Философские взгляды пифагора. Учение пифагора Пифагор термин философия

Философская школа Пифагора

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы первыми поставили вопрос о роли количественной стороны явлений природы.

Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское делится на 2). Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон (мужское). Четверка – образ четырех элементов природы и т. д. Числам 1, 2, 3, 4 соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10 – священная декада, основа мира. Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к возникновению мира живого и человека.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

256. ШКОЛА Школа есть наиболее оригинальный институт, созданный библейским иудаизмом.Гинзберг - Студенты, ученые и святыеСинагогу дозволяется превращать в школу.Иошуа б. Леей - Талмуд, Мегилла, 27аМир сей выстоял ради школы для детей. Посещение ее не может быть отменено

Из книги Образование и смысл жизни автора Джидду Кришнамурти

V. Школа Правильное образование направлено на воспитание в человеке внутренней свободы, ибо только с ее помощью возможно истинное воссоединение с целым, со всеми. Но свобода эта достигается отнюдь не при помощи доминирования над другими или успеха. Она приходит с

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

Философская навигация Согласно одному из взглядов, философия - это форма терапии, цель которой - освобождение от тревожности, возникающей в результате вовлечения в жизненные ситуации. Мне близка другая аналогия: идея философии как концептуальной навигации. Все самые

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Древнегреческий идеализм. Религиозно-мистический характер идеализма Пифагора Пифагор – самый загадочный мыслитель античной Греции. Все, что мы знаем о нем сегодня, от биографии до учения, является крайне условным, приблизительным, пришедшим из вторых и третьих рук, но

Из книги Код Майя--MMXII автора Романов Роман Романович

23. Философская тройка Дальнейшее углубление в психоисторическую ретроспективу на основе майянской символической разметки эпох имеет смысл, если каждый шаг будет углублять также наше понимание взаимосвязей, образующих для каждой эпохи уникальный «дух

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

Философская вера

Из книги Эрос и цивилизация. Одномерный человек автора Маркузе Герберт

5. Философская интерлюдия Теория цивилизации Фрейда вырастает из его психологической теории: истоки его понимания исторических процессов - в анализе психического аппарата индивидов, которые представляют собой живую материю истории. Такой подход легко преодолевает

Из книги Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века автора Деррида Жак

Философская интуиция Интуиция, которую мы до сих пор рассматривали, - это акт, имеющий место в установке, которую Гуссерль назвал «естественной»1 или, обобщенно, «догматической»2 установкой.В «естественной установке» человек обращен к миру и полагает его как

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

Их философская ценность

Из книги Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии автора Холл Мэнли Палмер

Из книги Гипноз разумности [Мышление и цивилизация] автора Цаплин Владимир Сергеевич

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

4. Философская антропология Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку. Множество философских концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую философской антропологией. Основной смысл

Из книги Мирология. Том I. Введение в мирологию автора Бэттлер Алекс

3. Философская школа «толковательного диалога» Такой школы не существует. Однако чтение монографии «Теория международных отношений и философия» с подзаголовком «Толковательные диалоги» подтолкнуло меня назвать этот параграф именно таким образом. Вообще-то такой

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Философская дружба Нам так недостает ее, и мы хотим ее вернуть – ведь мы знаем, что она никогда не переставала существовать. Философская дружба – это то, в чем заключена любовь к познанию и передаче его от одного человека к другому, то, что преодолевает все испытания

Из книги Духовные сокровища. Философские очерки и эссе автора Рерих Николай Константинович

Философская лирика Наконец, еще одна ипостась литературного наследия великого художника и мыслителя – это философская лирика. Сказки, притчи, легенды, белые стихи Николая Рериха выделены в отдельный раздел в данном сборнике.В своей исследовательской работе в странах

Пифагор (ок. 570\80 – 500 до н.э.) из Самоса.

Считается основателем древнегреческой религиозно-философской школы, которая позже получила название пифагорейского союза. Пифагор – это псевдоним, прозвище. В переводе с древнегреческого означает «убеждающий речами», что свидетельствует о том, что Пифагор не ленился убеждать, искать истину.

Значительную часть своей жизни он провел на острове Самос, затем переселился в Южную Италию в г. Кратон, где и основал пифагорейский союз. Это было закрытое заведение, куда принимали далеко не всех. Будущий член Союза должен был обладать необычными способностями к обучению, определенными знаниями и материальными средствами: он должен был сдавать «экзамен» и внести материальный взнос. Кроме того, вступающий давал клятву о неразглашении сведений и знаний, которые он получал в Союзе.

Вокруг личности Пифагора еще при его жизни существовало немало легенд. Есть сведения, что он обладал сверхспособностями, такими, которые бы сейчас назвали экстрасенсорными: мог лечить людей, «разговаривал» с животными, обладал способностью вводить в гипнотическое состояние.

По своим политическим взглядам Пифагор был на стороне аристократии, считал, что только их власть может обеспечить «порядок» в общественной жизни. Устанавливаемая в У в. до н.э. демократия рассматривалась пифагорейцами как нарушение «порядка», поэтому пифагорейцы рассматривались как враги демократии и в начале У в.до н.э. пифагорейский союз был разрушен. Сам Пифагор, по одним сведениям, погиб, по другим – бежал и исчез. Влияние пифагорейцев было значительным еще в течение двух последующих веков, но математика, нумерология (магия чисел), гармония небесных сфер, выразившаяся в музыкальной грамоте (семь нот), определение «космоса» как «порядка», выстроенного из хаоса, навсегда останутся в культуре человечества.

Будучи математиками и «любомудрами» (существуют сведения, что именно Пифагор впервые назвал себя и пифагорейцев этим словом, что в переводе и означает – философия: филео – любовь и софия – мудрость). Существует легенда, что когда Пифагора спросили: в какой науке он считает себя сведущим? – Пифагор ответил, что ни в какой, он только философ. А философ – это тот, кто созерцание и исследование природы вещей и познание истины любит больше всего, больше богатства и славы. Первых философов, прежде всего, интересовали основания бытия, вопрос: что же является его сущим? Они наблюдали и предполагали, что порядок (космос) невозможен без количественных, числовых отношений: месторасположения, последовательности, различных сочетаний и т.д. Следовательно, делают вывод пифагорейцы, в основе бытия находится числовая гармония или, коротко, число. Именно число и образует порядок во всей Вселенной и в обществе, государстве также. Познание мира должно рассматриваться в познании этой числовой гармонии, тогда будет понятно, как устроен мир. Пифагорейцы определяют зависимость основополагающих явлений и каждому определенному числу приписывают соответствующую реальность: или наоборот – реальности соотносят число: единица (точка) – отдельный объект, двоица – уже отношения зависимости друг от друга, а также противоположности; три – это уже сложное отношение замкнутости, фигуры (например, треугольник) и т.д.

Особое место в учениях самого Пифагора и пифагорейцев занимали религиозно-этические взгляды, его представления о душе и теле, их взаимосвязи. Он полагал, что душа бессмертна. Тело является лишь временным пристанищем души, поэтому возможно ее переселение (реинкарнация, которая в психологии получила название метемпсихоза). При этом они полагали, что человек помнит все свои перевоплощения. Пифагорейцы считали, что высшей этической целью является достижение катарсиса – очищения, которое для тела происходит через вегетарианство, а для души – через восприятие и понимание гармонической структуры космоса и через приобщение души к этой космической гармонии, выражением которой является музыка

Сохранились и дошли до современности некоторые высказывания, приписываемые Пифагору и пифагорейцам:

Самое мудрое – число, числу все подобно;

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе;

Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе.

Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, все поставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого. Сама природа существует через порядок.

Если тебя спросят: что есть добродетель? – отвечай: любомудрие, употребленное в действие. Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастье других.

Упившись вином, не приступай к святому делу деторождения.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Делай великое, не обещая его.

Начало есть половина всего.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве хотя бы насекомого, с этого начинается человекоубийство.

Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли под твоим языком.

