Принципы обучения – это положения, правила определяющие закономерности процесса физического воспитания для эффективного обучения в физическом воспитании. Принципы обучения Общеметодические - сознательности и активности - наглядности - доступности и индивидуализации Специфические - непрерывности процесса ФВ - системного чередования нагрузки и отдыха - прогрессивности - адаптированного сбалансирования динамики нагрузок - цикличности - возрастной адекватности направлений ФВ
1. Принцип сознательности и активности Назначение принципа состоит в том что бы сформировать у занимающегося глубоко осмысленное отношение устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности т. е. воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания. Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. В процессе Ф. В. должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Эффективность процесса Ф. В. в значительной мере зависит от того насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать пути их улучшения. Активность – это мера проявляемая человеком в деятельности, степень его включения в работу. Активность выступает как предпосылка сознательного усвоения знаний умений и навыков. Активность на уроке ФК, достигается занимающимися, благодаря повышению интереса к уроку ФК учителем, т. е. мотивируя их на деятельность, с помощью разных способов: музыкального сопровождения, использования игрового и соревновательного методов, похвалы и т. д.
2. Принцип наглядности Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в процессе Ф. В. осуществляется в трех формах: зрительная, звуковая и двигательная. Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по частям, учебных видеофильмов, наглядных пособий и т. д.). Роль зрительной наглядности важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик. Она существенно дополняет зрительную наглядность. Двигательная наглядность является наиболее специфичной для Ф. В. Ее значение велико особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом является метод направленного прочувствования двигательного действия.
3. Принцип доступности и индивидуализации Принцип означает требование оптимального соответствия задач средств и методов Ф. В. возможностям занимающихся. Критериями для определения доступных нагрузок являются: объективные (пульс, арт. давление функциональные пробы и т. д.) и субъективные (сон, аппетит, самочувствие, желание заниматься и т. д.) показатели. Индивидуальный подход необходим для тех учащихся, кому нагрузка не доступна. Таким образом задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит учителя Ф. В. перед чрезвычайной сложной картиной различных факторов, которые нужно постоянно учитывать.
1. Непрерывности процесса Ф. В. Сущность принципа предполагает, во-первых что процесс Ф. В. является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий Ф. У. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Во-вторых непрерывность обязывает специалистов по Ф. К. и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий Ф. У. , т. е. перерыв между занятиями должен быть в 2 -3 дня. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов.
2. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе Ф. В. является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Учитывая гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно построить систему занятий, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект. Для сохранения повышенного уровня функционирования нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха более 5 дней, между нагрузками произойдет реадаптация – возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Таким образом, для реализации принципа, необходимо построение четкой системы и последовательности с учетом «следовых» явлений.
3. Прогрессивности Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее воспитание физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. Таким образом, принцип прогрессивности предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках физического воспитания. - Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. - По мере адаптации к применяемой нагрузке, т. е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. - Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение. Вышесказанное дает основание для использования в физическом воспитании динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую. Формы динамики суммарной нагрузки в физическом воспитании: I -линейная; II - ступенчатая; III - волнообразная
5. Принцип циклического построения занятий Процесс физического воспитания - это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя микроциклы, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий. Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов.
6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т. е. применительно к сменяющимся периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека.
2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
К числу принципов, отражающих идейные основы физического воспитания, относят общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они гарантируют единство всех сторон физического воспитания в процессе физического воспитания (умственного, трудового, физического и психического), обеспечивают оздоровительный эффект и способствуют подготовке человека к трудовой деятельности.
В системе образования имеют место общепедагогические принципы , отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.
Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы , «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».
Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные, общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.
Общеметодические принципы
Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику физического воспитания. Систематическое воздействие физических нагрузок на организм человека может быть успешным только в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и методические положения, вытекающие из них.
Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые. Таким образом, понимание занимающимися того, что и для чего они выполняют на занятии, повышает заинтересованность в работе и эффективность педагогического процесса, делает возможным творческий подход в использовании средств и методов и педагогом, и занимающимися. Постепенно ученик становится партнером учителя, переставая быть лишь пассивным объектом педагогических воздействий и превращается в субъекта учебно-воспитательного процесса, что является особенно важным при решении сложных задач (например, необходимость выполнять большой объем физических нагрузок в спорте высших достижений).
