Роль комиссаров в годы великой отечественной войны. Замполит А. Главой Временного правительства являлся

Вариант1.

Выберите правильный ответ:

1) образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - образование Временного правительства- отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила.

2) образование Временного правительства – образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила.

3) Отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила – образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - образование Временного правительства.

4) Отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила - образование Временного правительства– образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

2. В первый состав Временного правительства в основном вошли:

1)социал-демократы 2) кадеты и октябристы 3) эсеры и меньшевики 4)беспартийные

3. Укажите лозунг, который был выдвинут большевиками в апреле1917г., снят в июле и вновь провозглашен в сентябре:

1) «Никакой поддержки Временному правительству!»

2) «Вся власть Советам!»

3) «Мир – народам!»

4) «Вся власть Учредительному собранию!»

4. Договор о мире с Германией был подписан:

5. А. Главой Временного правительства являлся

Б. Главой Временного правительства являлся


1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) неверны и А, и Б

6. Формирование Добровольческой армии в 1917г. начал:

1) сотрудники ЧК 2) военспецы 3) военные комиссары 4) солдатские комитеты

Выберите правильные ответы

8. Первые мероприятия Советского правительства:

1) ликвидация сословного деления

2) принятие Учредительным собранием «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»3) отделение церкви от государства и школы от церкви

4) введение всеобщего избирательного права

5) провозглашение демократической парламентской республики

9. Политика «военного коммунизма» не предполагала:

1) материальную заинтересованность работников

3) прогрессивный подоходный налог

4) всеобщую трудовую повинность

5) натурализированную зарплату

10. Основные принципы НЭПа:

7) создание концессий

Вставьте вместо пропусков

12. Комбеды

13. О чем идет речь?

«Сейчас, когда отчаянная борьба идет за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, все большие рынки Петрограда также закрыты… Во время нашего пребывания в Петрограде был введен бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля – сотая часть стоимости одного яйца… Многие вернулись в деревню…»

Контрольное тестирование по теме:

«Начало гражданской войны. Экономический и политический кризис.»

Вариант2.

Выберите правильный ответ:

1. Определите правильную последовательность событий:

2) 2 съезд Советов - роспуск Учредительного собрания – Брестский мир - принятие Конституции РСФСР.

3) 2 съезд Советов - роспуск Учредительного собрания - принятие Конституции РСФСР– Брестский мир.

4) роспуск Учредительного собрания - принятие Конституции РСФСР– 2 съезд Советов - Брестский мир.

2. Основной итог Февральской революции:

1) провозглашение республики 3) решение земельного вопроса

2) свержение монархии 4) разрешение общенационального кризиса

3. А. Председателем исполкома Петросовета был избран

Б. Председателем исполкома Петросовета был избран

1) верно только А 2)верно только Б 3) верны и А, и Б 4) неверны и А, и Б

4. В «Апрельских тезисах» (статья «О задачах пролетариата в данной революции») изложил план:


1)вооружения пролетариата для подавления корниловского мятежа

2) мирного перехода власти к большевикам

3) вооруженного восстания в Петрограде

4) постепенного выхода страны из мировой войны

5. По условиям Брестского мира Россия теряла территории:

1)Польши, части Литвы, Латвии, Белоруссии

2) части Латвии, Белоруссии, Закавказья и полностью Литву, Польшу

3)Финляндии, Эстонии, Белоруссии, Закавказья

4)части Латвии, Белоруссии, Закавказья и полностью Литву, Польшу, Финляндию, Эстонию

6. Повстанческую крестьянскую армию на юге Украины возглавил:

7) Контроль за командирами и политическим воспитанием осуществляли:

Выберите правильные ответы

8. Основные мероприятия Временного правительства:

1) решение аграрного вопроса

2) введение нового национально - государственного устройства

3) введение демократических свобод граждан

4) установление 8-часового рабочего дня

5) выполнение международных обязательств

9. К чертам политика «военного коммунизма» относятся:

1)национализация промышленных предприятий

2) материальная заинтересованность работников

3) продразверстка

4) свобода торговли

5) всеобщая трудовая повинность

Выберите несколько правильных ответов

10. Основные принципы НЭПа:

1) денационализация части средней и мелкой промышленности

2) материальный стимул в производстве

3) уравнительная оплата труда

4) многопартийная политическая система

5) допущение частного капитала в экономику

6) всеобщая трудовая повинность

7) создание концессий

Вставьте вместо пропусков

11.Главным фронтом весной 1919года стал _________________________.

Здесь наступала белая армия ___________________________________.

Группой войск Красной Армии командовал _______________________.

12. Рабфак - это ___________________________.

13. О чем идет речь?

Многие годы советские идеологи представляли это событие как «мятеж, антисоветский, подготовленный эсерами, анархистами и меньшевиками, связанными с белогвардейцами и иностранными интервентами», утверждая, что речь шла о попытке монархической реставрации. Восставшие требовали перевыборов Советов, свободы слова, легализации политических партий, свободы торговли.


Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления
или автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук специальности 08.00.14 – Мировая экономика Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы »
  • Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления – часть 1 - общая характеристика работы
  • Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления – часть 2 - продолжение общей характеристики работы, основное содержание диссертации: таблица о фундаментальных причинах проявления глобального экономического кризиса

Вообще-то настоящая глава посвящена не только и не столько замполиту (заместителю командира по политической части) в смысле советского времени, сколько современному его аналогу – заместителю командира по воспитательной работе. Название преследует цель отдать должное тому обстоятельству, что в современной армии такого офицера по старинке величают замполитом, а равно и тому, что именно в СССР в войсках впервые появилась фигура воспитателя и идеологического контролёра командования.

