Мифы древней греции. Николай кун - легенды и мифы древней греции Мифы и легенды краткое содержание

Николай Кун

Легенды и мифы Древней Греции

Часть первая. Боги и герои

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!

Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т. е. сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась потребность человека в творчестве, в познании окружающего мира и самого себя. Мифы создавались на очень ранней стадии развития греческого общества, в самых разных регионах континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались свои местные циклы мифов. Позднее они слились в единую общегреческую систему, в которой проявились художественный талант и религиозное миросозерцание древних эллинов.

Рождение и смерть, смена времен года, морские приливы и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов - эти и многие другие явления окружающего мира приписывались действию неких фантастических, божественных сил. Эти явления представали зачастую в виде конкретных, зримых образов, персонифицировались, т. е. отождествлялись с живыми существами. Если человек не мог объяснить природное явление, тем более его преодолеть, как, например, засуху или эпидемию, он приписывал его действию каких-то фантастических сил.

Кажется, что сама греческая природа предопределила ту особую многокрасочность, которая пронизывает мифологию: долины и горные хребты, искрящееся голубое море со множеством островов, уютные бухты, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы - ореады, в лесах - дриады, в реках - наяды. Но мифы являли собой не только смелый полет людской фантазии. В них нередко отражены народная мудрость, наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека. Поэтому греческая мифология по праву стала частью общечеловеческой культуры. Вот почему ситуации и герои мифов вошли в нашу повседневную речь в выражениях и словосочетаниях, ставших крылатыми.

Мы употребляем выражение «сизифов труд», имея в виду тяжкую, лишенную смысла работу. Происхождение этого понятия таково. Согласно мифу, Сизиф, царь и основатель Коринфа, а по другой версии, отец Одиссея, славился завидным хитроумием и за свои мошенничества, терпел наказание в преисподней. Он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, после чего все повторялось сначала. Мы говорим о «титанических» усилиях, «гигантских» размерах. В мифах титаны и гиганты - огромные великаны, которые сражались с самими богами.

Мифы тесно связаны с народными культурами и верованиями. Они нередко вбирали в себя народный здравый смысл. Так, у древних эллинов был обычай жертвоприношения богам; при этом пропадало немало хорошего мяса. Тогда титан Прометей нашел способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделал его так, что образовались две неравные кучи: в одной находились кости и требуха, а другой - куски съедобного мяса. Обе кучи Прометей накрыл шкурами и предложил верховному богу Зевсу выбрать одну из них. Зевс польстился на кучу большего размера. Этот случай, воспроизведенный в мифе, закрепил правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. В греческой мифологии действуют разнообразные существа: демоны, сатиры, необузданные и резвые; полулюди и химеры, огнедышащие существа и др. Главные же персонажи мифологии - боги и герои.

В основе греческой религии лежал антропоморфизм - уподобление человеку. Боги имели человеческий облик, были красивы, а главное - бессмертны. Им присущи самые разные человеческие качества, правда проявляющиеся с особой силой, интенсивностью: великодушие, щедрость, ревность, коварство. Боги и герои не только напоминали обычных людей, но и общались с ними, простыми смертными, могли вступать в любовные отношения. Некоторые древние греческие аристократы числили в своих предках богов, гордились своим божественным происхождением.

Греческие боги по значимости делились на несколько категорий. Двенадцать главных, верховных богов обитали на заснежённой, высотой около 3000 метров, горе Олимп. На вершине Олимпа находились дворец Зевса и жилища других богов, которых называли олимпийцами. Само название Олимп близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причем, по преданию, младшие свергли власть старших. В мифологии, таким образом, отразилось соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство.

Главным верховным богом, отцом всех богов и людей, был Зевс. Его считали сыном Крона, бога времени, а потому называли Кронидом. Зевс разъезжал по небу в золотой колеснице, его изображали сидящим на троне с орлом и скипетром в руках и пучком молний как главными атрибутами власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.

Супруга Зевса Гера являлась верховной греческой богиней, царицей богов, которая покровительствовала браку, супружеской любви и родам. Она изображалась величественной женщиной редкой красоты. Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также земных недр и их богатств; На дне моря находился его дворец. Богом смерти был другой брат Зевса - Аид, царивший глубоко под землей. Царство Аида, куда не проникали лучи солнца, выглядело сумрачно-страшным и холодным, а загробная жизнь сущим - несчастьем. Сын Зевса Аполлон - бог гармонии и духовной деятельности, бог искусств. Он получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался покровителем муз, отсюда его прозвище: Аполлон Мусарёт, т. е. предводитель муз.

Музами называли богинь, спутниц Аполлона, покровительниц наук, поэзии и искусств: Клио - истории, Евтерпа - лирической поэзии, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Терпсихора- танцам, Каллиопа - эпической поэзии, Полигимния - гимнов, пантомимы, Урания- астрономии, Эрато - любовной, эротической поэзии.

Сестрой златокудрого Аполлона была Артемида, богиня охоты, плодородия, покровительница животных, а также всего, что живет на земле, растет в лесу и в поле. В скульптурах она изображалась с луком и колчаном за плечами, охотящейся в лесах и полях. Богиня Афина, одна из самых почитаемых в Греции, рождена самим Зевсом, появилась у него из головы. Была богиней мудрости, в ее честь назван главный город Греции и воздвигнут главный храм Парфенон. Афина покровительствовала городам-государствам Греции, одаривала их мудрыми советами, спасала в минуту опасности. Сын Зевса Гермес - бог, покровительствующий путникам, ремеслам, торговле. Бог войны Арес, сын Зевса и Геры, Выступал обычно в обличье тяжеловооруженного воина - гоплита. Это самый нелюбимый из потомков Зевса, которого не терпели из-за его воинственности и кровожадности. Сыном Зевса и Геры являлся и бог огня, а также кузнечного искусства Гефест. Его изображали в фартуке и с кузнечным молотом, среди искр и дыма. Гефест - единственный олимпиец, занимающийся производительным трудом, считался искусным мастером ковки.