«Пифагоровы штаны во все стороны равны» - без преувеличения можно сказать, что 97% людей знакомы с этим выражением. Примерно столько же людей знают о теореме Пифагора. На этом знания большинства о великом мыслителе заканчиваются, а ведь он был не только математиком, но и выдающимся философом. Пифагор и пифагорейцы оставили свой след в мировой истории, и об этом стоит знать.

Так писал Гераклит

Пифагор был сыном Мнезарха, родился в Самосе во времена тирании Поликрата. Доподлинно не известно, в каком именно году родился мыслитель. Историки сходятся на двух датах: 532 год или 529 год до н. э. В италийском городе Кротоне, который был тесно связан с Сомосом, основал общество своих последователей.

Гераклит писал, что Пифагор был ученее своих современников, но в то же время Гераклит говорил, что его учение - это «худое искусство», своего рода знахарство, но не более того.

Все закончилось трагедией

Никто не знает, как долго Пифагор и пифагорейцы были в Кротоне, но известно, что мыслитель умер в другом месте: в Метапонте. Именно в этот город он переселился, когда кротонцы подняли мятеж против его учения. После смерти Пифагора враждебное отношение к пифагорейцам усилилось не только в Кротоне, но и во всех городах Великой Греции. Во второй половине V века до н. э. противостояние превратилось в настоящую катастрофу. В Кротоне многих пифагорейцев убили и сожгли в том же доме, где они собирались. Такой разгром провели и в других городах, те, кто смог уцелеть, бежали в Грецию.

Сам Пифагор никогда не записывал своих мыслей и результатов исследований, единственное, чем может пользоваться современное общество - малочисленные записи его учеников и последователей. После смерти Пифагора его учение утратило свое прежнее политическое и философское значение, но пифагорейцы продолжили свое существование. Они стали принимать активное участие в создании орфической литературы и уже к концу V века до н. э. усилили свое политическое влияние в Греции. Но уже в следующем столетии на смену учению Пифагора пришел платонизм, а от старого учения осталась только мистическая секта.

От Платона и Аристотеля

Об учении раннего пифагореизма известно только со слов Аристотеля и Платона и по некоторым фрагментам Филолая, которые признаны подлинными. Поскольку сам Пифагор после себя не оставил никаких записей, то в таких условиях сложно определить истинную суть первоначального пифагорейского учения. Даже свидетельства Аристотеля противоречивые и нуждаются в критике.

Есть предпосылки считать Пифагора учредителем своеобразного мистического союза, который учил своих последователей проводить обряды очищения. Эти обряды были связаны с учениями о загробной жизни, бессмертии и переселении душ. Об этом говорится в записях Геродота, Ксенофана и Эмпедокла.

Также, согласно преданиям, Пифагор был первым мыслителем, который назвал себя «философом». Именно Пифагор был первым, кто назвал Вселенную космосом. Именно космос, цельный мир в котором царит порядок и который подчинен «гармонии чисел», был предметом его философии.

Считается, что та философская система, которую сегодня принято называть пифагорейской, была создана его учениками, хотя основные мысли все же принадлежат ученому.

Числа и фигуры

Пифагор видел таинственный смысл в числах и фигурах, он свято верил, что числа и есть сущность вещей. Гармония у него выступала основным законом мира и нравственности. Пифагор и пифагорейцы смело, но достаточно своеобразно пытались объяснить устройство Вселенной. Они считали, что Земля и любая другая шарообразная планета движутся вокруг центрального огня, от которого получают жизнь и тепло. Они были первыми, кто указал на то, что планеты соблюдают пропорции в расстоянии между друг другом. И только благодаря этому вращению и расстоянию образуется гармония.

Пифагор и пифагорейцы считали, что основной целью человеческой жизни является гармония души. Только та душа, которая смогла достичь гармонии, может вернуться к вечному порядку.

Классовое деление

Пифагор и ранние пифагорейцы считались религиозно-политическим обществом, которое делилось на несколько классов. К высшему классу относились эзотерики. Их число не должно было превышать 300 человек. Эти люди были посвящены в тайные учения и знали конечные цели ифагора и союза пифагорейцев. Низший класс тоже состоял из эзотериков, но не посвященных в таинства сообщества.

Чтобы вступить в ряды эзотериков-пифагорейцев, нужно было пройти строгое испытание. Во время этого испытания ученик должен был хранить молчание, во всем повиноваться наставникам, приучать себя к аскетизму и отречься от житейской суеты. Все, кто состоял в этом союзе, вели нравственную жизнь, следовали правилам и во многих вещах себя ограничивали. Можно даже сказать, что пифагорейский союз чем-то напоминал монастырскую жизнь.

Они собирались вместе, чтобы заниматься физическими упражнениями, умственной деятельностью, вместе обедали, совершали разные очищающие обряды. Каждому, кто состоял в пифагорейском союзе, Пифагор присвоил отличительные знаки и символы, по которым его ученики могли узнавать друг друга.

Нравственные заповеди были изложены в «Золотых изречениях» Пифагора. Те, кто не следовал правилам, исключался из союза. Но это происходило крайне редко, участники этого сообщества были настолько преданы своему предводителю, что слова «он сам так сказал», считались нерушимыми истинами. Все пифагорейцы были воодушевленные любовью к добродетели и состояли в братстве, где человеческая личность была подчинена целям общества.

Философия и власть

Пифагореизм в философии - это размышления о числе и гармонии, понятия, что совпадали с понятиями закона и порядка. Каждая из заповедей союза должна была принести в жизнь каждого человека закон и гармонию. Поэтому пифагорейцы усиленно занимались музыкой и математикой. Они считали, что это лучшие средства для достижения спокойствия. Также они занимались гимнастикой и медициной, чтобы улучшить здоровье и придать телу сил. Проще говоря, гармония, которую пытались достичь пифагорейцы, не была исключительно духовным предписанием. Учение такого рода не могло быть односторонним: укреплять нужно и тело, и дух.

Стоит отметить, что в союзе состояли не только простые граждане, но и весьма влиятельные персоны того времени, поэтому он оказывал значительное влияние на общественную и политическую жизнь. Если говорить кратко, Пифагор и пифагорейцы создали союз, который был не только религиозно-нравственным сообществом, но и политическим клубом. Это была строго аристократическая партия. Но аристократическая по Пифагору. Он хотел, чтобы в обществе правила аристократия образованности, а не знати. Стремясь внедрить в политику свои идеи, которые противоречили существовавшему государственному устройству, пифагорейцы и навлекли на свои головы немилость.

Учение о числах

Философия, математика и религия в пифагореизме гармонично сплетались в одно целое. Их представления о мире базировались на представлениях о мере и числе, которыми они пытались объяснить формы предметов и их место в первобытном мире. В учении Пифагора единица была точкой, двойка - линией, тройка - плоскостью, а четверка - отдельным предметом. Даже окружающие предметы, а не только геометрические фигуры, представлялись пифагорейцам числами. Было принято считать, что частицы землянистых тел имеют форму куба, молекулы огня похожи на пирамиды или тетраэдры, а частицы воздуха являются восьмигранниками. Только зная форму, можно познать истинную сущность предмета, именно это в философии пифагореизма было основным учением.

Сравнивая материю с формой, принимая числа за сущность самих предметов, а не за пропорции, пифагорейцы приходили к достаточно странным выводам.

Семейная пара - это две единицы, двое. На деле их два, но они составляют одно. Если ударить одного, то боль ощущают двое. Но если бьют одного, а другому все равно - это никакая не пара. Да, они рядом, совместно живут, но не составляют одно целое. Если такие люди разойдутся, то в их отношениях расставание ничего не изменит, равно как и последующее соединение.

