Эволюционная теория чарльза дарвина. Вклад Дарвина в биологию кратко. Какой вклад в развитие биологии внес Чарльз Дарвин? Заслуга дарвина заключается в том что он

Страница 10

И конечно самой главной предпосылкой возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина стал сам Ч. Дарвин, гений которого сумел объять, проанализировать весь огромный материал и создать теорию заложившую основы дарвинизма – учение об эволюции живых организмов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Теория эволюции путем естественного отбора была сформулирована Ч. Дарвиным в 1839 году. В полном объеме эволюционные взгляды Ч. Дарвина изложены в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».

Уже само название книги говорит о том, что Дарвин не ставил перед собой цель доказать существование эволюции, на наличие которой еще указывал Конфуций. В период создания книги в существовании эволюции уже никто не сомневался. Основная заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он объяснил как эволюция может происходить.

Путешествие на корабле «Бигль» позволило Дарвину собрать множество данных об изменчивости организмов, которые убедили его в том, что виды нельзя считать неизменными. Возвратившись в Англию Ч. Дарвин занялся практикой разведения голубей и других домашних животных, что привело его к концепции искусственного отбора как метода выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Отбирая нужные ему уклонения, человек доводя эти уклонения до нужных требований создавал ему нужные породы и сорта.

Движущими силами этого процесса по Ч. Дарвину явились наследственная изменчивость и производимый человеком отбор.

Однако Ч. Дарвину надо было решить проблему действия отбора в природных условиях. На механизм действия отбора Ч. Дарвина подтолкнули идеи изложенные в 1778 году Т, Мальтусом в труде «Трактат о народонаселении.» Мальтус ярко описал ситуацию к которой мог бы привести рост населения, если бы он ничем не сдерживался. Дарвин перенес рассуждения Мальтуса на другие организмы и обратил внимание на такие факторы: несмотря на высокий репродуктивный потенциал численность популяции остается постоянной. Сопоставляя огромное количество сведений, он пришел к выводу, что в условиях жесткой конкуренции между членами популяции любые изменения, благоприятные в данных условиях, повышали бы способность особи размножаться и оставлять после себя плодовитое потомство, а неблагоприятные изменения, очевидно, невыгодны, и у обладающих ими организмов шансы на успешное размножение понижаются. Все это послужило основой для определения движущих сил (фактров0 эволюции, которыми по Дарвину является изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор.

В сущности, основной смысл эволюционной теории Ч. Дарвина заключается в том, что эволюция происходит на основе возникновения наследуемых изменений, взвешивания их борьбой за существование и отбора изменений, позволяющих организмам победить в интенсивной конкурентной борьбе. Результатом эволюции по Ч. Дарвину является возникновение новых видов, что приводит к разнообразию флоры и фауны.

Движущиеся силы (факторы) эволюции.

Движущимися силами в эволюции являются: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Наследственность.

Наследственность- свойство всех живых организмов сохранять и передавать признаки и свойства от предков к потомству. Во времена Ч. Дарвина природа этого явления была не известна. Дарвин, как и, предполагал наличие наследственных факторов. Критика этих высказываний со стороны оппонентов заставила Дарвина отказаться от взглядов на место расположения факторов, но сама идея наличия материальных факторов наследственности пронизывает все его учение. Суть явления стала понятна после разработки Т. Морганом хромосомной теории. Когда же была расшифрована и понята структура гена, механизм наследственности стал совсем ясным. Основан он на следующих факторах: признаки организма (фенотип) определяются генотипом и средой (норма реакции); признаки организма определяются набором белков, которые формируются из полипептидных цепей, синтезирующихся на рибосомах, информация о структуре синтезируемой полипептидной цепи содержится на и-РНК, и-РНК получает эту информацию в период матричного синтеза на участке ДНК, который является геном; гены передаются от родителей к детям и являются материальной основой наследственности. В интеркинезе происходит удвоение ДНК, а отсюда и удвоение генов. В период образование половых клеток происходит редукция числа хромосом, а при оплодотворении в зиготе объединяются женские и мужские хромосомы. Формирование зародыша и организма происходит под влиянием генов как материнского и отцовского организма. Наследование признаков происходит в соответствии с законами наследственности Г. Менделя или по принципу промежуточного характера наследования признаков. Наследуются при этом как дискретные, так и мутированные гены.

