Подготовила: О.А. Бурова учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №16»
Цель: расширить знания о коррекционной работе.
Задачи:
- разъяснение важности коррекции речи детей;
- оказание практической помощи воспитателям, специалистом в работе с детьми с речевыми расстройствами;
- формирование положительной мотивации к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи;
- формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.
Пояснительная записка
Сначала давайте повторим, что такое «автоматизация, дифференциация звука?»
Обучение правильному произношению звука называется – постановкой звука; закрепление поставленного изолированного звука в слогах, словах, предложениях, в потоке собственной речи – называется автоматизацией звука; различение смешиваемых, заменяемых твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков – называется дифференциацией звука.
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно–рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок поизносит его изолированно совершенно правильно и четко. Скорость введения звуков в речи зависит, прежде всего:
От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей-дизартриков. Дизартрия – это нарушение или недостаточная чувствительность мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движение данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет;
От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь;
От состояния психических процессов – мышления, памяти, процессов произвольности – т.е. сознательном управлении своими действиями.
Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию.
Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру.
Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка.
Хотелось бы предложить игры, которые помогут ребенку автоматизировать звуки.
Игра «Говори правильно»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие мелкой моторики.
Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговорить слово и прикрепить картинку.
Игра «Куда положить картинку?»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; активизация словаря.
Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговаривая каждое слово.
Игра «Найди картинку»
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков. Развитие мелкой моторики
Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговорить слово и прикрепить картинку к фланелеграфу.
Игры «Кто больше» , «Логопедическое лото»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков. Развитие мелкой моторики, навыков звукового анализа, определение места звука в слове.
Игры «Чем отличаются слова?» , «Пара слов – картинок»
Цель: развитие навыков звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуков.
Игра «Цепочка слов»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Найти и разложить картинки так, чтобы конечный звук предыдущего слова был начальным звуком нового слова.
Игра «Продолжи слово»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие навыков слухового внимания, фонематического слуха; закреплять умения добавлять слоги до целого слова.
Найти продолжение слова, четко произнести его.
Игра «Большой - маленький»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; образование уменьшительно-ласкательных существительных; активизация словаря.
Назвать картинки, изображающие «большой» и «маленький» предмет.
Игра «Логопедическое лото» (один – много)
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; употребление существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже; активизация словаря.
Назвать слова в единственном и множественном числе в родительном падеже.
Игра «Подбери слово»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
Подобрать слово к звуковой схеме слова, объяснить каждый звук.
Игра «Придумай предложение»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков;
совершенствовать умения составлять предложения; развитие связной речи.
Предлагается придумать предложение про заданный предмет и выполнить схему предложения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
Развитие речи детей дошкольного возраста
воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.
“ Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель
Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет. За этот период я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, что необходимо проследить развитие речевой деятельности через: *Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы); * Связь мелкой моторики с речью; * Развитие речевой активности в режимные моменты; * Кружковая деятельность; * Проектная деятельность; * Взаимодействие с родителями.
Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.
Задачи:
- 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
- 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
- 3. Развитие мелкой моторики рук.
- 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.
Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);
Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.
Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.
Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…
Е. И. Тихеева.
Развитие речи на прогулке
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
Кружковая деятельность. Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд. Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.
Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.
Взаимодействие с родителями
Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.
Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе? Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский
Заключение Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.
Список литературы. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Интернет – ресурсы: nsportal.ru Maam/ru журналы «Дошкольное воспитание»: №6, 2004; №5, 2007; №6, 2007.
Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель 1 кв. кат. Еремина О. Г. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. Виды дидактической игры как игрового метода обучения: 1. игры – образовательная деятельность 2. дидактические игры Основные виды игр: - игры с предметами (игрушками, природным материалом), - настольно-печатные игры - словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника. Настольно-печатные игры Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи. Дидактическая задача Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся:
- предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
- картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;
- наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Светлана Лушняк
Презентация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью . Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них : плохо развитая мелкая моторика рук . Учеными доказана взаимосвязь развития речи и тонких движений рук. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев . Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. В данной презентации для Вас родители представлены различные игрушки, игры и материалы для развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук у детей .
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома , в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики . Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки !
Публикации по теме:
Играем, не скучаем, речь ребенку развиваем! Играем, не скучаем, речь ребенку развиваем! Вот и наступило долгожданное лето! Уже тепло. Можно подолгу гулять. Игры с песком, мячом, кукольными.
Игровой практикум для родителей и детей «Играем дома - развиваем речь» Тема: "Играем дома - развиваем речь". Форма проведения: практикум для родителей и детей Задачи: 1. Обучение родителей навыкам правильной.
Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.
Консультация для родителей «Вместе играем-речь развиваем» Консультация для родителей «Вместе играем - речь развиваем» Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и.
Консультация «Мы здорово играем и речь развиваем!» Вспомните, как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего- то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите «А.
Круглый стол для родителей «Играя пальчиками - развиваем речь» Воспитатель: - Здравствуйте!- ты скажешь человеку - Здравствуйте, здравствуйте – улыбнется он в ответ - Здравствуй – и наверно не пойдет.
Мастер класс для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь». Цель мастер-класса: Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в речевом развитии ребенка; Учить использовать пальчиковые игры для.