Сжатое изложение к сожалению наши нравственные отношения. (1)Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей из определенных чувств, свойств, - презентация. Оборудование к уроку

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;

Обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;

Показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

Умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;

Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Оборудование к уроку:

Текст Д. Гранина;

Памятка « Опорные слова и выражения для задания С» (у каждого распечатка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 11 классе

Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;

Обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;

Показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

Умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;

Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Оборудование к уроку:

Текст Д. Гранина;

Памятка « Опорные слова и выражения для задания С» (у каждого распечатка)

Фразы- клише части задания С: (распечатка у каждого ученика)

Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…

Данный текст Д. Гранин посвящает проблеме…(чего?)

Писатель доказывает на примере …

Для писателя важно, что…

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль…

Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий позицию, к доводам..) с помощью фраз…

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. Попытаюсь доказать это…

Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему…

Я не раз сталкивался…

Не раз приходилось видеть…

(Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами)

Методы: объяснение, диалог, беседа, работа в группах.

Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.

(С.Я. Маршак)

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто- нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные…Делайте добро! (А.П.Чехов)

Ход урока:

  1. Объявление темы, цели урока.

Звучит музыка.

2) Композиция сочинения

Назовите обязательные части вашей работы.

(Работа с черновиками по вариантам)

1.Общая характеристика темы и проблематики текста.

2. Комментарий к одной из проблем.

4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

5. Вывод.

3) А Чтение текста (у каждого распечатка текста). О чем текст Д. Гранина?

1 Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. 2 А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

3 Одно из таких чувств - чувство милосердия. 4 Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня…5 Нечто свойственное лишь прежним временам. 6 »Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как »устар.», то есть устаревшие понятия.

7 В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.8 Сочли это название отжившим для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

9 Слова стареют неслучайно. 10 Милосердие. 11 Что оно- не модно?12 Не нужно?

13 Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.14 Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.15 Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

16Милосердие убывало неслучайно.17 Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.18 Не давали приютить детей арестованных, сосланных. 19 Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. 20 Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. 21 Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…22 Оно стало не положенным в искусстве. 23 Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. 24 В 30-40е годы это понятие исчезло из нашего лексикона.25 Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

26 В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

27 И долго тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

28 Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию 29 Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.30 От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела»- милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием.31 В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. 32. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. 33Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным…34 Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.

35 Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей.36 Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

37 Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы.38 Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях.39 Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих- обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.

40 Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. 41 И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. 42 К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

(По Д. Гранину)

Б Вопросы по тексту:

В тексте назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста

(используй клише).

Мы говорим о милосердии. Объясним состав слова. Это милость сердца. Это человек, любящий людей, это тот, кто чувствует боль других.

Клише – фразы для вступления.

Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как …

Д. Гранин, настоящий мастер слова, заставил меня задуматься над темой …

Какая из перечисленных проблем основная?

1 проблема утраты милосердия

2 проблема воспитания милосердия с помощью литературы

3 проблема социальных преобразований в стране

Вселенская милость –замечательно, но писателя тревожит отсутствие постоянной готовности помочь другу, соседу, просто незнакомому человеку…

  1. - Как вы относитесь к позиции (мнению) автора?

Звучит музыка. Каждая группа выполняет задание.

4) Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в следующих фрагментах. Определите, к какой композиционной части может относиться каждый из фрагментов. (по группам). Определите другие виды ошибок.

а)- 1группа

Безусловно, литература должна воспитывать милосердие. Но сегодня на мой взгляд, телевидение, радио, и кино могли бы сделать это доходчивее. А что происходит? Назовите, пожалуйста, два- три проекта Первого канала, пропогандирующее милосердие? Пожалуй, « Жди меня» - и все. Раз в неделю. А боеви ки. в которых и жизнь – то человеческая гроша ломанного не стоит, по нескольку фильмов в день…Вот такая грусная арифметика.

б) -2группа (Из воспоминаний Т. Г. Шевченко о том, что милосердие – это действие, помощь.)