Таким образом, сама наследственность выступает с одной стороны как фактор сохраняющий уже устоявшиеся признаки, с другой стороны обеспечивает вхождение в структуру организма новых элементов.

Изменчивость.

Изменчивость это всеобщее свойство организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки. Ч. Дарвин отметил, что нет двух одинаковых особей в одном помете, нет двух одинаковых растений выросших из родительских семян. Понятие о формах изменчивости Ч. Дарвиным было разработано на основе изучения пород домашних животных. По Ч. Дарвину существует следующие формы изменчивости: определенная, неопределенная, соотносительная, наследственная, ненаследственная.

Определенная изменчивость связана с возникновением у большого числа особей или у всех особей данного вида, сорта или породы в период онтогенеза. Массовую изменчивость по Дарвину можно связать с определенными условиями окружающей среды. Хорошо подобранный рацион питания приведет к повышению удоев у всех представителей стада. Сочетание благоприятных условий способствует увеличению размера зерновок у всех особей пшеницы. Таким образом, изменения, возникающие на основе определенной изменчивости, можно прогнозировать.

Неопределенная изменчивость связана с возникновением признаков у отдельных или нескольких особей. Такие изменения нельзя объяснить действием факторов внешней среды.

Соотносительная изменчивость это очень интересное явление. Появление одних признаков ведет за собой появление других. Так увеличение длины колоса злаков ведет к уменьшению длины стебля. Так получая хороший урожай, теряем солому. Увеличение конечностей у насекомых приводит к увеличению мышц. И таких примеров известно много.

Ч. Дарвин отметил, что одни изменения возникающие в онтогенезе проявляются у потомства, другие не проявляются. Первые он отнес к наследственной изменчивости, вторые к ненаследственной. Дарвин отметил и такой факт, что наследуются в основном изменения связанные с неопределенной и соотносительной изменчивостью.

Английский ученый Чарлз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч. Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл». Разработку эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании линнеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвиновскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд, вышедший в 1889 году, Уоллес, подчеркивая приоритет Дарвина, назвал «Дарвинизмом».

В работах «О выражении ощущений у животных и человека» (1872), а также «Инстинкт» и «Биографический очерк одного ребенка» (1877) Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики, хотя и реализованный в форме наблюдения, а не эксперимента.

На большом фактическом материале Дарвин тщательно проанализировал репертуар выразительных движений у человека и животных, главным образом приматов. Обобщая результаты этого сравнения, Дарвин пришел к выводу, что проявления ощущений у животных и человека имеют много черт сходства: напр., некоторые формы выражения эмоций человека, такие как вздыбливание волос под влиянием крайнего испуга или оскаливание зубов во время приступа ярости, едва ли можно понять, если не предположить, что некогда человек существовал в более примитивном и звероподобном состоянии. «Общность некоторых способов выражения эмоций у различных, но близких видов, как, например, движение одних и тех же мышц во время смеха у человека и различных обезьян, представляется более осмысленным, если предположить, что они происходят от одного предка» (Дарвин, 1953). На этом основании он пришел к выводу об общности происхождения обезьян и человека, т.е. их родстве и преемственности. 1

Дарвин впервые применил принцип объективного анализа к таким психическим явлениям (выражение эмоций), которые до того момента считались наиболее субъективными.

Собранные Дарвиным многочисленные сведения о поведении животных в естественных условиях и в неволе позволили ему четко выделить три основные категории поведения — инстинкт, способность к обучению и «способность к рассуждению». Он определял инстинкты как акты, которые выполняются одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой эти действия производятся. Вместе с тем Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (т.е. к обучению). Разницу между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, он определял как разницу «в степени, а не в качестве». 2

Представление Ч. Дарвина о том, что психическая деятельность человека — лишь один из результатов единого процесса эволюционного развития, стимулировало применение сравнительного метода в психологии, в частности сбор данных о чертах сходства психики животных и человека.

Таким образом, вклад Ч. Дарвина в проблему мышления животных состоит в следующем:

впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных (инстинкт, обучение, рассудочная деятельность);

учение Ч. Дарвина способствовало применению сравнительного и эволюционного подхода в психологии.

