История китая с древнейших времен до наших дней. Большой скачок - мао цзэдун Мао цзэдун большой скачок

Начиная с конца XIX в. и вплоть до прихода в 1949 г. коммунистов к вла­сти огромный Китай был одним из самых бедных и слабых государств, ко­лониальным плацдармом для Англии, Германии и Японии. Местные чинов­ники отличались беспредельным взяточничеством, армия была морально разложена, промышленное производство и минеральные ресурсы контроли­ровались иностранным капиталом. Китай был похож на СССР после Граж­данской войны в 1922 г.

Придя к власти в 1949 г., руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном взяло курс на национализацию собственности и коллективизацию сельского хозяй­ства, создание основ советской модели социализма: было устранено вопиющее социальное неравенство, национализирована значительная часть промышлен­ности, недра, банки, уничтожены безграмотность, коррупция, воровство, про­ституция, наркомания. Национализация промышленности привела к концен­трации сил и освобождению от власти иностранного капитала.

В ходе выполнения первого пятилетнего плана (1953-1957) предпочтение отдавалось развитию тяжелой промышленности (выпуск ее продукции уве­личился на 75%). В 1958 г. Мао Цзэдун, рассорившись с новым руководством СССР во главе с Н.С. Хрущевым, отошел от советской модели развития, высказывая недовольство прежними темпами роста. Закончилась советская эра китайской модернизации.

зднее эту средневековую меру пришлось отме­нить, но те самые условия труда, с которых все началось, ухудшались с каждым годом. А про­изводительность труда и не думала расти. Про­изводственные фонды в СССР не обновлялись десятилетиями. Еще и сегодня на машиностро­ительных заводах можно встретить станки, при­сланные из Америки по ленд-лизу. Чиновничество после революции на 80% пере­шло из царского управленческого аппарата в со­ветский. Мелкие предприниматели из купцов и мещан в большинстве своем стали вначале нэп­манами, а затем - совслужащими типа завма­га или начсклада. Дальнейшая история показа­ла, что чиновникам и госслужащим революции нипочем. И в 1993 г. они плавно перетекли из советского аппарата в российский. Однозначно проиграли от революции дворян­ство и крупная буржуазия. Эти два класса попро­сту исчезли из дальнейшей российской истории. Буржуазия - надолго. Дворянство - навсегда. Вместе с дворянами исчезла и неповторимая культура. Поэзия русского Серебряного века вы­родилась - и это в лучшем случае - в револю­ционную «лесенку» Маяковского. В архитектуре праздничный модерн сменился строгим конст­руктивизмом.

Советская власть с ее мелочным стремлением постоянно следить, чтобы гражданин не спел

«неправильную» песню, не получил «длинного рубля», не застеклил лишний метр парников, мечтала создать «нового человека коммунисти­ческого завтра». То, что у нее получилось, мы сегодня называем «совком». Если коротко, это половозрелое и трудоспособное существо, го­товое променять свободу на гарантированный паек. Но история учит: тот, кто меняет свободу на колбасу, обычно не получает ни свободы, ни колбасы.


В начале века Россия была на 4-5-м месте в мире по уровню производства, развитию основ­ных фондов, степени капитализации. При Совет­ском Союзе мы пусть ненадолго, пусть не по всем показателям, но вышли на 1-2-е место. А вот по производству на душу населения Рос­сия и при царях, и при генсеках отставала от развитых стран в десятки раз! Николай II любил считать броненосцы, Сталин - танковые армии, Брежнев - баллистические ра­кеты. А граждане великой страны, вышедшей на околоземную орбиту, стояли в очереди за «су­повыми наборами» и покупали трусы по талонам месткома. Что-то подобное имела в виду Мар­гарет Тэтчер, называя СССР «Верхней Вольтой с ядерными ракетами».

Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 2000. № 45.

На реформы «Большого скачка» правительство Китая возлагало большие надежды. Страна должна была перестать быть аграрным государством и стать лидером в области металлургии. Но очень многое пошло не так.

Политика коллективизации и индустриализации привела к тому, что за четыре года население Китая уменьшилось на 45 миллионов человек. Почему же, казалось бы, правильные начинания привели к массовой гибели людей?

Наполеоновские планы Мао Цзэдуна по коммунизации

После окончания Второй мировой войны многие государства долго не могли прийти в себя. Так, в Китае в конце сороковых развернулась борьба между двумя политическими партиями: Гоминьдан и КПК (Коммунистическая партия Китая). А в 1950 году не без военной и финансовой помощи Советского Союза КПК победила. У руля Китайской Народной Республики встал Мао Цзэдун. И практически сразу же наметил глобальные индустриальные реформы.

С точки зрения экономики в послевоенные годы КНР представляла собой поистине жалкое зрелище. Ни о каком развитии экономики в Китае не шло и речи. Все имеющиеся в стране на тот момент предприятия сильно отставали от своих зарубежных «коллег» в плане производительности и мощности. Около 90% всей производимой продукции приходилось на сельское хозяйство. Ситуацию срочно нужно было менять. Тогда Мао Цзэдун - ярый последователь марксистской теории решил пойти по стопам СССР. Был разработан план по быстрой коллективизации населения в Китае, необходимый для подъёма экономики и названный «Большим скачком». Этот план входил в курс «трёх красных знамён» наряду с «новой генеральной линией» и организацией народных коммун. Так в Китае началась вторая китайская пятилетка или «Большой скачок», обернувшийся страшной трагедией.

Налаживание производства стали в Китае

Основной проблемой Китая в послевоенные годы Мао Цзэдун считал неразвитое производство стали. За время «Большого скачка» эту ситуацию планировали решить за счёт привлечения к производству стали простых крестьян. Согласно плану, уже к 1963 году Китай должен был производить 100 миллионов тонн стали в год. А не 10 миллионов тонн, как это было в 1957 году. КПК во главе с Мао провела масштабную агитационную компанию. Все китайцы как один принялись выплавлять сталь. Индустриализация в Китае началась с повсеместной организации плавильных цехов.