Должность эта досталась нам в наследство от нашего столь недавнего и столь далёкого уже прошлого. Замполит, наряду с командиром, был руководящей фигурой подразделения, начиная с роты. В его задачи входила идеологическая обработка личного состава и политический контроль за командиром. В позднем СССР замполит не имел непосредственного влияния на командира, однако, имел некоторые кадровые полномочия, давая командиру рекомендации по партийной линии, что неизменно играло важнейшую роль в судьбе карьеры командира. Официально замполит при этом был просто замом командира, реально же имел огромные возможности. Его сила состояла в том, что он являлся не столько офицером армии, сколько полномочным представителем КПСС. В итоге замполит не был стеснён отношениями внутри данной войсковой части и зависел от её командира в ничтожной мере. Он также мало зависел и от высшего армейского командования. Для него была лишь одна высшая инстанция – в лице вышестоящих лиц в партии, а также внутренние правила функционирования партии как особой социальной структуры. Также огромнейшее значение для него имели отношения в рамках первичной партийной ячейки, которая неизменно присутствовала в любой войсковой части, объединяя партийных офицеров и солдат.

Основная задача замполита позднего периода существования СССР заключалась в идеологической обработке личного состава. Огромную роль в этом играли принципы отбора на должность замполита, – им обычно становился партийный боевой офицер, прошедший через боевые действия и хорошо зарекомендовавший себя именно в качестве бойца. Замполит должен был вызывать в солдатах уважение, а кто ещё может вызывать большее уважение, чем человек, прошедший через все круги ада? Зачастую замполитом становился офицер, по каким-то причинам не могущий дальше воевать, – получивший серьёзное ранение, переживший психологическое перенапряжение или даже расстройство. Практика показала, что подобный подход к формированию института замполитов исключительно эффективен: помимо уважения со стороны солдат, тот пользовался ещё и уважением у командира части и как недавний вояка имел психологический потенциал для воздействия на командира. Однако это направление комплектования замполитов было не единственным. На эти должности могли попадать и просто получившие специальное политическое образование офицеры, а равно и невоенные партийные активисты. Последнее, правда, происходило лишь в первые десятилетия существования СССР.

Конечно, положение замполита менялось в СССР исторически. Сразу после революции комиссары, как изначально именовали замполитов, должны были осуществлять контроль над беспартийными офицерами-командирами. Это был логичный и эффективный шаг в революционном преобразовании общества и классовой борьбе, ведь царские офицеры были в Российской империи столпами монархии, реальным правящим слоем, поэтому настоятельно требовалось нивелировать их значение, контролировать каждый их шаг. Доходило до того, что для издания приказа командиру требовалась санкция комиссара, последний даже мог перехватывать на себя командование, если видел в действиях командира угрозу линии партии. Равно требовалось проводить воспитательную работу среди самих солдат, чтобы превратить их из бессловесного стада в имеющий некоторые права социальный слой. Солдатам требовалось прививать сознательность, чувство ответственности и показывать важность их тяжкого труда для интересов страны и партии.

Очевидно, что по мере строительства в стране реального коммунизма такое значение комиссаров сходило на нет. Глобальный контроль над командирами стал не столько помогать, сколько мешать, поэтому уже во времена Великой Отечественной войны предпринимаются попытки отойти от него. Важнейшим шагом в этом вопросе стал знаменитый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 года «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Конечно, комиссары не были устранены совсем, однако вскоре их заменили институтом собственно замполитов, то есть заместителей командира по политической части. Теперь они занимались преимущественно воспитательной работой, руководили партийными ячейками в войсках и выступали проводниками политических установок партийной власти. Они уже не висели дамокловым мечом над командирами, однако, некоторые функции контроля за ними от имени партийных ячеек сохраняли до самого крушения СССР, подобно тому, как такие же функции имели руководители партийных ячеек на предприятиях и в учреждениях по отношению к их официальному руководству. Отличие в положении поздних замполитов от комиссаров в том, что формально командиры подразделений теперь могли приказывать подчинённым самостоятельно, без санкции замполита, то есть замполиты ушли от формального участия в командовании подразделением. Однако для эффективного выполнения приказов командир всё равно нуждался в замполите, который мог мобилизовать служащих в подразделении членов партии на выполнение приказа, чтобы они показали пример прочим солдатам. Сохранились также некоторые кадровые полномочия замполитов, когда от их мнения относительно политической и профессиональной пригодности командира зависела его карьера.

Кроме института замполитов, в советское время в частях существовали Особые отделы. Фактически по линии Особого отдела в армию проникала советская спецслужба – КГБ. Задача офицеров отдела состояла в борьбе с инакомыслием и преступностью. То и другое обеспечивалось единой разветвлённой системой осведомителей, создаваемой таким офицером. И если замполит в отношении солдат занимался воспитательной работой, в отношении командира становился его «тенью», в исключительных ситуациях могущей заменить его и диктовать ему свою волю – волю партии, то офицеры Особого отдела представляли в армии КГБ, и в их задачи входило поддержание в частях порядка, а также претворение в жизнь некоторых установок партии; причём, властью они наделялись реальной, можно даже сказать, концентрированной, однако, властью не официальной, но глубинной.

Благодаря всем этим факторам, офицеру Особого отдела удавалось полностью контролировать подведомственные ему подразделения, отслеживая малейшие намерения и чаяния солдат. Это обеспечивало монолитный порядок в армии, делая тем самым дедовщину вполне человечной – не давая проявляться её крайностям. Ведь сама дедовщина естественна и неискоренима, но вот формы её проявления могут быть диаметрально противоположными: от жесточайших издевательств над молодыми и полного к ним презрения, до поддержки и помощи молодым в освоении особенностей армейской жизни. А вот какая из форм будет существовать, зависит в том числе и от того, может ли существующая социальная организация армии обеспечить порядок. Особый отдел выступал, таким образом, как гарант порядка в войсках.

Работающие в Особом отделе люди были в большей мере следователями, нежели политическими деятелями или военными. Они осуществляли свою деятельность по правилам следственной работы и имели соответствующий образ мыслей. Кроме того, они, как и замполиты, представляли в армии особую структуру – спецслужбу, поэтому и спрос с них был особый, и интересы их были продолжением интересов спецслужбы, то есть наведения и поддержания в частях порядка, вплоть до контроля за состоянием умов.

