Как дети воспринимают сказки? Как дети воспринимают мир Зрительное восприятие детей

Мы очень много рассуждаем о том, как тяжело маме, когда у неё маленькие детки. , бессонные ночи, гормональный бум… ужас! Мама достойна отдыха и понимания.

А как же сами детки? Вы когда-нибудь задумывались о том, в каком мире они живут?

Я недавно «одним глазком» подглядела за жизнью детей в детсадовской группе моего сына.

8 утра. Скоро завтрак. Нянечка накрывает на стол. Дети сидят неподалеку, на стульчиках в рядок, у них занятие. Пока воспитательница отвлеклась, один пятилетний малыш шепчет другому: «Пахнет вареньем». Второй: «Да, клубничным….» Первый: «Вроде, малиновым…» Второй: “Эх, мне б сейчас булку с малиновым вареньем…» Дети ждут завтрак.

Я не к тому, что дети голодают. Нет, всё хорошо, они скоро покушают. Но мы их воспринимаем как-то по-родительски. Умиляемся, или сердимся. Но ведь наши детки – это ЛЮДИ. У каждого из них свой МИР . Свои мысли, чувства, ожидания, соображения.

Попробуйте невзначай понаблюдать за ребенком любого возраста. Так, чтобы он не видел. Это просто другая Вселенная!

Много чего можно было бы написать о том, как побывать «в гостях» в мире ребенка, но сейчас я хочу остановиться только на одной ситуации. Конкретнее: на ситуации, когда мама или папа выходят из себя.

Для ребенка родители – это оплот стабильности и предсказуемости. Это физическое воплощение понятия «личностная стойкость». Или можно сказать по-другому. Представьте, что вы находитесь в воде на плаву. Голова ваша над уровнем воды, вы дышите достаточно ровно, периодически подгребаете руками и ногами, чтобы удержаться на поверхности. Волны заставляют вас адаптироваться к течению или против него. Так или иначе, все понятно, стабильно и более-менее хорошо.

Это жизнь ребенка в кругу семьи.

Как только ребенок погружается во внешний мир, он как будто ныряет под воду. Там всё безумно интересно, сложно, требовательно к его способностям и возможностям. Ребенок должен иметь возможность регулярно «выныривать» и «дышать воздухом» своей семьи.

Но представьте себе ситуацию, что ребенок хочет «вынырнуть», а над поверхностью воды вместо воздуха – деревянный настил. И не подышать, и не отдохнуть. Испуг, растерянность, вплоть до безысходности.

Вот именно так ощущает себя ребенок, когда мама или папа теряют контроль над собой и начинают «срываться».

Хочу обратить ваше внимание, что , что ссора . Ссоры и споры в семье могут быть нормой. В них даже есть что-то полезное с точки зрения педагогики. Как говорят у нас, «счастлива не та семья, где не ругаются, а та, где мирятся».

Если в ходе спора родители не применяют запрещенных приемов: насилия, оскорблений, манипуляций – то ребенок должен, наблюдая за этими спорами, научиться самостоятельно находить варианты решения аналогичных ситуаций в будущем. Будет намного хуже, если дети вырастут «в тепличных условиях» , где им всегда улыбаются взрослые. Ведь потом они столкнуться с тем, что во взрослой жизни бывают конфликтные ситуации, которые надо уметь решать мирным путем.

Нервный срыв у родителей беспощаден и непредсказуем. Мама или папа теряют свой обычный облик, становятся страшными и разрушающими. Ребенок не понимает, что происходит. Он не знает, что можно сделать, и что еще важнее – не понимает, виноват ли он в этом. По его соображениям, скорее всего виноват, если срыв происходит в его присутствии.

Выводы делайте сами.

Что же делать родителям?

Принять для себя мысль, что перенапряжение, может быть, полезно для финансовой ситуации в семье или для хорошего бытового уровня, но может быть вредно для нашей родительской психологической стабильности. Иногда лучше не убраться в квартире, а полежать с книжкой пару часов, зато потом найти в себе моральные силы и не сорвать гнев и усталость на своем малыше-проказнике.