Согласно их учению, все числа, которые идут после десяти, являются повторением ряда от 0 до 9. В числе 10 заключены все силы чисел - это совершенная цифра, которая считается началом и правителем земной и небесной жизни. На числа пифагорейцы раскладывали весь физический нравственный мир. К примеру, они говорили, что справедливость - это умножение равных чисел, справедливостью они называли число 4, так как это первое квадратное число, после него идет 9. Число 5 было символом брака, так как оно образовалось от соединения мужской цифры 3 и женской 2. Здоровьем выступало число 7, а любовь и дружбу символизировала восьмерка. Единица была разумом, а двойка - мнением.

Гармония

Учение Пифагора и пифагорейцев о гармонии заключалось в следующем. Все числа можно поделить на четные и нечетные. Но только четные числа считаются неограниченными. Нечетное число - это власть над противоположностями, поэтому оно намного лучше четного числа. В четном числе нет противоположностей, поэтому и нет совершенства.

Каждый предмет, взятый отдельно, является несовершенным, только соединив воедино несовершенные объекты, можно достичь гармонии.

Учение о Вселенной

Пифагор пытался объяснить происхождение и устройство Вселенной. Благодаря постоянным занятиям математикой и созерцанию звезд пифагорейцы дали описание Вселенной, которое было наиболее близко к истине. Хотя их идеи о том, как появился мир, были на удивление фантастическими.

Пифагорейцы считали, что сначала в центре образовался огонь, он породил богов, и пифагорейцы назвали его монадой, то есть первым. Пифагор считал, что этот огонь породил и другие небесные тела. Он был центром Вселенной, той силой, что сохраняла порядок.

Размышления о переселении душ

Философия Пифагора и пифагорейцев была направлена и на создание религиозного учения о переселении душ. Во Вселенной присутствует гармония, она должна быть и в человеке, и в государстве. Поэтому человек должен стремиться именно к гармонии, подводить под нее все противоречивые стремления своей души, брать верх над инстинктами и животной страстью.

Пифагор считал, что душа, соединенная с телом, несет таким образом наказание за свои прошлые прегрешения. Она погребена в теле, словно в темнице, и не может его сбросить. Но и не хочет, она любит тело по определению. Ведь только благодаря телу душа получает впечатления, а освободившись, будет вести бестелесную жизнь в лучшем мире. В мире порядка и гармонии. Но попасть в него душа сможет только в том случае, когда обретет гармонию в себе, достигнет благодетели и чистоты.

Нечистая и негармоничная душа не попадет в это царство, она вернется в землю для последующих перерождений, для странствий в телах людей и животных.

В чем-то учения Пифагора и школы пифагореизма были схожи с восточными идеями, где считалось, что земная жизнь - это время очищения и подготовки к будущей жизни. Считалось, что Пифагор умел узнавать в телах души, с которыми был знаком ранее и он помнил свои прежние воплощения. Он говорил, что сейчас проживает свое пятое воплощение.

Согласно учениям пифагорейцев, бестелесные души были духами, так называемыми демонами, которые существовали в воздухе и под землей. Именно от них пифагорейцы получали откровения и пророчества.

Милетская школа

Часто упоминается о Пифагоре и пифагорейцах в Милетской школе. Это философская школа, которую основал Фалес в Милете (греческая колония в Малой Азии). Философы, которые входили в состав Милетской школы, были родоначальниками становления и развития греческой науки. Здесь были созданы базовые основы астрономии, географии, математики и физики. Они были первыми, кто ввел в обиход научную терминологию, первыми стали писать прозой.

Представители Милетской школы рассматривали мир как единое воодушевленное целое. Они не видели принципиального различия между психическим и физическим, живым и мертвым. Считалось, что неодушевленные предметы просто имеют меньшую степень одушевленности.

К этим идеям причислили и наработки Платона - мыслителя, который создал первую в мире философскую школу. Учеников Пифагора легко можно было узнать по внешнему облику и благородному поведению. Но это было только для вида, так сказать, результат взглядов философских учений. Пифагорейцы хотели очистить свою душу, чтобы попасть в мир вечной гармонии, а своим благодетельным намерениям нужно было соответствовать и внешне.

Он не был мудр

Однажды Пифагор сказал, что он ни капли не мудр, поскольку мудрым является только Бог, он просто человек, который любит мудрость и стремится к ней. Мыслитель часто задавался вопросом о том, что такое человек. Неужели это тот, кто много спит, много ест и мало думает? Достойно ли это человека? Вовсе нет.

Пифагорейцы создали математику как науку. Добавить к арбузу арбуз могли еще вавилоняне, пифагорейцы выделили числа и отношения между ними как самостоятельный предмет. Они отбросили арбузы, добавили философию и немного живого воображения.

Книга предназначена всем тем, кто интересуется философией античности и хочет узнать о жизни выдающихся мудрецов этого периода. В ней рассматривается история античной философии от ее зарождения до заката неоплатонизма и закрытия философских школ императором Юстинианом. Книга предназначена как студентам, аспирантам и преподавателям, так и широкому кругу читателей – любому, кто хочет приобщиться к сокровищнице мировой культуры и интересуется античностью, мудрецами, психологией.

5. Школа Пифагора

После завоевания Ионии и Милета персами центр античной философской мысли переместился в «Великую Грецию», совокупность греческих полисов на острове Сицилия и на юге Аппенинского полуострова.

Первую из философских школ того времени основал Пифагор, сын Мнесарха, уроженец Самоса в Ионии. После длительных путешествий по миру Пифагор осел в италийском городе Кротон, где и основал пифагорейскую школу.

Изначально учение Пифагора было тайным и для непосредственного общения с самим философом его ученики должны были потратить много сил и времени. Члены пифагорейского союза жили и ели совместно, соблюдали общий для всех распорядок дня. Они занимались философией и математикой, изучением других наук, а также музыкой и гимнастикой.

Пифагорейцы также активно участвовали в политической жизни общества. В конечном итоге, именно такое участие ими в управлении многих полисов и привело к плачевному для союза философов итогу.

Умер Пифагор в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу. После его смерти заметно усилилась вражда против пифагорейского союза.

В середине V в. многие пифагорейцы из Кротона были убиты. Нападки на учеников Пифагора продолжались и в других городах. Уцелевшие философы были вынуждены скрываться, разнося по всему миру свое учение. За счет этого к концу пятого века до н. э. пифагорейство пережило этап недолгого процветания. Пифагореец Архит достиг большого политического значения в городе Таренте как военачальник и государственный деятель, что обеспечило пифагорейству защиту и даже некоторую популярность. Однако в шестом веке до н. э. учение и школа Пифагора пришли в окончательный упадок.

В общем и целом, пифагорейская школа просуществовала почти два столетия – с последней трети VI в. до н. э. по вторую половину IV в. до н. э. В состав союза помимо философов – Пифагора, Гиппаса, Филолая, Тимея – входили также известные врачи Алкмеон и Демокед, скульптор Поликлет, драматург Эпихарм, биолог Менестор, математик и механик Архит и др.

Вероятнее всего сам Пифагор не оставил после себя ни одного сочинения. В связи с этим невозможно утверждать наверняка, что в действительности являлось частью учения пифагорейцев, а что было добавлено более поздними античными авторами. Основными источниками знаний о союзе являются сочинения Платона и Аристотеля, а также фрагменты сохранившихся трудов Филолая.

Пифагор Самосский (Πυθαγόρας ὁ Σάμιος) (580-570 – ок. 490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, создатель школы пифагорейцев. По мнению знаменитого древнегреческого историка Геродота, Пифагор являлся «величайшим эллинским мудрецом» (Геродот, 4.95).

Основными источниками о жизни Пифагора являются дошедшие до нашего времени работы Ямвлиха (242-306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234-305 гг.) «Жизнь Пифагора» и Диогена Лаэртского (200-250 гг.) «Пифагор». Необходимо еще раз упомянуть о том, что Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все биографические сведения о философе основываются прежде всего на трудах его учеников, которые могли быть не слишком искренни в своем отношении к учителю, несколько приукрасив действительность.

