Краткое содержание илья. Былины и сказки. План пересказа русской народной сказки "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Стал просить у отца разрешения пуститься в путь «богатырствовать ». Отец дал ему благословенье, со словами: «я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела благословения нет. Поедешь ты путем-дорогою, не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина».

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Поехал Илья по чисту полю. Конь его скакал, как лютый зверь, а Илья восседал на нём, как ясный сокол. Подъехали к Илье станишники-разбойники. Хотели они его ограбить, но он снял с плеча богатырского лук и пустил стрелу в дуб. От одного «пенья» тетивы, разбойники попадали с коней; стрела же, угодив в дуб, разбила его в мелкие черепья. Пять часов без памяти пролежали разбойники. Когда же они пришли, наконец, в себя, то стали приглашать Илью к себе атаманом, но Илья не согласился и отправился дальше.

Подъезжая к Чернигову, Илья увидал, что несметная сила татарская обложила город: стоят у Чернигова три царевича, у каждого по сорока тысяч силы. Илья решился «переступить» заповедь отца, – взял свою саблю боевую и стал «по силушке» погуливать: где повернется, – там улица, поворотится – там площадь. Всю силу он избил, оставил в живых только царевичей, – их он отправил восвояси, на их родину, чтобы там они рассказали, что на «святой Руси» есть могучие богатыри.

Князья-бояре черниговские и мужики черниговцы просили его сделаться воеводой в их городе, но Илья отказался от этой чести и попросил указать ему кратчайшую, «прямоезжую» дорогу в Киев, к князю Владимиру . Ему ответили, что «прямоезжая» дорога «заколодила-замуравила», так как у «Грязи черныя», у «березы проклятыя, у славного креста Леванидова, у речки Смородинки засел Соловей-разбойник»: не только людей он не пропускает, но и «серый зверь тут не прорыскивает, черней ворон не пролетывает».

Однако Илья не испугался разбойника и поехал «дорогой прямоезжей». На пути он увидел столб с надписью, предостерегавшей всех ехать прямо, но после этого продолжал ехать прямым путём. По дороге Илья прокладывал и очищал путь, мостил мосты...

Когда он подъехал к семи дубам, на которых сидел Соловей, тот закричал по-звериному, засвистал по-соловьиному, зашипел по-змеиному. Конь Ильи упал на колени, но Илья не поколебался в мужестве, схватил свой тугой лук и выстрелил в Соловья. Стрела попала разбойнику в правый глаз.

Илья привязал Соловья к стремени и поехал к его жилищу. Увидев отца в несчастьи, дети разбойника хотели напасть на Илью, но мать удержала их и убедила лучше поднести богатырю щедрые дары, чтобы он отпустил их отца, её мужа, на волю. В некоторых былинах рассказывается, впрочем, что одна из дочерей Соловья хотела убить богатыря стопудовой булатной подворотней. Она ударила Илью по голове, но он удар выдержал и убил ее.

Приехал Илья в Киев и отправился прямо к князю Владимиру. Коня, с Соловьем-разбойником у стремени, привязал он в широком дворе к золоченому кольцу, а сам пошел в гридницу. Владимир пригласил богатыря к столу «хлеба кушати, белы лебеди рушити». Когда Илья рассказал князю, что только накануне выехал из Мурома и на дороге совершил столько подвигов, Владимир ему не поверил. В доказательство справедливости своих слов, Илья показал ему Соловья.

Владимир стал просить, чтобы Соловей закричал по-звериному и засвистал по-соловьиному. Илья приказал ему закричать в «полкрика», засвистать в «полсвиста». Но коварный Соловей закричал в полный голос, и все в Киеве попадали на землю, сам князь пополз на карачках. За непослушание Илья убил Соловья.

7 КЛАСС

ДРЕВНЕРУССКИЕ БЫЛИНЫ

Былина - героическая, иногда социально-бытовая, эпическая песня, распространенная в XI-XIII вв. В народе подобные песни обычно называли «старинами» или «старинками», а термин «былина», как полагают, был введен в XIX ст. И. Сахаровым, который взял его с выражения «Слова о полку Игореве»: «по былинам сего времени» (к тому времени подобные произведения называли «богатырскими сказками»).

