Внутреннее строение и виды: побег, почки и стебель. Развитие побега из почки. рост стебля в высоту Функции почек растений

Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

Ответ

А – клубень. Он запасает питательные вещества, чтобы почки (глазки) могли прорасти на следующий год. Б – луковица. Она запасает питательные вещества, чтобы прорасти на следующий год. В – корневище. Оно выполняет функции распространения и вегетативного размножения. Клубень, луковица и корневище являются видоизменениями побега.


Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы ее строения обозначены буквами А и Б? Какая ткань обеспечивает развитие почки? Укажите ее месторасположение.

Ответ

На рисунке изображена генеративная почка. А – зачаточный стебель, Б – зачаточный цветок или соцветие. Почка развивается за счет образовательной ткани (меристемы), которая находится на верхушке стебля (конус нарастания).


Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Ответ

На рисунке представлена луковица. Цифрой 1 обозначены чешуевидные листья, в них запасены питательные вещества. Цифрой 2 обозначены придаточные корни, они всасывают из почвы воду с минеральными солями. Цифрой 3 обозначены почки, из них разовьются побеги.

Докажите, что корневище растения - видоизмененный побег.

Ответ

1) Корневище имеет почки и остатки листьев (чешуйки).
2) Корневище имеет метамерное строение (узел - междоузлие).
3) В центре корневища находится сердцевина (у корня – ксилема).

Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

Ответ

При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.


Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Ответ

Общее: это побеги, состоящие из стебля и почек. Отличие: клубень картофеля выполняет запасающую функцию, поэтому его стебель утолщен.

Тело не разделено на органы, а имеет вид нитей, пластинок, кустиков. У высших растений в связи с обитанием в наземно-воздушной среде возникли вегетативные и генеративные органы, состоящие из тканей.

Основные органы растений

Органы, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности растительного организма: питание, рост, дыхание, выделение, называют вегетативпыми. Основные вегетативные органы растений - побег и . Все побеги одного растения образуют систему побегов, а совокупность всех корней - корневую систему.

Кроме вегетативных, у растений есть генеративные органы (от лат. genero- рождаю, произвожу), или органы . К ним относят цветок, плод, семя.

Строение побега

Побег - это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Наличие листьев - главное отличие побега от корня. Почки могут быть верхушечными и боковыми. Верхушечные располагаются на верхушке побега, боковые - по его бокам над каждым . Угол между листом и расположенной выше частью стебля называют пазухой листа, а почки, находящиеся в пазухах листьев пазушными.

Участок стебля, на котором находится лист и пазушная почка, называют узлом. Он обычно толще междоузлия - участка стебля между двумя узлами. Таким образом, побег состоит из повторяющихся участков: междоузлий, узлов с листьями и почками.

Почка

Развертывание почки

Весной почки на побегах набухают. Внутри почки происходит рост всех ее частей, особенно листьев и междоузлий. Некоторое время чешуи остаются плотно сомкнутыми. Затем они раздвигаются и появляются зеленые свернутые листочки молодого побега. Почечные чешуи при
развертывании почки опадают. На стебле от опавших чешуй остаются рубцы в виде кольца - почечные кольца. По ним можно подсчитать возраст ветвей деревьев и кустарников.

Почка - еще не развернувшийся побег, на верхушке которого находится конус нарастания.

§ Почка состоит из зача­точного стебля и листьев (вегетативная почка) или цветков (генеративная, цветочная).

§ Почки, несущие в себе укороченный стебель с зачаточными листьями и цвет­ки, называют смешанными .

§ Верхушечные почки обеспечи­вают рост побега в длину, боковые (пазушные) обеспечивают ветвление побега.

§ «Спящие почки» находятся в течение нескольких вегетационных периодов в состоянии покоя.

§ Придаточная почка – почка, образующаяся вне пазухи (на стеб-ле, корне, листе) и дающая придаточный (случайный) побег.