Во-вторых , если уж так получилось, что вы ощущаете «приближение грозы», озвучьте, что в вами происходит. Не надо себя обманывать! Если гнев подступает к горлу, так и скажите ребенку. «Я сейчас на тебя так сильно сержусь, что мне аж дышать тяжело! Я не хочу на тебя кричать, но так и хочется заорать, чтобы ты меня в конце концов услышал!» Потом, если есть возможность, лучше сосредоточиться на своих ощущениях, а не стараться добиться желаемого от ребенка. Подышите, посмотрите в окно или на картину, несколько раз сожмите-разожмите руки. Пусть сначала напряжение уйдет. Потом будете искать правду.

Кстати, когда найдете, какой именно способ снятия напряжения действует на вас, не забудьте рассказать об этом детям. Им же тоже надо уметь расслабляться с самые «острые» моменты.

В-третьих , когда почувствуете, что в вашей душе уже штиль, вам на ум могут прийти новые варианты достижения взаимопонимания с ребенком. Даже если не придут, любые ваши действия будут уже не импульсивными, а контролируемы. Вам как минимум не придется за них потом извиняться. Скорее всего, вы будете гордиться собой.

Есть еще Ведь заставить себя не сорваться всё-таки тяжело, и мы не стремимся «загнать» гнев внутрь себя. О том, как родителю «отвести душу» и не копить напряжение внутри мы поговорим в следующий раз.

Помните о том, что детей воспитывать не надо, они сами «воспитаются», глядя на нас. Пусть в вашей семье будет любовь и взаимопонимание!

В статье используется картина русского художника Тутунова С.А. «Детство»

В раннем детстве психика нестабильная. Ребенок самостоятельно не может провести грань между благом и злом. В этом помогают родители. Читают сказки, поют песни, рассказывают прибаутки. Делятся национальным наследием. Раскрывают традиционные старинные обряды. "Угощают" блюдами русской и славянской кухни.

Это превосходно воспринимается детьми. Они слушают о том, как лиса обхитрила волка и применяют это в своей жизни. Используют полученные подсказки. Правила, описанные в сюжете, понимаются как данность. И запоминаются лучше, чем просьбы старших.

Родители перефразируют известное выражение и задают чадам вопрос: "Скажи, какая сказка тебе нравится, а я отвечу, кто ты". Следует внимательно отнестись к тому, какие истории предпочитают малыши и подростки. Что за книжки выбирают с полки: про бедных поросят или смелого мальчика-с-пальчика? Что за рисунки в альбомах: злые монстры или друзья Буратино? Это поможет понять ребенка и даже подружиться с ним.

Быть Золушкой

Дети - поролоновые губки, быстро впитывают информацию. Но неизвестно, какая "вода" сольется. А какие факты останутся на подкорке. Окажут влияние на развитие. Психологи делают выводы, что юным читателям нравятся сказки , в которых отождествляют себя с главным персонажем . Например:


  • про царевну-лягушку: девочка считает себя некрасивой и ждет того, кто в этом разубедит
  • про Кащея Бессмертного: трудно общаться с товарищами, лучше уж сидеть дома взаперти, как в темнице
  • про Емелю: подросток нагружен домашними делами и мечтает скинуть груз забот

Сказка - действенный метод воспитания ребенка. Ленивой девочке стоит услышать про труд Золушки, который вознагражден любовью принца. Чересчур доверчивому малышу не повредит история о волке и семерых козлятах . Братьям-погодкам, которые не могут поделить одну спальню на двоих, хорошо бы прочитать на ночь "Теремок" .

Это мой мир

Чтение небылиц - способ побыть с семьей. Приятно провести время с родными людьми. Отвлечься от рутины и разыграть по ролям "Айболита". Выучить "Телефон" Чуковского и подготовить домашний спектакль.

