Многогранность и делает. Перверзные нарциссисты, психопаты. Экзистенционалистское направление Виктора Франкла

Знание элементарных основ психологии может сыграть важную роль в жизни любого человека. Для того чтобы мы могли наиболее продуктивно выполнять поставленные перед собой цели и эффективно взаимодействовать с находящимися вокруг нас людьми, нужно иметь хотя бы представление о том, что такое психология личности, как происходит развитие личности и каковы особенности этого процесса. Важно знать, какие существуют составляющие элементы и типы личности. Разбираясь в этих вопросах, мы получаем возможность сделать свою жизнь более продуктивной, комфортной и гармоничной.

Представленный ниже урок по психологии личности предназначен именно для того, чтобы вы смогли усвоить эти важные основы и научиться максимально эффективно. Здесь вы познакомитесь с тем, как в психологии рассматривается человек и проблема личности: узнаете её основы и структуру. А также получите представление об исследованиях в области изучения личности и о многих других интересных вопросах.

Что такое личность?

В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.

Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:

Личность - это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Существует и несколько иных определений:

  • Личность это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
  • Личность - это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность».

Индивид - это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.

Индивидуальность - это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.

Структура личности

Структура личности это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

  • Низший уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
  • Второй уровень личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
  • Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
  • Высший уровень личности - это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.

Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.

Ключевые свойства личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них отдельно.

Способности

Разбираясь в том, почему у разных людей, находящихся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуемся понятием «способности», предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т.п.

Понятие «способности » можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают эффективное выполнение человеком разного рода функций. И, в-третьих, способности - это всё то, что нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование и закрепление.

Человек имеет огромное количество различных способностей, которые можно разделить на несколько категорий.

Элементарные и сложные способности

  • Элементарные (простейшие) способности - это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета). Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
  • Сложные способности - это способности в различной деятельности, связанной с человеческой культурой. Например, музыкальные (сочинение музыки), художественные (умение рисовать), математические (способность легко решать сложные математические задачи). Такие способности называют социально обусловленными, т.к. они не являются врождёнными.

Общие и специальные способности

  • Общие способности - это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).
  • Специальные способности - это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.

Нужно заметить, что наличие у человека специальных способностей может гармонично сочетаться с развитием общих, и наоборот.

Теоретические и практические

  • Теоретические способности - это способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
  • Практические способности - это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.

Учебные и творческие

  • Учебные способности - это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
  • Творческие способности - это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.

Коммуникативные и предметно-деятельностные

  • Коммуникативные способности - это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей.
  • Предметно-деятельностные способности - это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.

Все виды способностей являются взаимодополняющими, и именно их сочетание даёт человеку возможность развиваться наиболее полноценно и гармонично. Способности оказывают влияние как друг на друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении.

Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности.

  • Одарённость - это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей.
  • Талант - это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта.
  • Гениальность - это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.

Как мы уже упоминали выше, жизненный результат человека очень часто связан с его способностями и их применением. И результаты подавляющего большинства людей, к сожалению, оставляют желать лучшего. Многие люди начинают заниматься поисками разрешения своих проблем где-то во вне, когда верное решение всегда находится внутри человека. А следует просто заглянуть в себя. Если человек в своей каждодневной деятельности занимается не тем, к чему у него есть склонности и предрасположенности, то и эффект от этого будет, мягко говоря, неудовлетворительным. В качестве одного из вариантов для того, чтобы изменить положение вещей, можно использовать точное определение своих способностей.

Если у вас, например, есть врождённая способность к лидерству и управлению людьми, а вы работаете приёмщиком товара на складе, то, ясное дело, это занятие не будет приносить ни морального, ни эмоционального, ни финансового удовлетворения, потому что вы занимаетесь совершенно не своим делом. В этой ситуации вам более подойдёт какая-то управляющая должность. Начать можно хотя бы с работы менеджером среднего звена. Врождённые способности к лидерству при систематическом их использовании и развитии выведут вас на совершенно иной уровень. Выделите в своём графике время, чтобы определить свои склонности и способности, изучите себя, постарайтесь понять то, чем вам по-настоящему хочется заниматься, и что будет приносить вам удовольствие. На основе полученных результатов можно уже будет сделать вывод на тему того, в каком направлении нужно двигаться дальше.

Для определения способностей и склонностей сейчас существует огромное количество тестов и методик. Более подробно о способностях вы можете прочитать .

В скором времени здесь появится тест на определение способностей.

Наряду со способностями, как с одним из основных свойств личности, можно выделить темперамент.

Темперамент

Темпераментом называют совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности психических процессов и состояний человека (их возникновение, изменение, силу, скорость, прекращение), а также его поведения.

Идея о темпераменте восходит своими корнями к работам Гиппократа - древнегреческого философа, жившего в V в. до н.э. Именно он дал определение различным типам темпераментов, которыми люди пользуются и по сей день: меланхолический, холерический, флегматический, сангвинический.

Меланхолический темперамент - этот тип свойственен людям мрачного настроя, с напряжённой и сложной внутренней жизнью. Такие люди отличаются ранимостью, тревожностью, сдержанностью, а также тем, что придают огромное значение всему, что касается лично их. При незначительных трудностях меланхолики опускают руки. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом и быстро утомляются.

Холерический темперамент - более всего характерен для вспыльчивых людей. Люди с данным видом темперамента не сдержанны, нетерпеливы, горячи и импульсивны. Но быстро остывают и успокаиваются, если им идут навстречу. Холерикам присуща настойчивость и стабильность интересов и стремлений.

Флегматический темперамент - это хладнокровные люди, которые более склонны к пребыванию в состоянии бездеятельности, чем в состоянии активной работы. Медленно возбудимы, но зато долго остывают. Флегматики не находчивы, им сложно приспосабливаться к новой обстановке, перестроиться на новый лад, избавиться от старых привычек. Но при этом они работоспособны и энергичны, терпеливы, обладают самообладанием и выдержкой.

Сангвинический темперамент такие люди весельчаки, оптимисты, юмористы и шутники. Полны надежд, общительны, легко сходятся с новыми людьми. Сангвиники отличаются быстрой реакцией на внешние раздражители: их можно легко развеселить или повергнуть в гнев. Активно берутся за новые начинания, могут долго работать. Дисциплинированы, при необходимости могут контролировать свои реакции и быстро адаптируются к новым условиям.

Это далеко не полные описания типов темперамента, но содержащие самые характерные для них черты. Каждый из них не является сам по себе ни хорошим, ни плохим, если не связывать их с требованиями и ожиданиями. Любой тип темперамента может иметь как свои недостатки, так и свои достоинства. Подробнее о темпераменте человека вы можете узнать .

