Ребусы по русскому языку. Ребусы и кроссворды по русскому языку материал по русскому языку (7 класс) на тему Ребусы по занимательному русскому языку

Разделы: Начальная школа

Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.

Непроверяемые безударные гласные.

1. Игры «10 ос»

Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся, как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес»

Некоторые буквы уже открыты. Остальное – за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.

Д – ка- - - - о - - - - - - - - , а з – му н - - - на- - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

  1. Соловей, жаворонок, какаду.
  2. Сова, ворона, перепёлка.
  3. Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое – нота, второе – тоже,
А целое на боб похожа. (Фа – соль)

Первое – предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. (За – дача).

5. Ребусы

6. «Словарное домино»

Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5×8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части – только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей – подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина». (Смотри Приложение 1 )

Домино можно составить на любую тему.

7. Графические ассоциации.

Суть метода – видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

Непроизносимые согласные.

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный – грусть,
Грустить не буду.
Грустный – «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно – проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.

Звёздный
Звёздный – проверяй звезда.
Звёздный – «Д» пиши всегда.

Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.

Загадки.

День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прослони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

Правописание шипящих жи–ши, ча-ща, чу-щу.

1. Загадки

У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

Они живут на крыше,
Их очень любят кошки. (Мыши)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день,
Никого не боится.
Считает он весь век,
Но не человек. (Часы)

Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

2. Ребусы


3. Кроссворды

4. Замените одним словом.

  • Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
  • Что у человека дороже всего? (Жизнь).
  • 60 минут (Час).
  • Густой частый лес. (Чаща).
  • Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
  • Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
  • Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Парные звонкие и глухие согласные.

1. Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья обьедает. (Коса – коза).

С «м» – приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною изчезает. (Мёд – лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий. (Шар – жар).

2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг – друга, зуб – зубы ит.д.

3. Загадки.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Потяну за верёвку – встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся
Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными.

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

С одной стороны лес, а с другой – поле. (Шубка).

4. Кроссворд.

с н е к и
п р ы к и
ф л а к и
к р ы к и
о р е к и

Упражнения для обогащения словарного запаса детей.

1. Замени одним словом из 4 букв:

Приятель – …. , противник – … ,
Солдат – … , работа – … , шагать – … .

2. Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).

3. Угадай слово.

К – р – н д – ш (карандаш), д – ж – р н – й (дежурный), л – с т – п – д (листопад), з – м – ш к - (зимушка).

∩ ^ ; ∩ ^ ; ¬ ∩ ^ ; ∩ ; ¬ ∩ ^ ; ∩; ¬ ∩.

Дети придумывают слова к данным схемам.

Безусловно, работа с предметно- образными и схематическими моделями развивает фонематический слух, орфографическую зоркость и познавательную активность, так как соответствует возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста.

Заключение.

Предложенная методика носит развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать.

Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике.

В данной статье мы описали методику работы по изучению написаний непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описали упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей.

Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

КРОССВОРДЫ, ЧАЙНВОРДЫ, РЕБУСЫ

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Ниже предложен небольшой набор головоломок и кроссвордов, который может быть полезен учителю.

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – …, а молчание – золото. (Серебро. )

2. Авось да как-нибудь до добра не …(доведут ).

3. Доброе … и кошке приятно. (Слово. )

4. Делу …, потехе – час. (Время. )

5. Где тонко, там и … (рвется ).

6. Копейка … бережет. (Рубль. )

7. Один с сошкой, а … с ложкой. (Семеро. )

Кроссворд «Слова на шипящий согласный звук»

Разгадка этого кроссворда поможет ученикам вспомнить правописание слов различных частей речи, которые заканчиваются на шипящий согласный. Все слова, которые учащиеся впишут в клетки кроссворда, оканчиваются на шипящий, но лишь некоторые из этих слов имеют конечный ь.

По горизонтали:

1. Имя существительное мужского рода, II склонения, обозначающее непромокаемое пальто.

3. Краткая форма прилагательного жгучий в мужском роде.

4. Имя существительное женского рода, I склонения, однокоренное со словом тучи , в родительном падеже множественного числа.

6. Частица.

