У патриарха складывается крест. Святейший Патриарх Кирилл: Нельзя идти на поводу у людей, которые ненавидят крест Господень. Сказание о Святом кресте, что в заливе Белого моря, на Кий-острове, в Крестном монастыре

21 ноября 1917 года. Святитель Тихон стоял в алтаре Успенского собора Кремля. На Горнем месте - один. Рядом были митрополиты Владимир и Платон, только что облачившие его в великолепные старинные одежды предшественников. За раскрытыми Царскими вратами волновалось море народа. Все со свечами в руках, как на Пасху. И всё же он был один. А перед ним стоял его крест - такой маленький с вид - на белом клобуке Патриарха .

Клобук ждал его головы. Народ внизу ждал чуда - воскресения России, исчезновения большевиков, как дурного сна… Что же он может сделать? «Господи, да минет меня чаша сия». Но нет, поздно. Его взгляд снова и снова возвращался туда, где на стене высилось распятие: руки на кресте были оторваны снарядом…

Сновидением из прошлой жизни в мареве свечей перед ним проплыли картины детства: галки на золотых крестах милого Торопца, дымки над крышами, весёлый базарный гомон, сквозь который он, маленький Вася, бежит куда-то по хрустящему снегу…

Будущий патриарх всея Руси - одиннадцатый по счёту и первый после 200-летнего перерыва - Василий Беллавин родился 19 января 1865 года в погосте Клин Псковской губернии, в семье потомственного священника Иоанна Тимофеева Беллавина.

Фамилия эта была довольно распространённой на Псковщине и давалась исключительно людям духовного звания (в подавляющем большинстве современных «мирских» изданий фамилию Беллавин вслед за советскими газетами 20-х годов искажают, опуская одно «л»).

С детства был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и «святошества». Позже его ученик в Псковской семинарии Борис Царевский вспоминал, как молодой преподаватель Василий Иванович Беллавин посетил их дом. «Ты заметила, какие у него глаза? - спросила после его ухода мать Царевского свою дочь. - Чистые, ясные, как у голубя». «От него веет теплом и добродушием, и он такой умный…», - отозвалась та. Отец, допивавший чай, деловито предостерёг обеих: «Вы не смотрите, что он говорун и весёлый такой. Его ещё в студенчестве прозвали Патриархом, и дорога ему одна - в монахи».

Улыбнувшись, Тихон припомнил, как семинаристы однажды окружили его в коридоре и, размахивая самодельным кадилом, прыская в кулак, хором забасили: «Вашему Святейшеству - многая лета!» Как давно это было! Петербургская духовная академия, преподавание богословия и французского языка в Псковской семинарии, первые проповеди, и вот - схима и новое имя - Тихон - в честь его любимого святого Тихона Задонского.

…Могучий бас архидиакона Розова гудел торжеством: «Божественная благодать, немощная врачующи… посаждает на престоле святых первосвятителей российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена - отца нашего Тихона, Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея России…»

«Аксиос! Аксиос! Аксиос!» - громогласно отвечал хор.

Приняв постриг в 1891 году под именем Тихон, он всего через шесть лет, на 33-м году жизни, был хиротонисан в епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Самый молодой из российских иереев, он служил в Холмской земле, смягчая отношения людей многонационального края. Найдя полный хозяйственный беспорядок в одном из привислинских монастырей, возглавляемом игуменьей-графиней, заявил об этом архиепископу. Игуменья, разгневавшись на молодого епископа, помчалась в Санкт-Петербург к влиятельным знакомым. Синод, как обычно, решил всё «замять» и отправил Тихона подальше - епископом Алеутским и Аляскинским.

Пароход «Шампань» доставил его в 1898 году из Гавра в Нью-Йорк. Далее - путь на север: дикие леса, холодные реки. Владыка плывёт с туземцами на утлой байдаре в глухие бедные поселения алеутов, несёт лодку на плечах через болота, спит на земле, воюет с гнусом. Он был единственным среди спутников, кто ни разу не заболел за время этих путешествий… В больших городах служит на церковнославянском и английском, закладывает камни для новых соборов…

А на Родине в это время началась и бесславно закончилась русско-японская война, гремят взрывы терактов, полыхают усадьбы. Сторонники «великих потрясений» всё яростнее раскачивают корабль под названием «Россия». Владыка Тихон пишет в ноябре 1905-го из Нью-Йорка: «Кажется, все правящие потеряли голову. Бог знает, к чему это всё приведёт. Ужели Господь до конца прогневался на нас?»

В 1907-м его переводят обратно в Россию, на Ярославскую кафедру. Православные американцы плачут, прощаясь со своим добрым пастырем. Будучи избран почётным членом Союза русского народа, он оказывал большое влияние на работу этой организации в Ярославле. Архиепископ Тихон был человеком свободных, широких взглядов, достаточно демократичным и независимым. Из-за случая, когда он не согласился с губернатором Ярославля, и, по-видимому, в связи с жалобой последнего владыка был переведён в 1914 году на Виленскую кафедру. Замечательно, что в знак своей любви к переведённому владыке жители Ярославля избрали его почётным гражданином города (случай едва ли не единственный в русской истории).

В начале Первой мировой войны епископ Тихон служил в Литве. Он всё время в дороге - освящает лазареты, обходит тяжелораненых, исповедует и причащает солдат на передовой, отпевает убиенных. Под благословение к владыке хотят попасть и староверы, и католики…

Обряд интронизации тянется мучительно долго. Свечи в руках людей кажутся отблеском пламени, уготованного России. Он видел, как всё это начиналось: яростная злоба и ложь в газетах, всеобщая волна озверения и растления, постепенно затоплявшая Русь…

Пророчества отца Иоанна Кронштадтского… Его ведь не слушали во дворцах! Его не хотели слушать и многие архиереи, погрязшие в корысти, «теплохладные». Как далеко отстояли от своей паствы иные пастыри, как часто вели себя недостойно! Генералы и царедворцы предали царя, Церковь промолчала… А ведь за всё это непременно должна была последовать расплата!

