Атомные глубоководные станции проект 1910 шифр кашалот. Атомные глубоководные станции (АГС). Приобрести диплом в России очень легко

Подлодки проекта 1910 являются первым поколением атомных научно-исследовательских станций малого водоизмещения для длительных работ различного назначения на больших глубинах Мирового океана.

Задача создания научно-исследовательских субмарин с атомными энергетическими установками была поставлена перед отечественной промышленностью более 40 лет назад постановлением правительства СССР 1965 года. Глубоководные научно-исследовательские субмарины эффективны при освоении Мирового океана в интересах экономики и науки: они обеспечивают изучение континентального шельфа, поиск и подъем затонувших объектов и проведение научных исследований. По задумкам конструкторов, субмарина могла длительное время, ограниченное только физиологическими способностями человека, работать у грунта на любых глубинах — независимо от ледовой обстановки и погодных условий.

Проектирование атомной глубоководной станции началось в 1966 году в стенах ЦКБ «Рубин», затем все работы на стадии технического проектирования АГС проекта 1910 «Яуза» передали в ЦКБ «Волна», которое позднее вошло в «Малахит», где была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова.

Постройка первой атомной глубоководной станции АС-13 началась в 1977 году на Ленинградском адмиралтейском объединении. Строительство велось в условиях высокой секретности. В 1986 году АГС была передана в опытную эксплуатацию флоту. Строительство серии из трех лодок завершилось 16 декабря 1994 года передачей ВМФ третьей лодки. Все АГС проекта 1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. По непроверенным данным, две из них проходят ремонт в Северодвинске.

Конструкция:

Двухкорпусная субмарина. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава. Субмарины оснащены робототехническими, манипуляторными и другими комплексами. Они используются не только для разведывательных и научных целей, но и в качестве средства доставки боевых пловцов. Во время катастрофы к работам по поиску и спасению привлекалась одна из станций этого проекта.

Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л. с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ обслуживается только в условиях базы — в доке.

Тактико-технические характеристики:

  • Экипаж — 8−12 человек,
  • Длина — 69 м,
  • Ширина — 7 м,
  • Осадка — 5,2 м,
  • Водоизмещение надводное — 1390 т,
  • Водоизмещение подводное — 2000 т,
  • Скорость надводная — 10 уз.,
  • Скорость подводная максимальная — нет данных,
  • Глубина погружения — 700 м (по западным данным, в большинстве источников указано — до 1000 м),
  • Вооружение — отсутствует.

Список построенных АГС проекта 1910 «Яуза»:

  1. АС-13
  2. АС-15
  3. АС-33

Следует отметить, что отбор моряков для допуска к службе на новой АГС был строг — в соответствии с приказом Главкома ВМФ СССР для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов был сформирован и отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, состоять в КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты.

Формирование отряда гидронавтов было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979-м для обучения были набраны первый и второй экипажи АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910. В том же году для базового обслуживания АГС и эксплуатации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 году первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса «Селигер».

В некоторых интернет-СМИ встречается также наименование шифра проекта «Кайман» — вероятно, ошибочное. Иногда проект АГС именуется в источниках как «Нельма», что также ошибочно. Наименование проекта — «Яуза» — приводится в справочнике «Краткая история ОАО «СПМБМ «Малахит» . Все данные и графические материалы основаны на опубликованных источниках.

Статья подготовлена по материалам сайта militaryrussia.ru и издания «Уникальные боевые и глубоководные аппараты России 20-начала 21 века (Краткая история ОАО «СПМБМ «Малахит»» ).

В ПРОЕКТ 1910, СПЕЦИАЛЬНЫЕ АПЛ КЛАССА "КАШАЛОТ".

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструктором бюро Малахит. Создание первой ПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВИФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.


АС-33 в Оленьей Губе.


Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.

Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.

Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.


Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.


На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
- эхолот,
- телевизионная наблюдательная система,
- ГАС бокового обзора,
- магнитометр
- спутниковая система навигации,
- высокочастотный профилограф,
- фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
- роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
- система отбора проб воды,
- барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».

Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в регионах падения самолетов НАТО.


ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ:: ПРОЕКТ 1910 "КАШАЛОТ"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общие характеристики
Название проект 1910 "Кашалот"
Код НАТО "Uniform"
Разработчик СКБ-143 (КБ морского машиностроения "Малахит")
Изготовитель "СевМашПредприятие" (г. Северодвинск)
Количество лодок в серии 3
Экипаж, чел. 36 (все офицеры)
Автономность 90 суток
Архитектура однокорпусная
Материал корпуса n/a
Запас плавучести n/a
Массо-габаритные характеристики
Водоизмещение надводное, т 1390
Водоизмещение подводное, т 2000
Длина, м 69
Ширина, м 7
Средняя осадка, м 5.2
Двигатель и динамические характеристики
Максимальная надводная скорость, узлов 10
Максимальная подводная скорость, узлов 28 (30?)
Глубина погружения, м 1000

ОПИСАНИЕ

Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта 1910 (шифр «Кашалот»). Проект был разработан в СКБ-143 "Малахит" под руководством Е.С. Корсукова. Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов.

«Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ) АС-13 была заложена в Ленинграде (ЛАО) 20 октября 1977 г., спущена на воду 25 ноября 1982 г. и 31 декабря 1986 г. вошла в состав Северного флота. 23 февраля 1983 г. там же был заложен второй однотипный корабль - АС-15. Он был спущен на воду 29 апреля 1988 г. и вступил в строй 30 декабря 1991 г. На Западе АПЛ проекта 1910 известны под обозначением Uniform.

АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10.000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта.

ЛОДКИ, ПОСТРОЕННЫЕ ПО ПРОЕКТУ

Название Зав. номер Заложена Спущена
на воду Сдана ВМФ Состояние
"АДМИРАЛТЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - 3 ЕДИНИЦЫ
АС-13 01401 20.10.1977 25.11.1982 31.12.1986 Северный флот. В строю. Возможно, списана.
АС-14 01402 23.02.1983 29.04.1988 30.12.1991 Северный флот. В строю.
АС-15 01403 28.11.1988 23.11.1993 16.12.1994 Северный флот. В строю.

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструкторском бюро Малахит. Создание первой АПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВМФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.


АС-33 в Оленьей Губе.


Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.

Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.

Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.


Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.


На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
- эхолот,
- телевизионная наблюдательная система,
- ГАС бокового обзора,
- магнитометр
- спутниковая система навигации,
- высокочастотный профилограф,
- фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
- роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
- система отбора проб воды,
- барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».

Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в районах падения самолетов НАТО и в местах прокладки западных транокеанских кабелей.


ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.

пр.940 "Ленок" - INDIA
Большая спасательная дизель-электрическая подводная лодка ("БС"). НИОКР начаты ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") в 1964-1968 г.г. в ходе проработки технических решений спасательной подводной лодки. Решение СМ СССР о проектировании и строительстве принято 20 сентября 1967 г. Проектирование велось с использованием опыта испытаний и опытной эксплуатации спасательной ПЛ пр.666 . Технический проект ПЛ "Ленок" разработан в 1969 г. (без эскизного проекта, главный конструктор Б,А,Леонтьев). Рабочие чертежи ПЛ пр.940 готовы к 1972 г. и начаты работы по подготовке строительства ПЛ на заводе "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ БС-486 (заводской №194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской №195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г. Головная ПЛ передана в опытную эксплуатацию (1976-1978 г.г.) в ВМФ 9 февраля 1976 г. на Тихоокеанский флот (вторая ПЛ БС-257 перешла на Северный флот).

Спасательная ПЛ пр.940 "Ленок" INDIA со спасательными аппаратами пр.1855 "Приз". Вероятно это БС-486, рядом ПЛ пр.641Б TANGO , 1998 г.
Назначение ПЛ:
- поиск аварийной ПЛ на глубинах до 240 м самостоятельно и на глубинах до 500 м с помощью двух носимых ПЛ самоходных спасательных снарядов (СПС) пр.1837.
- определение состояния аварийной ПЛ с помощью водолазов на глубинах до 200 м.
- спасение экипажа аварийной ПЛ "сухим" способом с помощью СПС на глубинах до 500 м и "мокрым" способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м.
- поиск затонувших образцов вооружений и военной техники на глубинах до 500 м с помощью СПС.
- обозначение места аварийной ПЛ с помощью специальных сигнальных патронов и излучателей шума аврийной сигнализации МГС-29.
- установление связи с аварийной ПЛ и поддержание её жизнедеятельности.
- проведение подводных работ водолазов методом длительного пребывания на глубинах до 300 м.
- буксировка аварийной ПЛ в надводном положении.
- проведение десантно-высадочных специальных операций с использованием соответствующих плавательных средств вместо СПС.

Конструкция ПЛ двухкорпусная. Верхняя часть легкого корпуса за ограждением рубки приподнята для обеспечения крепления СПС (выдерживает шторм до 8 баллов). Передние горизонтальные рули установлены на рубке ПЛ. Носовой бульб характерный для надводных судов с размещенной в нём ГАС.

Двигатели :
2 х дизеля 1Д43 мощностью по 4000 л.с. с системой РДП
1 х дизель-генератор 2Д42 мощностью 1750 л.с.
2 х главных гребных электродвигателя ПГ141 мощностью по 3550 л.с.
2 х электродвигателя экономического хода ПГ140 мощностью по 190 л.с.
2 х электродвигателя ПГ103К мощностью по 50 л.с. при 165-420 об/мин лагового перемещения (обеспечивают маневрирование вблизи затонувшей ПЛ) - расположены в носовой и кормовой оконечностях ПЛ

Механика - два вала с двумя винтами в кольцевых насадках.

