Этическая беседа "О бескорыстии в дружбе. Беседа-диспут о бескорыстии и дружбе Работа с понятием «дружба»

Что такое настоящий человек, как он думает, ведет себя, каков его посыл? Цитаты, примеры и значение бескорыстия, дружбы и доброты в жизни.

Бескорыстие – это не материальное сознание

Это вход в духовную сферу. И если мы начинаем жить с бескорыстным чувством, вот эта энергия будет прибывать. Потому что это духовная математика: чем больше отдаешь, тем больше к тебе придет. Это совершенно иная реальность жизни. Это реальность души: чем больше отдаешь – тем больше к тебе приходит.

Потому что вот через это настроение мы получаем связь с Высшим источником. Высший источник – он полон, понимаете, он всем дает. Это изначальная, Божественная любовь, которая поддерживает все живое в этом мироздании. Все время дает.

И смотрите, все ведь работает: Солнце каждый день всходит. У нас даже такой мысли нет: что это оно не взошло? А почему оно всходит, собственно, никогда не думали? Это же вечный двигатель. Люди все время пытаются изобрести вечный двигатель. А Солнце-то… каждый день по этому закону действует, понимаете? Понимаете, что есть иная реальность, иная реальность существования? Она просто вокруг нас.

Олег Гадецкий

«Ум - это безумная обезьяна, несущаяся к пропасти. Причем мысль о том, что ум - это безумная обезьяна, несущаяся к пропасти, есть не что иное, как кокетливая попытка безумной обезьяны поправить причёску на пути к обрыву.»

Виктор Пелевин

Примеры и пословицы дружбы. щедрости и бескорыстия в жизни

Подобное привлекает подобное. Будь самим собой – спокойным, ясным, ярким. Спрашивай себя каждую минуту, то ли это, что ты действительно хочешь делать, и делай это, только когда услышишь ответ «да». Это отвадит от тебя тех, с которыми ты ничего о себе не узнаешь, и привлечет других, у которых тебе стоит поучиться.

Ричард Бах

Депрессия происходит от любви к себе. Одержимость и занятость собой вводит вас в депрессию. Любить себя - жить впустую. Не любите себя, любите Бога и ближнего - и вы никогда не впадете в депрессию.

Схиархимандрит Иоаким Парр

Ты сам определяешь, сколько радости и боли пережить в будущем, просто становясь ПРИЧИНОЙ ЭТОГО ДЛЯ ДРУГИХ. Никто не положит в твою тарелку лишнего.

Для того чтобы стать счастливыми, нам нужно внести в свою жизнь энергию благости. А ее не купишь за деньги, над ней придется потрудиться. Не зря в Ведах сказано, что счастье в благости «вначале подобно яду, затем подобно меду». Нам предстоит работать над собой, над своими качествами характера.

Энергия благости берется из медитаций, молитв, общения с возвышенными людьми… Еще эту энергию называют энергией чистоты. Нам нужно просто задуматься о чистоте в своей жизни – чистоте питания, образа жизни, чистоте отношений, чистых помыслах, и тогда счастье станет неотъемлемой спутницей нашей жизни, и окружающие нас люди будут чувствовать доверие, спокойствие и радость в нашем присутствии.

Вот тогда мы и будем настоящими людьми, ведь человеку предстоит поднять свой уровень сознания от животного к человеческому, а от человеческого – к Божественному.

Марина Таргакова

«Счастье есть! Его не может не быть!»

Обговаривает ли душа с Богом свою судьбу в следующем воплощении сразу после смерти?

Если душа научилась при жизни разговаривать с Богом, у нее не будет желания что-либо с Ним обговаривать. Она понимает, что на все воля Бога, что Бог лучше знает, что будет хорошо для души. Душа осознает свое положение слуги.

Значение, проблемы и цитаты о бескорыстии и великодушии

После смерти Господь открывает душе всю её жизнь, прожитую и будущую, и говорит, что не Он будет заниматься её судьбой, а Его специальные силы, администраторы Вселенной.

После смерти на какой-то промежуток времени душе открывается духовное зрение, и она видит Бога, но ничего сказать не может. При этом у неё не возникает к Богу никаких вопросов, все и так ясно (что ей нужно получить новую форму, отработать карму и т.д.).

