Тренинг для трудных подростков. Тренинговые занятия для подростков. Упражнение "Времена года"

Возраст от 12 до 18 лет является достаточно сложным периодом для ребенка и его родителей. В жизнь подростка приходят новые люди и увлечения, меняются интересы, формируются жизненные ценности. Человек начинает уже иначе оценивать себя и окружающих, а также свою роль в отношениях и событиях. В этот момент старшекласснику очень важно справляться с эмоциями, общаться с людьми и правильно ставить личные цели.

Помочь ему в этом вопросе могут психологические тренинги для подростков, проведенные опытными специалистами с учетом особенностей личности. Они помогают детям понять себя и расставить жизненные приоритеты.

Психологические тренинги для подростков на общение

Подобные занятия очень актуальны, поскольку общение со сверстниками в таком возрасте становится ведущей деятельностью. Именно через него осваиваются нормы социального поведения, система этических и моральных ценностей, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. На тематических занятиях ребят учат чувствовать себя уверенно в новом коллективе, во время выступлений на школьных занятиях и в компании друзей. Участники тренинга узнают новые способы знакомства, приемы выстраивания дружеских и деловых отношений.

Благодаря прохождению психологической программы для подростков ребенок научится:

  • находить общий язык с людьми;
  • справляться с отрицательными эмоциями;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • владеть тонкостями общения со сверстниками и родителями;
  • умению разрешать споры;
  • по-настоящему дружить.

Важным аспектом занятий являются психологические программы по конфликтологии для подростков, которые учат предотвращать разногласия и находить решения конфликтов. На тренингах преподаватель предлагает ролевые игры для выработки умения понимать интересы разных сторон и свои чувства, отрабатывает с учениками различные стратегии поведения в конфликте и способы отстаивания своей точки зрения, не обижая близких людей.

Психологические тренинги для подростков на повышение самооценки

Ребятам в возрасте 12-18 лет подобные семинары могут быть очень полезны, ведь они помогают понять свои сильные и слабые стороны, а также преодолеть страхи и избавиться от стереотипов.

Во время занятий дети по-новому посмотрят на многие вещи:

  • исследуют свои таланты и возможности, найдут способы их реализации в жизни;
  • научатся самостоятельно принимать решения и отвечать за свои результаты;
  • задумаются над вопросами ответственности и самостоятельности;
  • узнают как правильно формулировать и высказывать свои мысли;
  • оценят собственные достоинства и хорошие черты других людей.

Подобные психологические тренинги для подростков делают их более уверенными в себе. У ребят снижается тревожность при выступлении перед аудиторией в классе или на школьном мероприятии.

В безопасной и творческой атмосфере центра образования и развития Инсайт участники психологических тренингов для подростков на общение смогут обсуждать любые волнующие темы, примерять новые роли и испытывать себя в различных ситуациях.

Интересные и веселые занятия с квалифицированным психологом научат вас общаться с людьми, заводить друзей и находить общий язык с родителями!

Количество людей в группе ограничено - не более 10 человек.

Длительность тренинга 2 дня по 3-4 часа или один день 6 часов.

Ведущая: Покусаева Олеся , подростковый, семейный психолог, автор книг по психологии, ведущая тренингов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

  1. Областной центр диагностики и консультирования

Конспект занятия

для подростков

Тренинг «Живое общение».

подготовила

педагог-психолог

Иванова Елена Александровна

г. Саратов
2014

Актуальность тренинга: В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.

Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение- ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.

И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?

К нам на консультацию всё чаще обращаются родители подростков с просьбой о помощи «Наш ребенок не умеет общаться, у него нет друзей, он все время сидит в интернете, помогите!»

При работе с такими подростками становиться ясно, что проблема эта действительно серьезная. Опыт показывает, что при данной проблеме лучше всего помогают именно социально-психологические тренинги. Где участники могут получить навык общения, познакомиться с основными проблемами в общении и научиться справляться с ними под руководством тренера-психолога.

Цель тренинга : научить подростков техникам «живого» общения, и различным способам взаимодействия с людьми.

Задачи тренинга:

Создать атмосферу доверия и положительный эмоциональный фон для коммуникативного самовыражения;

Ознакомить участников с некоторыми законами общения;

Помочь в формировании адекватной самооценки и оценки других;

Стимулировать интерес к познанию других людей через «живое» общение;

Форма занятий: групповая.

Группа численностью 8-12 человек. Возраст 14-15 лет.

Продолжительность тренинга: 2 часа.

Ход занятия

Правила тренинга

Ведущий : «Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, мы вместе сформулируем несколько правил работы в нашей группе.

Есть общепринятые правила тренинга, я буду их озвучивать и если вы согласны, прошу поднять вверх большой палец.

(Правила записываются на ватмане или флипчарте )

    проявлять активность и ответственность;

    быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;

    не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами;

    ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;

    говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)

    недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия)

    общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени);

    участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия;

    правило говорящего, правило поднятой руки».

А теперь вы так же можете предложить свои правила. (например, правило обращения на Ты).

Обсуждение темы общение

Ведущий: «Замечательно, теперь, когда правила нашего тренинга сформированы, мы можем начать работу по освоению такого важного в нашем мире навыка как общение. Для начала давайте подумаем и обсудим

«Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врожденное ли это умение или его можно развить? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение?

Все мы знаем, что общение начинается со знакомства. И сейчас мы проведем упражнение, которое поможет нам отточить наше умение знакомиться».

Упражнение “Знакомство” .

Инструкция: сейчас вам нужно разделиться на две группы. Одна группа образует внутренний круг, встав спиной друг к другу и лицом к остальным. Вторая группа образует круг внешний, встав лицом к первой группе. Итак, вы встали друг напротив друга. Теперь вы будете выполнять задания, которые вам будут предложены, и выполнив задание в паре с одним человеком внешний круг по хлопку смещается вправо, чтобы выполнить то же задание в паре с другим человеком.

Задания : встретиться глазами, улыбнуться, сказать «привет», представиться по имени, задать любой вопрос, пожать друг другу руки, показать язык, пожелать что-то.

Закон I : Важно не то, что мы говорим, а важно как мы это говорим (мы реагируем по разному на одну и ту же информацию в зависимости от интонации, от того «как» нам сказали) . Для того, чтобы лучше понять закон выполним простое упражнение.

Упражнение «Что или как?»

Сделать комплимент (так, чтобы было приятно) другому, а затем ту же информацию преподнести так, чтобы человеку было неприятно.

Сделать замечание тоном возмущенным, рассерженным, не допускающим возражения, а затем ту же информацию донести до человека ласково, с верой в лучшее в нем.

Закон II : Важно не то, как нам говорят, а важно то, что нам говорят (в общении лучше сосредоточится на полученной информации, вынести рациональное зерно и отсеять все лишнее). Любая информация в общении полезна для нашего развития.

Упражнение «Горькая пилюля» .

Один участник высказывает критическое замечание в адрес другого, другой участник внимательно слушает и дает обратную связь, переводя эмоциональное послание в объективную информацию.