У вчерашних земледельцев, вдруг ставших сталеварами, не было должного опыта в выплавке металлов. А учить их никто не собирался, да и не до того было. Крестьяне были вынуждены сами постигать азы этого непростого мастерства. Многие калечились на производстве из-за раскалённого металла. К тому же, работники были вынуждены использовать собственные домашние печи или сооружать очаги на своём дворе, лишь бы выполнить план по производству стали. Однако вместо стали у крестьян в Китае выходил лишь хрупкий чугун. Чтобы превратить его в сталь, требовалась дополнительная обработка. Тот металл, что был произведён кустарным способом, крестьяне использовали на свои нужды, делая из него инструменты. Но их едва хватало на пару месяцев работы. Быстро стало понятно, что партия где-то просчиталась.

Правительство просто не учло, что производство высококачественной стали, могущей обеспечить подъём экономики Китая, возможно было только на специальном оборудовании. Но никак не в самодельных печках, отапливаемых дровами. Да, поначалу к Мао Цзэдуну поступали весьма обнадёживающие сведения. За первый год «Большого скачка» производство стали выросло аж на 45%, а ещё через год - на 30%. Однако за сталь выдавали низкосортный чугун. Главы коммун вполне справедливо опасались гнева вождя за невыполненный план, поэтому подтасовывали факты. В результате экономика Китая понесла убытки в виде двух миллиардов юаней. Но, к сожалению, это были ещё не самые огромные потери.

Пропагандистский плакат с текстом: «Сталь - основа скачка во всех направлениях»

Как проходила коллективизация в Китае

В политику «Большого скачка» входила и всеобщая коллективизация и коммунизация. Предполагалось, что со временем в сельских и городских коммунах у всех людей будет общее хозяйство. Кроме того, для коммун должно было быть организовано бесплатное снабжение продуктами и необходимыми вещами. Денежные отношения как таковые следовало искоренить. В 1958 году в Китае началась массовая коммунизация. Всего было организовано около 26 тысяч коммун по всей стране. В среднем в каждой коммуне проживало примерно 20 тысяч человек. И смело можно сказать, что каждый второй оказавшийся в коммуне был не рад такому исходу дела.

Коммунизация китайских деревень повлекла за собой большие проблемы. Крестьяне днём вынуждены были трудиться в полях, выращивая рис и пшеницу. Вечером они занимались производством стали, точнее чугуна. А в свободное время (если оно вообще было) работники боролись с «четырьмя вредителями». Так КПК назвало воробьёв, мух, комаров и крыс. И после всего этого шли на лекции по политпросвещению. Неудивительно, что многие умирали, просто не выдержав такого темпа жизни. Но правительство во главе с Мао Цзэдуном однако было довольно.

Всё дело в том, что до Цзэдуна не доходили реальные сведения о масштабах бедствия в сельскохозяйственном секторе. Как и в случае с производством стали, лидеры коммун умалчивали о реальных цифрах. А между тем крестьяне всё чаще бросали работу на полях, предпочитая ей выплавку металла. Агитация делала своё дело. Стране нужна была сталь - она её получала, отвратительного качества, но всё-таки получала. Из-за различных агропромышленных экспериментов, двухлетней засухи и банальной нехватки рабочих рук в Китае разразился страшный голод. Но внимание на это обратили только в 1961 году.

Примитивная печь, сооружённая пекинцами для выплавки стали

Последствия «Большого скачка»

Долгих три года в отчётах для Мао Цзэдуна подделывали данные. Согласно фальшивым отчётам, в государственных хранилищах было полным-полно зерна. А на деле же для их пополнения у крестьян забирали последние запасы. Начавшаяся засуха также не способствовала увеличению урожая. Дошло до того, что в одной из самых плодородных китайских провинций Сычуань крестьянские семьи одна за одной умирали из-за голода. В Китае резко увеличилась смертность, и не обратить внимание на такое в правительстве не могли.

Наконец Мао Цзэдун понял, что все его индустриальные и сельскохозяйственные реформы принесли стране только вред. В спешном порядке все реформы приостановили. Были открыты государственные зернохранилища, но зерно выдавали строго по имеющимся нормам на одного человека. Также начались закупки зерна у Австралии и Канады. Однако полностью голод в Китае удалось искоренить лишь к 1962 году.

За время «Большого скачка» в Китае на производствах, от голода и случившегося в 1960 году наводнения умерло около 45 миллионов человек. К тому же, мечты Мао об экономическом росте Китая не осуществились. За четыре года Китайская Народная Республика потеряла более 70 миллиардов долларов! В плане развития производства Китай оказался отброшен назад если не на 50 лет, то уж на 30 точно. Всё это привело к критике политики «Большого скачка» даже последователями Мао Цзэдуна. В результате в 1959 году лидер КНР покинул свой пост. Оказавшиеся у власти Лю Шаоци и Дэн Сяопин попытались выправить ситуацию. Они начали возвращение к старым методам управления и объявили деколлективизацию. Однако Цзэдун вскоре вернулся к управлению страной и отомстил всем, кто решил последовать по «капиталистическому пути».

Вопрос № 13. Политика «большого скачка» и «культурная революция»

Стремясь показать себя «большими марксистами», чем лидеры СССР, китайское руководство попыталось осуществить на прак­тике форсированное развитие экономики и за три года построить в стране основы коммунистического общества. Вто­рую пятилетку предполагалось завершить за один год, производ­ство продукции сельского хозяйства увеличить в 2,5 раза, а промышленной - в 6,5 раз за три года. Генеральная линия получила название политики «Tpex красных знамен» под лозунгом «три года упорного труда и 10 тысяч лет счастья!».

    «Идея малой металлургии» - улучшение материально-технической базы. В рамках «большого скачка» в конце 1958 г. прошла так называ­емая «битва за сталь». Более 90 млн. человек, в абсолютном боль­шинстве не имевших до того времени никакого представления о ме­таллургии, по всей стране строили кустарным способом небольшие доменные печи. Таким образом, решалась поставленная руковод­ством задача - удвоение выплавки стали. Результатом же стало появление продукции очень низкого качества, на производство ко­торой израсходовали огромное количество каменного угля и же­лезной руды, а также домашней утвари.