Шел он в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай говорит алтын. Шевченко поленился рас тегивать свитку. Бог, отвечает, подаст. Идет дальше, слышит – плеск воды. Возвращается. Оказывается, нищий в проруби утопился.

С того дня Шевченко стал подавать любому нищему боясь, что несчастный захочет измерить на нем придел человеческой жестокости.

в)- 3группа

Кому ни жаль чиновника А. А. Башмачкина героя поэмы

Н.В. Гоголя « Шинель»!

г)- 4группа

Когда –то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали денежки не на игрушки и сладости, а для того, чтобы в Рождество или Пасху роздать собраное нищим. Так творилось двойное добро - маленький человек учился быть не только добрым, но и радоваться возможности делать других чуточку счастливее. Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия. – Какое настроение передает музыкальное произведение?

О чем рассказывает музыка? (разрывается душа, щемит сердце, рассказывает о

Жизни, о людях с добрым и жалостливым сердцем, с горячим сердцем). Эпиграф.

5) Какие аргументы приведете вы в доказательство своей позиции?

1 Литературный материал – 1, 4 группы

2 Жизненные впечатления – 2 группа

3 Высказывания великих людей - 3 группа

К каким аргументам можно отнести прослушанный эпизод из музыкального произведения?

Задание: используя клише, дайте связный ответ по плану сочинения.

1 группа- 1 пункт плана;

2 группа -2 пункт;

4 группа – 4 пункт.

6- Сопоставить по данной проблеме ответ группы с готовым сочинением по тексту.

(Тема, о которой идет речь в тексте Д. Гранина, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как милосердие стало редким явлением в нашей жизни. Казалось бы, все так понятно: будь сострадательным, люби людей, старайся бескорыстно прийти на помощь, умей прощать. Автор толкует значение: «…милость к поверженным и пострадавшим». Почему же это слово »милосердие», милость стало сегодня понятием устаревшим? Ведь милосердие – одно из «проявлений нравственности».

«Как же получилось, что это в нас убыло, заглохло…». Так Д. Гранин обратился

к проблеме утраты милосердия в нашем обществе.

Убедительным доказательством правоты писателя являются его размышления о причинах утраты милосердия. Гранин приводит примеры из истории нашей страны, когда это чувство мешало «беззаконию, жестокости», когда это чувство

«расценивались как подозрительные, а то и преступные…» Во времена раскулачивания, в годы репрессий даже сочувствие «невинно арестованным запрещалось»: «…милость падшим» оказывали таясь и рискуя.» «В 30-40 годы это понятие ушло из нашего лексикона». Социальные преобразования нового строя не

защитили рядовых людей от лишений и несправедливости. Автор подробно и аргументированно рассказывает печальную историю страны, в которой человека лишали закона и права.

На мой взгляд, особенно значимой для понимания позиции автора является мысль о необходимости возвращения этого понятия: « К теме милосердия надо призывать…, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать…жизнь, ничего не отдавая взамен…»

Я полностью разделяю позицию автора. Проблема утраты милосердия напрямую связана с трагическими событиями нашей страны. Но ведь это чувство свойственно «всему животному сообществу»! А оно оказалось «запущенным». Значит, оно (милосердие) зависит не только от справедливых законов, но и от состояния души,

человек сегодня, к сожалению, привык брать, ничего не отдавая взамен. По мнению

Л. Бернса, « Большое сердце, как океан, никогда не замерзает». Милосердие воспитывается. Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера…

Однажды я оказался свидетелем такой ситуации: на обочине тротуара сидел пушистый котенок с перебитой лапкой. Мяуканье привлекло внимание малыша лет четырех- пяти, шедшего с матерью. Ребенок тянет к котенку ручонку, жалеет его, но мать убыстряет шаги со словами: « Заразу подцепишь…» Ребенок пытается уговорить маму быть доброй, плачет… Но не может быть добрым тот, кто равнодушен. Существует немало и художественных произведений, поднимающих эту проблему. Например, роман Ф. М. Достоевского »Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова- душевный, милосердный человек. Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.