Былинный богатырь - это обобщенный образ идеального героя (преимущественно из народа), в котором воплощены черты реальных лиц, а в событиях, описанных в былинах, в фантастическом преувеличении доносится отголоски реальных исторических событий далекого прошлого.

Былины обычно разделяют на два типа: военные, собственно героические (былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича) и социально-бытовые, в которых, однако, также имеющийся героический элемент («Вольга и Микула», «Дюк Степанович», былины о Сада).

В украинских народных сказках, преданиях и легендах сохранились герои былин (например, Илья Муромец).

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Из города Мурома, из села Карачарова выезжал удаленький добрый молодец Илья Муромец. Помолился он рано в церкви в Муроме, а к обедне хотел уже стольного города Киева добраться.

Подъехал он до славного города Чернигова и видит: словно черное воронье, осадило город войско большое, и нельзя ни пройти пешком, ни верхом проехать, птица здесь не пролетает, серый зверь не пробегает. Начал Илья то войско большое конем топтать и копьем колоть, пока его не одолел. Когда же до самого Чернигова приблизился, вышли оттуда жители черниговские, городские ворота открыли, и просили его быть у них за воеводу.

Не пойду я к вам воеводой в Чернигов, - ответил Илья. - Покажите мне лучше найпрямішу дорогу до стольного города Киева.

Сказали ему жители черниговские:

Самая прямая дорога завалена бревнами, травой заросла, и давно уже никто по той дороге не проходил и на добром коне не провідин. Там, у черного болота, возле березы кривої2, возле страшной реки Смородины и возле креста Левонидового3 сидит на дубу Соловей-разбойник, Одихмантів сын. Свищет Соловей по-соловьином, кричит злодей-разбойник по-звериному, и от того посвиста и покрику вся трава-мурава сплетается, лазурные цветочки осыпаются, темные леса к земле пригибаются, а кто из людей поступит - все мертвы лежат. Пятьсот верст самый прямой путь тянется, а кружный путь - тысячу верст4.

1Соловей-разбойник - воплощение враждебной силы, что постоянно приступили к Киева. Кое-кто из ученых считает, что это - воплощение разбойничьих ватаг, которые не подчинялись князю киевскому (В. Авенариус) и которые пользовались звуковой языке - свистом.

2Полото и кривая береза в народных представлениях были местами, где собирались нечистая сила, представителем которой является также и Соловей-разбойник. Подкрепляет эту мысль и упоминание про реку Смородину.

3 Левонидів крест - крест, взятый князем Владимиром из Корсуня и затем установлен в Киеве на Лугах. Впоследствии так назывался крест на безлюдді, «кий по народным представлениям также был местом, где собиралась нечистая сила. Левонидів, - возможно, от епископа Левонтія, а может, крест был из ливанского кедра. Возле этого креста, за былинами, братались также богатыри и отсюда начинали свои путешествия.

1 Расстояние здесь сказочно преувеличена.

Пустил Илья своего коня богатырского и поехал найпрямішою дорогой. С горы на гору добрый конь перескакивает, с холма на холм перемахивает, а мелкие реки и озера меж ног пропускает.

Как приблизился он к реке Смородины и до болота черного, до кривой березы и до креста Левонидового, засвистел тут Соловей по - соловьином, закричал злодей-разбойник по-звериному, и сразу же богатырский конь начал спотыкаться. Должен был Илья Муромец бить коня канчуком по крутым ребрам, и конь помчался дальше. Потом взял свой тугой лук, натянул тетиву и выпустил гартовану стрелу в Соловья-разбойника. Попала стрела Соловью в правый глаз, и тот покатился на сырую землю.

Пристегнул Илья разбойника к правому стремени булатного и повез по чистому полю до его гнезда. А в том гнезде Соловьином были как раз три его дочери любимые. Глянула старшая дочь в окошко и говорит:

Идет наш батюшка Соловей-разбойник чистым полем, на добром коне сидя, и везет он человека, к правому стремени припнутого.

Глянула в окошко средняя дочь.

Идет батюшка по роздоллю, по чистому полю, и везет мужа, к правому стремени припнутого.

Посмотрела и младшая дочь.

Идет человек, и сидит он на добром коне и нашего батюшку везет, к стремени булатного припнутого и с выбитым правым глазом.

Загукала она к зятьев Соловьиных:

Ой, мужчины наши любимые!!! Берите вы рогатины звериные, и бегите на раздолье, в чистое поле, и убейте того человека.