Хорошо понимая влияние типа темперамента на скорость возникновения психических процессов (восприятие, мышление, внимание) и их интенсивность, на темп и ритм деятельности, а также на её направленность, можно легко и эффективно использовать эти знания в повседневной жизни.

Для определения типа темперамента лучше всего использовать специализированные тесты, составленные специалистами в области изучения личности.

В скором времени здесь появится тест на определение темперамента.

Ещё одним фундаментальным свойством личности человека является его характер.

Характер

Характером называются приобретённые в определённых социальных условиях способы взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми, составляющие тип его жизнедеятельности.

В процессе общения между людьми характер проявляется в манере поведения, способах реакции на поступки и действия других. Манеры могут быть деликатными и тактичными или же грубыми и бесцеремонными. Это обусловлено различием характеров людей. Люди с наиболее сильным или, наоборот, слабым характером всегда выделяются на фоне остальных. Люди с сильным характером, как правило, отличаются упорством, настойчивостью, целенаправленностью. А слабохарактерные люди выделяются слабоволием, непредсказуемостью, случайностью действий. Характер включает в себя множество черт, которые современные специалисты разделяют на три группы: коммуникативные, деловые, волевые.

Коммуникативные черты проявляются в общении человека с окружающими (замкнутость, общительность, отзывчивость, злость, доброжелательность).

Деловые черты проявляются в повседневной трудовой деятельности (аккуратность, добросовестность, трудолюбие, ответственность, лень).

Волевые черты - связаны непосредственно с волей человека (целеустремлённость, упорство, настойчивость, безволие, уступчивость).

Также существуют черты характера мотивационные и инструментальные.

Мотивационные черты - побуждающие человека к действию, направляющие и поддерживающие его активность.

Инструментальные черты - придают поведению определённый стиль.

Если вы сумеете составить чёткое представление о чертах и особенностях своего характера, это позволит вам понять ту побудительную силу, которая направляет ваше развитие и самореализацию в жизни. Это знание позволит вам определить, какие ваши особенности наиболее развиты, а какие стоит улучшить, а также понять, посредством каких своих черт вы в большей степени взаимодействуете с миром и окружающими. Углублённое понимание себя даёт уникальную возможность увидеть, как и почему именно так вы реагируете на жизненные ситуации и события, и что нужно в себе культивировать, чтобы ваш образ жизни стал максимально продуктивным и полезным и вы смогли полностью реализоваться. Если вы будете знать особенности своего характера, его плюсы и минусы, и начнёте самосовершенствоваться, то сможете наилучшим образом реагировать в той или иной ситуации, будете знать, как ответить на вредные или полезные воздействия, что сказать другому человеку, отвечая на его поступки и слова.

В скором времени здесь появится тест на определение черт характера.

Одним из самых важных свойств личности, оказывающих наиболее серьёзное влияние на процесс жизнедеятельности человека и его результат, является воля.

Воля

Воля - это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.

Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.

Основной признак воли связан с тем, что она, в большинстве случаев, сопряжена с принятием человеком разумных решений, преодолением препятствий и приложением усилий для реализации задуманного. Волевое решение принимается индивидом в условиях противопоставляемых друг другу разнонаправленных потребностей, влечений и мотивов, имеющих примерно одинаковую побудительную силу, благодаря чему человеку всегда нужно выбирать одно из двух/нескольких.

Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.

Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания.

Главным образом, воля - это то, что помогает человеку преодолевать жизненные трудности и препятствия на пути; то, что помогает добиваться новых результатов и развиваться. Как сказал один из величайших писателей XX века Карлос Кастанеда: «Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда разум говорит тебе, что ты повержен». Можно сказать, что чем сильнее сила воли человека, тем сильнее и сам человек (подразумевается, конечно, не физическая, а внутренняя сила). Основной практикой по развитию силы воли является её тренировка и закалка. Начать развивать свою силу воли можно с вполне простых вещей.

Например, возьмите за правило замечать те дела, откладывание выполнения которых опустошает вас, «высасывает энергию» и выполнение которых, наоборот, бодрит, заряжает и оказывает положительное воздействие. Это те дела, выполнять которые вы ленитесь.К примеру, прибраться, когда совсем не хочется, сделать с утра зарядку, встав на полчаса раньше. Внутренний голос будет говорить вам, что это можно отложить или делать этого вовсе не нужно. Не слушайте его. Это голос вашей лени. Сделайте так, как задумали - после вы заметите, что чувствуете себя более энергичным и бодрым, более сильным. Или ещё пример: определите ваши слабости (это может быть бесцельное времяпрепровождение в Интернете, просмотр телепередач, лежание на диване, сладости и т.п.). Возьмите не самую сильную из них и откажитесь от неё на неделю, две, месяц. Пообещайте сами себе, что через назначенный срок вы снова вернётесь к своей привычке (если захотите, конечно). А дальше - самое главное: возьмите символ этой слабости и постоянно держите его при себе. Но не поддавайтесь на провокации «старого себя» и помните об обещании. Это и есть тренировка своей силы воли. Через время вы увидите, что стали сильнее и сможете перейти к отказу от более сильных слабостей.

Но ничто не может сравниться по силе воздействия на психику человека, как другое свойство его личности - эмоции.

Эмоции

Эмоции можно охарактеризовать, как особые индивидуальные переживания, имеющие приятную или неприятную психическую окраску, и связанные с удовлетворением имеющих жизненно важное значение потребностей.

Среди основных видов эмоций выделяют:

Настроение - оно отражает общее состояние человека в определённый момент

Простейшие эмоции - это переживания, которые связаны с удовлетворением органических потребностей

Аффекты - это бурные непродолжительные эмоции, особо проявляющиеся внешне (жесты, мимика)

Чувства - это спектр переживаний, связанных с определёнными объектами

Страсть - это ярко выраженные чувства, не поддающиеся (в большинстве случаев) управлению

Стресс - это совокупность эмоций и физического состояния организма

Эмоции, в особенности чувства, аффекты и страсти, являются неизменной частью личности человека. Все люди (личности) в эмоциональном плане сильно отличаются. Например, по эмоциональной возбудимости, длительности эмоциональных переживаний, преобладанию отрицательных или положительных эмоций. Но главнейшим признаком отличия является интенсивность переживаемых эмоций и их направленность.

Эмоции обладают характерной особенностью оказывать серьёзное влияние на жизнь человека. Под воздействием определённых эмоций в те или иные моменты человек может принимать решения, что-то говорить, совершать поступки. Как правило, эмоции - это явление непродолжительное. Но то, что порой человек делает под воздействием эмоций, не всегда даёт хорошие результаты. А т.к. наш урок посвящён тому, как свою жизнь улучшить, то и говорить нам следует именно о способах благоприятного на неё воздействия.