Жена Ареса, прекраснейшая Афродита, - богиня любви, внешне олицетворяла эллинский идеал женской красоты. Она пробуждала любовь в сердцах и богов и смертных и поэтому обладала всепобеждающей властью, царила над миром. Одной из величайших богинь считалась сестра Зевса Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия: без ее могучей силы ничего не родилось.

Любимейшим богом был также сын Зевса Дионис, покровитель виноградарства и виноделия. Празднества в честь бога Диониса сыграли большую роль в процессе становления греческого театра. Помимо главных олимпийских богов существовали и многочисленные боги как бы «второго сорта». Среди них Эрот, сын Ареса и Афродиты, шаловливый подросток, крылатый стрелок из лука, бог любви; Гипнос - бог сна; Танатос - бог смерти; Гименей:- бог брака; Асклепий, сын Аполлона и Корониды, - бог врачевания; Эрида - богиня раздоров; Ника - богиня победы и др.

Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности - афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи. (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры - чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.

В числе популярных героев Греции известный по многим мифам Персей, сын Зевса и Данай, также совершил немало подвигов. Подобно Прометею, он запечатлен в произведениях мирового искусства, на полотнах Рубенса, Рембрандта и Тициана. Величайшим героем Греции считался и Тесей, которому приписывали создание древнего государственного строя в Афинах. Героями почитались легендарный певец Орфей; величайший архитектор и зодчий Дедал; богач Тантал, столь возгордившийся, что счел себя равным богам, и за это был жестко наказан; Пигмалион, скульптор, способный даже оживлять свои создания.

Мифология сыграла огромную роль в развитии древнегреческой литературы. Сюжеты и образы мифов использовались во многих произведениях: в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Одновременно культы и традиции, связанные с мифологией, послужили основой для создания некоторых жанров и форм литературы, например лирики, трагедии, комедии, античного театра.

Миф о Пигмалионе

Афродита благосклонна к тем, кто ей верно служит. Она принесла счастье Пигмалиону, великому художнику с острова Кипр. Пигмалион жил уединенно, избегал женщин, не был женат. Но однажды он сделал из белой слоновой кости статую девушки, невыразимо прекрасной. Взирая на свое создание, он восхищался его совершенством и жизненностью. Казалось, что девушка дышит, что она живая. В итоге Пигмалион влюбился в собственное творение. Бессильный совладать со своей страстью, он даже обращался к статуе со словами, но она была нема. Тогда на празднике в честь златой Афродиты он принес ей в жертву телку с позолоченными рогами и обратился с мольбой к богине любви дать ему в жены девушку столь же прекрасную, что и его статуя. После этого пламя жертвенника ярко вспыхнуло. Это был знак того, что богиня услышала его просьбу. Когда Пигмалион вернулся домой, он увидел, что прекрасная статуя - живая. Так богиня любви дала Пигмалиону в жены красавицу девушку. Этот сюжет, оригинально переосмысленный, лежит в основе известной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Миф об Адонисе

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра - прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви.

Миф о троянской войне

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию, Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису с предложением решить этот спор, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить яблоко ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера - обещала власть над всей Азией; Афина - воинскую славу и победы; Афродита - в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятие. В рядах ахейских (греческих) воинов находятся Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего, согласно преданию, более ста тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

Миф об Орфее и Эвридике

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач подруг Эвридики, Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно любимой жены, пришел в отчаяние и горько стенал. Природа глубоко сострадала ему в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида. Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к Эвридике. Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства: и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда. Когда появилась тень Эвридики, Орфей пожелал её обнять, но Гермес велел ему этого не делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное чувство. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридики, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.

Охваченный ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не тронули старого Харона. Семь дней провел на берегу Стикса Орфей, но так и не смягчил суровое сердце Харона, а на восьмой вернулся к себе во Фракию.

Прошло четыре года после смерти Эвридики, но Орфей остался ей верен, не желая брака ни с одной из женщин. Однажды ранней весной он уселся на высоком холме, взял в руки золотую кифару и запел. Вся природа внимала великому певцу. В это время появились одержимые яростью женщины-вакханки, справляющие праздник бога вина и веселья Вакха. Заметив Орфея, они устремились на него с криками: «Вот он, ненавистник женщин». Охваченные неистовством, вакханки окружают певца и осыпают его камнями. Убив Орфея, они разрывают на части его тело, отрывают голову певца и вместе с его кифарой бросают в быстрые воды реки Гебра. Увлеченные течением, струны кифары продолжают звучать, оплакивая певца, а берег им ответствует. Вся природа оплакивает Орфея. Голову певца и его кифару волны выносят в море, где они доплывают до острова Лесбос. С той поры на острове звучат дивные песни. Душа Орфея сходит в царство теней, где великий певец встречает свою, Эвридику. С тех пор их тени неразлучны. Вместе блуждают они по сумрачным полям царства мертвых.

Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве. По его мотивам написаны полотна великих живописцев Тинторетто, Рубенса, Брейгеля; оперы «Орфей» созданы Верди и Глюком, балет «Орфей» - И. Стравинским; Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильяме в драме «Орфей спускается в ад». Многие годы в Польше в Сопоте проходил международный фестиваль певцов «Золотой Орфей».

Мифы Древней Греции о героях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Воспоминания о людях, совершивших гражданские подвиги, будучи полководцами или правителями народа, рассказы об их подвигах заставляют древнегреческий народ смотреть на этих своих предков как на людей, избранных богами и даже родственных богам. В воображении народа такие люди оказываются детьми богов, вступивших в брак со смертными.

Многие знатные греческие семьи возводили свой род к божественным прародителям, которые у древних назывались героями. Древнегреческие герои и их потомки считались посредниками между народом и его богами (первоначально «герой» – умерший, который может помочь или навредить живым).

В долитературный период Древней Греции повествования о подвигах, страданиях, странствованиях героев составляли устную традицию истории народа.

В соответствии со своим божественным происхождением герои мифов Древней Греции обладали силой, мужеством, красотой, мудростью. Но в отличие от богов герои были смертными, за исключением немногих, возвысившихся до уровня божеств (Геракл, Кастор, Полидевк и др.).