Пример:

Ты все время перебиваешь, ты вообще ничего не можешь дослушать до конца …

Спасибо, что ты мне дала такую ценную информацию обо мне, я поняла, что мне следует учиться внимательнее слушать своих собеседников.

Ведущий : «А теперь используем игру, которая позволит нам перевоплотиться и понаблюдать за разными типажами общения. И поможет выбрать свой».

Игра «Маски -шоу»

Ведущий. Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: “Он так изменился. Не похож сам на себя”. Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д.

Попрошу вас ответить на два вопроса:

Был ли в вашей жизни опыт примеривания маски к себе и каковы от этого впечатления, чувства, эмоции?

Оправдано ли надевание человеком масок или лучше и легче всегда оставаться самим собой?

В действительности мы часто надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит надевать маску, в которой не сможешь поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему “Я”.

Сегодня мы не только будем примерять маски, но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д. имена остаются те, которые вы выбрали на наши занятия.

Маски, предлагаемые для игры (вы можете придумать свои)

Золушка

Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто.

Представим, все мы участники конференции “Искусство перевоплощения”. Конференция будет проходить в городе Н. В этот город можно добраться только на автобусе.

Ожидание автобуса . Все маски подходят к автобусу по очереди, знакомятся, выясняют, его ли это группа; ждут экскурсовода, которым буду я.

Действия экскурсовода

1. Перекличка в автобусе.

2.Остановки: по просьбе, у ларька, туалета. Отдых на воздухе.

3. Размещение в гостинице:

    двух-, трехместные;

    на одного человека нет места, и его нужно подселить в трехместный номер четвертым;

    путаница с багажом: двое перепутали одинаковые сумки.

Рассаживание в автобусе

Там есть удобные места и неудобные места у окна, сзади и т.д. ваше поведение должно соответствовать вашей маске. Помните об этом на протяжении всего действия.

Размещение в гостинице . Номера двух- и трехместные. Напоминаю, что вам предоставляется возможность создавать тестовые ситуации, чтобы распознать маски. Пользуйтесь этим.

Конференция . На которой будут “расколдованы” маски. Вы можете высказываться по каждой маске. Если название маски совпадает с предложенными вариантами, то будем считать, что маска расколдована. Если нет, то попросим снять маску и назвать себя.

Анкета обратной связи

Тренинг «Живое общение»

Имя (Ник)____________________________________Возраст________________________

Мое настроение до тренинга 1 2 3 4 5

Мое настроение после тренинга 1 2 3 4 5

Мне больше всего понравилось: _____________________________________________

Для меня было новым и полезным_____________________________________________

___________________________________________________________________________

Мне не понравилось__________________________________________________________

Я бы посетил тренинги на темы __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо!!!

Список использованной литературы

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.).

3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. – (Практическая психология.)

5. Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)

6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.

7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – М.: Гардарики, 2004. – 223с.: илл. – (psychologia universalis).

8. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учебн. пособие для вузов / А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

9. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование)

10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.

11. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения: учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.

12. Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: Речь, 20023

13. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т. В. Кутасова. – М.: МПА, 1994. – 221с.

Интернет ресурсы

http://www.бесстрашное-детство.рф/articles-sel-754.html

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я», формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе без применения психоактивных веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации

МО Куйтунский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр Образования «Каразей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ПОЙМИ СЕБЯ»

Социально-психологический тренинг для подростков

(с электронным приложением)

Составитель:

Воложина Алёна Владимировна

педагог-психолог

МБОУ ЦО «Каразей»

Каразей - 2013

Пояснительная записка.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Вопросы лечения наркотической зависимости сегодня разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий - долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь - среди молодежи.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей - они должны проводиться квалифицированными тренерами (психологом), владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я», формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе без применения психоактивных веществ.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутре н ний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях и создание условий для развития способности безоценочного их принятия.

3. Повышение уровня информированности обучающихся о проблеме наркомании;

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения без применения психоактивных веществ.

5. Формирование мотивации к сохранению здоровья.

Материально-техническое обеспечение игр указано в описании каждой игры. Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (стулья), канцелярские принадлежности, мультимедиа для демонстрации презентации «Хочешь изменить мир? Начни с себя!».

Предлагаемый план тренинга создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Тренинг рассчитан на 2,5 часа работы. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростковой аудиторией.

Тренинг рассчитан на участников 15-18 лет.

Состав групп:

· Оптимальная численность 15-20 человек;

· Группы должны комплектоваться на добровольной основе;

Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;

· Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

Форма проведения:

Групповое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение.

Вводная часть и завершение занимают по четверти вс е го времени занятия. Около половины времени уделено собственно работе.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

Принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - игры, дискуссии, упражн е ния, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

Принцип исследовательской позиции участников: участн и ки сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

Принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания це н ности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяе т ся наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

Принцип «здесь и сейчас»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апе л лируют к прошлому опыту;

Принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, притчи, психогимнастика. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

В приложении предлагаются материалы, которые могут заинтересовать педагогов и родителей по вопросу «Когда возникает интерес к наркотикам»

ХОД ТРЕНИНГА

Время

Установление контакта

10 мин.

Правила работы в группе

5 мин.

Разминка-упражнение «Поменяйтесь местами…»

5 мин.

О ценка уровня информированности

20 мин.

Упражнение «Нити судьбы»

20 мин.

Рефлексия

5 мин.

Оценка усталости

10 мин.

Упражнение «За все нужно платить»

15 мин.

Рефлексия

5 мин.

Умейте управлять собой

15 мин.

Рефлексия

5 мин.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

5 мин.

Завершение тренинга

120 мин.

1)Установление контакта с участниками тренинга.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе . (10 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.

2) Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются опре деленные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали с ебя комфортно и безопасно (5 мин.) .

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3) Разминка.

«Поменяйтесь местами» (5 мин)

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Тренер выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу , водить мотоцикл, вышивать крестиком, кататься на коньках и т.д. )». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4) О ценка уровня информированности. (20 мин )

Ведущий просит группу ответить на вопросы:

  1. существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
  2. сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
  3. что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
  4. насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
  5. как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
  6. знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
  7. ч то такое зависимость?
  8. к акой она может быть?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер опирается на полученные данные измерений, предлагает высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы следует избегать изложения материала в лекционной форме, лучше вывести на диалог. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог, обобщает высказывания участников тренинга о том , какие виды зависимости существуют и почему они формируются.

В настоящее время выделяют несколько различных видов зависимостей , имеющих одну и ту же психофизиологическую природу: алкогольная, наркотическая, игровая (азартные или компьютерные игры), пищевая (булимия, анорексия), информационная (телевизор, Интернет), эмоциональная (очень сильная любовь, безответная любовь; несамостоятельность, нужда в других; сильная потребность в интернет-общении или телефонном общении), трудовая (трудоголизм), шоппинг-зависимость, сексуальная (в том числе виртуальная) и другие, имеющие более уникальные проявления.

Что же такое зависимость?

Да, действительно, в медицинском смысле зависимость представляет собой «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Т.е., по-другому, зависимость - это «привыкание» к наркотикам, постоянная необходимость в их приеме, т.к. при окончании срока действия препарата у человека возникает мучительное состояние, плохое самочувствие, которое снимается приемом наркотического средства.

