Шолохов смертный враг краткое содержание брифли. Михаил александрович шолохов. История создания сборника

Рассказ М.А.Шолохова "Коловерть" был написан в 1925 году и вошел в сборник "Донские рассказы". В нем описаны события русской истории периода Гражданской войны. Именно в этом рассказе автор поднимает ту глубочайшую проблему раскола общества на "красных" и "белых". Но самое страшное, по мнению М.А.Шолохова, не противоборство двух идеологий, "старого" и "нового" мира, а братоубийственная война.

В произведении "Коловерть", как и в романе "Тихий Дон", автор ужасается устроенному кровопролитию, поэтому практически с мольбой говорит:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата...

Сам рассказ состоит из двенадцати небольших по объему глав. Основное внимание автор обращает на семью Крамскова Петра Пахомыча. Ведь именно его семья демонстрирует раскол общества. Сын Мишка "выбился в люди", построил военную карьеру. Он во всем готов был подчиняться белым офицерам, в том числе картавившему полковнику Черноярову. А ведь этот офицер плетью избил его отца... В противовес "белому" Мишке выступают два его брата: Гришка и Игнат, да и сам Пахомыч. Для них, простых казаков-хлеборобов, земля превыше всего. И большевики этой землей "делились". Но Мишка не терпел "красного духа": "Брось пахать, отец, иначе я прикажу атаману арестовать тебя". И ведь не слукавил. Когда отец и братья ушли к большевикам, он первым открыл их уход. И за это получил чин подъесаула.

Развязка истории происходит в момент пленения Пахомыча и Игната (Гришку к тому времени уже убили). И здесь же происходит кульминация: момент нерешительности Мишки насчет того, какую же судьбу избрать его родным. Но никакой человеческой жалости не проявил герой; лишь идеологическая "коловерть", точно мясорубка, бесчувственно, механически выполняющая распоряжения "хозяина". С "разрешения" Михаила идеологические враги Белой Гвардии были расстреляны. И в концовке автор намеренно использует аллегорию. Мать в образе волчицы: "ночью щенилась волчица: стонала как женщина в родах, грызла под собой песок, кровью пропитанный, ... и услышала два сиповатых выстрела и человеческий крик. Прислушалась настороженно и в ответ короткому стонущему крику завыла волчица хрипло и надрывно", точно зарыдала мать, потерявшая своих детей.

Наибольшая приближенность к реальным событиям достигается М.А.Шолоховым благодаря использованию просторечной лексики, присущей казакам: "равноправенство", "нашевскую", "ихняя", "тыща". К тому же, реальность описываемому пространству придают разнообразные средства художественной выразительности: олицетворения("на ночь мостится солнце", "вода кряхтит натужисто"), метафоры("промеж крыльев красношапого ветряка"), сравнения ("небо - как вянущий вишневый цвет").

Повествование ведется от лица автора. Поэтому несложно заметить, как волнует его все то, о чем говорится в произведении. Тема Гражданской войны, раскрытая М.А.Шолоховым, стала центральной в его творчестве. А вопрос:"Прав ли брат, поднявший руку на брата во имя идеологии", - будет задаваться и в произведениях уже поздних лет.

Шолохов Михаил Александрович

Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905-1980)

М. Шолохов пришел в литературу с фронтов гражданской вой­ны. Именно поэтому в первых его произведениях, вошедших в сбор­ники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», речь идет о тех со­бытиях, свидетелем которых он сам был, а именно - о жестокой классовой борьбе на Дону в 1917-1920 гг., когда зачастую не толь­ко соседи или близкие друзья, но и родственники: брат с братом, отец с сыном - оказывались в противоположных лагерях, и их столкновение приводило к кровавому, трагическому исходу (рас­сказы «Родинка», «Смертный враг», «Чужая кровь», «Коловерть», «Червоточина», «Шибалково семя»).