Расплата не заставила себя ждать. Безумный февраль семнадцатого: отстранение Государя от управления государством, Временное правительство, толпы пьяных дезертиров на улицах…

В Церкви, как и во всём государстве, разлад. Новый обер-прокурор Синода масон В.Н. Львов объявил свою персону «центром религиозного и общественного движения», провозгласил, что демократия и социализм ничем не отличаются от христианства, и… издал распоряжение следить за архиереями и доносить ему об их настроениях. Шесть архиепископов, и среди них Тихон, выступили с заявлением о несогласии с такой политикой. В отместку Львов сам подобрал новый состав Святейшего синода из толерантных иерархов. Его детище - газета «Московский церковный голос», где заправлял «прославившийся» позже протоиерей А.И. Введенский, стала рупором «обновленцев». Прозванные «обнагленцами», они призывали зачеркнуть прошлое Русской Православной Церкви, снять рясы, проклясть «царизм"…

Устав от безвластия и отвергнув ставленников Львова, 21 июня 1917 года Москва сама избрала себе архиепископа - Тихона.

Состоявшийся вскоре Освященный Церковный Собор более 2 месяцев жарко спорил о возрождении патриаршества. Вот три характерные цитаты этой дискуссии:

Протоиерей Н.В. Цветков: «Мне представляется здание с фасадом и крышею. Крыша - это епископы в Церкви. Кто бы ни продырявил крышу, за ней нашёл бы только небо. Небесного Главу. Зачем нам делать ненужный оплот? К чему эта надстройка над крышей, которая выше епископа?»

Архиепископ Кишинёвский и Хотинский Анастасий: «Церковь становится воинствующей и должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратий. А если так, то для Церкви нужен и вождь…»

Крестьянин Т.К. Гаранин: «История Русской церкви научила наш народ учиться не в коллегиальных учреждениях… И если бы вы вздумали сказать: «Не следует Патриарха», - простой народ был бы страшно опечален».

Одни говорили: Синод, созданный Петром, стал государственным винтиком, а патриархи когда-то могли на равных говорить с государями. Они и были вторыми государями, совестью народа! Теперь нет царя, так пусть у народа будет Патриарх! Им возражали: «противоречит соборности», вспоминали о Никоне, злоупотребившем патриаршей властью, спровоцировавшем раскол, гонения…

Пока соборяне спорили, за окнами всё чаще раздавалась ружейная, а затем и орудийная стрельба - большевики захватывали Первопрестольную. Предстояло заслушать ещё 90 ораторов, но от группы Кубанского казачьего войска выступил граф П.М. Граббе, потребовав прекратить прения и немедленно проголосовать за установление патриаршества. В итоге голосованием были намечены три кандидатуры популярных архиепископов. Когда в древнем Кремле уже сидели комиссары, в храме Христа Спасителя состоялась процедура «Божьего выбора"…

Иеромонах Алексий, отшельник, отвыкший от земного, после молебна вытянул из трёх бумажек ту, на которой было написано имя Тихона… «Но почему он? Архиепископы - Антоний, Арсений - они достойней…» Что же теперь будет?

Если бы Тихон сквозь ладанный дым мог заглянуть в ближайшее будущее, то наверняка бы содрогнулся… Разгон Учредительного собрания, грабежи, аресты, голод, заложники, позорный Брестский мир, «Декрет о свободе совести», тут же прозванный «декретом о свободе от совести», вскрытие мощей…

А на другом конце: пыль по степи - лошади, погоны - Белое движение идёт с Дона освобождать Россию от «совдепии». Горящие глаза, братоубийство, насилие…

В 1917-м, вскоре после революции, в Петрограде был убит большевиками о. Иоанн Кочуров, сподвижник Патриарха Тихона по американскому служению. Патриарх очень тяжело пережил эту первую мученическую смерть. Затем, в конце января 1918 года, был расстрелян в Киеве митрополит Владимир, почётный председатель Собора. В Петрограде начались открытые нападения на Александро-Невскую лавру.

В начале 1918-го в храмах по всей России читается послание Патриарха Тихона с анафематствованием большевиков-безбожников.

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское…» При этом Святейший обращается к своей пастве: «Чадца мои! Пусть слабостью кажется иным эта святая незлобливость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы… но мы умоляем вас… не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина… на путь восхищения мирской силы или мщения…»

К нему приезжают посланцы от Деникина с просьбой благословить белых. Не благословляет: «Большевики - наказание и испытание России. Мечом их не победите - только кровь русскую напрасно прольёте».

На первый советский первомай, прозванный в Москве «иудиной пасхой» (он пришёлся на среду страстной седмицы), когда редкие колонны демонстрантов шли мимо Никольских ворот Кремля, красное полотнище, заслонявшее икону Николая Чудотворца на воротах, вдруг само собой порвалось и из-под него засиял старинный образ. Некоторые красноармейцы снимали шапки и крестились…

9 мая, в день праздника Николая Чудотворца, по требованию народа из всех московских церквей был совершён крестный ход к Никольским воротам. Всего собралось около 400 тысяч человек. Накануне многие его участники причащались и готовились к смерти. ЧК в расклеенных объявлениях обещала «стереть с лица земли» всех, кто будет выступать «с речами и действиями против советской власти». Но вместо речей - пение кающихся, вместо оружия - крестное знамение. Сам Ленин в окружении китайцев-часовых смотрел с кремлёвской стены на запруженную площадь, быстро и деловито записывая что-то в блокнот…

На одном из крестных ходов в Москве Патриарху Тихону исступленно кричат из толпы: «Отец родной, освободи нас! Веди нас на Кремль!» Как может, он утишает страсти: не против «властей земных» брань Церкви, против «духов злобы поднебесной»! Но как быть, если кажется, что уже не люди, а сами эти духи злобы во плоти щурятся ныне на хоругви со стен древнего Кремля? Какой трудный выбор!