26 окт . 1958 г. – воскресение стали. Более 700 тыс. человек вышли на улицы и стали выплавлять сталь. В рез-те было получено 5134 т стали.

    «Стратегия людского моря» - выполнить все планы за счет большого количества людей.

    Создание народных коммун. С середины 1958 г., было создано 26 тыс. народных ком­мун», объединивших прежние сельхозкооперативы. 500т млн крестьян согнали в нар.ком.за 5 дней. («Все принадлежит гос-ву за исключением зубной щетки», «Гос-во – это большая семья»). Коммуна- первичная единица общества с целью тотального огосуд-я. Это были объе­динения высшего типа, в которых происходило почти полное обоб­ществление собственности крестьян, вплоть до домашней утвари. Там осуществлялось уравнивание произведенной продукции, вво­дилось бесплатное коллективное питание. Для коммун характерно: полное огосударствление, милитаризация быта, уравнительность в распределении и отмирание товарно-денежных отношений.

Большое значение для осуществления своих идей Мао придавал ликвидации по всей стране «четырех вредителей» : крыс, воробьев, мух и комаров (1958 г.). В результате к 1960 г. возник сильнейший с/х кризис. Стремясь в какой-то степени снять с себя ответственность за происходившее, в 1959 г. Мао Цзэ­дун уступил пост Председателя КНР своему заместителю по партии Лю Шаоци, к которому постепенно перешли реальные рычаги управ­ления экономикой.

Особенно тяжелый кризис поразил сельское хоз-во. Уже в 1959 г. Страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных всякой собственности крестьян снизилась, прежде бережно хранившиеся на год припасы были быстро съедены коммунарами при совместных трапезах. Производство было дезорганизовано. Критика эксперимента со стороны ряда парт.лидеров привела к репрессиям. Происходила чистка в армии. Изменились в худшую сторону отношения с СССР. Если в 1950-х гг. Пекину были предоставлены долгосрочные кредиты на льготных условиях, в Китай были направлены высококвалифицированные сов.специалисты, распространялась помощь на все виды и этапы строительства, то в 1960-х гг. начали углубляться идеологические разногласия, связанные с борьбой за лидерство в международном ком-ом движении. Настал период свертывания экономических научно-технических и культурных связей. Резкое сокращение помощи СССР и было предоставлено как главная причина провалов в экономике, вызванных на самом деле политикой «б.с.» и коммунизации деревни. По некоторым данным, за годы «б.с.» валовая стоимость продукции нар.хоз-ва КНР сократилась на треть, национальный доход – на четверть.

С начала 60-х п. китайским руководством были предприняты шаги по преодолению отрицательных последствий большого скачка. Начал вос­станавливаться потенциал сельского хозяйства. Основной едини­цей в деревне стали производственные бригады, объединявшие кре­стьян на принципах самоокупаемости и совместного владения землей. Им постепенно возвращались подсобные хозяйства и до­машняя утварь, обобществленные ранее. Были приложены ог­ромные усилия по реализации китайской ядерной программы, увен­чавшейся в 1964 г. созданием собственной атомной бомбы.

«Культурная революция». Проходила в два этапа:

    1966-1976 гг.

    1969-1973 гг.

    1973-1976 гг.

В мае 1966 г. на заседании Политбюро ЦК КПК были сформулированы основные идеи укрепления власти Мао Цзэдуна (хотя реально революция началась в 1965 г., формальная цель – создание пролетарской культуры). На нем были подвергнуты критике и сняты со своих постов несколько видных партийных деятелей. Создавалась группа по делам «культурной рево­люции» при ЦК КПК. Ее возглавил давний сторонник Мао, его бывший личный секретарь Чэнь Бода . Заместителями главы группы стали жена Мао Цзэдуна Цзян Дин и секретарь Шанхайс­кого горкома Чжан Чуньцяо. Советником был назначен Кан Шэн. Вскоре она подменила собой высшие партийные и государствен­ные органы и сосредоточила в своих руках реальную власть. Другой т.зр. придерживались сторонники широкомасштабной чистке в партии – Лю Шаоци и Дэн Сяопин.

В конце мая в Пекинском университете был образован первый отряд хунвейбинов (красных охранников) из числа радикально на­строенных студентов. Несколько позднее по всему Китаю среди молодых малоквалифицированных рабочих были образованы отряды цзаофаней (бунтарей). На ХI Пленуме ЦК Мао вывесил собственное воззвание «Огонь по штабам!».

Основной удар критики пришелся на Председателя КНР Лю Шаоци и генсека ЦК КПК ДЭН Сяопина, которые были отстранены от дел. Находясь под воздействием официальной пропаганды, хунвей­бины и цзаофани повели ожесточенную борьбу против культурно­го наследия Китая. Уничтожались книги, архитектурные памятни­ки, произведения «враждебной» живописи. В Пекине на многих языках народов мира огромными тиража­ми был выпущен сборник цитат из произведений Мао Цзэдуна. Его изучение от­ныне становилось обязательным для каждого гражданина КНР. «Враги» направлялись для «перевоспитания» в специальные ла­геря, где занимались тяжелым физическим трудом и подвергались «перевоспитанию» .

23 января было принято решение о вступлении армии в «к.р.» и военных, которым предписывалась активная помощь революционерам. Наиболее серьезный очаг сопротивления проводимому курсу возник в Ухане летом 1967 г. Туда были переброшены ре­гулярные войска.

У весне 1968 г. Была намечена полная замена парткомов райкомами. При этом часть лидеров хун-ов и цз-ей, которые к тому времени у же «выполнили предназначенные им функции», должны были уступить место новым выдвиженцам, пр.всего военным. С августа 1968 г. начинается организационная ликвидация движе­ния хунвейбинов и цзаофаней в вузах и учреждениях. Миллионы его участников были выселены из городов в отдаленные сельско­хозяйственные районы.