Следующий этап в изучении поведения животных, и в частности наиболее сложных форм их психики, был связан с введением объективных методов исследования в противовес господствовавшему в психологии человека методу интроспекции — описанию психики на основе самонаблюдения. Появляется целый комплекс близких, но самостоятельных дисциплин — зоопсихология, экспериментальная и сравнительная психология, физиология высшей нервной деятельности; особое положение в этом списке занимает бихевиоризм. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития животных разного уровня организации. Такие исследования позволяют пролить свет на возрастание сложности психики животных в эволюционном ряду. 1

11 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ КРЕАЦИОНИЗМА

Теория эволюции одна из самых больших загадок всех времен. Наблюдаемая в природе иерархия живых форм издавна приводила человека к идее «лестницы существ» и в дальнейшем позволила усмотреть явление эволюции.

Вместе с теорией эволюционизма развивалась и теория креационизма – учения о божественном творении мира в целом, небесных тел, Земли и форм жизни на ней из «ничто». В «научном» креационизме можно выделить особо активное направление, настаивающее на абсолютной истинности буквального толкования Библии. Оно детально сформулировано Г. Моррисом (1995), основавшим в 1972 г. Институт креационных исследований в Сан-Диего (США, Калифорния).

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis - творение) - теологическая и мировоззренческая концепция , в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля , а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом .

Эволюционизм придерживается униформистского взгляда, согласно которому все процессы развития происходили и происходят постепенно и равномерно. Процессы, происходящие сегодня, ничем не отличаются от имевших место в прошлом.

Напротив, сторонники теории творения осмысляют прошлое Земли в понятиях катастрофизма, предполагающего, что Земля пережила, по крайней мере, один всемирный катаклизм. Этой глобальной катастрофой стал потоп, резко изменивший характер многих естественных процессов на планете. Униформизм же полностью исключает фактор катастроф в развитии истории Земли.

Главным доводом креационистов остается их ссылка на то, что теорию творения нельзя назвать богословской наукой, так как она опирается исключительно на данные естественных наук. Труды ученых-креационистов отвечают абсолютно всем требованиям научности. При этом они убеждены, что теория творения не только соответствует накопленным научным данным, но и объясняет их гораздо лучше, чем теория эволюции.

Вместе с тем, обе теории не могут экспериментально доказать свои исходные постулаты. Креационисты не имеют возможности в лабораторных условиях воспроизвести акт творения, ибо это под силу только Богу. С другой стороны, эволюция протекает так медленно, что совершенно не поддается фиксации в короткие промежутки времени. Последователей этих двух теорий сближает вера. Креационисты верят в изначальный акт творения, эволюционисты – в постепенное развитие всего живого. Проведем сравнительное сопоставление этих двух моделей.

В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций, которые включают сугубо богословски е и философские концепции и до концепций, претендующих на научность . Тем не менее, общим для указанной совокупности концепций является то, что они отвергаются большинством современных учёных как ненаучные как минимум по критерию философа К. Поппера : выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, так как не могут быть проверены экспериментом .

Рассматривая основные направления теории креационизма можно сказать следующее. В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:

– буквалистский (младоземельный) креационизм (Young-Earth Creationism) настаивает на буквальном следовании Книге Бытия
Ветхого Завета , то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии - за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты , основываясь на Масоретском тексте
Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные , основываясь на Септуагинте) лет назад.

– метафорический (староземельный) креационизм: в нём «6 дней творения» - универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет (слово день (евр.»йом») не означает только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени ( Пс. ; 2Петр. ). Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:

– креационизм постепенного творения (Progressive creationism): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора ;

– теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа
Пий XII), или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А. В. Гоманьков). С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических
религий
теизма (диакон
Русской Православной Церкви
Андрей Кураев ) до пантеизма , деизма и взглядов Тейяра де Шардена . Из-за того, что в дискуссиях на тему «эволюция или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться христианами

Многие представители ортодоксального иудаизма отрицают теорию эволюции , настаивая на буквальном прочтении Торы , однако представители современного ортодоксального течения иудаизма - религиозные модернисты и религиозные сионисты склонны интерпретировать некоторые части Торы аллегорически и готовы частично принять теорию эволюции в том или ином виде. Представители же консервативного и реформированного
иудаизма принимают основные постулаты теории эволюции в полной мере.