В ходе разрушения Советского Союза и разложения его армии должности замполитов и особистов были упразднены. Вместо них появилась некая единая должность – должность заместителя командира по воспитательной работе уровня батальона или полка с несколькими подчинёнными офицерами (по одному на каждую крупную роту). При этом статус этого заместителя был ближе именно статусу замполита, поэтому в частях в разговорном обиходе его по-прежнему именуют замполитом как солдаты, так и офицеры, вплоть до командования части.

Замполит в наше время больше не является членом партии и соответственно больше не контролирует командира части, занимаясь исключительно воспитанием личного состава. Однако власти по каким-то непонятным соображениям расширили его полномочия и поручили ему, кроме собственно идеологической обработки, заниматься ещё и борьбой с преступностью. На первый взгляд, это решение выглядит логично: раз ты занимаешься воспитанием личного состава, значит, должен так его воспитывать, чтобы бойцы не совершали преступлений. Однако жизнь показывает, что такой подход – просто верх абсурда. Как бы людей ни воспитывали, всё равно они будут совершать преступления, ведь, помимо их официального воспитания, существует ещё и неофициальное, связанное с усвоением основных правил поведения в среде себе подобных на бытовом уровне. Официальное воспитание в армии не отменяет дедовщину, не отменяет уставщину, не отменяет тяжестей службы и многообразных унижений. Поэтому расчёт на то, что люди, послушав замполита, вдруг перестанут воспитывать подчинённых крутыми методами, использовать их в личных интересах, издеваться над ними, означает не просто неучёт социальных реалий, но является чем-то сродни шизофреническому бреду.

К сказанному следует добавить, что институт замполитов по-прежнему формируют из побывавших в горячих точках офицеров, а не из профессиональных следователей. Мало того, что такие офицеры не приучены действовать по правилам следственной работы, так ещё и характер их работы мало общего имеет с принципами деятельности спецслужб. Замполиты как боевые офицеры, плоть от плоти коллектива, относятся к осведомителям враждебно, поэтому не могут выстроить своей системы доносительства.

Ещё институт замполитов в наше время формируется из выпускников соответствующих военных кафедр гражданских вузов, то есть из пиджаков. Обычно пиджаков назначают на уровень замполитов рот, а в качестве их непосредственного руководителя фигурирует уже побывавший в горячих точках вояка уровня заместителя командира батальона. Следует ли говорить, что особым авторитетом среди личного состава замполиты-пиджаки не блещут, равно как не имеют вообще никакой следственной закалки, в лучшем случае обладая профильным юридическим образованием.

Следственную работу для замполитов усложняет и тот факт, что они не только не входят в состав всесильной партии, но и не являются членами спецслужбы современной России – ФСБ. Тем самым сделано всё, чтобы максимально замкнуть замполита внутри конкретной войсковой части. Он больше не является членом какой-либо внешней армии структуры, имеющей свои интересы, правила внутренней жизни и чёткие требования к активным членам, в рамках которых с него спрашивали бы за количество раскрытых преступлений, а вовсе не за их отсутствие, как высшее армейское командование.

Получается следующая ситуация. Замполит, по мысли высшего начальства, должен воспитывать личный состав и делать это так, чтобы преступлений в части не совершалось. Получается, он кровно заинтересован в минимизации числа преступлений. И тут же на него возлагают проведение следственных действий по выявленным преступлениям. Тем самым замполитам дали в руки вполне реальную возможность обеспечить формальное отсутствие преступлений при очевидном их наличии – попросту скрывать такие факты. Замполиты, тем самым, оказываются заинтересованы в сокрытии преступлений даже в большей мере, нежели командиры частей, и имеют для этого реальные возможности. С другой стороны, они оказываются мальчиками для битья в части, на них командование легко переводит стрелки при выявлении неуставных взаимоотношений: мол, замполит недостаточно хорошо воспитывает личный состав, а мы тут совершенно не при чём.

Поэтому нечего удивляться, что существующий институт заместителей командиров по воспитательной работе борется с преступностью в части неэффективно. Он элементарно делает не свою работу. Если быть до конца точным, он позволяет не бороться с преступлениями, а максимально эффективно их скрывать.

Вместе с тем особисты более высокого уровня (дивизии) по-прежнему существуют. Они представляют в войсках современную спецслужбу ФСБ, однако, их задачи несколько отличаются от задач таковых в СССР. Теперь особисты занимаются серьёзными преступлениями в войсках и, если касаются вопросов дедовщины и мониторинга ситуации в подразделении, то только в случае, если дедовщина привела к смертельным случаям. Их влияние на базовые подразделения близко нулю, равно как и их участие в предупреждении преступности. В лучшем случае они устанавливают по своей линии контакт с замполитами, чтобы через них получать информацию о ситуации в подразделении.

Так что, если уж поддержание порядка в войсках перекинули на замполитов, целесообразно объединить их со спецслужбой современной России – ФСБ. При этом необходимо формировать институт замполитов не из побывавших и пострадавших в горячих точках офицеров, а из профессиональных следователей. А если уж до конца развивать это направление социальной организации, то целесообразней было бы разделить функции замполита и следственной работы в войсках, создав в армии особые следственные отделы и наделив их исключительными полномочиями. При этом они должны быть подчинены не армейскому командованию, а прокуратуре либо ФСБ, последнее даже предпочтительней. В любом случае, такие специальные следователи должны входить в структуру армейских подразделений и находиться постоянно на территории части, чтобы на месте налаживать и поддерживать систему осведомителей.

При этом я не исключаю, что такое положение замполитов создано искусственно, чтобы позволять самим командирам части определять, какие факты преступлений следует афишировать, а какие – скрывать. Тем самым власть проявляет доверие офицерам, давая им инструмент поддержания порядка в части. Но в этом случае институт замполитов представляет собой половинчатую меру и должен быть продолжен дачей офицерам права казнить и миловать солдат, по крайней мере, снизить внимание к неуставным способам поддержания порядка в подразделении самими офицерами в рамках уставщины. Возможность же командиров части переводить стрелки на замполитов при выявлении в части неуставных отношений и вовсе принижает его как офицера. Заметьте, боевого заслуженного офицера! Налицо противоречие: доверие к командованию частью при очевидном подведении под удар замполита никак не назовёшь доверием к офицерству вообще. Возникает закономерный вопрос: а в доверии ли здесь дело?