Важно научиться контролировать свои эмоции и не поддаваться им. В первую очередь нужно помнить, что эмоция, какая бы она ни была (положительная или отрицательная) - это всего лишь эмоция, и она скоро пройдёт. Поэтому, если в какой-либо негативной ситуации вы чувствуете, что в вас начинают преобладать отрицательные эмоции, вспомните об этом и сдерживайте их - это позволит вам не совершать или говорить того, о чём в последствие вы, возможно, будете жалеть. Если же благодаря каким либо выдающимся положительным событиям в жизни вы испытываете всплеск радостных эмоций, то так же вспоминайте об этом такая практика позволит избежать излишних энергетических затрат.

Наверняка, вам знакома ситуация, когда через некоторое время после момента бурной радости или восторга, вы чувствуете некое внутреннее опустошение. Эмоции - это всегда расход личной энергии. Не зря у древнего еврейского царя Соломона на пальце был перстень с надписью: «И это пройдёт». Всегда в моменты радости или печали он поворачивал свой перстень и читал про себя эту надпись, чтобы помнить о кратковременности эмоциональных переживаний.

Знание о том, что такое эмоции и умение ими управлять - это очень важные аспекты в развитии личности и жизни в целом. Научитесь управлять своими эмоциями, и вы познаете себе в полной мере. Овладеть этим навыком позволяют такие вещи, как самонаблюдение и самоконтроль, а также различные духовные практики (медитация, йога и др.). Информацию о них вы можете найти на просторах Интернета. А подробнее ознакомиться с тем, что такое эмоции вы можете в нашем тренинге по актерскому мастерству .

Но, несмотря на важность всех свойств личности, рассмотренных выше, пожалуй, главенствующую роль занимает другое её свойство - мотивация, так как влияет она на желание узнать больше о себе и погрузиться в психологию личности, на интерес к чему-то новому, доселе неизвестному, даже на то, что вы читаете данный урок.

Мотивация

Вообще, в поведении человека существуют две дополняющие друг друга стороны - это побудительная и регуляционная. Побудительная сторона обеспечивает активизацию поведения и его направленность, а регуляционная отвечает за то, как поведение складывается в конкретных условиях.

Мотивация тесно связана с такими явлениями, как побуждения, намерения, мотивы, потребности и т.п. В наиболее узком понимании мотивацию можно определить как совокупность причин, которые объясняют поведение человека. В основе этого понятия лежит термин «мотив».

Мотив - это любой внутренний физиологический или психологический позыв, отвечающий за активность и целенаправленность поведения. Мотивы бывают осознанными и неосознанными, мнимыми и реально действующими, смыслообразующими и побудительными.

На мотивацию человека оказывают следующие явления:

Потребность - это состояние нужды человека в чём бы то ни было необходимом для нормального существования, а также психического и физического развития.

Стимул - это любой внутренний или внешний фактор, вкупе с мотивом управляющий поведением и направляющий его на достижение определённой цели.

Намерение - это продуманное и принятое сознательно решение, согласующееся с желанием что-то совершить.

Побуждение - это не до конца осознанное и неопределённое (возможно) стремление человека к чему-либо.

Именно мотивация является «топливом» человека. Как автомобилю нужен бензин, чтобы он мог ехать дальше, так и человеку нужна мотивация, чтобы к чему-то стремиться, развиваться, достигать новых высот. Например, вы захотели больше узнать о психологии человека и особенностях личности, и это явилось мотивацией к тому, чтобы обратиться к данному уроку. Но что является прекрасной мотивацией для одного, то может быть абсолютным нулём для другого.

Знания о мотивации, в первую очередь, можно с успехом использовать для себя: подумайте о том, чего вы хотите достичь в жизни, составьте список своих жизненных целей. Не просто то, чем бы вы хотели обладать, а именно то, что заставляет ваше сердце биться чаще и приводит вас в эмоциональное возбуждение.Представьте себе желаемое так, как будто вы уже обладаете этим. Если вы чувствуете, что это вас «заводит», то это и является вашей мотивацией к действию. Всем нам свойственны периоды всплеска и спада активности. И именно в моменты спада нужно вспоминать о том, ради чего вы должны двигаться вперёд. Поставьте глобальную цель, разделите её достижение на промежуточные этапы и начинайте действовать. Только тот человек, который знает куда идёт и делает шаги по направлению к этому, придёт к своей цели.

Также знания о мотивации можно использовать в общении с людьми.

В качестве прекрасного примера может послужить ситуация, когда вы просите человека выполнить какую-то просьбу (по дружбе, по работе и т.д.). Естественно, взамен на услугу человек желает получить что-то и для себя (как это ни прискорбно, но большинству из людей свойственен корыстный интерес, пусть и проявляется он у кого-то в большей, а у кого-то в меньшей степени). Определите то, что нужно человеку это и будет своеобразным крючком, способным его зацепить, его мотивацией. Покажите человеку его выгоду. Если он увидит, что пойдя навстречу вам, сможет удовлетворить и какую-то существенную для него потребность, то это будет практически 100%-й гарантией того, что ваше взаимодействие будет успешным и эффективным.

В дополнение к вышеизложенному материалу стоит сказать и о процессе развития личности. Ведь всё, что мы рассматривали прежде, тесно взаимосвязано с этим процессом, зависит от него и в то же время оказывает на него влияние. Тема о развитии личности очень своеобразна и объёмна для описания её, как небольшой части одного урока, но не упомянуть о ней нельзя. И поэтому мы коснёмся её лишь в общих чертах.

Развитие личности

Развитие личности является частью общего развития человека. Оно является одной из главных тем практической психологии, но понимается она далеко неоднозначно. Используя словосочетание «развитие личности» учёные подразумевают, по крайней мере, четыре различные темы.

  1. Каковы механизмы и динамика развития личности (исследуется сам процесс)
  2. Что достигает личность в процессе своего развития (исследуются результаты)
  3. Какими способами и средствами родители и общество могут сформировать из ребёнка личность (исследуются действия «воспитателей»)
  4. Как человеку можно развивать себя, как личность (исследуются действия самого человека)

Тема развития личности всегда привлекала множество исследователей и рассматривалась с разных сторон. Для одних исследователей наибольший интерес в развитии личности представляет влияние социально-культурных особенностей, способы этого влияния и модели воспитания. Для других предметом пристального изучения является самостоятельное развитие человеком себя, как личности.

Развитие личности может быть как естественным процессом, не требующим участия со стороны, так и осознанным, целенаправленным. И результаты будут существенно отличаться друг от друга.

Помимо того, что человек способен развивать себя самого, он может развивать и других. Для практической психологии наиболее характерна помощь в развитии личности, разработка новых методик и инноваций в этом вопросе, различные тренинги, семинары и обучающие программы.