Принцип сознательности и активности реализуется в практике при условии выполнения следующих его требований:
1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение к цели и конкретным заданиям. Это становится возможным, если на занятии:
конкретизируются задачи;
дается характеристика каждому заданию;
формируется интерес к занятию.
2. Формировать навыки сознательного анализа, самоконтроля и самооценки выполнения заданий. Самоанали з всегда необходим при выполнении технически сложных движений, и он требует сформированной системы биомеханических, анатомических знаний. Самооценка включает анализ функционального состояния при выполнении физических нагрузок (знание физиологических особенностей организма). Самоконтроль подразумевает способность занимающегося самостоятельно оценивать результат всего занятия в целом.
3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования . Активное участие занимающегося в педагогическом процессе возможно при выполнении предыдущих условий.
Принцип наглядности
Физиологическим обоснованием принципа наглядности является учение И.П. Павлова об анализаторах, составляющих первую сигнальную систему отражения внешнего мира, а также учение П.К. Анохина о том, что в основе поведенческих актов лежит образование функциональных систем. Функциональные системы формируются и осуществляются на основе афферентного синтеза, то есть интеграции чувственных раздражений, дающих непрерывную и разностороннюю информацию обо всех процессах и явлениях, происходящих внутри и вне организма.
В практике ФВ существуют примеры, которые объясняют важность участия при выполнении физических упражнений, таких анализаторов, как зрительный, слуховой и двигательный. Например, временное ограничение участия зрения при выполнении ведения мяча в баскетболе обостряло и совершенствовало функции слухового и двигательного анализаторов спортсменов. В дальнейшем, после снятия ограничения, выполнение этого двигательного действия отличалось большим автоматизмом и совершенностью. Это доказывает, что в процессе ФВ должно идти многостороннее развитие органов чувств, необходимых при выполнении физических упражнений, и обеспечивает такое развитие соблюдение принципа наглядности.
Первую роль играют такие дистантные анализаторы, как зрительный и слуховой. С их помощью главным образом осуществляется управление движениями в новом незнакомом двигательном акте. Зрительные раздражители помогают уточнять движения в пространстве, а звуковые - во времени. Это происходит до тех пор, пока двигательный анализатор не займет ведущего положения. Только тогда движения станут корректироваться главным образом на основе чувственных сигналов с проприорецепторов мышц, нервных окончаний суставно-связочного аппарата и кожи. Двигательная наглядность формируется быстрее и эффективнее при помощи метода "направленного прочувствования движений" (проводка по движению).
Таким образом, принцип наглядности необходим для создания чувственного образа техники, тактического варианта, для восприятия условий выполнения двигательных действий и результатов деятельности. Поставленные задачи можно решить, только воздействуя на большее количество анализаторов.
Решение задачи формирования чувственного образа возможно при условии выполнения следующих требований принципа наглядности :
обеспечивать единство непосредственной и опосредованной наглядности (первая обеспечивается натуральной демонстрацией упражнений и "прочувствованием" их в личной практике; опосредованная обеспечивается при помощи средств техники, наглядных пособий и иногда бывает более эффективной, чем прямое восприятие, например, уточнять биомеханические характеристики движения лучше с использованием диаграмм или замедленной киносъемки);
воздействовать на все необходимые при выполнении данного движения органы чувств (чем богаче чувственный образ движения, тем быстрее и легче на его основе формируется двигательное умение и навык, тем эффективнее проявление физических качеств в ходе выполнения этого движения);
учитывать возраст, пол, индивидуальный уровень физической и технической подготовленности занимающихся при подборе и использовании средств непосредственной и опосредованной наглядности (например, учитывая целостность восприятия движений детьми младшего школьного возраста, при разучивании новых движений лучше использовать методы натуральной демонстрации и образного слова).