В период 1967-1968 гг. промышленное производство сократи­лось на 15-20% по отношению к 1966 г. В сельском хозяйстве так­же наблюдался спад. Замедлились темпы ликвидации неграмотности, из-за приоста­новления работы вузов государство недополучило значительное ко­личество квалифицированных специалистов. Подвергались репрес­сиям огромное число научных и инженерно-технических кадров.

На 9-м съезде (весна 1969 г.) Линь Бяо стал офиц-м приемником Мао. 13 сентября 1971 г. Линь Бяо погиб, разбившись на самолете. После этого, оставшись один на один, «радикалы» (Цзян Цин, Линь Бяо) и «прагмати­ки» (премьер госсовета Чжоу Эньлай) продолжили свое соперничество за влияние на престарелого Мао Цзэдуна. Во внутр.политике л.задачей объявлялись непрерывная революция, водготовка народ кВойне, а в области внешней политики провозглашалось, что КНР будет бороться как с США, так и с СССР.

В 1969 г. Началась новая фаз «к.р.», суть которой заключалась в закреплении итогов 1-го этапа и создании нового механизма управления, полного подчинения интересам правящей группы. 1969 г. – «Моральный кодекс строительства коммунизма».

Получение Лиь Бяо статуса офиц. Преемника М.Ц. вызвало беспокойство, как радикалов, так и прагматиков. В рез-те Линь Бяо и его сторонники погибли. Радикалов теперь возглавили Цзян Цин и Кан Шэн. По инициативе радикалов развернулась очередная идеологическая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция» . В отличие от выступлений прагматиков за возврат системы материального стимулирования, повышение производительности труда и эффективности экономики в целом, радикалы продолжали руководствоваться идеями милитаризации всех сторон жизни общества, уравнительного распределения произведенной продукции. К 1973 г. Формально «к.р.» не отменялась, но уже практически все инициаторы ее посчитали, что она себя исчерпала. В 1973 г. – происходит частичная реабилитация репрессированных, в частности в состав руководства вернулся Дэн Сяопин. Однако к 1976 г. Радикалам удалось восстановить против него Мао, и тот отправляется в политическую ссылку.

В 1975 г. была принята новая Конституция КНР . В ней упраздня­лась должность Председателя государства а формальные функции главы КНР переходили к Постоян­ному комитету ВСНП. Расширялась роль армии в жизни общества. Были легализованы в качестве органов власти на местах «ревкомы». 9 сентября 1976 г. умирает Мао и обостряется борьба за власть.


В 1958 году в Китае началась очередная всенародная кампания. На этот раз ее объектом стали мухи, комары, воробьи и крысы. Каждая китайская семья должна была продемонстрировать своё участие в кампании и собрать большой мешок, доверху наполненный этими вредителями. Особенно интенсивным было наступление на воробьев. Его стратегия заключалась в том, чтобы не давать воробьям сесть, держать их всё время в воздухе, в полёте, пока они не упадут в изнеможении. Но неожиданно все это дело обернулось экологической катастрофой. Жители Китая стали наблюдать что-то невероятное: деревья покрылись белой паутиной, вырабатываемой какими-то червями и гусеницами. Вскоре миллионы отвратительных насекомых заполнили все: они забирались людям в волосы, под одежду. Рабочие в заводской столовой, получая обед, находили в своих тарелках плавающих там гусениц и других насекомых. И хотя китайцы не очень-то избалованны, но и у них это вызывало отвращение. Природа отомстила за варварское обращение с собой. Кампанию против воробьев и насекомых пришлось свернуть /Житняк, 1979, с. 154/.

Зато полным ходом развертывалась другая кампания. Ее объектом стали люди - 500 млн. китайских крестьян, на которых ставился невиданный эксперимент приобщения к неведомым им новым формам существования. На них решили опробовать идею, которая запала в сознание вождя. Это была идея «большого скачка» и «народных коммун». Цель, которую преследовал Мао Цзэдун, приступая к организации «большого скачка», состояла в переходе к коммунизму в кратчайшие сроки на основе утверждения таких форм общественной организации, которые позволили бы добиться небывалой экономической эффективности производства, осуществления главных принципов коммунистической утопии, способствовали бы укреплению главенствующего положения Мао Цзэдуна в КПК, а КПК и КНР в международном коммунистическом движении и мире. Это была утопическая программа с явным националистическим и мессианским уклоном. В начале 1958г. в Китае началась очередная шумная кампания под лозунгом «отдайте ваши сердца». Кому отдать? Разумеется, Мао Цзэ-дуну. На стенах домов по всему Китаю были вывешены дацзыбао (газеты больших иероглифов) с бесчисленными цитатами из его трудов. Энтузиасты- крестьяне и рабочие, служащие и студенты, - как по команде, стали призывать друг друга работать как можно больше за меньшую плату.

Вскоре после этого Мао Цзэ-дун отправился в провинцию Хэнань. Во время этого вояжа и появилась первая китайская «коммуна». Она родилась в апреле 1958г., когда 27 коллективных хозяйств численностью 43,8 тыс. объединились в первую коммуну, которая была названа «Спутник». Именно так началась кампания по осуществлению социальной утопии Мао Цзэ-дуна. Принятый VІІІ съездом КПК в 1956г. второй пятилетний план в 1958г. был признан «консервативным». В конечном счете, руководство КПК приняло решение увеличить за пятилетку объем валовой продукции промышленности в 6,5 раза, а сельского хозяйства - в 2,5 раза. Если на 2-й сессии VІІІ съезда КПК ставилась задача догнать и перегнать Англию в экономическом отношении за 15 лет или несколько больший срок, то спустя несколько месяцев эту задачу намечалось осуществить уже за 5 лет или даже быстрее. В августе 1958 года по предложению Мао было принято решение Политбюро ЦК КПК о создании «народных коммун», и через 45 дней появилось официальное сообщение, что практически все крестьянство- 121 936 350 семейств, или более 500 млн. человек, - вступило в «коммуны». Иными словами, политика «коммунизации» преследовала, по замыслу ее организаторов, цели как экономические - повышение эффективности общественного производства, так и социальные - ускорение строительства социалистического и коммунистического общества. Что касается методов ускорения темпов экономического строительства, то на этот вопрос проливают свет массовые пропагандистские кампании, которые проводились в этот период. Газеты, журналы, дацзыбао, развешанные на стенах домов, содержали стереотипные призывы: «работай, муравей, двигающий гору».

