Связанные понятия
Фа (лат. fa) в сольмизации (сольфеджио) - мнемоническое обозначение четвёртой ступени диатонического звукоряда. Аналогично обозначению F. Отстоит на полутон от Ми и на целый тон от Соль.
Пентато́ника (от др.-греч. πέντε - пять и др.-греч. τόνος - напряжение, натяжение; тон) - пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до - соль - ре - ля - ми.
Характерные интервалы - это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются.
Наклоне́ние (нем. Tongeschlecht) в теории музыки - отличительные свойства терцового аккорда, звукоряда, тонального лада, которыми обусловливается их принадлежность к мажору или минору. Различают мажорное наклонение и минорное наклонение.
Си (лат. si) в сольмизации (сольфеджио) - мнемоническое обозначение седьмой ступени диатонического звукоряда. Аналогично обозначению H. (Обозначение B используется в ряде стран, в частности, в Англии, Голландии, США; при этом следует помнить, что в классической теории музыки обозначение B соответствует ноте си-бемоль). Си-диез - His. Си отстоит на целый тон от Ля и на полутон от До.
Унде́цима (лат. undecimа - одиннадцатая) - музыкальный интервал шириной в одиннадцать ступеней, обозначается цифрой 11.
Ступе́нь (нем. Stufe, итал. grado, англ. scale degree) в теории музыки - характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде.
Приготовление (англ. preparation, фр. рrеparation, итал. preparazione) - понятие тональной гармонии, обозначающее фазу звучания консонантного тона или аккорда, которая непосредственно предшествует фазе звучания диссонантного неаккордового тона. Этот музыкальный приём состоит в том, что диссонирующей ноте на сильном времени такта предшествует та же нота в том же голосе в виде консонанса. В свою очередь, последующий возврат из диссонантного тона в консонантный называется разрешением.
Нонакко́рд - аккорд, состоящий из пяти звуков, которые можно расположить по терциям (например: до, ми, соль, си, ре). Обозначается цифрой 9.
Консонанс и диссонанс (фр. consonance, от лат. consonantia - созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, от лат. dissonantia - неблагозвучие, нестройное звучание; названные латинские термины - переводы, соответственно, др.-греч. συμφωνία и др.-греч. διαφωνία) в теории музыки - категории гармонии, характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также сами созвучия (интервалы, аккорды), воспринимаемые/интерпретируемые как «слитные» и «неслитные».
Транспонирующие музыкальные инструменты ― музыкальные инструменты, у которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз по отношению к нотированной высоте.
Полуто́н (др.-греч. ἡμιτόνιον, лат. semitonium) - музыкальный интервал, равный половине целого тона. Полутон - наименьший интервал в традиционной и академической музыке Европы. «Музыкально-теоретический» полутон, понимаемый как структурный элемент диатонических и хроматических звукорядов, не может быть приведён к единому математико-акустическому значению. То, что музыканты в разные эпохи называли словом «полутон», представляет собой не одну величину, а группу разных величин (числовых значений).
(лат. nōta - «знак», «метка») в музыке - это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.
Повторить понятия звукоряда, лада и тональности.
1. Определения
2. Гамма, тяготения, ладовое разрешение, ладовая централизация, ладовая опора(плагальные и авт.), основные ступени
3. Виды ладов
a. Модальные
b. Пентатоника
c. Тетрахорды
d. диатоника
Диатоника (от греч. diatonikós, буквально - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá - через, вдоль и tónos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).
К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда - пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.
Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минор и мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.
Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.
БСЭ
Существуют и более простые, хотя гораздо менее точные определения:
Диатоника – последование, объединение или смешение звуков, основанное на диатоническом звукоряде, т.е. содержащее только чистые, малые и большие интервалы, и в виде исключения – тритон.
Краткий муз. словарь
Диатонический звукоряд – звукоряд, образованный из простых ступеней – до, ре, ми, фа, соль, ля, си(без знаков альтерации)
Краткий муз.словарь
Диатонической считается музыка, пстроенная с использованием т.н. «народных» или «церковных»-
1. Дорийский минор
2. Фригийский минор
3. Локрийскийминор
4. Эолийскийнатуральный минор
5. Миксолидийскийт мажор
6. Лидийский мажор
7. Ионийскийнатуральный мажор
Однако эти лады, не вполне соответствуют старым народным ладам, т.к. загнаны в систему 12 тоновой равномерной темперации.