Пифагор, вероятнее всего, был знатного рода. Часто встречается точка зрения, согласно которой отец философа Мнесарх был богачом. Многие источники отмечают, что рождение будущего философа предсказала Пифия в Дельфах. Ребенок был назван Пифагором, что, собственно, и означает «тот, о ком объявила Пифия». По предсказанию Пифии, ребенок «будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью и своим образом жизни принесет огромную пользу человеческому роду» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. II, 5).

Биографы отмечают также, что Пифагор был семейным человеком – у него была жена и двое детей.

Порфирий и Диоген Лаэртский пишут в своих книгах о том, что уже в юности Пифагор в поисках новых знаний отправился в Египет. Он был снабжен рекомендательными письмами от правителей города фараону Амасису, что позволило ему получить разрешение общаться с египетскими жрецами и попасть за многие «закрытые двери». В книге Ямвлиха «О Пифагоровой жизни» автор утверждает, что Пифагор покинул отчий дом в возрасте 18 лет, путешествовал по разным странам четыре года, а затем пробыл в Египте 22 года. Спустя это время, Пифагор попал в плен к персидскому царю Камбизу и был отправлен в Вавилон, где провел в рабстве 12 лет. Пифагору удалось вернуться в свой родной Самос лишь в возрасте 56 лет.

Однако Порфирий в своих сочинениях высказывает совсем другую историю относительно жизни Пифагора. Так, по его мнению, Пифагор покинул Самос лишь в возрасте 40 лет в связи со своим несогласием с тираническим правлением Пликрата.

Тем не менее биографы Пифагора сходятся на том, что в некоторый момент времени, будучи уже зрелым человеком, он покинул Самос и перебрался в Южную Италию. Ямвлих объясняет это тем, что «его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав все это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. VI, 28).

Пифагор поселился в греческой колонии Кротон, где и организовал знаменитый пифагорейский союз, найдя много слушателей и последователей. Он принимал активное участие в политической жизни Кротона. Пифагорейцев принято считать создателями специального правящего органа в городе – «Совета трехсот». Считается, что Пифагор лично возглавлял этот совет на протяжении двух десятилетий. Со временем влияние пифагорейцев начало распространяться и на соседние города, что вызвало немалое недовольство их жителей.

В конце 6 века до н. э. рост антипифагорейских настроений привел к тому, что Пифагору пришлось переехать в греческую колонию Метапонт, где он и провел остаток своих дней. Разгром Пифагорейского союза, вероятнее всего, был вызван отказом членов союза распределять земли согласно традициям, по жребию.

Ямвлих отмечает, что смерть философа должна была приходиться на 491 год до н. э. Диоген Лаэртский приводил схожие данные, указывая продолжительность жизни Пифагора равной либо 80, либо 90 годам, из чего следовало, что философ умер в 490 или 480 году до н. э. Споры среди историков вызывает не столько дата смерти философа – существует ряд версий о том, как именно умер Пифагор. По одной версии, философ умер во время мятежа испуганных ростом влияния пифагорейского союза горожан, которые подожгли здание школы Пифагора, где он сгорел в месте со многими учениками. Сторонники другой версии настаивают на том, что философу удалось скрыться и он умер некоторое время спустя либо своей смертью в городе Метапонте, либо от голода в одном из храмов.


Пифагорейский союз


Внутренний круг назывался mathematikoi (математики), а внешний круг – akousmatikoi (слушатели). В первый входили наиболее выдающиеся ученики, посвятившие учебе в союзе более десяти лет. Слушатели же никогда даже не видели самого Пифагора.

Порфирий указывает, что математикам были доступны объяснения теорий Пифагора, тогда как слушатели обходились лишь тезисами сочинений Пифагора. Согласно Ямвлиху слушатели ходили на лекции, которые философ давал из-за занавеси. В отличие от математиков, их не посвящали в таинства союза, обучая прежде всего нормам морали и поведения.

Согласно легендам, члены пифагорейского союза вставали до восхода Солнца, после чего некоторые время занимались зарядкой ума, решая математические задачи и проделывая упражнения на память. Затем они шли на берег, где встречали восход Солнца. Вечером же они совершали совместные купания. Перед сном каждый пифагореец должен был ответить самому себе на три вопроса: Как я прожил день? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?

Некоторые источники упоминают о том, что обучение в Пифагорейском союзе длилось в общей сложности пятнадцать лет. В течение первых пяти лет ученики могли только молчать. Вторые пять лет они могли уже слышать речи Пифагора, не видя его самого. Последние пять лет обучения ученики могли разговаривать со своим учителем. Само имя философа обладало такой властью, что ученики страшились называть его Пифагором, предпочитая говорить «Тот самый муж» или «Сам». Другой вариант почтения к учителю выражен в дошедшей до наших дней фразе «Autos epha, ipse dixit», что означает «Так сказал он».

В школе Пифагора соблюдалось правило молчания, названное эхомифией, согласно которому «если в чем-то сомневаешься, то лучше промолчи». Вполне возможно, что нарушение этого правила жестоко каралось – вплоть до смерти нарушителя.

Влияние Пифагора на учеников было огромно. Так, некоторые источники приводят историю о том, что, услышав критику из уст учителя, один из учеников Пифагора покончил жизнь самоубийством. Встревоженный этой ситуацией философ более никогда не позволял себе говорить раздраженно или критически в чей-либо адрес.

Некоторые источники отмечают, что, несмотря на очевидный научный статус союза, пифагорейцы были во многом подвержены самым обычным предрассудкам и верили в различные приметы. Так, Пифагорейцам было запрещено есть фасоль, а также существовало суеверие, согласно которому хождение под лестницей или перекладиной привело бы к дурным последствиям.

Впрочем, несмотря на странность некоторых ритуалов и примет, многие историки усматривают за ними некоторый глубинный смысл. Так, запрет «переступать через весы» помимо собственно невозможности совершения этого действия означает то, что пифагореец не должен переступать через идеалы равноправия и справедливости.

Помимо науки, Пифагор интересовался вопросами морали и религии. Обширные знания философа и созданная вокруг него атмосфера загадочности в итоге привели к поклонению его учениками к своему учителю как к божеству.

Во многих легендах говорилось о том, что в один и тот же час его видели в расположенных в неделе езды друг от друга Кротоне и Метапонте. Некоторые греки искренне верили, что Пифагор был сыном богов – Аполлона или Гермеса. Достаточно часто «божественное» происхождение философа связывали с тем, что он якобы помнил о всех своих прошлых жизнях и воплощениях.

Философ якобы был способен разговаривать с животными и птицами. По одной из легенд, переходя реку, Пифагор прочитал молитву духу реки и его спутники услышали, как река ответила философу: «Приветствую тебя, Пифагор!». Другая легенда описывает случаи, когда философ исцелял больных, просто напевая стихи из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Согласно одной из легенд, Пифагор увидел собаку, которую били люди. «Прекратите, не бейте ее, – вмешался Пифагор, – в ней душа моего друга, я узнал его по голосу» . (Ксенофан, фр. 7, Дильс-Кранц). Многие источники настаивают на том, что Пифагор был вегетарианцем и, более того, не приносил животных в жертву богам. Пифагорейцы призывали людей не общаться с теми, кто забивает животных, считая, что употребление в еду мяса затемняет людские умы.

Историки отмечают, что пифагорейский союз обладал значительным политическим влиянием и фактически управлял Кротоном. Община, созданная Пифагором, насчитывала сотни человек.

Ямвлих пишет, что пифагорейцы «…образовали большое сообщество (их было более трёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже не управлялся согласно тем же обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцы владели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялось государственное устройство, существовавшее от основания города, хотя были недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когда завоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёванной землёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, то затаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило против них… Родственники пифагорейцев относились с ещё большим раздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а из близких – только родителям, и что они предоставляют своё имущество для общего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когда родственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились к конфликту… Через много лет… кротонцами овладели сожаление и раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещё были живы.» (Ямвлих. О Пифагоровой жизни. XXXV).

