Искусствовед мария кристина помогла екатерине даниловой понять язык живописи джорджо моранди. Выставка джорджо моранди в гмии Моранди художник выставка

С 25 апреля по 10 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков пройдет масштабная ретроспектива творчества Моранди (1890-1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.

Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности. На выставке будет представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.

Цель выставки — показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека.

В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера — от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам — натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.


Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически будет разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» — это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

Чтобы предоставить зрителям возможность более подробно ознакомиться с методом работы Моранди, в отдельном разделе выставки будет представлено около 20 гравюр, демонстрирующих талант Моранди-гравера — этот его талант получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. Наряду с гравюрами экспозиция включает и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим).

Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье — официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.


Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи. Этот раздел выставки будет сопровождаться фотографиями художника и мастерской Моранди.

Этот выставочный проект во всей своей полноте ставит целью ознакомить российских зрителей с творческими идеями и масштабом личности Джорджо Моранди, который, как говорил он сам, в своих произведениях стремился «дотронуться до дна, до самой сути вещей».

Знаменитый итальянский мастер Джорджо Моранди (1890–1964), прославившийся на весь мир почти монохромными и будто потусторонними натюрмортами и пейзажами, возвращается в Москву почти сорок лет спустя. Его последняя выставка в России проходила здесь же, в ГМИИ им. А. С. Пушкина , в 1973 году, спустя девять лет после смерти художника, возродившего в XX веке былую арт-славу Болоньи.

«Я художник такого типа натюрмортов, которые передают ощущение спокойствия и уединения, настроения, которым я всегда дорожил», - говорил о себе Моранди. Художник умышленно подбирал объекты для своих полотен - прозрачные и полупрозрачные вазы, горшки и бутылки, сосредотачиваясь лишь на композиционном балансе.

Джоржо Моранди в мастерской
около 1950 г.
© Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze

Вереницы таких картин, конечно, могут быть невероятно скучны - а именно так экспонируют их в его родном городе, в музее его имени. Но кураторы Пушкинского выбрали хронологический формат ретроспективы, а значит, скучно не будет: в ранние годы Моранди активно экспериментировал (в его арсенале того времени разнообразные стили авангардной живописи), а затем занимался и гравюрой.

Всего в Москве показывают более девяноста произведений разных периодов - от живописи и гравюр до фотографий и личных вещей художника из Музея Моранди в Болонье, флорентийского Фонда Роберто Лонги и частных собраний.

«Натюрморт»
1941
Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

«Натюрморт»
1958
Частная коллекция, Турин

Эта выставка - большое событие для меня, - из самых близких и любимых художников, но вживую я его работы до этого момента не видел.
Для меня она стала одним из самых сильных впечатлений от контакта с искусством вообще.
Часто бывает так, что большая экспозиция работ одного автора не получается равномерной по качеству (пример тому - большие выставки в ГТГ на Крымском). Здесь же такое ощущение, что нет ни одного произведения, которое можно убрать, всё работает на целостное впечатление, у каждой вещи можно стоять по десять-пятнадцать минут.

Прошёл выставку туда и обратно, отметил для себя несколько вещей. Работа с цветом и тоном - тончайшие отношения в живописи и акварелях, уместность каждого цвета в его количестве и интенсивности. Пластика - для него нет разницы что изображать и чем, пластическая тема доминирует надо всем остальным. Отметил, что натюрморт из малых простых предметов воспринимается как изображение архитектурных объемов, настолько крупно и цельно взяты основные отношения. На пейзаже с первой фотографии заметил, что смотрю как будто в окно, а не на плоское изобржение. От этой работы вообще трудно было уйти. В офортах та же достаточность тона, что и в живописи (снова к том, что ему не так важно средство изображения) - нет открытого чёрного, очень деликатный белый, богатство полутонов. Нигде нет ощущения пережатости, «лихости» или «артистичности». Не выражение себя любимого и неповторимого, а служение - природе, пластике, искусству как таковому. Это чувство проходит через все работы, а Тишина, заключённая в них воздействует и на зрителей - несколько раз я слышал Тишину в зале.

