Античные образы — пушкин. Античные образы и мотивы в крымском контексте творчества Н. С. Гумилёва Влияние античности на современную культуру


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Античные образы в лирике А.С.Пушкина Исследовательская работа обучающихся 10Б класса Татариновой Е. и Антиповой М. Актуальность темы Античное наследие актуально в наши дни, потому что именно в нём следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. По словам А.С.Пушкина, «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Все, созданное Пушкиным, до предела насыщено античностью - мифологией и историей, людьми и событиями, образами и картинами Древних Греции и, особенно, Рима. Цели Выявить античные образы в лирике поэта и в романе “Евгений Онегин” Определить, какую функцию они выполняют в творчестве А.С.Пушкина Задачи Изучить стихи Пушкина с точки зрения использования мифологических тем и сюжетов Изучить роман «Евгений Онегин» Определить роль античных мифологических образов в характеристике пушкинских героев Объект исследования 1. Лирика А.С.Пушкина 2. Роман «Евгений Онегин» Предмет исследования Образы античной мифологии Методы исследования Изучение и анализ стихов и романа «Евгений Онегин». Ознакомление с критической литературой по данной теме. Сопоставительный анализ литературоведческих источников. Систематизация и обобщение полученного материала. Пушкин и античность Пушкин серьезно изучал античную литературу. С детства обученный французскому языку, он ещё до вступления в Лицей успел глубоко ознакомиться с французской литературой семнадцатого и восемнадцатого веков. И через неё будущий поэт смог получить понятие о главнейших корифеях античной поэзии. Стихотворения, которые пишет Пушкин во времена учебы в Лицее, свидетельствуют о знании поэзии, элементов истории и философии античности. Античные образы прослеживаются в творчестве Пушкина на протяжении всей его сознательной жизни. В зрелые годы античность продолжает вдохновлять поэта-романтика своими сказочными образами. 1.Лирика А.С.Пушкина Ни́мфы - в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. В роще шорох утихает, Все в прелестной тишине; Нимфа далее ступает, Робкой вверившись волне. Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу, в свою очередь названному в честь легендарного основателя Ромула. Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий;И путник, устремив на груды камней око,Речет, задумавшись, в мечтаньях углублен:"Свободой Рим возрос - а рабством погублен". Икар - в древнегреческой мифологии сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью. Дано мне мало Фебом:Охота, скудный дар.Пою под чуждым небом,Вдали домашних лар,И, с дерзостным ИкаромСтрашась летать недаром,Бреду своим путем:Будь всякий при своем. Аполло́н,Феб - в греческой мифологии златокудрый бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз. О боги мирные полей, дубров и гор,Мой робкий Аполлон ваш любит разговор,Меж вами я нашел и музу молодую,Подругу дней моих, невинную, простую,Но чем-то милую - не правда ли, друзья? Зефи́р - ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны Ночной зефирСтруит эфирШумит, Бежит Гвадалквивир. Нарци́сс - в древнегреческой мифологии сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы Эро́т, а также Аму́р, у римлян Купидо́н - бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле. Амур в молчании ночномФонарь любовнику вручаетИ сам счастливца провожаетК уснувшему супругу в дом… Децим Юний Ювена́л - римский поэт-сатирик. О муза пламенной сатиры!Приди на мой призывный клич!Не нужно мне гремящей лиры,Вручи мне Ювеналов бич! Публий Верги́лий Марон - национальный поэт Древнего Рима, автор «Энеиды». Античность нашла отражение во многих произведениях поэта "Замечания на "Анналы" Тацита", "Гости съезжались на дачу...", "Повесть из римской жизни", "Египетские ночи«, замысел трагедии "Ромул и Рем«,отрывок из "Путешествия Онегина«,"Везувий зев открыл...«,«Медный всадник», «Послание Лиде», «Пирующие студенты», «Цыганы», «Монах» Частота употребления образов мифологии Вакх 34 Эрот 18 Гименей 20 Венера 19 Амур 43 Феб 42 Аполлон 32 Парнас 21 Лира 1491 Муза 1481 2.« Онегина» воздушная громада… Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в период с 1823 по1831 годы, является одним из самых значительных произведений в русской литературе. Уже тогда его современники заметили, что “Евгений Онегин” – это «энциклопедия русской жизни». Но и античные образы играют в романе далеко не последнюю роль. Без использования образов античной мифологии герои романа не обладали бы такой притягательной силой, которая делает их возвышенными и романтичными. Евгений Онегин Имя Евгений происходит от греческого слова «евгенес» - благородный. Однако Евгений Онегин - образец всего самого нерешительного, циничного, бесстрастного, утонченного и обаятельного, что может быть в мужчине. Имя Татьяна древнегреческого происхождения, от слова « татто » - устанавливать, определять Татиана Римская – мученица. После жестоких истязаний мучители привели её к капищу богини Дианы, чтобы она принесла жертву этой богине. Но Татьяна перекрестилась и стала молиться. И вдруг раздался оглушительный удар грома - и молния испепелила идола и жрецов. Замысел реализуется через имена античного происхождения Онегин и Татьяна - это своего рода конфликтные центры сюжета. Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость и чистота героини. Поэт говорит о герое: «Мне нравились его черты». А героиню называет своим «верным идеалом». Античный образ В романе Татьяну Пушкин противопоставляет Диане, богине охоты, вечной молодости и луны. Античная богиня олицетворяет собой луну: Одна, печальна под окном, Озарена лучом Дианы, Татьяна бедная не спит И в поле темное глядит. Владимир Ленский Ленского вдохновляет муза – покровительница творцов. Муза являет перед собой символ яркости жизни и юности. Недаром в сцене прощания с Ленским поэт пишет и о прощании со своей юностью:Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем; И муз возвышенных искусства, Счастливец, он не постыдил… Истомина - знаменитая балерина Терпсихора – в древнегреческой мифологии муза танцев. В танце балерина движется легко и изящно, подобно музе, она отдает душу искусству, к которому принадлежит:Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет? Евгений Венера – в древнегреческой мифологии богиня любви. Евгений - франт, он щепетильно относился к костюмам, мог часами просидеть у зеркал, перед тем как выйти в свет. Пушкин посмеивается над такой немужественной чертой Онегина: Он три часа, по крайней мере,Пред зеркалами проводил И из уборной выходил Подобный ветреной Венере,Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. Ольга Ларина – младшая сестра Татьяны Филли́да (др.-греч. Φυλλίδος - молодой листок) - древнегреческое женское имя, использовалось в поэзии вагантов как типичное имя персонажа идиллии (пасторали). Сравнение Ольги с Филлидой вполне оправдано, ведь недаром Онегин говорит, что хоть она и нежна, мила и простодушна, но образ её типичен и неинтересен:Ах, слушай, Ленский; да нельзя льУвидеть мне Филлиду эту, Предмет и мыслей, и пера, И слез, и рифм et cetera?.. Музы – покровительницы искусства Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнёмДуша воспламенялась в нём; И муз возвышенных искусства, Счастливец, он не постыдил… Вывод Античные образы в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» играют далеко не последнюю роль. Без использования образов античной мифологии герои произведений великого поэта не обладали бы такой притягательной силой, которая делает их возвышенными и романтичными. Анализ произведения помогает понять, почему автор использовал именно эти образы, характеризуя своих героев и мир своей души. Использованные ресурсы А.С.Пушкин. Избранное. М. «Терра». 1996.Г.Кнабе. Годы перелома.Феномен.№ 2 Апрель-июнь 2007 г.Пушкин и античность. Заметки на полях.em-pushkin.ru

Интерес к античности возрос во второй половине XVIII столетия не только во Франции, но и в Англии и в Германии.

В Англии в 1768 г. вышло сочинение Роберта Вуда «Опыт об оригинальном гении и творениях Гомера», о котором восторженный отзыв оставил Гете: «В этих образах мы видели уже не натянутые и напыщенные истории о героях, а правдивое отражение древнейшей действительности и старались, сколько возможно, к ней приблизиться».

Артисты Клерон и Лекен, воспитанники Вольтера, играя в пьесах Корнеля и Расина, сбросили традиционные костюмы времен Людовика XIV, парики и кринолины, и надели костюмы греческие и римские. Знаменитый актер Тальма последовал их примеру.

Композитор Глюк, имя которого облетело тогда весь мир, гениальный музыкант и новатор в области оперного искусства, возбудил еще больший интерес к подлинной героической античности своими операми «Орфей», «Альцест», «Ифигения в Тавриде», впервые поставленными в Париже. Героическая музыка Глюка звучала в ту пору революционно. Справедливо писала одна немецкая газета («АП^етете тизИоИзспе 2еИип^») в июне 1800 г.: «Оперы Глюка не только разбудили парижан от уютных совершенствах Люлли и Рамо, но и пробудили в них то м.к. роение и те сильные чувства, которые были нужны для постановки грозной драмы - революции».

В Германии Винкельман своей знаменитой работой «История искусства древности» произвел переворот во взглядах на античность. Самобытность греческого искусства, его народность, его глубокие связи с бытом народным были впервые раскрыты выдающимся мыслителем. Работа Винкельмана в 60-х гг. XVIII столетия была переведена на французский язык.

Просветители интересовались античностью, ища в ней образы и картины, созвучные им по идеям. Дидро изучает Лукреция, поэта-материалиста древности. Руссо вдохновляется героями. Плутарха и сочинениями римского историка Тацита, бичевавшего развращенность римской аристократии. Монтескье пишет исторический образ «Размышления о причинах величия и падения римлян», в котором возвеличивает доблестных республиканцев Рима.

Известный французский археолог граф Кейлюс издает в 1757 г. книгу «Картины Гомера и Вергилия», призывая художников современности искать сюжеты в героической античности. Воспользовавшись материалами книг Кейлюса («Собрание египетских, этрусских, греческих, римских и галльских древностей» в семи томах, издававшихся с 1752 по 1767 г.), Жан-Жак Бартелеми выпускает накануне революции (в 1788 г.) свой знаменитый роман «Путешествие юного Анахарсиса по Греции», в котором прославляет политический строй республиканских Афин, гражданскую свободу и гражданскую доблесть древних греков. Все это подготовило то увлечение героическими образами античности, какое наблюдалось в годы французской революции.

Художник Давид в 1784 г. закончил свою лучшую картину «Клятва Горациев». Три брата-патриота, сражавшихся за родной город, за свободу, воспетые в древности, а в новые времена - в известной трагедии Корнеля, запечатлены были теперь на полотне художника, символизируя собой тот революционный пафос, который вдохновлял французский народ накануне взятия Бастилии. В 1789 г. Давид пишет картину «Брут».

В ноябре 1790 г. в Париже была возобновлена постановка трагедии Вольтера «Брут». Она вызывала горячие симпатии революционного зрителя. Патриотизм, гражданское мужество и преданность Брута идеям свободы глубоко взволновали зрителей. Во время антрактов стихийно возникали митинги, с горячими страстными речами выступали революционные ораторы. Аристократов, оказавшихся в зале и выражавших свое недовольство, изгоняли из театра.

Современные идеи, облекаясь в античные героические образы, приобретали особую красоту и величие. Сами просветители, подготовлявшие революцию, но не дожившие до нее, теперь, в боевые дни, в глазах восставших французов поднялись на высоту античного идеала. В пьесе неизвестного автора «Тень Мирабо», поставленной после смерти знаменитого оратора (4 апреля 1791 г.), выводится Вольтер, встречающий в Елисейских полях тень Мирабо. Философ накладывает на голову Мирабо гражданский венец. Здесь же приветствует оратора Руссо и рядом с ним Брут.

Увлечение героической античностью сказалось в творчестве Андре Шенье (1762-1784). Поэт был казнен, не успев опубликовать свои стихи. Они увидели свет лишь в 1819 г. Элегии, эклоги, ямбы Андре Шенье как бы возрождали далекую античность, но в них жили современные идеи. Французского поэта очень ценил Пушкин. «Никто более меня не уважает, не любит этого поэта», - писал он.

Брат Андре Шенье, Мари Жозеф, поэт и драматург эпохи революции, избирает для театра также античные сюжеты, прославляя республиканскую доблесть древних. Такова его трагедия «Кай Гракх». В пьесах «Карл IX», «Генрих VIII» он выводит на сцену венчанных убийц нового времени, возбуждая в зрителе ненависть к абсолютизму. Пьеса «Карл IX», поставленная театром «Комеди Франсез», была запрещена еще правительством Людовика XVI, однако это вызвало такое возмущение в народе, что король вынужден был отменить свое решение. Мари Жозеф Шенье написал пьесу «Калас», воспроизводя совсем недавние времена.

Деятели революции широко пропагандировали имена и творчество просветителей, особенно Вольтера и Руссо. 30 мая 1791 г., в день годовщины смерти Вольтера, прах философа был торжественно перевезен в Пантеон, и всенародный подъем, какой вызвало это событие, сделал само торжество актом революции. Художник Давид оформил процессию, поэт Мари Жозеф Шенье написал гимн в честь Вольтера, композитор Госсек создал музыку.

Мари Жозеф Шенье написал также оду «Песнь 14 июля», в которой в духе просветителей восклицал: «Пусть разобьются оковы! Да умиротворится земля! Пусть дух законов создаст новое государство, которое будет так же вечно, как лучи солнца! Да искупится длительное преступление веков обмана! Небо создало человечество для свободы». Композитор Госсек положил стихи поэта на музыку.

После якобинского переворота в 1793 г. особую популярность приобрело имя Жан-Жака Руссо, наиболее радикального из французских просветителей. На празднике 10 августа 1793 г. Эро де Сешель произносит речь в духе идей Руссо:

«О природа! Прими выражение вечной преданности французов твоим законам… После стольких веков заблуждений и рабства надо было вернуться к твоей, о природа, первоначальной простоте, чтобы найти снова свободу и равенство».

Пропагандируя идеи Руссо, Мари Жозеф Шенье вместе с композиторами Госсеком и Мюгелем создает торжественные, полные революционного воодушевления гимны: «Гимн природе», «Гимн равенству» и «Гимн свободе». «Дорогая свобода! Дорогая свобода, природа, отечество!» - такие возгласы звучали в «Гимне равенства». Эти гимны исполнялись хором в дни торжеств или всем собравшимся на площади народом. В годы революции в театре ставилась пьеса в стихах «Апофеоз Жан-Жака Руссо». Как намек на постоянную удрученность философа, на мрачное его настроение в последние годы жизни в пьесе звучали куплеты о том, что Руссо, «старшина настоящих санкюлотов», весел, «с тех пор как нет у нас деспотов».

Античные образы в искусстве конца XIX – начала XX веков Представление об античности как о счастливом «детстве человечества» основано на вере древних греков в возможное совершенство человека, на их влюбленности в мир и ощущении его как тайны. Античное искусство пронизано радостнонепосредственным восприятием жизни и сознанием могущества окружающего человека мира природы. Рождение Афродиты. 5 в. до н.э. Храм Ники Аптерос. 5 в. до н.э. Храм Афины на острове Эгина. 5 в.до н.э. Храм Зевса в Афинах. Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в. до н.э. Артемида. 4 в. до н.э. Скопас. Потос. Современный вид афинского Акрополя. «Тяга к греческой традиции волной прошла по искусству конца XIX и начала XX века. Сочетаясь с прочным отвращением к академизму, она неожиданно несла на себе отсвет как бы некой греческой «подлинности». Майоль не был ни классицистом, ни неоклассицистом, он был самобытен и современен, но в современности явился носителем духа греческой гармонии. По-иному и по-своему это сквозило у Сезанна, у Матисса. Нам нельзя забыть и о русских художниках, Врубеле и Серове, воскресивших поэзию античного мифа» Н.Дмитриева Стефан Малларме Морской ветер Увы, устала плоть и книги надоели. Бежать, бежать туда, где птицы опьянели От свежести небес и вспененной воды! Ничто – ни пристально глядящие сады Не прикуют души, морями окропленной,О, ночи темные! – ни лампы свет зеленый На белых, как запрет, нетронутых листах, Ни девочка – жена с ребенком на руках. Уеду! Пароход, к отплытию готовый, Срываясь с якорей, зовет к природе новой. Издевкою надежд измучена, Тоска К прощальной белизне платков еще близка… А мачты, может быть, шлют бурям приглашенье, И ветер клонит их над кораблекрушеньем Уже на дне, без мачт, вдали от берегов… Душа, ты слышишь ли – то песня моряков? СИМВОЛИЗМ – литературное течение конца XIX – начала XX вв., широко распространившееся в Европе, а затем и в России. Представители символизма – Ст. Малларме, А. Рембо, П. Верлен во Франции, Ж. Роденбах, Э. Верхарн, М. Метерлинк в Бельгии, Р. М. Рильке, Г. Фон Гофмансталь в Австрии, О. Уайльд в Англии, Г. Ибсен в Норвегии. В России символизм связан с творчеством Д. Мережковского, Вяч. Иванова, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока. Символизм развивается в условиях назревающего кризиса буржуазной культуры, в переломные годы кануна войн и революций; его представители с исключительной остротой переживают трагедию личности в обществе. Отсюда крайний индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности. Который приводит к протьесту против общества. Недаром символисты говорили о непознаваемости мира, а Стефан Малларме – один из теоретиков символизма – заявлял, что поэзия – в невысказанном, сверхчувственном. Искусство символизма основано на субъективном принципе создания символов, преобразующих «грубую и бедную» жизнь в «сладостную легенду» (Ф. Сологуб). В символах можно было запечатлеть и трагедию разоряемой деревни, и гримасы капиталистического города («Галлюцинирующие селенья» и «Города – спруты» Верхарна), передать смутную, но исполненную гуманистического смысла мечту о благородном человеческом призвании.