К условно-диатоническим относят так же гармонические и мелодические разновидности натуральных ладов.
Строение диатоники
Семь звуков квинтового ряда образуют диатонику. Если их расположить по секундам, то они образуют диатоническую гамму.
Гамма – звукоряд лада выстроенный поступенно(не меньше октавы).
Если квинтовый ряд диатоники продолжить, сделав в обе стороны по пять квинтовых шагов, то возникает вид полной хроматики, использовавшийся в художественной практике, еще до нахождения равномерной темперации:
Выразительные возможности диатоники исключительно богаты. Они могут быть представлены в консонантных и диссонантных гармониях.
Диатоника является основой хроматики.
Полная схема основных диатонических ладов:
Наиболее общие сведения
Все диатонические лады состоят из 7 звуков(основных тонов) в пределах октавы.Т.е. все диатонические лады – октавные.
Октавными называются лады,звукоряд которых умещается в октаву. Элементы этих ладов повторяются во всех октавах не изменяя своего значения. Например, тоника таких ладов повторяется в каждой октаве
Диатонические лады традиционно делят на нижний и верхний тетрахорд.
Современные диатонические лады исторически произошли от церковных автентичных. Рассмотрим подробно каждый лад.
Анализ лада:
1. Строение
2. Особенности
a. Краска
b. Характерные интервалы
3. Интонирование
4. виды
Мажорная группа диатонических ладов
Ионийский
Данный лад является натуральным мажором (от лат. major – больший, так же durus - твёрдый). Звукоряд натурального мажора строится по схеме: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2тона, полутон, 3 тона, полутон) .Верхний и нижний тетрахорды – мажорные.
Интонирование итяготения натурального мажора
Ионийский лад обладает светлой краской, радостным натроением и, вместе с противоположным по окраске минором, составляет один из наиболее важных контрастов в музыке.
Ионийский мажор обязан своей краской звуку, отстоящему на большую терцию вверх(терция лада) от тоники.В широком смысле эта мажорная краска присуща не только ионийскому ладу, а еще группе ладов: лидийскому, миксолидийскому, пентатонным разновидностям. В современной музыке натуральный мажор – одна из основных звуковых систем.
Виды натурального мажора
Гармонический мажор – ионийский лад с пониженной VI ступенью. Верхний тетрахорд гармонического мажора совпадает по строению с верхним тетрахордом гармонического минора(называется гармонический тетрахорд). Нижний тетрахорд – мажорный.
VI
Мелодически, в состав гармонического мажора входит увеличенная секунда между VI и VII ступенью, увеличенная кварта VI - II , а так же другие уменьшенные и увеличенные интервалы, основанием и вершиной которых является пониженная VI ступень.
Характерные интервалы :
1. ув.2(VI b -VII)
2. ум.7 (VII-VI b )
3. ув.5 (VI b -III)
4. ум.4 (III-VI b )
Окраску гармоническому мажору придают аккорды субдоминантовой группы:
· Минорная субдоминанта
· Уменьшенное II трезвучие
· Увеличенное VI трезвучие
Для гарморического мажора характерен мелодический ход VI b - V
Пример: «Пришел в мир Спаситель»
Мелодический мажор – ионийский лад с пониженными VI и VII ступенями.
Гамма состоит из тетрахордов: нижнего мажорного, верхнего фригийского.
VI , VII ступень в гармоническом мажоре интонируется тупо.
Миксолидийский
В точности ионийский лад, за исключением пониженной седьмой ступени. Нижний тетрахорд – мажорный, верхний – минорный.
Характерным интервалом является т.н. «мисколидийская септима». Интонируется тупо .
Окраску данному ладу придают аккорды доминантовой группы:
· Минорная доминанта
· Мажорное VII трезвучие
· Увеличенное III
Данный лад относится к «мажорной» группе ладов, т.к. нижний тетрахорд – мажорный. Но он менее «мажорный» чем ионийский лад, за счет верхнего тетрахорда.