Какие виды зависимостей существуют?

Многие врачи-наркологи выделяют три вида зависимостей: социальную, психическую и физическую.

О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но «вращается» в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношения к наркотикам и внешние атрибуты группы. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что заслоняет привычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этого вида зависимости - наличие группы (которая может формироваться даже вокруг одного употребляющего наркотики).

После начала употребления наркотиков у человека быстро формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремиться вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильными, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления наркотиков.

При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае, при прекращении приема, наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести - от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома («ломка»).

В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков - от периода проб через эпизодическое употребление к систематическому. Однако систематическое употребление не обязательно связано с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно раньше.

«Каким было и спользование психоактивных веще ств в др евние времена ?»

В древности использование наркотических веществ и растений огран и чивалось религиозно-племенными традициями и нравственными нормами. Поэтому на протяжении длительного периода времени наркотики примен я лись главным образом для лечебных целей, в основном в качестве обезб о ливающих средств, а также при проведении религиозных обрядов. Задолго до новой эры в Ассирии, Египте, Китае, Индии и других странах Старого света использовали в качестве обезболивающих средств отвары, приготовленные из трав, корней, плодов и листьев растений, и так называемые усыпляющие грибы. Для обезболивания использовались и другие примитивные средства: охлаждение, доведение человека до состояния сильного опьянения с помощью вина, пережимание кровеносных сосудов, снабжающих кровью головной мозг.

В XI-XII вв. в Болонском университете было составлено 140-150 реце п тов наркотических средств, используемых в качестве обезболивающих. Пост е пенно наркотические средства образовали группу лекарственных веществ, воздействие которых на нервную систему человека носит избирательный характер. Большинство из них обладает эйфоризирующим эффектом, и очень быстро у человека может возникнуть пристрастие к ним. Вот поэтому и считается, что наркотики могут играть двоякую роль: быть помощниками человека, когда их используют в медицинских целях, и быть врагами, когда сознательно или неосознанно злоупотребляют ими. (см. ссылки)

« Зачем используют наркотические вещества в современном мире ? »

Главной целью использования наркотиков в современной медицине является подавление реакции организма на хирургическое вмешательство, и прежде всего ощущение боли. Наркотики применяют в качестве обезболивающих средств и в послеоперационный период. В настоящее время в медицине используются только такие наркотики, которые не вызывают осложнений и вредных последствий.

Затем предлагает ся выполнить задание.

5) Основное упражнение (20 мин)

«Нити судьбы»

Предназначение .
Упражнение предназначено для развития у участников группового психологического тренинга способности рефлексировать сложные структуры межличностных отношений.
Упражнение имеет игровой характер, поэтому обычно с большим интересом принимается участниками.

Предваряя, ведущий объясняет сложный характер межличностных отношений людей. В контексте задач упражнения психолог обращает внимание участников на то, что:

а) между двумя людьми (А и Б) имеются отношения (порой очень сложные) (альфа-отношение),

б) третье лицо (В), будучи наблюдателем, так или иначе может относиться к отношениям А и Б, то есть может быть отношение к взаимоотношению (бета-отношение),

в) четвертое лицо (Г или опять же А и Б) могут тем или иным способом заметить, что В нравятся или не нравятся взаимоотношения А и Б (гамма-отношения).

Описание упражнения

Звучит история о главном герое, у которого есть дружная семья, любимая работа, верные друзья, любимая спортивная команда. Но кроме друзей у него есть и завистники. Однажды появляется на его горизонте старый школьный друг, который покатился по наклонной плоскости и потянул за собой нашего героя. А дальше… давайте выберем главного героя…

Выбирается главный герой, у которого, по предложенной истории, наблюдается химическая зависимость. Главный герой называет себя самым нелюбимым именем (психологическая защита от глубокого соотнесения себя с наркозависимым). Остальные участники распределяют социальные роли: родители, коллеги, друзья, недруги, завистники. Социальное окружение связывается с главным героем посредством нитей. Определите реакцию окружения со своей позиции (мама, папа, дети, коллеги и т.д.). Если вы не хотите продолжать общение с героем, то оборвите нить. (каждый участник комментирует свой выбор в данной ситуации)

Проходит полгода. Усилия близких людей и лечение в специализированной клинике помогли главному герою выбраться из наркотической зависимости (наступило состояние ремиссии)…

Определите реакцию окружения со своей позиции (мама, папа, дети, коллеги и т.д.). Если вы не хотите продолжать общение с героем, то оборвите нить.(все действия героев обосновываются)

Кто остался в итоге с нашим героем? Почему? (ответы участников тенинга, обобщение ответов психологом)

Рефлексия. (5 мин)

Эмоциональное состояние участников тренинга (ответы по кругу).

Оценка усталости (10 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

6) Основное упражнение (15 мин)

«За все нужно платить»

Описание упражнения

Звучит продолжение истории о главном герое, которому приходится расплачиваться самым дорогим за употребление психоактивных веществ. Участники представляют себя в роли этого главного героя, выбрав для себя нелюбимое имя (психологическая защита от глубокого соотнесения себя с наркозависимым).

Каждый участник тренинга на листочках не большого размера записывает 3 любимых блюда, 3 любимых занятия и 4 самых дорогих человека. Листочки раскладываются веером в руках, надписями к участнику. Ведущий, проходя по кругу четыре раза, забирает по одному листочку (расплата за употребление психоактивных веществ) и очень внимательно следит за изменением психо-эмоционального состояния ребят.

Предлагается ответить на главный вопрос: «Зачем? Зачем обращаются к наркотикам подростки?» «Почему?» - понятно: потому, что нет понимания в кругу семьи, предал лучший друг, безответная любовь и т.д. Но зачем? Мы знаем уже, к чему это приводит, стоит ли платить такую цену, чтобы стать более уверенным в себе, своих силах и возможностях? Может быть, стоит заняться саморазвитием и добиться того, к чему стремился, но для этого необходимо понять чего ты хочешь. Понять самого себя! Это сложно, но возможно, если приложить определенные усилия.

Притча ….

В одном из поселений жили мудрец и хитрец. Люди слушали мудреца, а хитрец завидовал ему и хотел разрушить его авторитет. Он взял бабочку. Зажал ее между ладонями и пришел к мудрецу. «У меня там бабочка. Скажи- она живая или мертвая?» И думал хитрец: если мудрец скажет – мертвая, он раскроет ладони, и бабочка улетит. Мудрец ошибется. А если же он скажет – живая, он сожмет ладони, и бабочка погибнет. Мудрец все равно ошибется.

Мудрец сказал:

Все в твоих руках.

В ходе тренинга, по необходимости, используются методы психо-коррекции.

Рефлексия .

7) Советы психолога (15 мин)

Умейте управлять собой .

1 . Постоянно следите за гармонизацией в себе «хочу», «могу» и «надо». Ваши потребности, возможности и нео б ходимость могут входить в противоречие друг с другом, но не должны мешать вашей жизне деятельности.