В ранних рассказах М. Шолохова четко расставлены классовые акценты, не существует полутонов. Критика сразу же отметила своеобразие стилистики писателя, умело соединяющего в едином повествовании высокопоэтическую литературную речь с ядреным казачьим просторечием.

В 1920-е годы молодежь взрослела и мудрела рано, поэтому нет ничего удивительного в том, что М. Шолохов достаточно быстро после успеха ранних своих рассказов переходит к работе над круп­ным эпическим полотном и в 1929 году выпускает первую книгу романа-эпопеи «Тихий Дон», работа над которым будет продол­жаться в целом около 15 лет. И только в 1940 г. роман будет оконча­тельно завершен. В промежутке между написанием 3-й и 4-й книги романа «Тихий Дон» Шолохов пишет роман «Поднятая целина», произведение злободневное, рассказывающее о коллективизации на Дону, фактически в тех же местах, где развивалось действие «Ти­хого Дона». Несмотря на некоторые недостатки идеологического плана, роман также отличается яркостью и выразительностью на­родных характеров, многоплановостью повествования, выразитель­ностью и точностью языка - неотъемлемыми чертами художест­венной манеры М. Шолохова.

В период Великой Отечественной войны М. Шолохов, как и мно­гие другие представители советской литературы, работал военным корреспондентом. Наиболее известным его очерком был «Наука не­нависти», фабульная основа которого в послевоенные годы легла в основу рассказа «Судьба человека». В конце 50-х годов увидела свет 2-я книга романа «Поднятая целина». Роман о Великой Отечествен­ной войне - «Они сражались за Родину» - закончен не был, но на основе сохранившихся глав был создан С. Бондарчуком одноимен­ный фильм, оставивший заметный след в истории отечественного кинематографа. Творчество М. Шолохова с вниманием и понимани­ем принималось не только в России, но и за рубежом. В октябре 1965 года Нобелевский комитет, рассмотрев 89 кандидатур на соискание премии по литературе, присудил ее автору «Тихого Дона».

Сюжетно-композиционную основу «Тихого Дона» составляют трагические судьбы нескольких казачьих семей, проживающих на хуторе Татарский: Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Роман состоит из 4-х книг, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.

В первой книге поэтично и вдумчиво рисуется столетиями нала­женный, разумный и гармоничный, подчиненный природным цик­лам мир донского казачества.

Глава семьи Мелеховых - Пантелей Прокофьич - защитник старых казачьих устоев, крепкий хозяин, благородный и гордый человек, горячего нрава, унаследованного от матери-турчанки. Его жена Ильинична - олицетворение русского национального жен­ского характера с его высокими нравственными качествами: по­этичностью, добротой, мудростью. Она подлинная душа семьи, хра­нительница семейного очага, растворяющая свою личность в хлопо­тах по хозяйству, заботе о детях и внуках, поддержании мира и по­рядка среди многочисленных домочадцев. Главный герой романа - Григорий Мелехов, чья трагическая судьба вызывала и вызывает много споров и разночтений, сочувствие и повод для раздумья.

Первая мировая, затем гражданская война вносят крупные пере­мены в сложившийся семейно-бытовой уклад жизни казаков, разру­шают привычные родственные связи, традиционную мораль, систе­му нравственных и социальных ценностей. В романе усиливается эпический размах, расширяется пространство повествования, появ­ляются массовые сцены военных действий, опустошительным смер­чем прошедших по Дону. Вымышленные события и персонажи со­четаются с историческими фактами и реальными деятелями рево­люции и гражданской войны. Подлинные события, точно датирован­ные и подкрепленные документами: приказами, резолюциями, теле­граммами, листовками, - письма, действительные маршруты воен­ных походов подкрепляют творческую фантазию писателя, его раз­мышления о судьбах казачества в сложную, переломную эпоху.

