Презентация по окружающему миру "опорно-двигательная система человека". Презентация по биологии "опорно-двигательная система" Объяснение нового материала

1 слайд

Тема: Опорно-двигательная система Задачи: Изучить строение, виды и соединение костей, кости скелета человека; строение мышечной ткани и мышц Павленко С.Е

2 слайд

Костная ткань В состав костной ткани входят органические (оссеин и оссеомукоид) и неорганические вещества (соли кальция, фосфора, железа, магния). Органические вещества придают эластичность. Если их сжечь, кость рассыпается на небольшие твердые частички. Неорганические придают твердость, если удалить неорганические вещества выдерживанием кости в кислоте, то кость становится эластичной и ее можно будет завязать в узел. Костная ткань представлена клетками костной ткани - остеоцитами и межклеточным веществом. Структурным элементом является остеон - система костных пластинок, концентрическими кругами располагающиеся вокруг гаверсовых каналов, содержащих нервы и сосуды. Между ними - вставочные пластинки.

3 слайд

Строение и виды костей Различают компактное вещество костной ткани (тело кости) и губчатое вещество (в головках костей). Строение и виды костей: Кость покрыта надкостницей, суставные поверхности - хрящом. Надкостница выполняет защитную, трофическую (содержит кровеносные сосуды и нервы) и костеобразовательную функции. С внутренней стороны надкостницы находятся остеобласты, обеспечивающие рост кости в толщину. На границе с костной полостью находятся остеокласты - клетки-разрушительницы костной ткани. Головки костей, покрытые хрящом, называются эпифизами, места прикрепления сухожилий - апофизы, тело кости - диафиз, участок между эпифизом и диафизом - метафиз.

4 слайд

Строение и виды костей Остеоны образуют перекладины, если перекладины расположены плотно, то образуется компактное вещество, если рыхло - губчатое вещество. Строение и виды костей: Кость покрыта надкостницей, суставные поверхности - хрящом. Надкостница выполняет защитную, трофическую (содержит кровеносные сосуды и нервы) и костеобразовательную функции. С внутренней стороны надкостницы находятся остеобласты, обеспечивающие рост кости в толщину. На границе с костной полостью находятся остеокласты - клетки-разрушительницы костной ткани. Головки костей, покрытые хрящом, называются эпифизами, места прикрепления сухожилий - апофизы, тело кости - диафиз, участок между эпифизом и диафизом - метафиз.

5 слайд

В метафизе имеется прослойка остеобластов, за деления которых происходит рост кости в длину. Рост костей прекращается к 23-25 годам у мужчин, к 18 - 20 годам у женщин. Эпифизы состоят из губчатого вещества, в ячейках - красный костный мозг. Внутри диафиза канал с желтым костным мозгом. Виды костей: Различают четыре группы костей: трубчатые (длинные - плечевая, короткие - фаланги пальцев); губчатые (длинные - ребра, короткие - кости запястья, предплюсны); плоские (лопатки); смешанные (основание черепа, позвонки). Строение и виды костей

6 слайд

Делят на две основные группы: непрерывные и прерывистые. Непрерывные могут быть трех видов - соединение с помощью соединительной ткани - фиброзное соединение (роднички в черепе новорожденного), с помощью хрящевой ткани (межпозвоночные диски), костные сращения (кости черепа). В прерывистых (суставах) различают суставные поверхности, суставную сумку, суставную полость с синовиальной жидкостью. Давление в них отрицательное. Различают еще и полусуставы - соединения, имеющие в толще хряща щелевидную полость (лобковое сращение). Соединение костей.