Дети не задумываются, какую роль играют сочиненные сюжеты в их жизни. Они не представляют, что бывает иначе. Как не знать, что Чебурашка родился в коробке из-под апельсинов? Никогда не слышать шлягеров Бременских музыкантов? Не сочувствовать Водяному, с которым никто не водится?


Кстати, и страшилки обязательно должны быть знакомы детям. В черной-черной комнате не получится оставаться смелым. Непременно нужно потренироваться на маме с папой. Научиться подкрадываться и вопить: "Отдай мое сердце!". Это пробуждает эмоции.

Когда мечты о счастливой семейной жизни разбиты вдребезги, а совместное существование напоминает ад, - единственный выход из сложившейся ситуации оба супруга видят в разводе. Но часто, решившись на этот последний шаг, родители задумываются о том, как это отразится на их ребенке, в последнюю очередь. Как дети воспринимают развод родителей и как можно «смягчить удар» для неокрепшей детской психики? Попробуем разобраться в этом вопросе вместе с опытным специалистом, гештальттерапевтом Любавой Мутилиной.Развод родителей вносит серьезные изменения в маленький мир ребенка. Это серьезная психологическая травма, после которой дети испытывают злость, тревогу, страх, грусть, … Возраст ребенка влияет на его восприятие развода и восприятие семьи.

В каком возрасте детям труднее всего пережить развод родителей

Есть заблуждение, что чем младше малыш, тем меньший след в его душе оставляет развод родителей. Каждый ребенок переживает психологические травмы по-своему. Но наиболее уязвима детская психика во время возрастных кризисов: в 1 год, в 3 года и в 7 лет. Это уже не говоря об особом кризисном периоде - в подростковом возрасте.

Как дети в разном возрасте воспринимают развод и как сгладить его негативные последствия

От рождения до 18 месяцев

Конечно, малыши еще не способны понять причину конфликта между мамой и папой, но в том, что они его чувствуют, можно не сомневаться. Постоянные ссоры ведут к тому, что ребенок бывает более раздражительным и нервным. Такие дети часто отстают в развитии.

Так как детям необходимы стабильность и чувство близости с родными людьми, нужно сохранить прежний режим питания и сна. Больше проводите с ребенком времени, чаще берите на руки.

От 18 месяцев до 3 лет

В этом возрасте весь мир ребенка сосредоточен на маме и папе. Из-за того, что с родителями эмоциональная связь очень сильна, развод малыш переживает очень сложно. Иногда даже думает, что родители расстались из-за него. Вследствие стресса у детей могу появиться вредные привычки, например, сосание пальца. Часто возникают страх одиночества и проблемы со сном.

Родителям нужно научиться сотрудничать друг с другом и обеспечивать ребенку стабильный режим дня. Стараться уделять ребенку больше внимания и времени (делать что-то вместе, а не просто физически быть рядом). Если ребенок достаточно взрослый - обсудите с ним его чувства.

От 3 до 6 лет

Дошколятам не понятна суть развода. Но они все равно хотят, чтобы родители были вместе, несмотря на напряженные отношения между ними. Дети чувствуют, что не могут влиять на ситуацию. Появляются чувства неуверенности, страха и тревожности, бессонница, боязнь одиночества, темноты.

Необходим человек, с которым малыш может поговорить о своих чувствах объективно, и который не будет настраивать его против одного из родителей. Ребенку нужно точно знать, что он продолжит видеться с тем родителем, который уходит. Поэтому составьте график встреч и обязательно придерживайтесь его.

От 6 до 11 лет

Дети боятся, что никогда не увидят папу, если остаются с мамой и наоборот. Могут верить, что могут «снова подружить» папу и маму, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «плохого» и «хорошего». Школьники выражают свой гнев различными способами: плохим поведением, низкими оценками, замкнутостью. В результате стресса у детей нередко возникают проблемы с желудком и болит голова.