Что полезного дал вам сегодняшний урок? Какие вопросы у вас появились в процессе работы? (эпиграф)

Оценивание работы групп. (В каждой группе – практик).

Домашнее задание: написать сочинение или отредактировать;

составить задания части В по тексту:

В1,В2,В3,В4,В5 по образцу тестов ЕГЭ.

1)Указать способ образования слова (по выбору)

2) Из предложений (по выбору) выписать части речи.

3) Из предложения (по выбору) выписать подчинительное сс со связью …

4) Среди предложений (по выбору) найти ОП (по выбору)

5) Среди предложений (по выбору) найдите предложение с обособленным (указать) членом.

Аргументы к нравственной проблеме:

- « Сосуд добра не исчерпать до дна «(Окуджава)

- « Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека» (М. Пришвина)

--« Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж

тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)

Рассказ Чехова «Беда». Доказательством позиции автора может служить финал рассказа. Жена Потохина, героя рассказа, нашла нужные слова, по- настоящему посочувствовала мужу. Ее слова, сострадание. которые выразились в них, поддержали его в трудный час. И он, только что вынашивавший мысли о самоубийстве, на следующий день уже чувствовал себя бодрым и веселым, нашел новую должность, а главное- изменился духовно: он стал протягивать руку помощи

Достоевский «Преступление и..» Лучший аргумент вкладывает в уста Мармеладова.

--« Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда- нибудь можно было пойти…»

Драма М. Горького «На дне». Слова Луки о ворах, которых он приютил на зиму.

«…Добро и жалость, помощь иногда полезнее, чем осуждение и наказание..»

А.П. Чехов рассказ »Крыжовник». Звучит призыв «не успокаивать себя» и «делать добро» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Дела


Изложения не из сборника Цыбулько

Изложение № 1 "Путь в жизни"

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (По Андрею Николаевичу Москвину)

Изложение № 2 "Что такое нравственность"

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А. Никонову)

Изложение № 3

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми.Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Изложение № 4

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова, чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: " Я безразлично отношусь к ноживым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга."

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной. (М.Литвак)

Изложение № 5

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

Микротемы к тексту № 1

1. Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

2. Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершенные от всего сердца.

3. Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Изложение № 6 "Власть"

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

(М.Л.Литвак)

Изложение № 7

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершен­но удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат челове­ка понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительнос­тью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это со­общает им особую прелесть.

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здо­ровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кисло­род и удаляют ядовитые газы и пыль. Каж­дый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслыш­ная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воз­духа.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, Он удлиняет жизнь, он по­вышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает меха­нический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, уди­вительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охваты­вающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

Изложение № 8

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей: из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин не-сколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как устаревшее понятие.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнова-ния, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства! Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(По Д. Гранину)

Изложение № 9

Сострадание – активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства нужно воспитывать самого себя так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, воспитавшим в себе талант доброты, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Их совесть чиста. У них вырастают хорошие дети, их уважают окружающие.

Человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным он встречает такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если настроить ее на волну высокой человечности.

Изложение № 10.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Юрию Марковичу Нагибину)

Изложение № 11

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

Изложение № 12

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.

Изложение № 13 "Война была..."

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время. (По Юрию Васильевичу Бондареву)

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

Изложение № 15

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут вспоминать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, – это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

Изложение № 16

Истинная Любовь и истинная Дружба приходят сами, не как простое увлечение, а как высшее состояние. Как и любая Мечта, Любовь или Дружба сбываются не сразу, а после долгих сражений, неудачных попыток, страданий, преодоления корыстных побуждений. Она приходит только к тому человеку, который никогда не прекращает мечтать о ней как о высшем принципе жизни.

Любые попытки искусственно вызвать любовь, форсировать подлинные взаимоотношения, навязывать себя, требовать любви, планировать и подстраивать ситуации для её осуществления рано или поздно заканчиваются провалом. Эта тонкая и хрупкая «птица счастья» чувствует угрозу и, не желая стать рабой каких бы то ни было формальных ситуаций, улетает из приготовленной для неё золотой клетки, чтобы потом избегать всех приманок, с помощью которых мы тщетно будем пытаться вернуть её обратно.

Любовь требует полной отдачи и бескорыстия, ставит себя на первый план, в центр внимания, заставляя всех плясать вокруг нас, наших проблем и интересов, постоянно требовать доказательств любви, делать добро и любить только для того, что-бы нам ответили тем же. Всё это убивает истинную Любовь и истинную Дружбу.

Сжатое изложение

Истинная любовь и дружба приходят не как увлечение, а как высшее состояние. Они сбываются не сразу, а после долгих сражений, неудачных попыток, страданий. Любовь приходит только к тому человеку, который мечтает о ней, как о высшем принципе жизни.

Любые попытки искусственно вызвать любовь, форсировать подлинные взаимо-отношения заканчиваются провалом. Эта хрупкая "птица счастья" чувствует угрозу и, не желая стать рабой, улетает из приготовленной для неё золотой клетки, чтобы потом избегать любых приманок.

Любовь требует полной отдачи и бескорыстия. Ставить себя на первый план, требовать доказательств любви, делать добро и любить только для того, чтобы нам ответили тем же, - всё это убивает истинную любовь и истинную дружбу.

Изложение № 17

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.

Микротемы:

2 Язык народа – показатель его культуры, а язык человека – это показатель его личных качеств. Чтобы узнать человека, надо прислушаться к тому, что и как он говорит.

3 Язык человека – точный показатель его нравственных качеств, его культуры, поэтому за своей речью надо следить постоянно.

Изложение № 18

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать. Человеку нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Для этого люди должны поддерживать созидательную деятельность природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это сделать? На этот вопрос каждый человек должен отвечать индивидуально применительно к своим способностям, своим интересам.

Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Свет этот идет от глубокой связи со всем живым в мире.

Это чувство симпатии и уважения к жизни ее правам – есть одно из высших чувств человека. Уважение ко всем живым существам и есть человечность - истинная природа человеческой души.

Изложение № 19

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землею. Будь это журчание весеннего ручейка или нахлест речных волн на береговой песок, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки, взлет жаворонка и шум хлебных колосьев, тихое порхание бабочек – все это бесчисленные звуки земли, слышать которые люди городские, оглушенные шумом машин, отвыкли.Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил, которые, быть может, всего нам нужнее.

Для земледельцев и нас, бывалых охотников, звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку, и не из этих ли звуков возникло лучшее, что запечатлелось в песнях и великих музыкальных творениях?

Я с радостью вспоминаю теперь звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времен осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня.

Изложение № 20

Что же самое главное в жизни? Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

Изложение № 21

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.

Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом "сейчас", она обретает протяженность.

А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.

Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

Изложение "Судьба..."

Судьба... От чего она зависит? Может ли человек на нее повлиять? Такие вопросы издревле волновали людей. В мифологии самых разных народов, представление о судьбе, роке, фатуме связанно с образами непостижимой силы, которая предопределяет как отдельные события, так и судьбу человека. Однако уже древние греки подозревали, что непреклонные мойры, богини судьбы, все таки не все властны и что человек способен так или иначе повлиять на ход своей жизни.

Так что же на самом деле определяет так называемые повороту судьбы? От чего зависит, как сложиться жизнь? Может быть, от случая? Но случаем, как известно, можно воспользоваться, а можно его и упустить, да и воспользоваться - то можно по - разному, действуя тем или иным образом. А поступаем мы так или иначе, выбираем то или иное действие в зависимости от своих представлений, убеждений, от свойству собственного характера.

Русский этнограф, биолог и путешественник Миклухо- Маклай считал: "Кто твердо знает, что делать, тот приручает судьбу". "Приручает" - значит подчиняет себе. Вот и получается, что наша судьба- это отнюдь не роковое препятствие и не случайность, а результат нашего выбора, обусловленного прежде всего нашей натурой, нашим характером.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность. она состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.».
Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Источник:
Изложение — разговоры о нравственности текст песни
Тексты песен изложение разговоры о нравственности К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность. она состоит из
http://pesni.club/text/%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%BE-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Изложение нравственность

Все знают такие мало употребляемы слова как — мораль, толерантность, шовинизм, нравственность. Всем вроде бы и известны эти понятия, но в тоже время существует некоторое непонимание и ошибочные представления.

Давайте разберемся в таком формате, как изложение, а что же это такое нравственное поведение?

Само слово Нравственность это существительное, которое берет начало от слова Нрав. На латыни нравы звучат как- Мораль. То есть Нравы – нормы, которыми руководствуются люди в своих повседневных поступках. Они могут изменятся в зависимости от времени, положения общества и бытовых устоев масс.

Словарь Даля объясняет Понятие Нравственность, как моральные нравы образованные в определенном обществе и при определенных обстоятельствах.

Нравственность своими словами –это человеческое ощущение непосредственно процесса общения с окружающей средой, понимание человека что есть зло, а что есть добро, основанное конечно же на его собственном опыте и сопереживания.

Мораль же это конкретные догмы поведения, которые зависят напрямую от временного фактора и устоя людей. Она может передаваться из поколения в поколение, так как это общепринятые правила поведения определенной группы людей.

Что бы понять и принять нравственное поведение нужно не посвященному человеку обязательно разъяснить мотивацию именно такой модели поведения.

Пример. Как Вы докажите малолетнему ребенку что котят душить нельзя?

Он обязательно спросит Вас почему? Все дети не испытывают чувство жалости, так как не чувствуют свою силу. Вы конечно можете сказать, что Вы взрослый и Вы лучше знаете почему. Но где гарантия, что ребенок очутись он наедине, сам с собой, не захочет проэкспериментировать с котенком. Результат будет плачевным. Проще поговорить и уделить время ребенку и объяснить что котенок чувствует боль, при сильном сжимании и что это плохо для всех. Что нужно пожалеть того кому больно и плохо.

Вырастить робота, послушного и беспрекословно выполняющего все требования, конечно можно, а как же душа человека. Вот для получения высоко нравственного человека нужно затратить больше труда главную роль, в котором будет играть воспитание и человечность самого воспитателя.

Вот почему существует пословица «Яблоко от яблони далеко не катиться».

Будьте высоко нравственными людьми.

Источник:
Изложение нравственность
Что такое нравственность? — изложение
http://smexota.net/all/12-2012/af2d7ec668.php

Изложение нравственность

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете «4» или «5» только потому, что допустили больше орфографических ошибок, чем разрешено! А все почему? Изложения слушаем, пишем и сокращаем, тест решаем, сочинения создаем, а о практической грамотности не задумываемся! Предлагаю, друзья мои, выполнять в день по одному заданию, и тогда у вас появится шанс повысить балл за работу.

(1)Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». (2)Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. (3)В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

(4)Нравственность – это путеводитель по жизни. (5)И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. (6)То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

(7)Как же относиться к этому явлению? (8)Относитесь философски. (9)Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. (10)Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. (11)То есть вы будете счастливы. (12)А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. (13)И помните: творят добро возвышенные натуры.

Образец сжатого изложения

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм неблагодарности. В жизни, видимо, этот человек не раз встречался с безнравственными людьми.

Нравственность – это путеводитель по жизни. Если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди будут вести себя так же.

Как же относиться к этому явлению? Совершайте добро и знайте, что оно окупится. Вы сами будете получать наслаждение от этого. Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Проверка Вашего варианта сжатого изложения

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Слушать данное изложение и все остальные

Скачать текст подробного и сжатого изложения «Одному человеку сказали», аудиофайл

Источник:
Изложение нравственность
На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений. Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете «4» или «5» только потому, что допустили больше
http://shcoolparallel.umi.ru/masterskaya/kak_napisat_szhatoe_izlozhenie/prakticheskij_material/11_szhatoe_izlozhenie_odnomu_cheloveku_skazali/

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Васюк Татьяны Андреевны


Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

  1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.
  2. Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.
  3. Командовать и управлять – это разные понятия: управлять людьми – значит брать ответственность за поступки на себя.

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Исходный текст

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.
Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему:
милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д. Гранин)

Сочинение

Что такое нравственность? Каково содержание этого понятия? По мнению Д. Гранина, подлинная нравственность немыслима без милосердия. Именно о милосердии и его роли в нашей жизни размышляет автор.
Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, в бешеном ритме современной жизни люди стали более эгоцентричными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие созидающие чувства, как милосердие и сострадание, утратили былую значимость, «заглохли» в наших душах. Даже воспринимаются они теперь по-другому. «Нечто свойственное лишь прежним временам», - с горечью иронизирует автор. Гранин предлагает читателям задуматься: «Как так получилось, что это чувство оказалось... запущенным?».
Позиция автора однозначна. Д. Гранин считает, что проявление милосердия, сочувствия ближнему является одним из важнейших показателей нравственности человека.
Умение «откликаться на чужую боль» - самое ценное качество человеческой души. Автор акцентирует внимание читателя на том, что, хотя эти чувства и даны от рождения, душевные силы, так же. как и физические, нуждаются в постоянной тренировке.
Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю. что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стало должны сохранить его в наших сердцах.
Эта проблема нашла отражение на страницах произведений русских писателей. Пожалуй, один из самых ярких примеров - образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа - это воплощение безграничной доброты и сострадания ближнему. Для него нет плохих людей, он каждого называет «добрый человек». Даже Пилата, прокуратора Иудеи, казнившего его, Иешуа прощает.
Идея милосердия не менее ярко воплощена в образе Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Узнав о преступлении Раскольникова, она не оттолкнула его от себя, а постаралась понять, сочувствовала его трагедии и осознала всю тяжесть его греха. Именно её любовь и поддержка возрождают героя к новой, лучшей жизни.
Таким образом, Гранин призывает читателей не забывать самого важного из человеческих чувств - милосердия. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество.

Почему милосердие уходит из нашей жизни? Такой вопрос рассматривает Д. Гранин.
Поднятая автором проблема актуальна, потому что касается каждого из нас. Д. Гранин убежден, что милосердие – одно из важных свойств нравственности. Оно свойственно всему живому, и человек рождается с ним. Милосердие необходимо ему для проявления отзывчивости и сострадания к ближним, всем, кому это требуется: «поверженным и пострадавшим».
Публицист считает, что людям нужно задуматься о сохранении милосердия в обществе, поскольку если это чувство не используется, оно атрофируется. Иными словами, проявляя милосердие лишь в отдельных случаях, а порой и вообще забывая о необходимости быть отзывчивым, мы убиваем это чувство в себе.
Согласен, что для развития здорового общества поставленные автором проблемы нужно решать. И, прежде всего, – возрождая славные традиции российского общества, которому были всегда присущи милосердие, отзывчивость, стремление помочь ближнему.
Эта способность в значительной мере и отличает социум от мира животных и растений. Именно такое чувство, присущее русской эмигрантке Тамаре Волконской, позволило ей спасти не один десяток жизней в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Иное ведет к атрофии у людей способности к сопереживанию, «машинизации» отношений, деградации человеческой личности и, в конечном итоге, – к гибели человечества.
Это же подтверждает и А.Н.Островский, чьи герои Тихон и Борис, воспитанные в злобе и невежестве, равнодушные к чужому горю, своей бессердечностью довели главную героиню произведения "Гроза" Катерину до самоубийства.
Сегодняшний мир в этом отношении все больше становится похожим на "темное царство" А.Н. Островского, где искореняется нравственность. Но все же каждый из нас может стать "лучиком света в темном царстве", если сохранит в себе нравственность и доброту.

Текст, по которому написано сочинение:

(1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.
(3) Одного из таких чувств - чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно - не модно? (10) Не нужно?
(11)Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали - деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
(20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...
(23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Все права на сочинение принадлежат владельцу сайта. Полное или частичное копирование разрешается только с согласия администратора.