Стрелять по вагинам: Почему солдаты насилуют женщин. Сексуальное насилие во второй мировой войне Насилие женщин во время второй мировой войны

Впрочем, союзники успели «отомстить».

Так, в начале 1945 года французские солдаты изнасиловали тысячи немецких женщин при вступлении на территорию Баден-Вюртемберга.

В американской армии зафиксирован 971 случай осуждения за совершение изнасилования во время Второй мировой войны. «Не подлежит сомнению, что многие изнасилования остались неотмеченными, так как никакого официального расследования в отношении неправомерных действий союзнических армий не проводилось».

Я думаю, что к цифре 971 можно смело приписать ещё два нуля.

Хотя военный уголовный кодекс США грозит суровыми наказаниями, изнасилование по большей части встречалось с терпеливым отношением командования. Во Вьетнаме американское командование также сквозь пальцы смотрело на «инциденты с вьетконговскими женщинами».

Один из морских пехотинцев США так объяснял мотивы изнасилований во время войны во Вьетнаме: «Когда мы обыскивали людей, то женщины должны были снимать с себя всю одежду, и под предлогом того, что необходимо убедиться, не спрятали ли они что-нибудь ещё кое-где, мужчины использовали свои пенисы. Это было изнасилование».

Не спешите возмущаться этим «наивным» объяснением морпеха: «…необходимо убедиться… мужчины использовали…» Послушайте лучше воспоминания одного из наших «афганцев».

«При выезде из Джелалабада, в местечке Самархеле, был обстрелян грузовик из окна небольшого магазинчика. С автоматами наперевес они заскочили в эту паршивую лавчонку и в задней, за прилавком, комнате обнаружили девушку-афганку и дверь во двор. Во дворе находились продавец кебаба и водонос-хазареец. За убитого расплатились сполна. В человека, оказывается, вмещается двадцать два кебаба, но последний нужно заталкивать шампуром, и только тогда человек с кебабом в горле умирает. А водоносу повезло, его сразу автоматной очередью убили. Но стреляла девушка, она пистолет, красивый такой, в трусы спрятала, стерва…»

Нетрудно представить участь этой афганки, если уж обыск производился у неё в трусах. Возможно, полового акта как такового в тот момент и не было. Ярость и без этого дала избыток адреналина. Но ведь кебабы можно забивать человеку шомполом не только в горло…

Я невольно при этом вспоминаю один документ времён Великой Отечественной. Немецкому лейтенанту пишет его приятель Эбальт:

«Куда проще было в Париже. Помнишь ли ты эти медовые дни? Русские оказались чертовками. Приходится связывать. Сперва эта возня мне нравилась, но теперь, когда я весь искусан и исцарапан, я поступаю проще - пистолет у виска, это охлаждает пыл. Недавно русская девчонка взорвала себя и обер-лейтенанта Гросса гранатой. Мы теперь раздеваем их донага, обыскиваем, а потом… После всего они бесследно исчезают».

То, что «русские оказались чертовками», оккупанты подметили сразу.

«Среди причин поражения фашистских войск на территории нашей страны (наряду с крепкими морозами) немецкие историки всерьёз называют девственность советских девушек. Захватчики были поражены, что почти все они оказывались невинными. Для фашистов это был показатель высоких моральных устоев общества.

Немцы уже прошли всю Европу (где множество податливых женщин легко удовлетворяли сексуальное влечение оккупантов) и поняли: покорить людей со стержнем, нравственно крепких будет не столь легко».

Не знаю, какими путями германское командование получало статистику о наличии девственности у жертв. Не то оно обязывало отчитываться солдат, не то этим занималась цензура военно-полевой почты, которая «шерстила» солдатские письма, после чего с немецкой аккуратностью составляла классификацию изнасилованных для вышестоящих органов имперского министра по делам оккупированных восточных территорий Альфреда Розенберга. Может быть, это были специальные команды, занятые исследованием девственности и темперамента будущих рабынь рейха (что вполне возможно, после создания фашистами магического общества «Туле» и целой системы исследовательских институтов «Ананербе», выводящих особую породу арийских пчёл, направляющих по всему миру экспедиции на поиски амулетов и языческих артефактов, и т. д.).

В любом случае - отвратительно.

Но со Второй мировой история массовых изнасилований на войне не закончилась. Там, где разгорался очередной вооружённый конфликт, будь то в Корее, во Вьетнаме, на Кубе, в Анголе, в Афганистане, в Югославии, военное насилие порождало насилие над женщинами.

В 1971 году наиболее печальную славу получили широкомасштабные изнасилования, имевшие место во время пакистанского вторжения в Бангладеш. Во время этого вооружённого конфликта пенджабцы изнасиловали от 200 000 до 300 000 женщин!

В конце 80-х - начале 90-х годов XX века разгорелась гражданская война в Судане. Чернокожее население нубийцев подверглось нападениям арабов-мусульман генерала Омара Хассана аль-Башира. Суданское правительство называло это борьбой с повстанцами.

Сопредседатель организации «Права Африки» Алекс де Ваал в те годы выступил с заявлением: «То, что терпят нубийцы, удивительно похоже на жестокое обхождение с чёрными рабами в Америке XIX века: принудительный труд, разбитые семьи, сексуальное принуждение».

Скорей всего, господин де Ваал выразился довольно мягко и дипломатично. О таком «сексуальном принуждении» можно судить на примере его жертвы, Абук Мару Кир, жительницы деревни Ньямлелл в Южном Судане. «Оставив после себя 80 трупов, солдаты согнали уцелевших жителей в колонну. Затем Абук с ужасом услышала крики своей сестры и других женщин, которых тащили в кусты. Вскоре взяли и её. После того как её изнасиловал третий человек, Абук потеряла сознание».

Чернокожих женщин и девушек правительственные солдаты превращали в наложниц. Любой ребёнок, рождённый от такого «брака», считался арабом. Одна 17-летняя нубийская девушка, бежавшая из рабства, рассказывала следователю из «Прав Африки», что её насиловали сто ночей (!) подряд.

Безжалостно обращались с женщинами в Кувейте и иракцы во время войны в Персидском заливе в 1990 году. По оценкам, здесь было изнасиловано более пяти тысяч женщин. Большинство жертв затем были выгнаны своими мужьями из дома.

Документально подтверждено, что наёмники с Ближнего Востока и Афганистана насиловали в Чечне женщин, так как местное население было для них чужим.

Солдаты насиловали не только стихийно, утоляя свою свирепость. В XX веке к изнасилованиям стали прибегать как к средству террора мирного населения.

Страшный след оставили после себя войска генерала Чан Кайши в 1927 году в Шанхае. Они получили приказ не только расправиться с бойцами коммунистической армии, но и изнасиловать и убить их женщин.

Французский обвинитель предъявил в Нюрнберге материалы о массовых изнасилованиях, которые применялись в качестве возмездия за операции французского Сопротивления. Это доказывает, что в некоторых случаях изнасилование применялось для достижения военно-политических целей.

И на Восточном фронте в годы Второй мировой войны «немецкие войска систематически осуществляли массовые казни мирных жителей, женщин насиловали, а их обнажённые изувеченные тела выставлялись на обозрение уцелевших горожан». Для устрашения.

При подходе к Сталинграду германские самолёты вместе с бомбами засыпали город листовками: «Сталинградские дамочки, готовьте ваши ямочки!»

В конце войны советские войска получили возможность обрушить на Германию свою ненависть.

Как писал Виктор Суворов в своём нашумевшем «Ледоколе»:

«Пьёт батальон горькую водку перед вступлением в бой. Хорошие новости: разрешили брать трофеи, грабить разрешили. Кричит комиссар. Охрип. Илью Эренбурга цитирует: сломим гордость надменного германского народа!

Смеются чёрные бушлаты: это каким же образом гордость ломать будем, поголовным изнасилованием?

Всего этого не было? (…)

Нет, это было! Правда, не в сорок первом году - в сорок пятом. Разрешили тогда советскому солдату грабить, назвав это термином „брать трофеи". И „гордость немецкую ломать" приказали…»

Я знаю, что многие относятся к книгам В. Суворова с изрядной долей скептицизма, и поэтому не злоупотребляю его цитированием. Но имеются многочисленные свидетельства нападения советских солдат в 1945 году на женщин в районах Восточной Германии, и прежде всего в Берлине, ставшем «городом женщин».

Фашистам можно и не верить. А вот очевидцам из числа освободителей не верить трудно.

«…У штаба свои заботы, бой продолжается. Но город разлагает солдат: трофеи, женщины, попойки.

Нам рассказывают, что командир дивизии полковник Смирнов собственноручно расстрелял одного лейтенанта, который из своих солдат образовал очередь к одной немке, лежавшей в подворотне…» (Описание ситуации в Алленштайне (Восточная Пруссия) после вступления Советской Армии в конце января 1945 г., сделанное Львом Копелевым.)

Что бы там ни говорили, а женская часть фашистской Германии в полной мере примерила на себя участь завоёванной нации.

Другой ветеран, прошедший войну от Курской дуги до Берлина, признаёт: «…Под обстрелом, в атаках у меня и мысли об этом не было. (…) А в Германии наш брат не церемонился. Кстати, немки и не сопротивлялись вовсе».

Череповецкий историк Валерий Вепринский отмечал:

«Когда наши войска вступили на территорию Германии, первое время командование негласно позволяло солдатам „утолять сексуальный голод" - победителей не судят. Один знакомый признался мне, что он с другом проходил через пустую немецкую деревню, зашёл в дом - взять что-нибудь ценное из вещей и, обнаружив там старуху, изнасиловал её. Но вскоре вышел приказ о мародёрстве. „Мирное немецкое население не является нашим врагом", - вело разъяснительную работу командование. И некий череповчанин, освободитель Европы от коричневой чумы, загремел в „Магадан, второй Сочи" после того, как немецкая фрау сообщила в комендатуру о насилии…»

После приказа о мародёрстве осмелевшие немки стали приходить с заявлениями об изнасилованиях. Много было этих заявлений.

Это вело к новым трагедиям. Даже в мирное время факт изнасилования доказать непросто: опросы, экспертизы, свидетельства. А уж о чём можно говорить во время войны!

Возможно, многие из мести наводили напраслину на наших солдат.

Но лично для меня правдивее всего выглядят дневники немецких девушек, измученных страхом и уже далёких от всякой идеологии и пропаганды.

Дневниковые записи 17-летней жительницы Берлина Лили Г. о взятии Берлина с 15.04. по 10.05.1945 г.

«28.04. В наш дом попал уже четвёртый снаряд.

29.04. В наш дом уже около 20 попаданий. Готовить еду очень трудно из-за постоянной опасности для жизни, если выходить из подвала.

30.04. При попадании бомбы я была с фрау Берендт наверху на лестнице в подвале. Русские уже здесь. Они совершенно пьяные. Ночью насилуют. Меня нет, маму да. Некоторых по 5–20 раз.

1.05. Русские приходят и уходят. Все часы пропали. Лошади лежат во дворе на наших постелях. Подвал обвалился. Мы прячемся на Штубенраухштрассе, 33.

2.05. Первую ночь тихо. После ада мы оказались на небе. Плакали, когда нашли цветущую сирень во дворе. Все радиоприёмники подлежат сдаче.

3.05. Всё ещё на Штубенраухштрассе. Мне нельзя подходить к окнам, чтобы меня не увидели русские! Кругом, говорят, изнасилования.

4.05. Никаких вестей от отца на Дерффлингерштрассе.

5.05. Назад на Кайзераллее. Беспорядок!

6.05. В наш дом 21 попадание. Целый день наводили порядок и упаковывались. Ночью буря. От страха, что придут русские, я залезла под кровать. Но дом так дрожал от пробоин».

Но страшнее всего представляется участь женщин в гражданских войнах. В борьбе с внешним врагом соблюдается хоть какая-то ясность: там - чужие, им в руки лучше не попадаться, здесь - свои, которые защитят, не обидят. В условиях гражданской войны женщина, как правило, становится добычей обеих сторон.

В 1917 году большевики, опьянённые свободой, превратно истолковав её, явно перегнули палку со своими проектами национализации (или «социализации») женщин.

Вот документ, составленный 25 июня 1919 года в г. Екатеринодаре, после вступления в него белогвардейских частей.

«В г. Екатеринодаре большевики весною 1918 года издали декрет, напечатанный в „Известиях Совета" и расклеенный на столбах, согласно коему девицы в возрасте от 16 до 25 лет подлежали „социализации", причём желающим воспользоваться этим декретом надлежало обращаться в надлежащие революционные учреждения. Инициатором этой „социализации" был комиссар по внутренним делам - Бронштейн. Он же выдавал и „мандаты" на эту „социализацию". Такие же мандаты выдавал подчинённый ему начальник большевистского конного отряда Кобзырев, главнокомандующий Иващев, а равно и другие советские власти, причём на мандатах ставилась печать штаба „революционных войск Северо-Кавказской Советской республики". Мандаты выдавались как на имя красноармейцев, так и на имя советских начальствующих лиц, - например, на имя Карасеева, коменданта дворца, в коем проживал Бронштейн: по этому мандату предоставлялось право „социализации" 10 девиц. Образец мандата:

Мандат. Предъявителю сего товарищу Карасееву предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц возрастом от 16-ти до 20 лет на кого укажет товарищ Карасеев.

Главком Иващев.

На основании таких мандатов красноармейцами было схвачено больше 60 девушек - молодых и красивых, главным образом из буржуазии и учениц местных учебных заведений. Некоторые из них были схвачены во время устроенной красноармейцами в Городском Саду облаву, причём четыре из них подверглись изнасилованию там же, в одном из домиков. Другие были отведены в числе около 25 душ во дворец Войскового Атамана к Бронштейну, а остальные в „Старокоммерческую" гостиницу к Кобзыреву и в гостиницу „Бристоль" к матросам, где они и подверглись изнасилованию. Некоторые из арестованных были засим освобождены - так была освобождена девушка, изнасилованная начальником большевистской уголовно-розыскной милиции Прокофьевым, другие же были уведены уходившими отрядами красноармейцев, и судьба их осталась невыясненной. Наконец, некоторые, после различного рода жестоких истязаний, были убиты и выброшены в реки Кубань и Карасунь. Так, напр., ученица 5-го класса одной из екатеринодарских гимназий подвергалась изнасилованию в течение двенадцати суток целою группою красноармейцев, затем большевики подвязали её к дереву и жгли огнём и, наконец, расстреляли.

Настоящий материал добыт Особой Комиссией с соблюдением требований Устава Уголовного Судопроизводства».

Впрочем, не отставала в этом отношении от большевиков и «белая гвардия».

Перефразируя известное высказывание, можно бы было сказать: «красные придут - насилуют, белые придут - тоже насилуют». (Например, молодых девушек из городов и ближайших деревень обычно приводили к стоявшему на железнодорожной станции поезду уже упоминавшегося мной атамана-генерала Анненкова, насиловали, а затем тут же расстреливали.)

Ещё одной формой изнасилования на войне являлась сексуальная эксплуатация женщин для нужд армии или в секс-индустрии.

Автор книги «Теневые стороны секса» Рой Эскапа писал о том, как в 1971 году пакистанские солдаты похищали и доставляли в штаб армии бенгальских девочек школьного возраста, их раздевали догола, чтобы они не могли скрыться бегством. Их также использовали для съёмок порнографических фильмов.

«Во время военных действий в Косово (1999 год) женщин отлавливали и насильно содержали в подпольных притонах. Их пользовали американские солдаты и бывшие боевики „Освободительной армии Косово", а затем наложниц убивали и пускали „на органы". Убивали аккуратно, чтобы эти самые органы не повредить. И „на иглу не сажали, и спиртного много не давали, чтобы печень и другие органы не попортить", - говорит чудом спасшаяся девушка Вера К. Во время рейдов полиции накрывались такие невольничьи бордели. В лучах полицейских фонарей предстаёт страшная картина: в совершенно нечеловеческих условиях - по двое на узеньких койках и на несвежем белье, а то и просто на сдвинутых стульях, в крохотных обшарпанных комнатках за занавесками - содержатся „девочки", давно уже на девочек непохожие. Пропитые, прокуренные, измученные, немытые, с пустыми глазами, всего боящиеся - они уже даже на органы не годятся. Такие отрабатывают своё и бесследно исчезают. Поняв, наконец, что теперь они могут выйти на свободу, одна из них говорит: „А зачем? Куда мне теперь такой? Будет только хуже… Лучше здесь умереть". Голос, которым она это говорит, уже мёртвый».

Во время Второй мировой войны принудительная отправка женщин в публичные дома была в порядке вещей. «Война кормит войну». В этом случае она кормила себя женскими телами.

«В Витебске, например, полевой комендант приказал девушкам в возрасте от 14 до 25 лет явиться в комендатуру якобы для назначения на работу. На деле же самые молодые и привлекательные из них силой оружия были отправлены в дома терпимости».

«В городе Смоленске германское командование открыло для офицеров в одной из гостиниц публичный дом, в который загонялись сотни девушек и женщин; их тащили за руки, за волосы, безжалостно волокли по мостовой».

Учительница деревни Рождествено Трофимова рассказывает: «Всех наших женщин согнали в школу и устроили там публичный дом. Туда приходили офицеры и под страхом оружия насиловали женщин и девушек. 5 офицеров коллективно изнасиловали колхозницу Т. в присутствии двух её дочерей».

Жительница Бреста Г.Я. Пестружицкая рассказывала о событиях на стадионе «Спартак», куда было согнано местное население: «Каждую ночь на стадион врывались пьяные фашисты и насильно уводили молодых женщин. За две ночи немецкие солдаты увезли больше 70 женщин, которые потом бесследно исчезли…»

«В украинском селе Бородаевка Днепропетровской области фашисты изнасиловали поголовно всех женщин и девушек. В деревне Берёзовка Смоленской области пьяные немецкие солдаты изнасиловали и увели с собой всех женщин и девушек в возрасте от 16 до 30 лет».

«15-летнюю девочку Марию Щ., дочь колхозника из деревни Белый Раст, фашисты раздели догола и водили по улице, заходя во все дома, где находились немецкие солдаты».

Публичные дома для солдат охраны существовали при концлагерях. Женщины набирались только из числа заключённых.

И хотя условия содержания там были несколько лучше, но на самом деле это было лишь продолжением пытки. Обезумевшие от ежедневных казней солдаты вымещали свои психические отклонения на безмолвных, иноязычных узницах. И не было обычных для таких заведений вышибал и «мамок», готовых вступиться за истязаемую женщину. Такие публичные дома превращались в полигоны для всевозможных пороков, извращений и проявления комплексов.

Методами контрацепции не пользовались, как в борделях с обслуживающим персоналом из немок. Заключённые были дешёвым материалом. «При обнаружении беременности женщины немедленно уничтожались». Их заменяли новыми.

Один из самых страшных борделей был при женском концентрационном лагере Равенсбрюк. Средний «срок службы» составлял три недели. Считалось, что за это время женщина ни заболеть, ни забеременеть не успеет. А потом - газовая камера. За четыре года существования Равенсбрюка таким образом было умерщвлено более 4 тысяч женщин.

Закончить эту главу я бы хотел цитатой из книги Э. Ремарка «Искра жизни».

«- Нам нельзя думать о прошлом, Рут, - сказал он с лёгким налётом нетерпения в голосе. - Иначе как мы тогда вообще сможем жить?

Я и не думаю о прошлом.

Что же ты тогда плачешь?

Рут Холланд кулачками отёрла с глаз слёзы.

Хочешь знать, почему меня не отправили в газовую камеру? - спросила вдруг она.

Бухер смутно почувствовал, что сейчас откроется такое, о чём ему лучше бы не знать вовсе.

Ты не обязана мне об этом говорить, - сказал он поспешно. - Но можешь и сказать, если хочешь. Всё равно это ничего не меняет.

Это кое-что меняет. Мне было семнадцать. И я тогда ещё не была такая страшная, как сейчас. Именно поэтому меня и оставили в живых.

Да, - сказал Бухер, всё ещё ничего не понимая.

Он посмотрел на неё. Впервые он вдруг заметил, что глаза у неё серые и какие-то очень чистые, прозрачные. Прежде он никогда такого взгляда не видал у неё.

Ты не понимаешь, что это значит? - спросила она.

Меня оставили в живых, потому что им были нужны женщины. Молодые женщины для солдатни. И для украинцев тоже, которые вместе с немцами сражались. Теперь понял?

Бухер сидел, словно оглушённый. Рут не сводила с него глаз.

И они с тобой это делали? - спросил он наконец. Он не смотрел на неё.

Да. Они со мной это делали. - Она больше не плакала.

Это неправда.

Это правда.

Я не о том. Я о том, что ты же этого не хотела.

Из горла у неё исторгся горький смешок.

Тут нет разницы.

Теперь Бухер поднял на неё глаза. Казалось, в лице её погасло всякое выражение, но именно поэтому оно превратилось в такую маску боли, что он внезапно почувствовал и понял то, что прежде только услышал: она сказала правду. И он почувствовал, правда эта когтями раздирает ему нутро, но он пока что не хотел её признавать, в эту первую секунду он хотел лишь одного: чтобы в этом лице не было такой муки.

Это неправда, - сказал он. - Ты этого не хотела. Тебя там не было. Ты этого не делала.

Её взгляд вернулся из пустоты.

Это правда. И этого нельзя забыть.

Никому из нас не дано знать, что можно забыть, а что нельзя. Мы многое должны забыть. И многим…»

На мой взгляд, это лучший ответ на вопрос, нужен ли памятник изнасилованным женщинам.

Война и сексуальное насилие

О войне не случайно говорят, что она есть продолжение политики, только насильственными методами. Одна из разновидностей насилия - сексуальное. Как и в мирной жизни, в военное время от него страдают прежде всего женщины. Самая страшная из известных войн, Вторая мировая, и в отношении насилия над женщинами тоже была самой, самой, самой…

Долгое время в отношении сексуальных преступлений в годы Второй мировой войны действовал известный принцип «победителей не судят», а если и судят, то не очень об этом распространяются. Многие годы сексуальные бесчинства были атрибутом исключительно армий «агрессивной оси», что совершенно справедливо. Но было бы заблуждением считать, что подобного рода действия не были характерны для советских военнослужащих, а также воинов «братских» армий. Весьма интересные факты на этот счет содержатся в статье В. Перепади «Физиология победы», опубликованной еженедельником «Зеркало недели».

Оставим в стороне немецкий педантизм, который в сочетании с бесчеловечностью принимает уродливые формы, подобные официальным полевым борделям. Дело не в стремлении немцев упорядочить утоление сексуального голода своих солдат, дело в мотивации. Главной была не забота о моральном и физическом здоровье вермахта, а стремление ограничить межрасовые половые контакты, не допустить «загрязнения» арийского генофонда, ведь в соответствии с расистской теорией нацистов славян относили к «недочеловекам». Нацистское руководство подсчитало, что если не принять меры, то в ближайшее время на восточных оккупированных территориях можно было ожидать рождения примерно одного миллиона детей немецко-славянского происхождения.

Организованное и неорганизованное сексуальное «скотство» солдат вермахта на оккупированных территориях оглушающим эхом прокатилось по самой Германии. После вступления союзных войск в пределы Третьего рейха настал черед немецких женщин стать жертвами трагедии под названием «война». По подсчетам германских исследователей, до 2 млн немецких женщин и девушек были изнасилованы советскими солдатами с начала боев в Восточной Пруссии до осени 1945 года, причем 500 тыс. из них - на территории советской зоны оккупации, то есть будущей ГДР. Не отставали от советских и польские, чехословацкие, югославские солдаты.

Как считает В. Перепада, своего апогея практика изнасилования немецких женщин достигла в Берлине. На момент вступления в город Красной Армии там проживало 1,4 млн женщин и девушек, из них 800 тыс. - в возрасте от 14 до 45 лет. На протяжении весны - осени 1945 года, по крайней мере, 110 тыс. из них были изнасилованы советскими военнослужащими. Приблизительно 10 % женщин вследствие этого умерли или же покончили с собой, 20 % - забеременели, из них свыше тысячи родили детей (5 % всех новорожденных в Берлине с конца 1945 до лета 1946 года). В общем, в советской зоне оккупации жертвы изнасилований произвели на свет примерно 300 тыс. детей. Неудивительно, что памятник советскому солдату в Трептов-парке в Берлине (фигура воина с ребенком на руках) имела для немцев иное значение, нежели для советских людей.

Автор статьи «Физиология победы» приводит свидетельство украинской писательницы и художницы Эммы Андиевской, которая в 1945 году в 14-летнем возрасте оказалась вместе с матерью в Берлине. По ее словам, когда в квартал вошли советские части, почти сразу начались изнасилования. Первые дни над улицей стоял сплошной дикий крик - это кричали женщины, до которых дорвались советские солдаты. Семью Андиевской солдаты оставили в покое, только нарвавшись на «родной язык» - матерщину. По мнению Андиевской, почти всех женщин в квартале на протяжении трех первых дней изнасиловали. Парадокс заключался еще и в том, что советские полевые суды рассматривали в основном дела тех военно-служащих, которые вступали с немками в, так сказать, нормальные любовные отношения.

Существует несколько вариантов объяснения поведения советских солдат. Во-первых, наличие в армии штрафных подразделений, в которых было немало уголовников. Во-вторых, четыре адских военных года, когда смерть и насилие превратились в неотъемлемые атрибуты повседневной жизни, не могли не понизить допустимые моральные нормы. Не будем сбрасывать со счетов и такое сильное чувство, как месть.

Нельзя сказать, что советское командование не пыталось удержать под контролем дисциплину в действующей армии. Как и в каждом регулярном войске, насильники, согласно Уставу Красной Армии, карались смертью. Вопрос заключался в том, всегда ли он действовал. Необходимость усиленного внимания к этой проблеме возникла уже в марте 1945 года, после того как советские войска совершили первую массовую расправу над немецким гражданским населением в Восточной Пруссии. И хотя военные комендатуры и офицеры брали под защиту гражданское население, за всем они проследить не могли. А в отдельных случаях, скорее всего, и не хотели.

Изнасилования не обошли стороной и западные земли Германии, куда вошли американские, британские и французские войска. Так, после вступления последних в Штутгарт было зарегистрировано свыше тысячи случаев изнасилования женщин в возрасте от 14 до 74 лет. Больше всего насильников оказалось в марокканских частях, которые отличались особенно грубым обращением с гражданским населением. Что же касается американской армии, то в ней с 1942 по 1947 год была осуждена за изнасилование примерно тысяча военнослужащих, из них четверо - приговорены к смертной казни.

По-разному складывались отношения оккупационных сил и местного населения в дальнейшем. С началом «холодной войны» население Западной Германии начинает видеть в англо-американских войсках прежде всего защитников от коммунизма. Кроме того, США оказывают западным оккупационным зонам, впоследствии и ФРГ, серьезную экономическую помощь. Особенно необходимой она оказалась жителям Западного Берлина в 1948–1949 годах, когда город был блокирован Советской Армией, а его гражданское население оказалось на грани выживания. Потом настала очередь и плана Маршалла, и создания НАТО, первых евро-интеграционных структур, так что трагические события конца войны в общественном сознании понемногу вытеснялись.

СССР также оказывал Восточной Германии экономическую помощь, параллельно демонтируя и вывозя оборудование с заводов и фабрик. Но решающее значение имело другое - тотальное замалчивание случаев насилия. Несмотря на это, в первые месяцы советской оккупации немецким коммунистам пришлось решать довольно сложную пропагандистскую задачу - согласовать образ армии-освободительницы с массовыми изнасилованиями. В начале лета 1945 года дошло даже до открытого столкновения между партийными функционерами и председателем партии Вальтером Ульбрихтом. Последнему в конце концов удалось погасить внутрипартийную дискуссию по вопросу массовых изнасилований, ссылаясь на преступления, совершенные войсками СС на оккупированной советской территории. Впрочем, серьезных политических последствий немецким коммунистам избежать не удалось. Не без основания многие историки одним из таковых считают поражение последних на выборах в магистрат Берлина в 1946 году - большинство берлинских избирателей составляли женщины, так как многие мужчины были или убиты, или в плену.

Кто-то скажет, что можно было бы и не открывать эти, столь деликатные и болезненные, страницы Второй мировой. Но ведь История учит только того, кто ее знает.

Из книги Военные тайны Лубянки автора Витковский Александр Дмитриевич

Война с Россией - это такая война, где знаешь, как начать, но не знаешь, чем она кончится Допрос начальника штаба оперативного управления войсками при ставке верховного главнокомандования немецкими вооруженными силами генерала армии Альфреда ЙодляТак уж получилось, что

Из книги 1812. Всё было не так! автора Суданов Георгий

Малая война, партизанская война, народная война… С сожалением приходится констатировать, что слишком много мифов у нас придумано и о так называемой «дубине народной войны».Например, уже много раз цитированный нами П.А. Жилин утверждает, что «партизанское движение

Из книги Американские фрегаты, 1794–1826 автора Иванов С. В.

Первые годы: квази-война и война с африканскими пиратами Фрегаты United States и Constitution были спущены перед началом первой войны в истории США, необъявленной квази-войны с Францией. В 1797 Г. Франция захватила несколько американских судов, везших грузы в страны, находившиеся с

Из книги Война США в Афганистане. На кладбище империй автора Джонс Сет Дж.

Глава первая Погружение в насилие

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

США. Война за независимость и гражданская война Во время войны за независимость в Североамериканских Соединенных Штатах (1775–1783) английские войска столкнулись с точным огнем нарезных ружей переселенцев. В частности, 19 апреля 1775 года в сражении при Лексингтоне английский

Из книги Снайперская война автора Ардашев Алексей Николаевич

США. Война за независимость и Гражданская война Во время войны за независимость в Североамериканских Соединенных Штатах (1775–1783) английские войска столкнулись с точным огнем нарезных ружей переселенцев. В частности, 19 апреля 1775 года в сражении при Лексингтоне английский

Из книги О войне. Части 7-8 автора фон Клаузевиц Карл

Глава II. Война абсолютная и война действительная План войны обнимает собой все проявления военной деятельности в целом и объединяет ее в особое действие, имеющее единую конечную цель, в которую сливаются все отдельные частные цели.Война не начинается, – или, во всяком

Из книги Долг. Мемуары министра войны автора Гейтс Роберт

Глава 6 «Хорошая война», «плохая война» К осени 2007 года непопулярная война в Ираке – «плохая война», «война по произволу» – шла намного лучше, чем прежде. А вот война в Афганистане – «хорошая война», «война по необходимости», которая по-прежнему пользовалась ощутимой

Из книги История катастрофических провалов военной разведки автора Хьюз-Уилсон Джон

8. «ПРЕМЬЕР-МИНИСТР, НАЧАЛАСЬ ВОЙНА». Война Судного дня (1973) Если поражение, вызванное таким катастрофическим провалом разведки, какой имел место при Перл-Харборе, может подвигнуть нацию на реформирование своих разведывательных служб, то, как это ни парадоксально,

Из книги Войны Африканского Рога автора Коновалов Иван Павлович

Война 8 января 1991 года группа боевиков атаковала военную базу в Таджуре, на следующую же ночь последовали аресты лидеров оппозиции. Всего было арестовано 68 человек, большинство из них афары{113}. 14 января 1991 года бывший президент совета, правившего Джибути под французским

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

3. Крымская война как война мирового глобализма с Россией Россия - протектор ПравославияИз понимания Императором Николаем I исторической задачи России как хранителя Вселенского Православия автоматически вытекала идея русского протектората над православными народами,

Из книги Политическая история Первой мировой автора Кремлев Сергей

Глава 6. Война решена – война началась… ПЕРВЫМ днём мобилизации было назначено 31 июля. В этот день, в 12 часов 23 минуты по венскому времени, в военное министерство Австро-Венгрии тоже поступил указ о всеобщей мобилизации против России, подписанный императором

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Война! 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. В 7 часов вечера посол Пурталес вручил соответствующую ноту российскому министру иностранных дел Сазонову в ходе не столько воинственной, сколько сентиментальной сцены, полной предчувствий грядущей катастрофы. «Я

Из книги Украинская химера [Финал антирусского проекта] автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Война Подробно останавливаться на перипетиях Великой Отечественной войны в рамках данной книги мы не будем, поскольку это отдельная большая тема. Однако стоит сказать несколько слов об основных сражениях, произошедших на территории УССР.В 1941 году по советским войскам

Из книги Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох автора Коллектив авторов

Насилие и местное управление В заключительной части сборника рассматривается соотношение насилия и местного управления в условиях мировой войны, революции и Гражданской войны. Первая мировая война явилась событием не только всемирного, но одновременно и

Из книги автора

НАСИЛИЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Джета из села Дреникской долины проводила большую часть своего времени на кухне, выпекая не менее 17 буханок хлеба в день, чтоб накормить мужа, детей и внуков.

Ранние осенние дни сентября 1998 года практически ничем не отличались друг от друга. Мужчины в её деревне, включая мужа и старшего сына Джеты, вместе с другими мужчинами села убежали, чтобы спрятаться от сербских и югославских солдат, воевавших с косовскими повстанцами с февраля. Сербские танки уже въехали в зону. Многие матери с детьми тоже уходили, но Джета решила остаться дома, полагая, что солдаты не тронут беззащитных женщин и детей.

Когда она увидела возле дома танк с сербскими солдатами, поняла что ошиблась.

«Они спрыгнули с танка в наш двор », - вспоминает Джета, попросившая не раскрывать её полное имя. «Пять вооружённых мужчин один за другим вошли в дом. Я помню, как они сразу же надели на себя чёрные маски. Я сказала своим дочерям встать ближе ко мне. Мы все собрались в одном месте. Солдаты приказали нам спуститься в подвал дома, там и произошла эта трагедия. Младшей дочке было 13 », - рассказывает Джета со слезами на глазах.

В то время как её внуки и сын прятались от солдат наверху, солдаты в подвале часами избивали и жестоко насиловали Джету и трёх её дочерей. Джета, в свои 50 лет выглядящая намного старше, говорит, что она ни разу не теряла сознание во время нападения:

«Я знала, что происходит, но в какой-то момент перестала думать, - шёпотом говорит она. - Я просто ждала и думала о том, что же произойдёт с нами. Умрём мы? Встанем? Убьют они нас? Я не боялась смерти. Я даже хотела умереть. Моя старшая дочь просила их убить нас. Она кричала: «Убейте нас, не оставляйте нас живыми! ».

По лицу Джеты было видно, что она устала. Она в отчаянии скрестила руки и положила их на голову. Она еле сдерживала дыхание, затем попросила воды. «С тех пор моя дочь травмирована психологически. А у другой дочери вывих левого плеча. Я велела своим дочерям не говорить о случившемся и молчать... Я не знала, как избавить их от страха », - вспоминает Джета.

«Умышленная» операция

Джета и её дочери являются одними из около 20 тысяч женщин и девушек, которые были подвергнуты групповому изнасилованию со стороны сербских и югославских солдат во время 16-месячной Косовской войны. По данным международной правозащитной организации Хьюман Райтс Уотч" , акты сексуального насилия, которых совершали военизированные формирования, «использовались как инструмент терроризирования мирного населения». Косовские боевики также обвиняются в изнасиловании, хотя, считается, что количество таких случаев намного меньше.

В Косово, как и в Боснии, где около 40 тысяч мусульманок систематически подвергались сексуальному насилию со стороны боснийских сербских солдат, целью актов были унижение и социальная стигматизация. В случае с Джетой и её дочерьми, это сработало. В ночт, когда напавшие солдаты ушли окончательно, родственник Джеты пришёл домой. Когда услышал о том, что произошло, он приказал им «похоронить» опыт, сказав, что изнасилования являются «большей трагедией, чем быть убитым».

Джета молча согласилась, испугавшись навлечь позор на семью. Она хранила тайну трагедии 15 лет, несмотря на тяжёлые последствия для её семьи. Трое дочерей уехали из страны. Одна из них вышла замуж, после муж бросил её, как узнав про изнасилование. Четвёртая дочь, инвалид с рождения, осталась дома.

Джета никогда не говорила своему мужу об изнасиловании. Вместо этого она рассказывает о том, что она и её дочери были задержаны ненадолго сербами, что стало результатом их тревоги и депрессии. Её муж говорит, что изнасилование опозорило бы их семью: во время войны, он не раз угрожал, что оставит её, если до неё хоть раз дотронется серб.

«Как вы можете говорить с таким человеком об этом? », - задаётся вопросом Джета, которая призналась, что сказала своему мужу, что едет в Приштину на приём к врачу, скрыв, что на самом деле приехала на встречу с журналистом, чтоб дать интервью об перенесенных во время войны испытаниях. С тех пор всего несколько женщин, возможно, их только пять, рассказали прессе о фактах изнасилований. Видно, что даже понимая, что дает интервью анонимно, не используя своего настоящего имени, Джета нервничает.

«Мне очень хотелось , чтоб они тогда меня убили, чем оставили жить. Мы никогда не наслаждаемся жизнью. Когда твой муж не знает о том, что произошло с тобой, и ты не можешь рассказать обо всём, ты постоянно чувствуешь себя плохо. Даже если вспоминаешь о самых красивых моментах, ты чувствуешь себя ужасно из-за того, что произошло с нами », - говорит Джета.

Джета и её семья провели время до окончания войны как беженцы. В период сербской кампании по этнической чистке и угрозе бомбардировок НАТО, нацеленных на вытеснение сербских солдат с территории албанцев, они были вынуждены переезжать из одной деревни в другую. По словам Джеты, после тех ужасов, которые испытали они, её обычные страхи улетучились. Она рассказывает, как часто помогала другим беженцам.

«Я пережила настоящую травму и не хочу, чтоб другие женщины испытали то же самое. Я даже не могла больше кричать. У меня уже не было страха. Я сказала, чтобы они не боялись смерти. Я просто решила, что надо двигаться вперёд, не оглядываясь назад», - говорит Джета.

Молчание продолжается

Такое положение сохранилось даже после окончания войны в июне 1999 года. Джета очень боялась, что кто-нибудь узнает об актах сексуального насилия. Но уже в 2013 году решила обратиться за помощью в реабилитационный центр для жертв пыток в Приштине.

Несмотря на наличие реабилитационного центра, многие женщины из Косово не обращаются за помощью. По данным центра, около 100 женщин, которые подверглись сексуальному насилию, обратились за консультацией. Таких, как Джета, 80 процентов, они продолжают держать всё в секрете от своих мужей, опасаясь, что супруги их оставят или будут оскорблять.

Осложняется ситуация и тем, что и правительство не спешит рассмотреть вопрос о жертвах сексуального насилия. Только в марте этого года - ровно через 15 лет после войны - парламент Косово согласился продлить льготы по возмещению ущерба жертвам изнасилования во время войны.

Компенсационные выплаты составляют 400 долларов в месяц - сумма является значительной для Джеты и её семьи, которые в настоящее время живут всего на 150 долларов в месяц и получают мизерную пенсию на дочь-инвалида. Но есть одна проблема: чтобы подать заявление на получение поддержки, Джета должна рассказать мужу о том, что её изнасиловали.

Учитывая, что она хранила тайну в течение 15 лет, Джета и сейчас не уверена, что смогла бы пойти на такой шаг. Она надеется, что её история может, наконец, убедит других жителей Косово признать болезненную главу из прошлого.

«Я сделала бы всё возможное, чтоб мужчины открыто говорили со своими супругами, которые подверглись насилию со стороны врагов. Если я не увижу ничего из этой истории, то, возможно, другие смогут. Я, наверное, проиграла в борьбе, но не хочу, чтоб другие испытали то же. Нам нужна помощь и со стороны государства, и со стороны общества. Когда это произойдёт, вот тогда мы будем жить в мире », - говорит Джета.

Амра Зейнели

Военные изнасилования — это не всегда просто индивидуальный акт агрессии отдельного или многих мужчин над отдельной женщиной. Зачем солдаты повсеместно насилуют «женщин врага»? Списывать все на «биологию» и «животную жажду секса и насилия» — значит упрощать картину и закрывать глаза на политэкономию военных изнасилований. Это политический и социальный феномен, и массовые изнасилования признаны одним из инструментов ведения военных действий.

Женщины во время войн оказываются особенно уязвимыми. Открыто говорить о массовых изнасилованиях во время Второй мировой начали только недавно. В отчете ООН за 2016 год собрана информация о сексуальном насилии во время военных действий в Афганистане, Центральноафриканской Республике, Колумбии, Демократической Республике Конго, Ираке, Ливии, Мали, Южном Судане, Сирии, Йемене и других странах. Этот вопрос также актуален в отношении женщин, которые подвергаются насилию в регионах, охваченных войной в Украине.

Сексуальное насилие в восточных регионах Украины не используется в стратегических или тактических целях, утверждается в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Данные практики использовались как средство пыток и жестокого обращения с целью наказания, унижения или принудительного признания. Кроме того, к сексуальному насилию обращаются для того, чтобы вынудить людей, лишенных свободы, уступить право на собственность либо выполнить другие требования насильников в обмен на обеспечение безопасности или освобождение.

Сексуальное насилие как средство пыток происходит как в отношении женщин, так и мужчин.

В большинстве задокументированных случаев сексуальное насилие осуществлялось в виде избиений, травмирования гениталий электрическим током, изнасилований и угроз изнасилованием, принудительного обнажения. Некоторые из случаев в привязке к вооруженному конфликту могли бы составлять военные преступления, говорится в докладе.

Что же такое «военная культура» и как она связана с легитимацией массовых изнасилований? Что происходит с выжившими женщинами и какие эффекты массовые изнасилования производят на сообщество?

Военная культура и «женщины врага»

Эксперт по международному гуманитарному праву Duke Law School Маделен Моррис в исследовании изнасилований во время войны пришла к выводу, что сама специфика военной подготовки создает предпосылки для поощрения насилия над женщинами.

Совокупность характеристик военной подготовки Моррис называется военной культурой. Ключевые свойства военной культуры, делающие насилие нормой, — это деиндивидуализация, гипермаскулинность, специфика отношения к сексуальности и женщинам.

Деиндивидуализацию Моррис объясняет как лишение человека индивидуальности. Деиндивидуализированные солдаты верят в существование общности, солидаризируются вплоть до готовности отдать жизнь друг за друга, перестают сомневаться в том, за что и за кого воюют. Для успешного участия в вооруженном конфликте необходимы хорошо подготовленные люди, которые воспринимают войну всерьез и готовы сражаться до последнего.

Для деиндивидуализации характерно создание крепких связей внутри группы, которые производят высокую степень взаимной поддержки и солидарности. Это, однако, сопровождается возможностью самых жестких действий по отношению к другим, чужим, тем, кто воспринимается как враг сообщества.

С той же страстью, с которой солдаты готовы защищать «своих женщин», они могут измываться над «женщинами врага», ведь нет «просто людей», но есть «свои» и «чужие», и пропасть между ними огромна.

Высокая степень солидарности и взаимоподдержки, как и ненависть к врагу – продукты деиндивидуализации, вносящие огромный вклад в легитимацию массовых изнасилований в период вооруженных конфликтов.

Гипермаскулинность – это то, что создает «настоящего мужчину на войне». Именно вокруг маскулинности выстраивается общая для всех участников группы идентичность. Моррис подчеркивает : «Мир солдата характеризуется стереотипной маскулинностью. Его язык – это сквернословие, он исповедует прямую и грубую сексуальность, его мужественность – это его оружие, средство измерения компетенции, способности воевать и уверенности в себе».

В военной культуре секс понимается как эксплуатация мужчиной женщины, агрессия и доминирование. Женщина в дискурсе гипермаскулинности — средоточие качеств, которые считаются проявлением слабости и второсортности, а значит, женщины воспринимаются как ущербные и неполноценные люди.

В ситуации, когда маскулинность выстраивается как не-феминность (одно из самых сильных оскорблений для мужчины — «ведешь себя как баба» и т.п.), женщины олицетворяют тех других, через доминирование над которыми мужчина/солдат утверждается в своей мужественности.

На войне насиловать «недолюдей-женщин», да еще и принадлежащих врагу, оказывается не просто допустимой, но и обязательной практикой. Те же самые мужчины, которые любят своих жен и дочерей и являются примерными семьянинами и гражданами в мирное время, на войне оказываются способны на самые жестокие поступки в отношении «женщин врага».

Политэкономия военных изнасилований

Каковы социоэкономические последствия изнасилований женщин в зонах военных действий?

В ряде традиционных обществ, где сильны патриархальные устои, изнасилованная женщина изгоняется из сообщества ввиду пережитого «позора». Женщина лишается доступа к земельным и материальным ресурсам, ведь основными собственниками являются ее отец, брат, муж, сын. В большей части Африки дети, рожденные в результате изнасилования, никогда не смогут стать частью сообщества, как и их матери.

В случае не международного вооруженного конфликта, изнасилование — это продуктивный экономический метод ведения войны, оно дает доступ к имуществу женщины: после изнасилования насильник остается в доме и пользуется всем, что принадлежало семье изнасилованной женщины.

Иногда военные изнасилования намеренно осуществляются таким образом, чтобы их видели как можно больше людей, принадлежащих к тому же сообществу, что и женщина. В таких случаях изнасилование – это не столько акт над отдельно взятой женщиной, сколько над всем сообществом, особенно над мужчинами. Насилуя «женщину врага», военные символически насилуют и все сообщество , демонстрируя власть и силу.

Комбатанты могут использовать сексуальное насилие для отчуждения женского труда по воспроизводству детей. Изнасилование делает невозможным для женщины растить детей в своем собственном сообществе в силу ее «запятнанности». Нередко женщинам специально причиняют травмы, чтобы они физически уже не могли забеременеть . В некоторых сообществах смыть позор насилия можно лишь через убийство изнасилованной женщины.

Стрелять по вагинам

В книге Наоми Вульф «Вагина: новая история женской сексуальности» один из основных тезисов заключается в том, что значение вагины в жизни женщины недооценено, и мы сами понятия не имеем, насколько это важная часть нашего тела. Дело в том, что через тазовый нерв вагина оказывает существенное влияние на процессы в мозге.

Целостность и «удовлетворенность» вагины напрямую связана с жизненной энергией женщины, способностью радоваться, получать удовольствие, достигать целей и творить.

Все претензии к её авторам. Как бы вы не относились к боснийцам и их религии, оправдывать сексуальное насилие над детьми могут только моральные уроды, тем более, что насилие совершалось так же над Христианами. Аргументация "все стороны конфликта совершали преступления" не прокатит, так как: 1) прямо сказано, что перевес был на стороне сербских бандформирований 2) после насилия над своими родственницами попробуйте утешить себя, что насилие есть везде во всем мире.


Во время боснийской войны и т.н. "боснийского геноцида" , в изнасилованиях были замешаны все этнические группы и стороны конфликта , но подавляющее большинство изнасилований было совершено силами боснийских сербов Армии Республики Сербской (АРС) и сербских военизированных формирований, которые использовали изнасилования гражданского населения в качестве инструмента террора в рамках своей программы этнических чисток. ООН и различные международные организации разнятся в количестве жертв, оценивая их число в 12 000 - 50 000.

Судебный процесс по делу члена армии Республики Сербской Драголюба Кунарача был первым случаем в мировой судебной практике , что человек был осужден за использование изнасилования в качестве орудия войны. Широкое освещение в СМИ о зверствах сербских бандформирований и военных сил против боснийских женщин и детей , повлек международное осуждение сербских сил .

После распада Югославии в связи с ростом межэтнической напряженности, сербская пропаганда активно раздувала истерию по поводу участия небольшого количества боснийцев в движении Усташей в 1940, а также внушала, что боснийские мусульмане расово отличаются от сербов, имеют турецкую кровь, хотя по факту ДНК исследования показывают, что сербы и боснийцы примерно одинаковые на уровне генов.

Еще до начала конфликта, боснийцев в Восточной Боснии уже начали увольнять с работы, притеснять и ограничивать свободу передвижения. В начале войны, сербские силы выбрали своей мишенью гражданское население боснийцев. По мере захвата их городов и сел, военные, полиция, банды и, иногда, даже сербские жители продолжали эти нападения. Боснийские дома и квартиры были разграблены или разрушены до основания, гражданское население сгоняли, некоторых из них зверски пытали или убивали. Мужчин и женщин разделяли отдельно, а затем свозили в концлагеря.

Пригород Сараева Grbavica, место где располагался один из подобных лагерей насилия.

Количество пострадавших женщин и девочек оценивается от 12 000 до 50 000, большинство босниек было изнасиловано Боснийскими сербами. Сербы организовывали "лагеря изнасилований" , где женщины подвергались систематическому насилию, и выжившие выпускались только если были беременны от сербов. Массовые и публичные изнасилования на глазах у деревни или соседей тоже не были редкостью.

6 октября 1992 года СовБез ООН учредил Комиссию экспертов под председательством M. Cherif Bassiouni. Согласно выводам комиссии было очевидно, что изнасилование использовалось сербскими силами систематически, и имело поддержку командиров и местных властей. Комиссия также сообщила, что некоторые преступники признавали, что совершали изнасилования по приказу. Другие утверждали, что использование изнасилования была тактикой, чтобы убедиться, что боснийское население не вернется в этот район. Нападавшие говорили своим жертвам, что они должны выносить ребенка этнической принадлежности нападавшего, беременных держали в заключении до тех пор, пока не становилось поздно прерывать беременность. Жертвам угрожали, что их выследят и убьют в случае если они сообщат о произошедшем.

Команда исследователей Европейского сообщества, в том числе Симона Вейль и Энн Уорбертон , сделали аналогичный вывод в своем докладе 1993 года о том, что изнасилования, совершаемые боснийскими сербами, не было побочным эффектом конфликта, но было частью систематической политики этнических чисток и "совершено с сознательным намерением деморализовать и терроризировать общины, изгоняя их из своих родных регионов и демонстрируя силу сербских захватчиков".

Сербские силы создали лагеря, где происходили изнасилования, такие как в Кератерме, Vilina Влас, Маняче, Омарске, Трнополье, Uzamnica и Войно. В мае 1992 года сербские крестьяне из Снагово, Зворника, окружили и захватили деревню Липле и превратили её в концлагерь. Четыреста человек были заключены в тюрьму в несколько домов, и там подвергались изнасилованиям, пыткам и убийствам.

За пять месяцев между весной и летом 1992 года, от 5000 до 7000 боснийцев и хорватов находились в нечеловеческих условиях на Омарске. В концентрационном лагере, изнасилования, сексуальные посягательства и пытки мужчин и женщин были обычным явлением. Одна газета описала события там как "место оргий, убийства, увечья, избиения и изнасилования". Изнасилование с убийством и физическое насилие были обычным явлением. В лагере Трнополье неизвестное число женщин и девушек были изнасилованы сербскими солдатами, полицейских и охранников лагеря. В лагере Uzamnica, один из свидетелей по делу Оливера Krsmanovic, обвиняемых в совершении преступлений, связанных с массовыми убийствами Вышеградской, утверждал, что задержанных мужчин принуждали к насилию над женщинами.

Исправительные лагеря были созданы в контролируемом сербами городе Фоча. В то время там находилось одно из самых известных мест в изнасиловании города, что "дом Карамана", где боснийские женщины, в том числе несовершеннолетние в возрасте 12 лет, неоднократно подвергались изнасилованиям. Во время суда над Драголюбом Кунарачем и его подельниками, условия этих лагерей были описаны как "чудовищно антисанитарными", а глава полиции города Фоче, Драган Гагович, был идентифицирован как один из тех, кто хотел бы посещал эти лагеря, где он выбирал женщин, схваченных на улице, а потом насиловал их.

Женщины и девушки, отобранные Кунарачем или его людьми, были доставлены на сербскую военную базу и изнасилованы. В других случаях, девочек заключали под стражу и содержали в различных местах в течение длительных периодов времени в сексуальном рабстве. Радомир Ковач, который также был осужден Международным Трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ), лично держал четырех девочек в своей квартире, злоупотребляя изнасилованием троих из них много раз, в то же время позволяя своим знакомым насиловать одну из девушек. Перед тем как продать их, Ковач отдал на время двоих из них другим сербским солдатам, которые пользовались ими в течение более трех недель.

В начале 1990-х годов, начались призывы к правовым мерам, чтобы остановить геноцид, имевших место в Боснии. МТБЮ создал прецедент, что изнасилование в военном деле является одной из форм пыток. К 2011 году он предъявил обвинение 161 человеку из всех этнических групп за совершение военных преступлений, и заслушал показания более 4000 свидетелей. В 1993 году МТБЮ определяется изнасилование как преступление против человечности, а также определил изнасилования, сексуальное рабство и сексуальное насилие в качестве международных преступлений, которые расцениваются как пытки и геноцид.

Судьи из МТБЮ утвердило во время судебного процесса над Драголюбом Кунарачем, Радомиром Ковачем и Милорадом Крноелац, что изнасилование использовалось боснийскими сербскими вооруженными силами как «инструмент террора». Кунарац был приговорен к 28 годам лишения свободы за изнасилование, пытки и порабощения женщин. Ковач, который изнасиловал 12-летнего ребенка, а затем продал ее в рабство, был приговорен к 20 годам лишения свободы и Крноелац получил до 15 лет. МТБЮ заявил, что "адская оргия и казни имели место в различных лагерях по всей Боснии".