8. Существительное рикша в родительном падеже множественного числа.

10. Глагол несовершенного вида без приставки, однокоренной со словом сжигать .

13. Глагол несовершенного вида, омоним к глаголу быть , в настоящем времени, во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения.

14. Имя существительное женского рода, I склонения, которое обозначает места для зрителей в театре, в родительном падеже множественного числа.

По вертикали:

1. Краткая форма прилагательного, равнозначного причастному обороту имеющий сходство .

2. Имя существительное женского рода, III склонения, обозначающее едкое химическое соединение, которое окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет.

4. Имя существительное женского рода, III склонения, синоним к слову пробоина .

5. Имя существительное женского рода, III склонения, синоним к слову нелепость .

7. Краткая форма прилагательного пригожий .

9. Второе лицо единственного числа настоящего времени от глагола шить .

11. Наречие образа действия, однокоренное с глаголом скакать .

12. Имя существительное женского рода, III склонения, антоним к слову сладость .

14. Имя существительное женского рода, III склонения, антоним к слову правда .

15. Одно из трех наречий на шипящий согласный, в которых мягкий знак не пишется.

Ответы:

По горизонтали: 1 – плащ; 3 – жгуч; 4 – туч; 6 – иль; 8 – рикш; 10 – жечь; 13 – ешь; 14 – лож.

По вертикали: 1 – похож; 2 – щелочь; 4 – течь; 5 – чушь; 7 – пригож; 9 – шьешь; 11 – вскачь; 12 – горечь; 14 – ложь; 15 – уж.

Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:

9810

1086

4611

3467

10439

108910

34911

10471

9473

35121

25131

28517

109121

54687

281101

Шифр:

АВГИЛМНОРТЯ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Ответы:

Примечание. По аналогии с этим заданием учитель может зашифровать название части речи, изучаемой в данный момент или морфологические признаки, которые будут изучаться на уроке.

Решите следующие задачи:

Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения – слово «сосна». Так же решаются остальные задачи.

Растворите белое в прозрачном.

СВОАДХАРА

Ответ: вода; сахар.

Уберите горячее – останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

Ответ: кипяток, айсберг.

Найдите друга и врага Буратино.

МАБАЛЗЬВИИЛИНОА

Ответ: Мальвина, Базилио.

Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.

ПООПГАНЕНОККА

Ответ: поганка, опенок.

Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА –________________________

ИПЬРТПЕИР – _________________________

ЭПВФЭСФПЕ – ________________________

ВЮЛГВДЛАЮ – ________________________

ЖЗСУУЧЖАЗ – _________________________

ОАСАОТАЛО – _________________________

ГЦИДВГЦЫД! – _________________________

Ответ: Будьте всегда счастливы!

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. Но вы все-таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы.

Над городом низко повисли снеговые __________________. Вечером началась ______________. Снег повалил большими ___________________. Холодный ветер выл, как дикий ___________________. В конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно _______________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и __________________ ей идти. На ней было плохое ___________________ с узкими рукавами, а на плечах ___________________.

Перед вами несколько «крылатых выражений», в которых пропущены одинаковые слова. Отгадайте их. Составьте с ними предложения.

Из… вон плохо. Мастер на все …

Сидеть сложа … Золотые …

Составьте анаграммы.

Например: Карета – ракета.

Проанализировав образец, вставьте нужное слово:

Искомые слова: жаба, кожа, грот, порт, роса, слон, плен, тема, стыд, трос.

Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует количеству букв):

Искомые слова: гол, тол, рог, клад; шок, ток, лот, бой; сок, рай, бар, пир; стол, сон, пир, ряд; бес, лук, чай, образ; мот, ель, акт, кот.

Словесные тесты

Найдите общие окончания сгруппированных столбиками слов:

Искомые окончания указанных слов: -ОЛ; -ОМ; -АЙКА; -ОТ; -ЕСТЬ; -ИНА; -ЕНЬ; -ОЛЬ.

Чайнворд «Местоимение»

Почти все слова в этом чайнворде – местоимения. Отгадайте, какие это слова.

1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. (Он .)

2. Личное местоимение 1-го лица множественного числа в дательном падеже. (Нам .)