Доброжелатели предлагают ему побег за границу - «спасти себя для России, для Церкви». Он отвергнет это с улыбкой: «Моё место здесь». Гораздо труднее отвергнуть назревшее внутри - высказать богоборцам в лицо всё, что он о них думает, пострадать, стать мучеником… А что будет с Церковью, с паствой? Нет, он не может и этого…

Патриарх Тихон чувствует себя стоящим босиком на остром высоком шпиле. Большевики арестовывают и расстреливают распространяющих его послания, яростно рычат на него в газетах, сужают круги, но… не решаются броситься и растерзать. Совет объединённых приходов Москвы организовал из безоружных горожан-добровольцев охрану патриарших покоев на Троицком подворье. В случае ареста ударят в набат, а звон подхватят все «сорок сороков» Москвы, призывая москвичей на всеобщий крестный ход. Комиссары не уверены, что красноармейцы будут стрелять… Только в ноябре 1918 года власти впервые решатся на домашний арест Патриарха, но вскоре освободят под давлением верующих и… из соображений «большой политики»: Советской России требовалась хотя бы видимость законности перед остальным миром.

14 августа 1919 года Совнарком издал постановление об организации вскрытия мощей, а 25 августа 1920-го - о ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Было вскрыто 65 рак с мощами российских святых, в том числе и самых почитаемых - таких, как преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский. Патриарх Тихон не мог оставить без ответа это глумление и написал воззвание, требуя прекратить кощунство.

Тихон отрешённо смотрел на высокие окна древнего собора, где венчались на царство русские цари… В них блёкло светился серый осенний день. Он не мог соперничать с морем огней внутри, но по углам храма два света, смешиваясь, давали причудливые красные блики. Ему вдруг почудились влажные кровавые пятна на стенах, кровавые ручьи на полу… Кровь! Сколько же её вскоре прольётся на Руси!

Страшный голод 1922 года… В губерниях умирают сотнями тысяч. «Почему бы Церкви не отдать свои богатства голодающим, ведь это было бы по-христиански?!» - с дьявольским лукавством вопрошают большевистские газеты. «Церковь готова отдать всё, что не касается непосредственно церковных треб», - пишет Патриарх в ПОМГОЛ. Священники в приходах приготовились добровольно сдать драгоценные оклады икон, подвески, камни, а вместо священных сосудов и крестов паства готова вносить соответствующие суммы деньгами и хлебом. Нет, большевикам нужно другое: после притворного согласия с Патриархом выходит постановление ВЦИК о насильственном изъятии церковных ценностей. Ленин пишет знаменитое закрытое письмо с призывом «надолго проучить эту публику» и «расстрелять как можно больше реакционного духовенства». В это же время большевистское руководство направляет деньги на «раздув мирового пожара» своим подельникам в другие страны, да и про себя не забывает: Оргбюро ЦК РКП в том же 1922-м создаёт специальный золотой фонд для «лечения больных товарищей за границей». Ассигновано 200 000 золотых рублей для отправки номенклатурных семейств: Данилова в Германию с дочерью, Русанова в Швейцарию, жены Артёма (Сергеева) с ребёнком, Боша с дочерью, Стучки с женой… А в это же время из Башкирии официально докладывают: случаев трупоедства 220, людоедства 58, добавляя от себя: «в действительности цифры в десять раз больше"…

Патриарх Тихон призывает паству добровольно жертвовать голодающим, в то же время прямо называя насильственные изъятия святотатством. Верующие начинают сопротивляться. Власть отвечает расстрелами. Множатся новомученики: зверски умерщвлённые митрополиты, епископы, священники, простые прихожане. А советские газеты, захлёбываясь, кричат о нескольких убитых и покалеченных чекистах и красноармейцах как о свидетельстве «зверства верующих». Немало людей (не только большевиков и «сочувствующих», но и часть священников) обвиняют в этих потоках крови Патриарха…

После одной из таких стычек в Шуе большевики инсценируют суд над Церковью. Святейшего вызывают… свидетелем, хотя обвинитель периодически оговаривается - «обвиняемый гражданин Беллавин"…

На следующий день после суда - вновь домашний арест, а через несколько дней блики фар, озабоченные лица чекистов, чёрная машина: Патриарха конвоируют к новому месту заключения - в Донской монастырь. Его чуть ли не каждый день таскают на допросы в ЧК, советские газеты полнятся грозными заголовками: «Тихон кровавый», «Положить конец тихоновщине!» Встревоженный келейник спрашивал Патриарха после очередного допроса: «Ну как там?» - «Уж очень строго допрашивали», - как всегда добродушно отвечал Тихон. «Что же вам будет?» - «Голову обещали срубить».

Воспользовавшись травлей Патриарха, поднимаются наиболее активные и одиозные из «обновленцев» - «Живая Церковь», «живоцерковники», метко прозванные современниками «живцами». Вломившись ночью с сотрудниками ГПУ в келью к арестованному Тихону, главные «живцы"-протоиерей Введенский, священники Красницкий, Белков, Калиновский, псаломщик Стадник потребовали, чтобы тот отошёл от церковной власти и даже снял с себя сан, стал мирянином… Они грозили, настаивали: «Мы будем защищать права Церкви, мы друзья советской власти, а вы - её враг. Дела церковного управления стоят». Отказавшись снять сан, Тихон поручил явившимся передать печать и канцелярию своему заместителю митрополиту Агафангелу Преображенскому и, благословив, выпроводил непрошеных гостей за дверь. Но вместо этого «живцы» заявили, что Патриарх якобы передал им всю полноту церковной власти, образовали Высшее церковное управление (ВЦУ), начали смущать и раскалывать души пастырей и их прихожан. Обновленцы собирались отменить монашеский обет девства и закрыть монастыри, перейти с церковнославянского на русский язык в богослужении, поминать за здравие «благовернейший Совнарком"… На радость и при активной поддержке ГПУ узурпаторы лично составляли списки «реакционного духовенства», не признавшего ВЦУ, - расстрельные списки. Перед тем как передать их чекистам для исполнения, «живцы» посылали своим жертвам «поцелуй Иуды»: своим «решением» они отлучали их от Церкви…

И вот один за другим от своего заточённого архипастыря начали отрекаться и переходить на сторону обновленцев епископы и священники. Одни от испуга, другие, поверив клевете советских газет и журнала «Живая Церковь», третьи - прельстившись выгодной должностью. За год в ведении ВЦУ оказалось две трети православных приходов России!

Все были уверены: Патриарха или расстреляют, или заточат до конца жизни. Тогда Тихон подписал заявление в Верховный суд, которое иные «бескомпромиссные» историки Церкви (особенно за границей) до сих пор ставят ему в вину, называя «истоком сергианства». Составленное явно не им, заявление содержало тот минимум лояльности, которого от него ждали Советы: «…я заявляю Верховному суду, что я отныне советской власти не враг. Я… решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».