Принцип доступности и индивидуализации
Этот принцип обязывает осуществлять обучение и воспитание в строгом соответствии требований возможностям занимающихся, т.е. с учетом их возраста, пола, уровня подготовленности и индивидуальных различий в физическом развитии. Таким образом, принцип доступности и индивидуализации предусматривает соблюдение посильной меры трудности в обучении и воспитании, что, в свою очередь, всегда будет обеспечивать оздоровительную направленность занятий.
Факторы, определяющие доступность :
к первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данной группы занимающихся;
ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося данной группы;
к третьей - адаптационные перестройки в организме;
к четвертой - условия, задачи, средства и методы их решения.
Этот принцип раскрывается через три основных требования :
1. Своевременно определять меру доступности (причем задания должны быть доступными, но сложными ). Чтобы сделать задание таковым, необходимо учитывать:
преемственность физических упражнений (учитывать явления отрицательного и положительного переноса, использовать двигательный опыт занимающегося, подводящие и подготовительные упражнения);
постепенно усложнять задания (повышать нагрузку или техническую сложность элементов);
формировать непосредственную готовность к выполнению физического упражнения (физическую и техническую) ;
использовать по необходимости методы целостного и аналитического (расчлененного) обучения движениям.
2. Индивидуализировать общие и частные задачи (общие задачи определяют в целом набор средств и методов обучения и развития на период времени; частные задачи определяют специфичность нагрузки в рамках одного или серии занятий с учетом индивидуальных особенностей адаптации к физическим нагрузкам).
3. Учитывать сенситивные периоды в развитии физических качеств.
Специфические принципы физического воспитания
Принцип непрерывности процесса физического воспитания
Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия "наслаивался" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости оттого, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.
Первый вариант используется при двух - трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.
Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.
В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объёму и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть определены в следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки =>, срочный (кумулятивный) тренировочный эффект => величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.
Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень взаимосвязи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде определенного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных аспектов управления. Он требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего, это обеспечение последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим, строгого согласования и распределения нового учебного материала с предыдущим, а также целесообразного порядка, направленности применяемых физических нагрузок. В этом процессе важное значение имеет учет закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также переноса двигательных навыков и физических качеств. Определяя последовательность освоения упражнений, а также различных по характеру физических нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного переноса и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Одним из важных аспектов реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является, несомненно, объективной предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида.
Его суть заключается в том, что нагрузка должна закономерно повышаться в соответствии с физиологическими особенностями адаптации организма к нагрузкам различной величины, так как длительное применение стандартной нагрузки приводит по мере приспособления к ней к снижению тренировочного эффекта.
Типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания вытекают из трех основных положений:
Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.
По мере адаптации к применяемой нагрузке, то есть, перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.
Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.
На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно восходящая и ступенчато восходящая формы планирования нагрузки. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повышает "цену" адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональных систем организма. При использовании больших энергоёмких физических нагрузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяющие долговременную форму адаптации. При её целенаправленном формировании используют волнообразный и ступенчато восходящий варианты планирования. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профилактики переутомления индивида. Ступенчато восходящий характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособителъные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Показано, например, что у начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и при околопределъных отягощениях. В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения тех систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опорно-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. Одни из них справляются с новыми, повышенными требованиями сравнительно легко и быстро, другие - наоборот. При этом функциональные перестройки протекают быстрее, морфологические - медленнее. Динамика повышения физических нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером указанной гетерохронности приспособительных перестроек отдельных систем организма.
Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).
В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навыков. Следовательно, основным условием для образования этих систем должно быть систематическое изменение и усложнение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий.
Успешное и длительное совершенствование двигательных навыков указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.
Принцип циклического построения занятий
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.
По мнению профессора Л. П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически определенную форму совершенствования функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта микроцикла обусловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому, параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в соответствии с предикативными признаками преимущественного содержания этапа подготовки.
Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительного полугодичного, годичного и многолетнего цикла подготовки. Методологической основой технологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим нагрузкам в процессе его эндогенного развития (развития, вызванного внутренними причинами).
В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной формы (готовности к максимальному результату), её реализации в соревнованиях и последующей утраты.
Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо- и макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должны обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма во многом определяет содержание учебно-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Свойства принципа возрастной адекватности предусматривают решение сложных методологических и технологических проблем. Наиболее актуальными являются определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и преимущественной направленности базовой подготовки. К ним целесообразно отнести малоизученные вопросы оптимального соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей, текущих педагогических задач, используемых средств и методов физического воспитания на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно приводит к отклонениям физического развития индивида. Эффективность физического воспитания детей во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что, несомненно, обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.
Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов. Это определение стратегии и технологии преимущественной направленности подготовки на отдельных этапах многолетних занятий, обеспечение гармоничного развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соответствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе.
Лекция 4. Тема: Средства физического воспитания (2 часа)
Средства физического воспитания
Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Понятие о технике физических упражнений
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как вспомогательные средства физического воспитания
Введение
Общее определение принципа трактуется в русском словаре как "основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.". В системе образования и воспитания под принципом следует понимать "руководящее положение", "основное правило", "установка". Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.
К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.
В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания. Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания(умственного, эстетического, трудового, физического); обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности; отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности.
В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.
Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения.
Цель исследования: определить какими принципами следует руководствоваться в системе физического воспитания.
Задачи исследования:
ь Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
ь Выявить общеметодические принципы физического воспитания;
ь Выявить специфические принципы физического воспитания.
Методы исследования:
ь Анализ специальной научно-методической литературы.
Общеметодические принципы физического воспитания
Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика выполнения физическим упражнениям согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них. К общеметодическим принципам физического воспитания относятся следующие: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип прогрессирования (динамичности).
Одним из главных направлений обучения является физическое воспитание, ориентированное на развитие здоровой, гармонично развитой, социально активной личности. Указанные задачи воплощаются при помощи системы педагогических принципов.
Принципы физического воспитания – это базовые положения, регламентирующие содержание, построение, организацию педагогического процесса. Данные требования определяют деятельность педагога по всесторонней физической подготовке учащихся.
Классификация принципов физического воспитания такова:
- Общие;
- Методические (дидактические);
- Специфические.
Понятие общих принципов
В общих принципах физического воспитания отражается методика педагогического процесса в целом. Эти установки определяют главные направления физвоспитания в социуме. К ним относятся:
1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.
В ходе обучения физкультуре следует интегративно решать задачи , эстетического, умственного, физического воспитания. В этом случае сформированные физические качества и способности индивида будут иметь общественную ценность.
Для полноценного развития физических качеств и двигательных навыков необходимо обеспечивать неразрывность общей и специальной физподготовки.
2. Связь физвоспитания с жизненной практикой.
Физическая культура должна подготавливать людей к продуктивному труду и защите Родины. Освоить новую работу или овладеть сложной военной техникой сможет только сильный, выносливый человек с хорошим физическим развитием. Следовательно, на уроках физкультуры нужно отдавать предпочтение упражнениям, вырабатывающим двигательные навыки трудового характера.
В любой форме физической деятельности внимание акцентируют на создании у занимающихся активной жизненной позиции на основе воспитания нравственных качеств, трудолюбия.
3. Оздоровительная направленность физвоспитания.
Каждый преподаватель физкультуры несет перед государством ответственность не только за сохранение, но и за укрепление здоровья своих учеников, поэтому нагрузки на занятиях устанавливаются, исходя из возраста и подготовленности детей.
За занимающимися обязательно устанавливается врачебный контроль, в рамках которого медработник определяет влияние упражнений на организм учащихся.
Характеристика методических принципов
Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.
В перечень дидактических принципов входят:
1. Принцип сознательности и активности.
Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.
Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.
2. Принцип наглядности.
С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.
На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.
На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.
3. Принцип доступности и индивидуализации.
Особенности специфических принципов
В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:
1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).
Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:
- увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
- усложнять технику выполняемых упражнений;
- расширять технический и тактический арсенал.
Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.
2. Принцип систематичности.
Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.
Выполнение упражнений приводит к утомлению, поэтому физическую активность детей нужно чередовать с отдыхом.
Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.
3. Цикличное построение занятий.
Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:
- микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
- мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
- макроциклы, продолжающиеся в течение года.
4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся. К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств.
Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский Институт Физической Культуры и Спорта
РЕФЕРАТ
по
предмету: «Теория и
методика физической
культуры и спорта»
на
тему: «Принципы физического
воспитания»
-
Выполнил:
-
студентка 3 курса
-
факультет: физической культуры
-
группы: 1Ф-735-З
Рябова Галина Алевтиновна
Проверил:
-
Преподаватель Кузьменко Г.А.
Содержание
Введение………………………………………………………… ………………………………………….…… 3
Принципы физического воспитания …………………………………………………………….…. 3
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………………………………….. 31. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ………………………………….. 3
2. ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ ……………………………………4
3. ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………………... 6
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………...… 7
1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ …………………………………………………………….… 7
2. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ ……………………………………………………………………………… ……… 9
3. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ …………………………………………………...…… 9
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………………. 11
1. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………. 11
2. ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ЧЕРЕДОВАНИЯ НАГРУЗОК И ОТДЫХА …………………………………………... 12
3. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО НАРАЩИВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕ-ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ………… 12
4. ПРИНЦИП АДАПТИРОВАННОГО СБАЛАНСИРОВАНИЯ ДИНИМИКИ НАГРУЗОК ……………………..…… 13
5. ПРИНЦИП ЦИКЛИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ …………………………………………………..…… 14
6. ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ АДЕКВАТНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………….. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………………………………………………. 15
СПисок использованных источников…………………………………………………… ……………… 17
Введение
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно «тело» стоит на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас время – время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет – без физической нагрузки человеческое тело начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням. Это, плюс загрязнение окружающей среды – главные причины появления так называемого «больного поколения».
Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.
Принципы физического воспитания
Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенныеположения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют
деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил
и времени.
В теории и практике физического воспитания существуют 2 основные группы принципов:
- общие принципы
системы физического воспитания,
общие методические принципы физического воспитания
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
1. Принцип всестороннего
и гармоничного развития
личности;
2. Принцип связи физического
воспитания с практикой
жизни;
3. Принцип оздоровительной
направленности физического
воспитания.
Рассмотрим каждый принцип более детально:
1. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Принцип всестороннего
и гармоничного развития личности раскрывается
в двух
основных положениях:
1)
Обеспечение единства
всех сторон воспитания,
формирующих гармонически
развитую
личность.
В процессе
физического воспитания и смежных
формах использования физической культуры,
необходим комплексный подход в решении
задач нравственного, эстетического, физического,
умственного и трудового воспитания. Только
в этом случае высокоразвитые физические
качества и навыки человека, его рекордные
достижения в спорте общественную ценность
и глубокое содержание.
2) Обеспечение широкой
общей физической подготовленности.
Комплексное
использование факторов физической
культуры необходимо для полного
общего
развития свойственных человеку жизненно
важных физических качеств, наряду с формированием
широкого фонда двигательных умений и
навыков, необходимых в жизни. В соответствии
с этим в специализированных формах физического
воспитания необходимо обеспечивать единство
общей и специальной физической подготовки.
Духовный
мир человека складывается под влиянием
внешней и, в первую очередь,
социальной
среды, а также благодаря активным
действиям человека, направленным
на изменение
окружающей среды и самого себя.
В процессе
физического воспитания – в силу
физического и духовного развития
человека
– существуют огромные возможности
для реализации задач умственного
нравственного
и эстетического воспитания. Принцип
всестороннего и гармоничного развития
личности включает следующие основные
требования:
- строго
соблюдать единство различных сторон
воспитания
обеспечивать широкую общую физическую подготовленность
закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов.
Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида
деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил
человека.
2. ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ.
Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.
Некоторые
ученые видят основную функцию физической
культуры и спорта в том,
чтобы
с их помощью ликвидировать скованность
современной жизни. Но есть и
другая
точка зрения – что физическое
воспитание призвано готовить людей, способных
высокопроизводительно трудиться и самоотверженно
защищать свою Родину от покушений врагов.
Это придает принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне.
Существует мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью.
Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой.
Физическое
воспитание должно обеспечивать соответствующий
уровень здоровья
членов
общества, развития их силы и выносливости.