Похватали зятья рогатины и побежали в чистое поле, чтобы убить мужа. И сказал им Соловей-разбойник, Одихмантів сын:

Бросайте, зятья мои, рогатины звериные и позовите этого человека в гнездо Солов"їне, накормите его вкусной едой, напоит питьем медовим1 и наделите камнями драгоценными.

Покидали зятья рогатины и призвали мужчину до гнезда Соловьиного. Не послушал он зятьев и отправился дальше чистым полем и найпрямішою дорогой.

А в славном Киеве-граде Владимир-князь, выйдя из церкви, обедать собирался в банкетной комнате. Тут подоспел на широкий княжеский двор Илья Муромец. Остановил коня посреди двора и в палату белокаменную ступил. Крестом себя осенил, князю Владимиру и всем его родственникам поклонился на четыре стороны. Стал Владимир-князь молодца выспрашивать:

1Питво медовое - изготовлено из меда, разбавленного водой, и сваренное, - любимый хмельной напиток во времена Киевской Руси. В Украине мед как напиток был популярен вплоть до XX века.

Расскажи, с какой ты земли и как тебя по имени, по отчеству величают.

Я из славного города Мурома, из села Карачарова, а зовут меня Илья Муромец, Иванов сын.

Говорит тогда Владимир:

Давно ли ты из Мурома выехал и какой дорогой до стольного Киева-града добирался?

Утром я отстоял Мессу в Муроме, а к обеденной службы в стольном Киеве-граде хотел быть. Однако пришлось в дороге задержаться, ехал я найпрямішою дорогой до Киева-града, потом ехал мимо болото черное, мимо реку Смородину, мимо кривую березу и крест Левонидів.

Не поверил ему Владимир-князь:

Врешь мне в глаза, мужское, да еще и насмехаешься! Возле славного города Чернигова войска уйма стоит; там ни пройти пешком, ни верхом проехать, серый зверь не проскочит, черный ворон не пролетит.

А у болота того черного, возле реки Смородины, у кривой березы и креста Левонидового Соловей-разбойник сидит. Как он свистнет по-соловьином, как закричит по-звериному, то, кто из людей там окажется, все мертвые падают.

Соловей-разбойник на твоем дворе, - ответил Илья. - Выбился ему правый глаз и к стремени булатного его припнув.

Быстро встал Владимир-князь, накинул на плечо шубу куничу, соболью шапку наложил на одно ухо и вышел на широкий истинными посмотреть на Соловья-разбойника, к стремени припнутого.

Засвищи-ка ты, - повелел ему князь, - по-соловьином, закричи, собака, по-звериному.

Ответил Соловей-разбойник:

Не у тебя я сегодня, князь, хлеб им, поэтому не хочу тебя слушать. Я обедал сегодня у Ильи Муромца и только его и послушаю.

Приказал Илья Муромец Соловью-разбойнику князя порадовать: Ану засвищи впівсвисту соловьиного, закричи впівкрику звериного!

Отозвался на то Соловей-разбойник:

Мои раны кровавые были запечатаны, поэтому не могут уста мои свистеть-кричать. Пусть князь нальет мне чару вина зеленого1, выпью я ее, и раны мои заживут, а уста розтуляться. Вот тогда уже я смогу засвистати и закричать.

Сказал Илья князю Владимиру:

Пойди, княже, к горнице своей пиршественной и налей там чару вина зеленого, и не малую, а на полтора ведра, и поднеси то вино Соловью разбойнику.

Налил князь вина полтора ведра, старым медом разведенного. Взял Соловей-разбойник одной рукой от князя чару, выпил ее од ним духом, а тогда как араВНОситься во весь голос по-соловьином, как закричит по-звериному, и сразу же все маковки на теремах покривились, окошки рассыпались, люди во дворе замертво попадали, а Владимир-князь куничою шубой покрылся.

Быстро вскочил тут Илья Муромец на коня, вывез Соловья в чистое поле, отрубил ему буйную голову, а потом произнес:

Довольно тебе свистать по-соловьином и кричать по-звериному, достаточно смутити-слезиться отцов и матерей, достаточно удовити женщин молодых и сиротити деток малых.

И стал Илья Муромец после этого первым киевским богатырем.