Организаторы «коммун» ставили задачу приобщить народ Китая к совершенно новым формам трудовых отношений, общественной жизни, быта, семьи, морали, которые выдавались ими за коммунистические формы. Предполагалось, что «коммуна», которая впоследствии должна была распространиться на городское население, станет универсальной производственной и бытовой единицей существования каждого человека. Все существовавшие до этого общественные и личные формы отношений были обречены на разрушение: кооперативная собственность и приусадебные участки, распределение по труду и сохранение дворового дохода, участие в управлении кооперативными делами и т. п. Даже семья- этот высокочтимый испокон веков в Китае институт - должна быть разрушена. Ретивые исполнители на местах не только ухитрились осуществить в течение нескольких месяцев «коммунизацию» всего сельского населения страны, но и двинулись решительно вперёд, огосударствив собственность кооперативов, личную собственность крестьян, военизируя их труд и быт. В конце 1959г. стали возникать городские «коммуны». Вскоре движение за «коммунизацию» в городах усилилось, оно проводилось под лозунгом «все принадлежит государству, за исключением зубной щетки». Иными словами, тотальное огосударствление собственности - наиболее характерная черта проводимой кампании. Другая черта «коммун»- военизация труда, создание трудовых армий и отказ от социалистического принципа распределения по труду. Крестьян- мужчин и женщин обязали проходить военную подготовку, они были объединены в роты и батальоны и нередко отправлялись вооруженные, в строю, солдатским шагом на полевые работы /Портяков, 1988, с. 23/.

Последствия «большого скачка» были тяжелыми. Возможно, наиболее страшным его следствием было падение сельского хозяйства. Сельское хозяйство настолько развивалось, что только жесткое нормирование продовольствия позволяло людям сводить концы с концами. Моральный облик людей изменился: появились случаи идолопоклонства, колдовства, вымогательства, растрат. Процветали спекуляция и черный рынок. Бунты крестьян, бегство из «коммун», разрушение домов на топливо, торговля из- под полы. Теперь обратимся к оценкам специалистов, советских и зарубежных. В 1958-1960гг. в широких масштабах развернулось строительство мелких предприятий. Мелкие и средние предприятия дали в эти годы 40-50% производства чугуна. В годы «большого скачка» в Китае были сооружены сотни тысяч примитивных домен, чугуноплавильных и сталеплавильных печей, мелких угольных шахт и т. д. По приблизительным подсчетам, общие затраты на массовое сооружение мелких предприятий составили около 10 млрд. юаней (тогда как все капиталовложения в промышленное строительство в 1957г. равнялись лишь 7,2 млрд. юаней). В сентябре 1958г. около 100 млн. человек, в том числе 50 млн., непосредственно занятых плавкой, были привлечены к производству металла кустарными методами, а также к добыче и транспортировке сырья. Как правило, это были люди, не имевшие никакого опыта работы в черной металлургии. Затея привела к бесполезному расходу многих десятков миллионов тонн угля, железной руды, миллиардов юаней, миллиардов человеко-дней труда. По мнению советских экономистов, в период 1958-1960 гг. был достигнут значительный количественный рост выпуска промышленной продукции за счет некачественных изделий. Но уже со второго квартала 1960г. положение в промышленности резко ухудшилось. С апреля 1960г. в промышленности Китая начались хаос и падение производства /Корягин, 1974, с. 243/.

9-й пленум ЦК КПК в январе 1961г., на котором был принят курс так называемого «урегулирования», признал, что в стране возникли серьезные экономические и политические трудности. Были резко сокращены масштабы капитального строительства, законсервировано большинство строек. Началась перестройка «народных коммун», крестьянам возвратили приусадебные хозяйства. Первоначально китайские руководители предполагали, что тяжелые последствия «большого скачка» удается устранить за два года (1960-1962), но эти расчеты оказались нереальными. На деле «урегулирование» официально продолжалось до конца 1965г. и захватило даже большую часть 1966г. В 1957 году урожай зерна достиг 187 млн. т, что приблизительно соответствовало урожаям, которые собирали в Китае до 1937г. Урожай 1958г. был наивысшим за всю историю страны. Однако он не был равен 375 млн. т, как об этом было заявлено маоистами в августе 1958г. Урожай 1958г. составил 200-210 млн. т в 1961г., 200 млн. т в 1963 и 1964 гг. Принимая во внимание прирост населения, происходило даже некоторое снижение потребления на душу населения по сравнению с довоенным Китаем. В неурожайные годы норма калорий была ниже 1500 в день, и голод грозил бы стране, если бы не было введено строгое нормирование продуктов. Производство продуктов питания стабилизировалось приблизительно на уровне, существовавшем до революции.

Таковы были экономические итоги эксперимента над 500 миллионами китайских трудящихся. Инициатором всех этих экспериментов был Мао Цзэ-дун. Первые симптомы поражения политики «скачка» и «народных коммун» проявились очень быстро. Это позволило противникам экстремистской линии активизировать свои действия. На 6-ом пленуме ЦК КПК, который состоялся в Ухане (в ноябре-декабре 1958г.), была принята пространная революция «О некоторых вопросах, касающихся народных коммун», которая была направлена против «забегания вперед», подвергая критике людей, которые «переусердствовали», думая, что построение коммунизма - «дело совсем несложное». Резолюция подтверждала постепенность процесса перехода к коммунизму, указывая, в частности, что процесс «насаждения коммун» займет не меньше 15-20 лет.