Таким образом, взгляды представителей классического ортодоксального иудаизма близки к фундаменталистскому креационизму, взгляды же современного ортодоксального, а также консервативного и реформированного иудаизма - теистическому эволюционизму.

Поскольку в Коране , в отличие от Книги Бытия , отсутствует подробное описание сотворения мира, буквалистский креационизм в мусульманском мире значительно менее распространён, чем в христианском. Ислам считает (в соответствии с текстом Корана), что люди и джинны созданы Богом. Современные взгляды многих суннитов на теорию эволюции близки к эволюционному креационизму.

Среди неавраамических религий заслуживает внимания креационизм в индуизме . Поскольку индуизм предполагает весьма древний возраст мира (см. калпа), в индуистском буквалистском креационизме, в противоположность авраамическому, утверждается не молодость Земли, а древность (миллиарды лет) человечества. При этом, как и у фундаменталистов авраамических религий, биологическая эволюция отрицается, и утверждается, в числе прочего, одновременность существования людей и динозавров .

Помимо разработки сугубо богословских идей, в креационизме предпринимается ряд попыток обосновать сотворенность мира, оставаясь в рамках методологии естествознания XVIII - начала XIX веков с некоторыми оговорками: в отличие от натурфилософии прошлого, как правило, признаётся изменяемость видов растений, животных и бактерий, а также принимается постулат об изменяемости законов природы. Среди приверженцев такого подхода есть сторонники как буквального, так и метафорического креационизма.

Теория разумного замысла (англ. Intelligent Design) утверждает, что сложность и целесообразность строения живых существ и экосистем объясняется сознательным замыслом творца или некоего «агента» лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного отбора . Представители теории сознательного замысла дистанцируются от религии , делая акцент на телеологических и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает наличие субъекта замысла, то есть Творца.

Если классический религиозный фундаментализм XIX - первой половины XX века попросту отвергал данные естественных наук, то с конца XX века сторонниками теории разумного замысла предпринимаются попытки подчинения науки нуждам апологетики , причём характерной особенностью является argumentum ad ignorantiam : «если наука не имеет в настоящий момент детального объяснения какого-либо факта или явления, в то время как религия имеет такое объяснение, следовательно, этот факт или явление должен интерпретироваться с религиозных позиций».

Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» («аргумент точной настройки», англ. a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.

Исторически первой неколичественной эволюционной «безнастроечной» формулировкой антропного принципа явилось высказывание космолога А. Л. Зельманова

Количественным подходом «от противного» является аргумент Икеды - Джеффериса : введение «дружественности настроек» (слабый антропный принцип) повышает вероятность естественности возникновения Вселенной. Тем не менее, этот аргумент может быть использован и в защиту идей разумного замысла, многие сторонники которых подчёркивают, что несмотря на то, что многочисленные свойства мира - от определяющих физику фундаментальных взаимодействий до размеров и состава Солнца, Земли, а также радиуса земной орбиты - благоприятны для поддержания жизни на Земле, некоторые законы природы (в частности, необходимость возникновения достаточно больших макромолекул или спонтанное нарушение хиральной чистоты биологически активных молекул) являются как раз «неблагоприятными» для возникновения живой материи из неживой (во всяком случае, детальные модели этого процесса в современной биологии не разработаны).

Последователями идей теории «разумного замысла» предложено несколько критериев «искусственности» объекта, основанных на понятиях теории систем и теории информации («неупрощаемая сложность» М. Бихи, «специфическая сложность» В. Дембски ).

Профессор Бостонского университета М. Шерман предлагает гипотезу об искусственном появлении «универсального генома» в Кембрии для объяснения причин так называемого кембрийского взрыва в эволюции многоклеточных. Причём он настаивает на научной проверяемости своей гипотезы.

«Наука о сотворении» или «научный креационизм » (англ. Creation Science) - течение в креационизме, сторонники которого утверждают, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии .

Хотя в работах сторонников науки о творении часто встречается апелляция к проблемам сложности биологических систем, что сближает их концепцию с креационизмом сознательного замысла, сторонники «научного креационизма» как правило, идут дальше и настаивают на необходимости буквального прочтения Книги Бытия , обосновывая свою позицию как богословскими, так и научными аргументами.

Для работ «научных креационистов» типичны следующие положения:

– противопоставление «операционной науки» о явлениях природы в настоящем времени, гипотезы которой доступны экспериментальной проверке, «исторической науке» о событиях, произошедших в прошлом. Из-за недоступности непосредственной проверки, по мнению креационистов, историческая наука обречена опираться на априорные постулаты «религиозного» характера, и выводы исторической науки могут быть истинными или ложными в зависимости от истинности или ложности априорно принятой религии;

– «первоначально сотворённый род», или «барамин ». Креационисты прошлых веков, подобно К. Линнею , описывая различные виды животных и растений, предполагали, что виды неизменны, и число ныне существующих видов равно числу первоначально созданных Богом (за вычетом видов, вымерших уже на исторической памяти человечества, например, дронтов). Однако накопление данных о видообразовании в природе заставило противников теории эволюции выдвинуть гипотезу, согласно которой представители каждого «барамина» были сотворены с набором определенных характеристик и потенциалом к ограниченному ряду изменений. Вид (репродуктивно изолированное сообщество, как его понимают популяционные
генетики , или статическая фаза эволюционного процесса, как его понимают палеонтологи) не синонимичен «барамину» креационистов. По утверждению противников теории эволюции, одни «барамины» включают в себя много видов, а также таксоны более высокого порядка, в то время как другие (например, человеческий, на чём креационисты настаивают по теологическим, телеологическим и некоторым естественнонаучным причинам), могут включать лишь один вид. После сотворения представители каждого «барамина» скрещивались между собой либо без ограничений, либо в подбараминах - видах. В качестве критерия принадлежности двух разных видов к одному «барамину» у креационистов обычно выдвигается способность производить потомство (пусть даже и неплодовитое) при межвидовой гибридизации . Поскольку известны примеры такой гибридизации между видами млекопитающих , традиционно классифицируемыми как принадлежащие к разным родам , то среди креационистов бытует мнение, что у млекопитающих «барамин» примерно соответствует семейству (единственное исключение - человек, который составляет отдельный «барамин»);

– «потопная геология», декларирующая одномоментное отложение большей части осадочных пород
земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя и на этом основании отрицающее стратиграфическую
геохронологическую шкалу . По мнению сторонников потопной геологии, в палеонтологической летописи представители всех таксонов появляются «полностью сформированными», что опровергает эволюцию. Более того, залегание окаменелостей в стратиграфических слоях отражает не последовательность сменявших друг друга на протяжении многих миллионов лет флор и фаун , а последовательность экосистем , привязанных к разным географических глубинам и высотам - от

Основные положения учения Ч. Дарвина. Главная заслуге Ч. Дарвина в том, что он совместно с А. Уоллесом объяснил раз­витие природы действием только естественных законов, без вме­шательства сверхъестественных сил. Основные положения его учения раскрывают причины - движущие силы эволюции органи­ческого мира. Ч. Дарвин обратил внимание на многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений. Как же возникло это многообразие? Пытаясь ответить на этот вопрос, он пришел к следующему выводу: человек создает сорта и породы на основе наследственной изменчивости и искусственного отбора . Из поколения в поколение человек отбирал и оставлял на племя особей с каким-либо наследственным изменением и устранял других особей от размножения. В результате получены новые по­роды и сорта, их признаки соответствовали интересам человека.

Понимание происхождения культурных форм дает ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная, изменчивость, на основе которой ведется искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она еще не приводит к образованию но­вого вида, как не приводит к возникновению культурной формы. Аналогично творчеству человека в природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Ими являются борьба за существование и естественный отбор.

Борьба за существование - сложные и многообразные отно­шения организмов между собой и условиями внешней среды. Неизбежность борьбы за существование в живой природе вы­текает из противоречия между способностью организмов к неогра­ниченному размножению и ограниченностью средств жизни, что приводит к конкуренции за одинаковую пищу, за сходные условия обитания и размножения. Возможность дожить до половозрелого состояния выпадает на долю лишь немногих особей.