7 слайд

ОДС выполняет: механические функции, связанные с опорой, движением и защитой внутренних органов; метаболические функции связаны с участием в минеральном обмене веществ; кроветворная функция связана с гемопоэзом, образованием клеток крови. Отделы скелета. Скелет человека насчитывает более 200 костей и состоит из: 1. Черепа. 2. Скелета туловища (позвоночный столб и грудная клетка). 3. Скелета конечностей (скелет поясов и скелет свободных верхних и нижних конечностей). Функции и строение ОДС

8 слайд

Череп включает 23 кости. В состав мозгового отдела входят: парные кости - височные и теменные; непарные кости - лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая. Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие. В состав лицевого черепа входят парные и непарные кости. Парные - верхнечелюстные, носовые, нижние носовые раковины, скуловые, слезные, небные. Непарные кости - сошник, нижняя челюсть, подъязычная. Череп

9 слайд

При рождении кости ребенка очень гибкие (много органики), кости черепа не сросшиеся, между ними большие роднички – соединительнотканная перепонка. У пожилых людей кости становятся хрупкими из-за большого количества неорганических веществ. Череп

10 слайд

Скелет туловища состоит из скелета позвоночника и скелета грудной клетки. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков, которые образуют пять отделов. Шейный - из 7 позвонков, грудной - из 12, поясничный - из 5, крестцовый - из 5 слившихся, копчик из 4-5 сросшихся позвонков. В позвонке различают: тело, дугу, непарный остистый отросток, парные верхние и нижние суставные. Скелет туловища

11 слайд

12 слайд

Первые позвонки в шейном отделе называются атлант и эпистрофей. Атлант имеет вид кольца с двумя мыщелками, тело атланта перешло на эпистрофей и образовало зубовидный отросток. Скелет туловища

13 слайд

Скелет грудной клетки образуется грудными позвонками, ребрами и грудиной. Первые семь пар ребер называются истинными, следующие три пары - ложные ребра, их реберные хрящи соединены не с грудиной, а с выше лежащим ребром; две последние пары ребер - блуждающие. В грудине различают рукоятку, тело и мечевидный отросток. Скелет туловища

14 слайд

Скелет верхней конечности: состоит из скелета свободной верхней конечности: плечевой кости, костей предплечья - локтевой и лучевой, запястья (8 косточек), пясти и фаланг пальцев. Скелет плечевого пояса: состоит из парных лопаток и ключиц. Скелет конечностей и поясов конечностей

15 слайд

16 слайд

Скелет нижней конечности: состоит из и скелета свободной нижней конечности - бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), костей стопы (предплюсна - 7 костей, плюсна и фаланги пальцев). Скелет тазового пояса: состоит из двух тазовых костей, каждая образовалась при сращении трех костей - подвздошной, седалищной и лобковой. Скелет конечностей и поясов конечностей

17 слайд

В связи с прямохождением: - стопа человека имеет сводчатую форму, - массивные пяточные кости; - нижние конечности массивнее верхних; - таз расширенный, чашевидный; - S-образный позвоночник имеет изгибы - два лордоза (изгибы, направленные вперед - шейный и поясничный) и два кифоза (изгибы, направленные назад - грудной и крестцовый); - грудная клетка расширена в стороны. В связи с трудовой деятельностью и развитием речи: - сформировалась рука с противопоставленным большим пальцем; увеличился мозговой отдел черепа и появился подбородок. Скелет конечностей и поясов конечностей

18 слайд

Сколиоз: искривление позвоночника в сторону; Лордоз: искривление вперед поясничного отдела больше нормы; Кифоз: искривление назад грудного отдела больше нормы (сутулость); Плоскостопие: уплощение свода стопы. Нарушения в формировании скелета

19 слайд

Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10? Что собой представляет диафиз? Эпифиз? Метафиз? Апофиз? Какие свойства костной ткани придают органические и неорганические вещества? Где находятся клетки, за счет которых кость растет в длину и в толщину? Как они называются? Повторение

20 слайд

1. Три вида непрерывного соединения костей? 2. Два вида прерывистого соединения костей? 3. Что обозначено цифрами 1 – 10? 4. Какие части кости не покрыты надкостницей? 5. Какое давление внутри сустава? 6. Как называется жидкость внутри сустава? Повторение

21 слайд

Какие виды костей изображены на рисунке? Какие кости образуют мозговой отдел черепа? Какие виды костей образуют лицевой отдел черепа? Повторение