У души нет никаких претензий к Богу, а есть понимание, что все, что у неё есть, это все она заслужила, также у души возникает чувство благодарности к Богу. За то, что Он только что показал ей Себя, что дает возможность быть рядом с Ним, что Он её не бросит, что Он вместе с ней пойдет в следующую форму жизни (в форме Сверхдуши). То есть Господь всегда рядом с душой, даже если она пойдет в форму червя навозного. Потому Господь – это наш самый лучший друг.

Владимир Слепцов (Вальмики дас)

Вы не найдете в мире вокруг себя ничего того, чего нет в вашей душе. Не бывает людей, в которых нет ничего хорошего, как и не бывает абсолютно плохих людей. В каждой душе есть и хорошее, и плохое. Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире.

Вам кажется, что если вы чего-то не видите, этого не существует. Нет, просто вы не замечаете в мире того, чего нет внутри вас. Злой человек не видит добра. Жадному все кажутся жадными, для любящего мир кажется наполненным любовью, а для ненавидящего - ненавистью.

Поэтому не заблуждайтесь: вы никогда не достигнете богатства, спокойствия и счастья вне вас, если вы не сделали усилий, чтобы найти их в самом себе.

Мать Тереза

Бескорыстие создает кристальную чистоту, которая гасит живую окраску цветов и драгоценных камней, подобно тому, как чрезмерный солнечный свет заставляет бледнеть яркость цветов.
Анни Безант

Блаженны нищие, ибо могут иметь бескорыстных друзей!
Марк Жильбер Соважон


Мигель де Сервантес Сааведра

Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли - даже роль бескорыстия.
Франсуа де Ларошфуко

Бескорыстные люди всегда обходятся слишком дорого.
Жанна Д Арк

Бескорыстие – глубокое моральное удовлетворение за счет некоторых материальных издержек.
Виген Оганян

Бескорыстным – иллюзии, корыстным – деньги, на которые можно купить иллюзии.
Войцех Верцех

Бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами.
Пол Гетти, миллиардер

Корысть часто вычисляет хуже, чем бескорыстие.
Пьер Буаст

Бескорыстие - глубокое моральное удовлетворение за счёт некоторых материальных издержек.
Виген Оганян

Не следует простирать своё бескорыстие до того, чтобы отдаться во власть неблагодарности.
Пьер Буаст

Корысть говорит на всех языках и играет любые роли, в том числе и роль бескорыстия.
Франсуа де Ларошфуко

Жил на проценты от бескорыстия.
Александр Ратнер

Корысть ненасытна.
(Питтак)
***

Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства - любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте.
(Саллюстий)
***

Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
(Лермонтов М. Ю.)
***

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.
(Фонвизин Д. И.)
***

Бескорыстие - одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую.
(Сервантес)
***

Когда корысть звучит в словах, не верь Ни лести женщины, ни проискам мужчины.
(Навои А.)
***

Если у человека появится хотя бы одна корыстная мысль, его твердость обернется малодушием, его знание - безрассудством, а чистота - порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоянием. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром.
(Хун Цзычен)
***

Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия.
(Вольтер)
***

Жестче всех тот, кто мягок из корысти.
(Вовенарг)
***

Корыстолюбие редко любовь побеждает.
(Фонвизин Д. И.)
***

Видимость добродетели приносит своекорыстию не меньшую пользу, чем порок.
(Ларошфуко Франсуа де)
***

Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море.
(Ларошфуко Франсуа де)
***

Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза.
(Ларошфуко Франсуа де)
***

Природное добродушие, которое любит похваляться своей чувствительностью, нередко умолкает, побежденное самым мелочным своекорыстием.
(Ларошфуко Франсуа де)
***

Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли — даже роль бескорыстия.
(Ларошфуко Франсуа де)
***

Своекорыстие приводит в действие все добродетели и все пороки.
(Ларошфуко Франсуа де)
***

Чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего в их основе лежит обманутое своекорыстие или уязвленное тщеславие.
(Ларошфуко Франсуа де)

Мы слышали, что бескорыстие одно из качеств, которое в себе должен развивать духовно-ориентированный человек.

Глядя, как люди пытаются бескорыстно служить и любить других, «не ожидая ничего взамен», я вижу как все их попытки неизменно терпят крах. А всё от неправильного понимания что такое бескорыстие.