После разгрома союза, два круга пифагорейского союза разделились на разные группы и математиков возглавила жена Пифагора Теано. Супруга философа была знаменита своими сочинениями в областях математики, медицины, психологии. Несмотря на то, что к нашему времени эти сочинения не сохранились, историки отмечают, что широта знаний и вклад в науку Теано имеет не меньшее значение, чем достижения самого Пифагора. Безусловно, стоит заметить, что в те времена роль женщины сводилась к уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, поэтому Пифагор оказался знаменит еще и тем, что впервые позволил женщинам находиться в равных условиях с мужчинами в своем союзе.


Идеи Пифагора


Основа учения Пифагора построена на идее переселения душ. Человек, согласно мнению философа, должен очистить свою душу с помощью знаний. Душа, однажды посланная в тело человека или животного, затем многократно переселяется в другие тела до тех пор, пока не получит права вернуться на небеса.

Пифагор содействовал развитию целого ряда наук: математики, физики, астрономии и географии.

По мнению философа и его последователей, в основе вещей лежит число, а познать мир значит познать управляющие им числа. Пифагор и его ученики нашли числовые соотношения практически во всех областях человеческой деятельности. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями, а задача настоящего философа состоит в том, чтобы установить связи между этими отношениями и реальностью.

Число они полагают началом не только как конституирующий материал для сущего, но также как образующий свойства и статус сущего. В качестве элементов числа они называют четное и нечетное, последнее из них – предельное, а первое – беспредельное. Единое происходит из обоих элементов, оно есть четное и нечетное вместе. Из Единого происходит число, а числа, как уже сказано, образуют весь универсум.

Другие пифагорейцы утверждали, что всего десять начал, разделенных на противоположности:

1. предел-беспредельное,

2. нечетное-четное,

3. единое-многое,

4. правое-левое,

5. мужское-женское,

6. покоящееся-движущееся,

7. прямое-кривое,

8. свет-тьма,

9. благое-порочное,

10. квадратное-вытянутое.

Аристотель. Метафизика, Книга 1, 5, 985 – 98


Пифагор изучал числа и пропорции, чтобы познать душу человека, а получив необходимое знание, научиться контролировать процесс переселения душ с целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Изучение чисел вовсе не было бесполезным занятием, как это может показаться читателю на первый взгляд. Пифагорейцам приписывают установление инкубационных периодов созревания зародышей, циклов развития животных и растений, определение числовых закономерностей календарного года.

Пифагору приписывают и разделение человеческой жизни на ряд этапов. Так, согласно философу, «Двадцать лет – мальчик, двадцать – юнец, двадцать – юноша, двадцать старец. Возрасты соразмерны временам года: мальчик – весна, юнец – лето, юноша – осень, старец – зима». В такой интерпретации «юнец» соответствует молодости, а «юноша» – зрелому возрасту.


Математика


Достижения пифагорейцев в области математики были крайне велики для своего времени. Среди них можно выделить прежде всего:

– теорию пропорций. Уже в древности многие историки утверждали, что Пифагор устанавливал арифметические, геометрические и гармонические пропорции.

– теорию четных и нечетных чисел. Пифагор установил, что сумма четных чисел будет четной. Сумма четного числа нечетных чисел также будет четной, а сумма нечетного числа нечетных чисел будет нечетной. Философ также установил связи при вычитании чисел: четное минус четное равно четному, а четное минус нечетное равное нечетному числу.

– теорию совершенных и дружественных чисел. Первыми Пифагор назвал такие числа, которые равны сумме своих делителей. Например, число 6 имеет делители 1, 2 и 3. Дружественными числами стали называть числа, равные суммами своих делителей.

Стобей писал, что «Пифагор, кажется, ценил занятие числами более всего, и он подвинул вперед [эту науку], освободив ее от служения делу купцов и уподобляя все вещи числам» (Стобей 11,6).


Геометрия

Достижения Пифагора в области геометрии также велики. По словам Прокла, «Пифагор преобразовал геометрию, придав ей форму свободной науки, рассматривая ее принципы чисто абстрактным образом и исследуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррациональных количеств и открыл конструкцию космических фигур» (Прокл. Эвклид. 65, 11).

Ему приписывают следующие научные открытия в области геометрии:

– Описание и доказательство теоремы Пифагора. Еще со школьного курса геометрии Пифагор известен как автор названной в его честь теоремы.

Начиная с четвертого века н. э., античные авторы начали приписывать авторство этой теоремы именно Пифагору.

Согласно данной теореме, в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы С (стороны, противоположной прямому углу) равен сумме квадратов двух других сторон А и В (катетов), т. е. a² + b² = c².

Впрочем, некоторые современные историки утверждают, что Пифагор не являлся автором теоремы и, более того, не доказывал ее самостоятельно, а лишь передал свои ученикам уже известную ему информацию.

Вероятнее всего, Пифагор мог ознакомиться с теоремой в Вавилоне, причем ученые доказывают, что раскопки глиняных табличек с записями уравнений указывают на дату создания теоремы за тысячу лет до жизни философа. Впрочем, весомых доказательств того, что в Вавилоне была открыта именно эта терема, не существует.

Некоторые источники по-прежнему утверждают, что Пифагорейскому союзу принадлежит первое доказательство этой теоремы. Однако из-за закрытого характера жизни в союзе не существует прямых доказательств того, что Пифагор вообще когда-либо работал над этой теоремой.

Первое упоминание о связи теоремы с именем Пифагора впервые встречается спустя пять столетий после его смерти в работах Цицерона и Плутарха.

– Построение пяти правильных многогранников. Пифагорейцам приписывают первое в мире создание пирамиды, куба, додекаэдра, октаэдра и икосаэдра. Аэций сообщает, что философ также соединил свое учение об этих фигурах с учением о первоэлементах.

«Пифагор говорит, что есть пять телесных фигур, которые называются также математическими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирамиды – огонь, из октаэдра – воздух, из икосаэдра – вода, из додекаэдра – сфера Вселенной (эфир)»

Аэций. II. 6,5.

Космология


Пифагору часто приписывают открытие шарообразности Земли. Однако Теофраст отдает первенство в этом вопросе Пармениду, а Диоген Лаэртский, в свою очередь, указывал в качестве автора данной концепции Анаксимандра. Согласно идеям Пифагора Земля находится в центре мира, а все небесные тела движутся в Эфире вокруг нее. Каждая планета, перемещаясь в пространстве, производит монотонный звук определенной высоты.

Высота звука зависит от скорости движения планет, которая возрастает с удаленностью от Земли. Так, Луна вращается медленнее, чем Солнце. Движение же всех планет приводит к звучанию мелодии или «музыки небесных сфер», которую могут слышать люди с особо тонким слухом, к коим относил себя и Пифагор.

Пифагору приписывают разделение небесной и земной сфер на зоны (в частности, выделение арктической, экваториальной и антарктической зон).

К достижениям ранних пифагорейцев относят также и определение порядка планет – Земля, Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.


Сочинения


Историки сходятся во мнении, что Пифагор никогда не записывал собственных слов. В качестве основной причины чаще всего называется закрытость пифагорейского союза для внешнего мира. Тайное учение, по мнению Пифагора, нельзя было доверить бумаге.

Ямвлих пишет: «Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят, Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал в крайнюю нужду» (Ямвлих. О Пифгоровой жизни. XXXI)

Сложно сказать, были ли все же некоторые книги написаны самим Пифагором, но, так или иначе, к временам пифагорейского союза зачастую относят сочинения «О воспитании», «О государстве» и «О природе». Однако ни один из авторов или историков в течение двухсот лет после смерти Пифагора не только не приводит цитат из произведений философа, но и вообще не упоминает о существовании таких трудов.

Тем не менее, философ стал знаменит своими устными наставлениями и советами. Такие высказывания были названы «акусмы» (греч. άκουσμα – «устное изречение») и напоминают различные пословицы и поговорки. Например: «Что упало, не поднимай» о неизбежности смерти, «Не разламывай хлеба надвое» о ценности дружбы. В акусмах Пифагора содержится множество советов: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. В отличие от основной части учения, предназначенных для круга математиков, акусмы формулировались философом доступно для понимания любого человека.