При социальном конструировании необходимо иметь в виду, что введение института замполитов было явлением противоречивым, имеющим явные негативные последствия. Неспроста в СССР времён Великой Отечественной войны появился указ о восстановлении единоначалия в войсках, и со временем полномочия замполита были несколько урезаны. Дело в том, что наличие замполита несколько подрывает статус офицера, который оказывается под контролем партийной ячейки в подразделении. А если любой солдат может пожаловаться на офицера замполиту и поступок такого офицера окажется предметом разбирательства на заседании партийной ячейки войсковой части, то авторитет офицера очевидным образом окажется умалённым. Для специфически армейской дисциплины просто необходима реальная и абсолютная власть офицера, который только и должен определять судьбу солдата в подчинённом подразделении. Даже в СССР, где была выработана жёсткая партийная дисциплина, создание армейской дисциплины и её сочетание с дисциплиной партийной в армии оставалось проблемой. Неспроста офицеры ещё имперской закалки считали дисциплину Красной Армии недостаточной – большая заслуга в этом была у института замполитов. Конечно, со временем удалось найти некоторые допустимые пределы вмешательства партии в командование, что выразилось в переходе от системы комиссаров к системе замполитов, однако именно во времена СССР было заложено сковывающее руки офицеров правило, по которому они должны бороться с дедовщиной методами гуманного воспитания личного состава. Во времена Российской империи такого рода бредовых ограничений не существовало, и дисциплина подразделений и самих офицеров оказывалась выше.

Должность комиссара не всегда имела вышеуказанное значение; например:

Всероссийское бюро военных комиссаров во главе с К. К. Юреневым было учреждено 8 апреля 1918 года . Приказом РВСР от 5 декабря 1918 года устанавливалось, что руководство всей политической работой фронта и тыла , равно как и распределение всех партийных сил, мобилизованных для работы в Красной Армии, принадлежит Всероссийскому бюро военных комиссаров , действующему в самом тесном контакте и по директивам ЦК РКП(б) .
18 апреля 1919 года приказом Л. Троцкого был учреждён Политотдел РВСР, к которому перешли все функции расформированного Всероссийского бюро военных комиссаров.
15 мая Политотдел был преобразован в Политуправление РВСР, действовавшее на правах военного отдела ЦК РКП(б). Главой нового органа 31 мая 1919 года был назначен член ЦК РКП(б) И. Т. Смилга .

Комиссары осуществляли надзор за деятельностью командования воинских частей и руководили пропагандистской работой. Помимо базовых, политических функций, комиссары участвовали в административном и хозяйственном управлении. К началу 1920 года в Красной Армии было более трёх тысяч комиссаров. По выражению Троцкого :

В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев , который - без кастовых привилегий - умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса.

Комиссары в Красной Армии обладали огромными правами и привилегиями: комиссар подразделения мог и обязан был участвовать в разработке, обсуждении и принятии планов боевых действий , а его права в отношении личного состава подразделения не уступали правам командира . При подозрении в нелояльности беспартийного командира подразделения комиссар имел право принять на себя командование, отстранив командира от должности, а в случае необходимости арестовав его. С одной стороны, столь обширные полномочия были необходимы, поскольку значительную часть командных должностей в Красной Армии занимали бывшие офицеры русской императорской армии (царской армии), либо добровольно поступившие на службу, либо принуждённые к ней путём взятия в заложники близких (так называемые военспецы). Руководству государства требовались гарантии того, что эти командиры не смогут повернуть оружие против Советской власти. С другой стороны, во многих случаях это фактическое двоевластие приводило к негативным последствиям, поскольку комиссары, обычно не имевшие специального военного образования, попросту мешали командирам нормально управлять подразделениями.

Институт военных комиссаров вновь был введён (а точнее - восстановлен) 16 июля 1941 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б). Ещё раньше, 9 июля 1941 года было принято Постановление ГКО «О членах Военных советов армий». Ещё раньше, 27 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». Согласно этому постановлению, обкомы партии обязаны были отобрать и послать в действующую армию в качестве политбойцов более 18 тыс. коммунистов и лучших комсомольцев. Через три дня Политбюро обязало обкомы 26-ти областей отобрать в трёхдневный срок ещё 23 тыс. коммунистов и комсомольцев и передать их в распоряжение Наркомата обороны. Только за первые 6 месяцев войны в действующую армию было направлено 100 тыс. политбойцов. Основная их задача состояла в «мобилизации личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков».

В большинстве армий мира воспитательную функцию выполняет институт военных капелланов . Деятельность капелланов, прежде всего, направлена на духовную помощь военнослужащим. При этом в различных странах капелланы - это клирики (священники) оказывающие помощь командиру части в воспитательной работе посредством участия в жизни военного коллектива и одновременно совершающие богослужение. Помимо духовного наставничества и обеспечения моральной поддержки военнослужащих, задачей капелланов является помощь в преодолении стрессовых ситуаций, которые постоянно возникают в армии. Они также дают необходимые консультации командирам по вопросам религии и обычаям населения тех регионов, где дислоцируются контингенты войск. Кроме того, в их функции входит организация связей с местными религиозными и благотворительными организациями .

В 2002 году в военных ВУЗах возобновлена подготовка офицеров-воспитателей по следующим военно-учётным специальностям : 360200 - «Морально-психологическое обеспечение войск (сил)», 360202 - «Информационно-воспитательная работа», 360203 - «Военно-социальная работа», с присвоением квалификации «Педагог - психолог». Срок обучения по этим специальностям - пять лет, первые выпускники пришли в войска в 2007 году. 30 мая 2007 года статс-секретарем-заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Панковым Н. А. подписан приказ № 25 «Об установлении в Вооруженных Силах Российской Федерации Дня специалиста органов воспитательной работы». Этот профессиональный праздник отмечается 11 сентября , в день утверждения в 1766 году Устава Кадетского сухопутного корпуса , которым впервые введены должности офицеров-воспитателей.

Специальные знаки различия армейских политработников в 1937-1942 годах

В дополнение к соответствующим званию общевойсковым знакам различия (без эмблемы рода войск) политработники носили на рукавах алые звезды с серпом и молотом до 1941 года.

Военно-политические академии СССР

Высшие военно-политические училища СССР

  • Высшее пограничное военно-политическое училище ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР
  • Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи имени генерала армии А. А. Епишева
  • Курганское высшее военно-политическое авиационное училище
  • Ленинградское высшее военно-политическое училище противовоздушной обороны имени Ю.В Андропова
  • Ленинградское высшее военно-политическое училище МВД СССР имени 60-летия ВЛКСМ
  • Львовское высшее военно-политическое ордена Красной Звезды училище
  • Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище
  • Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября
  • Рижское высшее военно-политическое училище РВСН имени Маршала Советского Союза С. С. Бирюзова
  • Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище , с 1982-го по 1988-й год - имени Л.И Брежнева
  • Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище
  • Таллинское высшее военно-политическое строительное училище

См. также

  • Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Примечания

  1. Фарберов Е. , Комиссары «Вестник» № 6(213), 16 марта 1999.
  2. Комиссар военного госпиталя // ЭСБЕ
  3. Из журнала заседания Временного правительства № 132 об учреждении должностей военных комиссаров при главнокомандующих армиями фронта и их функциях
  4. Звезда и свастика: Большевизм и русский фашизм: Н. Бухарин, Е. Преображенский. Азбука коммунизма. - М.: «Терра», 1994. С. 59.
  5. Троцкий , Речь на 7-ом Всероссийском съезде Советов, декабрь 1919 года
  6. Веремеев Ю. Анатомия армии , Устав внутренней службы РККА, введен в действие приказом НКО СССР № 260 от 21 декабря 1937 г.
  7. Португальский Р. М. и др. Маршал С. К. Тимошенко. Жизнь и деятельность. - М.: Победа-1945 год, 1994. С. 383, 384.
  8. Берия С. Мой отец - Лаврентий Берия. - М.: «Современник», 1994. С. 195, 225.
  9. Стаднюк И. Ф. Исповедь сталиниста. Мемуары. - М.: Патриот 1993.
  10. Золотые звезды политработников , - Курган. КВВПАУ 1984.-121 с. Составитель сборника полковник Кузнецов Ю. Е. - старший преподаватель кафедры партийно-политической работы.
  11. Малогабаритный радиоприёмник «МП-64» (Синичка)
  1. 1. Россия в годы революции и Гражданской войны Тест-презентация. Федотова О.П. МБОУ СОШ №55 г.Тулы
  2. Внимание! Ответьте на вопросы по теме «Россия в годы революции и Гражданской войны»
  3. 3. Вопрос 1  Председатель Временного правительства в марте-июле 1917г. 1.А.Гучков 2.П.Милюков 3.А.Керенский 4.Г.Львов
  4. 4. Вопрос 2  Расположите события в хронологической последовательности 1.указ императора о роспуске Госдумы 2.объявление о закрытии Путиловского завода 3.переход на сторону демонстрантов всего Петроградского гарнизона 4.начало всеобщей политической стачки 5.захват восставшими арсенала и Петропавловской крепости.
  5. 5. Вопрос 3  Главное содержание «Приказа №1» Петроградского Совета А.амнистия Б.введение 8-часового рабочего дня В.демократизация армии Г.провозглашение России республикой.
  6. 6. Вопрос 4  Петросовет проводил политику поддержки Временного правительства, потому что А. Петросовет не обладал реальной силой, чтобы противостоять Временному правительству. Б.Теоретические установки меньшевиков, имевших большинства в Петросовете, предполагали длительный период развития страны по капиталистическому пути, в течение которого у власти целесообразно находиться буржуазнодемократическому правительству. *1.верно А. *верно А и Б. *2.верно Б. *А и б не верны.
  7. 7. Вопрос 5 Печать Временного правительства  Итогом апрельского кризиса Временного правительства стал А.рост влияния меньшевиков в правительстве Б.уход Львова из правительства В.установление двоевластия Г.включение большевиков в правительство.
  8. 8. Вопрос 6  Двоевластие существовало в стране в 1917г. в А.февралесентябре Б.марте-июле В.феврале-октябре Г.марте-августе.
  9. 9. Вопрос 7  Большевики в апреле 1917г. А.требовали немедленного свержения Временного правительства. Б.поддерживали революционное «оборонничество» эсеров и меньшевиков. *1.верно А. *3.верны А и Б. *2.верно Б. *4.А и Б не верны.
  10. 10. Вопрос 8  Апрельские тезисы В.И.Ленина содержали А.план восстания с целью свержения самодержавия Б.программу кооперирования деревни В.программу решения национального вопроса Г.план перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции
  11. 11. Вопрос 9  Назовите автора обращения. «Русские люди! Великая Родина наша умирает… Я сын казакакрестьянина, заявляю всем и каждому, что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путем побед над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад своей новой государственной жизни»
  12. 12. Вопрос 10  О ком идет речь? Сын директора Симбирской гимназии. Известный адвокат. Депутат IV Государственной думы, лидер фракции трудовиков. Министр-председатель Временного правительства в 1917г. Прекрасный оратор и трибун. Современники отмечали в нем любовь к позе, актерство, беспринципность, политическое коварство.
  13. 13. Вопрос 11  После июльского кризиса власти Временное правительство: А.Почти полностью стало состоять из эсеров и меньшевиков. Б.Отодвинуло сроки проведения выборов в Учредительное собрание и его созыв на ноябрь 1917г. *1.верно А. *3.верны А и Б. *2.верно Б. *4.А и Б не верны.
  14. 14. Вопрос 12  Расположите события в хронологической последовательности: А.образование первого коалиционного правительства Б.отставка министров-кадетов и главы Временного правительства Г.Е.Львова В.образование Петросовета Г.мятеж генерала Л.Г.Корнилова Д.провозглашение России республикой.
  15. 15. Вопрос 13  II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: 1.начал свою работу 24 октября 1917г. 2.объявил высшим органом власти ВЦИК 3.сформировал новое правительство – СНК. 4.объявил о продолжении войны до победного конца.
  16. 16. Вопрос 14  Основные положения Декрета о земле: 1.ликвидация помещичьего землевладения 2.отмена частной собственности на землю 3.отмена общинной собственности на землю 4.всё перечисленное.
  17. 17. Вопрос 15  По итогам выборов в Учредительное собрание большинство голосов получили: А.большевики Б.меньшевики В.эсеры Г.кадеты.
  18. 18. Вопрос 16  Учредительное собрание начало свою работу А. 7 декабря 1917г. Б. 5 января 1918г. В. 7 января 1918г. Г. 10 января 1918г.
  19. 19. Вопрос 17  От имени ВЦИК на рассмотрение Учредительного собрания был внесен документ 1.Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов 2.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 3.Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» 4.Декларация прав народов России.
  20. 20. Вопрос 18  Сепаратный мир – это 1.мир без аннексий и контрибуций 2.мир с большими территориальными потерями 3.мир с одной из сторон коалиции противников 4.секретное решение о прекращении боевых действий.
  21. 21. Вопрос 19  Формирование белогвардейской Добровольческой армии начал 1.П.Краснов 2.М.Алексеев 3.А.Деникин 4.А.Колчак.
  22. 22. Вопрос 20  Вся полнота власти во время Гражданской войны была сосредоточена в руках 1.Реввоенсовета республики 2.Совета рабочей и крестьянской обороны 3.Совнаркома 4.ЦК РСДРП(Б).
  23. 23. Вопрос 21  Революционный военный совет в годы Гражданской войны возглавлял 1.В.Ленин 2.М.Фрунзе 3.С.Каменев 4.Л.Троцкий.
  24. 24. Вопрос 22  Какое событие произошло РАНЬШЕ других? 1.расстрел царской семьи 2.мятеж чехословацкого корпуса 3.высадка в Мурманске английского десанта 4.наступление на Петроград Н.Юденича.
  25. 25. Вопрос 23  Контроль за командирами и политическим воспитанием красноармейцев осуществляли 1.сотрудники ЧК 2.военспецы 3.военные комиссары 4.солдатские комитеты.
  26. 26. Вопрос 24  Результат восстания Чехословацкого корпуса: 1.положило начало уничтожению советской власти 2.подписано соглашение о непризнании Брестского мира 3.падение Советской власти в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке 4.падение Советской власти в Мурманске и Архангельске. Офицер Чехословацкого корпуса
  27. 27. Вопрос 25  Вставьте вместо пропусков. Главным фронтом весной 1919 года стал..?.. Здесь наступала Белая армия..?.. Группой войск Красной армии командовал..?..
  28. 28. Вопрос 26 Вставьте вместо пропусков Советско-польская война была в..?.. году. Командующими фронтами Красной армии стали..?.. и..?.. По мирному договору, подписанному в городе..?.., к Польше переходили территории..?.. и..?..
  29. 29. Вопрос 27  Повстанческую крестьянскую армию на юге Украины возглавил 1.Н.Махно 2.А.Антонов 3.И.Миронов 4.А.Кривошеин.
  30. 30. Вопрос 28 Вставьте вместо пропусков. 7 ноября..?.. года войска Южного фронта под командованием..?.. преодолели залив..?.. и начали штурм на..?.. перешейке полуострова..?.. Группировка под командованием..?.. была разгромлена.
  31. 31. Вопрос 29  Причины поражения Белого движения: 1.высокие моральные принципы, не позволявшие применять карательные меры 2.возвращение собственности прежним владельцам 3.приверженность идее «единой и неделимой России» 4.сотрудничество со всеми антибольшевистскими силами 5.отсутствие единого лидера.
  32. 32. Вопрос 30  Установите соответствие:  А.руководители Белого движения  Б.командиры Красной армии 1.М.Тухачевский 2.Л.Корнилов 3.А.Деникин 4.А.Егоров 5.А.Колчак 6.М.Фрунзе 7.В.Блюхер 8.В.Чапаев 9.П.Врангель.
  33. 33. Вопрос 31 Плакат Д.Моора 1919 год.  Мероприятия политики «военного коммунизма»: 1.национализация всех отраслей промышленности 2.гарантированная заработная плата 3.изъятие у крестьян всех излишков хлеба 4.запрет свободной торговли 5.трудовая мобилизация.
  34. Вопрос 34 Рассмотрите плакаты белых и красных и постарайтесь сформулировать одну из причин поражения белых
  35. 37. Вопрос 35  Что было не характерно для ситуации в России к концу Гражданской войны? 1.создание на части территории России самостоятельных государств 2.разруха в промышленности и на транспорте 3.недовольство крестьян политикой военного коммунизма 4.отказ Советского государства от «диктатуры пролетариата».
  36. 38. Надеюсь на отличные Надеюсь на отличные результаты! результаты!

Комиссары, политруки, а в более поздние времена советской власти, заместители командиров по политической части, это все широко всем известные названия должностей определенной части политического состава РККА, а затем и Советской Армии отвечавших, прежде всего за политико-моральное состояние бойцов и командиров, а с 1943 года солдат и офицеров Вооруженных Сил СССР.

У многих кто интересуется историей нашего Отечества и не только, невольно возникает вопрос, а для чего вообще была нужна данная организация, долгое время находившаяся в составе целой отдельной структуры во всех силовых ведомствах тогдашнего советского государства? В каких государствах еще кроме нашего вводился институт комиссаров? Или Россия единственная страна в мире, где имелся подобный опыт? Оказывается нет, не единственная.

Из мировой истории известно, что Россия была далеко не первой страной в мире, где в армии вводили институт комиссаров, «родиной комиссарства» была Италия, именно там, на Апеннинах аж в далеком XVI веке в армиях итальянских республик, которые формировались в основном из наёмников, придумали и ввели комиссаров, которые должны были контролировать лояльность войск и командиров нанимателям этих армий, чтобы войска не разбежались, а исполняли свои обязанности по ведению войны в полном объеме, за что им и платили.

В дальнейшем комиссары вводились и в других государствах, как правило, во время революций или гражданских войн, в частности, во Франции во время Великой Французской революции, это когда Якобинское правительство послало лучших своих представителей комиссарами в революционные войска, образовало революционный трибунал, в котором правили в основном якобинские комиссары, беспощадно расправляясь как они тогда считали с предателями, трусами и генералами, подготовлявшими поражение республиканских войск.

В западном полушарии в молодой американской армии тоже были свои комиссары, так в начале 19 века во время войны за независимость американские комиссары осуществляли контроль за лояльностью командиров воинских подразделений, воюющих на стороне американских колонистов, а также следили за политическим и моральным состоянием личного состава.

Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были сразу проститься с революционным романтизмом и лозунгом типа «Все люди братья», так как молодую страну Советов враги окружили сплошным кольцом фронтов, устоит новая власть или падет в течение нескольких недель все зависело, от того сумеют создать большевики в короткие сроки боеспособную армию или нет, но как ее создавать без офицерских кадров?

Тогдашние руководители молодого советского государства приняли на то время единственное но верное решение, это призвать на военную службу бывших царских офицеров и генералов, десятки, а то и сотни тысяч которых в то время сидели по домам соблюдая нейтралитет. Известно что к концу войны в русской армии всего насчитывалось около 276 тыс. офицеров, из которых к этому времени 13 тыс. еще оставались в плену, а 21-27 тыс. по тяжести ранений не смогли вернуться в строй.(С.Волков «Трагедия русского офицерства») http://rusk.ru/vst.php?idar=321706#g01 .

Главным инициатором привлечения военспецов на службу революции считался «черный альбатрос революции» Л.Троцкий, призывали офицеров на службу в рабоче-крестьянскую армию как в добровольном порядке, так и добровольно-принудительном, не редко оставляя под залог лояльности их родных и близких. Таким образом, благодаря энергичным мерам, предпринятым советским правительством вскоре военспецы, стали составлять около 75% командного состава Красной Армии, это огромная цифра, однако далеко не все из них были надёжными советской власти людьми, многие из них затаили злобу и нередко предавали советскую власть, переходя в период Гражданской войны на сторону белогвардейцев, иногда переходили вместе со своими подразделениями, а то и целыми воинскими частями. Чтобы предотвратить подобные случаи большевики приняли решение использовать военспецов в основном в качестве узких специалистов, взяв всю их деятельность под жесткий контроль специально для этого созданного института комиссаров.

В комиссары, как правило, назначали преданных советскому правительству людей, многие из них были из числа кадровых революционеров, прошедших подполье, царские тюрьмы и каторгу. Главной функцией комиссаров был надзор с их стороны за командованием, им необходимо было постоянно следить за деятельностью военспецов из числа бывших офицеров, за тем как планировались боевые действия и самое главное за моральным состоянием бывшего офицера-дворянина, чтобы тот не сбежал к белякам, да еще вместе с картой на которой были изображены все подробности предстоящей боевой операции, или хуже того обманом не увел к врагам свой батальон, а то и полк, бывало и такое.

Второй задачей комиссара была политическая воспитательная работа, т.е. комиссары должны были убедить командиров и красноармейцев, что перед РККА поставлены справедливые и нужные народу цели и задачи. Руководство деятельностью комиссаров осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, в 1919 г. его переименовали в политический отдел (затем - управление) Реввоенсовета, а в 1922 г. - в политуправление Красной армии (ПУРККА) http://www.otvoyna.ru/statya72.htm .

Начиная с 1919 г. в Красной Армии появились кроме комиссаров еще и так называемые «политические руководители» - политруки , это так стали называть комиссаров в низовых военных подразделениях в ротах и взводах. Политрук - это младший командир, заместитель командира по политической части.

Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны явилось вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, более того сыграло решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины. Но именно со времен Гражданской войны у части народа звание комиссар помимо героического прошлого еще ассоциировалось и с голодом, продразверстками, подавлениями мятежей и крестьянских восстаний, грозное это было звание комиссар, грозное и страшное, комиссары своим врагам пощады не давали и враги их тоже не щадили.

Вскоре после окончания гражданской, в ходе военной реформы 20-х годов произошло огромное сокращение в РККА, большая часть боевых частей была расформирована в связи с чем 2 марта 1925 г. на основании решения ЦК ВКП(б) в тех оставшихся частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, т. е. должность комиссара была отменена. Таким образом, командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, но получил помощника по политической части. В остальных воинских частях там где командир не являлся членом ВКП(б) по-прежнему сохранялась должность комиссара.

В 1935 г. в РККА была восстановлена система воинских званий, а для политработников были введены специальные звания: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие воинским званиям соответственно «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Звание «батальонный комиссар» соответствовало общему воинскому званию майор, «полковой комиссар» - полковник, «дивизионный комиссар» - комдив.

Вскоре наступил грозный 1937 год, в связи с обострением в стране очередного витка классовой борьбы, в целях более полного контроля над армией 10 мая 1937 г. институт военных комиссаров был снова введён во всех воинских частях, начиная от полка и выше, в штабах, управлениях и учреждениях. Военный комиссар или замполит был представителем партии во вверенной ему части, наделенный огромным доверием и несущий полную ответственность наравне с командиром за боеспособность части, политическое и нравственное воспитание бойцов и командиров.

Серьезность и важность данной должности подтверждается и выдержками из первого полноценного устава РККА УВС-37, так согласно данного устава военный комиссар полка:

Ст. 47. Наравне с командиром является прямым начальником всего личного состава части и несет полную ответственность за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую и мобилизационную готовность, за состояние вооружении и войскового хозяйства полка.

ст.48. Военный комиссар полка обязан:
1) оградить полк от проникновения и появления в нем шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа, немедленно и решительно пресекая всякие действия, могущие нанести вред РККА;

или политический руководитель роты (эскадрона, батареи)

Ст.59. Наравне с командиром роты является прямым начальником всего личного состава роты и несет ответ-ственность за политико-моральное состояние и боевую подготовку роты, воинскую дисциплину, за хозяйство, боевую готовность роты и за сохранение военной тайны.
ст.60. Политический руководитель роты обязан:

3) укреплять воинскую дисциплину и боевую подготовку роты, лично быть образцом большевистской бдительности и оберегать роту от проникновения шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа;
(Устав внутренней службы РККА (УВС-37). Воениздат. 1938г. Введен в действие приказом НКО СССР №260 от 21 декабря 1937г. взамен Временного устава внутренней службы РККА 1924 года.)

Далее спустя всего три года чехарда с комиссарами продолжилась, с 12 августа 1940 г. институт военных комиссаров был в очередной раз отменен, на этот раз по настоятельной просьбе вступившего в должность Народного Комиссара обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Который с цифрами в руках доказывал, что свыше 70% политработники не имели не только военного образования, но и даже обыкновенной военной подготовки. Новый нарком справедливо заметил «Два начальника - один командир, а второй надзирающий за ним - размывали ответственность за исполнение боевой задачи - становилось непонятно, кто из них конкретно отвечает за поражение?»

От урезанного института «комиссарства» оставались только заместители командиров по политической части. Таким образом, в армии снова была упразднена функция надзора за командным и начальствующим составом РККА и оставлена только функция воспитательной работы. Тогдашний Главный комиссар РККА Лев Мехлис был в полном расстройстве, так как его ведомство лишилось многих важных полномочий, а это для Мехлиса было не допустимо, но вскоре глава Главного политического управления РККА наверстал упущенное, наступил суровый и кровавый 1941 год.

В сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, когда наблюдалась массовая сдача командиров в плен, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА, которые были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг. Теперь они уже подчинялись главному политическому управлению РККА.

Главный комиссар Красной Армии Мехлис начал свою работу по укреплению дисциплины в войсках путем насыщения их добровольцами-коммунистами и политработниками, одновременно дисциплина укреплялась путем арестов и расстрелов на месте, Мехлис чуть ли не лично вылавливал в тылах действующей армии трусов и паникёров, а тех из них кто носил звание коммуниста, комсомольца или был политработником, он требовал немедленно предавать суду военного трибунала в первую очередь. В понимании Мехлиса, если политработник во время боя находится в тылу, то он ничего, кроме пули, за это не заслуживает. Страшные это были времена, полные неизвестности, страха и отчаянья, так что быть политработником в войсках под началом Мехлиса в тот период войны было смертельно опасно. Это позднее, после крымского разгрома, попав в опалу к Сталину Лев Захарович наконец то успокоился на скромной должности члена ВС в одной из общевойсковых армий.

Массовый героизм на полях сражений вместе со своими бойцами проявляли и множество политработников, многие из них действительно были примером для подчиненных. Да, скрывать тут нечего, было много и негатива, и комиссар мог проявить трусость, слабость и малодушие, так как все они были обыкновенными советскими людьми, а не какими то сверхчеловеками. Да, не все могли как политрук Синцов показанный в книге Симонова «Живые и мертвые» бродить по немецким тылам с комиссарскими звездами на рукавах, так как немецкий приказ не брать комиссаров и политруков в плен и расстреливать их на месте, выполнялся немцами неукоснительно.

Однако подавляющее большинство политработников достойно вели себя в боях на полях сражений второй мировой. Так, например среди 11 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было 211 политработников. По другим источникам среди политработников, удостоенных звания Героя СССР в годы Великой Отечественной войны, членов Военных советов фронтов, флотов, армий, начальников политотделов армий было 7 человек, а всех политработников, получивших звание Героя СССР, начиная от начальника политотдела дивизии (заместителя командира дивизии по политической части) и кончая заместителями политруков рот — всего 342, в том числе сержантов и рядовых, исполнявших эти должности — 41 человек. (http://ru.wikipedia.org/wiki)

Осенью 1942 года институт военных комиссаров был опять был ликвидирован и на этот раз окончательно, якобы тогда генерал Конев в разговоре со Сталиным поставил вопрос о ликвидации института военных комиссаров в Красной Армии, мотивируя тем, что этот институт сейчас не нужен. Главное, что сейчас нужно в армии, доказывал он, это единоначалие. Конев говорил: «Зачем мне нужен комиссар, когда я и сам им был! Мне нужен помощник, заместитель по политической работе в войсках, чтобы я был спокоен за этот участок работы, а с остальным я и так справлюсь. Командный состав доказал свою преданность Родине и не нуждается в дополнительном контроле, а в институте военных комиссаров есть элемент недоверия нашим командным кадрам».

По свидетельству Главного маршала авиации Голованова слова Конева произвели впечатление на Сталина, и он стал выяснять мнения по этому вопросу. Большинство военачальников поддержало Конева, и решением Политбюро институт комиссаров в армии упразднили.

Таким образом, опыт Красной Армии и армий других стран показал, что институт комиссаров обычно вводился в случае, когда верховная политическая власть не доверяла командному составу армии, комиссары в этом случае выполняли функции надзора за командирами, кроме этого, на них же лежала задача по политической пропаганде в среде личного состава частей. Если в годы гражданской войны этот институт почти полностью оправдал возложенные на него задачи, то в годы Великой Отечественной от него были вынуждены отказаться, так как контролировать самих себя было просто не зачем.

На фото: Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.