Бескорыстно не значит бесплатно. Бескорыстно - это значит желать и ожидать в ответ не больше, чем это стоит. Бескорыстие - это сознательный отказ от наживы там, где ее можно получить (без корысти, без наживы). Бескорыстно значит без ожидания сверхприбыли. Получение соразмерной оплаты за свой труд, вклад - это нормально, это справедливый обмен на котором построено человеческое общество и отношения. Требование сверх того, что вложено - это уже корысть. Поэтому тот, кто продает свои товары и услуги по справедливой и соразмерной цене - бескорыстны. Те же, кто пользуется ухудшением условий, плохим положением и дерут за это в три дорога - корыстны. Но несправедливо обвинять людей, которые хотят справедливую оплату за их труд в корысти.

Бывает, что люди имея избыток, делятся им. Делятся, ничего не прося взамен потому, что этот процесс им не в тягость, а в радость. Для неблагодарных получателей таких даров - это халява. Не чувствуя себя ответственным вернуть что-то взамен из благодарности, желая закрепить процесс получения халявы, такие потребители называют только такой процесс «бесплатной раздачи слонов» «бескорыстием», приравнивая его к «бесплатности» и имея ввиду, что «ты мне все, я а тебе ничего и будь доволен, что я тебя называю добреньким и бескорыстным, а на самом деле завидую и ненавижу».

Бескорыстный человек может стремиться получить прибыль и выгоду от сотрудничества, от своего труда. Это естественно. Но корыстный стремится к сверхприбыли, к тому, что не заработал, к тому что не заслужил. Вот и вся разница.

«А как же бескорыстная любовь?», - спросите вы. Ничем не отличается, отвечу я. Это нормально - ожидать любовь в ответ на свою любовь. Но не сверх того, что я дал. Ожидать, что меня будут любить в ответ на мою любовь - это нормально и естественно. Но ожидать, что меня будут любить больше, чем я вложил в любовь к другому - это корысть. Есть люди, которые полны любовью и они дарят любовь от избытка. «Халявщики» называют это «бескорыстием» - когда можно пользоваться другими и не возвращать им взамен ничего.

«Не ожидать ничего взамен» - это иллюзия. Каждый кто любит, ожидает в ответ любви потому, что это дает возможность углубить, расширить любовь. Каждый стремиться углубить и увеличить поток любви. Даже религии утверждают, что не смотря на то, что «Бог бескорыстно нас любит», тем не менее ожидает, что мы тоже его полюбим (значит ожидание все же есть), и, как утверждают религии, стимулирует нас к этому. Например, угрозами вечного адского мучения или бесконечными кармическими перевоплощениями. Мы видим, что «бескорыстный Бог» в религиозном представлении не так уж и бескорыстен, если он требует повиновения, исполнения условий и предписаний, которые к тому же еще и чрезвычайно сложны и не логичны.

Если принять существование Бога как бесконечно любящего существа, бесконечно терпеливого в своей любви, бескорыстного, то все требования «люби меня или страдай» выглядят бессмысленными.

Но, бескорыстие, как я писал выше, не значит без ожидания. Бескорыстие - это ожидание адекватной реакции (без корысти, без лишней наживы). Поэтому бескорыстная любовь - это не бесплатная халява. Бескорыстие ждет благодарности и понимания, ждет ответа. И это естественно.

Будьте счастливы!

психолог Александр Шахов

БЕСКОРЫСТИЕ: 7 комментариевСаша, здравствуйте!

При раскрытии этого вопроса следует особо подчеркнуть сущность дружбы. Ее основой является общность целей и интересов, взаимная привлекательность, доверие и преданность, прочность и длительность межличностных связей.

«Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг»,- утверждал Шота Руставели еще в XII в. Но и сейчас эти слова не потеряли свою значимость. Вряд ли есть человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы, не хотел иметь друга или быть другом. Потребность иметь настоящего друга особенно остро дает о себе знать в ранней юности. Если подросток ищет скорее свою группу, то юноша стремится уже к индивидуальной дружбе.