2. Попытайтесь разобраться: кто же я такой и что мне надо в этой жизни. Не беритесь не за свое дело. Не бойтесь говорить «нет», когда не можете что-либо в ы полнить.

3 . Помните, что детренируемость сознательных пр о цессов (память, спосо бности логически мыслить ) способствует потере контроля над собой и развитию ра з личного рода зависимостей: как внутренних - от табл е ток, еды, никотина, алкоголя, так и внешних - вы ст а новитесь более чувствительны, внушаемы, эмоционал ь ны .

4 . Добивайтесь, чтобы ваше истинное «Я» в большей степени зависело от внутренних процессов, а не от вн е шних (кон фликтных ситуаций , взаимоотнош е ний с друзьями).

5. Постоянно работайте над собой, закаляйте свою волю.

6 . Попытайтесь оценить собственный потенциал, ос о знать свои возможности личностного роста.

7 . З найте, что резервы у каждого ч е ловека разные, они зависят от индивидуальной констит у ции, от генетической предрасположенности.

8 . Стремитесь быть более «вооруженным» (т.е. иметь хорошее образование, навыки, опыт, знания).

9 . Выберите или создайте для себя принципы, или модель восприятия мира, которые помогут вам жить. С о знательно откажитесь от всего ненужного или мешающего.

Основны е принципы в работе над собой :

осознанность означает, что человек должен логич е ски понять собственную проблему, захотеть измениться и поверить в то, что он сможет себя изменить. Например, осознать, что курить, употреблять психоактивные вещества - вредно, что безнравственно жить - «невыгодно» (с точки зрения качества жизни и законов сохранения - ведь излученное зло приходит к человеку в различных формах обратно);

постепенность означает, что человек должен цел е направленно и упорно осуществлять ряд действий, тр е нироваться, повышая свой потенциал. Например, умен ь шать количество выкуренных сигарет с целью бросить к у рить. Или постепенно закаляться (водные процедуры, ги м настика), укрепляя свою нервную систему. Наскоком т а кие задачи не решаются;

достаточность означает, что человек, работая над собой, не должен перенапрягать свой организм; ему следует ощущать предел тренируемости , знать максимум своего п о тенциала, выше которого становится не лучше, а хуже;

регулярность, или систематичность, органично связана с постепенностью и достаточностью. Регулярность работы над собой страхует человека от негативных реакций организма на пиковые нагрузки, гарантирует большую адаптируемость к внешней среде. Она обеспечивает закалку организма челов е ка, снижает скорость его старения, повышает тонус;

контроль над собой предусматривает слежение не только за своими действиями, но и за мыслями (помыс лами) и чувствами. Необходимо добиваться, чтобы воля доминировала над разумом и чувствами, а не наоборот. Одновременно с этим воля человека не должна «насил о вать» его натуру, его индивидуальный характер. В этом смысле человек должен пройти по «лезвию бритвы». С о д ной стороны, не стать рабом собственных страстей, чувств и эмоций, с другой - уметь органично управлять ими с помощью воли.

10. Будьте самокритичны, но в меру, ибо это может привести к излишней мнительности и комплексу непо л ноценности.

11 . Развивайте в себе внимание; часто мы всю жизнь проходим мимо одного и того же места и не замечаем к а кую-то деталь, например, дом, барельеф, узор т. д.

12 . Развивайте в себе логическое мышление. Оно, как ни парадоксально, способствует развитию эмоциональн о сти и более глубокому чувственному восприятию мира. Многие люди искусства не хотят трудиться над своей ло гической сферой и прибегают к более простым способам активизации эмоциональной сферы: к алкоголю, никот и ну, наркотикам.

13 . Развивайте в себе смелость (но не безрассудство) и уверенность в себе.

14 . Знайте, что в человеке борются две силы: стремл е ние к обособляемости (быть собой, наедине с собой, о т дельно от других) и стремление к совместимости (быть вместе с кем-либо, делать, как кто-либо, думать, как он или она и т.д.). Неумение управлять этими силами внутри себя часто приводит к конфликтам.

Рефлексия . Эмоциональное состояние участников тренинга (ответы по кругу). Общий вывод подводится участниками тренинга и комментируется.

7) Упражнения завершения (5 мин)

«Аплодисменты по кругу»

Инструкция:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия тренинга .

Эмоциональное состояние участников тренинга (ответы по кругу). Общий вывод, оценка внеклассного мероприятия подводится участниками тренинга и комментируется.

Презентация для размышлений: « Хочешь изменить мир? Начни с себя!» (см. диск в приложении)

И в заключение - одно суждение, принадлежавшее человеку, испытавшему на себе власть наркотика и сумевшего одержать над ним победу.

«Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижений этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает простого терпения, чтобы понять: радость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с помощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь - она как дикий зверь - не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении».

Приложение 1

Наркотики и возраст
или
когда возникает интерес к наркотикам?

Приводимые ниже данные представляет собой лишь осторожную попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.

Внимание! К сожалению, первая, из приводимых здесь возрастных границ, имеет тенденцию к постоянному снижению.

8-11 лет . Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследованиях дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам. аддиктивное поведение.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами.

Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей.

Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.

Можно выделить пять групп по отношению к наркотикам:

Первая группа. «Употребляющие и втягивающие других».

Употребление считается признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический смысл: исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта, при одновременном снижении риска.

Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности, или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).

Вторая группа . «Употребляющие, но понимающие опасность».

Не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».

Третья группа. «Активные противники».

Это сама малочисленная группа, позиция ее представителей: «Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей». Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще - на эмоциональном отражении. Во втором случае – «грамотный наркоман» может поколебать уверенность активного противника.

Четвертая группа. « Равнодушные противники».

Для этой группы характерен отказ от употребления наркотиков при допущении употребления наркотиков другими: «Я наркотики не употребляю, а другие меня не касаются. Хотят травиться - их дело».

Пятая группа. «Не определившие свое отношение к наркотикам».

Члены этой группы выступают потенциальными участниками четырех предыдущих.

Приложение 2

Признаки употребления различных групп наркотиков

Психоактивное вещество

Психические и другие нарушения при интоксикации

Признаки последствий употребления наркотиков

1.Психодепрессанты.
а) Препараты опия

Эйфория, экстаз, сонливость, нарушение сознания, тревожность, смазанная речь, заторможенность, утрата аппетита, снижение общей активности.

Необычная сонливость в самое разное время, замедленная «растянутая» речь, частое «отставание» от темы разговора. Добродушное поведение, покладистость, впечатление постоянной задумчивости. Стремление к уединению в тишине и темноте. Суженные зрачки, не реагирующие на изменение освещения. Снижение болевой чувствительности. Следы от инъекций на верхних и нижних конечностях, в паховой области.

б) Успокаивающие и снотворные препараты (транквилизаторы):

Расслабление, снижение тревоги, замедление психической и физической активности, сонливость, депрессия спутанность. Притупление восприятия удовольствия и боли. Обильный пот, падение кровяного давления, судороги.

Сонливость, рассеянность, повышенная агрессивность. Влияние обычных социальных ограничений ослабевает или исчезает.