Основные теории исследований личности

Основные направления в исследованиях личности можно выделить, начиная примерно с середины XX века. Далее мы рассмотрим некоторые из них, а для самых популярных (Фрейд, Юнг) приведём примеры.

Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности:

  • Ид - «оно» в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий.
  • Эго - «я» это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне - самосохранение и защита.
  • Супер эго - «сверх я» это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широкоизвестна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.

Один из методов психологической теории Фрейда, при её подробном изучении, говорит о том, что нужно научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать её, т.е. перенаправлять на достижение определённых целей. Например, если вы отмечаете, что ваш ребёнок чрезмерно активен, то эту активность можно направить в нужное русло - отправить ребёнка в спортивную секцию. В качестве ещё одного примера сублимации можно привести такую ситуацию: вы стояли в очереди налоговой инспекции и столкнулись с наглым, грубым и негативным человеком. В процессе он накричал на вас, оскорбил, тем самым вызвав бурю негативных эмоций - переизбыток энергии, которую нужно куда-то выплеснуть. Для этого можно пойти в спортзал или бассейн. Вы сами не заметите, как вся злость уйдёт, и вы вновь будете в бодром расположении духа. Это, конечно, совсем тривиальный пример сублимации, но суть метода в нём можно уловить.

Для того, чтобы ознакомиться с методом сублимации детальнее, посетите эту страницу .

Знания о теории Фрейда можно использовать и в другом аспекте - толковании сновидений. По Фрейду, сон - это отражение чего-то, что находится в душе человека, о чём он сам может даже и не догадываться. Подумайте о том, какие причины могли привести к тому, что вам приснился тот или иной сон. То, что вам первое придёт в голову в качестве ответа и будет иметь наибольший смысл. И уже, исходя из этого, следует толковать свой сон в качестве реакции вашего бессознательного на внешние обстоятельства. С работой Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» можно ознакомиться .

Применяйте знания Фрейда и в личной жизни: в исследовании своих отношений с любимым человеком вы можете применить на практике понятия «трансфер» и «контр-трансфер». Трансфером называется перенос чувств и привязанностей двух людей друг на друга. Контр-трансфер - это обратный процесс. Если разобраться в этой теме более подробно, то можно выяснить, почему в отношениях возникают те или иные проблемы, что делает возможным их скорейшее разрешение. Очень подробно об этом написано .

Подробнее о теории Зигмунда Фрейда читайте в Википедии .

Юнг ввёл понятие «Я», как стремление индивида к единству и целостности. А в классификацию типов личности положил направленность человека на себя и объект - разделил людей на экстравертов и интровертов. В аналитической психологии Юнга личность описывается как результат взаимодействия устремлённости в будущее и индивидуально врождённой предрасположенности. Также особое значение придаётся движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Юнг считал, что каждый человек рождается с набором определённых личностных характеристик и что внешняя среда не даёт возможности человеку стать личностью, но выявляет уже заложенные в ней характеристики. Также он выделил несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.

Согласно Юнгу, есть определённая система психики, которую наследует человек при рождении. Она развивалась сотни тысячелетий и заставляет людей переживать и реализовывать весь жизненный опыт вполне конкретным образом. И конкретность эта выражается в том, что Юнг называл архетипами, влияющими на мысли, чувства и поступки людей.

Типологию Юнга на практике можно применить для определения своего типа установки или типов установки окружающих. Если, к примеру, вы замечаете за собой/другими нерешительность, замкнутость, остроту реакций, преобладающее состояние защиты от внешнего, недоверчивость, это говорит о том, что ваша установка/установка других относится к интровертированному типу. Если же вы/другие открыты, легко идёте на контакт, доверчивы, включаетесь в незнакомые ситуации, пренебрегаете осторожностью и т.п., то установка относится к экстравертированному типу. Знание своего типа установки (по Юнгу) даёт возможность глубже понять себя и других, мотивы действий и реакции, а это, в свою очередь, позволит повысить свою эффективность в жизни и выстраивать отношения с людьми наиболее продуктивно.

Аналитический метод Юнга можно использовать и для анализа своего поведения и поведения окружающих. Исходя из классификации сознательного и бессознательного, можно научиться выявлять те мотивы, которым руководствуетесь в поведении вы сами и окружающие вас люди.

Ещё пример: если вы замечаете, что ваш ребёнок по достижении определённого возраста начинает вести себя враждебно по отношению к вам и старается абстрагироваться от людей и окружающего мира, то можно с большой долей уверенности заявить, что начался процесс индивидуации - становления индивидуальности. Это происходит, как правило, в юношеском возрасте. Согласно Юнгу, есть и вторая часть становления индивидуальности - когда человек «возвращается» в мир и становится его неотъемлемой частью, не стараясь себя от мира отделить. Для выявления подобных процессов прекрасно подходит метод наблюдения.

Википедии .

Теория личности Уильяма Джемса

Он подразделяет анализ личности 3 части:

  • Составные элементы личности (которые сгруппированы по трем уровням)
  • Чувства и эмоции, вызываемые составными элементами (самооценка)
  • Поступки, вызываемые составными элементами (самосохранение и забота о самом себе).

Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлер ввёл понятие «стиль жизни» он проявляется в установках и поведении конкретной личности и формируется под влиянием общества. Согласно Адлеру, структура личности едина, а главным в её развитии является стремление к превосходству. Адлер различал 4 типа установок, которые сопутствуют стилю жизни:

  • Управляющий тип
  • Получающий тип
  • Избегающий тип
  • Социально полезный тип

Также он предложил теорию, целью которой является оказание помощи людям в понимании самих себя и окружающих. Идеи Адлера явились предвестниками феноменологической и гуманистической психологии.

Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Психосинтез Роберто Ассаджоли

Ассаджоли выделил 8 зон (подструктур) в основной структуре психического:

  1. Низшее бессознательное
  2. Среднее бессознательное
  3. Высшее бессознательное
  4. Поле сознания
  5. Личное «я»
  6. Высшее «я»
  7. Коллективное бессознательное
  8. Субличность (подличность)

Смысл психического развития, согласно Ассаджоли, заключался в увеличении единства психики, т.е. в синтезе всего в человеке: тела, психики, сознательного и бессознательного.

Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Физиологический (биологический) подход (теория типов)

Данный подход фокусировал внимание на строении и структуре тела. Имеются две основных работы в данном направлении:

Типология Эрнста Кречмера

Согласно ей, люди с определённым типом телосложения имеют определённые психические особенности. Кречмер выделял 4 конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Работа Уильяма Герберта Шелдона

Шелдон предположил, что форма тела влияет на личность и отражает её особенности. Он выделял 3 класса телосложения: эндоморф, эктоморф, мезоморф. Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Концепция личности Эдуарда Шпрангера

Шпрангер описал 6 психологических типов человека, зависящих от форм познания мира: Теоретический человек, Экономический человек, Эстетический человек, Социальный человек, Политический человек, Религиозный человек. В соответствии с духовными ценностями человека и определяется индивидуальность его личности. Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Диспозициональное направление Гордона Олпорта

Олпорт выдвинул 2 общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. По Олпорту, каждая личность уникальна и её уникальность может быть понята посредством определения конкретных черт личности. Этот учёный ввёл понятие «проприум» то, что признаётся своим во внутреннем мире и является отличительной чертой. Проприум направляет жизнь человека в позитивном, творческом, стремящемся к росту и развивающемся русле в соответствии с человеческой природой. Идентичность здесь выступает в роли внутреннего постоянства. Также Олпорт подчёркивал неделимость и целостность всей структуры личности. Подробнее читайте .

Интрапсихологический подход. Теория Курта Левина

Левин предположил, что движущие силы развития личности находятся внутри неё самой. Предметом его исследования были потребность и мотивы поведения человека. Он старался подойти к изучению личности как к некоторому целому и выступал сторонником гештальтпсихологии. Левин предложил свой подход к пониманию личности: в нём источник движущих сил поведения человека находится во взаимодействии человека и ситуации и определяется его отношением к ней. Данная теория получила название динамической или типологической. Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Феноменологические и гуманистические теории

Главным причинными средствами личности здесь является вера в положительное начало в каждом человеке, его субъективные переживания и стремление к реализации своего потенциала. Основными сторонниками этих теории были:

Абрахам Харольд Маслоу: его ключевой идеей была потребность человека в самоактуализации.

Экзистенционалистское направление Виктора Франкла

Франкл был убеждён, что ключевыми моментами в развитии личности являются свобода, ответственность и смысл жизни. Подробнее о данной теории читайте в Википедии .

Каждая из существующих на сегодняшний день теорий обладает своей уникальностью, значимостью и ценностью. А каждый из исследователей выявил и прояснил важнейшие аспекты личности человека и каждый из них прав в своей области.

Для наиболее полного ознакомления с вопросами и теориями психологии личности вы можете воспользоваться следующими книгами и учебниками.

  • Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  • Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. М., 1980.
  • Виттельс Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  • Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1997.
  • Крэйн У. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980.
  • Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.
  • Немов Р.С. Общая психология. изд. Питер, 2007.
  • Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.
  • Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  • Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  • Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  • Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  • Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995.
  • Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов-на-Дону, 2004.
  • Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2 томах. М.: Прогресс, 1996.
  • Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  • Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 1997.
  • Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  • Экспериментальная психология. / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975.
  • Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.; Киев: ЗАО Совершенство "Port-Royal", 1997.
  • Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
  • Юнг К. Тэвистокские лекции. М., 1998.
  • Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    "Индивидуа́льность " (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования...

    Повседневность , повседневная жизнь - один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия. Это область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека.

    Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

    Кросс-культурная компетентность (грамотность) (англ. сross-cultural competence) - область психологии, отвечающая за формирование у человека понимания культуры других. Кросс-культурная компетентности основана на осознании, что разнообразие - это объективная характеристика мировой культуры и движущая сила её развития. Различные аспекты формирования кросс-культурной компетентности, уровни её формирования рассматриваются в работе Р.Хенви «Достижимая глобальная перспектива».

    Феноменологическая эстетика (от греч. phainomenon - являющееся и греч. logos - учение, от греч. αἴσθησις - чувство, чувственное восприятие) - это направление в эстетике, сложившееся в 30 - 50 годы XX века под воздействием критики трансцендентального идеализма за «субъективизм» и «психологизм» и феноменологии Эдмунда Гуссерля, направленной на возвращение от аналитики субъекта «Назад к самим вещам!». Феноменологическая эстетика ценит в субъекте не активность мышления, а способность созерцания.

Многогранность … Орфографический словарь-справочник

Разносторонность, многосторонность; всесторонность, универсальность. Ant. односторонность, однообразие Словарь русских синонимов. многогранность см. разносторонность Словарь синонимов русского языка. Пра … Словарь синонимов

Ж. отвлеч. сущ. по прил. многогранный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Многогранность, многогранности, многогранности, многогранностей, многогранности, многогранностям, многогранность, многогранности, многогранностью, многогранностями, многогранности, многогранностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… … Формы слов

Односторонность … Словарь антонимов

многогранность - многогр анность, и … Русский орфографический словарь

многогранность - ‘способность охватить различные стороны жизни, деятельности’ Syn: разносторонность, многосторонность Ant: односторонность, однообразие … Тезаурус русской деловой лексики

многогранность - см. многогранный; и; ж. Многогра/нность призмы. Многогра/нность таланта. Многогра/нность характера … Словарь многих выражений

Многообразие, многосторонность, многогранность; многообразность, универсализм, универсальность. Ant. однообразие Словарь русских синонимов. разносторонность многосторонность, многогранность см. также универсальность Слов … Словарь синонимов

И, ж. Свойство по знач. прил. многогранный. Многогранность призмы. Многогранность таланта. Многогранность характера … Малый академический словарь

Книги

  • Не приходи ко мне зимою снежной , Роджер Желязны. `Многогранность, неистощимость на выдумку, логичность и склонность к юмору, а также истинное мифотворчество превратили Роджера Желязны не просто в писателя-фантаста, а в Писателя с большой…

Состояние психики человека многогранно, и является интегрированным отражением воздействия на личность внутренних и внешних стимулов, при отсутствии отчетливого осознания предметного содержания, например, бодрости, депрессии, скуки, и прочее. Психика человека подвижна и динамична, поведенческие особенности человека зависят от того, какой именно психический процесс происходит в данное время. Совершенно очевидно, что между бодрствующим и спящим человеком имеется отличие, также, отличается несчастный от счастливого, пьяный от трезвого. Психическим состоянием определяется особенность психики личности в конкретный временной промежуток.

При этом доказано, что психическое состояние, в котором пребывает человек, оказывает влияние на психические свойства и психические процессы, так как данные параметры имеют между собой тесную связь. Если ряд признаков повторяется часто, то приобретается устойчивость, и состояние может со временем стать свойством личности. К тому же, в современной психологии психическое состояние рассматривается как самостоятельный аспект, характеризующий психологию личности. Чтобы понять, что собой представляет психическое состояние, необходимо разобраться в некоторых понятиях. В данном случае, определение «психическое состояние» применяется в психологии для того, чтобы выделить в психике личности устойчивый компонент, который подчеркивает момент психики в динамике.

