращала его в прошлое. 7 ноября он был приглашен сделать посмертную маску Льва Толстого . Меркуров вспоминал: «Первое, что привлекло мое внимание: полуоткрытый правый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Суровое, нахмуренное лицо».


От Бакунина шарахались лошади


В июне 1912 года газета «Копейка» сообщила читателям: «Скульптор С. Меркуров вылепил из гипса грандиозную модель статуи Льва Толстого. Статуя изображает писателя в натуральную величину - 1 метр 66 сантиметров. Он стоит одетый в рабочую блузу, с наклоненной головой, глубоко задумавшись, сдвинутые ноги несколько погнулись, спина сгорбилась и обе руки заткнуты за пояс. Родственникам не нравятся согнутые ноги Толстого, но Меркуров твердо убежден, что это так и надо, и не намерен исправлять. Статуя будет высечена из красного гранита из Финляндии. Он весит не менее 600 пудов. Работу Меркуров надеется при помощи трех мастеров окончить в декабре. Она будет сначала выставлена в Москве, а затем отправлена за границу». Ноги Толстого Меркуров в конце концов закрыл камнем, однако добиться разрешения установить памятник скульптору так и не удалось. Такая же судьба была уготована статуе Достоевского, а также замечательному монументу под названием «Мысль», идея создания которого была явно навеяна «Мыслителем» Огюста Родена.

Сергей Дмитриевич уже подумывал об отъезде из России, но случилась революция. 12 апреля 1918 года появился знаменитый декрет Совнаркома «О памятниках республики», который предписывал в срочном порядке ликвидировать «старорежимные» памятники, заменив их монументами в честь пламенных революционеров. В одной только Москве было намечено установить 67 памятников, причем в списке писателей, подлежащих увековечению, первым стояло имя Льва Толстого. Москва стала покрываться скороспелыми истуканами с поразительной быстротой, но многие изваяния вызывали оторопь. Когда, например, с памятника Бакунину, выполненного в абстрактно-футуристической манере, сняли часть лесов (полностью его открыть так и не решились), то, по свидетельству Луначарского, от него стали шарахаться лошади московских извозчиков. Меркуров, представивший на суд комиссии, возглавляемой Луначарским, памятники Толстому и Достоевскому, выглядел на этом фоне российским Роденом, перешедшим на сторону революции.

В 1921 году Меркуров создал гранитный монумент Карлу Марксу , причем установил его не где-нибудь, а в Симбирске, благодаря чему добился особого расположения председателя Совнаркома. «По распоряжению Ильича, - вспоминал Меркуров, - был мне прислан список 75 имений под Москвой. Я доложил Ильичу, что ни одно не годится и что я в Измайловском лесу случайно нашел запущенную дачу и рядом два пустующих дачных участка, всего 1,5 десятины. По распоряжению Ильича, переданному через В. Бонч-Бруевича, был выдан мне ордер на занятие дачи и земли». Обустроив мастерскую, Меркуров с энтузиазмом взялся за работу. В 1923 году на Тверском бульваре он установил памятник К. Тимирязеву , а в его мастерской ожидали своего часа наброски монументов выдающимся ученым, писателям и художникам прошлого.

Но скульптору будто на роду было написано ваять надгробья.

В январе 1924 года Меркурову позвонили: «Что нужно для того, чтобы снять посмертную маску?» Он ответил: «Четыре килограмма гипса, немного стеариновой смазки, метр суровых ниток и руки хорошего мастера». Скоро он оказался в Горках у безжизненного тела вождя мирового пролетариата, с лица которого сделал посмертную маску. Пришлось отбросить все дела и спешно работать над памятником Ленину. «В это время страна начала требовать бюсты Ленина и памятники, - вспоминал Меркуров. - Нельзя было запереться в мастерской и оставаться глухим к этому требованию. Приходилось некоторые из бюстов (частично экспериментальные), а также эскизы, статуи отдавать для распространения».


«Тогда полетят и ваши головы»


Конечно, Меркуров не мог изобразить вождя таким, каким он его помнил, - подвижным и энергичным. Он сетовал на то, что к тому времени в народе уже сложилось представление о вожде как о великом человеке, устремленном к светлому будущему освобожденного человечества. К тому же сразу после смерти Ленина появилась идея почтить его память, установив гигантскую статую либо на Красной площади, либо на Воробьевых горах. Воплощением этой идеи стал проект стометрового памятника Ленину на постаменте Дворца советов. Сооружение циклопической статуи на постаменте высотой 320 метров было поручено Меркурову. Понятно, что ни о какой художественной проработке характера вождя, его деятельной и трагической натуры не могло быть и речи. Требовалось, как писал Меркуров, «добиться четкого силуэта статуи, предельной выразительности и ясности ее очертаний».