2. Психостимуляторы.

Возбуждение, болтливость, эйфория, подозрительность, раздражительность, агрессивность, депрессия, бессонница, головокружение, учащенное сердцебиение.

Гиперактивность, болтливость, расширенные зрачки, выпуклость глаз, плохой запах изо рта, язвы в полости рта, покраснение кожи. Отсутствует чувство голода. Нарушается режим сна и бодрствования. Появляется сильное сексуальное раскрепощение. Деятельность носит непродуктивный, однообразный характер.

3. Галлюциногены.
а) Препараты конопли:

Эйфория, тревога, подозрительность, смех, расслабление, ощущение пустоты в голове, речевое возбуждение, жестикуляция, легкость тела, искажение восприятия пространства.

Словоохотливость, колебания настроения, налитые кровью глаза, повышенный аппетит. Тревога, депрессия, безразличие, бездеятельность.

б) Другие галлюциногены (ЛСД, псилоцибин и др.)

Галлюцинации, иллюзии, деперсонализация, бред, паника, депрессия, суицидальные намерения, провалы в прошлое, ступор, расширение зрачков, учащенное сердцебиение, потливость, дрожание.

Непредсказуемое или буйное поведение, расширенные зрачки.

в) Ингалянты

Эйфория, ощущение пустоты в голове, спутанность сознания, галлюцинации, потеря аппетита, вспыльчивость, смазанная речь, Легко происходит передозировка, приводящая к повреждению внутренних органов, мозга и смерти от асфиксии.

Изменение поведения и личности. Расширенные или суженные зрачки, налитые кровью глаза, отек вокруг глаз, шмыгание носом. Запах растворителей изо рта.

Педагогам и другим школьным работникам необходимо знать не только признаки наркоманий, но и проявления, возникающие у наркоманов при абстиненции («ломке») в случае лишения наркотических веществ, так как зачастую при этом необходима специальная медицинская помощь, своевременное направление подростка к наркологу.

Общие признаки лишения наркотиков и токсических веществ. Лишение наркотиков и токсических веществ вызывает у лиц, зависимых от них, следующие проявления:

Страдальческий внешний вид (облик): заострившиеся черты лица, запавшие «тусклые» глаза, землистый цвет кожных покровов, неестественная бледность;

Изменение самочувствия: чувство недомогания, дискомфорта, тягостное самочувствие, вялость, слабость, разбитость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности вплоть до ее утраты;

Изменение настроения: угрюмость, сниженное настроение, подавленность, недовольство всем окружающим, капризность, раздражительность, вспыльчивость, злобность, тревога, тоска, безразличие, безучастность к окружающему;

Повышенная потливость;

Изменение двигательной активности: неусидчивость, двигательное беспокойство, возбуждение или, наоборот, неподвижность, неспособность даже к незначительным физическим нагрузкам;

Болевые симптомы: боли в различных частях тела в виде жжения, покалывания, сильные «выкручивающие» боли в мышцах, особенно в мышцах спины, поясничной области, иногда непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, их судорожное сведение, головные боли, боли в сердце, желудке, кишечнике;

Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: снижение или отсутствие аппетита, многократная рвота, понос с мучительными позывами;

Отсутствие желания курить даже у курильщиков с многолетним стажем, вплоть до отвращения к табачному дыму.

Приложение 3

Советы психолога родителям

1. Нельзя допускать, чтобы кто-либо из ближайшего окружения наркоманов был заинтересован в его излечении более, нежели он сам. Особенно это относится к родителям.

2. Разговоры о наркотиках - единственное и любимое развлечение наркоманов. Долгие разговоры с ними на эту тему могут даже доставить удовольствие другим собеседникам (например, если кто-то интересуется своеобразным жаргоном и фольклором наркотической субкультуры), поэтому такие беседы не имеют лечебного значения и с этой точки зрения будут пустой тратой времени.

3. Наркоман часто пытается убедить нас, причем нередко весьма впечатляюще, что хочет заняться чем-то серьезным. И чем больше мы радуемся его энтузиазму, тем более он чувствует себя так, словно уже осуществил свое намерение, и обычно этим и ограничивается.

4. Наркоманы испытывают большое удовольствие, если им удается вернуть в свою среду того, кто пытался вырваться из их круга, поэтому полная смена окружения (например, переезд в другой город или местность) увеличивает шансы подростка на разрыв с группами наркоманов, а тем самым и с наркотиками.

Независимо от семейного и школьного влияния на подростка, он должен оставаться под опекой соответствующей медико-психолого-педагогической консультации, находя там помощь в таких вопросах, как, например, внезапно возникший семейный конфликт, исключение из школы, потеря работы и средств к существованию, отсутствие "крыши над головой", правовые хлопоты и т.д. Проблемы такого рода ставят подростка в критическое положение, поэтому справедливо считать необходимым, создание сети специальных центров, которые оказывали бы помощь подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.

Список используемой литературы:

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. - М.,1997.
  2. Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях.- М., 1996.
  3. Роберт Чалдини «Психология влияния», серия «Мастера психологии», М.2008
  4. Роджер Р. Чок «Секреты выдающихся экспериментов»/ 40 исследований, которые потрясли мир,М.2003
  5. Экман П. Психология лжи. – СПБ: Питер,1999.
  6. Прусс М. С., Кельин Л. Л., Мучник Ю. Л., Володин В. М. Как избавиться от наркотической зависимости

    Комплексная программа для юношей и девушек “Лаборатория взросления” направлена на помощь в развитии и формировании успешной и гармоничной личности. Подростковые тренинги проводятся в Москве. Адрес и точное расписание посмотрите внизу страницы.
    Программа включает в себя тренинги для подростков (14, 15, 16, 17 лет) на темы:

    Психологическая группа поможет молодым людям разобраться в себе, лучше понимать себя и других, даст возможность принять себя, почувствовать уверенность в себе, отстаивать свое мнение и не идти на поводу у окружающих, ставить цели и добиваться их.


    В ходе занятий, в игровой форме и в серьезных обсуждениях, через свой личный опыт подростки узнают и почувствуют, как можно:

    Стать более открытым и общительным
    Повысить уверенность в себе
    Познать себя, понять, чего я хочу от жизни
    Научиться лучше понимать людей
    Научиться уверенно общаться
    Научиться быть собой и и менять себя, работать над собой
    Научиться проявлять лидерские качества и организовывать людей
    Стать более эффективным в отношениях, научиться дружить
    Стать более спокойным и доброжелательным
    Разобраться в себе, людях, окружающем мире
    Научиться спокойно реагировать на свои и чужие ошибки
    Научиться располагать к себе людей и общаться в позитивном ключе
    Научиться управлять собой, своим эмоциональным состоянием

    Т ренинг для подростков по профориентации
    “БЫТЬ КАПИТАНОМ СВОЕГО КОРАБЛЯ”

    Тренинг посвящен ОСОЗНАННОМУ выбору своего пути в жизни и профессии «по-душе». Самый сложный вопрос подросткового возраста сделать СВОЙ осознанный выбор места учебы и в дальнейшем любимой работы, которая приносит удовлетворение и достойный доход.
    Если выбор осознанно делает сам человек, то и мотивация к учебе и получению диплома – это уже не проблема. Все идет легко и с удовольствием.
    Наш тренинг именно про этот важный шаг – ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

    В результате тренинга Вы сможете :

    Узнать свои сильные стороны личности, открыть потенциал и новые возможности.
    Научиться отличать свой выбор от навязанных стереотипов общества, родственников и т.к.
    Лучше понимать себя и свои цели, желания и стремления.
    Осознавать свои истинные потребности и ставить достойные цели.
    Разработаете свой личный механизм (стратегию) достижения желаемого результата (в учебе, в профессии, в своей жизни).
    Получите мощный импульс для личностного роста, самораскрытия и «взросления».
    Почувствуете внутренние силы, смелость и ответственность за себя и свою жизнь.
    Узнаете, как учеба и работа может приносить удовольствие и радость.

    Дополнительный бонус от тренинга:
    Вы сможете развить свои способности к уверенному общению, конструктивному диалогу и позитивным отношениям с окружающими людьми, одноклассниками и родителями.

    Индивидуальная консультация психолога с подростком и родителями по профориентации увеличивает эффективность тренинга в несколько раз.

    Формат тренинга :
    Группа до 10 человек. Продолжительность 12 часов. Сб. 15:00 – 20:00 и Вск. 11:00 – 18:00 с перерывами на чай.

    Тренинг личностного роста для подростков
    “Я – АВТОР”

    Темы:

    Кто Автор моей жизни?
    Каким я себя воспринимаю? Мои особенности, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
    Нахождение собственных ресурсов, своей уникальности и ценности.
    Каким меня видят другие? Каким я себя показываю? Какой я на настоящий?
    Агрессия и уверенность. В чем разница между агрессивным и уверенным поведением.
    Как дружить и быть собой. Быть в группе и не терять себя. Как быть лидером, иметь свое мнение.
    Доверие. Взаимодействие. Умение слушать и слышать другого, делать так, чтобы слышали тебя.

    Цели тренинга:

    развитие коммуникабельности, умения знакомиться, общаться, взаимодействовать
    развитие эмпатии, развитие положительного отношения к себе и к своим качествам
    развитие творческого воображения, умения проявлять себя в группе
    формирование ощущения собственной ценности и внутренней ответственности за себя

    Формат тренинга : Группа до 12 человек. Продолжительность 12 часов. Сб. 15:00 – 20:00 и Вск. 11:00 – 18:00 с перерывами на чай.

    Тренинг эмоционального интеллекта для подростков

    «ВЛАСТЕЛИН ЭМОЦИЙ»

    Темы:

    Что такое чувства?
    Умею ли я слышать себя, понимать, что со мной происходит.
    Как управлять своим состоянием?
    Как адекватно выражать свои чувства? Что делать со страхами, злостью, апатией?
    В чем ценность чувств? Как прийти к согласию со своим внутренним миром?
    Умение опираться на свои чувства: осознавать, что ты чувствуешь, принимать свои чувства, выражать их, справляться с гневом и страхом.
    Агрессия или умение постоять за себя?
    Эмоции – это сила, которая может вам помогать каждый день.

    Цели тренинга:

    Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия.
    Формирование ощущения собственной ценности и принятия себя.
    Обучение управлению эмоциональным состоянием, снятию стрессового напряжения.
    Профилактика зависимостей, выявление причин, которые приводят к игровой, алкогольной и др. видам зависимого поведения.
    Обучение способам эмоциональной разрядки и эмоционального сдерживания.
    Развитие эмоциональной грамотности в общении, обучение осознаванию своего эмоционального состояния.
    Способствовать развитию эмоционального интеллекта.

    Формат тренинга: Группа до 12 человек. Продолжительность 12 часов. Сб. 15:00 – 20:00 и Вск. 11:00 – 18:00 с перерывами на чай.

    Тренинг уверенности для подростков
    «Я - это Я. Уверенность на 100%»

    Темы:

    Кто я и какой я?
    Мои роли и я НАСТОЯЩИЙ
    Откуда берется уверенность? Как стать уверенным в себе человеком?
    Жизненные установки и ценности
    Мои потребности и чувства

    Как определять, что мне действительно нужно в жизни, а чему можно сказать «Нет»?
    Точка опоры в себе. Как ее найти?
    Как поддерживать себя в трудной ситуации?
    Как разобраться в себе, людях, окружающем мире
    Как располагать к себе людей и общаться в позитивном ключе?

    Цели модуля:

    Развитие уверенности в себе
    Обучение принятию себя, работа с чувствами (страх, злость)
    Формирование толерантного отношения к себе и другим
    Освоение ощущения собственной ценности
    Актуализация личностных ресурсов, раскрытие своих сильных сторон
    Развитие способности слушать себя и брать ответственность за свой выбор

    Формат тренинга :
    Группа до 10 человек. Продолжительность 12 часов. Сб. 15:00 – 20:00 и Вск. 11:00 – 18:00 с перерывами на чай.


    Тренинг личностного роста для молодых людей 15-18 лет
    “Стратегии моей жизни”

    Темы:

    Жизненная перспектива, что это?
    Чего я хочу (в данный момент и в жизни вообще)
    Как я строю свою жизнь
    Как двигаться в выбранном направлении, несмотря на ошибки и неудачи
    Позитивное и негативное мышление
    Мои модели взаимодействия с окружением
    Умею ли я отстаивать свои интересы и учитывать интересы других людей
    Доволен ли теми отношениями, которые я выстраиваю
    Партнерские взаимоотношения, это как?
    Сценарии жизни и психологические установки.
    Почему одним всегда везет в жизни, а другим “как повезет”?

    Цели тренинга:

    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения
    Повышение уверенности в себе
    Помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций
    Формирование позитивного самоотношения и принятия себя разного
    Обучение методам разрешения внутренних конфликтов

    Темы, рассматриваемые в ходе занятий могут варьироваться в зависимости от особенностей и пожеланий участников.

    Формат тренинга:
    Группа до 10-12 человек позволяет психологу-тренеру уделить внимание каждому участнику. Тренинг это не личная консультация с психологом, но все же небольшое количество участников дает возможность выдвигать свои темы, задавать вопросы, получать обратную связь от психолога.

    Подростково-юношеский возраст – один из наиболее трудных и важных периодов в жизни каждого человека, легче и быстрее проблемы решаются, когда подросток находится в “своей среде”, с людьми, у которых “такие же трудности”.

    • Предварительная консультация с психологом желательна перед началом посещения группы (консультация проводится с подростком и его родителями, включает в себя диагностическую беседу, рекомендации психолога)

    Родители, обратите внимание: эта группа не для того, чтобы сделать подростка более “правильным” или “послушным”! Психолог не будет рассказывать про “слушай маму и папу”, даже наоборот специалист будет инициировать собственные выборы и решения подростка!!!

    Это группа для личностного роста и развития вашего “уже не ребенка”.

    Группа для личностного роста и понимания себя, своего пути в большой жизни. Группа для тех, кто готов “жить свою жизнь” и понимать себя!