Следствием борьбы за существование является естественный отбор , сохранение благоприятных индивидуальных различий и уст­ранение вредных. Естественный отбор сохраняет особи с полезны­ми в данных условиях среды наследственными изменениями и устраняет особи без этих изменений. В результате чего первые оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.

Таким образом, из поколения в поколение в результате взаи­мосвязанного действия наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора виды изменяются в направ­лении все большей приспособленности к условиям существова­ния. Приспособленность организмов как результат эволюции всегда относительна. Другой результат эволюции - многообразие видов, населяющих Землю.

Учение Ч. Дарвина не нуждается в привлечении для объяс­нения эволюции нематериальных факторов и доказывает, что движущие силы развития природы находятся в ней самой. Ими являются наследственная изменчивость, борьба за существова­ние и естественный отбор.

Следовательно, живой природе при­сущи самодвижение и саморазвитие . В этом заключается миро­воззренческое значение учения Ч. Дарвина.

Противоречие между интенсивностью размножения и ограни­ченностью средств жизни. Кто не наблюдал, как летят по ветру, подвешенные на парашютиках, семянки одуванчика? Задумайтесь, что случилось бы, если каждое семя одуванчика проросло и дало потомство? И так продолжалось бы несколько лет? Подсчитано, что уже за 10 лет потомство только одного одуванчика покрыло бы нашу планету сплошным слоем толщиной 20 см. Но есть расте­ния, приносящие еще больше семян. Так, в коробочке мака на­считывается до 3000 семян, а таких коробочек на одном растении бывает до десяти. Нетрудно подсчитать, сколько семян рассеивает только одно растение мака ежегодно.

Плодовиты и многие животные. Осетр живет около 50 лет. Каждый год он мечет почти 300 тыс. икринок, выметывая за свою жизнь более 15 млн. Если ни одна икринка не пропадет, то потомст­ва одной самки осетра достаточно, чтобы заселить все наши реки. Пара слонов - одного из менее плодовитых животных,- дающая за весь период не более 6 детенышей, за 750 лет потенциально может дать потомство, исчисляющееся в 19 млн. особей. Но ни сло­ны, ни одуванчики не заполняют собой весь земной шар. Это происходит потому, что далеко не каждый организм доживает до половозрелого возраста: большинство особей погибает из-за недостатка места, пищи, влаги, света и других причин. Проти­воречие между способностью организмов к неограниченному раз­множению и ограниченностью средств жизни неизбежно при­водит к борьбе за существование.

Борьба за существование и ее формы. Термин борьба за су­ществование Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся крово­пролитием и гибелью. Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование.

I . Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же, причем сильно огра­ниченных ресурсах - пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. Каждый вид обладает комплексом приспо­соблений, уменьшающих возможность столкновения между особя­ми (разметка границ индивидуальных участков, сложные иерар­хические отношения в стаде, стае и т. п.). Однако видовые при­способления, приносящие пользу виду в целом, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Например, зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют конкурента от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Внутривидовая борь­ба играет большую роль в эволюции, приводя к гибели отдель­ных особей вида, она обусловливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.

Примером борьбы за существование является благоприятство­вание одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млеко­питающие распространяют плоды и семена), взаимное приспо­собление видов друг к другу (цветки и их опылители). Таким образом, межвидовая борьба приводит к эволюции обоих взаимо­действующих видов, к развитию у них взаимных приспособле­ний. Межвидовая борьба усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.

III . Борьба с неблагоприятными условиями неорганической приро­ды также усиливает внутривидовое состязание, так как особи од­ного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и другие условия су­ществования. Неслучайно про растение в пустыне говорят, что оно борется с засухой. В тундре деревья представлены карликовыми формами, хотя и не испытывают конкуренции со стороны других растений. Победителями в борьбе оказываются наиболее жизне­способные особи (у них более эффективно протекают физиоло­гические процессы, обмен веществ). Если биологические особен­ности передаются по наследству, то это в конечном счете приведет к совершенствованию видовых приспособлений к среде обитания.