В 1967г. в китайской печати появились сообщения об открытом выступлении в период, предшествовавший созыву 8-го пленума ЦК КПК, с критикой Мао и его курса группы видных руководителей КПК и КНР: члена Политбюро ЦК КПК, министра обороны, начальника генштаба НАО Хуан Кэ-чэна, кандидата в члены ЦК, секретаря комитета КПК провинции Хунань Чжоу Сяо-чжоу и др.

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли остроты к концу 1956г. Мао Цзэдун и его сторонники выступили за возвращение к «яньаньским» нормам политической и социально- экономической организации общества. Идею о классовой борьбе в социалистическом обществе Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957г., а после Х пленума ЦК КПК 8-го созыва (1962г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об «обострении классовой борьбы», выдвинул положение «о продолжении революции при диктатуре «пролетариата» ». В этой связи появился и тезис о том, что часть членов КПК встала на путь «ревизионизма». Причем с самого начала борьба с «ревизионизмом» внутри страны стала неразрывно связываться с борьбой против «международного ревизионизма», в это понятие включалась КПСС и ряд других коммунистических и рабочих партий. Мысль о появлении ревизионизма в Китае Мао Цзэдун стал особенно подчеркивать со второй половины 1965г. Он считал, что в партию, правительство и армию крупных деятелей культуры проникало большое число представителей буржуазии «контрреволюционных ревизионистов», и, только начав «великую пролетарскую культурную революцию», можно отвоевать власть. Таким образом, «культурная революция», задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VІІІ съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цзэдуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии и часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул «культурную революцию» и руководил ею.

Первая реакция на «культурную революцию» в Китае вызвала к жизни трактовку ее как чисто политического конфликта, борьбы за власть между сторонниками и противниками маоизма. Профессор Чикагского университета Тан Цзоу считает, что к началу «культурной революции» в КНР сложилось «резкое разделение между элитой и массами». Маоисты, по его мнению, в начале «культурной революции» выступили с критикой именно такой политической организации и пытались «ликвидировать пропасть» между управляющими и управляемыми, создать между ними новую систему отношений на основе трансформации сознания и привлечения каждого к активному участию в политической жизни. По его мнению, партия, придя к власти, превратилась по существу в то, что принято обозначать термином «истэблишмент». «Сосредоточив в своих руках политическую власть и материальные ресурсы, такая система вовлекает в свою орбиту контроля и поглощает все другие истэблишменты, основанные на богатстве, знании, образовании и мастерстве».

Именно эту систему будто бы хотел разрушить Мао. «Культурная революция», - полагает автор, - это восстание тех, кто находится вне истэблишмент…Но эта революция была инспирирована, поддержана и управлялась верховным вождем, вождем, потерявшим эффективный контроль над большим сектором истэблишмента. Автору так и не удалось доказать свою главную мысль, что у Мао Цзэ-дуна были некие антибюрократические цели при осуществлении «культурной революции». Видный американский специалист по истории коммунистического движения в Китае профессор Б. Шварц считает самым «поражающим» в «культурной революции» столкновение Мао Цзэдуна с КПК, аппарат которой на всех уровнях и организационная структура были разгромлены. Американский психолог Р. Лифтон главную причину «культурной революции» видит в осознании Мао неизбежности собственной физической смерти, в страхе Мао и его последователей перед «смертью революции», в их «отчаянном стремлении к революционному бессмертию». Само слово «культурная» указывает на традиционную в Китае веру в дидактические функции всех форм искусства, в культурное возрождение как ключ к социальному или национальному возрождению /Бурлацкий, 1976, с. 268/.

Историю «культурной революции» большинство китайских ученых делит на 3 этапа. Первый этап продолжался с мая 1966г. по апрель 1969г. Это была наиболее активная и разрушительная фаза «культурной революции», закончившаяся созывом ІХ съезда КПК. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965г. в шанхайской газете «Вэньхуй бао» статьи Яо Вэньюаня «О новой редакции исторической драмы «Разжалование Хай Жуя»». Пьеса была написана в 1960г. видным китайским историком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, рассказывая в своей драме об эпизоде из истории средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959г. негативную оценку «большому скачку» и народным коммунам в КНР. За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦК КПК /Житняк, 1979, с. 100/.

В мае 1966г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было принято «Сообщение ЦК КПК от 16 мая», в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о «культурной революции». Была создана группа по делам культурной революции при ЦК КПК (далее ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Цзэдуна Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цин и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шэн, курировавший органы госбезопасности, - советником Группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат ЦК КПК и превратилась не без помощи Мао в «штаб культурной революции». Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов - «красных охранников» (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом «Манифесте» хунвэйбинов говорилось: «Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию». Занятия в школах и вузах по инициативе Мао Цзэдуна были прекращены, для того, чтобы учащимся ничто не препятствовало проводить «культурную революцию», начались преследования интеллигенции, членов партии, комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на «суд масс» в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их «ревизионистские действия», а в действительности- за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР. По далеко не полным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности, с 23 августа по конец сентября 1966г. хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33695 семей, произвели обыски и изгнали из Пекина более 85тыс. человек. К 3 октябрю 1966г. по всей стране из городов было уже изгнано 397400 человек, попавших в разряд «нечисти».

В результате заигрываний Мао Цзэдуна с хунвэйбинами до и во время пленума (имеется в виду его переписка с хунвэйбинами, встречи с ними), призывов открыть «огонь по штабам», бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами. Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции. Только в 17 провинциях и городах было ошельмовано более 142 тыс. кадровых работников, занятых в сфере образования, и преподавателей. Подверглись репрессиям более 53 тыс. человек, работающих в области науки и техники. В декабре 1966г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлеклись молодые, обычно неквалифицированные рабочие, учащиеся, служащие. Они должны были перенести «культурную революцию» на предприятия и в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Против разгрома органов партии выступили такие видные партийные, государственные и военные деятели, как Чжу Дэ, Хэ Лун, Чэнь И и другие. Чтобы сломить сопротивление противников «культурной революции», была развернута кампания по «захвату власти». Как пишут китайские историки, «Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. С января 1967г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти - «ревкомов». На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В конце лета 1967г. в стране фактически был установлен военный контроль. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены «идеи Мао Цзэдуна». В программной части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо «преемником» Мао Цзэдуна.