Нужно помочь ребенку восстановить чувство безопасности и самооценку. Лучше, если каждый из родителей будет интересно проводить с ребенком свободное время, говорить с ним о его чувствах. Надо объяснять и доказывать на деле, что ни мама, ни папа его не бросят. Важно поддерживать график визитов, потому что в этом случае ребенок знает когда и чего ему ожидать. А это уменьшает негативные последствия стресса от развода. В это сложное время ребенку необходимо больше общаться с друзьями, родственниками, сверстниками, участвовать в спортивных мероприятиях, посещать секции и кружки. Ведь активная социальная жизнь дает отвлечься от неприятных мыслей, не дает замыкаться в себе и повышает пошатнувшуюся самооценку.

Как сообщить ребенку о разводе

Сообщить о предстоящем разводе родителям лучше вместе, сказать, что мама и папа больше не могут жить вместе, потому что мешают друг другу быть счастливыми, но что ребенок всегда будет любимым и нужным и что они по-прежнему будут общаться с тем родителем, который переедет.

Как влияет развод на детское здоровье

Любые невыплеснутые эмоции могут снизить иммунитет, особенно детский. Более того, с помощью болезни ребенок может постараться вернуть заботу обоих родителей. А подросток может искать способа уйти от реальности в компьютерные игры или «подсядет» на наркотики или алкоголь. Он способен забросить учебу, связаться с плохой компанией или же замкнуться в себе и перестать общаться с друзьями.

Как компенсировать отсутствие отцовского воспитания

Часто у мальчиков, воспитанных без отцов, хуже развивается способность к сочувствию и управлению своим поведением. Они рискуют стать неуравновешенными психопатами, лишенными угрызения совести. Девочки, воспитанные без отца, обычно спешат выйти замуж, так как считают, что это единственный способ изменить что-то в жизни. Но при этом без веры в семейное счастье. Поэтому хорошо, если у родителей есть знакомые мужчины или родственники мужского пола, с которыми дети могут дружить, компенсируя недостаток общения с родным папой.

Как родители могут уменьшить вред, причиняемый ребенку разводом

  1. Ни в коем случае не вовлекать ребенка в родительские ссоры, не манипулировать им, не очернять родителя, уходящего из семьи. И нельзя просить ребенка выбрать, с кем он желает жить или кого больше любит. Но необходимо дать ему высказать свои пожелания.
  2. Не лишать ребенка общения с отцом/матерью. Ребенок должен знать, что мама и папа останутся мамой и папой, только теперь семья будет жить иначе.
  3. Меньше всего травмирует ребенка «идеальный» развод: без скандалов и упреков, с позитивным настроем: «Если не сложилось - расстанемся друзьями».

Конечно, было бы лучше, если бы все возникающие проблемы в отношениях между родителями, решались своевременно и не превращались бы в снежный ком, не приводили бы к разводу. Но если все-таки между мужем и женой - пропасть, то незачем пытаться сохранить семью «ради ребенка». Малыш чувствует, когда родители безразличны друг к другу. Вывод прост: сохранять семью нужно ради себя! Ведь дети вырастают счастливыми только у счастливых родителей!

Для маленького крохи мир кажется таким большим и неизведанным! Взрослые часто забывают о том, что ребенок совершенно по-другому видит окружающий его мир. Зная некоторые тонкости детского восприятия, родители смогут быстрее помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, а также избежать стрессов . Ведь иногда даже самый обычный треск веток за окном может разыграть фантазию малыша и не на шутку испугать его.

Знакомство с окружающим миром и его этапы

Для начала нужно разобраться, каким образом малыш знакомится с окружающим миром и как ему помочь в этом нелегком деле. Наблюдение за окружающим миром имеет очень большое значение для малыша. Наблюдая за поведением взрослых, животными, предметами, малыш старается дать им эмоциональную оценку. Он может отвечать смехом на смех, на очередную шутку ответить плачем. Чаще всего ребенок правильно понимает ту или иную эмоцию, поэтому даже бытует мнение, что ребенка нельзя обмануть - он все чувствует на интуитивном уровне.