Лидийский
Данный лад так же как и миксолидийский относится к мажорной группе, однако нижний тетрахорд у него особенный. Хотя первые три ступени в точности соответствуют ионийскому ладу, IV ступень повышена. Таким образом, окраска лидийского лада более «мажорная» , чем у остальных в мажорной группе.
Характерный интервал т.н. «лидийская кварта». Повышенная IV ступень интонируется остро . Особенность ладу придают следующие аккорды:
· Уменьшенная субдоминанта
· Мажорное II трезвучие
· Минорное VII трезвучие
Минорная группа диатонических ладов
Эолийский
Данный лад является натуральным минором (moll - мягкий; minor - маленький). Состав эолийского лада – тон, полутон, тон, тон, поутон, тон, тон. Нижний тетрахорд минорный, верхний – фригийский.
Интонирование и тяготения натурального минора
Эолийский лад обладает сумеречной окраской, грусным настроением. Этой окраской, натуральный минор главным образом обязан третьей ступени, отстоящей от тоники на малую терцию.
· Минорная доминанта
· Мажорное VII трезвучие
· Минорное III трезвучие
Натуральный минор, с точки зрения гармонии, тяготеет к опоре на IV ступень, т.е. для него более характерны плагальные обороты.
В широком смысле эта минорная краска присуща не только эолийскому ладу, а еще группе ладов: фригийскому, локрийскому, дорийскому.
Виды натурального минора
Разновидности натурального минора более распространены, чем разновидности натурального мажора.
Гармонический минор
Отличается от натуральной разновидности повышенной VII ступенью. Нижний тетрахорд минорный, верхний – гармонический.
Содержит в своем составе следующие характерные интервалы:
1. Ув.2(VI-VII n )
2. Ум.7(VII n -VI )
3. Ув. 4(IV-VII n )
4. Ум.5 (VII n -IV)
Наиболее яркой из них считается Ув.2 между VI и VII повышенной. Для европейской музыки до XVII столетия увеличенная секунда в миноре не была характерной, она отсутствовала в фольклорной мелодике. Однако у некоторых народов гармонический минор широко распространён в фольклорной музыке(например в украинской, а так же восточной музыке)
Повышенная VII ступень обострила тяготения к I ступени, утвердила автентичность(опору на доминанту), усилила централизацию минора.
VII повышенная ступень интонируется остро.
Особенность ладу придают следующие аккорды:
· Мажорная доминанта
· Малый мажорный септ на V ступени
· Увеличенное III трезвучие
· Уменьшенное VII трезвучие
Гармонический минор относится к условно-диатоническим. С XVII ст. он стал основным видом минора. Свое название гармонический минор получил из-за большой распространенности в гармонии.
Мелодический минор
Отличается от натурального минора повышенной VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд – минорный, верхний – мажорный. Это приближает мелодический минор к мажору, и обогащает музыку контрастами.
Мелодический минор возник из необходимости избежать хода на увеличенную секунду.
При поступенном нисходящем движении от I к V верхний тетрахорд часто изменяется на натуральный. Это более естественно, так как восходящее тяготение повышеных ступеней вступает в противоречие с нисходящим направлением мелодии.
В тоже время не запрещается применение нисходящей мелодической гаммы, при этом создается особенный мажоро-минорный колорит в пределах оного лада.
VII и VII повышенные ступени интонируются остро.
Натуральный,гармонический и мелодический миноры, переплетаясь,создают полный минор гамма которого состоит из 7-ми ступеней и 9-ти тонов.
Существуют еще дважды гармонический минор (с повышенной IV c тупенью), который можно рассматривать как доминантовый лад
Дорийский
По составу дорийский лад такой же, как натуральный минор, с одним отличаем: VI ступень повышена. Верхний и нижний тетрахорды минорные.
Особенность ладу придают следующие аккорды субдоминантовой группы:
· Мажорную субдоминанту
· Минорное II трезвучие
· Уменьшенное VI трезвучие
Повышенная VI «дорийская секста» интонируется остро
Окраска дорийского лада, благодаря мажорной субдоминанте, осветляет его. Это самый светлый лад из миноров.
