Что такое повелительное наклонение в русском языке. Образование форм повелительного наклонения. Варианты координации главных членов предложения

Значение

Индоевропейский праязык имел только три формы настоящего повелительного наклонения:

  1. с суффиксом -dhi (санскр. -dhi и -hi , др.-греч. -θι , ср. санскрит. crudhì , ihì , греч. κλῦθι, ἴθι - послушай, приди);
  2. чистая глагольная основа с тематическим гласным е в конце: пра-и.е. *bhere , санскр. bhára , гр. φέρε - «принеси»;
  3. такая же основа с вышеупомянутым суффиксом -tôd (санскрит. bháratâd , греч. φερέτω), употреблявшаяся первично во всех трех числах не только второго, но и третьего лица (такое употребление ее встречается и в санскрите).

Отсюда можно вывести правдоподобное предположение, что и другие перечисленные выше формы повелительного наклонения некогда употреблялись для всех лиц и чисел без всякого изменения; выражая просто известное требование, без определенного отношения к какому-нибудь лицу, вроде теперешнего неопределенного наклонения в смысле повелительного: «молчать!» и т. п. Кроме этих исконных, древних форм, в смысле повелительного наклонения в индоевропейском праязыке употреблялись и формы так называемых:

  1. инъюнктива вроде санскрит. bhárata , bháraiam , греч. φέρετε, φέρετον и др.,
  2. сослагательного наклонения (санскрит. 1 л. мн. действ. bhárâma , средн. bhárâmahâi ),
  3. желательного (старослав. бери , берете ),
  4. изъявительного и даже неспрягаемых глагольных образований.

В славянских языках

В славянском языке формами старого повелительного наклонения можно считать только формы нетематических глаголов вроде виждь , яждь , даждь , веждь , русские вишь (вижь), ешь (вместо еж). Остальные славянские формы повелительного наклонения суть формы желательного .

Русский язык

В русском языке повелительное наклонение может образовываться синтетически (изменением формы или добавлением аффикса «-те») и аналитически (с помощью частиц «пусть», «пускай», «да» , «давай/давайте» ). Аффиксы, с помощью которых образуются синтетические формы (-и-, нулевой суффикс, -те ) интерпретируются по-разному: как суффиксы , окончания , частицы; некоторые учёные вообще не расшифровывают статус данных аффиксов .

II лицо единственного числа

II лицо множественного числа

Форма множественного числа образуется путём присоединения постфикса -те : верь - верьте, ляг - лягте, пой - пойте, давай - давайте.

I лицо множественного числа

Для некоторых глаголов встречается форма повелительного наклонения I лица множественного числа, иногда называемая побудительной. Она образуется от формы I лица множественного числа изъявительного наклонения добавлением постфикса -те : идёмте , споёмте , поедемте . Эта форма употребляется только в обращении ко многим лицам или к одному уважительно (на вы ).

См. также

Литература

  • Brugmann. Grundriss der vergl. Grammatik d. indogerman. Sprachen (т. II, 1315 и слл.);
  • Delbrück. Vergl. Syntax der indogerm. Sprach. (т. II, 357 сл.);
  • Thurneysen. Der idg. Imperativ (Kuhnes Zeilschr. f. vgl. Sprachforscb., XXVII);
  • Pott. Ueber die erste Person des Imperat. (Kuhn-Schlelcher, Beiträ ge zur vgl. Sprachf., т. I);
  • Madvig. De formis imperativi passivi (Kouenr., 1837 г., Opuscula, II);
  • Schmidt. Ueber den latein. Imperat. (Zeilschr. f. d. Gymnasialwesen, 1855, 422);
  • Ch. Turot. De l’imperatif futur latin (Revue de philol., IV);
  • Kern. Eine Imperativform im Got. (Kuhn’s Zeitschr. etc, XVI).