К воплям «Убийца!» с одной стороны теперь добавились крики «Соглашатель, отступник!» - с другой… «Пусть погибнет имя моё в истории, только бы Церкви была польза», - отвечает Тихон.

Патриарха выпустили из-под ареста, разрешив ему служить. Он не стал просить власти поддержать его против обновленцев, а просто служил патриаршие службы в Москве и в Ленинграде - где в храме, а где и на паперти, если храм был осквернён «живцами». И потекли священники и епископы, изменившие своему пастырю, в патриаршую келью, принародно каясь… Всего за несколько месяцев краткое торжество «живцов» исчезло «яко дым"…

На время утихли «расстрельные» процессы над священнослужителями, многих выпустили из тюрем. Но, конечно, богоборческая власть не могла просто так оставить Православную Церковь в покое. ГПУ попыталось разыграть для раскола карту «нового стиля». Архиепископу Иллариону, ближайшему сотруднику Патриарха - агент власти вкрадчиво шептал: «Уговорите Патриарха завести новый стиль. Неужели он не может сделать маленькой уступки власти?» В то же время при встрече с другим архиереем этот же агент «возмущался»: «Вы слышали, что Патриарх заводит новый стиль? Для чего это? Неужели вы согласитесь с ним? Отделитесь от Патриарха - вас вся Москва любит и за вами пойдет».

Патриарх Тихон действительно чуть было не согласился перейти в церковной жизни на новый стиль календаря, как хотел Совнарком, но категорически отказался называться «Патриархом всего СССР». На него охотились, как на зверя. Один раз попытались разбить голову дубинкой, в другой - ткнули ножом в бок при выходе из храма. Однажды в Донском монастыре вместо него - по ошибке - выстрелом сквозь входную дверь застрелили его любимого секретаря и келейника Якова Полозова…

В дальнейшем он убедился в том, что предел уступок, которые требовала советская власть, лежал за гранью верности Церкви Христовой. «Не слишком ли я уступил?» - спрашивал он сам себя. А не уступал - фактически всякий раз арестовывали и посылали на смерть кого-либо из его ближайших помощников.

Характерно, что за семь лет своего патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть получается, что он служил примерно каждые два-три дня…

Очень характерно свидетельство конвоиров, которые стерегли его во время домашнего ареста. «Всем хорош старик, - говорили они, - только вот молится долго по ночам. Не задремлешь с ним».

25 марта 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, уставший от непомерного груза, Патриарх Тихон тихо почил на б0-м году жизни. Перед смертью он сказал, вздохнув: «Скоро наступит ночь, темная и длинная».

…"МНО-О-О-ГАЯ Л-Е-Е-ТА!» - звучал под сводами, завершая чин интронизации, бас архидиакона. Пора! Тихон вздохнул и шагнул к белому патриаршему клобуку, который уже держали на весу митрополиты. Наклонил голову - клобук пришёлся впору.

Вместо послесловия.

28 сентября 1991 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Патриарха Тихона к лику святых. 9 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона.
Святителю Тихоне, моли Бога о нас!


«Не погрешит тот от истины, иже называет всякую православную церковь Святый Сион или Новый Иерусалим».

Из «Возражения...» Святейшего Патриарха Никона.


Приходя помолиться в наш небольшой храм, скрытый в тихом московском переулке, часто ли мы думаем о его небесном продолжении, о Граде Божием, насельниками которого мы по милости Божией надеемся стать, соединившись в лике Церкви Торжествующей с теми, кто здесь подвизался, строил, благоукрашал?! Обращаемся ли мы с молитвой к тем гражданам Иерусалима Небесного, которые невидимо предстоят с нами, славя Бога?! Неприметный храм оказывается пространнее небес: во-первых, по первоначальному посвящению престолов: здесь под одной крышей соединены Преподобный Сергий - игумен земли Русской, ставший образцом русского типа святости, благодати тезоименитый Иоанн Креститель и скоропомощник и чудотворец Святитель Николай; во-вторых, по нынешнему посвящению приделов: Преподобному Серафиму и Всем Святым, в земле Российской просиявшим, храм стал трегубо русским; и, конечно, в буквальном и переносном смысле в самой сердцевине духовной жизни нашего храма стоит Крест - Кийский Крест Патриарха Никона, в котором почивают мощи святых I - XVII веков числом до трехсот. С рассказа о Кийском Кресте и Крестном монастыре начинается эта книга.

Благочестивому читателю предлагается подлинное слово Патриарха Никона об истории появления Кийского Креста и о Честном и Животворящем Кресте Господнем. Попробуйте вчитаться в текст XVII века - это язык Священного Писания, язык богослужения. Медленное чтение такого текста как бы восхищает душу из повседневной круговерти и приуготовляет к созерцанию вещей Божественных. Почувствовать, насколько тесно соединено земное и Небесное в сознании людей XVII века (и насколько мы утеряли способность, стоя на земле, иметь сердце горе), можно, познакомившись с жизнеописанием Патриарха Никона - дерзновенного странника к Иерусалиму Небесному, мужественно претерпевшего клевету и ненависть сынов века сего. В последней части книги собраны исторические сведения о нашем храме и о тех, кто в нем служил.

Сказание о Святом кресте, что в заливе Белого моря, на Кий-острове, в Крестном монастыре.

Кипарисовый Крест-мощевик, находящийся в настоящее время в нашем храме Преподобного Сергия Радонежского , был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий, устроенного Святейшим Патриархом Никоном. По преданию, начало было положено поименованием самого острова. Когда в 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» Никон принесен был бурею к сему острову спасения, он, вступив на гранитную твердь, спросил: «Кий сей остров?» Поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо все камень голой», он и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». Благодаря Бога за спасение, Никон поставил на острове поклонный Крест, о котором так упоминается в монастырских описаниях: на юго-восточной стороне монастыря, на пристани подле моря, - часовня с Крестом. На Кресте - изображение Распятого, писанное самим Никоном в 1643 году, когда он был игуменом в Кожеезерском монастыре. До нашествия англичан в 1854 году по сторонам Креста находились писанные на холсте образа с предстоящими Божией Материю и Иоанном Богословом. Образ Божией Матери по отшествии англичан найден был поврежденным холодным оружием и перенесен в церковь, а икону Иоанна Богослова англичане увезли с собой.

В 1652 году Никон, будучи митрополитом Новгородским, по Царскому указу послан был «по мощи Чудотворца Филиппа Митрополита в Соловецкой монастырь, и, с чудотворными мощами «возвращавшемуся», благоволи Бог ему, Великому Государю, «к Кию-острову», пристать, и тот Честный Крест, который прежде он на том месте водрузил, силою Распятаго, на нем стоит в целости. ...А силою того Животворящего Креста мнози, веру держа к нему, от морскаго потопления спасаются. А как с мощми Чудотворца Филиппа стоял, и обещался на том месте поставить церковь и монастырек соградить». О сем Никон в 1656 году, став уже Патриархом, бил челом Царю Алексею Михайловичу.

«Упование и надежду всю имуще мы на Господа нашего Иисуса Христа, изволихом во славу святаго имене Его создати от основания монастырь во имя Честнаго и Животворящаго Его Креста на Кии острове, иже есть на мори пред Онежским устьем, и церковь создати, и братию совокупити, и именовати той святый монастырь Гречески Ставрос, еже есть Словенски Крест, вины ради сицевы.

В мимошедшем 1639-м году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерскаго и во время то от великаго морскаго волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест. И от того убо времене и до сего дне Божественное мание Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго правыя сердцем, присно сердце наше в любовь Честнаго Животворящаго Его Креста разгревая, и помышления наша к созиданию онаго монастыря возбуждая, сотвори нас непрестанно во уме имети святая Божественнаго Креста действия; но время не бе, еже начата сие добре созидание; зане промысл Божий онаго монастыря к созиданию избра время сие от воплощения Единороднаго Сына Божия 1656 лето, в немже сице в любовь Господа нашего Иисуса Христа и к Животворящему Его Кресту верою сердце наше распалися, яко не мощи нам, еже не начати онаго монастыря Креста созидание; все упование наше возвергше на распятоаго на Кресте Иисуса Христа, яко Той крайним Своим человеколюбием оный четверочастнаго Своего Креста монастырь не точию всеми потребными исполнит, но и на всех четырех вселенныя кон-цех именита его сотворит.

И таковою твердою надеждею укрепльшеся, послахом Честный Животворящий Крест на той Кий остров, и повелехом его тамо водрузити в первое того монастыря незыблемое основание, и всем живущим окрест его всякаго чина и возраста православным Христианом на вечное благословение и всех благих на приумножение. Есть же той Честный Животворящий Крест, егоже мы ныне на Кий остров послахом, привезен от Палестины, сотворен от честнаго древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающаго к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение прийти, да не менее тому силою Святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».

В 13-й день июня 1656 года дана ему была царская грамота о построении монастыря «во имя Честнаго и Животворящаго Креста и святаго Чудотворца Филиппа Митрополита, и жити ту иноком, вземши крест свой на рамо, и последовати распятому на Кресте Иисусу Христу».

К этому времени из Палестины привезены были по просьбе Патриарха Никона два Креста «из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобны мерою Кресту Христову»: один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой - для Крестного монастыря. Последний сам Святейший Патриарх «обложил сребром и златом и драгоценным камением, и бисером украсил. И положил в нем святых мощей даже до трию сту; понеже иныя мощи сокровенны в том Честном Кресте и утверждены без надписания под честными резными кипарисными кресты и под звездами и под плащаницами кругловидными. Такожде и святыя иконы чудным художеством написав, при том Честном Кресте, отпустил купно в Крестный монастырь с подобающей честью и с благолепным соборным препровождением».

Патриарх Никон с Освященным Собором провожал его за Сретенские врата до места, нарицаемого Филиппов Крест, где Тишайший встречал пять лет назад мощи Святителя Филиппа, где цари слазили для переодевания, возвращаясь от Троицы-Сергия, и где сам Преподобный Сергий, по преданию, имел обыкновение отдыхать. От царской слазки Патриарх с Собором воротился в соборную церковь и сотворил молебное пение, а Крест под охраною роты драгун с офицерами и военных орудий (до 108-и больших и малых пушек чугунных) с бердышами и барабанами последовал к Белому морю. На всем пуги его при остановках на ночлег изготовлялись из дерева копии сего Креста и освящались «на благословение». Один такой Крест-копия, на котором звезды, иконочки с надписанием святых мощей и даже два привешенных к Кресту ковчега изображены золотистой краской, находится в настоящее время (1997 г.) в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря (1770 г.) в городе Онеге.

Оставив Патриарший престол в Москве, Никон все силы свои прилагал к обустройству своих монастырей: все в них делалось по его, Патриарха, усмотрению и распоряжению. В 1660 году он отправляется на Кий-остров. Отсутствие источника питьевой воды на острове делало его малопригодным для жизни иноков. Поэтому, в первую очередь, Никон, много помолившись, чтобы Господь указал ему место, «ископал колодец великий из камня дикого и на том колодце построил церковь каменную во имя Происхождения Честнаго Креста Господня».

На алтарной апсиде этого первого каменного храма в Крестном монастыре было установлено два белокаменных Креста: с внутренней стороны, над самым колодцем, - во славу Силы Божией, явившей воду из гранитной скалы, и с наружной стороны - с надписью: «Ставропигий освящен во имя святаго Его Происхождения и во освящение целебнаго дара приснотекущих вод сих в честной обители Святаго и Животворящаго Креста Господня в царствование Благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по благословению Пресвятейшаго Великаго Господина Никона Патриарха в лето 7168, от воплощения Слова Божия 1660 года, августа в 1-й день». В одной связи с папертью этого храма находилась келья Патриарха Никона, в которой он жил во время строительства каменного холодного Кресто-Воздвиженского собора. Сия церковь построена иждивением Святейшего Патриарха Никона и освящена им самим 2 сентября 1661 года. Храм поставлен на гранитной скале, и стены его сложены из глыб того же гранита, кирпич употреблялся только для связки камней и для выкладывания сводов. Престол в алтаре каменный, устроенный на самой скале, по образу храма Гроба господня. Храм пятиглавый, «у большой и двух восточных глав шеи каменные, а у двух западных деревянные беленые. Олтарь оной церкви построен в три полукружия, на среднем из оных фронтон в виде треугольника, крашен суриком и белилами, в нем деисус на трех деках. В куполе с наружной стороны три фронтона треугольных, в них три образа: южный изображает шествие Христово на Голгофу со Крестом, восточный - Распятие Христово с предстоящими, и северный - Воскресение Христово». На хорах при архимандрите Лаврентии устроено два придела: с юго-западной стороны придел Архистратига Михаила (освящен 25 июля 1708 г.), а с северозападной - Святителя Филиппа (освящен 27 августа 1710 г.) - вместо обветшавших деревянных надвратных храмов, устроенных при Патриархе Никоне. Иконостас пятиярусный, иконы присланы из Москвы Патриархом Никоном.