В основном, когда речь идет о психическом состоянии, подразумевается определенная энергетическая характеристика, которая оказывает непосредственное влияние на человеческую активность в процессе совершаемой деятельности. Специалисты отдельно выделяют состояние сознания, оно может находиться в стадии бодрствования, сна, дремоты, гипнотического воздействия. Более пристальному вниманию подвергается состояние людей при стрессе, экстремальных ситуациях. Каждое психологическое состояние включает в себя поведенческие аспекты, а также психологические и физиологические аспекты.

Структура психических состояний

Сама по себе структура психологических состояний включает в себя компоненты, являющиеся разнокачественными. Если рассматривать проявления, имеющиеся на физическом уровне, то это давление, частота пульса, и прочее. Моторная сфера имеет изменения в виде громкости голоса, мимики, также меняется ритм дыхания, становится другим темп речи. Проявления эмоциональной сферы представлены переживаниями отрицательного или положительного значения. Когнитивная сфера проявляется определенным уровнем мышления, прогнозированием событий, возможностью регулировать состояние организма. На поведенческом уровне от психического состояния человека зависит правильность действий, соответствие поступков требованиям.

Большое влияние состояние психики человека оказывает на коммуникативный уровень, сюда входит способность, стиль общения с окружающими, способность правильно понимать людей, воздействовать на них адекватными способами. Согласно исследованиям, различные психологические состояния обусловлены актуальными потребностями, являющимися системообразующим фактором. Например, при соответствии условий внешней среды легкому удовлетворению потребностей личности, возникает позитивное состояние, восторг, воодушевление, и прочее. В том случае, когда возможность удовлетворения определенного желания низкая, то наблюдается негативное психологическое состояние.

Возникшее состояние имеет огромное на характер человека, и может изменить его основные параметры. Полностью меняются чувства, ожидания, установки. В таких случаях психологи используют определение «фильтр восприятия мира». В чем это выражено? К примеру, влюбленному человеку объект его страсти представляется как идеальный, лишенный любых недостатков, хотя в реальности человек может и не являться таковым. Или же, бывают противоположности, когда разгневанный человек воспринимает все исключительно в черных тонах, при этом, даже логические доводы не оказывают на него серьезного влияния.

Классификация психических состояний

Вся жизнь человека состоит из психологических состояний, которые периодически приходят друг другу на смену. Психическое состояние демонстрирует степень уравновешенности и стабильности психики человека по отношению к требованиям среды, в которой он пребывает. Состояние печали, гнева, радости, разочарования и восторга меняются на основании того, что человек вовлекается в различные события, и по-разному к ним относится. Любое психическое состояние является временным своеобразием деятельности психики личности, которое ограничено содержанием, а также личностными отношениями к определенной деятельности. Процессы психических состояний бывают эмоциональными и волевыми, они всегда являются определителем функционального уровня индивида.

В том числе, подразделение психических состояний производится на личностные и ситуативные. При ситуативных состояниях наблюдается своеобразие протекания деятельности психики, принимая во внимание ситуационные обстоятельства. В данном случае имеется разделение на общефункциональные состояния, которые определяют поведенческую активность личности, и на состояния, отличающиеся психическим напряжением в более сложных условиях. К ним можно отнести различные кризисные ситуации, психопатию, умственную отсталость, неврозы, и прочее. Любое состояние психики человека имеет отношение к нейродинамическим особенностям нервной деятельности, связано с полушариями мозга.

Интервью для международного Издания PS.

«АЛЕКСАНДР ЭДВАРД РИВЕР: МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

(Амира Юсупова)

1). Бойцовский клуб, литература, исследовательская деятельность. Как у Вас на все это хватает времени?

- "Это далеко не все сферы моей деятельности и моих интересов. К примеру, я бы особо отметил, среди прочего, страстное увлечение мною произведениями искусства и художественной живописи. На базе этого была создана Мастерская "ALERI", в которой я лично занимаюсь этими составляющими. Если говорить о времени, то оно скоротечно и в вопросах его распределения, в первую очередь, всё зависит от чёткого распределения жизненных приоритетов, высокой самоорганизации и правильно поставленных целей. Важно определить именно то, чем тебе интересно заниматься, что интригует и развивает тебя, постепенно возвышая над самим собой, а так же истинная преданность и глубокое неподдельное уважение к тому, что ты делаешь. Исходя из этого, отмечу следующее: человек всегда найдёт определённое количество свободного времени для реализации того, что ему действительно нужно, того, что он считает важным для себя. Разумеется, происходит объёмное количество рабочих поездок, постепенное накопление невероятной усталости, как физической, так и той, что истончает психические резервы, порою, имеет место длительная нехватка полноценного сна и тому подобное. Но, основополагающим принципом моей жизни является идея дальнейшего продвижения и развития, а вместе с этим и та любовь к своему делу, которая позволяет мне, несмотря ни на что, продолжать дальнейшее движение в выбранном направлении".

2). То есть, Вы тот человек, который сделал увлечение своей работой?

- "Да, именно так и есть. Я глубоко убеждён, что этот аспект имеет первостепенное значение в жизни многих. Является тем постулатом личностного развития, к которому стремится подавляющее большинство ныне живущих людей. Не говоря уже о проводниках творческих идей, к которым я сам принадлежу. Для меня обозначается жизненной необходимостью истинная любовь ко всему тому, чем я окружён на этой Земле. Это проявляется, как в любви к женщине, близким людям, лесу, воде, так и к тем сферам деятельности, которые впоследствии стали формироваться в моей жизни как элементы профессиональной направленности. Выражаясь более точно - я занимаюсь именно, и только тем, что приносит мне удовольствие и внутреннюю радость, теми составляющими, которые наполняют мою жизнь смыслом и приводят моё сознание в состояние тонкой гармонии. Я считаю, что это именно то, ради чего стоит жить, просыпаться по утрам, вдыхая в каждый свой день новые ноты позитива - того, что подталкивает тебя к дальнейшей череде свершений и осуществления поставленных целей".

3). Бойцовский клуб. Слыша эту фразу, невольно вспоминается одноименный роман Чака Паланика. Но что на самом деле «W.S.P»?

- "В отличии от вышеупомянутого романа, Бойцовский клуб "W.S.P" (аббревиатура от английского: "The Way of Soul Power - "Путь внутренней силы") вполне реален и, что является первостепенным, о нём можно и нужно упоминать. На протяжении почти семнадцати лет он является моим детищем на поприще накопленных бойцово-профессиональных качеств и навыков. Если сказать точнее, то это определённый арсенал боевых искусств, объединённых в формат одной автономной организации. В систему подготовки которой входят: система боя без правил, силовой тренинг, методы преодоления порога болевой чувствительности, всестороннее развитие технических качеств бойца и методов психической закалки, а также медитативных практик и аутотренинга. Это лишь малая часть из общего контекста подготовки в стенах наших тренировочных площадей. Тем самым, мы позволяем системно вырабатывать бойцовские навыки у адептов различных возрастов. Так мы вносим свой индивидуальный вклад в развитие здоровой нации, воинской культуры и морально-этических качеств, а также личностного духовного совершенствования".

