Презентация на тему история возникновения джаза. Цель урока: Проследить историю возникновения джаза. Выявить отличительные черты джаза. Складывались в годы




Спиричуэл Негритянские спиричуэл впервые привлекли внимание музыкального мира около ста тридцати лет назад. Научная экспедиция для изучения культуры и быта чернокожих рабов в южных районах США сделала немало открытий. После неё в 1867 г. вышла книга под названием «Песни рабов Соединённых Штатов». До нашего времени она остаётся одним из важнейших источников сведений о музыкальной культуре американских негров.


Характерные черты спиричуэл: Тонкие ритмические нюансы; Импровизация, сложная ритмическая структура, построение по принципу вопроса-ответа; Выразительная общедоступная мелодия, сочетающаяся со сложной системой свободных полифонических подголосков; Содержание спиричуэл связаны с библейскими образами. Негры передавали их из уст в уста, воспринимали как фольклор и, нередко дополняя их событиями из своей повседневной жизни. В текстах своих духовных песен негры нередко обращались к Богу, к Христу, к пророкам.


Элла Фицджералд (1918/1996) Основоположницей джазовой вокальной стилистики по праву считают Эллу Фицджеральд.Её исполнение послужило замечательным образцом для джазовых певиц последующего времени. По мастерству импровизации и техники вокала она могла поспорить с лучшими исполнителями мира. В течение полувека своим чистым и сильным голосом она демонстрировала ясность и точность интонирования.


Дюк Эллингтон писал, что «её мастерство вызывает в памяти слова маэстро Тосканини, который говорил о певцах, что это или хороший музыкант, или нет. Элла была вне этих категорий». Пела ли она балладу, джазовую композицию или песенку собственного сочинения, она всегда проявляла огромный вкус и изящное мастерство. Безукоризненная дикция позволяла ей чётко произносить слова, наделяя каждое из них глубоким смыслом. Импровизируя на сцене, она могла неожиданно забыть текст песни, но тут же спонтанно ею изобретались слова и новая мелодия. В эти минуты потрясённые зрители награждали певицу бурными овациями.






Блюз В историю мировой музыкальной культуры блюз (blues - «меланхолия, уныние») вошёл одновременно с ранним джазом. Возникший в глубинных слоях афро-американской культуры. Первоначально под ним понималась сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. «Блюзовые сцены разыгрываются на фоне хлопковых полей и болот, рабочих лагерей и тюрем. Болезни и безработица, неудачи во всех их разновидностях образуют неизменное содержание блюзовой поэзии» (В.Д. Конен). Главными сюжетами для блюзовых композиций служили темы страдания и несчастной любви.


Луи Армстронг (1898/1971) Знаменитого американского трубача, певца и композитора Луи Армстронга называли «мистер Джаз». Услышав ещё в детстве джазовых исполнителей, он начал петь в уличном вокальном ансамбле и учиться игре на музыкальных инструментах. Вскоре он стал играть в составе духового оркестра и петь в хоре. В 1922 г. он переехал в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, где выступал как трубач и певец с джазовым оркестром. В1925 г. он создаёт свой собственный оркестр и записывает на пластинки блюзовые и джазовые композиции. Именно им было суждено произвести сенсацию среди поклонников джаза. Блестящие джазовые импровизации и виртуозное исполнение Луи Армсторнга становятся классикой этого жанра.



Возникновение

Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой.


Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение .



Духовные песни негров

Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда до сих пор не слышавшие многоголосного пения в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых.

Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс – духовные песни негров.

Одна из исполнительниц

спиричуэлс

Махалия Джексон


Истоками джаза считаются :

  • Блюзы
  • Рэгтаймы
  • Спиричуэлсы

Блюз

Блюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. В сущности, он оказывается аналогом баллад, завезенных переселенцами из Старого Света, но с характерными афроамериканскими чертами


Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом,

ладовые мажор-минорные стандарты,

гармонические возможности и многое другое.