Ещё одна вещь - отсутствие в этих работах концепции, манифеста, позы. Пластика оказывается сильнее теории и стилистических привязок:
«Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические, сюрреалистические) психологические или литературные размышления. Мои манекены для модисток - такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей, для этих работ я выбрал обыкновенные названия - «Натюрморт», «Цветы», «Пейзаж». (Джорджо Моранди)

Отдельно отмечу экспозицию - прекрасно сделано всё, кроме, пожалуй текстурных участков стены, они мешают. Хорошая находка с окнами, занавешенными белой тканью - мало того, что в экспозиции появляется живой дневной свет, так ещё пейзаж на окном благодаря ткани становится близким по отношениям работам Моранди.
К выставке издали отличный альбом, где можно не только посмотреть работы, но и почитать об авторе.

В архив

Картина Джорджо Моранди в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Кадр из фильма «Сладкая жизнь».

В Москве завершилась выставка Джорджо Моранди. 1890-1964 , длившаяся с 25 апреля по 10 сентября 2017 в ГМИИ им. Пушкина. Предыдущая, она же первая, выставка Моранди в Москве проходила в 1973 году, 44 года назад, тоже в Пушкинском музее.

Работы Моранди - это искусство ради искусства. Мастер прожил жизнь без погони за конъюнктурой и продаваемостью. Он не запятнал себя сотрудничеством с итальянским фашистским режимом, как это случилось с некоторыми художниками, работавшими в те годы в Италии. Известность настигла Моранди в первые послевоенные годы и достаточно неожиданно - Эдуард Родити пишет, что слава начинается с 1948 года.

Моранди - культовый художник для многих людей, занимающихся искусством: художников, искусствоведов, дизайнеров, архитекторов, кинематографистов.

Картины Джорджо Моранди /Giorgio Morandi снялась в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь», 1960 года. Их там, кажется, две. Натюрморт Моранди, принадлежащий Микеланджело Антониони, участвует в его фильме «Ночь » из «Трилогии отчуждения».


2.


Кадр из фильма 1961 года «Ночь» Микеланджело Антониони из «Трилогии отчуждения»

Писатель Эдуард Родити , взявший большое интервью у Джорджо Моранди рассказывает:

« Когда я познакомился с Моранди в 1958 году, ему было 68 лет. Это высокий худощавый мужчина с седыми волосами, очень эрудированный, в одежде и манерах он упорно избегает любых деталей, способных намекнуть на богемный образ жизни, который все мы считаем типичным для художников.

3.


Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenzeimage.

Храня верность устоявшейся буржуазной традиции провинциальных городов Северной Италии, он ведет тот же образ жизни “под сурдинку”, что и большая часть университетских профессоров или представителей других свободных профессий его родного города, отличаясь при этом совершенно особой мерой скромности, замкнутости и аскетизма, которые, говоря о сдержанности Моранди, все же характеризуют его как чудака.»

4.

Джорджо Моранди. Автопортрет. 1925. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by

Русскоязычная версия «Оксфордского словаря по искусству» [*] о Моранди :

« Моранди (Morandi), Джоржо (1890-1964) — итальянский живописец и гравер. Родился в Болонье и прожил там всю свою жизнь.

5.

Моранди, Джорджио (1890-1964). Метафизический натюрморт. 1918 г. Холст, масло, 71,5 х 61,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1933 г. в порядке обмена. Инвентарный номер: ГЭ-8957. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж.

Если не брать во внимание влияние футуризма на его живопись и нескольких лет, начиная с 1918, преданности идее метафизической живописи де Кирико, он держался в стороне от интеллектуальных споров и эстетических экспериментов XX в.

6.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1918. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by

Если не считать ранних пейзажей , он писал почти всегда только натюрморты, тщательно избегая литературного и символического содержания, используя тонко подобранные цветовые комбинации. Стиль художника имеет нечто общее с пуризмом, но он более поэтичный и интимный, дышащий атмосферой спокойствия и культивируемой чувствительности.

Более всех на его живопись повлиял Сезанн, которым он восхищался. После Второй мировой войны Моранди прославился на весь мир, а его живопись за свою поэтичность и приверженность чисто эстетическим ценностям пользовалась огромным уважением в среде молодых итальянских художников.» [*]

7.


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Пинакотека Брера (коллекция Йези), Милан. Photo by

В работе 1919 года Моранди, подобно мастерам Ренессанса, располагает предметы в средней части плоского фона, разделенного на три полосы. Падающие тени позволяют понять, что плоскость - наклонная. Эта работа относится к раннему периоду творчества Моранди, когда он во многом опирался на работы великих мастеров Ренессанса.