Высказывания


Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле


Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости


Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем


Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость


Делай великое не обещая великого


Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык


Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга


Дружба есть равенство


Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь


Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок


Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями


Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места


Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть


Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав


Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова


Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления


Начало – половина целого


Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом


Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому


Не поднимайте пыли на жизненном пути


Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца


Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть


Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения


Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».


Пьянство есть упражнение в безумстве


Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него


Статую красит вид, а человека – деяния его


Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных


Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней


Чаще теряют меру в питье, чем в еде


Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может


Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью


Обощение


Философ – Пифагор


Годы жизни – 580-570 – ок. 490 до н. э.


Философская школа/направление – Пифагореизм


Ученик -


Учитель -


Основная идея – Число лежит в основе вещей


Достижения в областях:


Геометрия – Теорема Пифагора, создание правильных многоугольников


Религия – Идея о переселении душ и карме


Политика – Создатель пифагорейского союза


Биология – Установление инкубационных периодов у растений и животных


Основные труды – «О воспитании», «О государстве» и «О природе»

Алкмеон или Алкмеон Кротонский – древнегреческий философ и врач, живший в V в. до н. э.

Алкмеон считается одним из учеников Пифагора. Однако в силу приоритета интереса Алкмеона к медицине, а не к философии, многие вообще оспаривают его причастность к учению пифагорейцев.


Нервная система


Философ был автором первой в Греции медицинской книги. В отличие от бытовавших в то время мнений, Алкмеон высказывался за идею о том, что источником познания и мыслящим органом является головной мозг. Накопив богатый опыт работы с заболеваниями мозга и исследования его у животных, Алкмеон выделил ряд основных нервных путей и их центров. Это позволило определить процесс получения человеком ощущений от внешних источников. С помощью органов чувств мозг человек распознает получаемые извне сигналы, идущие по нервным сетям. Философ установил, что строение нервной системы человека и животных в целом схоже, а значит вторым также должны быть свойственны процессы восприятия, ощущения и переживания. При этом, в отличие от животных, человек обладает разумом.

Теофраст приводит следующую фразу, описывая идеи Алкмеона: «А именно он говорит, что человек отличается от прочих [животных] тем, что только он мыслит, между тем как остальные [животные] ощущают, но не мыслят» (Теофраст. О чувствах, 25).


Здоровье человека


Алкмеон связал жизнедеятельность человека с уровнем крови в организме. Так, прилив крови в вены обеспечивает пробуждение ото сна, тогда как оттек ведет ко сну. Смерть же философ также объяснял оттоком крови. Помимо крови большую роль для жизнедеятельности играют четыре элемента – земля, вода, воздух и огонь.

Только равное соотношение этих элементов ведет к хорошему здоровью, тогда как убыток или переизбыток одного элемента вызывает серьезные болезни. Аэций приводит следующие слова Алкмеона – «Сохраняет здоровье равновесие (изономия) [в теле] сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочих; господство же (монархия) в них одного есть причина болезни. Ибо господство одной противоположности действует гибельно» (Аэций V 30, 1 (В 4)).

Алкмеон также высказал идею о том, что физическое здоровье человека во многом зависит от внешних факторов – места его проживания, чистоты воздуха или воды.

Философ полагал, что душа человека бессмертна и, по аналогии с небесными телами, находится в бесконечном круговом движении.


Органы чувств


Алкмеон объяснял работу ощущений, но его воззрения на работу органов чувств человека в наши дни могут показаться довольно наивными.

По мнению философа, глаз состоит из воды и огня, а видит человек тогда, когда видимое отражается в прозрачной части глаза.

Слух возможен тогда, когда звук извне попадает в ухо, обрабатывается некоторым «пустым местом» (kenon) во внутреннем ухе, и уже после обработки передается в головной мозг.

Вкус возникает с помощью языка, который распределяет вкусовые черты объектов за счет их температуры.

Обоняние же, по мнению Алкмеона, происходит в то время, когда мы делаем вдох, таким образом передавая дыхание в мозг.

Выдвинутые Алкмеоном идеи оставили заметный след в дальнейшем развитии медицины, философии и психологии.

Филолай (Φιλόλαος, лат. Philolaus; вторая половина V в. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита.


Филолай родился в городе Кротон в Южной Италии Впрочем, иногда местом рождения философа считают Тарент. Вскоре после восстания против пифагорейцев в Метапонте, философ перебрался сначала в Луканию, а затем в Фивы.

Считается, что Филолай первым из пифагорейцев открыл миру их учение о природе и космологии, до того бывшее тайным и передававшееся только на словах. Впрочем, еще до Филолая книги издавали такие пифагорейцы как Алкмеон, Менестор, Гиппон.

До нашего времени дошли лишь отдельные части произведения.


О космосе


Согласно Аристотелю, Филолай был первым ученым, кто предположил возможность движения Земли. Философ высказал идею о том, что смена времени суток вызвана движением нашей планеты вокруг некоторого центра вселенной.

Аристотель пишет, что, согласно Филолаю, «Земля… движется по кругу вокруг центра, вызывая смену дня и ночи » (Аристотель. О небе, В 13. 293 а 18).

В центре своей модели мира Филолай поставил Центральный огонь – Гестию, представляющий собой незатухающее пламя, освещающее весь мир. Византийский писатель Стобей писал: «Филолай посередине, в центре, помещает огонь, который называет Очагом Вселенной, Домом Зевса, Матерью богов, Алтарем, Связью и Мерой природы…» (Стобей. О порядке светил. II, 7).

Вокруг Центрального огня вращаются Антиземля, Земля, Луна и известные на тот момент планеты – Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн. За данными планетами располагаются скопление неподвижных звезд, вокруг которых находится Объемлющий огонь. Чем ближе тело находится к Гестии, тем быстрее оно движется.

Антиземля или Противоземля́ (греч. Ἀντίχθων) – вымышленное небесное тело, которое многие пифагорейцы использовали в своих моделях Вселенной. Вероятнее всего оно вводилось для круглого счета, так высоко ценимого учениками Пифгора. Антиземля располагалась между Землей и Центральным огнем. Две планеты двигаются синхронно и на одной скорости, что не позволяет видеть Антиземлю.

Филолай высказал идею об обитаемости и других планет помимо Земли. Он считал, что на Луне живут схожие с земными животные, но крупнее в 15 раз в силу того, что лунный день дольше земного в 15 раз.

Представим себе модель Вселенной по Филолаю:

О числе


По словам философа: «Все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать» (Филолай, фр. 4). Как и Пифагор, Филолай соотносил с числами различные характеристики как предметов, так и людей. Например, числом «5» он обозначал качество вещей и их цвет, числом «7» – ум и здоровье человека.

Вслед за своим учителем Филолай придавал огромное значение и соотношению музыкальных интервалов с движением светил. Философ высказывал идею о соотношении высоты звучания со скоростью движения и на этом основании постановил, что наиболее низкий тон имеет Луна, а наиболее высокий – звезды.

Философ считал число 10 совершенным, полагая, что оно олицетворяет собой завершенность в силу того, что «коренится в самой природе и более всего способствует завершению вещей» (Филолай. 44 А 13).

Троицу (число 3) Филолай считал не только первым нечетным числом, но и первым числом как таковым. Нечетные числа, по мнению философа, играют главную роль, четные – подчиненную. Более того, Филолай говорил, что «Нечетные числа посвящены мужским богам вследствие неделимости, обращенности к себе и пребывания … Четные, в свою очередь, посвящены женским богам вследствие делимости и прогресса…» (Филолай. 58 В 21d).


О душе


Филолай постановил бессмертность человеческой души, считая, что она попадает в тело в качестве наказания за грехи и находится в нем как в могиле. Сам философ говорил следующее: «Свидетельствуют также древние теологи и прорицатели, что в наказание за некоторые [преступления] душа соединена с телом и, как бы в могиле, погребена в нем. Лишь побывав в трех разных телах и не совершив при этом ни одного дурного поступка душа может освободиться из порочного круга и обрести покой» (Филолай. 44 В 14).