Второй этап «культурной революции» - от ІХ до Х съезда КПК - начался в мае 1969г. и завершился в августе 1973г. Некоторым руководители, которым удалось сохранить свои позиции, требовали корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. В августе 1970г. в Лушане был проведен ІІ пленум ЦК КПК 9-го созыва. Линь Бяо и Чэнь Бода вновь заявили о необходимости сохранения поста Председателя КНР в новом варианте Конституции КНР. На пленуме разгорелась борьба. Мао Цзэдун 31 августа 1970г. написал документ «Мое мнение», в котором подверг резкой критики взгляды Чэнь Бода, заявив, что последний «осуществил внезапную атаку, занимался провокационной деятельностью». После этого развернулась критика Чэнь Бода, было заявлено о проведении расследования в отношении него. Сразу после пленума ЦК партии принял решение о начале кампании «критики Чэнь Бода и упорядочения стиля». Вслед за исчезновением с политической арены Чэнь Бода в сентябре 1971г. исчезают министр обороны Линь Бяо и группа военных руководителей (шесть из них были членами Политбюро ЦК КПК). По сообщению китайской стороны, Линь Бяо 13 сентября 1971г. погиб в авиационной катастрофе вблизи Ундерхана на территории МНР, пытаясь после неудавшегося «переворота» удрать за границу. В марте 1973г. ЦК КПК принял решение о реабилитации бывшего Генерального секретаря ЦК Дэн Сяопина и восстановлении его в должности заместителя премьера Госсовета.

Третий этап «культурной революции» продолжался с сентября 1973г. до октября 1976г., то есть от Х съезда до разгрома контрреволюционной «банды четырех» во главе с Цзян Цин, ознаменовавшего собой конец «культурной революции». Несмотря на достигнутый на Х съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974г. по предложению Цзян Цин, Ван Хунвэня и их сторонников, одобренному Мао Цзэдуном, была развернута новая общенациональная политико-идеологическая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция». Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма – древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане – главе первой общекитайской деспотии (3 век до н.э.). Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к китайским аналогиям, к аргументам из области китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических проблем. После этих событий прокатилась новая волна репрессий, Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофэн. В Китае развернулась новая политическая кампания «борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции», острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с «лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути». После выступлений на площади Тяньаньмэнь газета «Жэньминь жибао» писала: «Инцидент еще более убедительно доказал, что буржуазия находится как раз внутри самой Коммунистической партии. Если раньше некоторые люди не понимали, что идущие по капиталистическому пути – это как раз и есть внутрипартийная буржуазия, которая является главным объектом продолжения революции при диктатуре пролетариата, то контрреволюционный политический инцидент на площади Тяньаньмэнь заставил их осознать это /Сидашенко, 1991, с. 49/.

9 сентября 1976г. в Пекине на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. С его смертью завершилась целая эпоха истории Китая новейшего времени. Мао оставил Китай в кризисной ситуации. Смерть Мао Цзэдуна и последующие события, связанные с арестами устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти «четверки»- Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, явились важным рубежом в истории Китая. Они поставили точку на крупнейшей политической кампании в КНР, продолжавшейся 10 лет и принесшей столько горя и жертв китайскому народу, -«культурной революции»/Сидашенко, 1991, с. 157/.

27 лет правления Мао Цзэдуна в Китае завершились, но они изменили многое. Начался новый этап развития страны.



Северная Сун

Южная Сун

Китайская Республика

В противовес решениям XX съезда руководство КПК выдвинуло в мае 1956 года установку «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» . Фактически, это было провокацией, позволившей выявить всех идеологических противников диктатуры компартии" .

Более прагматичные правые коммунисты противились этой политике, но проиграли борьбу. Была уверенность, что за короткий срок можно «догнать и перегнать » ведущие страны, если заменить мелкие коммуны крупными и затеять глобальные преобразования, начиная с производства стали. Используя недостоверные завышенные данные о производстве зерна в стране, Мао Цзэдун заявил в августе 1958 года на расширенном совещании в Бэйдайхэ, «что зерновая проблема в основном решена», и предложил бросить все силы на то, чтобы в 1958 году удвоить производство металла по сравнению с 1957 годом .

Совещание в Бэйдайхэ приняло решение о повсеместном создании народных коммун. предолагалось, что в народных коммунах будут сочетаться промышленность, сельское хозяйство, просвещение и военное дело. Тем самым был узаконен начатый по инициативе Мао процесс «коммунизации» китайской деревни .

Руководствуясь принятыми решениями, Госплан КНР разработал новый вариант пятилетнего плана на 1958-1962 годы. Он предусматривал резкое ускорение темпов экономического развития. Предполагалось увеличить выпуск промышленной продукции в 6,5 раза, сельскохозяйственной в 2,5 раза, причем среднегодовой прирост в промышленности должен был составить 45 %, а в сельскохозяйственном производстве - 20 %. Выплавку стали предполагалось увеличить в 10 раз, с первоначально намечавшихся примерно 10 млн тонн до 100 млн тонн .

Международным фоном для Большого скачка стали Венгерское восстание 1956 года , Суэцкий кризис и образование республики Ирак .

Дополнительное напряжение создалось вследствие Тибетского восстания 1959 года , повлекшего за собой отъезд Далай Ламы в Индию и последующее ухудшение китайско-индийских отношений.

Политика Большого скачка

Большой скачок вылился в ряд массовых всекитайских кампаний, к которым привлекалось практически всё население, приближавшееся по численности к миллиарду человек.

Большим скачком была названа вторая китайская пятилетка ( -).