Луи Армстронг

Изумительный исполнитель, композитор,

подлинный гений джаза.


Полное имя

Луи Дэниел Армстронг

Дата рождения

Место рождения

Дата смерти

Место смерти

Инструменты

Псевдонимы




Элла Фицджеральд появилась





Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид владельцам театра.




Искусство джаза и его истоки «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить». Ул.Колер Корабли колонистов из Европы и невольников из Африки У истоков джаза – африканская народная музыка Особенности африканской музыки Сложный ритм, создаваемый игрой на барабанах и других ударно-шумовых инструментах: погремушках, колокольчиках, кастаньетах, колотушках, палках. Всё подчиняется главному закону- полиритмии – одновременному сочетанию двух и более различных ритмов. Основа джазовых ритмов- спиричуэлс, блюз, регтайм. СПИРИЧУЭЛС Спиричуэлс - песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэлс оказали заметное влияние на развитие джазового искусства «Молитва» - в исполнении Махелии Джексон БЛЮЗ Блюз- народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись в сопровождении банджо или гитары. РЕГТАЙМ

  • Регтайм – «рваное время»,танцевальная музыка, популярная в Америке перед появлением джаза.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЖАЗА
  • Импровизация
  • Сложный ритм, акценты.
  • Свинг (качание)- причудливая манера джазовых музыкантов «произносить» звуки как бы невпопад
ЛЮБИМЫЕ ДЖАЗОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Труба, тромбон, кларнет, контрабас, саксофон, рояль, банджо, гитара и ударные – биг-бэнд БИГ-БЭНД Негритянский певец и трубач, «король джаза» – Луи Армстронг Элла Фицджеральд Э́лла Джейн Фицдже́ральд - американская певица, одна из величайших вокалисток в истории мировой музыки(«первая леди джаза», «первая леди песен»), обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников - как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы, поэты-песенники. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями. Элла Фицджеральд Что такое свинг
  • СВИНГ (английское swing - качание, колебание),
  • 1) особое выразительное средство в джазе, тип метроритмической пульсации, основанный на постоянных отклонениях (опережающих или запаздывающих) от опорных метрических долей. Создает эффект неустойчивого равновесия.
  • 2) Стиль джаза в исполнении биг-бэнда, где свободная импровизация уступает место игре по нотированным аранжировкам. Главные представители - Б. Гудмен, Г. Миллер.
Дюк Эллингтон - руководитель джаз-бенда Биг-бэнд Д.Эллингтона

«Дюк Эллингтон - это величайший талант во всей истории джаза. Я предсказываю, что четверть века спустя его музыку будут изучать в школах, а критики найдут для него подобающее место среди самых великих композиторов нашего столетия». Ральф Глиссон

Стиль Дюка Эллингтона

  • Его творческий путь был полон открытий. Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам - сюитам, рапсодиям, балету и опере.
  • Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры ХХ века.
  • Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.
  • Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксафона в биг-бенде.
  • Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент.
  • Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan».
  • Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста (влияние Джеймса П.Джонсона, Уилли Лайона Смита и ФэтсаУоллера), но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.
  • Как аранжировщик, Эллингтон отличался творческим подходом
Бени Гудмен и Гленн Миллер

Джазовый кларнетист, дирижер, «король свинга»