Чтобы подготовиться к осуществлению проекта, Меркуров задумал поставить 15-метровую статую Ленина на канале Москва - Волга. К апрелю 1937 года было закончено изготовление шаблонов, а также все лепные и формовочные работы. После этого начался перевод созданных элементов в гранит. Эту работу выполняла бригада из 12 человек под руководством каменотеса Якова Булкина, с которым Меркуров познакомился еще в Ялте.

Не успел Меркулов создать памятник Ленину, как поступило указание возвести на другом берегу канала памятник Сталину. В отличие от монумента Ленина, сделанного из блоков, идеально пригнанных друг к другу, голову Сталина за неимением времени пришлось целиком высечь из скалы. Чтобы поднять монолит массой 22 тонны на высоту 25 метров, потребовался специальный подъемник. Те, кому предстояло посадить голову на плечи, выразили опасение, что она упадет. «Тогда полетят и ваши головы», - заверил начальник строительства канала Матвей Берман. К счастью, голова вождя была благополучно установлена на место. Головы Меркурова и его помощников также уцелели, а вот Берману не повезло - в 1939 году его расстреляли как врага народа.

Меркурову к этому времени пришлось ваять новые монументы вождям - на сей раз для Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Впоследствии побывавший в Америке памятник Ленину был установлен в Киеве, а памятник Сталину в Москве, у Третьяковской галереи. Помимо этого, Меркурову постоянно приходилось снимать посмертные маски с умиравших партийных и государственных деятелей (Свердлова, Фрунзе, Дзержинского, Калинина, Жданова и др.), ваять их бюсты, памятники и надгробья. Ни на что другое времени не оставалось, хотя Меркуров все же ухитрился создать несколько замечательных монументов, в том числе памятник Пушкину. Рассказывают, что он предполагал установить его на набережной Ялты, но по каким-то причинам сделать это не удалось, и монумент остался в Железноводске. Да и с памятниками вождям не все было гладко.

К 70-летию Сталина Меркуров, как и полагается, изваял величественный памятник вождю из кованой меди, но допустил ошибку, указав в сопроводительном письме, во сколько это обошлось. Сталин ответил: «Такой дорогой подарок принять не могу». Над головой Меркурова нависли тучи, наверное, это стоило ему нескольких лет жизни. Лишь через два года монумент был установлен в Ереване, а Меркуров получил за него Сталинскую премию первой степени. Это было последнее творение великого скульптора.

8 июня 1952 года Сергей Дмитриевич скончался. В качестве надгробного памятника на могиле скульптора установили его статую «Мысль».

В статье, опубликованной в 1939 году в журнале «Смена», Меркуров написал: «Каждая эпоха создавала свое представление об идеале человека. Мы только пионеры в создании образов двух величайших людей современности - Ленина и Сталина. Думаю, что поколения, идущие за нами, закончат наше дело». Действительно ли Меркулов так считал, неизвестно, есть все основания предполагать, что он несколько сгустил краски, но, как бы то ни было, его предположение не оправдалось. После XX съезда КПСС по всей стране начали разрушать памятники Сталину. В 1961 году очередь дошла до монумента, установленного на берегу канала Москва - Волга. Его зацепили тросом и потащили бульдозерами, но гранитный исполин не поддался: удалось лишь оторвать голову. Тогда было принято решение взорвать памятник.

Через год был демонтирован монумент в Ереване. Но на этом дело не закончилось. Меркуров был обвинен в воспевании «культа личности», что пагубным образом отразилось на его творениях - памятник Достоевскому в отместку перетащили во двор Мариинской больницы на Божедомке, где родился великий писатель, а памятник Толстому во двор музея на Пречистенке. Хорошо хоть не разрушили под горячую руку.


МИХАИЛ ВОЛОДИН
Первая крымская N 462, 15 ФЕВРАЛЯ/21 ФЕВРАЛЯ 2013

Автор многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР) и В. И. Ленину. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). С февраля 1944 года по 1949 год - директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года. Довел до высокого искусства технику посмертной маски. Был также членом АХРР. Двоюродный брат философа-мистика Георгия Гурджиева.

Биография

Ранние годы

Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя.

В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.

Россия

В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года Меркуров переехал в Москву и 7 ноября был приглашен сделать посмертную маску Л. Н. Толстого.

План «монументальной пропаганды»

12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка - Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.

Некоторые современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

писал поэт Иван Приблудный, прообраз известного персонажа «Мастера и Маргариты» - Ивана Бездомного.

Сергей Меркуров в двадцатые годы был членом масонской ложи «Единое трудовое братство».