3. Назовите часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение .)

4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода родительного падежа. (Его .)

5. Местоимение, которое изменяется по родам. (Он .)

6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного падежа. (Нас .)

7. Указательное местоимение с количественным значением. (Столько .)

8. Название разряда местоимений, сходных с вопросительным в дательном падеже единственного числа мужского рода. (Относительному .)

9. Название разряда местоимений, к которому относится местоимение «тот» в творительном падеже множественного числа. (Указательные .)

Если вы впишете изображенные здесь предметы в паутину правильно, то в обозначенном поясе прочитаете географическое название. Назовите его.

Ответы: 1 – поезд; 2 – ручка; 3 – индюк; 4 – белка; 5 – акула; 6 – лампа; 7 – такси; 8 – игла; 9 – кошка; 10 – арбуз. (Прибалтика.)

Названия всех нарисованных предметов впишите в клеточки от края к центру. Если вы подберете все слова правильно, то в третьем ряду прочитаете названия трех континентов.

Ответы: 1 – поезд; 2 – диван; 3 – парта; 4 – овощи; 5 – репка; 6 – флаги; 7 – краны; 8 – козел; 9 – птица; 10 – рояль; 11 – шкафы; 12 – кофта; 13 – марка; 14 – книга; 15 – кукла; 16 – глаза. (Европа, Азия, Африка.)

Если вы впишете в схему правильно следующие слова, то в обозначенных рядах прочитаете имена 2 девочек и 1 мальчика.

1. Н…прав… . 2. К…ток. 3. М…л…дой. 4. Лош…дь. 5. …лта. 6. Вет…р. 7. Кин… . 8. Мама.

Ответы: I. – Наташа , II. – Володя , III. – Марина .

Впишите названия предметов в клеточки, и вы увидите, что некоторые буквы связаны между собой линиями. Найдите начало этой головоломки и, двигаясь по линиям от буквы к букве, прочитайте пословицу.

Ответы: 1 – галстук; 2 – окно; 3 – учебник; 4 – тетрадь; 5 – пенал; 6 – глобус; 7 – линейка; 8 – тысяча; 9 – компас; 10 – портфель.

(Кончил дело – гуляй смело.)

Кроссворд «Раз – рас»

Заполните клетки словами (именами существительными, прилагательными и глаголами) с приставками РАЗ- (левая сторона) и РАС- (правая). В правой стороне во всех словах должно быть стечение согласных на стыке приставки и корня.

1. Движение с целью набрать скорость. 2. Место раздвоения железнодорожного пути. 3. Сбор сведений о противнике. 4. Слишком свободный, фамильярный. 5. Разделить линиями на графы. 6. Разногласия, споры. 7. Раздвоение (ствола, дерева, дороги и т. п.). 8. Расставание, жизнь вдали от близких. 9. Беспорядочный, небрежный в делах человек. 10. Освобождение от груза. 11. Беседа. 12. Полное поражение противника. 13. Часть текста, выделенная заглавием, номером и т. п. 14. Соленая вода для засолки овощей. 15. Молодые растения, выращенные для пересадки. 16. Здравый смысл, способность правильно мыслить. 17. Продление срока уплаты, разрешение на уплату по частям. 18. Невнимательный, постоянно забывающий или путающий что-либо. 19. Время перед восходом солнца. 20. Вид казни. 21. Быстро разрубить чем-либо острым. 22. Снять седло с оседланного животного. 23. Питомник. 24. Посылка каких-либо предметов, документов, писем в разные места. 25. Небольшое художественное произведение в прозе. 26. Затраты, издержки.

Ответы: 1 – разбег; 2 – разъезд; 3 – разведка; 4 – развязный; 5 – разграфить; 6 – раздоры; 7 – развилка; 8 – разлука; 9 – разгильдяй; 10 – разгрузка; 11 – разговор; 12 – разгром; 13 – раздел; 14 – рассол; 15 – рассада; 16 – рассудок; 17 – рассрочка; 18 – рассеянный; 19 – рассвет; 20 – расстрел; 21 – рассечь; 22 – расседлать; 23 – рассадник; 24 – рассылка; 25 – рассказ; 26 – расход.