Стоит отметить, что пифагорейцы считали, что душа может попасть не только в тело человека, но и животного. Возможно, именно по этой причине и Филолай в том числе призывал очищать души, отказываясь от употребления в еду животных. В качестве средства лечения души Филолай призывал использовать музыку, а для лечения тела советовал придерживаться диеты.

Архит Тарентский (Ἀρχύτας ὁ Ταραντίνος, лат. Archytas, Тарент, 428 год до н. э. -347 год до н. э.) – древнегреческий философ-пифагореец. Архит родился в Таренте, на территории современной Италии, и был сыном Мнесагора. В течение некоторого времени он обучался у Филолая.


Архит, как сообщается, был близким другом Платона. Помимо интереса к философии, Архит был известен и как успешный полководец. Он был семь раз выбран на должность стратега (генерала армии в современном понимании) жителями Тарента и проводил удачные военные кампании, не потерпев ни единого поражения в сражениях против жителей южной Италии. Возможно, жители Тарента даже сделали для него исключение из правил и законов, согласно которым никто не мог избираться на эту должность несколько раз подряд.

По словам самого Платона, Архит предпринимал попытки спасти его во время проблем философа с тираном Дионисием II.

Как сообщается, Архит утонул во время кораблекрушения. Его тело лежало на берегу, пока один моряк не похоронил его.


Геометрия


Архиту приписывают решение задачи об удвоении куба, впервые поставленной Гиппократом Хиосским. Так утверждает Евтокий в комментарии ко второй книге Архимеда «О шаре и цилиндре». Многими учеными это решение считается исторически первым научно обоснованным решением теоремы. Более того, некоторые историки полагают, что именно Архиту на самом деле принадлежит восьмая (арифметическая) книга «Начал» Евклида.


Музыка


В сфере музыки Архит прославился описанием основных пропорций, большой терции, выяснением того, что основные интервалы не могут быть разделены на две части и т. д.


Механика


По словам Диогена Лаэртского, Архит «первый упорядочил механику, приложив к ней математические основы, и первый свёл движение механизмов к геометрическому чертежу» (Диоген Лаэртский VIII, 24)..

Авл Геллий в «Аттических ночах» спустя пять веков после жизни философа писал что «Архит Тарентский, искушённый помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя». Летающее устройство Архита и в самом деле было сделано в форме птицы и названо автором Голубем. По легенде, Голубь пролетел около 200 метров.

Известно, что одним из учеников Архита был в том числе и изобретатель первой катапульты Зопир.


Космология


Об идеях Архита о строении и образовании вселенной известно немного, однако именно он стал автором одного из самых известных аргументов в пользу идеи о бесконечности Вселенной:

«Окажись я на краю Вселенной, то есть на сфере неподвижных звёзд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку в ней? Допущение, что не мог бы вытянуть, нелепо. Но если вытяну, тогда то, что вовне, окажется либо телом, либо местом (что совершенно безразлично). Таким образом, сколько раз не допускай границу Вселенной, всякий раз мы будем аналогичным образом подходить к ней и задавать тот же самый вопрос…»

Евдем. Физика, 65


Этика


Сообщается, что Архит очень хорошо относился к людям, в том числе и к рабам. Философ выступал за подчинение эмоций и чувств разуму и воле. Архит отказывался наказывать провинившихся рабов в силу того, что никогда не хотел действовать под влиянием негативных эмоций и, в частности, гнева. Философ говорил, что вместо того, чтобы клеймить врагов или глупцов словами, лучше написать проклятия на бумаге.


Сочинения


Перу Архита приписывают сочинения «О математических науках» (Περί μαθημάτων), «Беседы» (Αιατρφαί) и «Гармоника» (»Αρμονικός).


В честь Архита назван один из кратеров на Луне.

Тимей из Локр или Тимей Локрский – древнегреческий философ-пифагореец.


К сожалению, о данном философе практически нет достоверной информации. Известно лишь, что Тимей жил около 400 г. до н. э. Сообщается также, что он занимал в своём городе высшие почётные должности. Сочинения Тимея не сохранились и доподлинно известно, что его перу было неправильно приписано сочинение «О мировой душе».

Тимей более знаменит как персонаж диалогов Платона «Тимей» и «Критий». В первом диалоге Платон указывает место рождения философа – Локры, в Италии.

Имя Тимея упоминается также в комментариях Прокла к «Тимею» и трудах Диогена Лаэртского и Симпликия и, в частности, их комментариях трудов Аристотеля.

Скупость информации о Тимее породила идею о том, что он был всего лишь вымышленным персонажем, созданным Платоном для одноименного диалога.

Считается, что Пифагор впервые назвал себя не просто мыслителем, а философом, создав термин, который с греческого можно перевести как «любитель мудрости». Его знают как философа, математика, мистика, политического деятеля и основателя религиозно-политического течения – пифагореизма. Имя мыслителя переводится как «убеждающий речью», и он в полной мере оправдал это, собрав множество преданных учеников и основав собственную школу. Философия Пифагора многогранна и представляет большой интерес.

Биография

Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос. Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой. Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.

Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом. Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.

С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.

Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.

Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне. Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание. Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.

Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет. Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.

В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.

Во время демократического восстания в Кротоне, где находилась школа Пифагора, философ уехал в город Метапонт. Как он погиб, неизвестно. По одной из версий, его убил тот, кому он отказал в проведении оккультического обряда. По другой версии, его убили во время стычек с мятежниками. Считается, что смерть настигла его в возрасте около 90 лет.

Пифагорейский союз

Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.

Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы.

Будучи мистиком, Пифагор придумал специальные таинства для посвящения новых членов в пифагорейское братство. Пройдя жесткий отбор, новые последователи получали право слушать Пифагора издалека, не задавая никаких вопросов и видя его только через занавес. Их развитие осуществлялось через прослушивание очищающей музыки и аскетическую жизнь. Новички принимали обет молчания, чтобы получить возможность больше думать.

Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:

  • избегание хитростей;
  • отсечение невежества от души и болезней – от тела;
  • отказ от роскошества;
  • пресечение любых ссор.

Добиваться в жизни следовало только трех вещей:

  • прекрасного и славного;
  • полезного;
  • приносящего наслаждение, но наслаждение праведное, а не пошлое.

Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:

  • чтение стихов;
  • выполнение мнемонических упражнений;
  • встреча восхода солнца у моря;
  • купания и прогулки;
  • воздаяние почестей божествам.

В Пифагорейском союзе можно было выучиться психологии и медицине. Там были выработаны методики для развития ума, наблюдательности и памяти. Пифагор считал важным способствовать не только физическому, но и духовному развитию людей. Он выработал понятие «калокагатии», которое означает идеал гармоничного человека, в котором сочетаются прекрасное, или эстетическое, и этическое начала.

Философия Пифагора

Школа пифагорейцев, основанная мыслителем в 6-4 веке до нашей эры, стала главным его наследием. В ней заключены основные постулаты философии Пифагора. Главная идея его философии – в том, что вселенная является «великолепным порядком», или космосом. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой, подчиняющееся закону гармонии и законам чисел, целым. Это целое – упорядоченное.

Сложность в изучении философии Пифагора заключается в том, что мыслитель не вел записи и проводил лекции устно. Большинство данных дошло до наших дней благодаря его последователям.

Пифагорейская философия базируется на двух столпах:

  • мистические учения и религия;
  • научные знания.

Учение также выделяет категорию двух противоположностей:

  • беспредельного;
  • предельного.

Первое не может быть единым началом всех вещей, иначе второе не могло бы существовать вовсе. Был составлен список, в который вошли все существующие на планете и в космосе противоположности:

  • беспредельное и предельное;
  • правое и левое;
  • спокойствие и движения;
  • светлый цвет и темный;
  • один и множество;
  • четные и нечетные цифры;
  • мужское и женское;
  • прямое и кривое;
  • квадратное – в форме вытянутого прямоугольника;
  • добро и зло.

