Китайские легенды и мифические существа. Чудовища японской мифологии Китайская мифология демоны

Предисловие. Вера в духов и демонов в Китае – это один из тех аспектов жизни, который невозможно выкинуть или изменить. Это огромный пласт культуры и мировоззрения китайцев. Как мы знаем, их мир состоит из двух начал: Инь и Ян. Эти начала как породили мир, так и наполнили его всем тем, что мы сейчас имеем. Ян соотносилась Небу и являлась главным управляющим над духами и демонами. Без разрешения Ян даже самый мелкий призрак не имел права пакостить человеку.

Ожившие неодушевленные предметы.
Не удивляйтесь, но предметы в Китае могут оживать, и для этого вовсе не нужна волшебная палочка или умысел темного мага.
У каждой китайского вещи есть душа, которая может покидать свой предмет и превращаться в человека или животное или вовсе «входить» в другой предмет и манипулировать им, например в картину или в статую. Такой предмет-призрак называют «Цзин», а их приход/явление «Цзин гуань». Обычно духи вещей проявляют себя негативно: предметы двигаются, скрипят, разваливаются, падают. Это своеобразный сигнал о наступающей беде, но не о какой-то неизвестной, а о беде, которая последует от этой вещи, если её не уничтожить. Беда может быть любой: болезнь человека, смерть, пропажа ребенка и прочее, до чего додумается сама вещь.
Древние книги рассказывают такую историю…
Однажды (а конкретно в 836-841 годах), в семью отличного лучника Ши Цзуна У пришла большая беда - неизвестная заразная болезнь одолела всех членов его семьи. Каждую ночь в дом приходил странный человек, от тела которого исходил свет. Больные люди, увидев его, тут же начинали кричать и плакать, будто это он причинял им боль. Вначале, Ши Цзун У обращался к врачам, но те не могли излечить больных. Тогда мужчина взял свой лук, и когда странный человек вновь зашел в дом – он выстрелил в него. Тут же стрела, попавшая в призрака, вспыхнула, и загоревший призрак разлетелся на мелкие кусочки. Когда Ши осмотрел то место, где погиб призрак, то он нашел старый подсвечник из камфорного дерева, которым пользовались в его семье уже много лет. Когда мужчина разрубил, сжег и выбросил в реку пепел предмета-призрака – все больные быстро пошли на поправку.
Вторая история еще хлеще. К некому Лю Сюаню в один прекрасный вечер явилось непонятное существо, одетое в черные штаны и черный плащ. Лю присмотрелся к существу и увидел, что у того нет «семи отверстий» на лице (как я поняла - 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот). Утром мужчина отправился к предсказателю, который, погадав на бамбуковых палках, сказал: «Эта вещь принадлежала твоим предкам; если она будет продолжать существовать, то станет демоном и начнет убивать людей. Но раз у неё нет глаз, ты можешь с ней справиться». В тот же вечер китаец накинулся на существо, связал его и начал бить мечом. Существо долго не сопротивлялось и «сдалось», превратившись в подушку, которая принадлежала еще деду Лю.
Можно привести еще массу историй про «ожившие» предметы. На всякий случай приведу несколько примеров и способов избавления. Если ночью на вас напала целая ватага призраков, не пугайтесь, возможно это всего то «ожившие» листья с деревьев. Летающая крышка гроба, избивающая до полусмерти? Не беда, если найдете сам гроб и сожжете его, то уверяю вас - крышка отстанет! Кажется, что по ночам кто-то тихо переговаривается в комнате? Тьфу, сжигайте каждую ночь один-два предмета из этой комнаты. Методом проб и ошибок вы обязательно вычислите предметы-призраки.
P.S. Совет – начинайте сожжение со старинных предметов, статуй и картин, потому что они входят в призрачную категорию риска.

Призраки самоубийц.
Возвращаясь к мировоззрению Китая, душа человека, который умер не своей смертью (например повесился, утонул в реке, или его съел тигр) не может успокоится, и алчет найти новую жертву, которая обязана погибнуть такой же смертью, как и призрак. Именно по этой причине существует поверье о «цикличности» смертей в домах, где когда-то умер самоубийца. Однако, возвращаясь к тому же китайскому мировоззрению, можно узнать, как пресечь эту кровавую череду смертей. Помните духов, о которых я писала в Предисловии? У человека было их два, Шень и Гуй. После смерти, Шень человека возносился на Небо, а вот Гуй и По оставались. «По человека – это нечто похожее на пшеничные отруби, находящееся под повешенным. Если её немедленно выкопать, то её можно разрушить, но, если этим пренебречь, то она будет погружаться все глубже в землю, и, пока не будет уничтожена, самоубийства не прекратятся». Таким образом, если место под убийцей очистить (чем быстрей, тем лучше), то вполне можно избавиться и от духа самоубийцы. А вот если этого не сделать… Расскажу немного позднее.
Вернемся к призракам самоубийц. Этот вид призраков часто можно отличить по тем предметам, которые они носят с собой. Это может быть балка или веревка, на которой, собственно, и оборвалась жизнь несчастного.
Одному мужчине как-то не повезло идти через кладбище и заметить, как некто пытается перетащить балку через стену одного из домов. Думая, что это действует вор, мужчина незаметно прокрался в дом и предупредил о беде хозяев. Те обыскали весь дом, но ничего подозрительно не нашли, кроме того, что случайно наткнулись на женщину, которая уже готова была повеситься на стропилах крыши. Женщину спасли, а мужчину поблагодарили и отправили обратно восвояси. Довольный как пряник, мужчина вернулся к себе домой и все рассказал своей жене. Тут ему не повезло второй раз, так как жена у него оказалась дурой. Она тут же потребовала от мужа показать ей, как же вешалась женщина. Мужчине не повезло в третий и последний раз. Он залез на стул, обмотался шнурком, перекинул его через балку и… Добрый призрак выбил у него из-под ног стул. В этот момент все несчастья мужчины кончились, как и всё остальное.
Вот таким образом призрак все-таки добился чего хотел, кто-то все-таки умер его смертью, а значит эстафетная палочка передана и можно отдыхать. Хотя стойте, не палочка, а веревочка. Если эту веревочку или балку у призрака отобрать, то он станет беспомощен как младенец и скорее всего отстанет от вас. Ну или заставит вас повеситься на отобранной вещице.
В одну семью скоро должен был прийти гость, однако угощать его было нечем, поэтому хозяин дома втихую взял дорогую заколку жены и ушел на рынок, чтобы продать её и купить вина (угостить гостя). Когда жена обнаружила пропажу заколки, она сильно расстроилась и…
Вариант 1. Дух самоубийцы начал нашептывать ей всякие гадости. Мол, муж в игорный дом пошел, женщин ублажать (а не гостю подарки брать). А это такое горе, что лучше повеситься.
Вариант 2. Дух просто появился в доме и, накидывая на женщину свою призрачную веревку, спровоцировал ее на повешенье.
Что в первом, что во втором случае, призрак самоубийцы появился не просто так, он был приманен упадническим, депрессивным состоянием несчастной. Но это, как говорится, исключение. Обычно такие призраки не приманиваются, а ищут себе жертву наобум. Накидывая веревку на шею, они вызывают в человеке внезапно желание покончить жизнь самоубийством. Это своего рода помутнение, порыв, и если «будущего самоубийцу» не остановить, то он исполнит задуманное, даже не осознавая, что творит.
Когда уже женщина накинула на себя веревку и собиралась умереть, в комнату зашел гость. Он увидел призрака, отнял у него веревку и спас хозяйку дома.

Материальные призраки.
Да-да, есть еще и такие. В Китае представляли призраков не как бесформенный полупрозрачный сгусток, а наоборот, старались придать им форму и наделить способностями влиять на людей и предметы материально. Особенно интересны те призраки, которые появились после смерти человека, но не уходили далеко от тела и костей умершего. Такие призраки были особенно опасны. Во-первых, обретенное тело (не обязательно целое; это может быть только один палец или кости нижней челюсти) давало подпитку злым силам, а во-вторых, оно служило материальным «оружием».
Вот теперь я вам расскажу обещанную историю.
В году Юнтаи, недалеко от монастыря Сяо-ганьсы, жил человек по фамилии Ван. Однажды ночью он сильно напился, и когда лег на кровать и заснул, его рука свесилась на пол. Обеспокоенная жена Вана хотела поднять его руку, как внезапно из земли появилась другая рука, и, схватив мужчину, стащила с кровати. Испуганная жена кинулась к Вану и попыталась поднять мужа, но того начало засасывать в пол, будто в зыбучий песок. Кое- как, всей семьей, Вана умудрились вытащить из поглощающего пола и уложить обратно на кровать. На следующий день дырку в полу начали раскапывать и на глубине двух чжанов нашли скелет, возраст которого был более двух столетий.
Вот что оказывается может случится, если вовремя не избавиться от вредного По.
Расскажу вам вторую историю, ради которой я и просила вас не кушать перед прочтением.
Жил некий Сунь Цзюнь, и был этот Сунь противным человеком с омерзительным характером. Он не чтил добрых духов, терпеть не мог злых, и вообще «крыша» наверное его покинула. Однажды он прогуливался по горам, и приспичило ему по большой нужде. Не долго думая, сел он возле старой могилы и (пардон) испражнился на лежавший возле могилы череп. Мало того, ему хватило ума сказать «Ешь, разве это не вкусно?». Но череп был не так прост, как казался на первый взгляд, и ответил: «Да, очень». Перепуганный Сунь вскочил и, толком не успев одеть портки, помчался домой. Всю дорогу за ним катился череп, пока парень не добежал до моста. Череп не смог закатиться на мост и покатился обратно на могилу, а Цзюнь побрел домой, где сразу же заболел. Он подносил ко рту свои испражнения и пожирал их, говоря: «Ешь, разве это не вкусно?» После чего опорожнялся и вновь поедал их. Через три дня китаец не выдержал и умер.

Демоны-мертвецы.
Демоны–мертвецы или Цзян Ши по-китайски - это демоны, родившиеся от лунного или солнечного света, который попал на гроб с находящимся в нем телом. Особенно часто мертвые становятся Цзян Ши, если их долго не погребают, ведь это означает небрежность к покойному, а значит - вызывает гнев духов.
Не смотря на то, что Цзян Ши питаются людьми и пьют кровь, вампирами их назвать сложно. Ведь эти демоны не могут превращаться в летучих мышей, да и с отрубленными руками они прекрасно могут удержать свою жертву. Также Цзян не боятся чеснока и осинового кола, взамен остерегаясь плодов жужуба, вбитых себе в хребет, и огня (как и любые китайские призраки/демоны).
Для того, чтобы уничтожить вампира Цзяна, надо:
- Спереть или уничтожить крышку гроба, чтобы останки тела окончательно сгнили и утратили свою силу.
- Разбросать вокруг пустого гроба (пока мертвец вышел погулять) рис, красный горох и кусочки железа. Вернувшись, демон не сможет лечь в гроб и, побродив возле него, должен навсегда «откинуться». Главное не забыть его потом сжечь, так, на всякий случай.
Обращаясь опять к китайскому мировоззрению, хочу добавить, что в призраках-мертвецах находятся две души. «По» – грубая и неразумная сила земли, и «хунь» - светлая душа. Иногда эта светлая душа берет вверх, и демон может кого-то спасти или просто помочь, однако обольщаться не стоит. Демон - он и в Африке демон. Секундная заминка или рассеянность может стоит вам жизни.
В деревне Вэйнани жила женщина с ребенком. В одну из ночей ребенок долго не мог заснуть, маялся, чего-то боялся. Когда пробили третью стражу (вероятно, три ночи), дверь дома открылась, и зашел старик в белой одежде с двумя клыками во рту. Старик накинулся на лежавшую в соседней кровати служанку и в мгновение ока обглодал ее, оставив лишь скелет. Когда старик поднял скелет, чтобы высосать все внутренности, ребенок женщины заплакал, и старик исчез. Правда, служанка так и осталась лежать обглоданным скелетом.
В заключение мне хотелось бы рассказать такую интересную вещь. Пожирание для китайский духов, это не только не убавление пищи, но порой и прибавление ее. То есть если в ритуальной миске для духов еды не убавляется – то все нормально. Правда, нельзя сказать тоже самое про тела усопших.
У одного парня умерла девушка. Почти всю ночь он сидел рядом с трупом, а когда взошла луна, появились три демона. Парень спрятался за занавеску и увидел, что демоны пожирают его любимую. На утро тело было таким, как и прежде, правда потолок был весь в крови и непонятных следах.

Мифология народов Азии, уже более девяти тысяч лет назад проживавших в древнейших очагах цивилизаций - Древнем Иране, Индии, Китае и Японии, - это замечательный памятник общечеловеческой культуры. Из-за того что жизнь древнего человека была подчинена веками повторяющемуся сельскохозяйственному циклу, пантеоны многих религий Востока включали умирающих и воскресающих богов. Распространённые восточные религии и учения - буддизм, индуизм, зороастризм и т. д., - по-разному трактующие эти вопросы, согласно мифам, сходились в том, что праведники должны обрести бессмертную душу и попасть в рай или достичь духовного совершенства, а грешники, пройдя ряд испытаний в царстве мёртвых, должны мучаться в огненных, ледяных либо населённых ужасными тварями пространствах.

сайт

Обращаем ваше внимание, что мифические существа Японии находятся в .

1) Дэвы (дивы)

19) Каркаданн

Существо, упоминаемое в средневековой арабской и персидской литературе, чьё название означает на фарси «господин сайт пустыни». Представляло собой свирепого единорога, встречавшегося в , Персии и Индии; он был способен напасть на слона и убить его. По-видимому, речь идёт о носороге либо о близком ему виде вымерших животных (эласмотерий). В современном арабском и персидском языках этим словом обозначается носорог. Помимо рассказов ибн Фадлана и ибн Баттуты, упоминания об этом существе можно встретить в повести о «Синдбаде-мореходе». Синдбад, посетив один из дальневосточных островов, встретил там существо, сочетавшее в себе черты носорога и единорога. В тексте есть упоминание, что аль-каркаданн - один из источников питания птицы Рух.

20) Птица Рух или птица-слон

В средневековом арабском фольклоре огромная птица размером с остров, способная уносить в своих когтях и пожирать слонов и каркаданнов. На Ближнем Востоке её ареалом обычно считались пределы Китая, а в самом Китае - Мадагаскар и прилегающие к сайт нему острова. Птица, способная переносить слонов, впервые упоминается в X веке в «Чудесах Индии» персидским автором по имени Бузург-ибн-Шахрияр. Аль-Бируни, не называя гигантскую птицу по имени, скептически сообщает о том, что её видели у границ Китая. Великий путешественник ибн Баттута пишет о том, что по дороге в Китай он воочию наблюдал, как с поверхности моря вспорхнула гора - это была птица Рух. Наконец, самое знаменитое описание птицы содержится в «Тысяче и одной ночи»: во время пятого путешествия Синдбада-морехода птица Рух в отместку за уничтожение её яйца истребляет целый корабль с моряками.

Привязка птицы Рух к Мадагаскару, возможно, не случайна - до XVII века остров населяли гигантские птицы семейства эпиорнисовых. Подобно страусам, они не летали, поэтому взрослого эпиорниса весом до 500 кг и ростом до трёх метров заезжие арабы могли принять за свежевылупившегося сайт птенца гораздо более крупной летающей птицы.

Согласно иудейскому преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала , убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами. Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э. Она упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар. В семитских языках, в частности в иврите, это слово - прилагательное женского рода «ночная». Кроме этого, в иврите словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Скорее всего, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.

В иудейском быту Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых и подменяет их. сайт Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка.

22) Апсары

Полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды. Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. По преданиям, апсары, подобно скандинавским валькириям, ублажают павших в бою героев в раю Индры. Число апсар колеблется, по различным данным, от нескольких десятков до сотен тысяч. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения аскетов или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам.

Злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, сайт в который может . Концепция диббуков похожа на демонов и духов, которых изгоняют в Католической Церкви в процессе экзорцизма. Предполагается, что душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может завершить его в форме диббука. Концепция диббуков упоминается в каббалистической литературе с XVII века. Диббук изгоняется цадиком и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар.

24) Наги

Змееподобные существа, символ мудрости в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Предполагают, что змей-наг был тотемом одного из могущественных древних племён, представителей которого называли нагами. сайт Считают, что Будда проповедовал нагам. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для её понимания. В виде змеи изображают кундалини — энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом.

25) Гаруда

В индуизме ездовая птица бога Вишну, борец со змеями-нагами. Голова, грудь, торс, ноги до колен у Гаруды человеческие; клюв, крылья, хвост, задние лапы - орлиные. В понимании индуизма добыча птицы Гаруды - змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся в Боге. В Индонезии ассоциируется с солнечной энергией. В хатха-йоге Гаруде посвящена особая поза - Гарудасана. В честь гаруды названа крупная оса из Индонезии. Гаруда является национальным символом и изображён на гербах Индонезии, Тайланда и столицы Монголии Улан-Батора. В азиатской геральдике чаще сайт всего изображается с красно-золотым оперением, может быть полностью золотым или белым.

26) Калия

В индуистской мифологии - огромный многоголовый демон-змей, живший в реке Ямуне в районе Вриндаваны и укрощённый Кришной. Однажды Калия возгордился и съел подношение, принесённое другими нагами для царя пернатых — Гаруды. Гаруда пришёл в ярость и набросился на Калию, намереваясь убить его за проявленную дерзость. Но испуганный Калия пустился в бегство и, скрываясь от острых когтей Гаруды, скрылся в водах Ямуны, где Гаруда не мог его достать из-за наложенного на него проклятия. Вся растительность на берегах Ямуны высохла из-за смертельного яда Калии. Кришна, пригнавший на водопой стадо телят, увидел гибель всего живого и решил укротить Калию. Он начал плескаться, плавать и играть в воде, что разозлило змея. Калия всплыл на поверхность и тугими кольцами обвил тело маленького Кришны.

сайт

Вдруг тело Кришны стало расширяться и разомкнуло кольца Калии. При виде оказавшегося на свободе мальчика, Калия пришёл в неистовую ярость и бросился на Кришну, который волчком стал вращаться в воде вокруг змея, приведя его ещё в большую ярость. Когда силы Калии совсем иссякли, и он уронил свои головы в воду, Кришна вскочил на него и стал плясать, перепрыгивая с одной головы на другую. Изнемождённый Калия вновь и вновь тщетно пытался укусить Кришну, который не давал подняться его головам, и всё глубже погружался в воду. Тогда жёны Калии, наги, наблюдавшие за происходящим, стали возносить Кришне молитвы, прося пощадить их супруга. Сжалившись над ними, Кришна перестал топтать змея и отпустил его на волю, повелев ему покинуть Ямуну и поселиться со всеми родичами в океане на одном из островов Фиджи, где Гаруда не станет чинить сайт им препятствий.

27) Чхоллима

Крылатый корейский конь, способный преодолевать 400 километров в день. По легенде, не было на Земле смельчака, способного его укротить, поэтому Чхоллима улетел в небо. С мифическим конём связано название движения Чхоллима в КНДР, это аналог Стахановского движения в СССР в 1930-е годы. Чхоллима является символом прогресса и движения нации вперёд.

Демон в индуизме. Периодически он проглатывает Солнце или Луну, вызывая тем самым затмения. В индуистском искусстве изображается как дракон без тела верхом на колеснице, ведомой восемью чёрными конями. В индийской астрологии Раху повелевает обманом и ассоциируется с мошенниками, ищущими материальных наслаждений, торговцами наркотиками, отравителями, лицемерием и аморальными поступками. Раху играет ключевую роль в усилении власти, превращении врагов в друзей. Также считается, что по милости Раху можно излечиться от укусов ядовитых змей.

сайт

Морское чудовище, известное в индийской традиции и у ряда народов, на которые эта традиция оказала влияние. Макара часто представляется гигантским водным животным, сочетающим в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Является ездовым зверем Варуны, Ганги и символом бога Камы. В индуизме соответствует обозначению зодиакального созвездия Козерога. На санскрите слово означает «морской дракон» или «водяной монстр». Изображения чудовища широко используются в индуизме и тибетском буддизме и распространены в странах Южной и Юго-Восточной Азии.

30) Сурабхи

В индуистской мифологии чудесная , исполняющая желания владельца. Возникла во время пахтанья Молочного океана и принадлежала мудрецу-риши Васиштхе. Известна под именами «сладко пахнущая» или «корова желаний». В образе Сурабхи отразилось почитание коровы, вынесенное из общеарийской (индоиранской) пастушеской эпохи, когда корова являлась главным источником пищи и благосостояния, и характерное для индийской и иранской мифологии.

31) Кали сайт

Демон в индуизме, символ разрушения, олицетворение эпохи зла, раздора и лицемерия. Этимология имени связана с понятиями «чёрный». Изображается в виде четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой - голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры. Частым сюжетом изображения Кали служит убийство ею своего супруга Шивы, принесённого в жертву. Три её глаза управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они соответствует трём временам: прошлому, настоящему и будущему, также являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Синий цвет её сайт тела - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. Чёрный цвет символизирует незамутненное состояние . Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Её взъерошенные волосы образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела. Кроваво-красный язык символизирует кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет. На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра. Она — восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии; воплощает в сайт себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас. В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Её символом считался полумесяц.

Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в её честь отмечался в начале сентября. Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII - XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов - фанатиков, посвятивших себя служению Кали как демону смерти и разрушения.

Глиняный великан из еврейской мифологии, оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний - по аналогии с Адамом, которого Бог сайт создал из глины. Легенда о Големе весьма распространена в качестве мифа об искусственном человеке, созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив своё задание, голем превращается в прах. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, : в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона.

33) Пишачи

В индийской мифологии злобные и вредоносные , нападающие на людей, пожирающие их и пьющие их кровь. Против пишачей существуют специальные заклинания и травы, так как они способны на похищение душ людей. Они обитают в местах кремации покойников. Кроме этого, местами их жительства бывают пустые дома и дороги. Передвигаются эти сайт демоны в сумерках. Кто увидит пишачей, тот в течение 9 месяцев умрёт, если только не задобрит духов своими приношениями. Они способны принять любой облик и даже стать невидимками.

34) Ао

В древнекитайской мифологии плавающая в море гигантская черепаха. Часто утверждается, что на спине у неё находятся три священные горы - Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные. Ао играет важную роль в распространённой легенде о ремонте неба, существующей в ряде вариантов. Эти легенды рассказывают, что когда четыре опоры, на которых держится небо, были сломаны (по одной версии, во время битвы богов), чтобы спасти землю от небесного огня и потопа, богиня Нюйва собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе и, поставив их сайт по углам земли, подпёрла ими небосвод. Таким образом, китайский Атлант был гигантской морской черепахой.

В арабско-персидском фольклоре, у которого длинные, бескостные ноги, напоминающие змей или ремни, а выше пояса оно выглядит как человек. Вкратце легенды о давалпе сходны во многих деталях. Давалпа обитает в пустынных местах, в лесу или на островах. Он бросается на очутившихся поблизости людей, но чаще всё-таки обманом заставляет принять себя на спину. Оказавшись у человека на плечах, он крепко обвивает того своими ремнеподобными ногами, бьёт и заставляет работать на себя.

Работа, в основном, заключается в срывании плодов с деревьев. Очевидно, что с такими ногами давалпа сам не способен срывать фрукты даже с нижних веток, так как не может на них опереться. Человек должен подчиняться давалпе, пока не умрёт от измождения, однако существует метод сайт избавиться от давалпы, переданный многими источниками. Требуется сорвать виноград, выдавить из него сок в какую-либо ёмкость, подождать, когда он забродит, и напоить чудовище. Давалпа пьянеет, его ноги теряют хватку, и он выпускает пленника. В сборнике «Тысяча и одна ночь» рассказывается о встрече Синдбада-морехода с подобным существом и об его успешном освобождении от давалпы.

В китайской мифологии много существ, благодаря которым культура страны отличается особенным колоритом и вызывает интерес у иностранцев. На формирование мифологии повлияли исторические персонажи, тотемизм, философские и религиозные учения.

Драконы

Наиболее почитаемое существо это . Он олицетворяет собой силу стихий, власть императора и небо. Его изображения наносят на дома, ткани и другие предметы. Он символизирует добро, богатство и благополучие. Китайский язык содержит в себе множество пословиц и поговорок с участием этих зверей.

Данные мифические животные занимают важное место в культуре еще с древних времен. Изображения драконов часто находят при археологических раскопках. Основные племена, образовавшие китайское государство, считали его тотемным культом. Они верили, что он обладает магической силой и сочетает в себе особенности других зверей. Он, по представлениям древних китайцев, не жил на земле – мог взлетать на небеса или опускаться в водоемы.

Интересный факт! Считалось, что императоры избраны богами для управления государством – по небесному мандату. Поскольку драконы были посланцами неба и богов, то императоры назывались их потомками.

Мать драконов

В китайских легендах существует мать драконов (Лун Му), которая была изначально смертной женщиной. По преданию, она увидела белый камешек у реки, оказавшийся настоящим яйцом. Из него вывелись 5 маленьких змей. Мать драконов растила и заботилась о пяти драконах. Они стали символами почитания родителей и родительской заботы и любви.

Лун Му жила в бедной семье, но лучшую еду, она отдавала своим детенышам. Они немного выросли и начали помогать маме. Они были водными духами, способными управлять погодой. Во время засухи Лун Му попросила их послать дождь. Все крестьяне в деревне были ей очень благодарны и нарекли ее матерью драконов.

После ее смерти драконы обернулись в людей и похоронили свою мать. Впоследствии они стали «пятью великими учеными». В Китае можно найти храмы, построенные для Лун Му. Даже сейчас она является популярной богиней, которая покровительствует детям и родителям.

Виды драконов

Мифология Китая насчитывает сотни драконов. Большинство из них имеет в своем названии частицу «лун» либо в конце или начале слов. Они делятся по цветам:

  • Цинлун лазоревого цвета наиболее сострадателен и является символом востока;

  • алый Чжулун благословляет озера и обозначает юг;

  • у желтого Хуанлуна можно просить прошения;

  • а белый Байлун является самым добродетельным и честным из всех своих собратьев, отвечает за запад;

  • черный Сюаньлун обитает в мистических водах – символ севера.

Интересный факт! Цветовое разделение соотносится с пятью сторонами света – вода, огонь, дерево, металл и земля.

Определенный дракон имеет свои функции и обозначает определенный предмет или свойство. Поэтому классификаций много. Древние текста упоминают более 100 разновидностей, в названиях которых присутствует суффикс «лун». Из них выделяются 4 основных:

  1. небесный Тяньлун – охраняет небеса и его чертоги, которые поддерживают и защищают богов. Он может летать, возноситься к небесам, но с крыльями он изображается изредка. Небесный дракон всегда имеет 5 пальцев на ногах, а другие его собратья по 4 или 3.
  2. Шэньлун может управлять громом и погодой. Он изображается с головой человека, драконьим телом и животом как у барана. Шэньлун летает по небу, но из-за синего цвета может сливаться с ним. От него зависит сельское хозяйство. Поэтому простые люди стараются не обижать его, чтобы не было засухи или наводнений.
  3. Дилун – дракон земли, контролирующий реки, водоемы и моря. Они живут в глубинах вод в красивых дворцах. По преданиям люди, побывавшие в этом дворце, получали дары и возвращались на сушу.
  4. Фуцанлун – страж, который охраняет ценные металлы и камни, скрывающиеся в глубинах земли. Он обитает в недрах под землей в особых пещерах. Фуцанлуна рисуют с жемчужиной у подбородка. Это знак настоящего богатства – мудрости.

Духи стихий

Одним из главнейших божеств можно выделить Лэйгуна – бога грома, повелителя стихий и природных явлений. Водные духи имели характерные черты драконов, рыб и других животных. Китайцы почитают и верят в каждое мифическое существо неважно, какое у него происхождение или пол. Среди многих духов стихий выделяются основные:

  • Жун Чен – маг, изобретший календарь. Согласно легенде он возвращается на землю каждые 1010 лет. По верованиям этот маг может возвращать молодость, восстанавливает старикам их волосы и зубы.
  • Хоу И является сыном верховного бога, лучник и герой. Легенды о нем рассказывают о многочисленных отважных поступках, борьбе с монстрами и чудовищами. По преданию однажды на небе вместо одного солнца появилось десять, началась засуха. Отважный Хоу И сразил своими стрелами девять солнц — демонов. Богиня запада подарила ему эликсир бессмертия. Но его жена втайне от него выпила эликсир и улетела на луну, оставив мужа умирать от старости.

  • Хуанди – дух, символизирующий волшебные силы земли. В мифологии его образ совмещает в себе силача, ремесленника и стрелка.

  • Еще один герой – Юй, усмиривший потоп. Он является императором мифологической династии Ся.

Факт! В древнекитайской мифологии тотемные животные превращаются в реальные личности – императоров и чиновников, ученых.

Помимо духов стихий важны существа, контролирующие плодородие и засуху. Богом засухи служит Ба, которого боялся весь народ.

Духи-хранители сторон света

Хранители сторон света характерные персонажи китайской мифологии. Они представляют собой четверку священных животных:

  • Цинлун, о котором говорилось выше, символизирует весну. Он несет счастье тем, кто видит его изображение, поэтому его рисовали на знаменах. Цинлун в китайской мифологии это еще и страж дверей.

  • Байху защитник запада и мира мертвых. Его изображают в виде белого тигра на могилах и гробницах.

  • Чжуняо или Феникс – дух покровитель юга.

  • Сюаньу – северный дух, связанный с водой. С начала его изображали как черепаху со змеями.

Демоны

Китайская мифология разительно отличается от мифов других стран, но и здесь есть демоны. Главнейший демон китайской мифологии это Чжун Куй. Его образ использовался для магических ритуалов. Повелитель подземного царства – Яньван, который судил мертвецов и определял наказание. Владыкой всех бесов и монстров был Чжан Тяньши. В китайской мифологии царем змей был чудовищный Ман. Несмотря на то, что это змей, его рисуют как дракона с 4 пальцами.

Демонами и призраками становятся животные, возвращающиеся ради мести за жестокое обращение при жизни – Яогуай. Есть истории про диких кошек, превращающихся в оборотней и питающихся человеческой энергией. Количество второстепенных монстров огромно, поэтому перечислять все можно бесконечно.

Древняя китайская мифология

Богиня Нюйва была женщиной, нижняя часть тела которой была змеиной. Она создавала все вещи в мире. Когда по легенде была война богов, и небо перестало держаться, она сама починила небосвод. Она использовала ноги мифической черепахи Ао, чтобы подпереть небосвод.

Древнейшим героем китайской мифологии является Фуси, который представлен в образе человека — птицы. Он научил людей охоте, рыбалке и жарке мяса, изобрел рыбацкие сети. В его образе воплотилось представление древних племен о тотемной животном – ласточке.

По легенде Фуси и Нюйва поженились и восстановили человеческий род после потопа.

Мифология даосизма и буддизма

К началу нашей эры даосизм превратился в религию, вобрав в себя образы китайской мифологии. Большую популярность обрели предания о бессмертных. Бессмертие они получили, постигнув дао. Пантеон существ даосизма включает в себя огромное количество бессмертных, духов, героев и бесов.

Позже в первые века нашей эры в Китай проник буддизм. Примерно в 8-9 веке буддисты использовали истории из китайской мифологии древности. Буддийские герои стали переплетаться с китайскими персонажами. Появились предания о бодхисатве в роли женщины. Буддизм повлиял на представления китайцев о преисподней и царстве мертвых.

Поздняя народная мифология

Вместе с буддизмом и даосизмом были популярны культы последователей конфуцианства, народных культов.

Важно! В данную эпоху идет процесс превращения реальных личностей в мифических существ. Они становятся покровителя искусства, ремесла, городов.

К концу 11 века мифологические системы сближаются и становятся единой мифологией. Данный процесс быстрее всего шел в селах, где храмы и статуи разных течений (Будды, ЛаоЦзы, Конфуция) стояли близко. Народное сознание поставило во главе пантеона богов Юйди – нефритового правителя. Остальные божества китайской мифологии – боги и духи – имели устойчивое положение и не исчезли.

Герои китайской мифологии позднего времени представлены как реальные личности, которым посвящаются праздники и дни в лунном календаре.

Мифология в искусстве Китая

Из-за особенностей развития литературы, отсутствия эпосов и драм в древности мифология не запечатлелась в литературном искусстве. Исключениями служат работы отдельных поэтов. В Средние века появляются рассказы и другие текста о духах с образами даосской и народной китайской мифологии.

В буддийских сказках отражалось житие бодхисатвы и будды. Позже в 12-13 вв. развивается музыкальная драма, в основу которой легли легендарные сюжеты даосизма и буддизма.

Мифологические темы часто использовались художниками для росписи утвари, тканей и даже зданий. Наиболее часто изображаются китайские мифические существа – Нюйва, Фуси, герой И.

Заключение

Мифология древнего Китая богата различными сюжетами. Большинство легенд рассказывают о природных катастрофах и о героях, спасающих людей и землю. Животные в китайской мифологии занимают большое место. Они являются прообразами всех существ и богов.

Мифология – это фундамент китайской культуры, которая оказывает влияние на менталитет граждан, философию, религию и искусство страны.

Красная лента

Около полуночи, один доктор, только что закончив дежурство в приёмной «скорой помощи», собирался домой. Подойдя к дверям лифта, он увидел около него молодую медсестру. Они сели в один лифт и вместе стали спускаться, но, доехав до первого этажа, лифт не остановился, а продолжил двигаться. Когда лифт добрался до этажа B3, и открылись двери, врач с медсестрой увидели маленькую девочку, которая, опустив голову, сказала, что хочет войти в лифт. Доктор, услышав это, тут же закрыл двери лифта. Медсестра удивлённо спросила, почему он не дал девочке войти в лифт. Врач ответил: «На этаже В3 в нашей больнице расположен морг. У нас принято каждому телу на правую руку завязывать красную ленту. У этой девочки на руке... у неё была красная лента!» Медсестра, выслушав, медленно подняла правую руку и усмехнулась: «Вы имеете в виду эту ленту?»

✿❯────「✿」────❮✿

Мясная каша

Вечер, 11:00.

Я несколько раздражённо посмотрел в окно. Финансовый отчёт был готов только на три четверти, но было уже так поздно! Я сложил бумаги в пакет, намереваясь закончить работу дома.

Я погладил урчащий от голода живот, тяжело вздохнул. Дома жена, наверное, уже легла спать. Нужно будет по дороге заехать в какую-нибудь круглосуточную закусочную.

Я схватил ключи от мопеда и быстро вышел в темноту.

Я быстро гнал своего железного коня по ночным улицам. Их вид почему-то вызывал у меня тоску.

Чтобы срезать путь, я решил проехать через небольшое полузаброшенное поселение.

Въезд в посёлок.

Манящий запах пищи пощекотал мои ноздри, и пустой живот издал громкий звук.

Я остановил мопед и принялся оглядываться по сторонам.

Хоть у меня и очень хорошее зрение, но мне потребовалось хорошенько постараться, чтобы разглядеть почти сливавшуюся с ночной темнотой маленькую жаровню.

Я завёл мопед и поехал к ней. Чем ближе я подъезжал, тем сильнее становился запах, и тем голоднее себя чувствовал я. Я был настолько голоден, что смог бы, наверное, сожрать быка целиком.

Я кашлянул два раза и спросил: «Чем вы торгуете?»

В нетерпении я сел за столик и заказал одну чашку.

У лоточницы, по-видимому, была уже готовая каша, и она тут же подала мне заказ. Хоть она и повернулась ко мне лицом, но я по-прежнему не разглядел её лица, однако мне показалось, что в её глазах было что-то... потустороннее.

Но в тот момент мысль о пище заняла всю мою голову, я отбросил пустые рассуждения, взял пару одноразовых палочек и поспешно начал есть.

Какая ароматная! Во рту я ощутил восхитительный вкус. Не удержавшись, я спросил: «Хозяйка, из какого мяса это сварено?»

Невероятно! Даже я знаю, что варёная свинина никогда не даст такого вкуса!

Я не стал переспрашивать, а просто отдался наслаждению блюдом.

Закончив есть, я положил под чашку пять юаней, решив вернуться сюда ещё и завтра. Я уже забыл, какой крюк мне пришлось сделать, чтобы набрести на этот лоток.

Вдруг лоточница встала прямо передо мной. Она медленно произнесла: «Кажется, вы поправились». Я весело ответил: «Наверное! Вы меня так вкусно накормили!»

В этот момент я отчётливо заметил блеснувшую в её глазах алчность. Она смотрела на меня как-то пугающе. «Что... что вы делаете?» Она выхватила из-за спины большой нож, в его холодно сверкнувшем лезвии отразилось моё бледное лицо.

Я ещё отчётливо услышал хруст ломающихся костей и хлюпанье срезаемого с них мяса.

Чёрной ночью, такой чёрной, что не видно было кончиков пальцев, Сяован, трясясь от холода и пугливо озираясь, шёл по дороге. Его остановил манящий запах пищи и глухой голос сказал из темноты: «Мясная каша, пять юаней, мясная каша».

》═══════~◈~═══════《

Всегда мечтавший посмотреть мир парень однажды на каникулах исполнил своё желание, уехав путешествовать. Так как у него не было с собой много денег, он останавливался ночевать в дешёвых постоялых дворах.

Один день выдался пасмурным, поэтому в 6 часов уже стемнело.

Парень быстро отыскал хоть и выглядевшую немного мрачновато, но чистую и довольно уютную ночлежку. Хозяином её был мужчина около 60 лет. Кроме комнаты хозяина в доме были ещё 3 гостевых комнаты. Хозяин сказал, что в последней комнате уже есть постоялец, так что парню можно выбрать себе одну из двух оставшихся. Парень осмотрел обе комнаты и выбрал среднюю, более опрятную.

Умывшись, парень обнаружил, что уже девять. Уставший за целый день, он заснул, только положив голову на подушку. Но, проспав недолго, он был разбужен каким-то странным шумом. Парень постучал по деревянной перегородке, крикнув: «Сосед, давай потише!» - но это, казалось, не дало результата. Тут он обнаружил в перегородке дыру, проеденную муравьями, она была довольно большой. Заглянув в неё, он увидел стоявшую к нему спиной девушку, которая танцевала и что-то напевала.

Он некоторое время наблюдал, потом понял, что она собирается повернуться, и спрятался, но подумал: «Она всё равно не увидит, что я за ней наблюдаю», - и опять прильнул к отверстию. Но в отверстии было что-то красное. Парень подумал: «Наверное, она меня обнаружила, поэтому закрыла дыру какой-то красной одеждой». Он ещё раз глянул в отверстие, но красная одежда была на месте, поэтому он оставил своё намерение и вернулся ко сну.

Утром, проснувшись, как только рассвело, парень умылся и побежал к хозяину. Спросив его: «Уехала ли уже та девушка, что жила в соседней со мной комнате?», он получил ответ: «Она? Это моя дочь. Но она покончила самоубийством уже как три года назад. Правда она хорошая, никогда не делала вреда людям». Парень, услышав это, перепугался до смерти, но потом рассудил, что если девушка никому не причинила вреда, то и без разницы. Затем он спросил хозяина: «Почему она покончила с собой?» Хозяин ответил: «Она не выдержала... Она была самой красивой девушкой в деревне, но у неё был один недостаток, который очень унижал её, поэтому она не выдержала...».

«Что за недостаток?» - спросил парень. "У неё были красные глаза", - ответил ему хозяин.

◣◥◣◥◤◢◤◢◣◥◣◥◤◢◤◢

Красная рубашка:

Однажды выходя из дома, незнакомец подошёл к мужчине, и сказал что с ним произойдёт беда, разобьётся на машине. Тогда мужчина спросил у незнакомца, как этого избежать. Незнакомец сказал- возьми свою белую одежду, кинь под колёса, и порви её, и садясь в машину, надевай только красное. Мужчина не послушал незнакомца, и вскоре он погиб в аварии.

۵ ━────「※」────━ ۵

Школа в которой пропадают ученики:

В нашем городе есть очень старая школа. До того как стать школой, во времена японско-китайской войны, здесь была военная точка, с множеством тайных ходов. После войны это место перестроили в школу. Бывало ученики заходили в школу, и не возвращались, многие думают что они нашли те самые секретные ходы, и не могут вернуться назад.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Учительница:

Это произошло примерно девять лет назад: в нашей школе была учительница музыки. Но однажды на пятом этаже нашей школы, она повесилась(точной причины я не знаю) после этого случая, каждый месяц на пятом этаже, слышен женский плач, и игра на пианино.

*´¨`* .¸¸. *´¨`* .¸¸. *´¨`* .¸¸. *

Полуночный автобус:

Полуночный автобус Пекина: Ровно в полночь молодой человек сел на автобус. Но на пол пути, единственный пассажир, обвиняя его в воровстве, силой вытащил из автобуса. Позже он понял, что этот мужчина спас его жизнь. (В 1995 году все газеты писали про один случай, пропал автобус, бесследно, и его до сих пор не могут найти)

━━━┉┅┪□┢┅┉━━━

" Прости меня, мое сокровище":

Эта история произошла в провинции ЧжэЦзян: Рядом с одним офисом, в аварии умер мальчик. После этого случая, а одно и то же время, но всех каналах, и радио волнах в офисе, играет одна и та же Музыка " прости меня, мое сокровище".

▁ ▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █ ▉ █ ▇ ▆ ▅ ▄ ▃ ▂ ▁

Ао - в древнекитайской мифологии плавающая в море гигантская черепаха. Часто утверждается, что на спине у неё находятся три священные горы - Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные.

Ао играет важную роль в распространённой легенде о ремонте неба, существующей в ряде вариантов - напр., записанный в сборнике «Хуайнань-цзы» 139 г. до н.э. или в сборнике «Луньхэн» ок. 80 г. н.э., а также в более поздней книге Ле-цзы. Эти легенды рассказывают, что когда четыре опоры, на которых держится небо, были сломаны (по одной версии, во время битвы богов), чтобы спасти землю от небесного огня и потопа, богиня Нюйва собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе «ао», и поставив их по углам земли, подперла ими небосвод.Таким образом, как замечает Лайонел Джайлз, «китайский Атлант был гигантской морской черепахой».

Согласно Ле-цзы, не только Нюйва ловила черепаху Ао. Верховное божество велело морскому богу Юйцяну послать пятнадцать черепах ао, чтобы посменно поддерживать своими головами и удерживать на месте пять гор, плавающих в океане, на которых жили бессмертные. Но великан из страны Лунбо изловил шестерых из них, и снёс их домой, погадать. В результате две горы - Дайюй (岱輿) и Юаньцзяо (員嶠) - уплыли на север и утонули. Другие же три горы-острова остались на плаву, поддерживаемые оставшимися черепахами. А в наказание за нанесённый великаном ущерб, Бог изрядно уменьшил в размере и саму страну Лунбо, и её обитателей.

Байцзэ или Хакутаку - фантастическое существо в китайском и японском мифологическом пантеоне.

Согласно китайским преданиям, волшебного зверя Байцзэ встретил во время путешествия на морском берегу Небесный владыка (Жёлтый император) Хуан-ди. Внешне Байцзэ был похож на рогатого льва, говорил человеческим языком и был исключительно умён. Он рассказал Хуан-ди о всех 11 520 разновидностях нечистой силы, обитающей в горах, лесах, реках и озёрах Поднебесной империи. Никто, включая Небесного владыку, не обладал такой полнотой знаний о бесах, чудовищах, духах, демонах и других представителях сверхъестественных существ, как чудесный зверь Байцзэ.

По указанию Хуан-ди, со всех 11 520 чудовищ, привидений и духов сделали изображения в Небесной канцелярии.

║▌│█║▌│█║▌│█│║▌║█│▌║█│▌║

Биси - помесь китайского дракона с китайской черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.

Повадки биси традиционно описываются как «биси любят носить тяжести» (赑屃喜负重, bixi xi fu zhong), и поэтому в китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой и/или косматой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются как в Китае, так и в сопредельных государствах: Вьетнаме, Корее, Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае).

В древних китайских традициях черепаха часто являлась символом баснословного долголетия; её форма связывалась со строением мироздания; приписываемая черепахам близость к божественному обусловила их использование для гадания. Все эти факторы могли служить основанием для выбора черепахи как символического существа, по чьему образу и подобию должно строить сооружения, рассчитанные на вечность. Некоторые западные авторы высказывали также мнение, что мотив черепахи-постамента связан с традиционным индийским образом черепахи, держащей на своей спине слона, на котором покоится весь мир.

Другие китайские названия, употребляемые для таких каменных черепах - «гуйфу» (龟趺) и «бася» (霸下). Чаще всего, впрочем, монумент такого типа описывается просто как «стела, несомая черепахой» (龟驮碑, «гуйфу бэй»).

┝┈┈─── ─── ❬✛❭ ─── ───┈┈┥

Лудунь - мифическое животное в китайской мифологии, которое может обнаруживать истину и обладает знанием всех языков мира. Внешне напоминает легендарного зверя цилиня, на лбу имеет один рог. Передвигается с очень большой скоростью, за день лудунь способен пройти 18 тысяч ли (более 9 тысяч километров).

В Летнем дворце китайских императоров стоят две курильницы с эмалевыми изображениями лудуней. Таким образом, правители Цинской империи, в частности Цяньлун, хотели подчеркнуть власть императора различать правду и ложь в своих подданных.

Лудунь являлся официальным китайским символом открытости и беспристрастного соблюдения закона, а в народе считался символом удачи и хорошей погоды.

※━─━────【₪】────━─━※

Яогуай или яоцзин - китайский термин, который обычно означает демона, призрака, чудовище. Яогуаи, в основном, звери-оборотни, злые духи умерших животных, с которым жестоко обошлись при жизни, и которые вернулись для мщения, или падшие небесные существа, которые приобрели магическую силу через практику даосизма. Главной их целью является достижение бессмертия и, таким образом, божественности. В «Путешествии на запад», демоны ищут этого как правило за счёт похищения и пожирания святых людей (в данном случае Сюаньцзана).

Некоторые яогуаи весьма необычного происхождения. В случае Бай гу-цзин- это скелет женщины, ставший демоном. Многие яогуай являются лисами оборотнями, или в соответствии с «Путешествием на Запад», божествами домашних животных. Есть также яогуаи-цари (мо-ваны), которые командуют рядом меньших демонических приспешников.

В китайском фольклоре, ад (Диюй) это место, которое заполнено разнообразной нечистью. Образы большей части этих монстров испытали влияние индийской демонологии - ракшасов, якш и, следовательно, имеют некоторое сходство с японскими они.

Термин «яогуай» был заимствован японцами, в японском языке он звучит как ёкай; родной японский эквивалент, который иногда записывается теми же иероглифами, звучит как «мононокэ».

Известные яогуаи в китайской мифологии:

Бай гу-цзин - женщина-скелет, буквально, «дух белой кости»

Ню Мо-ван - быкоголовый князь демонов.

Пипа Цзин и Цзютоу Чжицзи Цзин- персонажи из романа «Фэншэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»).

Сунь Укун часто использует этот термин, чтобы оскорбить своих демонических противников.

❏ ❐ ❑ ❒ ❏ ❐ ❏ ❐ ❑ ❒ ❏ ❐ ❑ ❒ ❑ ❒

Китайский феникс

Китайский феникс -в китайской мифологии чудо-птица, в противовес китайскому дракону воплощающая женское начало (инь), является символом юга. Её явление людям - великое знамение, которое может свидетельствовать о могуществе императора или предвещать значительное событие.

В составленном при Ханьской династии словаре «Шоувэнь» о фэнхуане сказано, что у этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.

Согласно китайским поверьям, фэнхуан видели перед смертью Жёлтого императора. Последний раз её наблюдали на могиле отца основателя династии Мин в 1368 году.

・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚

Куй - многозначный персонаж в древнекитайской мифологии

В Шань хай цзине» («Книга гор и морей») описывается как одноногий бык пепельно-синего цвета, не имеющий рогов и обладающий способностью беспрепятственно ступать по морской глади, отчего небо моментально заволакивается дождевыми тучами и разыгрывается буря. В комментариях к «Повествованию о царствах» (ок. IV века до н. э.) упоминается, что куй умеет разговаривать, имеет человеческое лицо, обезьянье тело и единственную заднюю ногу. В некоторых древних источниках куй представлен в виде одноногого дракона, барабаноподобного существа, или духа деревьев и камней, обитающего в горах. Впоследствии, в классических текстах, образ куя-чудовища слился с именем Куя, легендарного музыканта, который изобрёл музыку и танцы при мифическом императоре Шуне, а словом куй-ню назвали дикого яка или буйвола.

━━━━━━━━》❈《 ━━━━━━━

Помимо куя (夔), в китайской мифологии присутствуют и другие одноногие существа. В частности, Карр сравнивает куя с чи (螭 - «безрогий дракон, горный демон)» и хуэй(虺 - «змея; питон)».

Два других персонажа по имени Куй в китайском фольклоре - это Куй Син 魁星 «карликовый бог экзаменов» и Чжун Куй(鍾馗 - «победитель привидений и демонов»).

Одноногий куй имеет ещё больше параллелей в сравнительной мифологии, среди персонажей, чьё имя заключало словосочетание «одна нога»:

Эмпуса - чудовищное привидение в греческой мифологии.

Иппон-датара (本踏鞴) - одноногий горный дух в японской мифологии.

Патасола - вампир-гуманоид в колумбийском фольклоре.

Саси - одноногий дух мальчика-негра из бразильского фольклора.

Сцыаподы (Скиаподы) - одноногие люди с огромной ступней в греческой мифологии.

Фоморы- одноглазые, однорукие и одноногие персонажи ирландской мифологии.

▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣

Мифы, религии, исторические предания Китая. Еще с V в. до н.э. в Китае начинает свой путь конфуцианство, в I веке н.э. приходит буддизм, приносит свои представления и мифы. Тогда же в Китае начинает распространяться даосизм. В первые столетия н.э. древняя мифология была окончательно вытеснена назидательно-исторической традицией этих учений и религий. В результате появилось около 500-600 божеств, официальных и народных. Особую группу среди них составляли божества природы, в представлениях о которых отчасти вошли древние мифы. Но чаще всего персонажи первобытных мифов получали новую жизнь добродетельных или плохих царей, сановников, ученых магов.

А сами мифы не были записаны целиком, не получили продолжения в каких-либо циклах сказаний, как у других народов. Мифические мотивы были вытеснены на дальний план традиции и остались больше всего в фольклоре.

Из письменных источников, где сохранились следы мифов, следует назвать «Книгу гор и морей», где есть сведения о мифических горах и существах, и поэму «Вопросы и ответы», которая содержит перечень вопросов, касающихся разных персонажей древних мифов.

Поклонение Небу, Солнцу, Луне, Земле. Главным объектом императорского культа стало Небо. Оно мыслилось как божество, которое карало за проступки и награждало за добрые дела. Глашатаем воли Неба объявлялся народ. В крупных городах строились алтари Неба. Их форма всегда должна была быть круглой, а храмы, находиться в южной части императорского города-усадьбы. Эти храмы обязательно покрывались черепицей цвета небесной лазури. Такого же цвета должны были шить одежду сановникам, участвовавшим в поклонении Небу. К храму вела лестница с девятью ступенями. Формы остальных алтарей должны были быть квадратными, и размещаться в других строго определенных сторонах от дворца.

Солнцу приносили жертвы в день весеннего равноденствия, его храм и алтарь были красными, такого же цвета была одежда участников жертвоприношения, и украшалась она кораллами. Луне поклонялись на алтаре из белых камней, и делали это в одеяниях «лунно-белого» цвета, украшенных бирюзой.

Парадные одежды императоров украшались изображениями солнца и луны. На императорском халате светлый солнечный диск украшал правое плечо, темный лунный диск - левое.

Поклонение Небу и Земле входило издавна и в свадебный ритуал. Молодые в доме жениха начинали праздник у семейного алтаря, где по очереди отвешивали поклоны духам Неба и Земли, Солнцу и Луне. Эта традиция в деревнях существует и до сих пор. Обряд поклонения Небу и Земле, а также предкам жениха считается официальным уведомлением о состоявшемся браке.

Мифологические существа (животные) в поверьях. Китайцы сохранили и даже дополнили мифологические представления о разных фантастических существах и особых свойствах многих реальных животных.

Дракон. Главный «герой» мифологии - дракон. Он и доныне остается олицетворением водной стихии. Считается, что в виде личинки он зимует в замерзших водах. А весной взмывает в небеса, и его дыхание проливается оттуда обильным дождем.

Его доныне представляют и изображают как существо фантастическое: он имеет тело змеи, которое покрыто золотистой чешуей карпа. По поверьям, 117 драконьих чешуй обладают благой силой, а 36 способны причинить вред. Брюхо у дракона лягушечье. Он имеет тигриные с четырьмя или пятью когтями лапы и волосатый хвост. Еще диковинней выглядит голова дракона: у него уши коровы, глаза зайца, усы и длинная борода. В бороде скрыта «волшебная жемчужина» - символ солнечного сияния. Дракон любит драгоценные камни и не любит железо.

Драконы прочно вошли в китайскую символику. Так, два дракона, возносящийся и низвергающийся, которые борются между собой за «огненную жемчужину», олицетворяют императорскую власть. По преданию первые цари мира обладали парой драконов, на которых они могли возноситься на небо. Парадные одежды императоров также украшались вышивками, изображавшими драконов.

Фигурки драконов находят в раскопках, относящихся к древних китайских царствах 1 тысячелетия до н.э.

Единорог. Согласно поверью, именно единорог принес на своей спине и передал основателю цивилизации и культуры Фуси знаки, от которых произошли письмена. Сам единорог имеет тело оленя, конские копыта, хвост быка и большой рог, растущий из лба. Его голос сильный и красивый напоминает колокольный звон. Питается единорог только сухой травой, отличается очень нежным нравом, и его невозможно поймать. Он появляется пред людьми только во времена всеобщего счастья и благоденствия. В последний раз единорога видели незадолго до смерти древнего мудреца VI-V вв. до н.э. Конфуция, и он сетовал, что явление чудесного зверя было напрасным, потому что добрые нравы древности не удастся воскресить.

Птица фэнхуан. Как и единорог, она показывается людям только во времена великого умиротворения. Питается семенами бамбука. Думают, что у нее зоб ласточки, клюв цыпленка, шея змеи и хвост рыбы. Ее оперение очень красиво, в нем пять счастливых цветов - белый, красный, желтый, голубой, черный. Она считалась в средние века эмблемой императрицы.

Черепаха. Как помним, черепаха была важным персонажем древних китайских мифов, связанных с созданием мира. Изображение сплетенных черепах издавна символизировало сотворение мира. Она превратилась в символ долголетия, силы и выносливости. Ее изваяние часто служило основанием для каменных стел-памятников на могилах.

До сих пор бытует уходящее в миф объяснение того, почему у черепахи такой необычный панцырь: мудрая черепаха помогла Фуси догнть убегавшую от него Нюйву, за что та разбила панцирь черепахе. Фуси вновь пришлось собирать его из отдельных кусков.

Рыбы в Китае до сих пор символизируют изобилие и согласие. А птицы - свободу и радость.

Мифологические персонажи в рельефах, росписях, на лубочных рисунках. Больше всего темы и герои мифологических сказаний представлены именно в художественном творчестве китайцев. Их можно обнаружить на древних глиняных и бронзовых сосудах, которые использовались в ритуалах жертвоприношений богам.

В древности по обоим сторонам дороги, которая вела к гробнице знатного человека, могли стоять каменные изваяния мифических животных. В первые века нашей эры фигурами Фуси в паре с Нюйвой стали украшать рельефы могильных сооружений. Они представлены там в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетенными змеиными (драконьими) хвостами, что символизирует супружество.

Фигурки мифических существ устанавливали (и до сих пор это делают) на коньках и карнизах крыш домов. А на юге Китая дома одного клана или фамилии образуют сплошные концентрические круги, напоминающие свернувшегося дракона.

Использовали вещи и украшения с мифологической тематикой и на свадьбах. Скажем, семьи жениха и невесты выдавали друг другу брачные поручительства, которые писались на листках счастливого красного цвета, украшенных изображениями дракона и волшебной птицы. В особых красных коробках высылались подарки. Обычно лицо невесты скрывала вуаль из красного шелка с изображением дракона, чтобы уберечь новобрачную от дурного глаза. Переезжала невеста в дом жениха в особом красном паланкине. Так, в одной из провинций сохранился свадебный паланкин. Его украсили деревянной резьбой с изображением 20 пар волшебных птиц-фениксов, 36 драконов, 54 журавлей (символов долголетия), 250 других мифологических персонажей.

Фигурками мифических персонажей расшивали шелковые одежды. В Китае с древности до наших дней каждую девочку обучают искусству вышивания по шелку.

Мифологические драгоценные камни. Из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера до сих пор отдают предпочтение яшме - воплощению творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В глубокой древности яшму считали столь священной, что ограничивались минимальной обработкой камня, придавая ему круглую (символ Неба) или квадратную (символ Земли) форму. Такие яшмовые диски и пластины использовались в религиозных церемониях. Кусочек яшмы в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Кроме того, одежду покойного скрепляли яшмовыми застежками в виде драконов или рыб.

Яшмовая печать была обязательной принадлежностью китайского императора и его сановников. До сих пор личная печать остается обязательной принадлежностью каждого китайца. Ныне их делают из яшмы для любого человека. Но по-прежнему они украшаются фигурками мифических зверей или божеств.

В свое время только император мог пользоваться предметами из белой яшмы, или «яшмы как бараний жир» - самой красивой и ценной. От средних веков сохранился рассказ о том, как один император приобрел кусок белой яшмы, в котором увидел фигуру дракона, борющегося с двумя псами. Он позвал мастера, а тот заявил, что ему видится образ карпа, плавающего в зеленых водах Небесного дворца. Через некоторое время мастер поднес императору готовое изделие, и оказалось, что опилки, оставшиеся от обработки этого куска, едва покрывают тонким слоем одну монету.

Из яшмы с древности делают фигурки мифических существ, животных - драконов, птиц, черепах, единорогов, пары рыбок. И ныне китайцы хранят любовь к этому камню. А если человека сравнивают с яшмой, значит, видят в нем большого ученого и мудреца.

Современные народные представления о мифологических персонажах. Изустно некоторые мифы бытуют среди населения китайских провинций и ныне. Так, специалисты в экспедиции записали предание о Фуси и Нюйве. Они превратились в мифах в брата и сестру, которые спаслись от потопа, затем вступили в брак, чтобы возродить погибшее человечество. Думают, что Нюйва породила ровно сто бесформенных комочков плоти, от которых пошел человеческий род, именуемый по-китайски «сто фамилий».

Кроме того, считается, что Фуси впервые изобрел музыкальный инструмент сэ, или лютню. У инструмента была квадратная нижняя часть, символизирующая Землю, и округлый верх - символ Неба. Цитра имела пять струн, символизировавших пять мировых стихий, большую голову, символизировавшую правителя, и тонкую шею - народ. Звук больших струн обозначал голос правителя, а малых - глас народа. Прекрасная музыка могла родиться, если большие и малые струны находились в полной гармонии.

Музыкальные приемы до сих пор носят названия, напоминающие о мифологических существах: «дракон парит в небесах», «черепаха выходит из воды».

Наконец, тот же Фуси изобрел кулинарное искусство в Китае. И в названиях некоторых из 5000 блюд можно услышать отголоски мифов. Например, «Борьба дракона с тигром» приготовляется из ядовитых змей трех видов, дикой кошки и множества пряностей.

Мифологические сюжеты в литературе. Древние мифы не нашли большого отражения в китайской литературе. Их темы встречаются лишь в отдельных небольших поэмах эпохи средневековья, а также в «Сказании о начале мира», возникшем в ХУI в., где есть сюжеты о Паньгу и Нюйве.

Самым замечательным примером современного использования подобных сюжетов является сочинение Лу Синя «Старые истории в новом изложении». Автор перелагает в них историю Небесного стрелка И и его жены Чанъэ, повествование об усмирителе потопа Юе и другие.

Итак, мифы в Китае продолжают жить больше всего в народных представлениях, обрядах и традициях. Они показывают вековое уважение китайцев к древним истокам собственной истории и культуры.