22 слайд

У взрослого человека составляют 40% от массы тела, насчитывается около 600 скелетных мышц. В мышце различают утолщенную среднюю часть - брюшко, прикрепляется мышца с помощью сухожильной головки к неподвижной части скелета, сухожилием хвоста - к подвижной части скелета. Мышцы

23 слайд

Мышцы и группы мышц окружены соединительнотканными оболочками - фасцией (эпимизием). Группы мышечных волокон окружает перимизий, соединительная ткань между волокнами – эндомизий. К мышце походят нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Форма мышц разнообразна: различают длинные, короткие, широкие, двуглавые, трехглавые и другие. Мышцы

24 слайд

Мышцы антагонисты обеспечивают движение в суставах (сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращатели). Мышцы, выполняющие движение в одном направлении - синергисты. Мышцы

25 слайд

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Скелетное мышечное волокно имеет форму цилиндра длиной до 40 мм, диаметром до 0,1 мм. Снаружи покрыты сарколеммой, цитоплазма называется саркоплазмой. В ней очень много митохондрий и сеть внутренних мембран - саркоплазматический ретикулум, содержащий Са2+. Вдоль мышечного волокна тянется в среднем 2500 миофибрилл. Мышцы

26 слайд

Миофибриллы состоят из многих тысяч саркомеров, разделенных Z-дисками, к которым прикреплены актиновые филаменты, между которыми находятся миозиновые. Каждая нить миозина окружена 6 нитями актина. Когда происходит сокращении миофибриллы, сами нити не укорачиваются, актиновые нити вдвигаются между миозиновыми. Это представление получило название теории зубчатого колеса. Саркомер способен сокращаться на 30% от своей длины. Мышцы

28 слайд

Мышцы верхней конечности: дельтовидная, двуглавая, трехглавая, мышцы предплечья, кисти. Мышцы нижней конечности: ягодичная, четырехглавая мышца бедра, портняжная, икроножная, мышцы стопы; Основные группы мышц

29 слайд

Мышечные волокна изолированы от соседних, при этом они сокращаются по принципу "все или ничего", т.е. волокно сокращается с максимальной для него силой, если возбуждение достигло порогового уровня. Сила и степень сокращения зависит от числа сократившихся волокон. При сгибании руки в локтевом суставе, возбуждение к двуглавой мышце идет от моторной зоны лобной доли больших полушарий, передается с помощью нисходящих путей на соответствующие сегменты спинного мозга, затем по двигательным нейронам на нервно-мышечные соединения и происходит сокращение мышцы-сгибателя. Работа мышц

30 слайд

При этом происходит торможение двигательных нейронов мышцы-разгибателя, и трехглавая мышца расслабляется. Медиатор, вызывающий сокращение скелетной мускулатуры - ацетилхолин. Различают динамическую работу мышц, когда сокращение чередуется с расслаблением, и статическую работу, например, при удержании груза в одном положении. Статическая приводит к более быстрому утомлению. Утомление - временное снижение работоспособности, наступающее в результате работы. Ведущую роль в утомлении играет не усталость самих мышц, а утомление двигательных нейронов. Работа мышц

31 слайд

Установлено, что для более быстрого восстановления работоспособности более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой группы мышц. Иван Михайлович Сеченов назвал это "активным отдыхом". Он же изучал зависимость утомления от ритма и нагрузки и заложил основы науки - гигиены труда. Для достижения максимального объема мышечной работы необходимо подобрать оптимальный ритм и нагрузку. Работа мышц





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данная методическая разработка рассчитана на два урока.
Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета».
Тема 2 урока: «Строение скелета».
Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс.

Урок 1

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
  • Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование: таблицы, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного материала.
4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя)

2. Объяснение нового материала

1 слайд

Вопрос к классу:

– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
– Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)

Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

4. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

3 слайд

Строение трубчатой кости

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

5 слайд

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)

– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

6 слайд

Внутреннее строение костей

– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

– Посмотрите фрагмент фильма.