Фригийский
II ступенью. Верхний и нижний тетрахорды – фригийские.
Особенность ладу придают следующие аккорды доминантовой группы:
· Уменьшенная доминанта
· Мажорное II трезвучие
· Минорное VII трезвучие
Пониженная II «фригийская секунда» интонируется тупо
Окраска фригийского минора более темная, чем у натурального минора, можно сказать что это он «более минорный»
Локрийский
Отличается от натурального минора пониженной II и IV ступенью.Нижний тетрахорд фригийский, верхний – лидийский.
Особенность ладу придают следующие аккорды:
· Уменьшенная тоника
· Доминанта в отличае от фригийского мажорная
· Мажорное II трезвучие(так же как во фригийском)
· Минорное VII трезвучие(так же как во фригийском)
По окраске это самый «минорный» минор. Локрийский лад очень редко встречается как в народной, так и в профессиональной музыке.
Диатоника в музыке
Натуральные лады очень редко встречаются в чистом виде. Чаще
всего у композиторов наблюдается полиладовое мышление. В одном и том же
произведении можно услышать признаки разных ладов. Например, гармонический
минор в «концертной сюите» С. Танеева содержит пониженную
II
ступень. Это придает
произведению фригийскую окраску.
Параллельно-переменные системы:
Переменным называется лад, в котором значения тоники получают по очереди разные ступени одного звукоряда, или при одной тонике изменяется звукоряд. В переменном ладу при изменении тоники происходят соответственные изменения в функциях всех ступеней. Чаще всего чередуются две тоники, принадлежащие родственным тональностям.
Параллельно–переменные системы образуются на основе общности звукоряда: таковыми называются системы из нескольких ладов с одинаковым набором ключевых знаков.
Параллельно-переменные мажоро-минорные системы находятся в малотерцовом отношении:
· тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора
· тоника параллельного мажора находится на III ступени минора
Использование параллельных ладотональных систем обогощает музыку мелодическими и аккордовыми оборотами друг друга. Функцию тоники принимает то одно, то другое трезвучие(из тонических трезвучий системы). В зависимости от систематичности чередования достигается равноправие сменяющих друг друга тоник. Это явление называется ладовой переменностью .
Задания
1. Строить на ф-но лады
a. от белых клавиш
b. от ноты до
2. Строить голосом гармонические разновидности ладов
3. Играть на ф-но параллельные лады
4. Разрешение голосом характерных интервалов
5. Анализ на слух характерных интервалов
«Диатонические лады», «Греческие»
или как их ещё называют «Натуральные» —
это лады,
которые основаны на структуре , в которых за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы.
Если принять одну из 7 ступеней До-мажорной
гаммы за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:
- Ионийский лад — это первый лад, который начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы (в нашем случае это нота C). Ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма.
- Дорийский лад — это второй лад, который начинается со второй ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты D и заканчиваете нотой D.
- Фригийский лад — это третий лад, который начинается с третей ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты E и заканчиваете нотой E.
- Лидийский лад — это четвёртый лад, который начинается с четвёртой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты F и заканчиваете тоже нотой F.
- Миксолидийский лад — это пятый лад, который начинается с пятой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты G и заканчиваете нотой G.
- Эолийский лад — это шестой лад, который начинается с шестой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A. Эолийский лад — это натуральный минорный лад.
- Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты B и заканчиваете нотой B.
Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:
Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их окраску, и звучание.
Окраска диатонических ладов
Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых . Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее . Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному :
- Лидийский (один диез) характерен своим мечтательным, задумчивым, духовным звучанием. Именно такие гитаристы как Джо Сатриани и Стив Вай широко используют этот лад в своих импровизациях. Большинство альбомов Стива Вая , в той или иной мере, содержат в себе на основе расширенного Лидийского лада в Ми. В качестве примера можете послушать куплеты из «Flying in the blue dream» Джо Сатриани или куплет из очаровательной «Every Little Thing She Does Is Magic» The Police.