Главный герои сказки богатырь Илья из города Муром, который благодаря своей уникальной силе победил Соловья разбойника. Долго злой разбойник грабил и губил людей, пугал своим свистом нечеловеческим, пока русский молодец не узнал про эту беду и не одолел злодея.

Сказка Илья Муромец и Соловей разбойник скачать:

Сказка Илья Муромец и Соловей читать

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил - до сих пор по ним люди добрые ездят.

Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. Заржал конь Бурушка, взвился выше темного леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни змей не проползет. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется... Услыхал Соловей конский скок, привстал на дубах, закричал страшным голосом:

Что это за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? Спать не дает Соловью-разбойнику!

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. А Илья в седле сидит, не шевельнется, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам.

Травяной ты мешок, не богатырский конь. Не слыхал ты разве писка птичьего, шипения гадючьего. Вставай на ноги, подвези меня ближе к Соловьиному гнезду, не то волкам тебя брошу на съедение.

Тут вскочил Бурушка на ноги, подскакал к Соловьиному гнезду. Удивился Соловей-разбойник

– Это что такое?

Из гнезда высунулся. А Илья, ни минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил каленую стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд. Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо. Покатился Соловей из гнезда, словно овсяной сноп. Подхватил его Илья на руки, связал крепко ремнями сыромятными, подвязал к левому стремени.

Глядит Соловей на Илью, слово вымолвить боится.

Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!

Поскакал Илья дальше по прямой дороге и прискакал на подворье Соловья-разбойника. У него двор на семи верстах, на семи столбах, у него вокруг железный тын, на каждой тычинке по маковке, на каждой маковке голова богатыря убитого. А на дворе стоят палаты белокаменные, как жар горят крылечки золоченые.

Увидала дочка Соловья богатырского коня, закричала на весь двор:

Едет, едет наш батюшка Соловей Рахманович, везет у стремени мужичишку-деревенщину.

Выглянула в окно жена Соловья-разбойника, руками всплеснула:

Что ты говоришь, неразумная! Это едет мужик-деревенщина и у стремени везет нашего батюшку - Соловья Рахмановича!

Выбежала старшая дочка Соловья - Пелька - во двор, ухватила доску железную, весом в девяносто пудов и метнула ее в Илью Муромца. Но Илья ловок да увертлив был, отмахнулся он от доски богатырской рукой, полетела доска обратно, попала в Пельку и убила ее до смерти. Бросилась жена Соловья Илье в ноги:

Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку, Соловья-разбойника.

Говорит ей Илья в ответ:

Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою. Как в руках разбойник - он всегда тебе друг, а отпустишь - снова с ним наплачешься. Я свезу Соловья в Киев-город, там на квас пропью, на калачи проем.

Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей, не шелохнется. Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам княжеским. Привязал он коня к столбику точеному, оставил на нем Соловья-разбойника, а сам пошел в светлую горницу. Там у князя Владимира пир идет, за столами сидят богатыри русские. Вошел Илья, поклонился, стал у порога:

Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксией, принимаешь ли к себе заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого ты роду-племени?

Зовут меня Ильей. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямой, широкой. Я привез тебе, князь, Соловья-разбойника, он на твоем дворе у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильей на княжеский двор. Подбежали к Бурушке-Косматушке. А разбойник висит у стремени, травяным мешком висит, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом он глядит на Киев и на князя Владимира.

Говорит ему князь Владимир:

Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному!

Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:

Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.

Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:

Прикажи ты ему, Илья Иванович.

Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся, закрою я тебя с княгинею полами моего кафтана крестьянского, не то, как бы беды не было. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано.

Не могу я свистеть, у меня во рту запеклось.

Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра, да другую пива горького, да третью меду хмельного, закусить дайте калачом ржаным, тогда он засвищет, потешит нас...

Напоили Соловья, накормили, приготовился Соловей свистать.

Ты смотри, Соловей, - говорит Илья, - ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев-город, захотел убить князя с княгинею и всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось! Башенки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется.

Рассердился Илья на разбойника:

Я велел тебе князя с княгиней потешить, а ты сколько бед натворил. Ну, теперь я с тобой за все рассчитаюсь. Полно тебе обижать отцов-матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать. Взял Илья саблю острую и отрубил Соловью голову. Тут и конец Соловья настал.