Почки могут быть защищены почечными чешуями, их называют закрытыми . Чешуи предохраняют зачаточные листья и конус нарастания стебля от низких температур, а ранней весной – от губительных лучей солнца.

На верхушке зачаточного стебля находится ростовая часть побега - конус нарастания. Конус нарастания состоит из образовательной ткани (верхушечная меристема ), клетки которой делятся и образуются новые. В результате деления клеток конуса нарастания и роста образовавшихся клеток побег растет. Из генеративных почек развиваются побеги с бутонами.

У многих растений активно растут междоузлия побега (вставочный рост ), такой рост характерен для злаков (бамбук, пшеница).

Можно управлять ростом и развитием побегов:

§ прищипка верхушки побега заставляет его сильнее ветвиться,

§ пасынкование (удаление лишних боковых побегов) создает условия для лучшего развития главного побега.

Обрезкой ветвей можно сформировать округлую или иную форму кроны деревьев и кустарников. От формы кроны зависит долголетие деревьев, урожайность и качество плодов.

ü С2. Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки? 1) цветочная (генеративная) почка;2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания.

Элементы ответа:

1) А-зерновка (пшеница). Б - семянка (подсолнечник);

2) общее: сухие односемянные плоды;

3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником, нераскрывающийся плод, семянка раскрывающийся плод.

Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки?

1) цветочная (генеративная) почка;

2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);

3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания

Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) у двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных - одна;

2) корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных - мочковатая;

3) у двудольных листья простые и сложные, жилкование -сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;

4) как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- или пятичленные, у однодольных - цветки с простым околоцветником, трехчленные.

Какие функции выполняют различные зоны молодого корня?

1. В зоне деления увеличивается число молодых клеток, рост корня в длину;

2. В зоне роста клетки увеличиваются в размерах и происходит их дифференцировка;

3. В зоне всасывания корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами;

4. В зоне передвижения осуществляется передвижение веществ.

Как регулируется работа устьиц?

1. щель находится в эпидермисе, окружена двумя замыкающими клетками и служит для транспирации и газообмена.

2. замыкающие клетки участвуют в фотосинтезе и накопление органических веществ;

3. при накоплении углеводов в замыкающие клетки поступает вода. Повышается тургорное давление, устьичная щель открывается при отсутствии фотосинтеза замыкающие клетки спадаются, щель закрывается.



Чем отличается семя сосны от споры папоротника? Их сходство.

1. Семя в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоит из зародыша и накопленных веществ

2. Спора имеет гаплоидный набор хромосом, дает начало гаметофиту. Зародыш семени диплоидный, дает начало спорофиту, взрослому растению

3. семя как спора обеспечивает размножение и распространение растений

Объясните, за счёт чего вода поднимается по стволам деревьев на десятки метров, например, у эвкалипта-до 100 м. Ответ:

1) под действием корневого давления;

2) за счёт испарения воды с поверхности листьев.

Все растения условно делят на низшие и высшие. Наряду со сходством, между ними есть и различия. В чем заключается главное из них?

В теле низших растений (в талломе, слоевище) от­сутствуют ткани и органы.

Моховидные - одна из древнейших групп растений. От кого они произошли в процессе эволюции? Как это можно доказать?

Моховидные в процессе эволюции произошли от водорослей. Подтверждением этого является большое сходство протонемы мхов с нитчатыми зелеными водорослями.

Вторым по численности после покрытосеменных отделом высших растений являются моховидные. Они широко распространены по всему земному шару. Какое основное значение они имеют в природе?

1) Вызывают заболачивание местности.

2) Участвуют в образовании торфа.

3) Могут участвовать в почвообразовании.

Одним из обязательных условий успешного выхода растений на сушу было приобретение ими тканей, специализированных на проведении различных веществ по организму. В процессе эволюции значение этих тканей расширилось. Перечислите функции, которые могут выполнять проводящие ткани у современных сосудистых растений?

1) Проводят питательные вещества.

2) Служат основной опорой растениям

3) Участвуют в запасании питательных веществ.

Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка