Врубель михаил александрович демон сидящий описание. Демоны врубеля. Суть «Демона» в творчестве Врубеля

Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX-XX веков. В его произведениях, напоминающих переливы драгоценных камней, сочетались призрачные мечты, реальность и фольклорная тема. Врубель был новатором, во многом опередившим свое время. Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. И в то же время многие современники не признавали работы Врубеля, его картины часто не принимались на выставки, многие иллюстрации не публиковались, а критики в лучшем случае обходили молчанием. Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. Но, вероятно, Врубель начал работать над этим образом ещё во время выполнения росписей для Кирилловской церкви в Киеве, реставрацией которой руководил профессор Адриан Прахов. Он в 1984 году и предложил художник, на тот момент студенту Императорской Академии художеств, взяться за этот заказ. В Киеве с 1884 по 1889 годы Врубель выполнил росписи Кирилловской церкви, иконы для того же храма, разработал эскизы росписи киевского собора Св. Владимира, из которых были осуществлены только орнаменты. Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. Этот образ для Врубеля был отчасти выражением внутреннего мира самого художника, в нем иносказательно отражены его негативные переживания, неудачи, разочарования.

«Голова Демона», 1890-1891

В 1889 году Михаил Врубель приехал в Москву. С этого времени начался один из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Он обращался к новым для себя областям творчества: театральной живописи, майолике, создал свои центральные произведения в жанре портрета, картины сказочного мистического звучания. В 1890 году Врубель создает скульптуру «Голова Демона», примерно в то же время – рисунок с одноименным названием.

Творчество Врубеля поддерживал предприниматель и меценат Савва Мамонтов. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см). Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. По технике картина напоминает витражи или панно, она как будто состоит из кристаллических граней. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картину «Демон сидящий» можно увидеть в Третьяковской галерее

Михаил Александрович писал о работе над картиной в конце мая 1890 года: «Вот уже месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я еще напишу со временем, а демоническое – полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Для решения фона художник использовал фотографии Кавказских гор, но природа становится лишь намеком. Фигура сидящего Демона – композиционный центр – приближена к зрителю, но его голова повернута в профиль, взгляд устремлен вдаль, его поза замкнута – Демон чужд миру вокруг него. Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым. В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. Цветы-камни, распускающиеся вокруг Демона, пейзаж с золотым светом на заднем плане картины создают образ призрачного прекрасного, но недостижимого мира. Та же идея выражена и в цветовом решении полотна. Насыщенные яркие оттенки пейзажа являются диссонансом к образу самого Демона, раскрывают противоречие между ним и окружающим, трагедию пленного духа, который не может быть причастен к красоте Божьего мира.

К теме Демона художник возвращался вновь и вновь до самой смерти, что свидетельствует, насколько значим для него был этот образ. В 1899 году он создает картину «Демон летящий». Она является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтава «Демон». Картина не была закончена по неизвестной причине.

«Демон летящий», 1899

В 1902 году Врубель обращается к образу Демона поверженного. Казалось, все свои творческие, душевные силы художник вложил в это произведение. Гибель Демона словно сломила самого автора. Врубель работал над картиной неустанно. Даже когда полотно уже было на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, он продолжал вновь и вновь переписывать лицо Демона, фон…

«Демон поверженный», 1902

Образ Демона постоянно жил в сознании художника. Предельное напряжение сил привело к нервному срыву и болезни. В 1902 года после сильного приступа его жена, оперная певица Надежда Забела-Врубель увезла мужа на дачу в Рязанскую губернию. В итоге художника определили в клинику Сербского при Московском университете, где подтвердился диагноз «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции».

Состояние художника с апреля по август 1902 года было настолько тяжелым, что к нему не пускали даже жену и сестры. К сентябрю он стал более спокойным. Художник Александр Бенуа и Сергей Дягилев решили доказать публике вменяемость Врубеля и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Эта выставка стала переломной в отношении критиков и публики к наследию художника.

Казалось, после лечения рассудок возвращался к Врубелю, но семью постигло новое несчастье. По приглашению мецената Владимира фон Мекка Врубель поехал в его имение в Киевской губернии. Но в дороге заболел их с Надеждой трехлетний сын Савва. 3 мая 1903 года ребенок умер в Киеве. Художник не смог перенести потрясение, его психическое состояние вновь ухудшилось. Он лечился в Риге, затем в Москве. Первую половину 1904 года художник снова провел в клинике Сербского.

«Портрет сына художника», 1902

28 ноября 1905 года уже смертельно больному Врубелю было присвоено звание академика «за известность на художественном поприще». В декабре резко ухудшилось зрение, но Врубель продолжал работать. В клинике Усольцева он создает прекрасный портрет поэта Валерия Брюсова и картину «Видение пророка Иезекииля». Художник содержался в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелегкой задачей, ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100-150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.

В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. Этот удар был для него не менее страшен, чем смерть единственного сына и неизлечимая болезнь. Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение. Художник умер 1 апреля 1910 года. На похоронах единственную речь произнёс поэт Александр Блок: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Мятеж Демона многие исследователи творчества художника считают отражением сложной переломной эпохи рубежа XIX-XX веков, когда надвигались политические потрясения и изменения.

8 интересных фактов о Михаиле Врубеле

1. Будущий художник родился 5 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель, поляк (по-польски слово «врубель» означает «воробей»), офицер русской армии в военно-юридическом ведомстве, происходил из безземельных дворян. Мать художника, Анна Басаргина, умерла, когда Врубелю было всего три года. Отец в 1863 году женился потом на Елизавете Вессель. Отца часто переводили по службе. Семья жила в Астрахани, Петербурге, Саратове, потом в Одессе.

2. Михаил Врубель начал рисовать в пять лет, а в семилетнем возрасте посещал рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, затем в Одессе учился в гимназии. С 1870 года Врубель начал писать портреты маслом, копировал Айвазовского, Дж. Доу. В 1870 и 1872 годах он посещал рисовальную школу Общества изящных искусств в Одессе.

3. В 1874 году 18-летний Врубель, окончив гимназию с золотой медалью и поселившись в Петербурге, по совету отца поступил на юридический факультет университета. Изучив в гимназии латинский язык, читал в оригинале Овидия, Горация. Но Врубеля все больше интересовало художественное творчество. Уже заканчивая обучение в университете, Врубель начал посещать вечерние классы Императорской Академии художеств. В Академию он поступил осенью 1880 года, когда ему было 24 года.

4. Осенью 1884 года Михаил Врубель во время работы над росписями в Кирилловской церкви ездил в Италию по совету профессора Адриана Прахова, а также в Западную Европу. Позже художник говорил: «Там как-то больше равенства, понимания. Но я не люблю одного: там презирают бедность. Это несправедливо и неверно, и нехорошо. А в России есть доброта, и нет меркантильной скупости».

5. При написании образов святых, а также работая над портретами, как правило, глаза Врубель писал в последнюю очередь, завершая произведение и выражая его идею.

Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем» Михаила Врубеля для Кирилловской церкви в Киеве (1884-1885)

6. Меценат Савва Мамонтов поручил Валентину Серову и Константину Коровину разработать эскиз росписи «Хождение Христа по водам» для церкви при среднем механико-техническом училище в Костроме. Решение никак не давалось художникам. Тогда Врубель, наблюдавший за их работой, молниеносно сделал нужный эскиз на листе серого картона. Так возникло одно из известнейших произведений. Однако его Врубель едва не уничтожил. В последний момент Коровин смог уговорить художника не резать эскиз, а продать ему.

7. Врубель работал по 10-14 часов в сутки, часто с 8 утра до 8 вечера, делая всего на один час перерыв для обеда, но вместе с тем художник упрекал себя за леность и легкомыслие. Он говорил: «Надо рисовать 10 лет по 5 часов: только тогда поймешь, может быть. Рисуйте каждый день – это предпосылка всякого искусства».

«Жемчужная раковина», 1904

8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля. Он оформлял спектакли для Частной русской оперы и познакомился с Надеждой Забелой, которая стала его женой. Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита». Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне». Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года. Ее образ в театральном костюме стал не реалистичным портретом, а воплощением представления художника о полуреальной-полусказочной красоте, утонченной и таинственной.

«Царевна-Лебедь», 1900

Три цитаты художника Константина Коровина о Врубеле

«Врубель был славянин чистой воды… поляк, и в нем была утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции. На вид иностранец, но душой славянин, сын несправедливо и больно угнетенной страны, с пеленой высокого культа, щегольским изяществом драгоценного легкомыслия, высоких порывов влюбленных чувств, музыки, искусств, с праздником и задором в душе».

«Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отметив размер, держа карандаш, или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась картина. Меня и Серова поражало это».

«Огромную зависть своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить».

В материале использованы данные из книги «Михаил Врубель» Е. А. Скоробогачевой.

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы.
Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, "нечто демоническое" возникла еще в Киеве.

Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон - дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый".

"Он утверждал, - свидетельствует другой мемуарист, - что вообще "Демона" не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол – "клеветник", а "Демон" значит "душа"".

Для Александра Блока в этом образе воплатилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке.

Божественна она, как можно догадаться, потому, что в ней тонет, забывается, теряется само зло - "и зло наскучило ему".

Скука властительнее и первичнее зла.
В представлении поэта врубелевский Демон - "Юноша в забытьи "Скуки", словно обессилевший от каких-то мировых объятий".
В этой фразе Блока слово "Скука" - с прописной буквы: оно выведено как имя собственное, и к тому же взято в кавычки, отсылая, таким образом, к наименованию произведения, которое предполагается известным читателю.

Этим произведением, без сомнения, является Вступление, открывающее Цветы зла Бодлера.
За Бодлером к тому времени уже давно была закреплена репутация "отца декадентов", тогда как во Врубеле некоторая часть критики видела олицетворение декадентства на русской почве.

В упомянутом стихотворении рисуется образ всепоглощающей Скуки, которая превосходит прежде созданных воображением человечества чудищ и химер, олицетворяющих зло и порок:

"Она весь мир отдаст на разрушенье, /
Она поглотит мир одним своим зевком".

В колористических соцветиях Врубеля, "в борьбе золота и синевы" Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому:

"Он был похож на вечер ясный: /
Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет".

И, стало быть, как образ - знак колористической тональности, врубелевский Демон - тот, кто призван и послан "заклинать ночь" ("синий сумрак ночи, -пишет Блок, - медлит затоплять золото и перламутр").
Он - "ангел ясного вечера", то есть опять персонификация, аллегория, но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера.

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – М. Врубеля, притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.
Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий».

Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием.

Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» - трагедия Эсхила «Прометей прикованный» - изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» - психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный - голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а врубелевский герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.
Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем.

Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.

Врубель и Демон: история создания самого мистического произведения художника

Демон поверженный. 1901. Эскиз

"Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль....

Ты знаешь, за эти почти 6 месяцев я изорвал около 1000 листов бумаги и все уничтожил" - так писал М.А.Врубель своей жене - оперной певице Н.И.Забеле - Врубель в конце 1902 года.

Мысль о создании образа Демона овладела художником много раньше. Еще в середине 1890-х году близкие друзья семьи и частые гости их дома в своих воспоминаниях указывали на то, что всюду были эскизы и наброски Демона - то он стоял, в тоске заломив за голову руки, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то покоился на скалах Кавказа. Словно плененный своим "героем" Михаил Александрович изображал его на обрывках писем, на полях газет, на кло чках бумаги, часто декламируя лермонтовские строки "печальный демон, дух изгнанья".

По обыкновению присутствуя на спектаклях своей жены, и по воспоминаниям современников, всегда волнуясь и жадно следив за ее игрой и пением, как только заканчивалось очередное действие, "Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так - до конца оперы…Он ее обожал!".

Когда же на сцене Русской Частной оперы в 1897 году состоялась премьерная постановка оперы А.Г.Рубинштейна "Демон", Врубель смотрел ее "как израненный человек", не обращая внимания на Надежду Ивановну, исполняющую роль Тамары, он ждал главного героя спектакля! Как только на сцене появился исполнитель партии Демона, Врубель "закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: "Не то, не то!"…


Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель

На протяжении ряда лет художник, мучимый душевными расстройствами, пытался воплотить в искусстве преследовавший его образ поверженного, сломленного, но непокорного Духа. В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" (1901, Третьяковская галерея), который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики. Так, живописец Н.К.Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас".

Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В.В.фон Мекк, заглянувший к художнику в дом в Лубянском проезде, - "рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. "Начинаю", - сказал он.

Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову. Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе.

Из всех бесчисленных рисунков Демона Врубеля особенно полюбил один <…> и не расставался с ним, всегда носил его в кармане, часто во время разговора вынимал и глядел на него и с него рисовал на большом холсте.

Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона".

А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках. "Какой божественный тон! Какая красота!" - восторгался он. Этот кусочек сахарной бумаги он приклеил к разорванной одежде Демона и в тон бумаги записал его.

Этот фрагмент до сих пор уцелел на картине!

Чуть позже, Врубель прислал неожиданную записку фон Мекку с просьбой прислать фотографии кавказских гор: "Я не засну, пока не получу их!". После незамедлительного получения фотографий Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, "овеянные вечным холодом смерти".


Демон поверженный. 1902

Приехавшие навестить больного художника И.С.Остроухов, В.А.Серов и А.П.Боткина (дочь П.М.Третьякова) увидев картину художника, по-товарищески указали ему на неправильное с анатомической точки зрения изображения правой руки Демона. "Врубель, сильно побледнев, прямо закричал на Серова не своим голосом:

Ты ничего не смыслишь в рисунке, а суешься мне указывать!
И пошел сыпать ругательствами. Дамы: Боткина, и жена Врубеля, сильно смутились. Совершенно спокойно обратился я к Врубелю:
- Что же это ты, Михаил Александрович, оставляешь гостей без красного вина? Зовешь к себе, а вина не ставишь.
Врубель моментально успокоился и заговорил своим обычным тоном:
- Сейчас, сейчас, голубчик, шампанского!
Появилось какое-то вино, но мы уже старались не разговаривать больше о "Демоне" и вскоре с тяжелым чувством на душе ушли".

Будучи членами Совета Третьяковской галереи, Серов, Остроухов и Боткина, долго обсуждали вопрос приобретения картины в музейное собрание, но важным недостатком произведения они посчитали введение художником в красочный слой бронзовых порошков, что со временем изменили бы до неузнаваемости цвет всего полотна.

Как вспоминал Остроухов: "Совет уже входил в переговоры с художником о написании "Демона" нормальными красками на новом холсте для галереи, как случилась катастрофа...невозможно было подозревать, что это будет последняя работа художника. Врубель был молод, в расцвете сил и таланта, и от него ждали в будущем произведений еще более значительных".

"Демона поверженного" у автора приобрел за 3000 рублей В.В.фон Мекк, получивший радостную записку о завершении работы над полотном: "Вчера ночью я был совершенно в отчаянии от моей работы. Она мне показалась внезапно совершенно и вконец неудачной. Но сегодня я дал генеральное сражение всему неудачному и несчастному в картине и, кажется, одержал победу!"