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Повелительное наклонение" в других словарях:

    Императив Словарь русских синонимов. повелительное наклонение сущ., кол во синонимов: 1 императив (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Повелительное наклонение - ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. См. Наклонение … Словарь литературных терминов

    ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Выражающий повеление. П. жест. П. тон. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Морфологическая категория спрягаемых (личных) форм глагола. Представляет событие как подлежащее осуществлению адресатом: Напиши! Выражается суффиксом – и– (реже без него) и для обозначения множественности постфиксом – те. Формы повелительного… … Литературная энциклопедия

    - (лат. Modus Imperativus) уже в древнейшую эпоху индоевропейского праязыка имело целью побуждать других лиц к известному действию. В ведийском санскрите П. наклонение употребляется лишь в положительном смысле и только в позднейшем, классическом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. наклонение повелительное (в статье наклонение глагола) …

    повелительное наклонение - См. наклонение … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    См. imperativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    повелительное наклонение - грамм. Форма глагола, выражающая приказание, просьбу, волеизъявление (например: пиши! скажите!) … Словарь многих выражений

    Наклонение, выражающее просьбу, приказание говорящего или побуждение к совершению действия. Для выражения повеления, пожелания, относимых к 3 му лицу, используется форма изъявительного наклонения в сочетании с частицами да, пусть, пускай (пусть… … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Повелительное наклонение , Карпушкина Людмила Александровна , Большая часть стихотворений, вошедших в сборник, публикуется впервые. Автор предлагает читателю прямой разговор о Человеке и Поэзии. Разговор, лишённый посредничества… Категория:

В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать ), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду ). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу ).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится. ) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей ). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы) .

Третий тип – повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм! )

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо. )

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу .)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда. ) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему! )

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку. )

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть . Помог бы ты своему другу в беде .)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola

Глагол - одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себя проявить, зафиксировавшись в определённом состоянии. Этой номинативной части речи свойственны такие постоянные морфологические признаки как вид, возвратность, переходность и спряжение, к непостоянным же относятся род, лицо, число, время и наклонение. О последнем и пойдёт речь в этой статье. Как определить в русском языке, на что оно влияет, для чего вообще необходимо? Попробуем понять и, что немаловажно, запомнить.

Что же такое наклонение? Общее представление

В принципе, наклонение некоторые учёные определяют как «отношение к действительности». Довольно абстрактная формулировка, не особо поясняющая смысл этого морфологического признака, стоит признаться. Но если попытаться разобраться, всё становится предельно ясно.

Всего существует три в русском языке указывает на реальное действие и употребляется во всех трёх временах - именно оно является самым распространённым и, следовательно, самым простым для запоминания. Или же самым сложным. Существование его в трёх временных формах позволяет спрягать глаголы всеми доступными способами, из-за чего приходится запоминать огромное количество окончаний, что не всегда так уж легко.

В русском языке также встречается довольно часто. Оно обозначает приказ, просьбу, некую инструкцию - любое действие, которое должен выполнить человек не по своей воле, но по воле собеседника. Глаголы в повелительном наклонении существуют лишь в двух формах, что, конечно, упрощает работу с ними, но вместе с тем создаёт определённые трудности для тех, кто не является носителем русского языка и не может интуитивно подобрать правильное окончание.

В русском языке, его ещё называют сослагательным, показывает нереальное действие, возможное при определённых условиях. Его называют самым простым: лишь одна форма, изменяющаяся только по родам, к которой добавляется частица - определить такой элемент в тексте не составляет никакого труда.

Теперь же, когда мы имеем базовое представление о том, что такое наклонения в русском языке, примеры помогут нам разобраться в правиле лучше.

Повелительное наклонение - для чего, как

Итак, продолжаем рассматривать в русском языке. Как уже говорилось выше, оно обозначает, исходя из названия, повеление в любой его форме: приказ, просьба, вежливое поручение - смысловой оттенок зависит только от интонации, никаких особенностей в образовании формы в зависимости от мотива, который вкладывает говорящий.

Повелительное наклонение в русском языке - правило, которое отложилось в нашем подсознании, мы применяем его, даже не задумываясь. Но всё же понимать, почему именно так, а не иначе, необходимо.

Для того чтобы употреблять глаголы в повелительном наклонении, в первую очередь нужно определить, к кому нужно обратиться. Чтобы адресовать просьбу человеку, к которому говорящий обращается на «ты», используется соответствующая форма единственного числа. Для её образования нужно отнять окончание у глагола в изъявительном наклонении (читать-читаЮ-чита…, бежать-бегУ-бег…, быть-будУ-буд …) и добавить одну из двух гласных (и или й ) или мягкий знак (читаЙ, бегИ, будЬ ). Благо носители русского языка обычно интуитивно чувствуют, какое окончание выбрать, поэтому постановка глагола во второе лицо единственного числа повелительного наклонения обычно не вызывает затруднений.

Если же мы обращаемся к человеку на «вы» или же хотим адресовать нашу просьбу группе людей, то к форме единственного числа повелительного наклонения просто добавляется «те» (читайТЕ, бегиТЕ, будьТЕ ) - всё куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Неужели всё так легко?