В древнейшие времена Греции считалось, что загробная жизнь героев ничем не отличается от загробной жизни простых смертных. Только немногие любимцы богов переселяются на острова блаженных. Позже греческие мифы стали говорить, что все герои наслаждаются благами «золотого века» под покровительством Кроноса и что дух их незримо присутствует на земле, защищая людей, отвращая от них бедствия. Эти представления вызвали к жизни культ героев. Появились жертвенники и даже храмы героев; объектом культа стали их гробницы.

Среди героев мифов Древней Греции встречаются имена богов крито-микенской эпохи, вытесненных олимпийской религией (Агамемнон, Елена и др.).

Легенды и мифы Древней Греции. Мультфильм

Историю героев, т. е. мифическую историю Древней Греции, можно начинать со времени создания людей. Родоначальником их явился сын Япета, титан Прометей , сделавший людей из глины. Эти первые люди были грубы и дики, у них не было огня, без которого невозможны ремесла, нельзя приготовить пищу. Бог Зевс не хотел дать людям огонь, так как предвидел, к какой заносчивости и нечестию приведет их просвещение и господство над природой. Прометей же, любя свои создания, не хотел оставить их в полной зависимости от богов. Похитив искру от молнии Зевса, Прометей, согласно мифам Древней Греции, передал огонь людям и за это был прикован по приказу Зевса к Кавказской скале, на которой пробыл несколько веков, причем ежедневно орел выклевывал его печень, выраставшую ночью заново. Герой Геракл , с согласия Зевса, убил орла и освободил Прометея. Хотя греки чтили Прометея как создателя людей и их помощника, Гесиод , первым донесший до нас миф о Прометее, оправдывает действия Зевса, потому что он уверен в постепенной нравственной деградации людей.

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

Излагая мифическую традицию Древней Греции, Гесиод рассказывает, что со временем люди становились все заносчивее, все меньше и меньше почитали богов. Тогда Зевс решил послать им испытания, которые заставили бы их вспомнить о богах. По повелению Зевса бог Гефест создал из глины женскую статую необычайной красоты и оживил ее. Каждый из богов дал этой женщине какой-нибудь дар, увеличивающий ее привлекательность. Афродита наделила ее обаянием, Афина – мастерством рукоделия, Гермес – лукавством и вкрадчивой речью. Пандорой («всеми одаренной») назвали боги женщину и отправили ее на землю к Эпиметею, брату Прометея. Как ни предостерегал Прометей брата, Эпиметей, прельстившись красотой Пандоры, женился на ней. Пандора принесла в дом Эпиметея в качестве приданого большой закрытый сосуд, подаренный ей богами, но ей запрещено было в него заглядывать. Однажды, терзаемая любопытством, Пандора открыла сосуд, и оттуда вылетели все болезни и бедствия, которые терпит человечество. Испуганная Пандора захлопнула крышку сосуда: в нем осталась только надежда, которая могла бы служить людям утешением в бедствиях.

Девкалион и Пирра

Шло время, человечество училось преодолевать враждебные силы природы, но вместе с тем оно, по греческим мифам, все больше отворачивалось от богов, становилось все более самонадеянным и нечестивым. Тогда Зевс послал на землю потоп, после которого остались в живых лишь сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, дочь Эпиметея.

Мифическим родоначальником греческих племен стал сын Девкалиона и Пирры, герой Эллин, которого иногда называют сыном Зевса (по его имени древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой). Его сыновья Эол и Дор сделались прародителями греческих племен – эолийцев (населявших остров Лесбос и примыкающее к нему побережье Малой Азии) и дорийцев (острова Крит, Родос и юго-восточная часть Пелопоннеса). Внуки Эллина (от третьего сына, Ксуфа) Ион и Ахей стали прародителями ионян и ахейцев, населявших восточную часть материковой Греции, Аттику, центральную часть Пелопоннеса, юго-западную часть побережья Малой Азии и часть островов Эгейского моря.

Кроме общегреческих мифов о героях существовали местные, складывавшиеся в таких областях и городах Греции, как Арголида, Коринф, Беотия, Крит, Элида, Аттика и др.

Мифы о героях Арголиды – Ио и Данаиды

Родоначальником мифических героев Арголиды (страны, расположенной на полуострове Пелопоннес) являлся речной бог Инах, отец Ио, возлюбленной Зевса, о которой говорилось выше, в рассказе о Гермесе. После того как Гермес освободил ее от Аргуса, Ио скиталась по всей Греции, спасаясь от насланного богиней Герой овода, и только в Египте (в эпоху эллинизма Ио отождествлялась с египетской богиней Исидой) вновь обрела человеческий облик и родила сына Эпафа, к потомству которого принадлежат братья Египт и Данай, владевшие африканскими землями Египтом и находящейся к западу от Египта Ливией.

Но Данай покинул свои владения и вернулся в Арголиду со своими 50 дочерьми, которых он хотел избавить от брачных притязаний 50 сыновей своего брата Египта. Данай стал царем Арголиды. Когда же сыновья Египта, прибыв в его страну, силой заставили его отдать им в жены Данаид , Данай вручил своим дочерям по ножу, приказав им в первую брачную ночь убить своих мужей, что они и сделали. Ослушалась отца только одна из Данаид, Гипермнестра, полюбившая своего мужа Линкея. Все Данаиды вторично вышли замуж, и от этих браков явились поколения многих героических родов.

Герои Древней Греции – Персей

Что касается Линкея и Гипермнестры, то произошедшее от них потомство героев было особенно знаменито в мифах Древней Греции. Их внуку, Акрисию, было предсказано, что его дочь Даная родит сына, который погубит своего деда, Акрисия. Поэтому отец запер Данаю в подземном гроте, но Зевс, полюбивший ее, проник в подземелье в виде золотого дождя, и Даная родила сына, героя Персея .

Узнав о рождении внука, Акрисий, согласно мифу, повелел посадить Данаю с Персеем в деревянный ящик и бросить его в море. Однако Данае с сыном удалось спастись. Волны пригнали ящик к острову Серифу. В то время на берегу ловил рыбу рыбак Диктис. Ящик запутался в его сетях. Диктис вытащил его на берег, открыл его и отвел женщину и мальчика к своему брату, царю Серифа, Полидекту. Персей вырос при дворе царя, стал сильным и стройным юношей. Этот герой древнегреческих мифов прославился многими подвигами: обезглавил Медузу, одну из Горгон , обращавших всех, смотревших на них, в камень. Персей освободил прикованную к утесу на растерзание морскому чудовищу Андромеду , дочь Кефея и Кассиопеи, и сделал ее своей супругой.

Персей спасает Андромеду от морского чудовища. Древнегреческая амфора

Сломленный бедствиями, постигшими его семью, герой Кадм вместе с Гармонией покинул Фивы и переселился в Иллирию. В глубокой старости оба они были превращены в драконов, но после смерти Зевс поселил их в Елисейских полях .

Зет и Амфион

Близнецы-герои Зет и Амфион были, по мифам Древней Греции, рождены Антиопой , дочерью одного из последующих фиванских царей, возлюбленной Зевса. Они были воспитаны пастухами и ничего не знали о своем происхождении. Антиопа же, спасаясь от гнева отца, бежала в Сикион. Лишь после смерти отца Антиопа, наконец, вернулась на родину к своему брату Лику, ставшему фиванским царем. Но ревнивая жена Лика Дирка обратила ее в свою рабыню и так жестоко обращалась с ней, что Антиопа снова бежала из дома, на гору Киферон, где жили ее сыновья. Зет и Амфион приютили ее, не зная, что Антиопа их мать. Она тоже не узнала своих сыновей.

На празднике Диониса Антиопа и Дирка снова встретились, и Дирка решила предать Антиопу ужасной казни как свою беглую рабыню. Она приказала Зету и Амфиону привязать Антиопу к рогам дикого быка, чтобы он растерзал ее. Но, узнав от старого пастуха, что Аитиопа их мать, и услышав о перенесенных ею издевательствах со стороны царицы, близнецы-герои сделали с Диркой то, что она хотела сделать с Антиопой. После смерти Дирка превратилась в источник, названный ее именем.

Лай, сын Лабдака (внука Кадма), женившись на Иокасте, получил, согласно древнегреческим мифам, страшное пророчество: его сыну предназначено было убить своего отца и жениться на матери. Стремясь избавить себя от столь ужасной судьбы, Лай приказал рабу отнести родившегося мальчика на лесистый склон Киферона и оставить там на съедение диким зверям. Но раб пожалел младенца и отдал его коринфскому пастуху, который отнес его бездетному царю Коринфа Полибу, где мальчик, названный Эдипом, вырос, считая себя сыном Полиба и Меропы. Став юношей, он узнал от оракула о предназначенной ему страшной судьбе и, не желая совершить двойное преступление, покинул Коринф и отправился в Фивы. По дороге герой Эдип повстречался с Лаем, но не узнал в нем своего отца. Поссорившись с его приближенными, он всех перебил. В числе убитых был и Лай. Таким образом, первая часть пророчества сбылась.

Подойдя к Фивам, продолжает миф об Эдипе, герой повстречался с чудовищем Сфинксом (полуженщинои-полульвом), которое всем, проходящим мимо него, задавало загадку. Человек, не сумевший разгадать загадку Сфинкса, тут же погибал. Эдип разгадал загадку, и Сфинкс сам бросился в пропасть. Фиванские граждане, благодарные Эдипу за избавление от Сфинкса, женили его на вдовой царице Иокасте, и, таким образом, свершилась вторая часть оракула: Эдип сделался царем Фив и мужем своей матери.

О том, как Эдип узнал о случившемся и что за этим последовало, рассказывается в трагедии Софокла «Царь Эдип» .

Мифы о героях Крита

На Крите от союза Зевса с Европой родился герой Минос, прославившийся мудрым законодательством и правосудием, за что после смерти он стал наряду с Эаком и Радамантом (своим братом) одним из судей в царстве Аида.

Царь-герой Минос был, по мифам Древней Греции, женат на Пасифае, которая наряду с другими детьми (в том числе Федрой и Ариадной) родила, влюбившись в быка, страшное чудовище Минотавра (миносова быка), пожиравшего людей. Чтобы отделить Минотавра от людей, Минос заказал афинскому зодчему Дедалу построить Лабиринт – здание, в котором были бы такие запутанные ходы, что ни Минотавр, ни кто-либо другой, попавший в него, не мог бы оттуда выйти. Лабиринт был построен, и Минотавра поместили в это здание вместе с зодчим – героем Дедалом и его сыном Икаром . Дедал был наказан за то, что помог убийце Минотавра, Тесею бежать с Крита. Но Дедал сделал себе и сыну крылья из перьев, скрепленных воском, и оба улетели из Лабиринта. По дороге в Сицилию Икар погиб: несмотря на предостережения отца, он подлетел слишком близко к солнцу. Воск, которым были скреплены крылья Икара, растаял, и мальчик упал в море.

Миф о Пелопсе

В мифах древнегреческой области Элиды (на полуострове Пелопоннес) почитался герой , сын Тантала. Тантал навлек на себя кару богов страшным злодеянием. Он задумал испытать всеведение богов и приготовил им ужасную трапезу. Согласно мифам, Тантал убил своего сына Пелопса и его мясо под видом изысканного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, и никто не коснулся ужасного блюда. Боги оживили мальчика. Он предстал перед богами еще прекраснее, чем был раньше. А Тантала боги низвергли в царство Аида , где он терпит страшые муки. Когда герой Пелопс стал царем Элиды, южную Грецию назвали в его честь Пелопоннесом. По мифам Древней Греции, Пелопс женился на Гипподамии, дочери местного царя Эномая, победив ее отца в состязании на колеснице с помощью Миртила, возницы Эномая, не закрепившего чеку на колеснице своего господина. Во время состязания колесница сломалась, и Эномай погиб. Чтобы не отдать Миртилу обещанной половины царства, Пелопс сбросил его со скалы в море.

Пелопс увозит Гипподамию

Атрей и Атриды

Перед смертью Миртил проклял дом Пелопса. Это проклятие принесло много бед роду Тантала, и в первую очередь сыновьям Пелопса, Атрею и Фиесту . Атрей сделался родоначальником новой династии царей в Аргосе и Микенах. Сыновья его Агамемнон и Менелай («Атриды», т. е. дети Атрея) стали героями Троянской войны. Фиест был изгнан братом из Микен за то, что тот обольстил его жену. Чтобы отомстить Атрею, Фиест хитростью заставил его убить собственного сына Плейсфена. Но Атрей превзошел Фиеста в злодействе. Притворившись, что не помнит зла, Атрей пригласил к себе брата вместе с тремя сыновьями, убил мальчиков и их мясом угостил Фиеста. После того как Фиест насытился, Атрей показал ему головы детей. Фиест в ужасе бежал из дома брата; впоследствии сын Фиеста Эгисф во время жертвоприношения, мстя за братьев, убил своего дядю.

После смерти Атрея аргосским царем стал его сын Агамемнон. Менелай же, вступив в брак с Еленой, получил во владение Спарту.

Мифы о подвигах Геракла

Геракл (в Риме – Геркулес) – в мифах Древней Греции один из любимейших героев.

Родителями героя Геракла были Зевс и Алкмена, супруга царя Амфитриона. Амфитрион же – внук Персея и сын Алкея, поэтому Геракла называют Алкидом.

По древнегреческим мифам, Зевс, предвидя рождение Геракла , поклялся, что тот, кто родится в назначенный им день, будет владеть окрестными народами. Узнав об этом и о связи Зевса с Алкменой, жена Зевса Гера задержала роды Алкмены и ускорила рождение Еврисфея, сына Сфенела. Тогда Зевс решил дать своему сыну бессмертие. По его повелению Гермес принес Гере младенца Геракла, не сказав ей, кто это. Восхищенная красотой ребенка, Гера поднесла его к груди, но, узнав, кого она кормит, богиня оторвала его от груди и отбросила в сторону. Брызнувшее из ее груди молоко образовало на небе Млечный Путь, а будущий герой обрел бессмертие: нескольких капель божественного напитка было для этого достаточно.

Мифы Древней Греции о героях повествуют, что Гера преследовала Геракла всю жизнь, начиная с младенческого возраста. Когда он с братом Ификлом, сыном Амфитриона, лежал в колыбели, Гера наслала на него двух змей: Ификл заплакал, а Геракл с улыбкой схватил их за шеи и сдавил с такой силой, что задушил.

Амфитрион, зная, что он воспитывает сына Зевса, пригласил к Гераклу наставников, чтобы они учили его воинскому делу и благородным искусствам. Горячность, с которой герой Геракл отдавался занятиям, привела к тому, что он убил своего учителя ударом кифары. Из боязни, как бы Геракл не сделал еще чего-то подобного, Амфитрион отослал его на Киферон пасти стада. Там Геракл убил киферонского льва, уничтожавшего стада царя Теспия. Шкуру льва главный герой древнегреческих мифов носил с тех пор в качестве одежды, а головой его пользовался как шлемом.

Узнав от оракула Аполлона, что ему суждено двенадцать лет служить Еврисфею, Геракл пришел в Тиринф, которым правил Еврисфей, и, следуя его приказам, совершил 12 подвигов.

Еще до службы у Омфалы Геракл в другой раз женился на Деянире , дочери калидонского царя. Однажды, отправившисьПерсей спасает Андромеду в поход на своего врага Еврита, он взял в плен дочь Еврита Иолу и с ней возвращался домой, в Трахин, где оставалась Деянира с детьми. Узнав о взятой им в плен Иоле, Деянира решила, что Геракл изменил ей и послала ему плащ, пропитанный, как она думала, приворотным зельем. В действительности это был яд, подаренный Деянире под видом любовного зелья кентавром Нессом, которого когда-то убил Геракл. Надев отравленную одежду, Геракл почувствовал невыносимую боль. Поняв, что это смерть, Геракл приказал перенести себя на гору Эту и соорудить костер. Свои стрелы, разящие насмерть, он передал своему другу Филоктету, а сам взошел на костер и, охваченный огнем, вознесся на небо. Деянира же, узнав о своей ошибке и о смерти мужа, покончила с собой. Этот древнегреческий миф положен в основу трагедии Софокла «Трахинянки» .

После смерти, когда Гера примирилась с ним, Геракл в древнегреческих мифах приобщился к сонму богов, став супругом вечно юной Гебы.

Главный герой мифов, Геракл почитался в Древней Греции повсеместно, но более всего в Аргосе и в Фивах.

Тесей и Афины

По древнегреческому мифу, Ясон и Медея за это преступление были изгнаны из Иолка и десять лет прожили в Коринфе. Но, когда царь Коринфа изъявил согласие выдать за Ясона свою дочь Главку (по другой версии мифа Креусу), Ясон покинул Медею и вступил в новый брак.

После событий, о которых рассказано в трагедиях Еврипида и Сенеки, Медея прожила некоторое время в Афинах, затем она возвратилась на родину, где вернула власть своему отцу, убив его брата, узурпатора Перса. Ясон же однажды проходил через Истм мимо того места, где стоял корабль «Арго», посвященный богу моря Посейдону . Усталый, прилег он в тени «Арго» под его кормой отдохнуть и заснул. Когда Ясон спал, обрушилась корма пришедшего в ветхость «Арго» и похоронила под своими обломками героя Ясона.

Поход Семерых против Фив

К концу героического периода мифы Древней Греции приурочивают два величайших цикла мифов: фиванский и троянский. В основе обоих преданий лежат исторические факты, расцвеченные мифическим вымыслом.

Первые удивительные события в доме фиванских царей были уже изложены – это мифическая история и его дочерей и трагическая история царя Эдипа . После добровольного изгнания Эдипа сыновья его Этеокл и Полиник остались в Фивах, где до наступления их совершеннолетия правил Креонт, брат Иокасты. Став взрослыми, братья решили царствовать поочередно, по одному году. Первым на престол вступил Этеокл, но по истечении срока он не передал власти Полинику.

Согласно мифам, оскорбленный герой Полиник, ставший к тому времени зятем сикионского царя Адраста, собрал большое войско с тем, чтобы идти войной на брата. Сам Адраст согласился принять участие в походе. Вместе с Тидеем, наследником аргосского престола, Полиник объехал всю Грецию, приглашая в свое войско героев, желающих участвовать в походе против Фив. На его зов отозвались кроме Адраста и Тидея Капаней, Гиппомедонт, Парфенопей и Амфиарай. Всего, включая Полиника, войско возглавили семь полководцев (по другому мифу о Походе семерых против Фив в это число вместо Адраста вошел Этеокл, сын Ифиса из Аргоса). В то время как войско готовилось к походу, слепой Эдип, сопровождаемый своей дочерью Антигоной , странствовал по Греции. Когда он был в Аттике, оракул возвестил ему близкий конец страданий. Полиник тоже обратился к оракулу с вопросом об исходе борьбы с братом; оракул ответил, что победит тот, на чьей стороне будет Эдип и к кому он явится в Фивы. Тогда Полиник сам разыскал отца и попросил его вместе с его войсками отправиться в Фивы. Но Эдип проклял братоубийственную войну, задуманную Полиником, и отказался идти в Фивы. Этеокл, узнав о предсказании оракула, послал к Эдипу дядю своего Креонта с поручением любой ценой привести отца в Фивы. Но афинский царь Тесей вступился за Эдипа, прогнав посольство из своего города. Эдип проклял обоих сыновей и предрек им гибель в междоусобной войне. Сам он удалился в рощу Эвменид близ Колона, недалеко от Афин, и там умер . Антигона же вернулась в Фивы.

Между тем, продолжает древнегреческий миф, войско семерых героев подошло к Фивам. К Этеоклу был отправлен Тидей, сделавший попытку мирным путем погасить конфликт между братьями. Не вняв голосу разума, Этеокл заключил Тидея в темницу. Однако герой перебил свою стражу из 50 человек (только один из них спасся) и вернулся к своему войску. Семь героев расположились, каждый со своими воинами, у семи фиванских ворот. Начались сражения. Нападающим вначале сопутствовала удача; доблестный аргивянин Капаней уже взобрался на городскую стену, но в этот момент его поразила молния Зевса.

Эпизод штурма Фив Семерыми: Капаней влезает по лестнице на городские стены. Античная амфора, ок. 340 до Р. Х.

Осаждавших героев охватило смятение. Фиванцы, ободренные знамением, бросились в атаку. Согласно мифам Древней Греции, Этеокл вступил в поединок с Полиником, но, хотя оба они были смертельно ранены и погибли, фиванцы не потеряли присутствия духа и продолжали наступать, пока не рассеяли войска семи полководцев, из которых в живых остался только Адраст. Власть в Фивах перешла к Креонту, который считал Полиника изменником и запретил предавать его тело погребению.

Лег в основу гомеровских поэм. В Илионе, или Трое, главном городе Троады, расположенной у Геллеспонта, царствовали Приам и Гекуба . Перед рождением младшего сына Париса они получили пророчество, что этот их сын погубит родной город. Чтобы избежать беды, Париса унесли из дома и бросили на склоне горы Иды на съедение диким зверям. Пастухи нашли и воспитали его. Герой Парис вырос на Иде и сам стал пастухом. Уже в молодости он проявил такое мужество, что его назвали Александром – защитником мужей.

В это самое время Зевсу стало известно, что ему нельзя вступать в любовный союз с морской богиней Фетидой, так как от этого союза может родиться сын, который могуществом превзойдет своего отца. На совете богов было принято решение выдать Фетиду замуж за смертного. Выбор богов пал на царя фессалийского города Фтии Пелея, известного своим благочестием.

По мифам Древней Греции, на свадьбу Пелея и Фетиды собрались все боги, кроме богини раздора Эриды, которую забыли пригласить. Эрида отомстила за пренебрежение тем, что во время пира подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», из-за которого немедленно разгорелся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой . Чтобы разрешить этот спор, Зевс послал богинь на Иду к Парису. Каждая из них тайно пыталась склонить его на свою сторону: Гера обещала ему власть и могущество, Афина – военную славу, а Афродита – обладание прекраснейшей из женщин. Парис присудил «яблоко раздора» Афродите, за что Гера и Афина навсегда возненавидели и его самого, и его родной город Трою .

Вскоре после этого Парис пришел в Трою за ягнятами, взятыми из его стада старшими сыновьями Приама Гектором и Геленом. Париса узнала его сестра, пророчица Кассандра . Приам и Гекуба были рады встрече с сыном, забыли роковое предсказание, и Парис стал жить в царском доме.

Афродита, выполняя свое обещание, повелела Парису снарядить корабль и отправиться в Грецию к царю греческой Спарты, герою Менелаю.

Согласно мифам, Менелай был женат на Елене, дочери Зевса и Леды , жены спартанского царя Тиндарея. Зевс явился к Леде в облике лебедя, и она родила ему Елену и Полидевка, одновременно с которыми у нее родились дети от Тиндарея Клитемнестра и Кастор (по позднейшим мифам Елена и Диоскуры – Кастор и Полидевк вылупились из яиц, снесенных Ледой). Елена отличалась столь необыкновенной красотой, что самые славные герои Древней Греции сватались к ней. Тиндарей отдал предпочтение Менелаю, заранее взяв с остальных клятву не только не мстить его избраннику, но и оказать помощь, если будущих супругов постигнет какая-нибудь беда.

Менелай встретил троянца Париса радушно, но Парис, охваченный страстью к его жене Елене, употребил во зло доверие гостеприимного хозяина: обольстив Елену и похитив часть сокровищ Менелая, он тайно, ночью сел на корабль и отплыл в Трою вместе с похищенной Еленой , увозя и богатства царя.

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

Вся Древняя Греция была оскорблена поступком троянского царевича. Выполняя данную Тиндарею клятву, все герои – бывшие женихи Елены – собрались со своими войсками в гавани Авлиде , портовом городе, откуда под командованием аргосского царя Агамемнона, брата Менелая, отправились в поход против Трои – Троянскую войну.

По рассказу древнегреческих мифов, греки (в «Илиаде» они называются ахейцами, данайцами или аргивянами) девять лет осаждали Трою , и лишь на десятый год им удалось овладеть городом, благодаря хитроумию одного из доблестнейших греческих героев Одиссея , царя Итаки. По совету Одиссея греки соорудили огромного деревянного коня , спрятали в нем своих воинов и, оставив его у стен Трои, сделали вид, что снимают осаду и отплывают на родину. Родственник Одиссея Синон под видом перебежчика явился в город и сказал троянцам, что греки потеряли надежду на победу в Троянской войне и прекращают борьбу, а деревянный конь – это дар богине Афине, разгневанной на Одиссея и Диомеда за похищение из Трои «Палладиума» – некогда упавшей с неба статуи Афины-Паллады, святыни, защищавшей город. Синон советовал ввести в Трою коня как надежнейшую охрану богов.

В повествовании греческих мифов, Лаокоон , жрец Аполлона, предостерегал троянцев от принятия сомнительного дара. Афина, стоявшая на стороне греков, наслала на Лаокоона двух огромных змей. Змеи бросились на Лаокоона и двух его сыновей и задушили всех троих.

В смерти Лаокоона и его сыновей троянцы усмотрели проявление недовольства богов словами Лаокоона и ввели коня в город, для чего понадобилось разобрать часть троянской стены. Весь остаток дня троянцы пировали и веселились, празднуя прекращение десятилетней осады города. Когда же город погрузился в сон, греческие герои вышли из деревянного коня; к этому времени греческое войско по сигнальному огню Синона сошло с кораблей на берег и ворвалось в город. Началось невиданное кровопролитие. Греки подожгли Трою , напали на спящих, перебили мужчин, а женщин обратили в рабство.

В эту ночь, согласно мифам Древней Греции, погиб старец Приам, убитый рукой Неоптолема , сына Ахилла. Был сброшен греками с троянской стены маленький Астианакс, сын Гектора, предводителя троянского войска: греки боялись, что он будет мстить им за своих родных, когда станет взрослым. Парис был ранен отравленной стрелой Филоктета и умер от этой раны. Храбрейший из греческих воинов Ахилл погиб еще до взятия Трои от руки Париса. Только Эней , сын Афродиты и Анхиса, спасся на горе Иде, унеся на плечах и престарелого отца. С Энеем ушел из города и сын его Асканий. После окончания похода Менелай возвратился с Еленой в Спарту, Агамемнон – в Аргос, где он погиб от руки своей жены , изменившей ему с его двоюродным братом Эгисфом. Неоптолем вернулся во Фтию, увозя в качестве пленницы вдову Гектора Андромаху .

Так закончилась Троянская война. После неё герои Греции испытали невиданные труды по пути в Элладу. Дольше всех не мог вернуться на родину Одиссей. Ему пришлось пережить множество приключений, и его возвращение затянулось на десять лет, так как его преследовал гнев Посейдона, отца циклопа Полифема, ослепленного Одиссеем. Повесть о странствиях этого многострадального героя составляет содержание гомеровской «Одиссеи» .

Спасшийся из Трои Эней тоже претерпел много бедствий и приключений в своих морских странствиях, пока не достиг берегов Италии. Его потомки стали потом основателями Рима. История Энея легла в основу сюжета героической поэмы Вергилия "Энеида "

Мы кратко охарактеризовали здесь только главные фигуры мифов Древней Греции о героях и кратко изложили наиболее популярные легенды.

Мифы и религия древней Греции кратко

Читайте так же еще статьи по разделу:

- Природа и население древней Греции

Мифы Древней Греции кратко

В своих сказаниях — мифах — греки пытались объяснить происхождение всего, что окружало человека: явления природы , отношения между людьми. В мифах вымысел теснейшим образом переплетался с действительностью. Мифы — творчество народа той эпохи, когда не существовало письменности и художественной литературы. Изучая мифы, мы проникаем в отдаленнейшие времена человеческой истории, знакомимся с представлениями и верованиями древних людей.
Мифы легли в основу произведений греческих поэтов, художников, скульпторов. Они пленяют своей поэтичностью, непосредственностью, богатой фантазией и являются достоянием всего человечества.
Многие греческие мифы повествуют о подвигах героев, отличавшихся необыкновенной силой, отвагой, мужеством.
Одним из любимейших народом героев был Геракл. Греки рассказывали о двенадцати совершенных им подвигах. Геракл боролся с хищниками, нападавшими на людей, сражался с великанами, выполнял самые тяжелые работы, совершал странствия В неведомые страны. Геракл отличался не только огромной силой, мужеством, но и умом, позволявшим ему побеждать более сильных противников.
Уже в то время были люди, понимавшие, что победам над природой человек обязан не богам, а самому себе. Так появился миф о титане Прометее. В этом мифе главный греческий бог Зевс
изображается жестоким и властным царем, стремящимся сохранить свое господство и поэтому заинтересованным в том, чтобы люди всегда находились в темноте и невежестве.
Освободителем и другом человечества выступает Прометей. Он похитил у богов огонь и принес, его людям. Прометей научил людей ремеслам и земледелию. Люди стали меньше зависеть от природы. Жестокий бог покарал Прометея, повелев приковать его цепями к скале на Кавказе. Каждый день орел прилетал к Прометею и выклевывал у него печень, а ночью она снова вырастала. Несмотря на муки, мужественный Прометей не смирился перед богом.
В мифе о Прометее греки прославили стремление человечества к свободе и знанию, стойкость и мужество героев, которые страдают и борются за народ.

Религия Древней Греции кратко

Многие непонятные явления греки объясняли вмешательством богов. Они представляли их себе подобными людям, но сильными и бессмертными, живущими на вершине высокой горы Олимп (в Северной Греции). Оттуда боги, как думали греки, правят миром.

«Владыкой богов и людей» считался Зевс. В горах молния часто убивала пастухов и скот. Не понимая причин молнии, греки приписывали ее гневу Зевса, поражающего своими огненными стрелами. Зевса называли Громовержцем и Тучегонителем.
Грозное море, перед которым часто были бессильны моряки, греки отдали во власть брата Зевса — Посейдона. Другому брату Зевса — Айду предоставлено было царство мертвых. Вход

в это мрачное царство охранял страшный трехглавый пес Кёрбер
Любимой дочерью Зевса считалась Афина. Она вступила в соперничество с Посейдоном за обладание Аттикой. Победа должна была принадлежать тому, кто даст людям более ценный подарок. Афина дала жителям Аттики оливковое дерево и победила.
Богом огня и кузнечного ремесла считался хромоногий Гефест, Аполлон — богом солнца, света, поэзии и музыки.
Кроме этих главных олимпийских богов, в каждой области Греции имелись свои Каждый ручеек, каждое явление природы обожествлялись греками. Божественными считались и ветры, приносящие зной и холод.
Греческая религия, как и другие религии, внушала человеку, что он во всем зависит от богов, милости которых можно добиться при помощи богатых подарков и жертвоприношений. В храмах, у жертвенников закалывали скот; сюда верующие приносили хлеб, вино, овощи, фрукты. Жрецы распространяли слухи о якобы чудесных исцелениях больных по воле богов, и люди жертвовали храму изображения больных частей тела, отлитые из драгоценных металлов.

В некоторых греческих храмах жрецы будто бы узнавали волю богов и предсказывали будущее по разным приметам. Места, где давались предсказания, и самих предсказателей называли оракулами. Особенно славился оракул Аполлона в Цель- фах (Средняя Греция). Здесь в пещере имелась расщелина, из которой выходили ядовитые газы. Жрица с завязанными глазами садилась у расщелины. От действия газов у нее помрачалось сознание. Она выкрикивала бессвязные слова, а жрецы выдавали их за прорицания Аполлона и толковали сообразно своим интересам. За предсказания дельфийские жрецы получали богатые подарки. Они наживались на суевериях людей.
Религия — искаженное отражение действительности . В религии отражается жизнь
людей. Когда греки начали обрабатывать металл, они сложили миф о боге-кузнеце Гефесте. Отношения между богами на Олимпе греки представляли себе такими же, как отношения между людьми. Зевс деспотически управлял богами. Когда однажды провинилась жена Зевса Гёра, он приказал ее подвесить за руки к небу и подвязать к ногам тяжелые наковальни. В этом мифе отразилось бесправное положение женщины, целиком зависящей от главы семьи. Верующие наделили Зевса чертами жестокого, властного, несправедливого басилея.
Образ бога-кузнеца Гефеста символизирует переход греков к обработке металлов, но мифы приписали богу такие чудесные изделия, которые не могли создать кузнецы: невидимые сети, самодвижущиеся повозки и пр.
Мифы древних греков , их религия передают действительность искаженно.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея»

У греков сохранились сказания о войне Микен с Троей. Эти сказания легли в основу больших поэм «Илиада» и «Одиссея». Автором их называют древнего поэта Гомера. Никто не знает, где и когда он родился. Стихи из поэм Гомера сначала передавались из уст в уста, а затем были записаны. Они рисуют жизнь Греции в XI—IX вв. до н. э. Это время называется гомеровским.
«Илиада» — это рассказ о десятом годе войны греков с Троей или Илионом, как ее иначе называли греки.
Верховным предводителем греческого войска был микенский царь Агамемнон. С обеих сторон в войне участвовали могучие и славные герои: Ахилл — у греков, Гектор—у троянцев.

В первые годы войны греки побеждали. Но однажды Агамемнон поссорился с Ахиллом. Греческий герой отказался сражаться, и троянцы стали теснить греков. Друг Ахилла, Патрбкл, зная, что враги боятся одного вида Ахилла, надел Ахилловы доспехи и повел греков за собой. Троянцы, приняв Патрокла за его друга, обратились в бегство. Но у ворот Трои против Патрокла выступил Гектор. Он убил Патрокла и забрал доспехи Ахилла.
Узнав о смерти друга, греческий герой решил отомстить троянцам. В новых доспехах, выкованных для него богом кузнечного ремесла, на боевой колеснице он ринулся в бой. Троянцы скрылись за стенами города . Только один Гектор не отступил. Отчаянно сражался он с Ахиллом, но пал в бою.

Греческий герой привязал тело побежденного к колеснице и
поволок в лагерь греков.
Другие мифы рассказывают о смерти Ахилла и об окончании Троянской войны. Ахилла убил брат Гектора. Он попал стрелой в единственно уязвимое место героя — пяту. Отсюда пошло выражение «ахиллесова пята», т. е. уязвимое место.
Трою греки взяли хитростью. Один из греческих вождей Одиссей предложил построить огромного деревянного коня и посадить в него воинов Троянцы, приняв удивительного коня за дар богов, втащили его в город. Ночью, выбравшись из коня, греки перебили стражу и открыли ворота Трои.
После падения Трои Одиссей отправился к берегам родного острова Итаки. «Одиссея» — рассказ о странствиях Одиссея, о его возвращении на горячо любимую родину.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — замечательный памятник художественной литературы; народ полюбил и сохранил эти поэмы. В них воспеты мужество, отвага, изобретательность в борьбе с трудностями.
В звучных стихах Гомер прославил дружбу, товарищество, любовь к родине. По поэмам Гомера мы знакомимся с жизнью греков гомеровской эпохи. «Илиада» и «Одиссея» являются ценнейшим источником исторических знаний о древнейшей Греции . В них отразился общественный строй греков на протяжении ряда столетий.