7 слайд

– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

8 слайд

– Как соединяются между собой кости в скелете?

Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

9 слайд

– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

– Рассмотрим движение в локтевом суставе.

10 слайд

3. Задания на закрепление материала

– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

4. Домашнее задание

Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11

Урок 2

Цели урока : изучить строение скелета человека.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.
  • Развивающие : развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье

Оборудование: таблицы, презентация, модель строения черепа.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление и обобщение пройденного материала.
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Вопросы к классу:

  • Каковы функции опорно-двигательного аппарата?
  • Назовите, какие бывают кости по форме?
  • Каково внутреннее строение костей?
  • Каков химический состав костей?
  • Назовите типы соединения костей?
  • Назовите части сустава?

3. Объяснение нового материала

11 слайд

Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

Записываем в тетрадь:

Скелет головы
Скелет туловища
Скелет конечностей

12 слайд

Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
Мозговой отдел черепа: парные – височная, теменная, и непарные – затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.
Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные – нижняя челюсть.

Вопрос к классу.

– Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп? (Защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

13 слайд

Скелет туловища

Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.
Посмотрите фрагмент фильма. И ответьте на вопрос, какая особенность в строении позвоночника смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжках?

14 слайд

– Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.
Шейный (7 позвонков), грудной(12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

15 слайд

Рассмотри строение шейных позвонков.
1 шейный позвонок – атлант.
2 шейный позвонок – аксис.

АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)

Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

АКСИС (2-й шейный позвонок)

Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка.

16 слайд

– Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

– Какие функции выполняет грудная клетка? (Защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

17 слайд

Скелет верхней конечности.

Задание классу:

По учебнику назовите основные кости верхней конечности.
Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.
Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.
Скелет свободной конечности состоит из: плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

Вопрос классу.

Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности? (Плечевой, локтевой).

18 слайд

Скелет нижней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости нижней конечности.
Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.
Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.
Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.
Вопрос к классу.
Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?
(тазобедренный, коленный, голеностопный)

19 слайд

4. Задания на закрепление материала

Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

20 слайд

Правильно соберите скелет человека.

5. Домашнее задание

Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд

краткое содержание других презентаций

«Строение пищеварительной системы» - Печень. Глотка. Желчный пузырь. Пищевод. Внешнее поперечный строение зуба. Зубы. Строение пищеварительной системы. Ротовая полость. Двенадцатиперстная кишка. Поджелудочная железа. Тонкая кишка. Толстая кишка. Система органов пищеварения. Слюнные железы. Пищеварительная система. Желудок. Прямая кишка. Язык. Аппендикс.

«Колорадский жук» - Плодовитость. Классификация. Поведение колорадского жука. Схема изучения. Интересный материал. Картофель. Оборудование и материалы. Яйца. Особенности биологии. История открытия. Затяжная диапауза. Особенности биологии и поведения. Питание. Раселение. Личинки. Опасный вредитель полей. Колорадский жук. Порт Бордо. Листоед. Впервые был обнаружен в СССР на Западе Украины. Особенности строения. Распространение.

«Науки о человеке» - Человек – биосоциальное существо. 5. О строении человеческого тела судил на основании данных полученных на животных. Ч. Дарвин 1809-1882. Андреас Везалий (1515-1564). Леонардо да Винчи 1452-1519. 8. Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов. Наличие ушной раковины. Общий план строения организма. 2. Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине, форме, изображал в объеме.

«Влияние табачного дыма на растения» - Второе окуривание. Окуриваемые растения. Схема наблюдений. Содержание наблюдений. Окуривание. Влияние табачного дыма на рост и развитие растений. Из истории табака. Третье окуривание. Из истории фасоли. Отрицательное воздействие. Табачный дым.

«Строение спинного мозга» - Работа с тетрадью. Рассмотрите рисунок. Верные суждения. Спинномозговой канал. Работа в тетради. Какие две основные функции выполняет спинной мозг. Схема строения нервной системы. Строение спинного мозга. Оболочки мозга. Сокращения скелетной мускулатуры. Заполни таблицу. Спинной мозг. Работа над понятиями. Особенности строения спинного мозга. Что находится в задних рогах спинного мозга.