На стыке перечисленных противоположностей, рождается мировая гармония. Закон, которому подчиняется мироздание, гласит, что измерить и осознать цельность единого со множеством можно только посредством чисел. Числа являют начало всем мерам. В числах сосредоточена звуковая гармония, подчиняющаяся математическим законам.

В философии Пифагора содержатся не только рассуждения о мудрости, но и перечисление жизненных принципов, которые должно иметь каждому человеку. Развивая эту философию, последователи мыслителя занимались математической наукой. Они признали, что все, что в мире существует, имеет математическое начало, выраженное цифрой. Проводится аналогия между нею и материальными вещами. Причем некоторые числа характеризовали качества ума или души человека, другие определяли справедливость.

Пифагор также считал, что его последователи должны вести правильный образ жизни. Нельзя было употреблять продукты животного происхождения, особенно такие внутренности, как сердце – ведь в нем заключена жизнь живого существа. В список запрещенной пищи попали и бобы, потому что легенда гласила, что они созданы при помощи крови Диониса-Загрея. Алкогольные напитки, невежественное поведение и бранные слова тоже были исключены. Так пифагорейцы очищали душу и тело. Описанные принципы не распространялись на тех учеников, которые ставили перед собой целью только изучить точные науки. Принципам следовал лишь круг избранных, «просвещенных» учеников.

Пифагорейское учение о числах

Нумерология является важной частью философии Пифагора и его последователей. Познание природы и смысла чисел мудрец связывал с познанием сути явлений и предметов. Каждая категория получила числовое свойство, в том числе такие явления, как смерть, болезнь, переживание страданий и прочие.

Пифагор первый разделил все числа на четные и нечетные. Он считал, что квадрат любого числа символизирует мирские равенство и справедливость. Смерти он «отдал» число восемь, а девять – постоянству. Женский пол приравнивался им к четным числам, а мужской – к нечетным. Цифра пять принималась за символ брачных уз. С помощью магии чисел он учил определять совместимость влюбленных друг с другом, заглядывать в их будущее.

Зная истинное значение чисел, люди могут влиять на все общество и окружающую действительность. При этом в основе всего – геометрические представления о числах. Так, число «один» является точкой, если к ней добавить еще одну, то между ними можно провести прямую, в то время как три точки могут стать плоскостью. Диагонали правильного пятиугольника образуют пифагорейскую звезду, которая стала символом школы Пифагора.

Такая звезда является символом жизни, потому что очень распространена в живой природе – например, форму звездчатого пятиугольника имеют цветы незабудок и яблонь. Но такой пятиугольник никогда не встречается в явлениях неживой природы. Он защищает живое от окаменения и кристаллизации.

Не только математические построения, но и всю действительность пифагорейцы сводили к числам. Математической окраской, по их мнению, обладали любые политические, социальные, физические и религиозные явления. Можно сказать, что Пифагор философию свел к математике, потому что на ней базируется введенная им система мировоззрения. Все, что можно познать в мире, познается через числа. Соединение с божественным началом возможно только через математические догмы.

Гармония в пифагорейской философии

Представления Пифагора о гармонии находятся в неразрывной связи с учением о числах. Гармонию он видит в делении всего сущего на четное и нечетное. Первое является неограниченным, а второе –ограниченным. Деление начинается с числа «два», а «три» символизирует примирение противоположностей.

Отдельные предметы несовершенны, совершенными они становятся только в единстве со своими противоположностями. Смысл гармонии – в примирении противоположностей, сглаживании несовершенств. Она проявляется в сочетании тонов, которые тоже представлены числами. В соответствии с этим утверждением, Пифагор вывел, что разница в тонах соответствует пропорциям, которые имеет длина струн музыкальных инструментов. Благодаря числам достигается гармония тонов и рождается прекрасная музыка.

Пифагорейское учение о вселенной

Пифагор стал первым, кто ввел слово «космос» в употребление, чтобы обозначить мироздание. Последнему, по мнению философа, были свойственны упорядоченность и симметрия, из которых проистекала красота. Он учил последователей тому, что познать красоту Вселенной дано лишь тем, кто держит в порядке свой собственный макрокосмос, являясь гармоничным человеком и ведя правильную жизнь.

Как и многие другие ионийские мудрецы, пифагорейцы ставили перед собой задачу объяснить, как произошло и устроено мироздание. Поскольку математика была наукой, тщательно ими изучавшейся, они подошли к разгадке этого вопроса ближе, чем их современники.

По мнению Пифагора и его учеников, центр вселенной представляет собой огонь, или монаду, которая равна единице. Этот огонь является первым и важнейшим небесным телом. Благодаря ему, родились другие небесные тела, порядок между которыми поддерживает эта центральная огненная сила. Планеты, находясь в беспредельном пространстве, притягиваются к монаде и таким образом обретают пределы.

Пифагорейцы считали, что вокруг этого огня движутся десять небесных тел в направлении от запада к востоку. Те тела, что находятся ближе к огню, именуются планетами, а расположенные в отдалении – неподвижными звездами. Луна, Земля и Солнце по этой системе отдалены от центра дальше всего.

Ученики школы Пифагора знали, что Земля ежедневно совершает круг. Они считали, что, когда Солнце и Земля оказывались по одну сторону центрального огня, в нашем мире наступал день. Когда же Солнце и Земля были противоположны друг другу, миром правила ночь. В зависимости от пути Солнца на Земле начинаются те или иные времена года.

Пифагор учил, что не только Земля окружена воздухом, но и другие небесные тела. А это означало, что на них также есть флора и фауна.

Гармония сфер

Особняком стоит теория Пифагора о гармонии сфер. Под ней философ подразумевал музыкальное звучание, присущее небесным телам, и музыкально-математические закономерности в космическом устройстве.

Пифагор говорил, что все небесные тела закреплены за невидимыми сферами и вращаются так же, как они. У каждого небесного тела есть своя сфера, первые семь сфер соответствуют семи планетам, а восьмая – неподвижным звездам. При вращении сферы производят прекрасную гармоничную музыку, которая и получила название «гармония сфер».

Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что слышит ее с рождения и слишком привыкло к ней.

Через гармонию сфер объяснялась числовая природа мира. Пифагор утверждал, что душа человека, как и космос, гармонична, поэтому умение слышать музыку небесных сфер может стать лечебным для духа. Последователи мыслителя – например, Платон – усложнили это учение. Благодаря им, теория пережила античный мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения об эстетике музыки.

Многие поэты и даже астрологи до нового времени верили в гармонию сфер и посвящали ей свои труды.

Пифагорейское учение о переселении душ

Философия Пифагора говорит, что душа заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские впечатления лишь благодаря ему.

При смерти она освобождается из этой тюрьмы и открывает жизнь бестелесную, отправившись в лучший мир.

Лучший мир доступен только душам, которые установили при телесной жизни в себе достоинство и гармонию. Если человек прожил нечистую и негармоничную жизнь, его душа вернется обратно на землю и будет странствовать по телам зверей и людей, пока не достигнет гармонии.

Подобно восточным теориям, пифагорейская считает, что земная жизнь дана душе, чтобы та очистилась и подготовилась для другой жизни. Чтобы это произошло, человек при жизни должен соблюдать заповеди и принципы, заключающиеся в рекомендациях касательно правильного питания и нравственной жизни. Существовали также правила по захоронению умерших и те, которые регламентировали вид одежды для молитв.

Очищенная душа попадала в царство Аполлона, куда не было дороги негармоничному, нечистому и беспорядочному. Сокращению странствий души можно было способствовать путем проведения таинственных обрядов после смерти человека.

Сам Пифагор утверждал, что может узнать душу умершего в новом теле, если он знал его при жизни.

Философия Пифагора неоднозначна и полна мистики, но многие его открытия до сих пор остаются актуальными и признаются современными учеными верными.