Но это же русский язык - куда в нём без исключений? Никто не отменял глаголы, в которых при спряжении меняются корневые гласные и согласные, а то и вовсе корень полностью. Например «есть-еШЬ-ешьТЕ, ехать-поеЗЖАЙ-поезжайТЕ ». Здесь, к сожалению, правило бесполезно, поможет либо интуиция, либо банальное подсознательное знание необходимой формы - иначе никак.

Повелительное наклонение в русском языке - простейшая тема, для овладения которой необходимо уметь образовывать форму единственного числа второго лица этого наклонения, а при необходимости просто добавлять к ней «вежливое» окончание.

Употребление форм-исключений не такое частое, чтобы являться серьёзной трудностью для носителей языка. Иностранцам, правда, придётся очень постараться, чтобы добиться понимания повелительного наклонения глагола.

И ещё немножко особенностей

Во-первых, нужно учитывать образуется только от глаголов несовершенного вида - именно они отвечают на вопрос "Что делать?" (открывать-открываЙ-открывайТЕ ), тогда как совершенный вид, соответственно, - только от совершенного - с вопросом "Что сделать?" (приоткрыть-приоткрОЙ-приоткройТЕ ).

Ещё одна занятная вещь, связанная с несовершенным видом глагола: наличие суффикса "ва" после корней "зна-", "да-", "ста-" (как в словах поЗНАВАть, ДАВАть, вСТАВАть ). Обычно для образования повелительного наклонения глагол ставят в первое лицо единственного числа, соответствующего местоимению «я» (познаЮ, даЮ, встаЮ ), то есть этот суффикс пропадает, как и во всех остальных формах глагола (познаёт, даёте, достаёшь ). Но в повелительном наклонении суффикс возвращается (познаВАй, даВАйте, встаВАй ), про это забывать нельзя ни в коем случае.

А сослагательное? Образование и применение

Переходим к сослагательному условному наклонению. Здесь всё гораздо проще, чем даже в повелительном. Особенность употребления этого наклонения в том, что для его образования используется форма прошедшего времени, изменяющаяся в соответствии с родом и числом объекта высказывания, то есть для того, чтобы сказать о предмете в единственном числе, мы используем формы единственного числа прошедшего времени (пошёл, нарисовала ), а если речь идёт о группе людей или том, к кому мы уважительно обращаемся на «вы», применяется множественное число того же прошедшего времени (указали, проговорили ).

Вторым компонентом сослагательного наклонения являются частицы «бы» и «б» - выбор их зависит от контекста и чаще всего обуславливается благозвучностью фразы.

То есть когда мы хотим показать возможность действия при каком-либо условии, мы берём глагол в соответствующей форме прошедшего времени и добавляем к нему необходимую частицу: сказала бы, пошёл бы, засмеялись бы.

Ещё немного об особенностях употребления

Эта форма, кстати говоря, используется не только для выражения действия при определённом условии, но и в случае, когда мы хотим выразить мечты, желания (хотел бы, мечтал бы ) и опасения, сомнения (не случилось бы ). Наверное, правильнее будет сказать, что все эти оттенки употребляются в равной мере, поэтому используемое в школьных учебниках название «условное наклонение» очень условно (забавный каламбур получается), лучше применять термин «сослагательное наклонение».

А теперь всё ещё раз и кратко

В принципе, выше изложена вся теория по несложному правилу наклонения в русском языке. Таблица поможет закрепить его.

Практика, практика, и ещё раз практика!

Для окончательного закрепления усвоенного материала попробуйте поставить в различных наклонениях следующие глаголы.

  • В изъявительное : рисовать, смеяться, отвезти, шелестеть, отвечать, ненавидеть, выходить, отказываться, ставить, гордиться, оторвать, заказать, мурлыкать, надеяться, чесать.
  • В повелительное : идти, отрекаться, кричать, вызывать, доставаться, мечтать, достигнуть, выключиться, отдавать, цвести, пережарить, проклинать, кичиться, представить, осознавать.
  • В сослагательное : красить, посетить, появляться, велеть, уничтожать, согреваться, дышать, замирать, купить, проситься, уменьшить, оборваться, делать, поздравлять, соображать.

Подводя итоги

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения - это одно из тех базовых правил, которое не требует особого запоминания и применяется по большей части автоматически, согласно чувству языка, которое есть у каждого его носителя. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать необходимость изучения хотя бы базовой теории: без знания правила никогда не сможешь понять те или иные особенности языкового явления.