Принципом связи физического
воспитания
с практикой жизни необходимо
руководствоваться всех частных
задач
физического
воспитания, в том числе и спортивной
тренировки, включая в нее физические
упражнения, имеющие непосредственно
прикладное значение. В итоге можно вывести
следующие конкретизирующие положения
принципа связи физического воспитания
с практикой жизни:
- решая конкретные
задачи физической подготовки, следует
при прочих равных
-
условиях отдавать предпочтение тем средствам
(физическим упражнениям),
непосредственно трудового характера;
- в любых формах
физической деятельности необходимо стремиться
двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических
способностей;
- постоянно
и целенаправленно связывать культурную
деятельность с
-
формированием активной жизненной позиции
личности но основе воспитания
3.
ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ.
Идея
укрепления здоровья человека пронизывает
всю систему физического
воспитания.
Из принципа оздоровительной направленности
физического воспитания
вытекают
следующее положения:
1) Ответственность перед
государством за укрепление
здоровья занимающихся
физическими
упражнениями.
Физкультурные
организации, преподаватели физического
воспитания, тренеры (в отличие от врача)
имеют дело, как правило, со здоровыми
людьми. Они несут ответственность перед
государством не только за сохранение
здоровья занимающихся гимнастикой, спортом,
играми и туризмом, но и за его укрепление;
2) Обязательность и
единство врачебного
и педагогического контроля.
Физические
упражнения – это средство, которое
лишь в условиях правильного
применения
дает оздоровительный эффект. В связи
с этим необходимо учитывать
биологические
особенности возраста, пола и состояние
здоровья занимающихся
физическими
упражнениями. Систематический врачебный
и педагогический контроль
предполагает
строгий учет этих особенностей. Следует
всегда иметь в виду, что
ни преподаватель,
даже хорошо подготовленный, ни сам
занимающийся не могут
полностью
и вовремя заметить те изменения,
которые наступают в организме
под
влиянием
физических упражнений. На помощь приходит
врач.
Врачебный
контроль за занимающимися обязателен
для всех организаций,
проводящих
работу по физической культуре. Однако,
врачебный контроль не
должен
ограничиваться только констатацией происходящих
в организме человека
изменений.
Наряду с показателями специального
педагогического наблюдения,
данные
врачебного контроля являются теми объективными
явлениями, по которым
мы можем
судить о положительном или отрицательном
влиянии физических
упражнений,
изменять и совершенствовать методы
физического воспитания.
Принцип
оздоровительной направленности отечественной
системы физического
воспитания
повседневного творческого содружества
врача, педагога и самого
занимающегося.
Если занимающийся почувствует ухудшение
здоровья, а врач
подтвердит
это по анализам, то он должен отойти
от интенсивного занятия
спортом
и довольствоваться физическими
упражнениями как лечебным средством.
Врач
и педагог обязаны на основе учета изменений
на основе учета изменений,
происходящих
в организме занимающегося под
влиянием физических упражнений,
предвидеть
возможные отдаленные результаты этих
занятий.
Таким
образом, как следует из вышеперечисленного,
основное назначение общих
принципов
физического воспитания сводится к
следующему:
- во-первых,
к созданию наиболее благоприятных
условий и возможностей
- во-вторых,
к объединению общей направленности процесса
физического
- в-третьих,
к определению основных путей, гарантирующих
достижение
практике.
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.
1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.
Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.
Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В процессе физического воспитания, прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию. От преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом.
Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.
Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Согласно теории деятельности (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.
Из данного принципа вытекают следующие требования.
1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
3. Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни.
4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.
Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка), беседа по разбору техники.
2. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ.
Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.
Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.
Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.
Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему -- только на уровне представления (Б.Г.Ананьев, 1957). Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% -- в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (Н.В.Краснов, 1977).
Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».
Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.
3. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.
Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.
Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:
- обеспечить
для каждого занимающегося наиболее оптимальные
условия для формирования двигательных
умений и навыков, развития физических
качеств, совершенствования физической
работоспособности;
исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
1) объективные показатели:
- показатели
здоровья (артериальное давление, различные
функциональные пробы, кардиограммы и
др.);
показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.);
Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы, команды). Ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.
Общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности занимающихся. В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания. Должны приниматься во внимание также особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.
и т.д.................