Крест поставлен был на месте храмового образа, «подле образа Спасителева», слева от Царских врат. Крест, «сотворенный от честнаго древа кипариса, осмиконечный, мерою в длину 4 аршина с четвертью, пречестное древо 3 аршина без трех верхов, верхнее древо аршин без верха, подножие аршин, ширина пять верхов, толщина два верха, обложен сребряным чеканеным золоченым окладом. В средине того Честнаго Креста утвержден Ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть млека Пресвятыя Богородицы, часть крове Иоанна Предтечи, часть крове Апостола Павла и часть самого Древа Креста Господня. Над тем Ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего Ковчег и Херувим весом три фунта. В том же Кресте шесть крестов кипарисных небольших, (привезенных с Афона в середине XVII века), в которых вырезаны дванадесять праздников. В привес Крест сребряной небольшой, на нем вырезан образ Распятия Господня. В том же Кресте повыше подножия вторый Ковчег сребряной золоченой, в нем часть самого же Древа Креста Господня весом 65 золотников, к которой и ныне прикладываются богомольцы. ...Пред Крестом лампада вверху, небольшой величины, сребропозлащенная... При оном Кресте (писанные на досках) образа. Первый, по правую сторону, образ святаго Равноапостольнаго Царя Константина, на нем венец с короной и цатою, по левую сторону - святая Равноапостольная Царица Елена. Внизу тех образов: по правую сторону Креста в молении Царь Алексей Михайлович и (коленопреклоненный) Святейший Патриарх Никон, а по левую - Царица Мария Ильинична».

Первоначально Крест стоял на каменном основании в деревянном кивоте. «Около Креста и образов Киоть столярная, а столбцы и корона резные позолоченные. В короне образ Спасителя, а над столбцами по обеим сторонам два образа Богоматери с Предвечным Младенцем». (Возможно, кивот был устроен подобно доныне сохранившемуся кивоту Креста в Голгофском приделе Ново-Иерусалимского монастыря.) «Пред Крестом завеса белого ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины».

В 1843 году сооружен из розового мрамора кивот с аркою на полукруглой темно-синего мрамора подставке, тщанием архиепископа Игнатия (Семенова) Олонецкого, а потом Донского, и более на его собственное иждивение, за 5 000 руб. «Вверху полукружия изображение Евангелия белого цвета и по бокам в равном от него расстоянии два круга темно-синего цвета».

Представить себе, как выглядел Крест в иконостасе в XVII веке, можно по парсуне «Поклонение Кресту», писанной в 1667 году Иваном Салтановым. Первое известное изображение Кийского Креста с предстоящими было написано в 1658 году для Ново-Иерусалимского монастыря (оно погибло во время войны 1941 - 1945 годов; в настоящее время известно девять списков XVIII века, хранящихся в музеях России). Очевидно, что писался сей образ по замыслу и благословению самого Святейшего Патриарха Никона. Выбранные им тексты надписей на иконе, взятые из службы Происхождения Честных Древ, открывают словесно спасительную тайну Креста. В левом картуше - расширенный светилен - похвала Кресту:

«Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, во бранех победа; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава; Крест, христиан упование; Крест, заблуждшим наставник; Крест, труждающимся помощь; Крест, недужным врач; Крест, мертвых воскресение; Крест, бесом язва». В правом картуше - 2-я стихира на «Господи, воззвах...» о явлении Креста в конце времен:

«Да радуется тварь и играет: днесь бо облиста Крест в концех с Небесе, земная просвещая, и совокуплены показа расточенныя. Днесь ликуют с лики Ангельскими че-ловецы: ибо бранящее средоградие Крестом разорено, во едино вся яве совокупи. Тем предсия паче солнца, всю тварь просвещает благодатию, и уясняет и спасает верно того чтущия». Пока не удалось установить источники славословий Кресту Христову на свитках Царя Константина:

«О Пречестпый Христов Кресте, аз, на небеси видев тя, в веру Христову преложихся. Злондравный враг твой Максентий, во Христа, Сына Божия, не веруя, тобою победится. Аз, видев тя, в воде крещением просветихся. Злондравный же Максентий Неверова...»; Царицы Елены:

«О Пречестный Христов Кресте, обратило сына моего Константина, аз светом тя Небесным познала и от недр земных советом сына моего Константина своима рукама подъяла во славу святую твою...» - и Царя Алексея Михайловича:

«О Пречестный Кресте, ты Божественная победа, ты соделование нашего спасения, ты верным одоление...» В свитке у Марии Ильиничны - тропарь Песни 1-й Канона из службы Происхождения Честных Древ:

«Кресту, верных спасению, покланяюся, и тепле облобызаю, и, объемля, вопию: Древо Всеблаженное Христово, душу мою и ум просвети, молюся». В свитке у Патриарха Никона тропарь из Песни 7-й Канона:

«Яко одушевленну, тебе, припадая, взываю, Кресте мой Пресвятый, ты ми просвети душу, и ум, и слух, и устне, и язык, и дыхание, и очи к путем Царства Христова». Святейший Патриарх Никон образно возводит словесное стадо свое к ведению плодов вольной Жертвы Христовой. Кийский Крест сияет звездами - житиями святых, приявших иго благое Креста Христова на рамена своя и унаследовавших Царство. «Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так крест христиан есть ключ Царствия для каждого сына Царствия». Видимо есть также, что святые мощи, водруженные на Кресте, являют и образ Церкви - тела Христова, распинаемого за грехи своих мучителей. Это образ Божественной любви, о которой Патриарх Никон писал Царю: «Любовь подобна есть солнечному просвещению, во вся концы земли достигающу; воистину, не погреша изреку: любви начало и бытие и конец - Христово пришествие». Через три века митрополит Филарет добавит: «Вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых. Что там? - Ничего, кроме святыя и блаженныя любви Отца и Сына и Святаго Духа к грешному и окаянному роду человеческому. Любовь Отца - распинающая. Любовь Сына - распинаемая. Любовь Духа - торжествующая силою крестною». Сей же Кийский Крест представляет очам телесным в целости Древо Крестное, ныне раздробленное на множество частиц и покрывающее всю поднебесную; очам же духовным - Крест, который первый явится как знамение Сына Человеческаго на небеси со всем воинством Ангельским, озаряя всю землю от концев и до концев ея паче светлости солнечной и возвещая пришествие Владыки Христа. Дерзайте, дщери Иерусалима Нового, души христианские: Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем. Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его... Промыслом Божиим дивная святыня - Кийский Крест поставлен был не в столице, а на маленьком островке в Онежской губе Белого моря. Своим местоположением Крестный монастырь, как образ Престола Божия, Града святых посреди воды, порождает прямые ассоциации с Откровением Иоанна Богослова: ...Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу... И далее: И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его... стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!.

Совершив все потребное, Патриарх Никон в 1661 году возвращается в Воскресенский монастырь, который устраивается одновременно как образ Палестинских святынь, размещенных на Подмосковной земле, и как образ Небесного града Иерусалима Нового. Как и при создании Кийского Креста, Никон стремится возможно точнее воссоздать земную Святыню, предполагая, что в ней должны присутствовать черты Небесного первообраза, и в то же время он свободно дополняет земной образ, раскрывая смысловое подобие первообразу. В Голгофском приделе церкви Воскресения Христова поставлен был Крест из кипариса с резным распятием, во всем сходный с Кийским, но без мощей.

Святейший Патриарх Никон почитал устроение храмов, включая и пожертвования на храмы, одним из главных дел спасения: «Помысли, яко даже до пришествия Христова ты мзду имети будеши, поста-нивый жертвенник Божий. Рцы бо ми, аще бо тебе Царь повелел со-здати дом, да тамо витает, не бы ли вся сотворил еси? Ныне же Царствие есть Христово церкве созидание; да не убо на иждивение взи-раеши, но плод помышляй». В Крестном монастыре основатель его всегда был любим и почитаем: в обители каждую пятницу перед литургией совершалась панихида по Патриархе Никоне как ктиторе сей обители.

Кийский Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 году. Только в 1854 году он вывозился из монастыря ввиду нашествия англичан, при этом были утеряны некоторые мощи. В 1923 - 1930 годы Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, о чем сохранилась заметка в газете «Карело-Мурманский край» (1927. № 7. С. 9). В заметке указывается, что Крест был украшен листовым позолоченным окладом, позднее утраченным. Затем Крест был перевезен в Москву и хранился в запасниках Исторического музея. В августе 1991 года Крест был передан в храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Божественным смотрением вторичное освящение главного придела было совершено 30 августа 1991 года, в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его блаженного упокоения.

В 1996 - 1997 годы наши прихожане совершили паломничество на Кий-остров. К сожалению, с 1923 года монастырь закрыт, а в его строениях размещается дом отдыха. Лучше всего сохранились надкладезная церковь Происхождения Честных Древ и Кресто-Воздвиженскии собор, то есть храмы, построенные при участии самого Патриарха Никона. Деревянный пол в соборе остался с монастырских времен, по заплатке из тонких досок можно определить, где находился престол. В 10 - 15 см под полом - гранитная скала. Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилось. Удалось найти только части разбитого мраморного кивота Креста: треть верхней арки, куски колонн из розового мрамора и части трех полукруглых ступеней основания из черного (темно-синего) мрамора. Половина одной из ступенек (четверть эллипса с полуосями, равными 162 и 133 см) была одной из каменных плит, которыми вымощена тропа с южной стороны Кресто-Воздвиженского собора. Внимание привлекла полированная поверхность плиты, а когда сняли дерн, полностью открылась ступенька с профилированной обработкой боковой поверхности. Вторая ступенька выглядывала из-под груды битого кирпича и мусора. Там же были обнаружены и другие остатки кивота. Чудом было обретение этих камней - свидетелей былого величия обители. Но радость сменилась грустью. Искали мы остатки кивота в надежде, что по фрагментам можно будет его восстановить. Однако грандиозность кивота гармонично сочетается лишь с гороподобной мощью Кресто-Воздвиженского собора, восстанавливать кивот имеет смысл на прежнем месте, в иконостасе. А это возможно, только если на острове возобновится монашеская жизнь. В современных условиях монастырю без подсобного хозяйства (мало воды и нет земли) и без притока богомольцев выжить трудно. Да и в 1907 году в монастыре было 8 человек братии вместо бывших при Патриархе Никоне 80 человек и вдобавок 200 трудников и вотчины на материке. Настоятельствовал тогда игумен Зосима, который сам красил главки собора. Впечатления от острова и в те, и в нынешние времена вполне выразил один из монахов в 1907 году: «Да, заяц с лисицей у нас водятся, а богомольцев весьма скудно... Вы бы у нас погостили, у нас тебе и дух сосновый, и купание в рассоле (морской воде), а в палисаднике перед кельями малина приспевает. Ха-арашо!»

В нашем небольшом храме для Креста определилось единственное место, где он встал так, как был поставлен Патриархом Никоном, - на солее перед иконостасом придела Всех Святых, в земле Российской просиявших. В трудные для России времена Крест вернулся из далекого Беломорья в стольный град как «залог любви Божией, жезл Отчий, не столько наказующий и сокрушающий, сколько пасущий и утешающий».

Слово Крестное спасаемым сила Божия есть.


Подворье Патриарха Московского и всея Руси. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, 2007.

Богослужение: будничное вечернее - вторник, 18 ч., вечерня с акафистом Честному и Животворящему Кресту; будничное утреннее - среда, 8 ч., утреня, литургия; воскресное и праздничное - 17 ч., всенощное бдение;

9 ч. литургия.