4). Тренировки проходят по новой практике или же в основе лежат элементы восточных единоборств? Они так же направлены не только на физическое развитие бойца, но и на духовное, о чем, увы, многие забывают, акцентируя внимание только на мышцах.

- "Мой личный бойцовский путь, в своё время, начинался именно с практиками Востока. Как правило "Поднебесной" (современного Китая). Они включали в себя методы разнообразной физической подготовки, закалки тела и ударных поверхностей, наработки подвижности, быстроты реакции и скорости. В дополнении к этому, я изучал философию буддизма, даосизма и конфуцианства. Под руководством опытных мастеров практиковал различного рода медитативные практики и методы аутотренинга. С течением времени, я пополнял сундук своих знаний и умений. Возрастал опыт. То, чего мне не хватало, я заимствовал из других бойцовских течений. В то же время львиную долю технических элементов и упражнений на развитие силовых качеств я разработал сам. Так объём накопленных навыков значительно расширился и привёл к тому, что я создал свою индивидуальную систему рукопашного боя без правил. Затем организовал свой Бойцовский клуб. В нём существует ряд стилевых направлений и возрастных групп. Преподавание в клубе происходит по канонам Системы боя без правил "W.S.P" и классического южно-китайского кунг-фу: "стиля пяти зверей - Хунцзяцюань", наиболее известного на Западе под названием "Хунгар". Тренировочный процесс включает в себя весь спектр всесторонней подготовки человека, развития его личностных качеств, где физическая и духовная направленности связаны неразрывными цепями и гармонично дополняют друг друга на всём пути совершенствования бойца".

5). Историко-мистический проект «Вне-Х». Можно подробней об этом Вашем проекте?

- "Данный проект был создан, в первую очередь, для всестороннего исследования прецедентов различных мистических проявлений в обыденности процессов, зачастую окружающих нас. Была организована рабочая команда, которая, с течением времени, стала готовить выезды к различного рода "нечистым", "проклятым", "колдовским" местам, территориям "не упокоившихся" - туда, где когда бы то ни было имелись явные упоминания о подобном. Стал происходить стихийный сбор тематического материала (работа с архивными данными, опрос очевидцев, изучение карт, путей следования и возможности продвижения по той или иной местности, и тому подобное). По итогам его обработки, на данный момент, написано уже достаточно обширное количество статей, заметок, обзоров и номерных дел проекта. Отснят внушительный арсенал визуального контента. Одним словом, мы сами, своим личным присутствием подтверждаем, либо же опровергаем те или иные городские легенды, слухи и суеверия, которыми народ окутывал себя со стародавних времён. За многовековую историю таковых накопилось в достаточном количестве. Признаться, существует ряд мест, в которых под покровом лунной тёмной ночи "холодела" кровь. Впрочем, интерес посредством этого внутреннего переживания только усиливался со временем - это стало некой необходимостью. Без подобной работы мы стали ощущать себя облачёнными в паутину повседневной серости и предсказуемости. Этих проявлений мы всегда старались всячески избегать. Именно поэтому, несмотря на неумолимый ход времени, каждый из нас не утратил того энтузиазма, той тлеющей искры, которая способна превратить обычную ночь рабочего выезда в нечто гипнотическое, завораживающее. Невероятная гамма испытанных эмоций, дополненная довольно своеобразными, но, в то же время, волнующими ощущениями".

6). Вы так красочно все описываете! Есть ли возможность ознакомиться с вышеупомянутыми материалами по экспедициям проекта? Есть ли данные в сети или же Вы планирует выпустить серию книг посвященных тематике проекта?

- «В настоящее время проект представлен в группе социальной сети «Вконтакте» под названием «Историко-мистический проект «Вне-Х». Статьи же посвящённые исследованиям распространяются ещё по некоторым специализированным печатным и интернет ресурсам. Так же немалое количество статей располагается на моей личной писательской странице портала «Проза.ру», под именем Александр Эдвард Ривер. С каждым днём возрастает охват вещания и популяризации проекта. Он становится всё более узнаваемым и востребованным в кругах широкой читательской аудитории. В будущем мы планируем выпуск полноценной книги, в которой будет собрано всё самое интересное и интригующее. Мы постараемся окунуть читателя в ту странную, а порою весьма пугающую атмосферу, которая
сопровождала нашу команду во время ночных экспедиций. Мы систематичны и последовательны. Поэтому, на данный момент, нами собрано огромное количество рабочего материала, требующего последующей умелой обработки и, не менее умелой, редактуры. И когда наши рабочие архивы всё это претерпят, мы познакомим вас с множеством поистине захватывающих мистико-документальных историй».

7). О чем Ваш роман «Вальс лунных мотыльков»?

- "Сюжетная линия рождается в пелене туманного прошлого, а точнее загадочных, необъяснимых событий, произошедших в одном из старинных румынских селений, близ массивных Карпатских гор. Прототип описываемых объектов вполне реален и является частью моих личных былых воспоминаний. Мистико-драматические аспекты будут вести главного героя сквозь череду странностей, медленно подводя его к осознанию неумолимости задуманной развязки. Которая будет являться саспенсом, полной неожиданностью для читателя. Именно такие сюжеты наиболее близки мне. Ведь, под куполом писательского ремесла, я зачастую позиционирую себя именно как автор подобных тематических произведений. Это я описал роман в очень размытых общих чертах, искренне надеясь на Ваше понимание того, что до заключения договора с издательством и выхода в тираж печатной книги, я не могу в полной мере раскрыть всю концепцию рукописи".

8). Захватывающий сюжет! Если не секрет, на каком Вы сейчас этапе работы? Думаю, многие бы с удовольствием прочли Вашу книгу.

- "Мне приятно то, что сюжет моего предстоящего романа имеет способность заинтересовать своим содержанием, а уж тем более, что в данный промежуток времени, уже успел оказаться для многих читателей захватывающим. В настоящее время свою публикацию обрели шесть условных глав произведения. Это та часть, которая появилась непосредственно в свободном доступе. И, надо признаться, что данное количество материала уже стало предметом оживлённого обсуждения в литературных кругах, и не только. Всегда приятно, когда ценят твои мысли, проработанный сюжет, атмосферу и созданные тобою персонажи. Что касаемо того этапа, на котором сейчас находится рукопись, могу выразиться достаточно скромно: работа продвигается весьма плодотворно и в необходимом темпе. Точных данных процесса создания рукописи я в настоящее время пока не могу озвучить, по причине контрактных обязательств с моим литературным агентом и издательством, под эгидой которого, книга обретёт, в своё время, печатную форму. Со своей стороны я буду прилагать все возможные усилия, для того, чтобы мои читатели, в скором будущем, имели возможность соприкоснуться с миром моих мрачно-мистических фантазий и образов".