«Система органов выделения» - Выделение. Схема развития мочеполовой системы у высших позвоночных. Последовательная смена трёх типов почек. Выведение из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения чёрного таракана. Работа. Водно-солевой обмен. Экскреция. Выделительная система. Обитание на суше. Органы выделения человека.

Опорно - двигательная система, ее функции. Скелет человека, его значение строение.

Салтыкова Наталья Николаевна,

учитель биологии.

МКОУ «школа-интернат №13»


Скелет -

совокупность твердых тканей в организме животных и человека

Н Значение опорно - двигательного аппарата:

  • - служит опорой телу;
  • - осуществляет движение тела в пространстве;
  • - создает структурную форму тела;
  • - обеспечивает защиту внутренних органов;
  • - участвует в обмене веществ.

Скелет делится на:

  • Скелет головы
  • Скелет свободных конечностей
  • Пояса конечностей

Скелет

Периферический

Осевой

Скелет головы

Скелет конечностей

Верхних

Нижних

Плечевой пояс

Скелет конечностей

Тазовый пояс

Скелет конечностей


Скелет головы:

Череп состоит из 29 костей


Соединение костей черепа

Неподвижное Подвижное





Шейный отдел

Грудной отдел

Поясничный отдел

Крестцовый отдел

Копчиковый отдел



Скелет верхней конечности

Ключица

Пояс верхних конечностей

Лопатка

Плечевая кость

Локтевая кость

Кости предплечья

Лучевая кость

Кости запястья

Кости пястья

Кисть

Фаланги пальцев



Опорная, защитная, кроветворная, обмен минеральными веществами.

1. Функции скелета

Парные – теменные, височные, скуловые, носовые.

3. Отделы скелета

2. Скелет головы - череп

4. Плечевой пояс

Туловище, череп, плечевой пояс, верхняя конечность, тазовый пояс, нижняя конечность

Непарные – лобная, затылочная,

Лопатка и ключица

5. Кости верхней конечности

верхнечелюстная, нижнечелюстная.

Плечо, предплечье, кисть

6. Пояс нижней конечности (тазовый)

Тазовые кости

7. Кости нижней конечности

Бедро, голень, стопа


  • К мозговой части черепа относятся?
  • Какие кости входят в состав грудной клетки?
  • Какой из перечисленных органов грудная клетка не защищает: а) пищевод б) сердце в) почки?
  • Какая часть черепа крупнее мозговой отдел или лицевой отдел?
  • Какой отдел позвоночника образован 7 позвонками?
  • Сколько тазовых костей у человека?
  • Пояс нижних конечностей образуют?
  • Самая крупная кость скелета человека?




Домашнее задание

  • Стр. 108-112, ответить на вопросы на стр. 115
  • Знать строение и функции скелета человека

ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Назовите составные части нервной системы.

головной и спинной мозг

2. Продолжите предложение: Благодаря головному мозгу мы можем...

двигаться, видеть, думать, слышать, говорить, сохранять в памяти всё, что воспринимакм

3. Из чего состоит головной мозг?

из огромного числа нервных клеток

4. Что необходимо для нормальной работы мозга?

большое количество кислорода

5. Назовите главную функцию спинного мозга.

спинной мозг отвечает за разнообразные движения человека


ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

6. Как называется соединение головного и спинного мозга со всеми органами человека.

головной и спинной мозг соединены НЕРВАМИ со всеми органами человека

7. Что вы знаете о нервах?

нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон,

те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).

8. Дополните предложение: В работе нервной системы участвуют ____ пара нервов от спинного мозга и ____ пар нервов, которые связаны с головным мозгом.



КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Костно-мышечная система организма человека обеспечивает

различные движения руками и ногами, головой, телом.

Её называют также

опорно-двигательным аппаратом .

В него входят кости и мышцы.