В любом случае практика порой гораздо более эффективный учитель, чем сухая теория. Огромный плюс конкретно этого случая в том, что это правило мы применяем каждый день, так что усвоить его не составит никакого труда.

Особенности образования форм повелительного наклонения

1. Если основа настоящего времени оканчивается на -j- (чи та[j] ют , стр о[j] ят ), то эта же основа образует и форму повелительного наклонения: читай Ø , строй Ø .

2. У глаголов на -ить форма повелительного наклонения может иметь суффикс -и - в ударном положении: поместить - помести́ , присудить - присуди́ , угостить - угости́ , изъявить - изъяви́ ; в безударном - Ø : направить - направь Ø , поставить - поставь Ø , ударить - ударь Ø .

Инфинитив Повелительное наклонение
выкинуть выкини и выкинь
высунуть высуни и высунь
высыпать высыпи и высыпь
выбросить выброси и выбрось
прочистить прочисти и прочисть

4. типа бить , шить , лить образуют формы повелительного наклонения с основой на -ей : бей Ø , шей Ø , лей Ø . Эта основа не совпадает с основой настоящего времени: бь[j]ют - бей , шь[j]ют - шей , ль[j]ют - лей .

6. Особым способом образуются формы повелительного наклонения следующих глаголов: есть - ешь , ехать - поезжай , дать - дай , лечь - ляг .

Не образуют форм повелительного наклонения глаголы, обозначающие действие или состояние, совершающееся без деятеля или не зависящее от воли действующего лица.

Не образуют форм повелительного наклонения:

  1. : знобит , трясёт , смеркается , светает .
  2. Глаголы состояния: недомогать , зябнуть , темнеть , светлеть .
  3. Модальные глаголы: хотеть , желать , мочь .
  4. Глаголы восприятия: слышать , видеть , чувствовать .

Повелительное наклонение может иметь и формы 1-го лица множественного числа: поедем купаться (СВ), сыграем в шахматы (СВ), бежим на речку (НСВ). Эти формы омонимичны формам 1-го лица множественного числа настоящего и , но отличаются особой побудительной интонацией и семантикой совместности действия. Формы совместного действия чаще всего образуются от : поедемте , вернёмте сь . У такие формы встречаются только у глаголов однонаправленного движения: идёмте , несёмте , едемте , бежимте . Присоединяющийся постфикс -те вносит оттенок вежливости.

  • Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.
  • (И. С. Тургенев)

Для образования форм совместного действия часто используются давай, давайте с формой 1-го лица мн. числа или с инфинитивом: давайте пойдём в кино , давайте обедать , давайте читать .

Формы 3-го лица повелительного наклонения образуются аналитическим способом: с помощью частицы пусть (пускай ), да и форм 3-го лица ед. или мн. числа настоящего или простого будущего времени.

  • Подымем стаканы, содвинем их разом!
  • Да здравствуют музы, да здравствует разум!
  • (А. С. Пушкин)
  • Пусть несут в колоду
  • Пчёлы больше мёду.
  • (С. Я. Маршак)

К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая высказыванию оттенок непринуждённости.

  • Сходи-ка за хлебом.
  • Займись-ка ты делом.

В качестве частицы может использоваться форма смотри , усиливающая приказание.

  • Смотрите, не опоздайте!
  • Смотри же, приходи, я жду.

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.

(В. Жуковский.)

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе - -те .

По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми - возьмите ).

491 . В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?

Образец: создавай - создавай[тё].

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

(По Г. Николаевой.)

492 . Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.

Косарь

(А. В. Кольцов.)

493 . Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.

Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.

494 . Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы - переходные (п.) или непереходные (н.) .

Образец:

Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте , обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.

495 . Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.

1. Петя - - поскорее в школу. 2. Митя - - чертёж в портфель. 3. Шестиклассники - - всё всегда на место - (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша - - на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? - - отдохните.

Для справок: бе ги - бе гите, полож и - полож ите, клад и - клад ите, поезж ай - поезж айте, ляг - ляг те.

Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите , а в каких - -ете ? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?

Во 2-м лице во множественном числе
-ите пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

496 . Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

  1. Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
  2. Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

497 . Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

Образец: вынести - вынес[ете] - вынеси[те].

Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.

498 . Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п. , а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.

У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

499 . Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят . (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.

500 . Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть .

Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!

Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

501 . Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».

1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.

(Пословицы.)

502 . Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.