Социальные преобразования

На основе опыта коллективизации в СССР Мао Цзэдун готовил преобразования социальной структуры. Основой будущего идеального общественного строя в Китае должна была стать «народная коммуна». «Народная коммуна, - писал Мао, - является лучшей формой постепенного перехода от социализма к коммунизму и в своем развитии она будет исходной структурой будущего коммунистического общества» . Массовая «коммунизация» стала проводиться с 1958 года . Основной принцип, на котором должны были основываться народные коммуны, состоял в тотальном обобществлении всей жизни их членов. Инструментом обмена вместо денег в этих группах служили «трудодни ». Выступая в Бэйдайхэ, Мао Цзэдун говорил: «Приусадебные участки ликвидируются. Куры, утки, деревья возле домов пока остаются в собственности крестьян. В дальнейшем и это будет обобществлено… Надо продумать вопрос об отказе от системы денежного жалования и восстановлении системы бесплатного снабжения» . Коммуна становилась административной ячейкой. Правление коммуны являлось местным административным органом .

Наряду с сельским хозяйством, в коммунах следовало развивать промышленное производство. Крестьяне должны были сами плавить металл, изготовлять сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства. К концу 1958 г. было создано 26 тысяч коммун, средний размер которых составлял 20 тысяч человек . Каждый завод и городской район также следовало превратить в городскую коммуну на тех же принципах, что и сельские .

Коммунизация деревни принесла крестьянам массу новых тягот. Вместо отдыха от полевых работ им приходилось заниматься варкой «стали» в деревенских металлургических печах, бороться с «четырьмя вредителями» - крысами, мухами, комарами и воробьями, уделять время «политпросвещению». В результате на обработку многих полей часто просто не оставалось времени и они прибывали в запустении. Создавая видимость больших успехов, местные власти скрывали истинное положение дел, прибегая к подтасовке отчетов и показухе во время инспекционных поездок начальства .

Малая металлургия

Пропагандистский плакат «Да здравствует руководящая линия! Да здравствует Большой скачок! Да здравствуют народные коммуны!»

Главной проблемой подъёма экономики и индустриализации считалось производство стали . Повсюду стали строиться мастерские по производству стали из руды, при этом отсутствовала надлежащая инфраструктура и фундаментальные знания о стали и мартеновских печах . В соответствием с директивами Партии, повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень. К осени 1958 года по всему Китаю действовало более 700 тыс. кустарных доменных печей, на работу по производству металла было мобилизованно до 100 млн человек .

Руководство, однако, было восхищено всеобщим подъёмом, а специалисты боялись выступать с критикой после кампании Пусть расцветают сто цветов .

Реформы сельского хозяйства

Сельское хозяйство в годы Большого скачка было полигоном для широкомасштабных социальных и агропромышленных экспериментов.

Велось строительство ирригационной системы, частично неэффективное из-за отсутствия квалифицированных инженеров.

Эксперименты по засеву зерновых базировались также на разработках советского академика (позже подвергнутого критике) Лысенко и его последователей. Пробовалось, например, засевать семена более густо с глубокой вспашкой, из расчёта, что система корней, уходящих вглубь, позволит избежать конкуренции растений, и появятся более плотные урожаи.

Лушаньская партконференция и её последствия

Первая жёсткая критика политики Большого скачка прозвучала на Лушаньской партконференции в июле-августе 1959 года , выступал маршал Пэн Дэхуай .Он выразил несогласие с политикой мобилизации всей страны на осуществление кустарной выплавки стали, указал на поспешность в проведении коммунизации, критиковал обстановку, сложившуюся в политбюро ЦК КПК, за отступление от принципов коллективного руководства, поставил вопрос об ответственности всех руководителей партии, «включая товарища Мао Цзэдуна», за ситуацию, сложившуюся в стране . В дальнейшем он был смещён Мао Цзэдуном со всех постов, на его место был назначен Линь Бяо .

В партии возникло серьёзное противостояние, которое продолжалось вплоть до Культурной Революции. В итоге Мао Цзэдун публично признал допущенные ошибки, он даже покинул пост Председателя КНР, уступив его Лю Шаоци (он оставался Председателем КПК и Председателем Военного Совета). Хозяйственной деятельностью занялись вплотную Лю Шаоци и Дэн Сяопин , им пришлось принять ряд прагматических мер, чтобы хотя бы частично выправить ситуацию. Они занялись деколлективизацией и частичным возвратом к «капиталистическим» методам управления. Мао Цзэдун жестоко отомстил за это поражение во время Культурной революции , в ходе которой развернулась борьба с «идущими по капиталистическому пути», а Пэн Дэхуай, Лю Шаоци и Дэн Сяопин были подвергнуты репрессиям.

Отголоски

После смерти Мао Хуа Гофэн (новый и значительно менее авторитетный лидер КНР) пытался укрепить свои позиции путём попытки проведения нового Большого Скачка. За прообраз предполагалось брать Дацин и Дачжай, выдвинутые ещё Линь Бяо как истинно коммунистические предприятия, работающие на военной дисциплине - без материальных стимулов. Эта инициатива была подавлена авторитетом Дэн Сяопина и других ветеранов партии.

См. также

  • Большой скачок (СССР)

Примечания

Литература

  • «Did Mao Really Kill Millions in the Great Leap Forward?» , Monthly Review, September 2006.
  • Greene, Felix. A Curtain of Ignorance: China: How America Is Deceived. London: Jonathan Cape, 1965.
  • Li Zhisui, The Private Life of Chairman Mao , 1996.
  • Jasper Becker, Hungry Ghosts: Mao’s Secret Famine , 1998.
  • Philip Short, Mao: A Life , 1999.
  • Jung Chang and Jon Halliday, Mao: The Unknown Story , 2005.
  • История Китая: Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. - М .: Издательство МГУ, Издательство "Высшая школа", 2002.
  • Непомнин О.Е. История Китая. XX век. - М .: ИВ РАН, Крафт+, 2011.