В отличие от ранних рассказов, М. Шолохов в «Тихом Доне» не дает окончательных ответов на волновавшие общество вопросы о роли ка­зачества в революции, о месте казаков в строительстве новой жизни, широко используя в обрисовке персонажей и ситуаций толстовский принцип «диалектики души» применительно к народным характерам. Глубина и сложность переживаний, чувств и мыслей, которые счита­ются обычно свойством натур избранных, интеллигентных, обладаю­щих тонкой организацией психики, высокой культурой, в романе Шолохова присущи обычным людям, живущим в соответствии с за­конами природы, циклами сельскохозяйственного года и занимающи­мися каждодневным нелегким трудом земледельца.

Финал романа - «открытый»: Григорий Мелехов на перепутье. Он не хочет больше воевать ни на стороне белых, ни на стороне красных: «от белых отбился и к красным не пристал». Поэтому он и бросает винтовку в реку, полагая, что она ему больше не понадо­бится. Этот эпизод имеет символический смысл. Григорий - зем­леделец, созидатель, а не разрушитель. Но впереди его ждет разо­ренный мелеховский хутор, позади бесконечная череда потерь, и единственное, что удерживает его в жизни, - это сын Мишатка, передавший посмертный привет от жены Натальи.

Большая творческая смелость и гражданское мужество потре­бовались М. Шолохову, чтобы так неординарно закончить главное произведение своей жизни в то время, когда набирала силу так на­зываемая «теория бесконфликтности», торжествовал социалисти­ческий реализм, требовавший от писателя под знаком исторической правды показывать обязательную и окончательную победу социа­листических идей в жизни и сознании героев.

Одним из важнейших достижений романа является образ Гри­гория Мелехова. Это открытие нового характера, нового типа лич­ности не только в русской, но и в мировой литературе. Впервые об­раз крестьянина, земледельца по уровню сложности и глубины чувств стал вровень с так называемыми «общечеловеческими ти­пами». Характер его раскрывается многопланово: и в обществен­ном отношении, и в личных, глубоко интимных переживаниях, свя­занных с его искренней, глубокой, трагической и противоречивой любовью к Аксинье, жене соседа Степана Астахова. Личная судьба Григория показана в сложной и многообразной связи с обществен­но-политическими процессами, происходившими на Дону в годы 1-й мировой войны и революции.

Григорий как личность наиболее полно может реализовать себя в привычной, традиционной ситуации - в труде, в семье, в любви. Но жизнь заставляет его постоянно делать выбор в ситуации, в ко­торой ему разобраться сложно, поэтому и мечется он между белы­ми и красными, не найдя правды ни у одних, ни у других. И те, и другие, ожесточенные в своей борьбе, разрушают привычный ему мир, заливая кровью Донщину. Художественная смелость и объек­тивность писателя состояла в том, что он сам никому не отдает пред­почтения, справедливо показывая ожесточение и омертвение лич­ности, попрание ею общечеловеческих законов, если выбор сделан и борьба идет до конца, на примере Михаила Кошевого, Анны Погудко, Бунчука со стороны красных, и Алешки Шамиля, казаков, казнивших экспедицию Подтелкова, Изварина, Листницкого и Митьки Коршунова - со стороны белых. Честный, горячий чело­век, не находя правды ни в одном лагере и не видя выхода из соз­давшегося положения, Мелехов не снимает с себя ответственно­сти за все происходящее: «Неправильный у жизни ход, и, может быть, и я в этом виноватый...» Трагедия Григория Мелехова, не на­шедшего места в жизни, четко разделенной на два враждебных ла­геря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди, - это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди невостребованы новым обществом, оче­видно, есть в этом обществе серьезные изъяны, немного у него пер­спектив. Что больше мог сказать Шолохов в эпоху «развернутого строительства социализма!»

Художественная система романа тоже весьма примечательна. С первых же строк обращает на себя внимание динамика фразы, живописность картин природы и быта, яркая, включающая в разум­ном пределе диалектизмы речь персонажей. Особенно впечатляют картины природы: замшелые в прозелени меловые горы, «звонкая стеклянная стынь холодеющего неба» , Дон, «взлохмаченный вет­ром» и др. Природа не только оттеняет чувства людей, она отзыва­ется на них... В первой книге, когда Григорий только вступает в жизнь, мир для него полон радостных запахов и многоцветен. В фи­нале романа, когда он, похоронив Аксинью, поднимает седую голо­ву, то видит над собой «черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца» .