Кроме наблюдения малыши знакомятся с окружающим миром с помощью физических методов: трогают ручками, пробуют на зубок, и т.д. Нужно подбирать для ребенка игрушки по возрасту, чтобы постепенно ребенок мог осваивать все новые и новые горизонты. Например, если в первые месяцы малыш просто гремел погремушками, то в последующие у него появляется логическое мышление – он уже может собирать пирамидку, а позже и вовсе собирать конструктор . Далее малыш начинает учиться рисовать, лепить, плести и т.д. С помощью игры и творчества малыш все дальше и дальше познает мир. В знакомстве с ребенка окружающим миром важное место занимает природа. Детям необходимо часто находиться на природе, чтобы они могли наблюдать за природными явлениями, животными и т.д.

Различные природные явления заставляют маленького человечка размышлять и фантазировать, например, знакомство со снегом может вызвать у малыша огромный восторг, а когда он узнает, что из него можно лепить снежки или снеговика, то обрадуется еще больше. Важно с детства прививать малышу любовь и бережное отношение к природе, дать понять ребенку, что природа живая, и её нельзя обижать.

Самым близким окружающим миром для ребенка является семья, поэтому отношения и гармония семьи очень влияют на восприятие мира в целом у ребенка. Важно понять, что для ребенка родители являются неоспоримыми авторитетами и примером для подражания. Обстановка в семье прививает человека определенные привычки и взгляды на мир, и происходит это на подсознательном уровне. Важно создать спокойную и теплую обстановку в доме, тогда ребенок будет смотреть на многие вещи более спокойно, если же наоборот, в семье часто бывают ругань и скандалы, ребенок может грубо вести себя в обществе.

Также на восприятие окружающего мира ребенка оказывает влияние социальные контакты ребенка. Малыш может общаться с другими детьми во дворе у песочницы, в детском саду, а далее в школе, а также в различных кружках и дополнительных занятиях. Общаясь с другими детьми, ребенок чувствует свою принадлежность к какой-либо группе, а также начинает понимать, что его окружают другие личности, с которыми необходимо считаться. Если родители будут помогать своему малышу правильно воспринимать окружающий его мир, то в дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни, а также сформировать свой характер. Отсутствие помощи родителей может привести к агрессии, непониманию простых вещей и общепринятых моралей.

Восприятие детьми времени

Дети воспринимают время по-другому, не как взрослые. Для ребенка фраза «Время летит незаметно» кажется непонятной. Дети воспринимают время намного медленнее. Ребенок не может посидеть спокойно даже пару минут - ему кажется, что прошло уже кучу времени, а он ничем так и не занялся. Необходимо постоянно чем-нибудь заинтересовывать ребенка, время от времени менять обстановку. Особенно долго тянется время у детей в поездках и очередях. Здесь необходимо захватить для малыша несколько интересных игр и набраться терпения. Также дети не ответят мгновенно на заданный вами вопрос, потому что услышанное дети воспринимают с задержкой в пару секунд.

Зрительное восприятие детей

Зрительное восприятие детей отличается от взрослого в два первые месяца жизни. Зрительный аппарат ребенка еще не развит, он видит изображение смытым и расплывчатым. Существует мнение, что новорожденный ребенок видит окружающий его мир перевернутым. По поводу этого существует много споров, т.к. то, что изображение перевернуто на сетчатке, не гарантирует того, что перевернутым его видит и ребенок. Для развития зрительного аппарата в первые месяцы жизни ребенку следует показывать игрушки желтых и красных цветов, т.к. в этом возрасте для малыша они будут более понятными.

Вкусовое восприятие детей

Вкусовое восприятие у детей развито ярче, чем у взрослых. С самого разного возраста ребенок уже способен отличать сладкое, кислое, соленое и т.д. Считается, что наиболее предпочтительны для детей вкус соленого и сладкого, т.к. они более выражены. Поэтому часто дети отказываются от здоровой пищи – каши, овощей и т.д. Просто их вкусовые качества не сильно выражены. Горькое детьми воспринимается крайне отрицательно.