Точно известно, когда был написан этот натюрморт, поскольку Моранди писал о нем в письме Карло Карра́ 14 октября 1919 года: «Сейчас я работаю над натюрмортом, в котором положил бутылку и другие предметы на плоскость, получается неплохо».

Куратор выставки Виктория Эммануиловна Маркова считает, что в этом натюрморте в первую очередь видно влияние работ Паоло Уччелло, особенно его знаменитых битв.

8.


Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо». 1436-1440. Уффици / Paolo Uccello. Battaglia di San Romano. 1436-1440. w3270 x h1880 mm. Tempera on panel. Uffizi Gallery, Florence. Original (4061 x 2368).

Джорджо Моранди :

Мне часто приносило пользу изучение произведений некоторых великих мастеров прошлого. Тем не менее, я никогда не терял интереса и к экспериментам моих современников. Думаю, что в любом случае, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа и Фуке еще могут научить многому любого современного художника.

---
Единственным родом искусства, который продолжал интересовать меня, начиная с 1910 года, было искусство некоторых мастеров итальянского Возрождения - Джотто, Паоло Уччелло, Мазаччо и Пьеро делла Франческа, а затем Сезанна и первых кубистов.

---
Большей частью моего понимания искусства мастеров итальянского Возрождения я обязан Сезанну и Сёра.

9.


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Собрание фирмы ENI. Photo by

В 1919 году Моранди ориентировался на мастеров прошлого: Джотто, Мазаччо и Паоло Уччелло; также он обращается и к художникам начала XVII века, особенно к Караваджо. Кроме того, Моранди снова проявляет интерес к творчеству Сезанна. Это нашло отражение в «Натюрморте» 1919 года. Здесь хорошо видно, что художник был знаком с работой Поля Сезанна «Натюрморт с комодом» 1887-1888 годов, который, как и большинство других картин французского мастера, Моранди видел только в репродукциях.

Интерес к Караваджо и художникам XVII века выдает темная цветовая гамма. Форма жестких складок салфеток, лежащих на горизонтальной поверхности, напоминает драпировки и скатерти в картине Караваджо «Вакх». А словно окаменевший хлеб подобен хлебу, изображенному на столе в картине Караваджо «Христос в Эммаусе».

О своем «Натюрморте» Моранди упоминал в письме другу Джузеппе Раймонди 11 сентября 1919 года, и настойчиво просил его прислать монографию Амбруаза Воллара о Сезанне.

10.


Моранди, Джорджио (1890-1964). Натюрморт. Около 1925 г. Холст, масло, 51 х 57,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1931 г. Инвентарный номер: ГЭ-8898. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж.

Джорджо Моранди :

Когда мне было двадцать с небольшим, больше всего я мечтал поехать в Париж. К сожалению, этому препятствовали слишком серьезные материальные затруднения, вынудившие меня остаться в Италии.

А потом появились обязанности, связанные с преподаванием и семьей, таким образом, я так и не смог отправиться за границу.

---
В моих первых работах, созданных в 1912-1916 годах, заметны явные влияния первых парижских кубистов, а также, и особенно, Сезанна.

11.


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1929. Частное собрание. Photo by

Джорджо Моранди :

Моим любимым живописцем, когда я начинал писать, был Сезанн. Впоследствии, между двадцатыми и тридцатыми годами, у меня развился глубокий интерес также и к творчеству Шардена, Вермеера и Коро.

---
Шарден, я думаю, самый великий из всех художников, работавших в жанре натюрморта. При помощи пигментов, собственных форм и чувства пространства, своей материи - matiere, как называли ее французские критики, - он смог вызвать в наших глазах образ того мира, который интересовал именно его.

12.


Джорджо Моранди (1890-1964). Натюрморт. 1948. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by

Джорджо Моранди :

Я полагаю, что остаюсь сторонником скорее искусства для искусства, чем искусства для религии, социальной справедливости или славы нации. Ничто не чуждо мне более, чем идея искусства, которое должно было бы служить иной цели, нежели внутренние задачи самого искусства.

13.


Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d"Arte Moderna di Bologna. / На выставке были две фотографии 1990 года мастерской Моранди Луиджи Гирри /Luigi Ghirri. Возможно, это одна серия с фотографиями №13-17

Эдуард Родити :

« Моранди провел почти всю жизнь в одной и той же старомодной квартире, принадлежавшей еще его родителям, на одной из небольших улочек с портиками на первых этажах - эти улочки характерны для самого сердца старинного центра Болоньи. Он никогда не женился, точно так же, как не были замужем три его сестры, с которыми он делит квартиру. Моранди обращается с сестрами, при всем их большом жизненном опыте и уважении, соответствующем учительской профессии, как с тремя незрелыми девицами, постоянно нуждающимися в его руководстве и покровительстве. Чтобы пройти в комнату, которую он использует как студию, ему необходимо проследовать через спальню сестер, где они проводят большую часть времени. Прежде чем осмелиться переступить порог своего ателье или вернуться оттуда в переднюю часть квартиры, он всегда стучит в дверь и ждет несколько мгновений, чтобы никому не помешать.

14.


На стенах маленькой гостиной и столовой, обставленных очень незатейливо, во вкусе конца XIX века, висит несколько прекрасных картин: небольшой Якопо Бассано — одна из тех сцен на сюжет из Священного Писания, которым венецианский мастер придал характерные черты сельской жизни своего времени и своей местности. Там же два небольших этюда Джузеппе Мария Креспи, мастера болонского барокко. Один из этюдов Креспи, принадлежащих Моранди, - выполненное маслом очаровательное изображение молодой женщины, показанной спиной к зрителю, когда она сидит за туалетным столиком, а ее лицо отражается в зеркале.

15.


Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d"Arte Moderna di Bologna.

Выбор картин в этой маленькой коллекции наглядно демонстрирует склонность Моранди к искусству, не являющемуся ни слишком аристократичным, ни слишком демократичным. Как и великие мастера французского импрессионизма, он остался тесно связанным с жизненными ценностями и вкусами стабильного среднего класса, твердо веря в принцип золотой середины, выраженный Горацием. В эпоху массовой культуры скромность и сдержанность, характерные для образа жизни и манеры Моранди, веют на нас особым слегка старомодным шармом, даже, лучше сказать, непринужденной элегантностью, которые отличали этот исчезающий на глазах социальный слой.»

16.


Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d"Arte Moderna di Bologna.

Эдуард Родити :

« Моранди предложил мне показать свое ателье. На стенах висело несколько незаконченных картин. Здесь и там на столах были сгруппированы некоторые привычные предметы домашнего обихода, покрытые толстым слоем пыли: бутылки, коробки, стаканы, расположенные, как в натюрмортах.

17.


Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d"Arte Moderna di Bologna.

Одна из картин имела необычно яркий колорит. В законченных работах Моранди есть несколько скрытых слоев краски - яркие красные и синие тона, придающие поверхности его серых и белых тонов теплое сияние.

18.


Луиджи Гирри. Фотография из альбома «Мастерская Моранди», Париж, 1992 / Luigi Ghirri (1943-1992) «Atelier Morandi», Editions Contrejour, Paris, 1992.Images: 31,4 x 40,4 cm environ; portfolio: 63,2 x 52,3 cm. Portfolio comprenant 10 tirages chromogéniques couleur montés sous passe-partout. Chaque tirage est signé par Paola Ghirri, titré, daté et numéroté 1/1 au crayon et tampon sec « LUIGI GHIRRI » sous l’image. Estimation: 8 000-10 000 €. Résultat: 22 500 €.

Точно так же, как слои блестящих красок могут скрываться под толстым нейтральным слоем пыли, покрывающей стекло или фарфор тех реальных предметов, которые изображает Моранди.

19.


facebook

Некоторое время спустя мне продолжала вспоминаться атмосфера тех комнат в Болонье, где все, каким бы мелким и лишенным важности оно ни представлялось в глазах всех прочих, казалось имеющим значение и ценность, а может быть, даже и величие.»

20.

2017. Предмет из мастерской Моранди. Дом-музей Джорджо Моранди / Музеи Болоньи. Photo by / На выставке было пять предметов. Три другие здесь: facebook

Эдуард Родити: ...в последние годы вы в своих произведениях попытались отнять у простых бытовых предметов их обыденный смысл, чтобы свести их роль до своего рода предметной, объективной абстракции, в противоположность беспредметной геометрической абстракции Мондриана. Ваш род абстракции переходит пределы реальности, не теряя при этом из виду сами предметы реального мира и их формы.

Джорджо Моранди: ...я согласен с вами, что не имею ничего общего с Мондрианом.

21.

. Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было / Paolo Monti (1908-1982). Servizio fotografico: Bologna, 1981. Inscription: Sullo chassis della diapositiva n.11 Monti specifica: "Morandi". European Library of Information and Culture.