Чайнворд «Имя существительное»

Цель: повторить формообразование некоторых существительных.

Все слова в этом чайнворде (в виде буквы «С») – существительное. Какие же это слова?

1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека. (Неряха .)

2. Существительное женского рода, 1-го склонения, синоним выражения вооруженные силы в родительном падеже единственного числа. (Армий .)

3. Существительное мужского рода, 2-го склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа. (Идолом .)

4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованного от существительного медведь . (Медвежонок .)

5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом - щик , обозначающее профессию и образованное от слова камень . (Каменщик .)

6. Существительное женского рода, 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа. (Курице .)

7. Существительное женского рода, 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа. (Елям .)

8. Существительное мужского рода, 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа. (Мостов .)

9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс - ен , в родительном падеже множественного числа. (Времен .)


В 1 классе дети не умеют писать буквы, но очень любят рисовать. И одно из первых домашних заданий в 1 классе: нарисовать ребус. Такое задание встречается и в Азбуке многих авторов.

"Как нарисовать ребус в 1 классе?" - спрашивают родители. Очень просто. Только надо знать правила составления ребусов. Эти правила легко запоминаются детьми и очень им нравятся. Зная загадки ребусов, легко можно разгадать математические ребусы или ребусы по русскому языку в 5 классе.

Ребусы развивают логическое мышление первоклассников, воображение и кругозор. А ещё им очень нравится не только разгадывать ребусы, но и их составлять.

В 1 классе можно провести конкурс ребусов, где дети проявят свою смекалку и художественные способности.

Мы предлагаем ребусы с ответами. Каждый первоклассник сумеет придумать и нарисовать ребус к любому слову из учебника.

Ребусы, нарисованные детьми 1 класса

Ответ: окошко

Ответ: бусы

Ответ: школа

Пояснительная записка

Ребус – это загадка в виде рисунка с буквами или знаками, которые и помогают понять суть задания и ответ. Дети во время игры лучше воспринимают информацию, поэтому ребусы часто приходят на помощь родителям. Кроме этого они отлично развивают логику, мышление.

В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова. Большинство детей проявляет интерес к играм – головоломкам, к занимательным задачам.

Одно из почётных мест занимают ребусы разных видов.

Они способствуют:

Расширению кругозора детей;

Развитию речи ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки;

Знакомству с окружающим миром и явлениями природы;

Развитию зрительной и моторной памяти, вниманию через яркие рисунки, картинки.

Правила

Как и в любой игре, в данном случае также имеются правила, не зная которых, большинство загадок разгадать невозможно. Подробнее, конечно же, я о них расскажу

1. Если перед ребусом стоит сверху запятая, то первую букву из этого слова следует вычеркнуть. Если сзади – то последнюю. Если запятых несколько, то стоит исключать такое же количество букв.

2. Если в ребусном рисунке есть зачеркнутая буква, то её стоит удалить из слова. В случае если рядом стоит ровно и другая буква, то нужно просто заменить одну на другую.

3. Под рисунком написан ряд цифр. Это означает, что слово состоит из букв, которые находятся под этими номерами в соответствующей последовательности.

4. Если один рисунок расположен в другом или на нем, или в любом другом положении, кроме как следом, то между их значениями стоит прибавить предлог: в, на, над, под и т.д.

Это занимательная игра не только для детей, а и для взрослых. Проверьте свою логику!

Ответ: орфография

Ответ: падеж

Ответ: лексика

Ответ: слово

Ответ: грамматика

Ответ: склонение

Ответ: диктант

Ответ: буква

Ответ: приставка

Ответ: подлежащее

Ответ: окончание

Ответ: ударение

Ответ: прилагательное

Ответ: междометие

Ответ: подлежащее

Ответ: словосочетание

Ответ: глагол

Ответ: корень

Ответ: существительное

Ответ: дефис

Ответ: двоеточие

Ответ: сказуемое

Ответ: предложение

Ответ: пропись

Ответ: русский

Ответ: запятая

Список литературы

1. http://aida.ucoz.ru - шаблон презентации

2. http:// igraza.ru – ребусы

3. http://scanword.net