Естественный отбор. Явление изменчивости было известно давно. Давно была известна и способность организмов размно­жаться в геометрической прогрессии. Но именно Ч. Дарвин сопо­ставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод, кажущийся нам сейчас таким простым: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следо­вательно, вероятность выживания неодинакова: особи, обладаю­щие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство. Процесс сохранения одних особей за счет гибели других Ч. Дарвин назвал естественным отбором . Сам термин «отбор» имеет условное значение, так как никакого отбирающего лица в природе нет. В роли оценщиков новых признаков и свойств выступают условия среды. Выбор термина оправдан аналогией между выживанием особей в природных условиях и искусственным отбором. Дейст­вительно, материалом, как для естественного, так и для искус­ственного отбора являются мелкие наследственные изменения, которые накапливаются из поколения в поколение. Однако скорость действия искусственного отбора значительно выше (иногда сорт или порода создаются человеком в течение его жиз­ни), и результат его - создание форм, полезных человеку. Есте­ственный отбор без устали и перерыва происходит в течение многих веков и приводит к образованию форм, приспособленных к среде обитания.


Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет


«Эволюционная теория Чарльза Дарвина».

Работу выполнила: Работу принял:II курс Виктор Ефимович

Заслуга Дарвина состоит в том, что он раскрыл главные движущие силы эволюции. Он объяснил изменение организмов действием законов природы, без вмешательства сверхъестественных сил. В основу своего объяснения эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора: изменчивость организмов; борьба за существование; естественный отбор.

Слайд 12 из презентации «Развитие эволюционного учения Дарвина» . Размер архива с презентацией 862 КБ.

Биология 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Состав мороженого» - Технология приготовления мороженого. Обнаружение углеводов. Мороженое – польза или вред. Обнаружение белков в мороженом. Энергетическая ценность исследуемого мороженого. Исследование химического состава мороженого. Обнаружение жиров. Мороженое является одним из самых любимых продуктов питания населения. Обнаружение остатков. История происхождения мороженого. Определение наличия ионов железа. Состав мороженого.

«Витамины и их роль» - Витамины группы В. Анаболик. Витамин Н. Витамины. Витамины группы Е. Витамины группы Р. Производные порфирина. Билирубиноиды. Витамин F. Производные коррина. Антивитамины D3. Применяют для лечения хронических анемий. Инозит. Витамин N. Провитамины А. Равноценные формы. Витамины группы Q. Витамины группы К. Антивитамины К. Витаминоподобные вещества. Ферментативное превращение. Витамины группы D. Суточная потребность.

«Изменчивость признаков организмов» - Биологическое значение наследственности. Генные мутации. Комбинативная изменчивость. Изменчивость. Мутация. Изменчивость признаков у организма. Мутационная изменчивость. Способность организма изменяться в процессе онтогенеза. Ненаследственная изменчивость. Геномные мутации.

«Органогенез» - Эксперименты на амфибиях показали, что мезодерма играет важную роль в закладке пространственной организации уже на самых ранних стадиях становления общего плана строения тела. У химерных зародышей мыши, например, перемешиваются клетки двух исходных морул, вследствие чего во взрослом организме хаотически перемешаны клетки двух генотипов. Изменение характера экспрессии различных кадгеринов тесно коррелирует с изменением ассоциации клеток в процессе гаструляции, нейруляции и формирования сомитов, такие изменения в раннем эмбриогенезе могут регулироваться и по крайней мере частично зависеть от распределения кадгеринов.

«Эндокринная система человека» - Железы. Гипоталамо-гипофизарная система. Ферменты. Половые железы. Свойства гормонов. Выделение секрета. Щитовидная железа. Взаимосвязь между нервной и эндокринной системой. Эндемический зоб. Эндокринная регуляция функций организма человека. Функции гормонов. Разрастание тканей. Гипофиз. Железы смешанной секреции. Гормоны. Железы внутренней секреции. Надпочечники. Тимус. Эндокринная регуляция. Железы внешней секреции.

«Эволюция живого мира» - Искусственный отбор. Микроэволюция. Учение об изменчивости. Уровни организации живой материи. Учение о градации. Основные свойства живых организмов. Чарльз Роберт Дарвин. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов. Эволюция живого мира на Земле. Критерии вида. Карл Линней. Естественный отбор. Макроэволюция. Дарвинизм. Жан Батист Ламарк. Свойства живых организмов. Приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Тест по биологии ВАРИАНТ – 1. 1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в: А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора; Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов. 2. Наиболее...