    В группе мы учимся думать, осознавать, понимать свои чувства и желания, говорить и слушать, быть вместе с другими и не терять себя!

    Круг вопросов, решаемых в группе для подростков:

    • Определение целей, способы успешных действий, работа с мотивацией в подростковом возрасте
    • Эмоциональные и интеллектуальные «перегрузки», сохранение психофизического здоровья подростка
    • Частые трудности, возникающие у современных подростков (определяется вместе с ребятами исходя из того, что волнует именно их). Пример: “плохая компания”, вредные привычки, интернет-зависимость, насилие со стороны сверстников или старших, различные тревоги и страхи и т.д.
    • Изменения эмоционального фона: резкие перепады настроения, повышенная тревожность, страхи. Чувство одиночества, разочарованности, “непонятости”
    • Недовольство своим внешним видом, закомплексованность
    • Вопросы общения, в том числе с противоположным полом
    • Отношения с родителями, учителями, сверстниками
    • Помощь в профориентации, “поиск себя”, планы на будущее
    • Ориентация на успех и радость жизни. Темы свободы и ответственности, принятия собственных решений в подростковом возрасте

    В результате прохождения подростковой группы юноши и девушки по-новому начинают смотреть на свои трудности и способны эффективно их разрешать. В группе каждый получает мощнейшую поддержку, что позволяет ему двигаться дальше и дает уверенность в своей успешности.

    Переходный возраст это время больших возможностей, важно его не упустить. Звоните и расскажите, что вас волнует, администратор поможет сделать выбор тренинга. Совместно легче найти выход!

    Открыта запись на тренинг “Реальная жизнь”:

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми подросткового возраста на тему «Управляй своим настроением»

    Титаренко Инна Николаевна, педагог-психолог ГКУ «Детский дом (смешанный) №30», г. Георгиевск
    Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционного занятия для подростков (11-17 лет) по теме «Управляй своим настроением». Данный материал будет полезен психологам, воспитателям. Это конспект познавательного и коррекционного занятия, направленный на оказание психологической помощи в отреагировании негативных эмоциональных состояний; на ознакомление с видами эмоций, с методами управления своим настроением.
    Цель: выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние.
    Задачи:
    - психологическое просвещение, закрепление в понимании оптимального эмоционального тонуса;
    - развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
    - развитие любознательности, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям, сплочение детей, воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.
    Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, рефлексия, анализ, подведение итогов.
    Раздаточный материал: бумажные листики, ручки, альбомные листы по количеству участников; цветные карандаши, клей, страницы из старых журналов, ножницы.
    Потенциальные участники: подростки.
    Количество участников: 6 - 16 человек.
    Время занятия: 1 час 10 минут.

    Ход коррекционного занятия

    1. Упражнение «Познакомимся?!»
    Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
    Время: 5 минут.
    Техника проведения: Подростки придумывают на первую букву своего имени слово – прилагательное, здороваются друг с другом по кругу, повторяя имя и слово прилагательное предыдущего участника, а затем своё. Пример: «Здравствуйте! Тарас - тихий. Я Даша – добрая».
    Инструкция: «Придумайте слово - прилагательное (второе имя) на первую букву вашего имени, теперь можно поздороваться, называйте ваше имя и слово прилагательное, говорите соседу справа ваши имена, он же перед тем как сказать свои имена должен повторить предыдущие названные. Итак, давайте поздороваемся друг с другом».

    3. Беседа на тему «Эмоции. Управление настроением».
    Цель: сформировать понятие об эмоциях, их видах, и коррекции негативных эмоциональных состояний.
    Время: 10 минут.
    Техника проведения:
    Психолог рассказывает об эмоциях и видах эмоций, ведет беседу о том, как управлять своим настроением, в конце беседы задаёт вопросы.
    Эмоции – это внешнее проявление душевного состояния.
    Мир эмоций очень велик и разнообразен. Каждый человек обязательно должен проявлять свои эмоции для поддержания своего психического и психологического здоровья. Современный мир одевает маску на всех людей, делая их, похожими друг на друга, заставляя их одинаково реагировать на различные ситуации.
    Виды эмоций:
    По знаку эмоции делятся на:
    - положительные (радость, счастье, любовь);
    - отрицательные (грусть, печаль, расстройство, чувство утраты);
    - амбивалентные, то есть смешанные (зависть – одновременно радость и агрессия).
    Положительные эмоции – это то, без чего жизнь серая и тусклая, то без чего люди на целые годы становятся депрессивными. Эти положительные эмоции можно испытывать в совершенно непредсказуемых ситуациях, например, когда вам делают сюрприз, или вы узнали что получили высший балл по экзамену (контрольной работе). В любом случае этот вид эмоций обязательно должен присутствовать в вашей жизни. Главным их критерием есть только то, что количество положительных эмоций должно преобладать над количеством отрицательных.
    По качеству эмоции можно разделить на несколько основных типов: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд. Каждая эмоция напрямую связана с восприятием внешнего мира, а это значит, что чем больше мы контактируем с окружающим нас миром, тем больше эмоций мы будем испытывать.
    Какие последствия эмоций в жизни человека? Наиболее пагубными являются последствия от гнева и страха. Это те эмоции, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные всплески, с которыми нам бывает непросто справиться. Такие эмоции, как отвращение, презрение и стыд тоже особой радости нам не доставляют, но они безопасны для нашей психики. Отдельным видом стоит выделить страдания, потому что страдания мы придумываем себе сами, это плод нашей фантазии и воображения. Так что придерживайтесь поговорки и ничего не принимайте близко к сердцу.
    Давайте, поговорим о настроении. Как известно, оно бывает разным, но что делать, если у нас плохое настроение? Вы часто встаёте не с той ноги? Бывает ли с вами, что ваше настроение портится без всякой причины? У вас горячий темперамент? Если вы ответили да на все три вопроса, то вот ваш диагноз: вы очень легко поддаётесь переменам настроения.
    Давайте научимся управлять своим настроением.
    Настроения не то же самое, что эмоции. Во-первых, настроения часто бывают менее интенсивными и длятся дольше, чем эмоции. И, в отличие от большинства эмоций, настроения не имеют какой-то определённой причины. Мы не можем точно сказать, почему мы находимся в хорошем расположении духа или почему у нас тяжело на душе.
    Так откуда же берётся настроение? Многие люди думают, что наша повседневная активность, отношения, успехи и провалы создают наше настроение. Но это только часть правды. Наше здоровье, сон, еда и даже время суток также определяют наше настроение. То есть настроение является показателем нашего физиологического состояния и нашего психологического опыта в каждый данный момент времени. Наше настроение подобно термометру: реагирует на все внутренние и внешние изменения, происходящие с нами.
    Невыраженный гнев усиливается и усугубляется. В противоположность известной мудрости злость не проходит сама по себе: телу нужно освободиться от выработанного адреналина. Так что, прежде чем сказать что-то, о чем вы потом пожалеете, позанимайтесь физкультурой, послушайте расслабляющую музыку или посчитайте про себя, пока не почувствуете, что гнев вас оставил.
    Также можно съесть шоколад, чтобы почувствовать себя лучше, позвонить близкому человеку, чтобы развеяться. Любое поведение подобного рода является в некоторой степени попыткой управлять своим настроением.
    Вот способ проверить, насколько вам удаётся управлять своим настроением. Выберите три способа, к которым вы чаще всего прибегаете, чтобы поднять себе настроение:
    - прослушивание музыки;
    - физические упражнения (или прогулка);
    - просмотр телевизора;
    - чего-нибудь съесть;
    - позвонить или поговорить с кем-нибудь;
    - побыть одному;
    - избегать человека или то, что портит ваше настроение;
    - использовать юмор;
    - забыться в любимом деле (хобби);
    - попробовать рассмотреть проблему с разных сторон.
    Если физические упражнения – один из ваших любимых способов борьбы с плохим настроением, то вы в порядке. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения – один из самых эффективных регуляторов настроения. Даже 10-минутная прогулка может победить тоску и повысить ваш уровень активности. Другими хорошими регуляторами настроения могут быть: музыка, упражнения на релаксацию, избегание негативных мыслей, юмор и занятие своим хобби или другой продуктивной деятельностью.
    С другой стороны, такие способы, как избегание других, одиночество, курение, алкоголь, а также стремление чего-нибудь съесть, помогают только поначалу, а затем могут создать серьёзные проблемы. Разговор с близким человеком является хорошим средством только тогда, когда он конструктивен, и вы ищете возможные пути решения. Если он затягивает вас в пучину эмоций и вводит в ступор, то это никуда не годится. И не переживайте, если у вас не получается сразу найти выход из положения!
    Итак, как же корректировать негативные эмоции?
    Что же такое негативные эмоции и когда мы их испытываем?
    Наша жизнь наполнена эмоциями, часто мы руководствуемся эмоциями, принимаем решения, делая выборы. Большую часть из них занимают негативные эмоции. Негативные эмоции очень некомфортные, человек старается их преодолевать, корректировать и избегать. Так зачем же они нужны?
    Негативные эмоции одна из важных составляющих нашей жизни. Они возникают в ответ на опасность, хоть физической, хоть морально - психологической и запускают защитный механизм адаптации, благодаря которой, человек может корректировать свое поведение так, чтобы устранить эту опасность. Негативные эмоции можно разделить на основные виды:
    - Гнев, чаще гневом человек реагирует на возникающие препятствия, на пути достижения к его цели; предназначение этой эмоции - высвободить энергию, необходимую для разрушения препятствия.
    - Печаль, чаще её испытывает человек, который теряет ценный и значимый для него объект, предназначение этой эмоции - снизить уровень энергии.
    - Страх помогает человеку избежать опасности, а также помогает мобилизоваться в опасных случаях, если избежать не удаётся.
    - Презрение часто помогает человеку, для поддержки его самооценки.
    - Вина, чувство вины, напротив, сигнализирует о возможной потере самоуважения.
    - Отвращение помогает человеку отгородить от себя нежелательные объекты. По сути, событие, которое происходит с нами в повседневной жизни, является нейтральным, и лишь мы его (наше восприятие) окрашиваем в разную тональность и оттенки эмоций и чувств.
    Вопросы для обсуждения:
    - почему важно также испытывать и отрицательные эмоции?
    - давайте проверим, насколько нам удаётся управлять своим настроением.
    - назовите виды положительных эмоций, какие бывают у вас чаще всего?