Адрес: 103051, Москва, Крапивенский пер., д. 4.

Проезд: метро «Чеховская», «Пушкинская», трол. 15, 31 до ост. «Трубная площадь».

Кийский Крест Патриарха Никона в храме преподобного Сергия в Крапивниках

Крест был изготовлен по заказу «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Размеры Креста составляют 310 на 192 сантиметров. Освящение Креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на Кресте, в нижней его части, была сделана соответствующая надпись на позолоченной табличке.

В Крест помещено несколько сот частиц мощей святых и 16 камней — святынь с мест библейских событий. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. Многие из редких реликвий Креста были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля.

Дни празднования:

  • пятничные дни всего года, кроме пятницы Светлой седмицы, — воспоминание Крестных Страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • 3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная, и следующая за ним седмица («неделей» в богослужебной практике называется воскресный день, а неделя в современном понимании называется «седмица») ;
  • 14 августа (1 августа по старому стилю) — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;
  • 27 сентября (14 сентября по старому стилю) — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Молитва Святейшего Патриарха Никона, чтомая пред Кийским Крестом

О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа. Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.

О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.

Сначала подумал, что кто-то весело пошутил, отфотошопил или как там это называется, если речь идет о видео, но вскоре оказалось - таки да, крест складывается. Интернет уже провел аналогию с акцией Femen, ведь в чем их вина, если подобные акции каждый божий день проводятся прямо на голове у Патриарха.

Кроме того, что выглядит это комично, совершенно непонятен смысл. Каюсь, никогда не ездил в бронированных автомобилях такого класса - неужели внутри мало места? Или (что символично) места хватает на все, кроме креста? Почему бы не купить другой автомобиль или даже микроавтобус? В "Газели" или "Богдане" крыша повыше будет. А так получается, что ради возможности ездить в роскошной повозке Патриарх публично проявляет неуважение к главнейшему символу христианства.

Нет ли здесь кощунства, богохульства и хулиганства? Человек, свергающий крест на голове Патриарха, озирается как преступник, прекрасно понимающий, что ему грозит наказание в виде 2 лет общего режима.


На складной крест обратили внимание поляки:
http://www.youtube.com/watch?v=ARzGR2yFsQM&feature=player_embedded

Патриарх Сербский Павел предпочитал пешие прогулки, общественный транспорт и недорогие микроавтобусы. Да и усыпанных бриллиантами крестов не носил, судя по всему.

Патриарх Кирилл запретил священнослужителям иметь дорогие жезлы и велел им купить деревянные посохи - по его мнению, у них должны быть простые жезлы без ювелирных украшений. Medialeaks решил узнать, сколько стоят премиальные товары для священнослужителей.

22 сентября патриарх Кирилл запретил наместникам и настоятелям монастырей обладать дорогими жезлами. Такое заявление он сделал на Собрании игуменов и игумений в Москве в честь тысячелетия русского присутствия на Святой горе Афон, передаёт ТАСС.

Каждому игумену выдаётся жезл как символ духовной власти. Я был инициатором того, чтобы игумены и игуменьи получили жезлы, но мне в голову не пришло даже, что игумены и игуменьи наши эти жезлы превратят в патриаршие жезлы: богато украсят, крест поставят. Я не благословляю такие жезлы.

Патриарх велел им купить себе простые деревянные посохи.

У вас должен быть простой игуменский жезл без всяких украшений, без всяких ювелирных побрякушек и без креста - это символ архиерейского служения. Поэтому когда вы приедете сейчас к себе домой, первое, что вы сделаете, это закажете себе простые деревянные посохи.

Тема богатства священнослужителей не впервые поднимается в обществе. В конце августа религиозный деятель Андрей Кураев опубликовал пост «Как же дорого пасти вас, овцы!». В нём он выложил скриншоты из интернет-магазина для священнослужителей и раскритиковал цены на некоторые товары. К примеру, посох архиерейский стоит больше 1,5 миллионов рублей.

После публикации поста Кураева магазин скрыл цены - теперь они доступны по телефону.

Сегодня политик Алексей Навальный обратил внимание на магазин «Правжизнь ».

На сайте «Правжизни» говорится, что это «первая сеть православных магазинов под собственным брендом». Всего в магазине более 85 тысяч товаров - по уверениям на сайте, это самый большой выбор в православном интернете.

Выбор действительно впечатляет: на сайте, к примеру, 3 тысячи крестиков. Самый дешёвый обойдётся в 80 рублей, а самый дорогой - почти в 2 миллиона. В описании товара говорится, что это роскошная подвеска, изготовленная производителем с безупречной репутацией.

Роскошная подвеска для людей с хорошим вкусом. Изделие изготовлено производителем с безупречной репутацией – фабрикой «Алмазхолдинг». Украшение произведено из золота 750 пробы. Это драгоценный металл класса «люкс»: в сплаве содержится 75% золота. Подвеска украшена бриллиантами – обработанными алмазами. Благодаря обработке бриллианты получают максимально сильный блеск.

Крест нательный из раухтопаза стоит почти 650 тысяч.

Премиальные чётки, изготовленные из золота 585 пробы и украшенные жадеитом, выйдут покупателю в 582 тысячи рублей.

Самый дешёвый посох в магазине стоит около 9 тысяч рублей, за эти деньги покупатель получит трость с металлическим позолоченным оглавием. Самый дорогой посох обойдётся покупателю почти в 1,1 миллиона рублей.

Другая не менее стильная серебряная трость стоит около 615 тысяч рублей.

На сайте также представлены облачения священнослужителей. Самые дешёвые из них стоят несколько тысяч рублей, самые дорогие - до 180 тысяч. К примеру, облачение иерейское «Пасхальное» стоит 178 тысяч рублей.

Помимо специальных товаров для православных, магазин торгует и множеством другой продукции: от флешек и полотенец до зажимов для галстука и значков депутата областной думы.


Несмотря на то что патриарх часто говорит о греховности погони за деньгами, стяжательства и материальных излишеств, в последние несколько лет священнослужителя окружают скандалы с его имуществом. Medialeaks публиковал - яхта, дворец, квартира, часы, автомобили. В июне пользователи социальных сетей роскошную обстановку его кабинета.