Единый источник информации восприятия у детей

Считается, что до 8 лет ребенок способен анализировать информацию об окружающем мире только из одного органа чувств, и не может анализировать их все вместе взятые. Учеными был проведен ряд экспериментов, где дети показывали лучшие результаты по восприятию мира, использую только один источник информации.

Ссылки

  • Учите ребенка думать позитивно
  • Новый год без слез и обид , социальная сеть для родителей Страна Мам

Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на его восприятие развода и понимание структуры семьи.

От рождения до 18 месяцев

Дети такого возраста ощущают напряжение в отношениях родителей, но осознать причину конфликта еще не могут. Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети склонны отставать в развитии.
Как сгладить негативные последствия: дети нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Постарайтесь сохранить режим, который был до развода, особенно в отношении питания и сна. Обеспечьте ребенка его любимыми игрушками, проводите с ним время дольше обычного, чаще держите на руках, тем самым, обеспечивая физический комфорт. Воспользуйтесь помощью друзей и родственников, чтобы иметь возможность отдохнуть и быть бодрой тогда, когда это нужно в общении с ребенком.

18 месяцев – 3 года

В этом возрасте эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Развод дети переживают очень сложно, им трудно принять сам факт расставания родителей. Малыши зачастую думают, что папа и мама расстались из-за них. Дети требуют к себе больше внимания, чаще плачут и капризничают. У них может происходить замедление развития, появляются привычки в основе, которых лежит пережитый стресс, как-то: сосание пальца. У детей появляется страх одиночества, проблемы со сном, они боятся оставаться ночью одни.

По возможности, родители должны сотрудничать друг с другом, чтобы обеспечить ребенку стабильный режим дня. Необходимо уделять ребенку больше времени и внимания (вместе читайте книжки и т.п., в общем, делайте что-то вместе, а не просто отведите ребенка в песочницу, чтобы он копался в песке, а вы читали журнал), и просить это делать также родственников и друзей, с которыми малышу нравиться общаться. Если ребенок достаточно большой обсуждайте с ним его чувства.

3 года – 6 лет

Дошкольники еще не понимают всей сути понятия развод, но не хотят, чтобы родители расставались, не смотря на напряженность отношений. Они чувствуют, что не могут влиять на ситуации, последствия которой им не известны и не контролируемы. Отсюда возникают чувства неуверенности, тревожности и страха, боязнь одиночества, темноты, бессонница. Дошкольники также могут винить себя в разводе родителей.

Как сгладить негативные последствия: Идеальный вариант, когда родители расходятся без ссор, скандалов и взаимных упреков, при этом позитивно оценивая изменения происходящие в их жизни («раз не сложилось, расстанемся друзьями»). Такой вариант развода меньше всего травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если их пытаются скрывать. Дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и который будет объективно смотреть на происходящее, а не настраивать дошкольника против одного из родителей. В этом возрасте дети хорошо реагируют на специальные книжки о разводе. Ребенку также необходимо точно знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит. Для этого необходимо составить четкий график и придерживаться его.

6-11 лет

Дети бояться остаться одни в результате развода. Они могут испытывать страх, больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой и наоборот. Дети могут верить, что могут восстановить отношения между папой и мамой, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «хорошего» и «плохого». Школьники могут обвинять папу или маму в эгоизме и выражать свой гнев разными способами: плохим поведением, плохими оценками, отстраненностью от внешнего мира и т.п. В результате стресса у детей часто возникают проблемы с желудком, и болит голова.

Как сгладить негативные последствия: Необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и он не виноват в сложившейся ситуации. В тоже время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и объяснять ребенку, что развод был их общим решением. Важно поддерживать четкий график визитов, так как больше всего пользы в стрессовый период, дает постоянный режим, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. Очень полезно разработать четкий график посещений.

В любом случае в этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и со сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, ходить в какие-либо секции и кружки и т.п., так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.