«Моранди редко пользовался живыми растениями. Цветы (особенно неподвижно стоящие в небольших вазах) он, скорее, воспринимал как фигуры... художник все чаще использовал цветы сухие, а также выполненные из бумаги или шелка. Всем прочим он предпочитал шелковые цветы, которые делали болонские ремесленники в XVIII веке из коконов шелкопряда, окрашивая их натуральными красителями.» [Эдуард Родити]

22.

Джорджо Моранди. Цветы. 1920. Частная коллекция. . В раме: facebook

Моранди несколько периодов жизни уделил теме цветов. Одна из лучших картин художника «Цветы» 1920 года стала прототипом для последующих композиций с изображением цветов.

По легенде Джорджо Моранди часто отправлялся во Флоренцию, чтобы посетить Уффици, где он пытливо разглядывал букеты цветов в вазах, которые ангелы подносят восседающей на троне Богоматери в композиции «Маэста» Джотто, обращение к которому во времена Моранди считалось практически обязательным для художника.

23.


Фрагмент картины. Джорджо Моранди (1890-1964). Натюрморт. 1953. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by / Картина полностью: facebook . Эта картина изначально планировалась на каталог выставки, но из-за ограниченности финансов использовали другой натюрморт

Джорджо Моранди :

Мои произведения не столь многочисленны, однако я никогда не задумывался над этим и, честно говоря, этот аспект меня вовсе не интересует. В целом на сегодняшний день, думаю, я выполнил около шестисот картин, а сейчас, когда у меня появились серьезные проблемы со зрением, пишу только четыре или пять в год.

---
Я всегда был сосредоточен на куда более узкой гамме сюжетов, чем большинство художников, потому и опасность повториться была для меня гораздо сильнее. Думаю, я сумел ее избежать, посвящая больше времени тому, чтобы построить свои картины как вариации на ту или иную из этих немногочисленных тем. Кроме этого, я всегда жил спокойной и обособленной жизнью, у меня никогда не было особенного желания соревноваться с другими современными художниками ни в том, что касается производительности, ни относительно выставок.

24.


Белая дорога. Индийская бумага. Офрт на меди. На выставке: Частное собрание, Рим. Здесь изображение: Музей Моранди в Болонье / MAMbo - Museo d"Arte Moderna di Bologna

Эдуард Родити: Вы только что сказали, что никогда не желали брать на себя ответственность советовать и учить, тем не менее преподавали гравюру в технике офорта на протяжении многих лет.

Джорджо Моранди: Я согласился только потому, что эта дисциплина предполагала преподавание одной лишь техники.

25.


Белая дорога, 1933. Медь. Национальный институт графики, Рим. Изображение: MAMbo - Museo d"Arte Moderna di Bologna / На выставке было несколько оригинальных гравировальных досок.

Эдуард Родити: До сих пор в ходе нашей дискуссии вы цитировали только великих живописцев и ни разу - ни одного из признанных мастеров офорта. Не означает ли это, что вы все время считали себя скорее живописцем, чем мастером офорта?

Джорджо Моранди: Что касается меня - это одно и то же, разница только в практических формах выражения.

Эдуард Родити: Я полагаю что в любом случае обучение технике офорта не предполагает дискуссий о сущности и целях искусства, как в ситуации с преподаванием живописи. В большинстве академий офорт преподается как своего рода второстепенная дисциплина, то есть скорее как техника, чем как стиль.

Джорджо Моранди: Именно по этой причине я и выбрал преподавание офорта.

26.


Пейзаж (Дворик на виа Фондацца). 1935. Собрание Мерлини (на хранении в Музее Моранди, Болонья/ Музеи Болоньи). Photo by

Моранди долгие месяцы проводил в городе. Ему не хватало прямого контакта с природой Апеннин в окрестностях Болоньи, и он сосредоточился на пространстве двора, который мог рассматривать из окна своей комнаты-мастерской. Произведения на эту тему были названы «Дворик на виа Фондацца». На выставке представлены две работы из этой серии.

По времени создания и стилю этот «Дворик на виа Фондацца» относится к периоду напряженных живописных поисков, которые Моранди вел в 1930-х годах. Эта картина была отобрана для первой важной ретроспективной выставки Моранди на III квадриеннале итальянского искусства в Риме в 1939 году.

27.