Энергетика - аккумуляторы свинцово-кислотные "изделие 419", количество 4 группы по 112 шт.

Специальное оборудование - На ПЛ установлено специальное оборудование для обеспечения длительной работы водолазов на глубине - поточно-декомпрессионная камера со шлюзом для водолазов и отсек длительного пребывания водолазов. Для наблюдений за спасенными используется аппаратура "Трезубец-КП". Работа отсека длительного пребывания водолазов и спасенных обеспечивается гелиево-кислородным компрессором ГК-225 и компрессором ГК-3.

ТТХ подводной лодки :
Экипаж - 94 чел (в т.ч. 17 офицеров, 21 чел водолазной службы и 8 чел экипажей СПС) + 50 мест для экипажа аварийной ПЛ

Длина - 106 м
Ширина - 9.7 м
Осадка - 6.9 м

Водоизмещение надводное нормальное с 2 СПС - 3950 тонн
Водоизмещение подводное с 2 СПС - 5100 тонн
Запас плавучести - 29%

Скорость надводная максимальная - 15 уз
Скорость подводная максимальная - 11.5 уз
Скорость подводная лаговая - 0.3 уз
Дальность надводного хода (при скорости 13 уз) - 3000 миль
Дальность подводного хода (при скорости 3 уз) - 85 миль
Дальность подводного хода (при скорости 11.5 уз) - 18 миль
Глубина погружения рабочая - 240 м
Глубина погружения предельная - 300 м
Время непрерывного пребывания под водой - 60 часов

Автономность - 45 суток

Вооружение:
- 2 х самоходных спасательных снаряда (СПС) пр.1837
- с 1980 г. после модернизации ПЛ Б-486 (на Б-257 после постройки) - СПС пр.1855 "Приз"
- с 1994 г. на Б-257 - СПС пр.18270 "Бестер"
- так же ПЛ в ходе модернизаций дооборудована для приема аппаратов для ремонтных работ пр.1837К и пр.1839.

Оборудование: (часть станций ГАС и др.оборудование возможно упомянуты дважды под разными названиями, по мере идентификации будет исправлено)
- поисковая ГАС миноискания МГ-519 "Плутоний" - в ходе модернизации заменена на ГАС "Арфа-Г" (используется для поиска затонувшей ПЛ без аварийного сигнализатора, установлена в ходе модернизации) - заменена на "Арфа-М" в ходе модернизации
- ГАС "Гамма-П" (установлена в ходе модернизации)
- навигационная ГАС МГ-17
- система "Кобальт"
- 2 х ГАС локации МГА-5 (размещены вдоль корабля в килевой части) - для уточнения положения ПЛ над аварийной ПЛ) - в ходе модернизации заменены на ГАС бокового и кругового обзора "Крильон"
- ГАС шумопеленгации МГ-10М2 (обеспечивает пеленг на аварийную ПЛ по сигналам аварийного сигнализатора МГС-29 аварийной ПЛ)
- ГАС аварийной связи МГ-15 или МГ-25
- аппаратура определения скорости звука в воде МГ-23
- ГАС связи с СПС - МГА-1
- РЛС "Каскад"
- РЛС-опознавания (?) "Хром-КМ" - в ходе модернизации заменена на "Пароль-301"
- радиопеленгатор "Завеса"
- станция обнаружения облучения РЛС (СОРС) "Накат-М" (заменена на МРП-25 в ходе модернизации)
- станция связи СВАН-М - заменена на "Анис-М-В" в ходе модернизации
- перископ
- аппаратура определения начала кавитации винтов ГИ-102
- навигационный эхолот НЭЛ-6 (в ходе ремонта заменен на эхолот М1)
- эхоледомер ЭЛ-3
- гидроакустический лаг ЛА-1 (для измерения скорости ПЛ относительно грунта на большом расстоянии до грунта)
- гидроакустический лаг ЛА-3 "Кемь" (для измерения скорости ПЛ относительно грунта при расстоянии до грунта 5-170 м) - установлен в ходе модернизации
- ГАС "Экватор-1" - для определения места ПЛ относительно донных маяков.

Для связи с водолазами используется станция МГВ-55. оптический обзор обеспечивается ТВ-комплексом МТ-70 (4 шт) с 5 камерами под килем и 1 камерой в рубке (зона обзора - 50 м по длине ПЛ и 10 м от киля и над лодкой) - наблюдение ведется через три экрана в центральном посту. Свет ТВ-камерам обеспечивают глубоководные светильники СГН-64. Автоматизированная система удержания глубины погружения с возможностью изменения с шагом от 1 до 15 м. Имеется насос для для размыва грунта на глубине до 120 м. Имеется оборудование для электрокислородной резки металлов и сварки на глубинах до 60 м (в надводном положении ПЛ) и до 200 м (в подводном положении).