Джазовый тромбонист,

аранжировщик,

Руководитель свинг-оркестра

Бибоп, кул-джаз, модальный джаз Бибоп -[англ. bebop] - джазовый стиль, возникший в 50-е годы XX в., сменивший в эволюции стиля свинг; в гармонии использует современные средства, способ трактовки мелодии и ритма. Первый стиль так называемого современного джаза, сложившийся в начале 1940-х гг. В противоположность свингу, как правило, исполняется малыми ансамблями (комбо). Родоначальники бибопа - Ч. Паркер, Дж. Гиллеспи. Характеризуется повышением роли солистов-импровизаторов (бибоп - нетанцевальный стиль), а также использованием голоса в качестве музыкального инструмента. Кул-Джаз - (англ. Cool jazz от cool - прохладный - холодный), стиль современного джаза, возникшего в конце 1940-х гг. Характерные черты -эмоциональная сдержанность, возросшее значение аранжировки и гармонии, изысканность тембров. Модальный джаз (англ. modal jazz) - направление современного джаза, отличающееся от традиционного метода тональной организации (мажоро-минора с его функционально гармонической системой) и формообразования (в виде серии повторяющихся гармонических квадратов), стало базироваться на новом, модальном ("ладовом") композиционном принципе организации музыкального материала. Кантри и вестерн (сельский фольклор США) 1.Фольклорный стиль в североамериканской музыке, а также одно из разновидностей современной, преимущественно молодежной, музыки, отличающаяся энергичным ритмом, мелодичностью, использованием для исполнения главным образом струнных инструментов (банджо и др.). Стили кантри-музыки
  • Вестерн-свинг (western swing) – один из ранних стилей кантри. Он зародился в Техасе и Оклахоме в 30-е годы и получил особую популярность в 40-е. В этом стиле сочетаются элементы собственно кантри, а также блюза, свинга, джаза и др. Отличительной особенностью является использование ударных инструментов и гавайской стил-гитары, достаточно плотное звучание. Вестерн-свинг пользовался большим спросом на танцевальных вечеринках. «Королем вестерн-свинга» стал Боб Уиллс (Bob Wills), выступавший с группой Texas Playboys и имевший шумный успех. Большинство его хитов (включая «San Antonio Rose» and «Take Me Back to Tulsa») было записано между 1936 и 1943 годами.
  • Хиллбилли (англ. hillbilly) - одна из ранних разновидностей кантри,которую исполняли жители аппалачских гор. Само обозначение появилось в 20-е годы. По поводу его происхождения нет единой точки зрения: одни ведут его от выражения "парень с холмов" (т.е. с Аппалачских гор, которые, как известно, отличаются покатостью), другие - от имени Билли Хилла (1899-1940) - профессионального фиддлиста и певца, исполнителя ковбойской музыки. Для хиллбилли, как и для кантри, характерно использование банджо и струнных инструментов. Стиль хиллбилли повлиял на молодого Джонни Кэша, который воспитывался на этой музыке. В 60-е хиллбилли начали полностью ассоциировать с кантри, и термин потерял свое самостоятельное значение.
Канти-исполнители Наибольший успех во второй половине 1970-х гг. получили как раз исполнители, значительно стершие границы между кантри и эстрадой: Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей, Кенни Роджерс, Барбара Мандрелл, записи которых настолько мало чем отличались от исполнителей поп-музыки, что между кантри-радиостанциями возникают ожесточённые споры о том, насколько вписывается та или иная песня в их формат. Наивысшего пика такое поп-кантри достигло в рубеже 1970-1980-х гг., не в последнюю очередь, благодаря фильму «Городской ковбой», вызвавшему массовый интерес к кантри. Противовес эстрадному кантри был дан в лице нового поколения исполнителей: Джордж Стрейт, Джин Уотсон, Патти Лавлес; именно это направление, получившее название неотрадиционализма, одержало верх в индустрии кантри к концу 1980-х гг. 1990-е годы В 1990-е гг. кантри определяли такие исполнители как Гарт Брукс, Джордж Стрейт, Тим Макгро, Алан Джексон. Международного успеха добилась канадская певица Шанайя Твейн, сочетавшая кантри с поп-музыкой и роком. Тенденция к насыщению кантри элементами популярной музыки, джаза и фолк-музыки ещё более очевидна в творчестве современных исполнителей, таких как Гарт Брукс, Тим Макгро, Лиэнн Раймс, Кэрри Андервуд. Вестерн-музыка

Музыка, созданная ковбоями, охотниками, шахтерами. В ней прославляется дикая природа, главный герой – лихой и находчивый ковбой.



  • Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

История развития джаза. Основные течения

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.