Дворик на виа Фондацца. 1958. Музей Моранди, Болонья/ Музеи Болоньи / Cortile di via Fondazza. Giorgio Morandi. 1958, Oil on Canvas, 30.6 x 40.5 cm. Museo Morandi. via

Эдуард Родити: До меня дошли слухи, что у вас есть длинный лист ожидания с именами тех, кто приходит к вам, чтобы купить одно из произведений, и не находит ничего готового.

Джорджо Моранди: Это не совсем верно. Но, безусловно, мне немного жаль, что я не в состоянии удовлетворить постоянный спрос на мои картины.

28.


Пейзаж приближается к натюрморту, а натюрморт к пейзажу. Photo by

Джорджо Моранди :

Единственное, о чем я мечтаю, - наслаждаться миром и спокойствием, которые нужны мне, чтобы работать, однако я лишился душевного покоя с тех пор, как два года назад получил премию на Биеннале в Сан-Паулу. Сейчас ко мне ежемесячно является больше посетителей-иностранцев, чем в иные времена моей жизни за десять лет. Мне стало трудно писать: все эти гости, вместе с письмами, на которые мне приходится отвечать, отнимают у меня много времени.

29.


Натюрморт. 1963. Холст, масло. Частное собрание. Photo by

Джорджо Моранди :

Мне повезло в том плане, что жизнь прошла спокойно. На мою долю выпало лишь в очень редких случаях покидать Болонью, мой родной город, как и область Эмилия. Так, например, за границей я был всего два раза, один из них - пару лет назад, когда пересек границу со Швейцарией, чтобы посетить в одном курортном городе на берегу итало-швейцарского озера художественную выставку. Кроме того, я говорю только народном языке, как вы сами можете убедиться, и читаю только итальянские газеты.

30.


Пейзаж. 1963. Холст, масло. Частное собрание. Photo by

Джорджо Моранди :

Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические, сюрреалистические, психологические или литературные размышления. Мои манекены для модисток - такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей. Для этих работ я выбрал обыкновенные названия - «Натюрморт», «Цветы», «Пейзаж».

31.


Морандиевские места. Этой фотографии на выставке не было / Photo Credit: Paolo Righi - Meridiana Immagini. Via: MAMbo - Museo d"Arte Moderna di Bologna

Джорджо Моранди :

Я считаю, что нет ничего абстрактнее, ирреальнее того, что мы видим. Нам известно: все, что мы, будучи людьми, можем увидеть в объективном мире, на самом деле существует не таким, как мы это видим и воспринимаем. Материя существует, безусловно, но она не несет никакого собственного внутреннего смысла, как тот, что мы приписываем ей. Мы можем только знать, что чашка - это чашка, а дерево - это дерево.

32.


Натюрморт. 1942. Частное собрание, Болонья. Photo by

Улучшение от мастера. Этот «Натюрморт» 1942 года художник подарил Карло Лудовико Раггьянти - одному из наиболее близких ему критиков. Моранди отрезал ножницами верхнюю часть этой картины. Это исключительный и единственный случай, о котором нам сообщает пометка, сделанная Раггьянти рядом с воспроизведением «Натюрморта» в его книге «Искусство, работа, способность видеть». Он пишет: «В беседе Моранди выразил беспокойство по поводу того, что в верхней части композиции предметы располагались несколько разреженно, и на глазах у изумленного друга снял холст с рамы, схватил огромные портновские ножницы и быстро отрезал верхнюю часть. Посмотрев на то, что получилось, на расстоянии вытянутой руки, он сказал: “Так лучше”. Затем протянул мне свернутый холст и прибавил: “Храните его у себя”».

Несмотря на свою историю, это произведение совсем не воспринимается как фрагмент.

33.

Герберт Лист /Herbert List. Джорджо Моранди в своей мастерской в Болонье. 1953. Фотография открывала выставку

Эдуард Родити: Вы могли бы посоветовать молодому художнику следовать стезей мастеров современного беспредметного искусства или же у скорее, вернуться, как это предлагают многие живописцы, к фигуративному искусству?

Джорджо Моранди: Когда я был молодым, я никогда не чувствовал потребности в советах такого рода. Единственным источником художественного образования для меня всегда было изучение произведений искусства - как работ мастеров прошлого, так и моих современников, которые могут дать ответы на наши вопросы, если, конечно, мы сформулируем их правильно. Но молодые художники, действительно заслуживающие права называться этим именем и нашего к ним внимания отказались бы, и совершенно справедливо, принять любые с легкостью выдаваемые советы, подобные тому, о котором вы говорите. Я уважаю свободу индивида, в особенности художника, и, следовательно не мог бы быть даже мало-мальски полезен как гид или инструктор, да я и не хотел бы быть им, даже когда меня просят об этом. Когда почти все итальянские художники моего поколения были озабочены тем, не слишком ли они «современные» или «интернациональные» в их стиле, или, наоборот, не являются ли они недостаточно «национальными» или «имперскими», меня еще оставляли в покое - видимо, потому, что мне хватало негромкого признания, я никогда к нему не рвался. Моя сдержанность поэтому послужила мне защитой, и в глазах великих инквизиторов итальянского искусства я оставался не кем иным, как неким провинциальным профессором гравюры в технике офорта в Академии изящных искусств в Болонье.

Некоторые другие фотографии с выставки - альбом 27 фотографий .

О личности Моранди

Моранди - удивительный феномен. Его образ жизни не характерен для персон из учебника по истории искусств, и вообще нетипичен для XX века. Моранди не был богемным художником - напротив, он вел обычную жизнь и проводил свое время так, как все обычные жители Болоньи. С личной жизнью у него не сложилось: он делил дом с тремя сестрами, которые полностью отдали себя ему. А Моранди, в свою очередь, всего себя отдал творчеству, ни на что больше не отвлекаясь.

О роли Сезанна для искусства XX века

Раннее творчество Моранди принято относить к метафизическому направлению, важному для итальянского искусства начала XX века. В юности Моранди работал в духе творчества и , но вскоре он стал искать свой собственный путь. Произведения раннего периода на выставке в Пушкинском представлены тремя картинами.

В начале XX века живопись впервые не просто переживает временный кризис, но и теряет роль главного итальянского искусства, язык которого сформировался еще на рубеже XIII и XIV веков. В его основе лежала литература - включая такие великие имена, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка. С XVIII века изобразительному искусству в Италии отводится главная общественная роль. В XIX веке эстафета передается, и главным национальным искусством становится опера.

Перелом в изобразительном искусстве происходит благодаря открытию французской живописи - Пуссену, Курбе, Жерико и Сезанну, которые составляли одну линию. Ключевую фигуру для всего XX века представлял собой Сезанн, именно он показал, что импрессионизм себя изжил. Импрессионистам удалось перевести жизнь на язык чистой и поэтичной живописи, но вместе с тем они сводили живопись к сиюминутному ощущению, уничтожая ее основы. Сезанн же смог вернуться к основам классической живописи.

Джоржо Моранди в мастерской. Около 1950 года

© Ansa/Archivi Fratelli Alinari, Firenze

О пути итальянского искусства начала прошлого века

В начале XX века итальянские художники начали открывать для себя Сезанна и других французов. В стране стали появляться журналы, рассказывающие о новых направлениях в искусстве и печатавшие французские репродукции. Кроме того, французские живописцы посещали Венецианскую биеннале - там же с ними познакомился и Моранди, который на протяжении всей своей жизни кроме итальянской Швейцарии почти никуда не ездил. Даже в Рим из своего дома в Болонье, где он постоянно и жил, и работал, он отправлялся только ради того, чтобы увидеть Караваджо и Пьетро делла Франческа - остальные классики - Боттичелли, Рафаэль - его не очень волновали.

Открыть итальянцам собственную классику и увидеть абсолютную ценность в итальянском возрождении помог Сезанн. Этому пути следовали Карра и де Кирико, пусть для последнего это и не было так явно. Некоторые работы Карры очень сильно напоминают Пьетро делла Франческа - показательного художника для итальянского XV века, чья живопись сосредоточена на пластике, композиции пространстве. Для таких новаторов первого-второго поколения Возрождения были очень важны перспектива и перспективные построения: именно так они искали новые пути в искусстве.


Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция

О сути итальянской живописи

Чтобы понять суть искусства Моранди, нужно разобраться с тем смыслом, который имело обращение итальянцев в XX веке к собственным истокам. Начиная с эпохи Возрождения и дальше главная проблема, которая волновала итальянских живописцев, - это взаимодействие пространства и пластической формы. Ее в разных школах решали по-разному - совсем как математическую задачу. Разные решения формировали разные языки и разную образную ткань.