    4. Упражнение «Мусорное ведро»
    Цель: уменьшение негативных эмоций, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное.
    Время: 10 минут.
    Техника проведения: Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы, и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда)
    Инструкция: «Вам нужно написать на листочках все свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, а затем смять этот листочек и выкинуть его в ведро. И забыть все, что там написано навсегда».

    5. Лекция на тему «Как быстро привести свои эмоции в порядок».
    Цель: просвещение детей о способах эмоциональной разрядки.
    Время: 10 минут
    Техника проведения:
    Психолог, рассказывает о методах снятия эмоционального напряжения. В конце лекции задаёт вопросы.
    Давайте поговорим о некоторых методах устранения эмоционального напряжения.
    Вот некоторые из них:
    1) Пешая прогулка.
    Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят: нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.
    Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое - на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.
    2) Физкультурная пауза: сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7; соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.
    Если вы испытываете эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы.
    3) Корчим рожицы.
    Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.
    Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая мимическая гимнастика поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроение.
    4) Зеваем.
    При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно начинаем зевать. Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.
    При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.
    5) Успокаивающие ванны отлично и быстро снимают нервное напряжение, являются хорошей профилактикой нервных расстройств и помогают при нарушениях сна.
    6) Точечный массаж стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки: массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против неё; разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.
    7) Улыбаемся и смеёмся. Если вы умеете улыбаться даже при плохом настроении, то нервное напряжение вам не грозит. Конечно, бывают ситуации, когда это сложно делать, но улыбку все же выдавить из себя очень нужно. Ваш организм искренне удивится «неправильной» реакции. Удивится и согласится, что не так уж все и плохо, а будет еще лучше.
    Во время улыбки и тем более смеха приток крови и кислорода усиливается, мозг лучше работает, что благотворно сказывается на психическом состоянии.
    Именно по этой причине, улыбка и смех снимают усталость, помогают переключиться на другое состояние, растормаживая защитную реакцию организма.
    Многие учёные считают смех - отличной естественной техникой по расслаблению, ее эффективность сравнима с медитацией. Постоянно ищите поводы для смеха, читайте юмористические рассказы, полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям.
    Создавайте как можно больше хороших событий в своей жизни, а значит эмоций и мыслей. Творите свою реальность! Будьте позитивны и здоровы!
    Наше настроение напоминает термометр, который сообщает нам о том, как протекают наши физиологические и психологические процессы. Физические упражнения – по-видимому, лучший способ регулировать настроение.
    Вопросы для обсуждения:
    - какими методами снятия эмоционального напряжения вы пользуетесь чаще всего?
    - какие из приведенных методов вам понравились, и вы бы их попробовали?

    6. Упражнение «Коллаж радости».
    Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.
    Время: 15 минут.
    Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.
    Техника проведения: Психолог просит детей создать коллаж о тех вещах, событиях, явлениях, которые приносят им радость. Предлагает обозначить темы коллажа.
    Инструкция: «Дети у каждого из вас есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Темы коллажа могут быть следующими:
    - качества, которые нравятся в людях;
    - дела, которые удаётся делать хорошо;
    - вещи, которые люблю;
    - любимые книги, фильмы, мультфильмы;
    - любимые места;
    - приятные сны;
    - наши мечты.

    8. Ритуал окончания занятия
    Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
    Время: 5 минут.
    Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
    Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу друг друга. Пожелайте друг другу что-нибудь тёплое и хорошее. До следующей встречи».

    Список использованной литературы:
    1. Психология/Джони Джонстон; пер. с англ. Л.М. Птицына. – М.: АСТ: Астрель; 2007. – XXVI, 493с.: ил. – (Просто!).
    2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.
    3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).