Спасибо тебе, Илья Муромец, - говорит Владимир-князь. - Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырем, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бое с войском врага - «силушкой», которой было «черным-черно», и победе над Соловьем-разбойником.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно - ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике - он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Главные герои

Два главных героя произведения олицетворяют один - абсолютное добро, другой - зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа - святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой - князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Анализ структуры произведения

Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око».

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели - защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя - он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.

Илья Муромец

Илья Муромец уезжает из родного села Карачарова, что под Муромом, на службу в Киев. По пути он разбивает вражескую рать у города Чернигова. От черниговцев богатырь узнает о Соловье-разбойнике, тридцать лет уже промышляющем У речки Смородины. Илья Муромец смело едет вперед и пленит Со- ловья-разбойника, которого берет с собой в Киев.

Муромца замечают дочери Соловья, младшая из которых догадывается о произошедшем с ее батюшкой. Дочери кличут мужей, чтобы те спасли Соловья. Но разбойник при появлении зятьев велит им покормить и одарить Муромца, надеясь на освобождение. Они спешат исполнить приказ тестя, но Илья торопится в Киев и не обращает внимания на их приглашение.

Богатырь является к князю Владимиру, который спрашивает, какой дорожкой Илья добирался в Киев. Услышав ответ, князь не хочет верить «мужичине», потому что на той дорожке сидит Соловей-разбойник. Тогда Муромец показывает плененного Соловья и велит ему засвистеть вполсилы. Соловей свистит изо всех сил, предчувствуя скорую расправу над ним. От его свиста гибнут люди, рушатся здания. Муромец увозит разбойника в поле, рубит его буйну голову.

Добрыня и Змей

Мать Добрыни Никитича — «честная вдова» Офимья Александровна — не велит сыну ездить на гору Сорочинскую и купаться там в Путай-реке. Добрыня не слушает ее: он отправляется на гору, г де губит « малыих змеенышей », освобождает русских пленников и купается в Пучай — реке. Богатырь дивится, что мать считала это место опасным, но затем видит змея «о двенадцати хоботах» .

Спасаясь, он переправляется на другой берег Пучай — реки, где находит трехпудовый «колпак да земли греческой». Этим колпаком богатырь бьет змея и одерживает над ним верх. Чудовище молит пощадить его и предлагает сговор: Добрыня не появляется больше на Сорочинской горе, а змей не летает на Русь, не пленит русский народ; пользуась замешательством Добрыни, улетает прочь. Добрыня Никитич возвращается в Киев. Здесь князь Владимир обращается к богатырям с жалобой на» змея, похитившего его племянницу Забаву Потятичну (Путятичну).

Алеша Левонтьевич говорит, что освободить Забаву под силу лишь Добрыне Никитичу. Князь велит Добрыне освободить племянницу. Бога- тырь едет сначала домой, где рассказывает обо всем матери. Она помогает подобрать сыну коня и учит, как управляться с ним. На следующий день Добрыня едет на гору Сорочинскую топтать змеенышей. Появляется змей и спрашивает, почему богатырь нарушил данное слово. Добрыня возражает: змей первым нарушил слово, похитив Забаву Потятичну, и требует вернуть ее без боя.

Змей не соглашается и борется с богатырем трое суток и три часа. Когда змей издыхает, Добрыня слышит голос с небес, велящий воткнуть в землю копье и просить землю поглотить черную кровь чудовища. Добрыня выполняет приказ, и земля «пожре. кровь змея. Добрыня долго ходит по пещерам чудища и в последней находит пленников змея, которых отпускает домой, а также Забаву. Он везет ее с собой в Киев, а девушка просит богатыря быть ей другом и полюбить, на что Добрыня Никитич отвечает отказом, ссылаясь на их разное положение в обществе.

Алеша Попович и Змей Тугарин

Алеша Попович вместе с другом-богатырем Екимом Ивановичем ездят по чисту полю В поисках ратных подвигов. По пути им встречается калика перехожий, сообщающий о Тугарине Змеевиче. Алеша берет у калики его одежды в обмен на богатырское платье и идет за Сафат-реку к Тугарину. Змей спрашивает «калику», не видел ли тот Алешу Поповича, которого Тугарин хочет погубить.

«Калика» притворяется глуховатым и просит Змея подойти к нему ближе. Когда Тугарин приближается, Алеша убивает его и наряжается в богатые одежды противника, из-за чего Еким сначала принимает Алешу за Змея и едва не губит. Затем Алеша и Еким, вернув калике его прежние одежды, отправляются в Киев к великому князю. Владимир приглашает Алешу пировать с ним. За княжеским столом оказывается ожив- ший Тугарин, который неучтиво ведет себя, обижая хозяина.

Алеша спрашивает Владимира, кто такой Тугарин, что ведет себя столь неучтиво. Сначала Змей не обращает внимания на эти слова, а бояре и другие гости заступаются за него. Разгневавшись, Змей улетает. Алеша покидает Владимира и молит Бога послать градовую тучу. Пошел град, побивший крылья Змея. Тугарин падает наземь, и Алеша его убивает. Голову поверженного врага Алеша привозит в Киев показатъ князю. Тот нанимает богатыря к себе на службу.

Гусляр Садко развлекает знатных новгородцев на пирах. Случилось, что три дня его не звали на застолья. Обидевшись, Садко идет играть на берег озера Ильмень. Там поднимается буря, и Садко убегает. Так повторяется еще два раза, но в последний Садко решает доиграть до конца. Тогда из бурных вод выходит морской царь, который доволен игрой гусляра и в благодарность решает помочь ему разбогатеть: царь советует Садко биться об заклад с купцами, что в озере Ильмень живет рыба с золотым пером (плавниками), и обещает победу в этом споре. Садко выполнил все, как велел морской царь.

Три купца ставят свои лавки в споре с гусляром и проигрывают, когда вы- лавливают три такие рыбины из озера. Садко разбогател и стал купцом. Он устраивает пир, где бьется об заклад, что может скупить все товары новгородские. Но проигрывает спор: его богатств не хватило. Посрамленный купец пускается в долгий путь, чтобы вновь нажить богатства. На морских просторах его корабли попадают в бурю, и Садко догадывается, что это морской царь требует дани. Сначала царю бросают в пучину бочки с сокровищами (золотом, серебром, жемчугом), но буря не прекращается. Тогда решают бросить в море живого человека. Тянут жребий три раза: все три раза выходит Садко.

Купец прощается с командой и прыгает в воду с дубовой доской. На ней он засыпает, а проснувшись, видит морское дно. Морской царь велит купцу повеселить его игрой на гуслях. Садко играет, и царь пускается в пляс. На море поднимается буря. Она продолжается три дня, пока Садко играет, а царь пляшет. Гибнет множество кораблей. Народ молит святого Николу Можайского о помощи. Он подсказывает Садко, как можно, не нарушая приказа морского царя, перестать играть (нужно незаметно испортить гусли) и вернуться домой (вы- брать из предложенных невест последнюю — Чернавку — и «не творить с ней блуда»).

Садко следует советам. Морской царь в благодарность за игру предлагает Садко жениться. Из трехсот писаных красавиц купец выбирает, как говорил ему Никола Можайский, Чернавку, идущую позади всех. Свершается чудо: Садко оказывается в Новгороде. Здесь он встречает свои суда, вернувшиеся из дальнего плавания. Купец строит на свои деньги храм Николы Можайского и молит Бога о прощении грехов, обещая больше не ходить в сине море.

Повесть о Петре и Февронии Муромских

В этой былине жене муромского князя Павла стал являться дьявол в образе змея. Она узнает, что ему грозит смерть «от Петрова плеча, от Агрикова меча», и сообщает о том мужу. Князь просит своего брата Петра отыскать чудо-меч и погубить змея. Петр выполняет просьбу брата, но, убивая змея, пачкается его кровью, отчего заболевает. Лекаря для Петра княжеские слуги ищут среди рязанских целителей. Здесь один отрок находит мудрую деву Февронию, обещающую вылечить князя, если тот согласится жениться на ней.

Петр испытывает мудрость Февронии и, убедившись, что по уму она ему равная, соглашается на брак. Феврония дает князю мазь, велит нанести ее на все тело, кроме одного струпа. Через день князь чудесным образом исцеляется и отказывается от своего обещания. Однако он заболевает снова и еще раз просит деву вылечить его. Феврония ставит прежнее условие. Петр соглашается и, выздоравливая, берет ее в жены. Бояре по наущению своих супруг требуют от князя прогнать Февронию. Она согласна уйти, забрав с собой князя.