Здесь учитель может поставить вопрос: что же такое истинная дружба? Обобщая ответы учащихся, учителю целесообразно привести несколько определений, характеризующих основные аспекты понятия «дружба». В Большой советской энциклопедии (М., 1972, т. 8, с. 1518) дружба определяется как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Почти вторят этому специалисты по этике: «Дружба - это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, интересов и целей и выдержавшая проверку временем». Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Во все времена дружба в целом считалась высшей нравственной ценностью. Однако в различных исторических условиях ее нравственные основы, ее общественная значимость, возможности для ее развития были разными.

В любом классовом антагонистическом обществе существует немало ограничений для развития дружбы. Например, человек, живший в эпоху рабовладения, вряд ли допускал мысль о дружбе между свободными и рабами.

Социализм, ликвидировав частную собственность и отношения господства и подчинения, создал благоприятные условия для развития дружбы. Ведь существовавшие ранее неравенство, враждебность между людьми были заслоном для возникновения дружбы, подрывали ее основы.

В развитом социалистическом обществе создается все больше условий для развития дружеских отношений. Но это не означает, что в нашей стране дружба может возникать между любыми людьми, что каждый человек может быть другом.

Хорошей школой дружбы является товарищество. Здесь уместен и такой вопрос классу: назовите основные моральные качества, позволяющие человеку быть настоящим другом. Учащиеся называют ряд таких качеств. Систематизируя и обобщая их ответы, учитель подчеркивает, что «дружба развивается и крепнет только при высоких нравственных качествах людей». Марксистская этика особо подчеркивает значение таких моральных требований, как глубокая взаимная заинтересованность делами и жизнью друг друга; полное доверие друг к другу, основанное на честности и искренности в словах и делах; взаимная поддержка и помощь в решении трудных задач жизни, особенно в беде и горе, готовность пожертвовать своими интересами ради помощи другу; преданность и верность в дружбе, сочетающиеся с полным бескорыстием; взаимная требовательность, вытекающая из чувства ответственности за друга, из заботы о нем

И еще вопрос учащимся: какие человеческие пороки особо несовместимы с дружбой? Вместе с пороками они могут назвать и недостатки - вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, медлительность, нерешительность и др. Тут следует подчеркнуть, что эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный. Еще древнеримский оратор и философ Цицерон заметил, что «дружба возможна только между честными людьми…». Персидский поэт Саади утверждал:

Тот истинный друг, кто укажет пути,
Препятствия все и поможет пройти.
Льстецов причислять опасайся к друзьям.
Тот истинный друг твой, кто честен и прям.

А великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал: «Настоящая дружба правдива и отважна». Учителю здесь уместно спросить: зачем дружбе нужна отвага? Учащиеся могут ответить: чтобы достичь намеченной цели, чтобы преодолеть встречающиеся на пути дружбы трудности, испытания. Это верно. Чрезвычайно важен и еще один аспект дружбы. Французский писатель-моралист, автор сборника афоризмов «Максимы» Франсуа Ларошфуко заметил: «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные».

Весьма ярко об этом говорил и Николай Островский: «Дружба- это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку». Обратите внимание и на высказывание древнегреческого мыслителя Солона: «Упрекай друга наедине, хвали - публично». Тут уместно спросить учащихся: «Нет ли противоречия между двумя последними высказываниями?» Если учащиеся отметят наличие противоречия, надо сказать следующее. На первый взгляд кажется, что совет Солона устарел: нельзя же без единого замечания то и дело хвалить друга публично. Здесь, безусловно, необходима мера. Слова Н. А. Островского «дать жестокую критику» тоже вначале кажутся слишком резкими. Но в них - нетерпимость к ошибкам, страстное желание помочь товарищу исправить их. Тем более что такая критика не обязательно должна быть публичной. Разговор наедине (так именно и надо поступать!) может быть принципиальным, нелицеприятным, но искренним и полезным. Все это как бы подтверждает высказывание Вальтера Скотта: «Ты не должен сердиться на друга, который, желая тебе добра, заставит тебя очнуться от сладких грез, если бы даже он сделал это несколько сурово и грубо».

Нельзя, разумеется, считать равноценным любой вид дружбы, любые ее положительные мотивы. «При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется прежде всего социально-нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых зиждется их союз».

Дружба несет в себе огромную моральную и воспитательную силу. Она делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее, гуманнее. Дружба воодушевляет, окрыляет человека. Жизнь преподносит немало свидетельств того, что многие серьезные неудачи и даже трагедии случались с людьми потому, что в трудный момент рядом не было истинного друга, способного оказать необходимую помощь. Но еще больше ярких примеров того, что благодаря дружескому союзу людей были сделаны удивительные открытия, одержаны великие победы.

Настоящая дружба немыслима без самоотдачи. Бескорыстной, не требующей в ответ ни наград, ни даров. Вспомним старый афоризм: «То, что отдал - твое, что взял - потеряно». «Это как бы соревнование двух за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь никто не проигрывает, выигрывают оба». Такое «соревнование» обогащает нас, развивает в нас человечность, дает возможность почувствовать себя счастливым.

Дружба помогает преодолеть трудности. Если основой дружбы являются совпадающие жизненные дели, значительные идеи, то ока нередко продолжается многие и многие годы. Удивительная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева продолжалась всю жизнь. А. И. Герцен писал: «…на Воробьевых горах, пред лицом целой Москвы мы обнялись, дали друг другу руки идти по жизни вместе, и ничто не разымет наших рук. Мы воспитали друг друга. Это первое чувство мое - Дружба. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль, как из океана». Верность друг другу укреплялась верностью той благородной идее, которой они посвятили свою жизнь.

Поразительной была сила дружбы К. Маркса и Ф. Энгельса. Без преувеличения можно сказать, что она продолжалась и после смерти К. Маркса: верность дружбы помогла Ф. Энгельсу завершить и издать произведения своего друга, руководить международным революционным движением. В. И. Ленин так характеризует дружбу этих великих людей: «Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».

Но если друзей не объединяют общественно значимые цели и интересы, если нет единства во взглядах и убеждениях, то даже при наличии взаимной личной симпатии такая дружба при первых же серьезных жизненных испытаниях может разрушиться, как карточный домик.

В подтверждение этого учителю уместно прочитать отрывок из «Молодой гвардии» А. Фадеева (Собр. соч., т. 2, с. 41-42), где с большой достоверностью показано, как при первом же серьезном испытании рухнула дружба между Ульяной Громовой и Валей Филатовой потому, что они оказались очень разными людьми. Трогательно было их расставание. «Какое-то предчувствие говорило им, что то, что происходит между ними, происходит в последний раз. Они не только чувствовали, они знали, что они в каком-то особенном душевном смысле прощаются навсегда». При возможности здесь целесообразно провести краткую дискуссию, поставив перед учащимися вопросы: в чем была основная слабость этой дружбы? При каких условиях судьба этой дружбы была бы иной? Обобщая мнение учащихся, учитель особо обращает внимание на возможность возникновения серьезных противоречий между друзьями, на необходимость их морального регулирования.

Дружба объединяет людей, имеющих индивидуальные особенности, различные способности и опыт, своеобразные темпераменты. В ней могут возникать противоречия, сомнения, столкновения. Чтобы не нанести урон дружбе, не ослабить ее, необходимо своевременно и правильно регулировать взаимоотношения между друзьями.

«Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются:

  • - взаимная требовательность друг к другу, нетерпимость к недостаткам и содействие их исправлению;
  • - честность, искренность и взаимное доверие, глубокий (взаимный) интерес к заботам и делам друга;
  • - взаимная поддержка и помощь в решении трудных жизненных проблем;
  • - преданность и верность дружбе, бескорыстие, готовность взять на себя любую тяжесть забот, если они окажутся не под силу другу».

Естественно, что друзья должны быть готовы выполнять эти нормы, должны уметь делать это деликатно, уважительно. Основа таких отношений - постоянное стремление помочь другу стать умнее, культурнее, сильнее, помочь преодолеть недостатки.

Если отношения между людьми не основываются на этих положениях, то их нельзя считать дружескими. Оправдание недостатков близкого человека, нетребовательность к нему, восхваление мнимых заслуг - признаки лжедружбы. Недаром народная мудрость гласит: «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Недруг поддакивает, друг спорит». Лжедружба не приносит настоящей пользы ни личности, ни обществу. Правда, иногда она создает иллюзию взаимной выгоды. Но такая выгода носит временный, спекулятивный характер и в конечном счете приносит вред.

Примечательно, что настоящая дружба строго избирательна. Испытанных друзей у человека немного. К. Маркс писал: «…Я вступаю в дружбу с очень немногими, но зато дорожу ею».

Естественно, что дружба возникает не случайно и развивается по своим законам. Все это ярко проявляется в юношеском возрасте.

В течение жизни у многих людей складываются прекрасные отношения с одноклассниками, однокурсниками, коллегами по работе и соседями, но проходят годы и лишь некоторые из тех, кого мы недавно считали друзьями, продолжают с нами тесно общаться. Обычно первых друзей или подруг мы заводим в школе, когда начинаем испытывать сильную симпатию и интерес к какому-то мальчику или девочке. Он (она) становится нам самым близким для общения человеком, с ним (с ней) мы делимся всеми секретами, обсуждаем интересующиеся нас проблемы и стараемся проводить в его обществе все свое свободное время.

Видимо, поэтому в годы учебы в школе или институте все люди, имеющие друзей, считают себя счастливыми. Только в компании друзей жизнь нам кажется полноценной и радостной. Но уже после выпускного бала жизнь разбрасывает нас в "разные стороны". Спустя годы кто-то достигает больших успехов в жизни и ему становится неинтересно общаться с бывшим другом, у которого уже совсем другие духовные и материальные ценности. Можно ли такие отношения, которые исчезают с годами сами собой, называть дружбой? И почему потеряв друга, мы часто этого даже не замечаем и нам без него не бывает даже одиноко?

Зачастую под маской дружбы прячутся просто приятельские . В молодости мы склонны называть друзьями всех, с которыми мы вместе веселимся, проводим много времени и с кем нам есть о чем поговорить. На самом деле, это не дружба и многие из наших знакомых, которым мы доверяем свои секреты, имеют мало общего с теми, кого и вправду можно назвать настоящим другом. Дружба - это не просто общение, она представляет собой чувство, основанное на взаимных симпатиях, доверии, искренности, общих интересах и увлечениях.

Дружба - это бескорыстное отношение между людьми, она не зависит от материального и социального положения в обществе, от возраста и состояния здоровья. Настоящие друзья остаются друзьями независимо от обстоятельств. Базируется дружба на взаимном уважении и доверии. А это значит, друг всегда будет считаться с вашим мнением, никогда не предаст и не обманет вас. Он не бросит вас в трудную минуту и не станет распространять про вас сплетни. Настоящий друг - это тот, кому вы можете рассказать обо всех своих проблемах в жизни. Тот, кто вас поймет, поддержит, посочувствует, поможет советом или делом. Там где эта помочь сводится к торгу: "Я выручаю тебя сейчас, а потом выручишь ты меня" речь идет о приятельских отношениях между людьми, которые только утешают себя мыслью, что они настоящие друзья.

Согласитесь, в наши дни бескорыстная дружба между людьми встречаются очень редко. Многие люди называют другом тех, кто им нужен или кто позволяет им беспрерывно пользоваться собой. Дружба в этих случаях тут же погибает, как только друг перестает помогать. Значит ли это, что никакой дружбы на свете не существует? Конечно же, нет. Еще древнегреческий врач Аристотель писал, что слово "дружба" может иметь несколько значений. Он дал определение разным видам дружбы, среди которых выделил обычную и настоящую.


Обычная дружба основывается на общих интересах и, как правило, связывает людей, имеющих общее дело или заинтересованных в своем успехе через налаживание отношений с другом. Зачастую такая встречается между политическими деятелями и знаменитостями. Готовность и способность поступиться своими интересами ради решения практического вопроса, что принесет пользу обоим, делает такую дружбу иногда весьма крепкой. Для женщин обычная дружба - это простое сотрудничество, где двух соперниц связывают деловые или полезные отношения. Мужчины же, в отличие от женщин, действительно способны дружить длительное время ради достижения какой-то общей цели. Обычные друзья могут встречаться редко и без надобности они могут даже не вспомнить друг о друге. Настоящая дружба - благородная и честная. Иногда она привязывает друзей сильнее, чем их отношения с родным братом или сестрой. Но лишь немногим удается найти такого друга. Ведь чтобы завести его надо быть искренним, добрым и открытым человеком, умеющим сочувствовать, выслушать, хранить секреты и помогать бескорыстно. А таких альтруистов найти сегодня довольно сложно.

Настоящий друг не оставит в беде, он не откажется от дружбы даже тогда, когда человек тяжело болеет или остался без средств для существования. Чем старше человек, тем труднее ему найти настоящего друга. С возрастом дружеские отношения дифференцируются, с кем-то нас связывают общие интересы, с другими - воспоминания молодости, с третьими - душевные переживания. Каждое из этих отношений имеет важное значение в нашей жизни, поэтому их также мы по привычке называем дружбой. В этом нет ничего плохого, каждый дружит так, как умеет.

Главное в дружественных отношениях не переступить ту черту, после чего друзья становятся заклятыми врагами. Например, нельзя требовать от друга, чтобы он совершил что-то недостойное или строить интриги за его спиной с его сексуальным партнером. Дружба целиком базируется на искренности, доверии и честности. Как только эти чувства утрачиваются, от дружбы не остается и следа. Чтобы заиметь настоящего друга развивайте в себе эти качества и старайтесь ежедневно проявлять их по отношению к окружающим вас людям. Высокомерие, корысть, зависть, замкнутость, равнодушие и предательство не дают человеку возможности любить кого-либо кроме себя и сводят на нет всех его друзей.

( Разработала: Мартынова Ирина Львовна ,

учитель начальных классов,

ГБОУ Билингвальная гимназия №2)

__________________________________________________________________

Классный час.

Тема: О бескорыстии в дружбе.

Планируемы личностные результаты:

    Вырабатывать нравственные ориентиры.

    Формировать самосознание.

    Формировать нравственно-этические ориентиры.

    Развивать способность к нравственной оценке поступков.

Вопросы для обсуждения с детьми:

    Взаимная помощь в учении.

    Бескорыстная забота об одноклассниках. (Взаимопонимание друг друга, настроения, переживания.)

    Сочувствие другу в беде и горе, умение жить его радостями.

    Готовность помочь другу.

    Недопустимость отрицательных проявлений – зависти, черствости, бездушия, бессердечности, корысти и эгоизма.

Ход урока

    30 человек сидят в 5-ти группах по 6 человек.

    Распределение вопросов.

Один представитель группы берёт по одному лепестку цветика-семицветика, на которых вопросы для обсуждения.

I . Учитель. Сегодня мы с вами будем обсуждать тему, которая касается каждого. Каждый из вас имеет опыт личных товарищеских отношений, переживаний, связанный с радостями и огорчениями дружбы.

Однако есть ребята, которые имеют неправильное представление о том, кого можно назвать хорошим другом.

Подумайте, какие поступки и действия способствуют укреплению дружеских отношений?

Учитель. Кто из ребят класса поступал по-дружески?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Взаимная помощь в учёбе, поддержка сближает всех ребят.

Учитель. Но не каждый ребёнок может выполнить самостоятельно задания. А некоторые ребята не хотят, ленятся.

(Обсуждение детей.)

Вывод: При неумении следует помочь другу, научить его.

А при нежелании – разъяснить, что нужно воспитывать силу воли – в жизни это пригодится.

Однако, ябедничать – нельзя.

Ябедничество мешает дружбе.

Учитель. Как же поступить ученику в случае нарушения установленных правил поведения кем-то из одноклассников?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Нужно высказать свое мнение о неправильном поступке тому, кто нарушил. Если нарушитель не обратит внимания, то обратиться к учителю за помощью.

II . Учитель. Есть такие ребята, которые дружат только с теми, от кого можно заполучить что-то.

(Обсуждение детей.)

Вывод: Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Такая дружба непрочна и такие отношения не красят людей.

Учитель. В чём состоит ценность дружбы, её значение в жизни?

Как могут бескорыстно помогать друг друга друзья?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Взаимопомощь, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Бескорыстие делает дружбу прочной.

Бескорыстие предполагает готовность помочь, даже пойдя на жертвы.

Учитель. Готовность поступиться чем-то ради друга нужно воспитывать в себе.

Ведь выполнить даже самую простую просьбу ради друга бывает очень нелегко. Каждый знает это по своему опыту.

(Обсуждение детей.)

    Не стоит спорить по пустякам.

    Не стопит зазнаваться, если, что-то лучше получается.

    Не завидовать, а радоваться успехам других.

    В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её.

    Чуткость, внимание к другу проявляются не только в больших делах, но и в мелочах.

Учитель. Некоторые ребята в общении, в игре начинают «командовать», стремятся подчинить других своей воле. Они требуют беспрекословно им подчиняться, поступать так, как они считают нужным. Правильно ли это?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Такие ребята стремятся завоевать авторитет любой ценой. В поступках этих ребят проявляется высокомерие и эгоизм, которые мешают прочные, доверительным, дружеским отношениям.

III . Учитель. Нам нужно учиться сопереживать друзьям в их бедах и уметь разделить с ними радость. Неумение радоваться радости другого приводит к злому чувству зависти. А зависть вредит взаимоотношениям.

У тех, кто завидует может появиться желание, чтобы у него случилась неприятность.

Например, во время хорошего ответа кого-либо из учеников не все дети радуются успеху товарища, высокой оценке, которую он по праву заслужил. В глазах некоторых ребят заметны недобрые огоньки. Зависть порою может толкнуть и на неправильный, бесчестный поступок.

(Обсуждение детей.)

Вывод: Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, разделяют радости и огорчения.

Учитель. Давайте утвердили «Законы дружбы».

(Работа в группах.)

1гр. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

2гр. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3гр. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

4гр. Дружба и эгоизм – непримиримы, несовместимы. Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатство, заботу.

5гр. Дружба испытывается в беде и в опасности.

Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Этическая беседа «О бескорыстии в дружбе»

Цели:

1. Расширить знания детей о дружбе.

2. Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение друг к другу.

4. Формировать нравственные качества учащихся.

Ход беседы.

    Орг. Момент.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

    Актуализация знаний.

Посмотрите видео и определите тему нашей беседы.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а всё же, что обозначает?

Это слово? Значит что оно?)

Сформулируйте цель нашего урока. (Ответы учащихся). Сегодня на уроке в центре нашего внимания понятие «дружба».

Цель нашей беседы: понять, узнать, что такое дружба.

    Работа с понятием «дружба».

У: У каждого на парте лежит листочек с фразой «Дружба-это…».

Продолжите её. (Время работы 2 минуты)

Заслушиваются ответы и кратко записываются на доску.

У: Кто же прав. Обратимся к источникам информации.

У: Как это понятие рассматривается в толковом словаре Ожегова?

« Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»

Как это понятие рассматривается в толковом словаре Даля?

У: Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная приязнь».

У: На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

У: Корысть – страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатств.

    Работа в группах.

Обсуждение ситуаций.

Итак, у вас у всех есть хороший верный друг. Но вот однажды вы попадаете в одну непростую ситуацию. Как надо поступить? Предлагаю обсудить возможные пути решения.

Ситуация для группы 1.

Паша принёс в школу электронную игру. К нему подбежал Юра и закричал: Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Паша согласился. На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Юра и опять сказал: «Я твой друг! Давай вместе играть!» Когда к ним подошёл Паша, Юра заявил, что с ним не будет играть.

Считаете ли вы Юру настоящим другом? Почему?

Ситуация для группы 2.

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Ситуация для группы 3.

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

Правильно ли они поступили и почему?

Ситуация для группы 4.

Две подружки Маша и Таня шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - сказала Таня.

- Я не могу! Я промокну! – нагнув голову ответила ей Маша.

А как бы вы поступили?

Каждая группа зачитывает ситуацию и предлагает свой вариант решения. Другие дети могут предложить свой вариант.

Вывод: Оказывается дружить не всегда легко. Иногда приходится принимать не простое решение.

У: Так какими качествами должен обладать настоящий друг?

А сейчас немного поиграем. Для этого нам необходимо встать в круг. И передавая «волшебную конфету» друг другу, называть черту, которая присуща настоящему другу. Начиная такими словами: «Друг должен быть…»

У: А нужно ли самому обладать такими же нравственными качествами как ваш друг? Почему? Обоснуйте.

    Рефлексия.

У: Послушайте и закончите: «Друг – это человек, с которым я могу…», продолжите мысль и закончите на листочках. (2 минуты)

У:Ребята, Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Я желаю вам, чтобы вас окружали только настоящие друзья! И не забывайте и вы, быть настоящими друзьями! На этом закончим нашу беседу.