Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему " обучение написанию сжатого изложения". Сжатое изложение огэ "война была для детей жестокой и грубой школой" Получилось сжатое изложение

Текст изложения №2

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца.

1 вариант изложения

АБЗАЦ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей. (42 слова)
Сосчитайте количество слов в первом абзаце.

АБЗАЦ 2

Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(48 слов)

Сосчитайте количество слов во втором абзаце.

АБЗАЦ 3

Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (21 слово)

Сосчитайте количество слов в третьем абзаце

Получилось сжатое изложение

ВАРИАНТ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть!
(111 слов)

2 вариант изложения

1абзац
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей. (37 слова)

2 абзац
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(33 слов)

3 абзац
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время! (20)

Получилось сжатое изложение

ВАРИАНТ 2
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время!
90 слов


Изложение №1

Изложение №2

Есть ценности, которые пропадают, становясь пылью времени. Но есть ценности, имеющие большое значение для людей. К таким можно отнести дружбу.

Люди часто употребляют в своей речи слово дружба, называют тех или иных людей друзьями, но никто не может сформулировать точное понятие дружбы. Все определения сходятся в одно: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимопонимании, готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Главное, чтобы у людей были одинаковые духовные ценности. Люди могут разговаривать изредка, быть в разлуке, но оставаться близкими. Подобное постоянство - черта настоящей дружбы.

Изложение №3

Каждый из нас делит людей на умных и глупых. Мы постоянно оцениваем ум других. Так устроен человек. Умных мы уважаем, глупых, на наш взгляд, не ценим.

Но сегодня речь о том, что даже умные люди ошибаются.

Совершив ошибку, человек способен оценить себя, не дожидаясь укора других. Одно из самых важных душевных качеств человека - способность к раскаянию. Невозможно жить совершенно правильно.

Обычно желание, страсть, горячая душа заставляют человека совершить глупость. Но с кем бы вы хотели быть рядом: с бесстрастным человеком, который живет правильно, или с человеком живым, страстным, способным ошибиться, но и раскаяться.

Обновлено: 2019-06-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Вариант 1

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время. (89 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а оружие. Не обладая жизненным опытом, дети не понимали истинной ценности простых вещей.

Война заставила их быстро повзрослеть: плакали они не от горя, а от ненависти. Те, кто остался в живых, вернулись с полей сражений, сумев сохранить в себе чистую душу, став непримиримее к злу, добрее к добру.

Память о войне должна жить: ведь главные участники истории - это Люди и Время. Ни то, ни другое забывать нельзя! (89 слов)

Вариант 3

Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.

Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.

Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (111 слов)

Тренинг на сайте

Изложение 12

Выбор жизненного пути

Вариант 1

Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует. Окончательный выбор всегда остается за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений мы всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга, профессию, круг интересов.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (87 слов)



Из Интернета

Вариант 2

Совершенного рецепта, как выбрать верный путь в жизни, нет. Нужно помнить, что окончательный выбор всегда остается за человеком.

И его мы делаем еще в раннем детстве, но, по мнению ученых, самый ответственный период – это подростковый. Именно тогда выбирается самое главное: ближайший друг, круг интересов, профессия.

Такой выбор - дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Что-то, конечно, удастся изменить, но не все. Успех приходит к тем, кто знает, чего хочет, решительно делает выбор, упорно достигает намеченных целей. (86 слов)

Изложение 13

О дружбе

Вариант 1

Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают. Но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (86 слов)

Из Интернета

Вариант 2

В человеческом обществе есть ценности, которые изменяются, пропадают, становясь пылью времени, и вечные ценности, сохраняющиеся в веках. К ним, несомненно, относится дружба.

Слово это произносится нами очень часто, но мало кто может четко ответить, что такое дружба. Взаимоотношения, основанные на полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь – это и есть дружба.

На настоящую дружбу не влияют время и расстояние. Настоящие друзья могу редко встречаться, не часто разговаривать, но это не мешает им оставаться близкими людьми. И все потому, что у них одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. (90 слов)



Вариант 3

Есть ценности, которые пропадают, становясь пылью времени. Но есть и такие, которые, как бы ни изменялось общество, имеют большое значение для людей. Среди таких вечных ценностей свое место занимает дружба.

Люди постоянно употребляют это слово, но не всегда могут объяснить его значение. Дружба- это взаимоотношения людей, основанные на доверии друг к другу и готовности прийти на помощь в любое время.

На дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке много лет, но всё равно оставаться близкими друзьями. (86 слов)

Изложение 14

О маме

Вариант 1

Слово «мама» - особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа, и везде оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим её понимание. В сложных обстоятельствах жизни мы зовём её на помощь и верим, что она всегда поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы поздно понимаем, что недостаточно трепетно относились к своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Благодарные дети – лучший подарок для них.(99 слов)

Из Интернета

Вариант 2

Есть слово в языке любого народа, которое звучит с особой нежностью и сопровождает нас всю жизнь. Это слово «мама»…

Оно равнозначно слову «жизнь», потому что в трудные минуты именно она приходит на помощь, делит с нами и горе, и радость.

Художники, композиторы, поэты создали замечательные произведения о матери! К сожалению, слова известного поэта Расула Гамзатова: «Берегите матерей!»- мы часто забываем и поздно осознаем, что забыли сказать много добрых слов своей маме. Чтобы потом не жалеть об этом, нужно дарить ей радость постоянно: ведь благодарные дети – лучший подарок для матери. (89 слово)

На сайте ФИПИ 11.02.2020 размещены изложения.

Данное изложение включено в список экзаменационных изложений 2020.

Образец сжатого изложения

Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мёрзлых окопах, и перед ними были бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Дети ещё не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, по-детски радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто вернулся с войны, сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война стала историей, память о ней должна жить. Главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это не забывать Людей, не забывать Людей - это не забывать Время.

Текст подробного изложения

(1)Война была для детей же­сто­кой и гру­бой школой. (2)Они си­де­ли не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бро­не­бой­ные снаряды и пулемётные ленты. (3)Они ещё не об­ла­да­ли жизненным опы­том и по­это­му не по­ни­ма­ли истинной цен­но­сти простых вещей, ко­то­рым не придаёшь зна­че­ния в по­все­днев­ной мирной жизни.

(4)Война на­пол­ни­ла их ду­шев­ный опыт до предела. (5)Они могли пла­кать не от горя, а от ненависти, могли по-детски ра­до­вать­ся весеннему жу­рав­ли­но­му клину, как ни­ко­гда не ра­до­ва­лись ни до войны, ни после войны, с неж­но­стью хранить в душе тепло ушед­шей юности. (6)Те, кто остал­ся в живых, вер­ну­лись с войны, сумев со­хра­нить в себе чистый, лу­че­зар­ный мир, веру и надежду, став не­при­ми­ри­мее к несправедливости, доб­рее к добру.

(7)Хотя война и стала уже историей, но па­мять о ней долж­на жить, ведь глав­ные участники ис­то­рии – это Люди и Время. (8)Не за­бы­вать Время – это зна­чит не за­бы­вать Людей, не за­бы­вать Людей – это зна­чит не за­бы­вать Время.

Хочу получить ВЫСШИЙ БАЛЛ за данное изложение!

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

Прослушивание текста

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Читаем текст 1

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности - ответ на добро злом.

2 абзац - Нравственность - это путеводитель по жизни.

3 абзац - Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) - это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением.

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! - воскликнул человек. - Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности - это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

Редактируем 2 абзац:

Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения в 3 предложении:

Нравственность - это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни - прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

Читаем текст 2

Выделяем микротемы:

1 абзац - Жестокая школа войны.

2 абзац - «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац - Память о войне должна жить.

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории - Люди и Время. (87 слов)

Читаем текст 3

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди - те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми - это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.