- Ионийский (нет ни диезов, ни бемолей) мы все прекрасно знаем его и слышали сотни раз. Звучит он торжественно, бодро, по детски и иногда даже пафосно. Послушайте Happy birsday .
- Миксолидийский (один бемоль) напоминает риффы типа «Oh Pretty Woman» и «I Feel fine» и звучит довольно энергично.И это единственный мажорный лад, который отлично ложится на доминантсептаккорд.
- Дорийский (два бемоля) лад характерен своей активностью и энергией. Звучит довольно весело для минора и является основным в арсенале джаз, рок, и фьюжин-гитаристов Например: Блэкмора и Хэндрикса .
- Эолийский (три бемоля) лад очень напоминает Хэви-метал со своими Iron Maiden и Judas Priest.
- Фригийский (четыре бемоля) самый «тёмный» из диатонических вариантов минора. Звучит мрачновато и некоторым людям напоминает испанские темы, а некоторые слышат в нём потенциал на трэш-металовские рифы. Возможно это из-за диссонанса между тоникой и малой секундой см. .
- Локрийский (пять бемолей) нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, он является условно диатоническим из-за того, что в его основе лежит уменьшенное . Это единственный лад, которым можно обыграть полууменьшённые (min7b5) , которые звучат так напряжённо, что в аккордовых прогрессиях используются как промежуточные, нежели основные.
Производные лады
Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:
малая терция вниз ⇒
- С — Ионийский || Am — Эолийский
- F —Лидийский || D — Дорийский
- G — Миксолидийский || E — Фригийский
Так называемые «производные лады» являются диатоническими вариантами мажора и минора.
Аппликатуры диатонических ладов
Мажорные диатонические ладны:
Минорные диатонические лады:
Условно диатонический лад:
Рекомендуемый контент:Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4
Музыкальный звукоряд диатонический
Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.
Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:
Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.
Музыкальный звукоряд хроматический
Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:
Учитывая не совсем удачный опыт добавления нового буквенного названия (помните названия нот A, H, C, D, E, F, G ?), а также то, что названия основных ступеней (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) замечательно прижились, решили новым ступеням самостоятельных названий не присваивать, а обойтись уже имеющимися с добавлением специальных знаков.
Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.
Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.
На аппликатуре духовых инструментов, таких как блокфлейта , приходится заучивать положение пальцев на инструменте для каждой ноты, зато на фортепианных клавишах это выглядит намного понятнее:
Семь белых клавиш на фортепиано, это семь основных ступеней октавы, а пять черных для ступеней со знаками альтерации. Вместе 12 клавиш составляют современную октаву. Затем ноты повторяются. Такая же система применяется и на других клавишных инструментах и на аккордеоне.
И тут выяснилось, что …
Музыкальный звукоряд. Энгармонизмы.
Что выяснилось? А давайте оторвём для эксперимента пару-тройку клавиш. Вот так:
Не волнуйтесь, ни одно фортепиано в нашем эксперименте не пострадало.
Зачем мы это сделали? Чтобы внимательно изучить черную клавишу до ♯ , ре ♭
Сколько бы мы ни стучали по этой клавише в исправном инструменте всякий раз будет звучать один и тот же звук. Впрочем, это ожидаемо. И у этого звука два названия. То есть, это две разные ноты! Нота до ♯ и нота ре ♭ — разные ноты, только звучат они одинаково.
Этот интересный эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм.
Сами такие звуки (в нашем случае до ♯ и ре ♭) называют энгармонически равными.
О, будущие музыканты! Можете удивиться, но вам придется хорошо запомнить: переходя на полтона можно извлечь две разных по названию ноты, хоть, и звучать они будут одинаково и это значит, что существуют полутоны двух видов:
- диатонический полутон — переход между смежными звуками разных названий. В разбираемом случае переходы «до -ре ♭ » и «ре — д о ♯ «
- хроматический полутон — переход между смежными звуками одного названия: «до -до ♯» и «ре — ре ♭»
Следующая част занятия Часть 5 про темперированный
звукоряд и объсняется почему в начале урока не были даны частоты для всех нот.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 5.
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька.