«Честь нельзя отнять, её можно потерять» А.П. Чехов. Примеры сочинений.Критерии оценки сочинений Можно ли отнять у человека честь

Проверенное итоговое сочинение на тему «Честь нельзя отнять, ее можно потерять»

Может ли человек, добросовестный и порядочный, однажды в один момент стать бесчестным? Как происходит потеря того самого качества, которое является фундаментом развития личности (потеряла запятую) - чести? Над этим вопросом задумывались многие писатели разных эпох. Один из них, Антон Павлович Чехов, считал, что бесчестным человек становится исключительно по своей воле, ведь честь невозможно отобрать. Действительно, каждый человек перед тем, как совершить какой-либо поступок, сознательно делает выбор, осознает (однокоренные слова) то, на что идет.

Комментарий: тезис, вроде, есть, но ты вновь забыла сделать на нем акцент.

Вообще было бы неплохо написать, а что значит потерять честь? И уже на основе ответа объяснить: почему же честь нельзя отнять? Иначе получается, что ты пишешь по теме, но не раскрываешь ее до конца.

Аргумент 1:

Рассуждая на тему того, действительно ли человек, даже рискуя всем, может выбирать, как ему поступить: забыть о своих моральных и нравственных принципах и совершить бесчестное деяние, или же оставаться мужественным, искренним и быть верным своему слову, я не могу не вспомнить произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (очень большое предложение, пока дочитала, забыла, о чем шла речь в самом начале) . Один из главных героев повести - Петр Гринев, молодой человек, родители которого вложили в сына не только душу, но и морально-нравственные качества, такие как отвага, благородство, честность, мужественность искренность. Он всегда поступает по совести, для него лучше умереть, чем быть бесчестным по отношению к самому себе, к Отечеству, к близким и дорогим людям. И даже на предложение Пугачева, предводителя народного восстания, забыть о присяге, данной Императрице Екатерине, и начать служить ему, народному атаману, Петр отвечает отказом. Понимал ли он в тот момент, какие последствия могут быть, откажи он Пугачеву? Конечно да. Однако у него был выбор, и он сделал его правильно. На примере этого героя можно убедиться в том, что никто, даже народный атаман, командующий огромным войском головорезов, не может отобрать у человека достоинство, если только он сам не потеряет его.

Комментарий: все хорошо. Только аргумент получился слишком большим.

Аргумент 2:

Не только писатели, но и поэты рассуждали над проблемой человеческого выбора между честью и бесчестием. В своем замечательном стихотворении «Каждый выбирает для себя» Юрий Левитанский доказывает, что выбор делает каждый, исходя из своих внутренних побуждений, желаний и нужд («дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя»). Но никто не в силах заставить человека поступить бесчестно, мы все вольны сделать тот самый выбор, определяющий нас как личность, а потом останется лишь жалеть о неправильном решении или же наоборот, гордиться собой (что-то похожее ты уже писала выше - «масло масленое» получилось).

«Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения», - Архимандрит Платон. Часто к такому понятию, как честь, приписывают второстепенные совесть, благородство, целомудрие – все, что составляет нравственную и духовную чистоту человека, его внутреннего судью и своеобразный ориентир. Однако само это понятие современными поколениями трактуется как один из пережитков прошлого, наряду с аристократизмом, что, разумеется, является ошибкой и недостатком современного воспитания.

Честь рождается вместе с человеком и является его попутчиком на протяжении всей жизни, если в той не было места для лжи, предательства и бесчинств. Эта та черта характера, которую нельзя потерять с возрастом, о которой нельзя по случайности забыть, которую нельзя отнять насильно, она не пропадает под воздействием каких-то сложных жизненных ситуаций и стрессов, потому что честь - это надежная опора человеческого мировоззрения, мироощущения и мировосприятия. Это, в первую очередь, честное отношение человека к самому себе, и лишиться его можно лишь по собственному, вполне осознанному желанию. Как, например, поступил Швабрин, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он никогда не позиционировал себя как человека злого, завистливого и лицемерного – обычный дворянин, не без доли высокомерия и горделивости относящийся к окружающим. Однако в переломный и опасный для жителей крепости момент, когда под угрозой смерти от рук Пугачева находился каждый, Швабрин решился унизить собственное достоинство и перейти на сторону врага, соглашаясь на роль его подмастерья, а затем всеми своими поступками все сильнее и сильнее втаптывал в землю свою честь, лишаясь всякого права называться дворянином. Таким же образом он оклеветал, а затем и пытался обесчестить Марию, однако ни она, ни её возлюбленный Петр не дали ему такой возможности. Швабрину, как и всем, было дано понятие чести и достоинства, но его низкая натура, его трусость и безвольный характер позволили ему навсегда её потерять, и никто, кроме него самому, не являлся тому виной.

Но существует и тот тип людей, которые сами для себя выводят свою личное понятие совести, свою степень честности с самим собой, что, в принципе, является приемлемым, потому как сама по себе честность зачастую регулируется заведомо индивидуально, а понятие нормы очень расплывчиво. Так герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» без угрызения совести с особенной жестокостью и циничностью обходился с судьбами людей и разбивал женские сердца. Он обесчестил черкешенку Бэлу, тем самым забрав у неё всякий шанс завести семью, очень разочаровал своей холодностью Максима Максимовича, отобрав у старика одну из немногих радостей от долгожданной встречи – однако был честен с собой во всех этих ситуациях, что отрицать сложно. Печорин никогда не делал того, о чем мог бы пожалеть позже, и во всех его действиях всегда присутствовала некая благородность и аристократичность – и потому он пожалел бы на дуэли даже наглого и беспринципного Грушницкого, если бы тот не угрожал ему смертью. Конечно, понятие человеческого достоинства для Печорина условно, однако, если проанализировать его действия, становится понятно, что герою не чужда благородность, и во всех своих действиях он был честен в первую очередь с самим собой.

«Истинная честь не может терпеть неправду», - Г. Филдинг. Действительно, понятие чести является ключевым в жизни человека, ведь именно оно является своеобразным нравственным ограничителем, однако стоит понимать, что каждый по-своему расценивает свою жизнь, и у каждого из нас существует своя правда, только кто-то находит в себе силы следовать ей, а кто-то лишает себя такой возможности и прогибается под правду другого.

Сочинение «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».

К важным человеческим качествам относится понятие чести. Известный писатель Чехов придерживался следующей теории: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять». И я думаю, что он был полностью прав. Нужно разобраться, почему человек становится бесчестным. Может причиной этому стали обстоятельства, или же тонкости характера и воспитания.

Бесчестие в комедии «Горе от ума»

В литературе некоторые писатели описывали людей без совести. Так Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» говорит о молодом парне Алексее Молчалиновом. Он вырос в небольшом городке, но работал в богатого знатного человека Фамусова. Благодаря своей учтивости и покорности Молчалинов получил признание начальства. Он хотел добиться успеха любой ценой. Натура Алексея была лживая и подлая. Во всем он пытается найти личную выгоду, даже в любви. Он притворяется, чтобы получить еще одно повышение. Главный герой не видел в своих поступках ничего плохого. Он даже гордился, что может вот так построить свою жизнь.

Алексею Молчалинову не знакомо понятие чести. Он не желает даже пытаться жить иначе. Герой хочет получать от жизни удовольствие и легкость. Такая позиция невольно наталкивает на размышления, что, возможно, быть бессовестным человеком не так уж и плохо. В действительности многое определяет характер и личностные качества. Человек должен родиться достойным и честным. Воспитание играет здесь вторичную роль. Если человек подлый, то его натура рано или поздно покажет себя. Нельзя научить человека чести. Он может понимать, что это такое, но при этом не видеть в этом ничего особенного.

Человек чести в повести «Капитанская дочка»

В произведении «Капитанская дочка» описан действительно достойный человек – Петр Гринев. Он наделен благородными чертами характера. Он не готов был предать своих сослуживцев и не перешел на сторону повстанцев. Он готов был пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти любовь всей своей жизни. Это по-настоящему достойные поступки, которые заслуживают уважения.

Потерять честь достаточно просто. Если репутация формируется долгие годы, то для ее очернения достаточно одного плохого поступка. Ложь, предательство, отступление от своих принципов приводит к утере чести. Восстановить свою репутацию очень непросто. Это важно помнить.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.