Спустя несколько лет, в 1908 году, Совет Третьяковской галереи выкупил у владельца это произведение, ставшее в настоящий момент одним из центральных в экспозиции музея.

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?


Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.


Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.


В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.




С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

дружба, которая закончилась отрезанным ухом

Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий, 1890 Холс … Википедия

ДЕМОН - герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829 1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д. персонифицированный человеческий дух, наделенный… … Литературные герои

Демон (картина) - Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий, 1890 Холст, Масло. 114 × 211 см Третьяковская галерея, Москва «Демон сидящий» (1890) картина русского художника … Википедия

Демон - У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Запрос «Демоны» перенаправляется сюда; о фильме см. Демоны (фильм). Святой Антоний Великий … Википедия

Демон (поэма) - У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Демон … Википедия

Демон (значения) - В Викисловаре есть статья «демон» Демон в мифологии стихийный или злой дух. «Демон» (1823) стихотворение А. С. П … Википедия

Гашшарва - Демон сидящий Врубеля, 1890; согласно Андрееву очень точно передаёт облик ангелов мрака. Гашшарва один из демонических миров в мифологии «Розы Мира». Гашшарва описана Даниилом Андреевым в «Розе Мира». Двухмерный мир, обиталище множества… … Википедия

Врубель, Михаил Александрович - У этого термина существуют и другие значения, см. Врубель. Михаил Врубель … Википедия

Врубель Михаил

Врубель М. - Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 (… Википедия

Книги

  • Миры Врубеля , Астахов А.Ю.. Русский художник М. А. Врубель проявил себя выдающимся мастером во многих видах и жанрах изобразительного искусства. Он создавал картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты,… Купить за 1243 грн (только Украина)
  • Миры Врубеля , . Русский художник М. А. Врубель проявил себя выдающимся мастером во многих видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.…

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 г. Третьяковская галерея

В 2007 году я впервые зашла во врубелевский зал. Свет приглушен. Темные стены. Подходишь к «Демону» и … проваливаешься в потусторонний мир. Мир, в котором живут могучие и грустные существа. Мир, где лилово-красное небо заставляет каменеть гигантские цветы. А пространство похоже на калейдоскоп, и мерещится звон стекла.

Неповторимый, красочный, притягательный Демон сидит напротив тебя.

Даже если Вы не разбираетесь в живописи, почувствуете колоссальную энергетику полотна.

Как Михаилу Врубелю (1856-1910) удалось создать этот шедевр? Все дело в русском ренессансе, выращивании кристаллов, больших глазах и многом другом.

Русский Ренессанс

«Демон» никак не мог родиться раньше. Для его появления нужна была особая атмосфера. Русский ренессанс.

Вспомним, как это было у итальянцев на рубеже XV и XVI веков.

Флоренция процветала. Купцы и банкиры жаждали не только денег, но и духовных наслаждений. Лучшие поэты, живописцы и скульпторы щедро вознаграждались, лишь бы творили.

Впервые за долгие века заказчиками стали светские люди, а не церковь. А человек из высшего общества не хочет видеть плоское шаблонное лицо и наглухо закрытое тело. Ему хочется красоты.

Поэтому Мадонны стали человечными и прекрасными, с открытыми плечами и точеными носиками.

Рафаэль. Мадонна в зелени (фрагмент). 1506 г. Музей истории искусств, Вена

Русские художники нечто подобное пережили в середине XIX века. Часть интеллигенции стала сомневаться в божественной природе Христа.

Кто-то высказывался осторожно, изображая Спасителя очеловеченным. Так, у Крамского сын Божий без нимба, с осунувшимся лицом.

Врубель шёл тем же путём. Он взял мифическое существо, Демона, и наделил его человеческими чертами. Заметьте, что никакой дьявольщины в виде рогов и копыт на картине нет.

Только название полотна объясняет, кто перед нами. Мы видим в первую очередь красоту. Атлетичное тело на фоне фантастического пейзажа. Чем Вам не Ренессанс?

Женственное в образе демона

Демон Врубеля особенный. И дело не только в отсутствии красных злобных глаз и хвоста.

Перед нами нефилим, падший ангел. Он огромного роста, поэтому не умещается даже в рамки картины.

Его сцепленные пальцы и опущенные плечи говорят о сложных эмоциях. Ему наскучило творить зло. Он не замечает красоты вокруг себя, так как ничто его не радует.

Он силён, но силу эту некуда девать. Очень необычно положение могучего тела, которое замерло под гнетом душевного смятения.

Михаил Врубель. Демон сидящий (фрагмент «Лицо демона»). 1890 г.

Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное.

Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов.

Калейдоскоп «Демона»

Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Настолько его работа была необычно написана.

Художник работал частично мастихином (металлическая лопатка для удаления лишней краски), нанося изображение дробно. Поверхность похожа на калейдоскоп или кристалл.

Такая техника вызревала у мастера долго. Его сестра Анна вспоминала, что Врубель интересовался в гимназии выращиванием кристаллов.

А в молодости он обучался у художника Павла Чистякова. Тот учил разделять пространство на грани, выискивая объем. Врубель с восторгом перенял этот метод, так как он хорошо сочетался с его замыслами.

Михаил Врубель. Портрет В.А. Усольцевой. 1905 г.

Фантастический цвет «Демона»

Врубель. Деталь картины «Демон сидящий». 1890 г.

Врубель был сверхъестественным колористом. Он мог многое. Например, с помощью лишь белого и чёрного создать ощущение цветного за счёт тончайших оттенков серого.

И когда Вы вспоминаете «Свидание Тамары и Демона», то оно рисуется в Вашем воображении цветным.

Михаил Врубель. Свидание Тамары и Демона. 1890 г. Третьяковская галерея

Поэтому ничего удивительного, что такой мастер создаёт непривычный колорит, чем-то схожий с Васнецовским. Помните необычное небо в «Трёх царевнах»?

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Третьяковская галерея

У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий - жёлтый - красный, - но оттенки необычны. Поэтому ничего удивительного, что в конце XIX века такой живописи не понимали. «Демона» Врубеля называли грубым, топорным.

А вот в начале XX века, в эпоху модерна, Врубеля уже боготворили. Такая неординарность цветов и форм только приветствовалась. И публике художник стал очень близким. Теперь его сравнивали с такими «чудаками», как и .

«Демон» как наваждение

Спустя 10 лет после «Демона сидящего» Врубель создал «Демона поверженного». И так получилось, что по окончании этой работы художник попал в психиатрическую клинику.

Поэтому считается, что «Демон» одолел Врубеля, свёл его с ума.

Я думаю, что это не так.

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902 г. Третьяковская галерея

Ему был интересен этот образ, и он прорабатывал его. Это обычное дело для художника - возвращаться к одному образу несколько раз.

Так, Мунк вернулся к «Крику» через 17 лет.

Клод Моне написал десятки вариантов Руанского собора, а Рембрандт десятки автопортретов в течение всей жизни.

Один и тот же образ помогает художнику ставить живописные зарубки на ленте времени. Через несколько лет мастеру важно оценить, что в результате наработанного опыта изменилось.

Если отбросить все мистическое, то «Демон» не виноват в болезни Врубеля. Все гораздо прозаичнее.

Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной. 1905 г. Русский музей

В начале 90-х годов XIX века он заразился сифилисом. Тогда антибиотиков не было, и возбудитель болезни - бледная трепонема - сделала своё дело.

Через 10-15 лет после инфицирования у больных поражается центральная нервная система. Раздражительность, потеря памяти, а затем бред и галлюцинации. Еще атрофируются зрительные нервы. Все это в конечном счете и случилось с Врубелем.

Он умер в 1910 году. До изобретения пенициллина оставалось ещё долгих 18 лет.