9). Вы хотите написать мистическую сказку для взрослого поколения с переплетением жанровой направленности. При этом, Ваши произведения, с которыми была знакома редакция и читатели, можно сказать, подпадают под эту категории. Или в Вашем понимании эта задумка отличается от Вашего текущего творчества?

- "Скажем так, это одна из возможных задумок, которые я, скорее всего, хотел бы осуществить в будущем. Сюда же можно отнести психологический триллер и остросюжетный детектив. Это мною перечислена довольно малая часть того, в чём хотелось бы себя испробовать как автору. Есть определённые идеи и творческие зарисовки; во что же это выльется, покажет только мерный ход времени. Что же касается мистик-сказки для взрослых, то, разумеется, пока подобного из под моего пера не рождалось. Я пишу о реальном мире, окружающем нас, в который порою вторгаются тени некоторых мистических проявлений и видений. Именно они задают необходимый ритм произведению, наполняют его сюжетную линию. Сказка же, по сути своей, это придуманный волшебный мир, со своей особой структурной составляющей. Думаю, в недалёком будущем я приму окончательное решение и всерьёз возьмусь за написание одной из таких работ".

10). То есть, речь идёт о создании полноценного мира, а не вставок, скажем так, мистики в наш мир?

- "Да, как правило, это именно отдельно существующий мир, в котором все процессы подчиняются своим особым магическим критериям. Как окружающего пространства, так и взаимоотношений. Немного иронии и непостижимости реальности - того, чего не может существовать в рамках реального мира и его повседневных забот. Отличительная же особенность произведений мистической направленности, выходящих из под моего собственного авторского пера, состоит в том, что описанный мир вполне реален и сер. Он подвержен проявлению туманно-рутинной обыденности, в которой существуют некие пространства, позволяющие в определённый момент времени развеять границы этой реальности и объединить между собой составные элементы этих двух противоположно-направленных миров - хрупкого мира живых и вечного мира духов".

11). Глядя на Вас и Ваши интересы, складывается впечатление, что Вы по жизни боец и искатель. Боец по духу, стойкий. Искатель знаний, тайного и сокровенного. Это так, или это лишь маска, образ?

- "Да, это именно так. Без каких либо масок и лицедейств. Это моя внутренняя сущность, порождённая из многих лет скитаний и поиска, размышлений и терзаний. Переплетения процессов стихийности падения и обретения нового Возрождения. Воспитания духовной составляющей в самом себе, того стержня, той основы, которая постепенно взращивала во мне того человека, которым я являюсь
здесь и сейчас, в этот самый конкретный отрезок времени, в этот самый отдельно взятый момент. Большим подспорьем и фундаментом к этому развитию явились мои скандинавские корни, языческие корни викинга - бойца и воина. Это моя кровь и тот запас воли и терпения, который способствует дальнейшему развитию личностного сознания и моего духовного мира на протяжении всего моего жизненного пути. А игру образов, пожалуй, я оставлю для моих литературных персонажей. Которые, порою, ведут со мною свою загадочную игру, дополняют глубину моего внутреннего мира, вдохновляя, тем самым, на новые свершения и неведомые ранее творческие открытия".

12). Скандинавские корни! Не удивительно. Глядя на Вас, складывается впечатление именно о том, что перед тобой викинг. Поэтому вопрос личного характера: по вероисповеданию Вам ближе Боги скандинавских предков или же нет? Или же Вы атеист?

"Процесс моего личного духовного развития строился (да и строится по сей день) на базовых элементах: язычества, христианства, а также на основополагающих принципах буддизма, даосизма и верований индейских племён. Во всех этих течениях существует немало аспектов, которым следует уделить особое внимание при формировании системы своих жизненных ценностей. К мусульманству я отношусь с уважением, но, всё же, оно слишком далеко от меня. Как правило, это объясняется разностью культур и обычаев. В целом же, я являюсь сторонником естественности и в каждом из этих постулатов нахожу то, что подходит именно мне, способствует моей индивидуальной духовной самореализации. Мне близка непорочная стихия природы: свободного ветра, ласкающего пряди распущенных волос, кристально чистой воды и девственных лесов, призрачная непостижимость ярких солнечных лучей, заигравшихся в великолепии полевой росы и спокойствия томного ночного мерцания луны. Мой внутренний мир постоянно стремится к этой истинной первозданности. Моя кровь зовёт меня. Поэтому особое место в этой многогранной системе становления занимает язычество - вера моих предков - викингов. Именно в ней наиболее сочетается гармония природных начал и внутреннего духовного мира - той внутренней энергии, которая породила всё живое. К язычеству наиболее близки верования индейцев. Похожие принципы, похожая судьба. Я бы даже сказал, что язычество довольно схоже с ними. И это проявляется во множестве ключевых аспектов. В уважении к ближнему и всему тому, что тебя окружает. Атеистом я никогда не являлся. Отрицание всего в моём сознании всегда ассоциировалось с бездушностью пустоты. А разве стоит пустое пространство того, чтобы связывать с ним свою жизнь - как физическую, так и духовную.? Убеждён, что эта погоня за несуществующим призрачным мерцанием не стоит истраченных свечей. Теплый нежный воск, стекающий с огарка, уже сам по себе стоит большего".

13). Из большого списка вещей, что Вас вдохновляют, хочется выделить жертвенность и самоотдачу. Эти черты свойственны не многим людям. Вы склонны к альтруизму?

- "Не склонен по своей природе, являясь человеком чрезвычайно самодостаточным, что само по себе уже подразумевает определённую долю обозначения личного круга интересов. В противном случае, в жизни непостижимо сложно достичь сколь бы то ни было значимых профессиональных высот. Но, с накопленным жизненным опытом, он проявляется всё чаще в моём отношении к близким людям. Как правило, это касается именно кровных семейно-родовых связей. К которым я отношусь с особым благоговением, считая их основой морально-этических норм как для меня лично, так и для любого человека, почитающего свою культуру, обычаи и уклад жизни своих предков. Что же касается жертвенности в частности, то она сама по себе является для меня неоспоримым апогеем истинного проявления чувств и чистоты духовных помыслов. Она сбрасывает с человека все тяготы оков греховности и делает его абсолютно свободным и чистым, подобно превращению первозданной природной влаги в хрустальную прохладу прозрачной утренней росы. Именно так происходит становление воинского духа. Посредством его очищения.