Шолохов широко пользуется фольклорными приемами вырази­тельности: вводит в повествование старинные казачьи песни, по­словицы и поговорки («Вот вам хомут и дуга, а я вам больше не слу­га», «И петь не поет, и спать не дает» и др.), прямой и обратный па­раллелизм («Не лазоревым алым цветом, а дурнопьяном придорож­ным цветет поздняя бабья любовь» ).

Творчество М. Шолохова оказало влияние как на современников писателя, так и на литературу последующих периодов, в первую очередь, на писателей-деревенщиков В.Белова, В.Распутина, Б.Можаева, рассказавших о судьбах русского крестьянства Севера, По­волжья, Сибири и других регионов России.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Шолохов Михаил Александрович, лауреат Нобелевской премии, советский писатель и деятель родился в мае 1905 года (10) на х. Кружилин в Донецком округе.

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей. Анализ рассказа Шолохова смертный враг Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины.

В начале 1-й мировой войны Шолохов учился в Москве, а затем продолжил учебу в Воронежской губернии, в Вёшенской, закончив всего четыре класса гимназии.

В период 1920 - 1922 гг. Шолохов жил и работал в станице Каргинской, занимался делопроизводством и преподавал, участвовал в программе переписи населения. В 1922 году Шолохов решил продолжить образование в Москве и попробовать себя в писательстве. Не имея направления комсомола и трудового стажа, Шолохову не удалось поступить на рабочий факультет. Пришлось работать каменщиком, грузчиком, разнорабочим. Параллельно с тяжелым физическим трудом, Михаил Александрович занимается и своим духовным развитием: входил в литературное общество «Молодая гвардия», посещает занятия О. Брик, В. Шкловского, Н. Асеева.

Первые юмористические и прочие рассказы были напечатаны в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в том числе и рассказ «Родинка», ставший в последствии широко известным. В декабре 1923 года Шолохов возвращается в Каргинскую, а затем в Букановскую станицу, где в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Огромную известность в России и за её пределами принёс Шолохову роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940 году, но написанный, однако, намного раньше – с 1928 по 1932 годы. В 1941 году «Тихий дон» перевели на Европейские и восточные языки. Анализ рассказа Шолохова смертный враг А за свое произведение «Поднятая Целина» Михаил Александрович получает Ленинскую премию в 1960-м.

Военные произведения писатели имели не меньшую известность, не смотря на то, что публиковались они отрывками.

Эти произведения появились под впечатление работы корреспондентом в военные годы. В послевоенное время Михаил Александрович занимается патриотической публицистикой, пишет «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Борьба продолжается» и прочие произведения патриотической тематики. До конца жизни Шолохов жил в Вёшенской, где его дом стал впоследствии музеем. Обе премии он потратил на благотворительность, передав Сталинскую премию в оборонный фонд, а Нобелевскую премию – на постройку Вёшенской школы. С 1960х годов отошёл от литературы, увлёкся охотой и рыбалкой. Анализ рассказа Шолохова смертный враг

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Произведение Шолохова «Смертный враг» происходит во времена, когда стали появляться и образовываться колхозы. Секретарем данного колхоза является один солдат по имени Ефим, который много времени находился в армии, а потом когда получил ранение, то был демобилизован. Но одному ему не справиться с таким бизнесом и поэтому в помощники он взял Прохора. Вот только после образования данного колхоза город как будто разделился на две части. В одной части люди жили очень богато и ни в чем себе не отказывали. Они были рады, что здесь живут и ни за что не хотели отсюда уезжать. И командовал этим всем Игнат. А вот где командовал всем Ефим, там люди жили очень бедно, и постоянно им не хватало денег. Они старались работать как можно больше, но денег все равно не хватало.

Ефим старался заставить каждого человека работать самостоятельно и добиваться всего только своим трудом, а не чужим. И он надеялся, что если каждый человек будет работать, то постепенно их жизнь измениться в лучшую сторону и они будут жить также богато. Кроме этого он постоянно всем говорил, что кулаками дело нельзя решить и нужно научиться договариваться.

И тогда многие люди стали пытаться договориться мирным путем. И для этого они старались купить людей, от которых им что-то было нужно. А если быть точным, то они пытались купить им большое поместье или квартиру. А вот если люди не соглашались, то тем самым они шли совсем другим путем. Они старались сделать все для того чтобы выселить этого человека и для этого использовали разные пути. Сначала они подкидывали ему под дверь шкуры разных опасных и диких животных. Немного погодя сюда приходили другие животные и съедали весь скот хозяев. Для того чтобы отомстить Ефим убил дорогую собаку. И теперь они настоящие враги, которые только ищут способы отомстить друг другу и как можно сильнее.

У Ефима уже давно работала одна очень красивая девушка и во всем ему помогала. А поскольку у него денег нет, то и расплатиться ему с ней было нечем. И тогда он решил все другим путем. Он просто выгнал ее на улицу и не расплатился с ней. Тогда она пошла к его заклятому врагу, и он предложил ей написать на него заявление и они обязательно с ним разберутся. Для начала они решили выстрелить из оружия в него, когда он подойдет к окну. Но ничего не получилось, а все, потому что он заметил неладное, и вовремя успел нагнуться, и пуля попала в стену. И хотя это все с первого раза не получилось, они решили не сдаваться и пробовать дальше, делать попытки его убить. Ведь он очень сильно им мешает и если они его не уберут, то не смогут проворачивать свои делишки, о которых задумано уже давно. Теперь они постоянно путешествовали за ним, и делали так, чтобы рядом с ним не было людей, а также свидетелей. И вот однажды все получилось просто превосходно. Он отправился за город и там его и убили.

Из этого произведения можно понять, что даже один человек может сделать так, чтобы целая толпа пошла не только за ним, но и согласилась решать все проблемы, которые только появляются у них на пути. А ведь вместе можно решить намного больше проблем, чем поодиночке.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни – это истинный путь к долголетию. Чтобы быть здоровым, сильным и красивым, нужно иметь железную силу воли и очень много трудиться, а именно работать в первую очередь над собой. ЗОЖ прививается с раннего детства.

  • Характеристика общества в комедии Горе от ума Грибоедова

    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» практически полностью посвящена столкновению представителя нового, прогрессивно мыслящего поколения и их взглядов с взглядами старого

  • Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

    Картина В. Поленова Заросший пруд несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой.

  • Сочинение по произведению Фотографии, на которой меня нет Астафьева

    В рассказе Виктора Астафьева «Фотография на который меня нет» описывается жизнь сибирской деревеньки в тридцатые годы. Ребятишки, глядящие с фотографии, выглядят очень бедно

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.А.Волошин

Гражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А.А.Фадеева, автора романа «Разгром». Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (...) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (...) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (...) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».

Если советские писатели (А. Серафимович «Железный поток», Д.А.Фурманов «Чапаев», А.Г.Малышкин «Падение Дайра» и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. «Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты. А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда. Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная. В рассказе «Коловерть» средний брат Михаил Крамсков — белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Пётр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе «Чужая кровь» сын Пётр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой». Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы. В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.

Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек». Мики-шара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину». Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.

Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В рассказе «О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына», который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразвёрстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника — продкомиссара Голь-дина: «Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.

Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.

Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. В рассказе «Нахалёнок» белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе «Смертный враг» кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: «Попомни, Ефим, убьют тебя — двадцать новых Ефимов будет!.. Как в сказке про богатырей...»; в рассказе «Пастух» после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идёт в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту — учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».