СКЕЛЕТ – ОПОРА ТЕЛА

Кости образуют скелет – твёрдый каркас (остов) тела. В организме более 200 костей, и именно они позволяют удерживать тело и все его органы в определённом положении.

1 – череп

2 - грудная клетка

3 – кости руки

4 – позвоночник

5 – тазовая кость

6 – кости ноги


Утверждают, что кость твёрже кирпича, прочнее чугуна.

Несмотря на это, мы должны беречь костную систему своего организма.

Если в костях не хватает кальция, фосфора, то они теряют прочность, становятся ломкими. В этом случае увеличивается опасность перелома кости.

Чтобы этого не произошло, нужно правильно питаться.

Правильное питание для укрепления костей

мясо

творог

молоко

фрукты

овощи


Мышцы называют

МЫШЦЫ

гибким скелетом

мягким остовом тела.

Мышцы прикрепляются к костям.

В теле человека около 600 мышц. и каждая из них участвует в выполнении какого–либо движения.

От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Работой мышц управляет

нервная система .

Нервы связывают мышцы

с головным и спинным мозгом.

1 – мышцы руки

2 – мышцы грудной клетки

3 – мышцы спины

4 – большие ягодичные мышцы

5 – мышцы шеи

6 - мышцы ноги


МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ

Мышцы состоят из упругой мышечной ткани . Они могут напрягаться и расслабляться. Обычно если одни мышцы сокращаются, то другие в это время расслабляются.

Мышечная ткань состоит из клеток , содержащих тонкие волокна - миофибриллы .

ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ

ГЛАДКАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СКЕЛЕТНАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СЕРДЕЧНАЯ


ФУНКЦИИ МЫШЦ

1. Лобная мышца морщит кожу на лбу.

2. Круговая мышца глаза закрывает глаза.

3. Круговая мышца рта сжимает губы.

4. Дельтовидная мышца двигает плечевую кость в разных направлениях.

5. Большая грудная мышца прижимает руку к телу и поворачивает ее.

6. Двуглавая мышца плеча сгибает руку.

7. Наружная косая мышца живота удерживает на месте органы брюшной полости.

8. Четырехглавая мышца бедра разгибает колено во время ходьбы и бега.

9, 10. Икроножная мышца приподнимает пятку и сгибает колено.


Размер и форма мышц различны. От мышц и скелета зависит форма человеческого тела.

1. Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе.

2. Самые крупные мышцы те, на которых ты сидишь - большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

3. Самые сильные мышцы - жевательные, находящиеся в нижней части щеки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа. Результат запишите в тетради.

2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результат запишите в тетради.

3. Сравните результаты, полученные в первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.

4. Согните руку в локте, а потом выпрямите Объясните, какие мышцы сокращаются (напрягаются), а какие – расслабляются.

ВЫВОД:

короче

толще

При сокращении мышцы становятся ________ и ________, а при расслаблении - _________ и _________.

длиннее

тоньше


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Догадайся, о чём говорит мимика смайликов.

обида

задумчивость

грусть

радость

испуг

удивление


Когда мышцы

активно работают,

организму становится жарко.

Это происходит потому,

что клетки мышц

во время работы

расходуют много кислорода

питательных веществ, вырабатывая тепло.


МЫШЦЫ НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ

Если человек проводит много времени лёжа или сидя, не выполняет разнообразных движений, не тренируется, не делает зарядку,

то его мышцы становятся дряблыми и слабыми.

КАК УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ

заниматься утренней зарядкой

заниматься спортом

играть в подвижные игры

заниматься активным

отдыхом на природе

помогать взрослым

следить за правильной осанкой


ОСАНКА ЧЕЛОВЕКА

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Правильная осанка помогает мышцам и суставам, хорошей работе сердца, свободному движению крови по телу.

Правильная осанка – залог вашего здоровья.



ОБОБЩИМ

ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

  • Они являются опорой нашего тела,
  • защищают внутренние органы от повреждения,
  • позволяют совершать различные движения.

Оцени свою работу!

Старался, у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

У меня

не получилось,