Первым проблему формы поставил Джотто. Каждая его работа в некотором смысле представляет собой раму в пространстве, внутри которой помещены фигуры. В отличие от византийского искусства с его бестелесностью, фигуры Джотто имеют объем как скульптуры. До Джотто иконы представляли собой скорее знак и символ, в этих картинах не было действия и как будто не было окружающего мира. А в работах Джотто появилась драматургия. Он не только показывал сюжет, но и будто бы превращал происходящее в театр. Так итальянцы сумели заставить живопись - искусство вневременное - жить во времени.

Проблема формы показательна и для итальянского натюрморта. По-новому эту проблему обозначил Караваджо: в отличие от Джотто, он не прописывал пространство детально, а мог просто наметить фон плоскостью и поместить внутри него объемное тело. У Караваджо есть картина-манифест «Корзина с фруктами», где фактически нет пространства, нет стола. Вместо этого намечено только боковое ребро, однако возникает иллюзия, будто это пространство есть: потому что Караваджо подчеркивает его тенью.

Конечно, искусство - это не только форма, но недооценивать значение формы неправильно. Понимание пластики формы было главной проблемой европейского искусства в целом. Показательно, что за пределами Италии пластику так же глубоко понять не удалось. В немецкой и французской живописи проблема формы, например, может вообще отсутствовать. Многим мировым художникам не удалось простроить этого пространственного отношения внутри своей живописи. Может быть, в этом и есть особенность итальянского мышления.


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин

О значении натюрморта для Моранди

В интервью 1953 года Моранди подчеркивает важность того момента, когда он открыл для себя Сезанна. При этом именно Сезанн начинает впервые после импрессионистов заниматься натюрмортом. Из импрессионистов только Ренуар немного занимался натюрмортом, хотя и не уделял ему большого значения. Такой расклад неслучаен: натюрморт - это упражнение с бессюжетной пространственной формой, где сюжет не заслоняет живопись. А для Моранди суть живописи составляла именно форма.

Так складывается путь Моранди в истории искусства XX века: он идет в том направлении, которое наметил Сезанн, обращается к своим национальным классикам, например Пьетро делла Франческа, и выбирает в большей степени натюрморт, чем пейзаж (в отличие от Сезанна, у которого все было наоборот: пейзаж ему был интереснее). Моранди видит в натюрморте чистое пространство и чистую форму. В то время как многие художники в начале XX века уходили в чистый формализм и абстракцию, Моранди в их ряду находит свой собственный путь, придерживаясь фигуративного языка.

Моранди говорил, что признает только искусство для искусства, а не ради политики, ради языка и так далее. Он выбирал фигуративное искусство, и оттого кажется, будто бы изображал обыденный мир. На самом деле этот обыденный мир его не интересовал. Мы знаем, как он собирал композиции для своих картин: он покрывал свои сосуды и изящные фарфоровые вазочки гипсом и темперой, красил их в разные цвета. Так он уходил от их бытового смысла и упрощал их.


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло

© Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

О скромности Моранди

Искусство обманчиво своим сходством с окружающим миром. В этом смысле музыка как будто бы проще для восприятия: она уже заранее готовит нас к абстракции, предлагая чистый мир звука. Моранди из своей живописи будто бы создает музыкальную композицию на взаимодействии ритмики и форм, передавая так свое видение жизни. Может показаться, что всю свою жизнь он писал одно и то же, но совершенно по-разному.

Искусство Моранди отражает все события, что случились в мире за время его жизни. За любовь к затворничеству его называли монахом в келье. При этом монах из кельи участвовал в Первой мировой войне, прошел через эпоху фашизма, Вторую мировую войну. Пока он боролся за свою творческую независимость, пришлось прожить небезоблачную жизнь. Моранди никогда не писал для заработка, жил очень скромно. Работал он очень медленно, создавая всего несколько работ в год. Однажды к нему в мастерскую пришел Антониони, чтобы купить у него картину, в итоге великий деятель кинематографа ушел ни с чем - Моранди сказал, что на продажу ничего нет.

В XX веке искусство было предельно ангажировано - не только в период тоталитаризма, когда в Италии масса художников была коллаборационистами, но и в более сложном смысле - искусство быстро развивалось, а многие художники поддавались влиянию различных стилей и направлений. Моранди же удалось сохранить чистоту своего стиля и не идти на компромиссы. В начале своего пути он был на короткий период связан с метафизикой, но после этого за всю свою жизнь не испытывал никакого влияния других художников или художественных групп. В этом смысле Моранди - это не Пикассо.

Редакция выражает кураторам ГМИИ благодарность за помощь в подготовке материала.