Период культа личности Сталина

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на ВСХВ в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Но с середины 1940-х гг. скульптурные образы вождей уступали место под работы других авторов - Томского, Вучетича и др. А в 1952 году во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся монумент Сталину. В эпоху хрущёвской «оттепели»многие монументы Сталину были демонтированы или уничтожены, из них в Москве сохранился только один - в Парке искусств "Музейон" в Москве. А вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории Советской скульптуры как непревзойдённый мастер образа "Ленина", многие из которых не сохранились. Но самый большой памятник Ленину сохранился в Дубне. В 2011 году был открыт "новый" монумент Ленину УФЕ - точная копия с аналогичного памятника на Тверской площади.

Член ВКП(б) с 1945 года.

С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) - за скульптуры В. И. Ленина в Зале заседаний Большого Кремлёвского дворца и И. В. Сталина на ВСХВ.
  • Сталинская премия первой степени (1951) - за памятник И. В. Сталину в Ереване.
  • народный художник СССР (1943).
  • орден Ленина
  • два других ордена и медали.

Память

  • В 1984 году в Гюмри открылся музей Меркурова в доме, построенном в 1869 году дедом скульптора Федором Меркуровым. Сергей Меркуров считается одним из выдающихся армянских скульпторов.[нет в источнике][неавторитетный источник?]
  • В Измайловском парке Москвы расположен памятник Меркурову.
  • В СССР и Армении были выпущены почтовые марки, посвященные Меркурову.
  • Символическая фигура, гранит «Мысль», 1913, установлена на могиле автора в 1956 г.

    Памятник Меркурову в Измайловском парке Москвы

    Фигура "Мысль", созданная С. Меркуровым в 1913 г. установлена на могиле С. Меркурова на Новодевичьем кладбище в 1956 г.

    Марка Армении, посвященная Меркурову

    Марка СССР, посвященная Меркурову

Произведения

Статуи и монументы

  • Статуя, гранит Л. Н. Толстого, 1913, в 1972 г. установлена у здания музея Толстого на Пречистенке в Москве.
  • Статуя, гранит Ф. М. Достоевского, 1911-13
  • Памятник К.Марксу, 1921, Симбирск
  • Памятник А. В. Вишневскому Установлен перед институтом, носящем его имя.
  • Горельеф «Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1924-46, открыт в Баку в 1958 г. Снесен в 1990-х годах.
  • Памятник Дзержинскому в Сталинграде (1936)
  • Две гранитные монументальные скульптуры В. И. Ленина и И. В. Сталина на канале имени Москвы, 1937 (При сооружении было использовано до двадцати железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, а вес отдельных глыб достигал ста тонн.)
  • Мраморная статуя В. И. Ленина для зала заседаний, Верховного совета СССР 1939 г.
  • Гранитный скульптурный памятник Ленину возле Института марксизма-ленинизма в Москве. 1940 г.
  • Бюсты на могилах Я. М. Свердлова, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина (1947 год) и А. А. Жданова (1949 год) в Некрополе у Кремлёвской стены в Москве.
  • Мраморная скульптура И. В. Сталина на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, 1940.
  • Статуя И. В. Сталина из кованой меди в Ереване, 1950.
  • Многочисленные, часто гигантских размеров, гранитные статуи Ленина и Сталина.
  • Памятник В. И. Ленину в Киеве (1949 г.)

    Бюст К. Маркса выполненный С.Д. Меркуровым. Расположен в Парке Искусств в Москве

    Бюст В.И. Ленина выполненный С.Д. Меркуровым. Расположен в Парке Искусств в Москве

    Памятник Дзержинскому в Волгограде.

Посмертные маски (всего более 300)

  • Католикос Мкртич I Хримян (первая посмертная маска, сделанная Меркуровым)
  • Лев Толстой
  • Михаил Булгаков
  • Андрей Белый
  • Василий Суриков
  • Владимир Ленин(Ульянов)
  • Мария Ульянова
  • Феликс Дзержинский
  • Серго Орджоникидзе
  • Георгий Плеханов
  • Яков Свердлов
  • Клара Цеткин
  • Валериан Куйбышев
  • Михаил Фрунзе
  • Владимир Маяковский
  • Сергей Эйзенштейн
  • Котэ Марджанишвили
  • Борис Шапошников
  • Валерий Чкалов

Надгробные памятники

Надгробные памятники у Кремлевской стены

  • Ф. Э. Дзержинскому
  • А. А. Жданову
  • М. И. Калинину
  • Я. М. Свердлову
  • М. В. Фрунзе

Книги автора

  • Меркуров С. Д. Записки скульптора, Москва, Изд-во Академии художеств СССР 1953 г. 100 с.

Книги о скульпторе

  • Сергей Дмитриевич Меркуров, автор вступительной статьи Р. Аболина, серия «Мастера советского искусства», - М.- Л., - «Советский художник», - 1950, 78 с.
  • Сергей Меркуров, составитель Г. С. Меркуров, автор вступительной статьи И. Г. Меркурова, - М., - «Изобразительное искусство», - 1988, 159 с.
  • "Сергей Дмитриевич Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников", составитель Г. С. Меркуров, 1991, автор вступительной статьи И. Г. Меркурова, - М., - «Kremlin Multimedia», - 2012, 528 с.

Скульптура "Достоевский", скульптор С.Д, Меркуров, арх. И.А. Француз, гранит, 1911-14.
Москва, ул. Достоевского, 4к1.

Скульптура Достоевского была выполнена Меркуровым в 1911-14 гг. по заказу миллионера Шарова, но задумана много раньше, в 1905-м. Тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Еще до работы над памятником Меркуров писал: "Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства... В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение... Достоевского сделаю уже сознательно". Позднее он определял свое творение как фигуру "о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры...". Скульптура писателя при взгляде на нее с разных ракурсов будто находится в постоянном, тягучем и трагическом движении.


Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, - вспоминал впоследствии Меркуров. - Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!».

А.Н. Вертинский позирует в образе Достоевского.

До революции фигура пребывала в мастерской Меркурова. В 1918 году разворачиваются работы по плану монументальной пропаганды. 12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которым предполагалось установить в городах России. Поскольку в списке были имена Толстого и Достоевского, Меркуров удачно предложил Моссовету имеющиеся у него готовые статуи Достоевского (1914), Толстого (1912), а заодно и «Мысль» (1913). Специальная комиссия во главе с наркомом просвещения республики А.В. Луначарским одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н.Д. Виноградова. В первую годовщину революции Достоевский и «Мысль» были установлены и открыты на Цветном бул., образовав друг с другом своебразную пару. C Толстым вышла заминка, ибо он был уже ранее приобретен Толстовским обществом, которое не было намерено отказываться от своих прав на скульптуру.

Н.Д. Виноградов рассказывает в своих воспоминаниях: «Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора С.Д. Меркурова был открыт на Цветном бульваре. Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки - у фонтана на Цветном бульваре - способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади» («Искусство». 1939. № 1. С. 37-38).

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: "Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа". А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…»

В 1936 году, когда на Цветном бул. прокладывали трамвайные рельсы, Достоевского перенесли во двор Мариинской больницы на Старой Божедомке, где он и пребывает по настоящее время. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году арх. И.А. Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита, который гармонично с ней сочетается.

Достоевский на Цветном бул.

Достоевский во дворе Мариинской больницы.

Премии:

Серге́й Дми́триевич Мерку́ров (арм. Մերկուրով Սերգեյ Դմիտրիի ), (1881-1952) - русский , советский (армянский) скульптор -монументалист. Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина в -1949 годах .

Биография

Ранние годы

Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя армянина-халкидонита .

    Фигура «Мысль» на могиле С. Д. Меркурова.jpg

    Фигура «Мысль» (1913, позже установлена на могиле скульптора)

    Lev Tolstoy by Merkurov (Prechistenka) by shakko 01.jpg

    Памятник Льву Толстому (1913)

План «монументальной пропаганды»

Некоторые современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

Глубже и ниже, к подъёму крутому,
где отдаётся с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…

Период культа личности

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трёх самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 метров вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы ; и на ВСХВ в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Но с середины 1940-х годов скульптурные образы вождей уступали место работам других авторов - Томского , Вучетича и других.
В 1952 году во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся монумент Сталину.

  • В. А. Гиляровского

Надгробные памятники у Кремлёвской стены

Книги автора

  • Меркуров С. Д. Записки скульптора , Москва, Издательство Академии художеств СССР, 1953 год. 100 стр.

Книги о скульпторе

  • Сергей Дмитриевич Меркуров , автор вступительной статьи Р. Аболина, серия «Мастера советского искусства», - М.- Л., -"Советский художник", - 1950, 78 с.
  • Сергей Дмитриевич Меркуров (папка-альбом), автор вступительной статьи В. Тиханова, - М., -"Советский художник", - 1958, 15 ил.
  • Сергей Меркуров , составитель Г. С. Меркуров, автор вступительной статьи И. Г. Меркурова, - М., - «Изобразительное искусство», - 1988, 159 с.
  • «Сергей Дмитриевич Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников », составитель Г. С. Меркуров, 1991, автор вступительной статьи И. Г. Меркурова, - М., - «Kremlin Multimedia», - 2012, 528 с.

Напишите отзыв о статье "Меркуров, Сергей Дмитриевич"

Примечания

Ссылки

  • Меркуров Сергей Дмитриевич - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Меркуров, Сергей Дмитриевич

– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.
Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., – дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.