Тест по биологии ВАРИАНТ – 1. 1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в: А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора; Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов. 2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал: А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую; Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени. 3. Естественный отбор действует на уровне: А) отдельного организма; В) вида; Б) популяции; Г) биоценоза. 4.Гомологичными органами являются: А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы; Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы. 5. К обезьянолюдям относят: А) кроманьонца; В) питекантропа; Б) австралопитека; Г) неандертальца. 6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют: А) стимулирующим; В) абиотическим; Б) лимитирующим; Г) антропогенным 7. Эукариоты: А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;

Тест по биологии ВАРИАНТ – 1. 1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в: А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора; Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов. 2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал: А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую; Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени. 3. Естественный отбор действует на уровне: А) отдельного организма; В) вида; Б) популяции; Г) биоценоза. 4.Гомологичными органами являются: А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы; Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы. 5. К обезьянолюдям относят: А) кроманьонца; В) питекантропа; Б) австралопитека; Г) неандертальца. 6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют: А) стимулирующим; В) абиотическим; Б) лимитирующим; Г) антропогенным 7. Эукариоты: А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов; Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой. 8. Общим признаком растительной и животной клетки является: А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов; Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки. 9. Биополимерами являются: А) белки; В) нуклеиновые кислоты; Б) полисахариды; Г) всё перечисленное. 10. Урацил образует комплиментарную связь с: А) аденином В) цитозином Б) тимином Г) гуанином. 11. Гликолизом называется: А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке; Б) бескислородное расщепление глюкозы; В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена. 12. Очерёдность стадии митоза следующая: А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза; Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза; 13. Удвоение хромосом происходит в: А) интерфазе В) метафазе Б) профазе Г) телофазе 14. В анафазе митоза происходит расхождение: А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки. 15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у: А) осетра В) ящерицы Б) лягушки Г) курицы. 16. из эктодермы образуются: А) мышцы В) скелет Б) лёгкие Г) органы чувств. 17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна: А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%

18. Сцепленными называют гены, находящиеся в: А) одной хромосоме В) половых хромосомах Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах. 19. Мутации проявляются фенотипически: А) всегда В) только в гомозиготном состоянии Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда. 20. Полиплоидия заключается в: А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов. ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – А, 11 – Б, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – Г, 16 – Г, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – Б. ВАРИАНТ – 2 1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются: А) борьба за существование; В) естественный отбор; Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные. 2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости: А) определённая; В) групповая; Б) модификационная; Г) мутационная. 3. Движущая форма отбора обычно приводит к: А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции; от прежней нормы реакции; Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции. 4. Аналогичными органами являются: А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса; Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары. 5. В эпоху оледенения жили: А) кроманьонцы; В) синантропы; Б) неандертальцы; Г) все перечисленные. 6. Продуктивностью экосистемы называется: А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов; Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов. 7.В клетках прокариот имеются: А) ядра; В) митохондрии; Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды. 8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых: А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета; Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал. 9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью: А) ковалентной; В) пептидной; Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками. 10. Транскрипция – это: А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка; Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы. во время его синтеза; 11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе: А) гликолиза; В) клеточного дыхания; Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных. 12.Самой продолжительной фазой митоза является:

А) профаза; В) анафаза; Б) метафаза; Г) телофаза. 13.Редукция числа хромосом происходит во время: А) анафазы митоза; В) II деления мейоза; Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях. 14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении: А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости; Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения. числа клеток в организме; 15. Нервная система образуется из: А) эктодермы; В) мезодермы; Б) энтодермы; Г) нет верного ответа. 16. Из мезодермы образуются: А) лёгкие; В) кровеносная система; Б) нервная система; Г) органы чувств. 17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи: А) один; В) четыре; Б) два; Г) нет верного ответа. 18. К мутационной изменчивости относятся: А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству; Б) изменения в генах; Г) все перечисленные. 19. Основным источником комбинативной изменчивости является: А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза; Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени. гомологичных хромосом в анафазе I деления мейоза; 20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к: А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности; Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков. ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – А, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – В, 17 – В, 18 – Г, 19 – Г, 20 – В.